Содержание:
стр.
Введение…………………………………2
1. Общая характеристикаконцепции
политических конфликтов……………4
2. Функции и спецификаполитических
конфликтов, пути их решения………..11
Заключение……………………………….19Используемая литература………………..21 Введение
Социальная неоднородностьобщества, различие в уровне доходов,власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частьюобщественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизньроссийского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов кисследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов большихсоциальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы заудовлетворение насущных потребностей. Ноне следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иныхсоциальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытыеконфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимостьинтересов, целей.
Противоречия пронизывают всесферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременноеобострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризисобщества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезноенарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности.Социальное напряжение нередкоперерастает в конфликт. Конфликт — это столкновение противоположныхцелей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.Английский социолог Э. Гидденс далтакое определение конфликта: “Подконфликтом я имею в виду реальную борьбумежду действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой изсторон”. Конфликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальнаягруппа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления иобостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии.
Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существованиеобщества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункцииорганизаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий вобщественной жизни или же это нормальная, необходимая форма. Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентациипридерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества,которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно,возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальныеконфликты исчезнут.
Большинство же социологов немарксистской ориентациисклоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Ониподдерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт являетсянеотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А этозначит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений междулюдьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальнойнапряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различногомасштаба.
социального взаимодействия между людьми?
Общая характеристика концепции
политических конфликтов.
Проблема политического конфликта –наверное, одна из самых актуальных проблем современного политическогопространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управленияполитическими конфликтами, в общем и о способах их регулирования в частности.
Однако прежде, чем ставить вопрос о регулированииполитического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности какопределенного социального явления. Вполитологической литературе вопросу о понятии конфликта посвящено значительноеколичество работ как отечественных, так и зарубежных политологов. Однако,анализируя ее, следует констатировать, что одного более четкого, отражающеговсе стороны и признаки этого многогранного явления, определения нет. Единое,что присуще всем дефинициям, это указание на наличие более стойкогопротивоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил. Следуетотметить, или скорее добавить, что политическому конфликту, в отличие отэкономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесениеэтого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокийсоциально–политический уровень. А. Здравомыслов, анализируя проблематикуполитического конфликта, отмечает, что под ним следует понимать постояннодействующую форму борьбы за власть в конкретном обществе[i].Нечто подобное понимает под конфликтом Б. Краснов, по его мнению, конфликт –это столкновение противоположных интересов, взглядов, различного родаполитические осложнения, борьба враждебных по отношению друг к другу сторон[ii].С точки зрения этимологического толкования понятия конфликта, толковый словарьговорит, что под ним следует понимать столкновение, серьезное разногласие,спор. Таким образом, угадывается нечто общее, что по мнению политологов присущеполитическому конфликту. В свою очередь, хотелось бы предложить следующуютрактовку политического конфликта, на мой взгляд, отличную от вышеупомянутых.Политический конфликт – это социально-политическое явление, структурированныйпроцесс, проходящий через определенные стадии, являющийся, по сути своеобразным способом разрешения значащих длясторон политических вопросов, которые являются насущно необходимыми на данныймомент социально — политического развития хотя бы для одной из конфронтирующихсторон, урегулирование которых в данныхконкретных условиях невозможно никакиминым путем по мнению хотя бы одного из оппонентов. Данная дефиниция политического конфликтаотличается от предлагаемых политологами тем, что тут указывается на характертого противоречия, которое лежит в корне конкретного политического конфликта.Основной целью изучения и вообще актуализации вопроса о политическом конфликтеи его сущности является выработка определенной методики, направленной науправление процессом конфликта и в конечном итоге урегулирования. Пониманиеполитического конфликта как способа разрешения той или иной политическойситуации, объективно или искусственно существующей в обществе, а не как традиционно было принятосчитать до нынешнего времени – противоборства, противоречия, позволяет выработатьопределенный механизм его регулирования. По сути данные два подхода –традиционный и предложенный мною – отличаются тем, что в первом случае мысталкиваемся с попыткой обосновать как бы правомерность, логичностьполитического конфликта с точки зрения его внутренней обоснованности. Во второмслучае, предложенная мною формулировка и понимание политического конфликтапозволяет увидеть в данном явлении форму обличения, одну из форм проявления(закономерной, но далеко не необходимой) этого самого противоречия. Т.е.понимание политического конфликта как внешней формы выражения политическойборьбы либо разрешения и урегулирование иных разногласий позволяет, на мойвзгляд, выявить возможные, параллельнососуществующие, иные возможности их разрешения. Понимание политическогоконфликта не как уже состоявшегося,необратимого явления, процесса, а именнокак одной из форм разрешения политических ситуаций, т.е. как ту форму, вкоторой, по сути и существуют эти политические ситуации по воле субъектов этогоконфликта, позволяет как бы подменить одну среду существования на другую,например перевод политического конфликта в правовое русло, т.е. использованиеправа как наиболее значимой социальной ценности, в качестве регулятораотношений конфликта. Т.о. перевод уже существующей негативной,дисбалансированной политической ситуации из русла политического конфликта врусло правового действия, правового существования (политический конфликт сосвойственными ему методами обмана, иногда запугивания и подкупа, и даже насилия,переходит в иную плоскость, которая подпадает под действие права сосвойственными ей морально-правовыми методами) и является по сути единственнымприемлемым как для мирового сообщества вцелом, так и для отдельно взятого государства способом регулированияполитических конфликтов. И данный перевод политического конфликта из однойплоскости в другую возможно осуществить лишь с помощью правового регулированиятех политических напряженностей, которые существуют в обществе.
Как видно из вышеизложенных положений, основным инаиболее эффективным регулятором политических конфликтов может служить лишьправо, хотя я и не отрицаю иных возможностей в управлении политическимиконфликтами. Однако хочу подчеркнуть, что если ставится вопрос оцивилизованном, демократическом, скорейшем и наиболее безболезненном разрешениисложившейся негативной, либо иной политической обстановки, требующейурегулирования, совершенно необходимо прибегнуть именно к правовомурегулированию, ибо именно в праве сосредоточены морально – ценностныепредпосылки, позволяющие перевести политический конфликт в иное, болееспокойное русло, исключающее всякого рода конфронтационные стычки, в том числес применением силы.
Политический конфликт не следует также рассматриватькак нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иноесоциальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматриватьв динамике, в развитии и изменении.
Говоря о том, что политический конфликт являетсявнешней формой выражения, проявления политических разногласий, я не в коей мерене свожу его только лишь к формальномуконстатированию обличения столкновения сторон в политический конфликт, т.е.придание данным разногласиям формы политического конфликта. Здесь имеется ввиду нечто иное, а именно развитие и созревание негативной политической ситуации естественно имеет свою подоплеку и обусловлено своими внутреннимидетерминантами, однако высшее свое проявление они обнаруживают именно вполитическом противоборстве, выливаемом в конфликт. Итак, рассматривая причинысозревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо инойситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможностиприменения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собойправовое управление политическим конфликтом. От социального управления,правовое управление отличается строгой регламентированностью форм и средстврегулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам, т.е.наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта иусловий, его породивших, как определенного эпатированного процесса, позволяетпроанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой именно из нихнеобходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев цепочки произошелразрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном итоге к конфликтнойситуации.
Следует согласиться с мнением политолога В.Смоленского[iii]о прохождении политическим конфликтом ряда стадий, которые в нашей редакциибудут выглядеть следующим образом:
Потенциальная возможность возникновения конфликтнойситуации (еще нет реальных предпосылок, свидетельствующих о наличии конфликта,однако существует ряд посылок, обуславливающих ситуацию напряженности);
Переход потенции в реальность (есть обстоятельства,свидетельствующие о наличии предконфликтной обстановки – определенные трения, высказывания, негативная атмосфера,осознание сторонами угрозы своим интересам);
Конфликтные действия ( т.е. сам политическийконфликт во всем многообразии своего проявления);
Разрешение конфликта или его угасание.
Следовательно, представленная четырехфазная структура, на мой взгляд, внаибольшей мере отражает ход и развитие политической ситуации до переростанияее в политический конфликт, хотя данная система носит схематичный характер,поскольку в каждой из стадий можно выделить множество подстадий применительно кконкретно взятому случаю.
Задачей же правового регулирования как раз таки иявляется «нанесение упреждающего удара» в одну из звеньев данной цепочки,которая подвергает искажению нормальный, естественный ход событий, исоответствующего внесения корректировки с целью недопущения проявленияконфликтности. Если этого вовремя сделать не удалось, право по своей сути будетносить регулирующий и даже урегулирующий характер. Более того, правусвойственна и восстановительная черта,что позволяет привести стороны к прежнему состоянию, если это целесообразно ивозможно.
Говоря о сути политических конфликтов, нельзя неостановиться на вопросе детерминации ипричинной обусловленности этого явления. По моему мнению, в основе любогополитического конфликта всегда лежат интересы профессиональных групп, классов,наций и иных общностей, как опосредующеезвено между изменениями условий жизни общества и его политической системой.Однако не сами интересы являютсянепосредственной причиной назревания и развития конфликтной ситуации. Ониприобретают силу детерминантов лишь при вхождения в противоречие друг с другом.При этом интересной представляется точка зрения А. Галкина, выделяющего тритипа интересов, детерминирующих конфликтную ситуацию: консервативная модель,заключающуюся в заинтересованности сохранения действующей политической системы,укрепления консервативных установок; конформистская модель – терпимое отношениек общественному строю, политическим институтам и их решениям; критическаямодель, в основе которой лежит негативное отношение и восприятие определенногостроя, в том числе и политической системы.
Наверное, нельзя представить себе демократическоеобщество, в котором при наличии широкого круга гарантированных прав, не будутсталкиваться интересы различных субъектов этого общества в процессе реализации ими этих прав. Здесь опять жеглавным регулятором должно и выступает право, определяющее и очерчивающееграницы допустимости поведения субъектов, не выходящее за рамки правовогоотношения.
Таким образом, подводя итог данной работе, можносделать вывод о том, что применительно к политическим конфликтам, право, какосновной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен идолжен быть единственным источником для разрешения возникших политическихситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом идемократическом государстве обществоделегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. Ипоэтому, отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов,общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованными демократическим со стороны мирового сообщества.
Применение права в регулировании политическихконфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутыев политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения,уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование,что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственномприменении.
В социологическом плане необходимо различать два уровня развертыванияконфликта. Во-первых, это — конфликт в масштабах всего политическогопространства; как правило, это — конфликт по поводу легитимности власти, еепризнания-непризнания, поддержки или неприятия властных структур.
Второй уровень конфликта отражает противоречия внутри самих властныхструктур по поводу объема властных полномочий. В этой борьбе суть политическогопроцесса: настоящий политик каждый момент своей жизни подчиняет задачерасширения своего политического влияния, обеспечению поддержки и завоеваниюнового политического пространства в ущерб своему оппоненту или противнику.
Демократическое видение национальной политики, заложенноев концепции, включает в себя:
– оптимизацию государственного устройства России на основе принциповфедерализма, что является одной из приоритетных задач внутренней политики;
– реализацию прав граждан, связанных с их национальной принадлежностью,обеспечением многообразных форм самоопределения и самоорганизации. При этомособенно важно признание правомерности культурно-национальной автономии;
– учет потребностей развития русского народа как одной из главных опорсамой государственности. Реализация концепции требует дальнейшегосовершенствования деятельности как законодательной, так и других ветвей власти,их согласованности в повседневной политической практике. Такой подход, какпоказывает опыт 1994 – 1998 годов по урегулированию конфликтных ситуаций,позволяет добиваться долговременных позитивных результатов.
Функции и спецификаполитических
конфликтов, пути ихрешения.
Внастоящее время в Российской Федерации чрезвычайно обострился вопрос разрешениякризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретаетпроблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор взначительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии долженосновываться на принципах международного права.
Основными принципами международного правапри разрешении конфликта, которые применимы и во внутригосударственной практикеи имели место в деятельности Федерального Собрания России, являютсяподдержанием мирных и добрососедских отношений между государствами и субъектамиФедерации, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести кспору, конфликту или кризису.
В случае если спор, конфликт или кризисвсё же возникает, в силу вступает два других взаимосвязанных принципаповедения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязываниядругой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки курегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.
В то же время предпринимались в расчёт идополнительные международные правила – не способствовать осложнению илиразрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должнонести в себе угрозы миру и безопасности.
Приведёнперечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласностатье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение,арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или мирныесредства по своему выбору. Международная практика обогатила арсенал средствмирного урегулирования споров ещё такими формами, как консультации для поискакомпромиссных решений спорящими сторонами, добрые услуги, представляющие собойдействия не участвующей в споре стороны (государства или международныеорганизации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами.Добрые услуги могут перерастать в посредничество, которое предполагает большуюстепень участия третьей стороны в разрешении спора.
Следственнаяи согласительная комиссии представляют собой разновидность международной примирительнойпроцедуры. Это средство не раз достаточно успешно применялось ФедеральнымСобранием в 1994 – 1998 годах в ходе урегулирования конфликтов в России и за еёрубежами. Деятельность таких комиссий была направлена на выработку приемлемогорешения по существу спора. Окончательные документы комиссий носилирекомендательный характер для сторон в споре.
Международный арбитраж – одно из старейшихсредств мирного разрешения международных споров, представляющее собойсогласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне,решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторонв споре. Юридическая обязательность – это то главное, что отличает арбитраж отупомянутых ранее средств мирного урегулирования споров и конфликтов.
Судебное разбирательство в основе своейсходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судомзаключается в способе формирования, численном составе суда, в другихпроцедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом– это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящихсторон. Основным судебным органом международного сообщества в современныхусловиях Международный Суд ООН.
Региональные органы (такие, какМежпарламентская ассамблея СНГ, Лига арабских государств, Организацияафриканского общества, Организация американских государств) также являютсяважными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов. Ихвозможности также были использованы при содействии Государственной Думы иСовета Федерации России для урегулирования отдельных конфликтов, например,Грузии, Таджикистане и т. д.
В таких мероприятиях, в качестве первогошага к урегулированию спора или предотвращения его осложнения, государствоуведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушитьсуществовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой странеобменяться мнениями по данному вопросу.
Если договоренность не достигалась,стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров подипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров неудавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениямиотносительно следующих шагов, которые они предпримут.
Приневозможности достичь соглашения о последующей процедуре каждая сторона в спореимеет право искать урегулирование в одностороннем порядке в соответствии скакой-либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной в одном из предыдущихсоглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, еслиданный спор может представлять собой угрозу для международного мира ибезопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение СоветаБезопасности ООН. Этот орган полномочен, давать сторонам рекомендацииотносительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а такжерекомендовать целесообразные условия урегулирования.
Как показал опыт межгосударственногосотрудничества в рамках СНГ, в котором значительную роль играло ФедеральноеСобрание России, стороны в споре могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений опроцедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг,
посредничестве,примирении, арбитраже либо судебных процедур.
Существуеттакже международное правило о том, что, если любая из упомянутых процедур уженачала осуществляться в одностороннемпорядке или по соглашению, другая сторона не вправе начать осуществление инойпроцедуры или метода до завершения первых. Вместе с тем стороны в споре могутна любом этапе конфликта урегулировать спор путем переговоров либо совместнопринять решение о применении иной процедуры в отношении спора или его отдельныхаспектов. Все это использовалось и используется в повседневной деятельностиГосударственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий,представителей для создания механизма разрешения конфликтов и утверждениямеждународных демократических норм в политической жизни России и стран СНГ.
Алгоритм действий в конкретном конфликтезависит от многих факторов и требует специального обоснования. Но теоретический и практическийинтерес представляет вывод о том, что эффективность переговоров как средстваурегулирования споров и конфликтов существенно повысится, если в основупереговоров будет положен принцип решения проблем, а не принцип максимизациивыигрыша.
Урегулирование конфликта подразумеваетнахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политическихсил баланса властных полномочий в том пилиэтническомобществе, где этот конфликт возник и развивался в форме политической борьбы.
Еще один вариант выхода из конфликта –это его саморассасывание, то отмирание безосуществления каких-либо изменений.
В настоящее время в России сохраняются идеологическиепредпосылки для дезинтеграционных тенденций и конфликтов – это использование вофициальном дискурсе концепта коллективных правэтнических групп и территориальных коллективов, а также проекция социальныхпроблем общества как проблем межгрупповых или межэтнических и восприятие вкачестве приоритета национальной политики административной целесообразности, ане защиты правового порядка.
Наиболее серьезная проблема связана с полиэтническим характером населения. Федеральное СобраниеРоссии стремится давать своевременную оценку и предпринимать меры в отношениидискриминационного поведения должностных лиц, прежде всего сотрудниковправоохранительных органов, поведения средств массовой информации. Онопротиводействовало принятию нормативных актов на уровне как федеральном, так ирегиональном, местном, которыми легализовались военизированные структуры типаказачества или национальных гвардий, а также ношение оружия гражданами.
В сфере законодательного регулированиянаиболее серьезными недостатками вместе с тем оставались отсутствие антидискриминационного законодательства, декларативностьряда принятых законов, использование в них концептов групповых прав иотсутствие механизма ответственности государственных органов за поддержаниекультурной инфраструктуры представителей меньшинств.
Роль международных организаций,иностранных государств и внешней научнойэкспертизы являются противоречивой и поэтому требует осторожного и взвешенногоподхода со стороны органов государственной власти Российской Федерации.
В плане общей стратегии и доктриныгосударства в связи с этим высшая законодательная власть стремится снимать изофициальных документов и прочих текстов, исходящих от государственных органов идолжностных лиц, все высказывания, имеющие отношение к поддержке идей групповыхправ, так называемого “национального возрождения”, национального развития,национальных интересов народа, и, наоборот, усиливать индивидуальную,общегражданскую ориентацию, антидискриминационнуюполитику, усиливать и подчёркивать тенденцию, заложенную в законе 1991 года “Огражданстве Российской Федерации”, утверждающем Российскую Федерацию какправопреемника СССР и т. д.
В то же время Федеральное Собрание РФстремится использовать все средства, Конституционный суд в первую очередь, дляприведения региональных нормативных актов в соответствие с Конституцией ифедеральным законодательством, создавать и укреплять единую вертикальисполнительной власти, минимизировать влияние глав субъектов Федерации наназначение руководителей территориальных подразделений федеральных служб иведомств, не снижая, конечно, значимости региональных органов власти.
В области законотворческой деятельностикомитеты и фракции Федерального Собрания выступают с различными инициативами,например, о внесении поправок в Закон “О языках народов РСФСР” в такой реакции,которая сводила бы к минимуму или исключала возможность увольнения или отказа втрудоустройстве по причине недостаточного владения официальным языкомреспублики в составе Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы, членыСовета Федерации выступали с предложением о внесении поправок в Закон “Ореабилитации репрессированных народов”, который недостаточно квалифицированнобыл принят в 1991 году с целью примирить прошлое, осуществитьколлективно-территориальную реабилитацию народов (чем воспользовалась, преждевсего, политическая элита), спорным при этом явился вопрос о сохраненииказачества в списке реабилитированных общностей и о внесении поправок в основызаконодательства РСФСР о культуре 1992 года, декларирующие групповые права.
Подготовка и принятие законов орепатриации и политике в отношении соотечественников за рубежом могут сыгратьпровокационную роль, особенно стремление провозгласить всех выходцев из Россиисоотечественниками, выдать им удостоверения и предоставить особые права. Здесьследует иметь в виду, что речь идёт о половине населения Израиля и о добройтрети населения Соединённых Штатов Америки, и предоставление им каких-либоправ, льгот в смысле гражданства, деловой деятельности может привести кнегативным последствиям. Это было учтено Федеральным Собранием при обсужденииподобных вопросов.
ФедеральноеСобрание на основе анализа сложившейся практики нужно принять новую реакциюЗакона “О беженцах” с чётко прописанным механизмом предоставления статусабеженца в соответствии с международными обязательствами России и пакетподзаконных актов, позволяющих установить правовой статус беженцев из стран“третьего мира”.
Представители законодательной власти добивалисьвнесения поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и изменения позицийпо ряду вопросов – о вооруженных формированиях и участии в них, — в частностиисключения всякой передачи государственных функций общественным формированиям.
Однимиз средств определения алгоритма действия сторон при разрешении конфликтаслужит принятая и утверждённая в июне 1996 года Указом Президента России Концепция государственной национальнойполитики Российской Федерации. Она обсуждалась на парламентских слушаниях 19марта 1996 года и определила основные цели и задачи, пути развития новыхфедеративных отношений, национально-культурного самоопределения народов России,основные направления программ их развития и межнационального сотрудничества, атакже механизмы реализации национальной политики. Её одобрение имеет важнейшеезначение, создает правовую, идейную, политическую основу деятельности всехветвей и органов власти, политических сил и общественных организаций.
Огромную роль в предотвращении конфликтови в межэтническом согласии в современных условиях играют средства массовойинформации, которые не должны быть транслятором только одной культуры и одногоязыка, хотя существование каналов информации и периодических изданий от имениэтнических общин является нормой для многонациональных государств как наобщенациональном, так и на местном уровне. В России уже достаточно накопилосьнегативного потенциала в сфере бытового сознания населения, и многое из этогопорождено не конкретным опытом повседневного общения людей, а разжигающимирознь выступлениями и сочинениями представителей интеллигенции. В страненеобходима масштабная реабилитационная программа межэтнической толерантности,которая должна начинаться с семейного воспитания и школьного образования наоснове прогрессивной концепции многокультурности.
Особая роль в формировании этническихинтересов принадлежит интеллектуальной элите. Излишне агрессивныхинтеллектуальные сочинения и формулировки в ряде случаев могут спровоцироватьвспышку конфликта. Так, борьба между Арменией и Азербайджаном, Грузией иАбхазией началась как война филологов, историков и журналистов.Интеллектуальные лидеры могут сыграть положительную роль и в разработке новыхконцепций национального государства. Необходим переход к понятию государствакак поликультурного образования, сохраняющего внутри себя различные и несмешивающиеся культурные единицы.
Главным приоритетом в политике РоссийскойФедерации в отношении её новых ближних диаспор – это не только русские, но итатары, осетины, лезгины и даже эвенки, около половины которых живёт в Китае, — являлось и является содействие всеми доступными средствами и мерамиравноправной интеграции этнических соотечественников в новых государственных образованиях с сохранением их культурной отличительности иобеспечением связанных с этим интересови прав. Реальное место русскоязычных общин, в которые входит и значительнаячасть титульного населения, в экономике, социальной и культурной жизни такихгосударств, как Украина, Казахстан, Латвия, Молдова, Эстония, столь велико, чтоони вправе рассчитывать на более справедливое представительство в органахвласти и такие государственные гарантии сохранения своей культурнойотличитель