Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Верховный Суд
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации
Российская Академия Правосудия Центральныйфилиал
государственного образовательногоучреждения
высшего профессионального образования
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Российское предпринимательскоеправо»
вариант 3 (К-О)
Выполнила:
студентка 4 курса
группы ЦЗЮ 1-03
Колесникова Ю.В.
г. Воронеж

Основные формы недобросовестнойконкуренции и монополистической деятельности. Ответственность за нарушениеантимонопольного законодательства
Государственная поддержка конкуренции и свободыэкономической деятельности провозглашена в Конституции Российской Федерации (ч.1 ст. 8).
Под конкуренцией подразумевается состязательность субъектов предпринимательства,когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого изних односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующемтоварном или финансовом рынке.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) определяет, что:
недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретениепреимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов,которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям деловогооборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинитьили причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущербих деловой репутации;
монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольномузаконодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные нанедопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группылиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатомнедопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересовдругих хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
— изъятие товаров из обращения, целью или результатом которогоявляется создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для негоили не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовыхсредств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласиезаключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров,в которых контрагент не заинтересован, и других);
— создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления,приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколькохозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующимисубъектами (дискриминационные условия);
— создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другимхозяйствующим субъектам;
— нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
— установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
— сокращение или прекращение производства товаров, на которыеимеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
— необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями(заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующеготовара.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующегосубъекта могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, чтоположительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере,превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее— соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами,действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводятили могут привести к:
— установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок(доплат), наценок;
— повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продажили закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей(заказчиков);
— ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующихсубъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
— отказу от заключения договоров с определенными продавцами илипокупателями (заказчиками). Также запрещается заключение хозяйствующими субъектами,действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашенийили осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могутиметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересовдругих хозяйствующих субъектов. Запрещается заключение соглашения или осуществлениесогласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарномрынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) ипредоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), еслив результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметьместо недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Данные положения не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупнаядоля которых на рынке определенного товара не превышает 35%. В исключительных случаяхподобные соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов могут бытьпризнаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут,что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере,превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либоесли возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действийхозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами.
Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческихорганизаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядкеорганизации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, поиску антимонопольного органа.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, инымнаделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациямзапрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельностьхозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельныххозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своимрезультатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересовхозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
— вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектовв какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществлениеотдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключениемслучаев, установленных законодательством Российской Федерации;
— необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующихсубъектов в какой-либо сфере;
— устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района,города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующихсубъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
— давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставкетоваров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков)или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательнымиили иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
— необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектовв какой-либо сфере деятельности;
— необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъектуили нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественноеположение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок тогоже товара.
Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организацийпо вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъектуили нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеетлибо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органовисполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанныхорганов власти органов или организаций. Запрещается совмещение функций федеральныхорганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правамиуказанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов,а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов,в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Запрещается заключение в любой форме соглашений или осуществлениесогласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенныхфункциями или правами указанных органов власти органов или организаций между собойлибо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могутиметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересовхозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которыеприводят или могут привести к:
— повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключениемслучаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами илинормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продажили закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей(заказчиков); ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.При проведении конкурса не допускается:
— создание преимущественных условий участия в конкурсе, в томчисле доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурседля отдельных участников конкурса;
— участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников иаффилированных лиц;
— осуществление организатором конкурса координации деятельностиего участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничениеконкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов eго участников;
— необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Нарушение правил, установленных Федеральным законом, являетсяоснованием для признания судом конкурса недействительным.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способныхпричинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловойрепутации;
— введение потребителей в заблуждение относительно характера,способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товараили его изготовителей;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
— продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконнымиспользованием результатов интеллек-туальной деятельности и приравненных к ним средствиндивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ,услуг;
— получение, использование, разглашение информации, составляющейкоммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретениеми использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица,индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциямиили правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица),физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованиюантимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устныеобъяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органомего законной деятельности.
Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайны и охраняемуюзаконом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий,не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений,составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещениюв соответствии с гражданским законодательством. Слияние и присоединение коммерческихорганизаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансупревышает 200 тысяч установленных Федеральным законом минимальных размеров оплатытруда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.
Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединениикоммерческих организаций, представляют в антимонопольный орган помимо документов,представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присоединение коммерческихорганизаций, сведения об основных видах деятельности и объеме производимой иреализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию,в том числе на магнитном носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральнымантимонопольным органом.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимыхдокументов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может бытьувеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрениипредставленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющаязначение для принятия решения, является недостоверной, а равно, если удовлетворениеходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числев результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъектаили хозяйствующих субъектов.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками)(одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственнойрегистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестрюридических лиц):
— о создании, слиянии и присоединении некоммерческих организаций(ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов)этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
— об изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций(ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов)этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
— о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимостьактивов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установленныхФедеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединениикоммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансупревышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплатытруда.
Государственная регистрация коммерческих организаций, а такжевнесение записи об исключении из единого государственного реестра юридических лицкоммерческих организаций осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительногосогласия антимонопольного органа. С предварительного согласия антимонопольного органана основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
— приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голосав уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц)получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требованиене распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
— получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующимсубъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активовдругого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющегопредмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основныхпроизводственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающегоили передающего имущество;
— приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определятьусловия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либоосуществлять функции его исполнительного органа.
Порядок формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющихдолю на рынке определенного товара более 35%, определяется Правительством РоссийскойФедерации.
Хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость активов которых попоследнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальныхразмеров оплаты труда, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующихсубъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, обязаны уведомитьантимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советыдиректоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительномразделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельностьнекоммерческой организации, занимающим доминирующее положение, либо о выделениииз их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществленияими монополистической деятельности.
Под систематическим осуществлением монополистической деятельностипонимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядкефактов монополистической деятельности.
Предписание о принудительном разделении (выделении) коммерческойорганизации принимается при наличии следующих условий:
— если это ведет к развитию конкуренции;
— возможности организационного и территориальногообособления ее структурных подразделений;
— отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологическойвзаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ,услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимойэтим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
— возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельноработать на рынке определенного товара.
Предписание антимонопольного органа о принудительном разделении(выделении) коммерческих осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежитисполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренныхв указанном предписании, и в определенный в нем срок, который не может быть менеешести месяцев.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциямиили правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица),физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны выполнитьдействия, предусмотренные решением или предписанием антимонопольного органа, в установленныйв нем срок.
Привлечение к ответственности лиц, нарушившихантимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнить решениеили предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) длярассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательствомдействия.
Доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательствахозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признанымонополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнениясоответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебномпорядке по иску антимонопольного органа.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лицафедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциямиили правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие и некоммерческиеорганизации или их руководители, а также физические лица, в том числеиндивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либоуголовную ответственность.
Гражданско-правовая выражается в возмещении хозяйствующему субъектуубытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестнойконкуренцией.
Административная выражается в наложении штрафа в соответствиисо ст. 23 Закона о конкуренции, а на должностных лиц органов власти, управления,руководителей хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей — предупреждениеи наложении соответствующего взыскания (ст. 24 Закона о конкуренции, ст. 157.1,157.2 КоАП).
Руководители хозяйствующих субъектов, должностные лица органоввласти, управления, виновные в повторном в течение года совершении нарушений антимонопольногозаконодательства — уголовная ответственность (п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции).Статья 178 УК — уголовная ответственность за монополистические действия, совершенныепутем установления монопольно высоких или низких цен, ограничение конкуренциипутем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектовэкономической деятельности, установления или поддержания единых цен.