Работа Ж.-П. Сартра "Экзистенциализм – это гуманизм"

Темаработы: Работа Ж.-П Сартра «Экзистенциализм-это гуманизм»

1. что Сартр понимает под экзистенциализмом?
 
Самымнадежным свидетелем истины экзистенциалисты считают нетранслируемуюиндивидуальную субъективность сознания, выражающуюся в настроениях,переживаниях, эмоциях человека. Постигнуть мир, как он есть (или, по выражениюМерло-Понти, «каким он существует до науки»), — значит, согласноэкзистенциалистам, выявить смысл единого мироощущения личности, непроизвольноприсутствующего в этих настроениях, переживаниях, /288/ эмоциях. «Бытие, —пишет Сартр, — может быть обнаружено нами лишь некоторыми средствами прямогодоступа, скажем, через переживание скуки, отчаяния, отвращения и т. д.».
Экзистенциалистыне отрицают, что, как психологические явления, переживания человека обусловленыобстоятельствами, различными для разных людей. Однако они полагают, чтопереживание никогда не бывает полностью обусловленным, а всегда несет в себенечто общее всем людям и выражающее самое существо человеческого положения вмире. Эта необусловленная тенденция переживания становится видимой либо тогда,когда пробудившая его ситуация является трагически острой, либо тогда, когдасамо переживание возникает со спонтанной непроизвольностью.
2. какие две разновидности экзистенциализма существуют?
 
Экзистенция— способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенцияупотребляется Кьеркегором.
Экзистенциализм(от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одноиз самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самоенепосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности…Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка,бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальнаяфилософия — это философия радикальной конечности»
Существуетдве разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный— единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе,подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.
3.какойпервый принцип экзистенциализма?
 
Человекесть лишь то, что он из себя сделает. Таков первый принцип экзистенциализма. Этои называется субъективностью, за которую нас упрекают.
4.какСартр определяет человека?
 
Существуютдве разновидности экзистенциалистов: христианские – Ясперс, католик ГабриэльМарсель; экзистенциалисты-атеисты – Хайдеггер, французские экзистенциалисты ион сам. И тех и других объединяет то, что нужно исходить из субъективности,существование предшествует сущности (человек сначала существует, встречается,появляется в мире, и только потом он определяется). Атеистическийэкзистенциализм учит, что даже если бога нет, то есть по крайней мере онобытие, у которого существование предшествует сущности, бытие существует преждечем его можно определить каким-нибудь понятием. Для экзистенциалиста человекпотому не поддается определению, что первоначально ничего собой непредставляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким онсделает себя сам. Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы еезадумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себяпредставляет, но такой, каким он хочет стать. Это и называется субъективностью,за которую нас упрекают. Человек – это прежде всего проект, которыйпереживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Первымделом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагаетна него полную ответственность за существование.
5.какхарактеризуются основные экзистенциалы: тревога, заброшенность, отчаяниечеловека?
 
Философияэкзистенциализма – безусловно, мужественная философия, хотя и не всегдасообразующаяся с человеческой реальностью. В рамках этой своеобразной философиимужества рассматриваются и переосмысливаются и такие «экзистенциалы»как отчаяние, надежда и др. Отчаяние, говорит Сартр, означает лишь то, чтозависит от нашей воли, или ту сумму вероятности, которая делает возможным нашедействие. Как только возможности перестают соответствовать нашим действиям, намне следует прекращать действия. Мы должны перестать интересоватьсявозможностями и действовать, даже отчаявшись достигнуть результата. Иначеговоря, мы должны «действовать без надежды». Человек есть не некаясумма задатков, возможностей и надежд, он есть не что иное, как его жизнь, рядпоступков. Поэтому трус ответствен за свою трусость, ибо сам сделал себя трусомсвоими поступками. Точно так же и герой не потому герой, что он таковымродился, а потому, что он сделал себя героем. В силу этого Сартр имеет всеоснования сказать, что его философия — теория, придающая человеку достоинство.
6.чтоозначает выражение: «Человек осужден быть свободным?»
Сартрпишет:
Этои есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден,потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однаждыброшенный в мир, отвечает за все, что делает
Почтивсе верно. Совсем верно будет так:
Этои есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным. Осужден,потому что не сам себя родил (вбросил в этот мир); и все-таки свободен, потомучто… таковы правила этой Великой игры, — и поэтому, однажды брошенный в мир,он отвечает за все, что делает.
 
7.Как следует понимать гуманизм экзистенциализма?
 
Экзистенциализм– это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма.Он вовсе не пытается ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть,как это делают христиане, всякое неверие, тогда именно первородное отчаяние –его исходный пункт. Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачиваетсебя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляетследующее: даже если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова нашаточка, зрения. Это не значит, что мы верим в существование бога, – просто сутьдела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, чтоничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательствосуществования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение одействии. И только вследствие нечестности, путая свое собственное отчаяние снашим, христиане могут называть нас отчаявшимися.