Камера обскура

Григорий Ярошенко
/>
Три кита фотографии
Назватьодного изобретателя фотографии невозможно. Открытие фотографии было похоже нагонки с опережением – работы над этим процессом довольно бурно велись в разных концахсвета. Повезло троим – французам Нисефору Ньепсу и Луи-Жак-Манде Даггеру, иангличанину Уильяму Генри Фокс Талботу. Собственно, Ньепс был первым, комуудалось сделать первую в истории фотографию.
Задолгодо него, в Саудовской Аравии 10-го века обратили внимание на страннуюособенность: если в одной вертикальной поверхности есть маленькая дырочка, черезнее на другую вертикальную поверхность проецируется изображение в перевернутомвиде – при соблюдении определенных условий. Это свойство света было положено воснову аппарата под названием камера обскура. Подобным аппаратом пользовалсяЛеонардо да Винчи, и вообще он был в ходу у живописцев-пейзажистов: ониобводили контуры изображения и получали документально точную копию объекта.Многих волновал вопрос: возможно ли каким-либо образом зафиксироватьизображение на светочувствительной поверхности, не используя карандаш и краски?Несколько столетий этот вопрос оставался без ответа.
Ивот в 1826 году французу Ньепсу удалось получить такое изображение. Он сфотографировалпейзаж из окна своей комнаты. Снимок так и назвали: «Вид из окна в Ле-Гра». Этобыла первая в мире фотография.
УНьепса был коллега и деловой партнер Даггер, они некоторое время сотрудничали иделились полученными результатами. Оба поняли, что ключом к успеху являетсясеребро, которое под воздействием света меняет свои свойства. Но в дальнейшемизобретатели разошлись: Ньепс больше полагался на свойства асфальта, а Даггерпридумал делать изображение на медной пластине и проявлять с помощью паров ртути.Ньепсу не суждено было довести свои исследования до конца – он умер в 1833 году,и о нем почти все благополучно забыли. А Даггер в 1839 году с большой помпойпрезентовал свое изобретение во Французской Академии Искусств. Этот год и сталсчитаться годом рождения фотографии.
ТворенияДаггера восхищали зрителей. Даггеротипы обладали высокой четкостью изображения– можно было разглядеть трещины в стенах домов, ветки деревьев. У них былтолько один недостаток – фотография печаталась сразу в позитиве, поэтому с нееневозможно было снять копию. Все дагерротипы существовали в единственномэкземпляре. И тут на сцену вышел англичанин Талбот.
Егофотографии уступали даггеротипам – поначалу они были темные и размытые. Но затоони печатались в негативе, а значит, можно было получить неограниченноеколичество копий. Метод Талбота был не таким эффектным, но зато перспективным –этот принцип используется в фотографии до сих пор. Он известнен под названиемкалотипия.
Несмотряна большое количество исследований в этой области, обойти Даггера и Талбота неудалось никому. Под грифом «изобретатели» в историю вошли именно они. И ещеНьепс, как автор первой в мире фотографии.
Предмет роскоши? Вещь первой необходимости!
Фотографиямоментально стала модным увлечением. Уже на следующий, 1840-й, год фотоательепоявились во всех крупнейших столицах мира. С каждым годом их количество рослов геометрической прогрессии. И это несмотря на то, что фотография былабаснословно дорогим увлечением – позволить себе сделать портрет могли толькоочень состоятельные люди. Тем не менее, она расширяла свою географию иразвивалась невероятными темпами.
Втом же 1840-м году была сделана первая в мире «постановочная фотография».Француз Ипполит Байяр тоже участвовал в гонке на изобретение фотоаппарата, но –увы! – его опередили. Тогда Байяр сделал свой автопортрет в позе утопленника, назвавснимок соответствующе – «Автопортрет в виде утопленника». Тем самым он призналсвое поражение и изобрел художественную фотографию. А уже в конце 19-го векапоявилась цветная фотография. Сначала фотографы просто раскрашивали отпечаткикарандашами или анилиновыми красками. Позже стали применять цветные фильтры. Наобъект направляли три камеры с разными фильтрами: красным, синим и зеленым.Потом три изображения совмещали в одно, и получалась цветная фотография.
Событияразвивались стремительно. Почти сразу перед фотографами возникла проблема: каксделать материалы более чувствительными к свету? Низкочувствительные материалытребовали большой выдержки – около 15 — 30 минут, поэтому на фотографияхполучались только статичные объекты. На пейзажных снимках того времени нет нидвижущихся карет, ни людей. Когда эта проблема была решена, фотографы придумалиновую задачу – захотели снимать динамику. И это через несколько лет сталовозможным.
В1925 году Оскар Барнак придумал и выпустил в продажу фотоаппарат Leica – егоможно было легко спрятать под курткой, и фотограф уже ничем не отличался отобычных людей. Люди с фотоаппаратами получили возможность передвигаться иснимать настоящую жизнь городов и улиц.
Жизнь, как она есть
Вконце 19-го – начале 20-го века во Франции и Америке родилось новое направлениев фотографии – уличные фотографы. Уличные фотографы показывали неприкрытуюжизнь – преступления, митинги, реальные события и, конечно, обычных людей. Такрождался фоторепортаж. Фоторепортеры проводили ночи в машинах с радиостанциями,слушая полицейскую волну. Это было уже не увлечение, а источник дохода. Уличныйфотограф признавался: «Если я сегодня лягу спать, завтра мне нечего будетесть».
В1934 Анри-Картье Брессон, Девид Сеймур (Шим), Робер Капа и присоединившийся кним позже, Джордж Роджер впервые начали обсуждать идею закрытого кооперативафотографов, но лишь после войны, в 1947 году, на свет появилось ставшеелегендарным фотоагентство «Магнум». Поначалу идеей организации было желаниесохранить за фотографом авторские права на отснятый им материал. В то время этобыл единственный фотографический союз с настоящим самоуправлением. Они самирешали, куда им ехать, что снимать, кому и за какие деньги продавать своиматериалы. Организация понемногу расширялась, но и сегодня она остается«закрытым клубом» избранных фоторепортеров. Сами не предполагая, фотографы«Магнума» на многие десятилетия определили стиль и направление документальнойфотографии XX века.
Многиепытались повторить уникальный опыт «Магнума» и его основателей, нопо-настоящему это никому не удавалось, хотя в мире есть много успешных, эффективноработающих фотоагентств. «Магнум» был чем-то большим, чем просто фотоагентство,он был рупором, недосягаемой мечтой и эталоном документальной фотографии. Дажев России попытались создать нечто похожее. В начале уже нынешнего века группаталантливых и увлеченных людей основала агентство Photographer.ru, но то ливремя стало другим, то ли еще что-то помешало – фотографы остались, а вотколлектива не получилось. Хотя, возможно, все еще впереди.
ВСоветском Союзе фотография развивалась в другом направлении. Она была мощнымсредством пропаганды, поэтому фотографы были обязаны тщательно отслеживать, чтопопадает в кадр. Таким образом, практически все фотографии, печатавшиеся настраницах газет и журналов, были постановочными. Тем не менее, среди советскихфотографов есть немало великих художников. Александр Гринберг и АлександрРодченко, Борис Игнатович и Аркадий Шайхет создали сотни удивительных ипо-настоящему великих фотографий середины прошлого века. Среди них есть и такие,которые нескольким поколениям известны с детства: «Пионер» Родченко, «Экспресс»и «Портрет Владимира Маяковского» Шайхета и, наконец, «Знамя над Рейхстагом»Евгения Халдея. Последняя фотография также была не документальной, апостановочной.
Знаменбыло всего три, и все их Халдей привез с собой. Была задача – снять финальную, главную,победную фотографию. Добраться до Рейхстага в разрушенном Берлине было непросто, и Халдей вообще не был уверен, что доберется туда. Поэтому он сначалазабрался с солдатами на крышу здания штаба, потом на Брандербургские ворота, илишь затем с последним оставшимся знаменем на крышу Рейxcтага. Было 2 мая 1945года, и красных знамен к тому моменту там уже было немало, но работа естьработа. Халдей, немного подумав, выбрал точку и отправил к ней солдат водружатьпобедное знамя. Да, это была постановочная фотография! Но разве от этого она сталахуже?
Фото на миллион
Самаядорогая фотография была продана на аукционе Сотбис – за один миллион долларов.Ее сделал немецкий фотограф Андреас Гурский. Она называется «99 центов» иизображает зал супермаркета, где все продается за 99 центов. Почему она стоиттак дорого? Никто не сможет дать на этот вопрос объективный ответ. Ясно одно –к концу 20-го века фотография стала дорогим художественным бизнесом. Причем настоимость влияет не только художественная ценность снимка. Имеют значение такиепараметры, как тираж, техника исполнения, техника печати, авторская печать илине авторская, прижизненная или не прижизненная. Взять почившего автора –отпечаток, сделанный при нем, стоит дороже, чем отпечаток, сделанный с егонегатива после его смерти.
Ктоопределяет художественную ценность фотографии? Есть люди, которые сказали: «Этоопределяю я». Поскольку они считаются авторитетами в этой области, с ними никтоне спорит. Мэтры фотографии во многом задают актуальные направления ееразвития. И Россия сегодня играет в этом вопросе заметную роль, во многомблагодаря деятельности Московского Дома Фотографии. Раз в два года они проводятФотобиеннале, приезжают настоящие мастера, проводят мастер-классы, читаютлекции. В прошлый раз проводил семинар Ральф Гибсон, приезжал нынешнийпрезидент «Магнума» Алекс Уэб и Георгий Пинхасов – единственный российскийфотограф, работающие в агентстве «Магнум». Была выставка Себастьяна Сальгадо иГи Бурдена, Эдуарда Буба и Ли Миллер.
Этойвесной стартует очередной месяц фотографии, VIII по счету. Его программаобещает быть не менее насыщенной, чем прошлая.
О тонкостях ремесла
Чемотличается гениальное от посредственного? Нюансами. Все должно волшебнымобразом совпасть, чтобы получился художественный объект. Фотография – оченьтонкая профессия. Необходимо образование, некоторый культурный уровень. Нужномного чего знать, понимать и уметь анализировать, не говоря уже о необходимыхтехнических познаниях и навыках. Нужно быть психологом и фантазером, немногохудожником и даже поэтом, охотником и солдатом, главное, не стать жертвой илидобычей. Каждый раз, отправляясь на съемку, ее нужно придумать и постаратьсявсе предусмотреть. И быть готовым к тому, что все будет по-другому.
Нажатьна кнопку – это только первый этап. Фотография – это язык. Можно такразговаривать – болтать что попало. Но иногда стоит и помолчать или сказатьвсего несколько слов, самых главных и ключевых. Сформулируйте свои мысли, соберитеих в законченное произведение. Может, это будет роман, а может, маленькоечетверостишие. Конечно, разбирать фотографии тяжело – отсматривать, сортировать,раскладывать по папкам – тоска, времени занимает больше, чем когдафотографируешь. Но без этого весь процесс становится бессмысленным. Не стоитдумать, что кто-то потом будет делать за вас то, чего вы сами делать незахотели. Кроме того, это уважение к зрителю. Не следует показывать 500фотографий, покажите 10 – выберите их, и уже потом покажите.
Сейчасфотография доступна любому – появление цифровых технологий стало прорывом. Неменьшим, чем само изобретение фотоаппарата. Это технологический и творческийпрорыв, это именно то, о чем мечтали и к чему стремились создатели фотографии.У цифры совсем другие, новые возможности: светочувствительность и скорость, нанее можно снимать то, что раньше снять было просто невозможно. Мегапикселискоро вырастут до абсурда. И все от этого испытывают эйфорию, и получаютудовольствие просто от самого процесса съемки. А когда эйфория пройдет, начнутсяхудожественные терзания. И мы увидим уникальные произведения, о которых раньшеи не помышляли, не могли себе представить, что ТАК можно снимать.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru