Демократия и проблемы формирования правового государства на современном этапе развития общества

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
Гуманитарный факультет
Кафедра государственного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
на тему: «Демократия и проблемы формирования правовогогосударства на современном этапе развития общества»
Выполнил:
студент 1 курса
гуманитарного факультета
очного отделения
группы Ю-11
Ивашков А.П.
Научный руководитель:
асс. кафедры государственногоправа
Гареева З.Р.
Нефтекамск — 2009

Содержание
Введение. 3
1. Понятие «демократия»: истоки и содержание. 6
2. Понятие и сущность правовогогосударства. 10
3. Формирование правовогогосударства в Российской Федерации на современном этапе. 18
Заключение. 24
Список использованных источников и литературы… 26
Введение
Понятиедемократии и демократического государства издавна занимают умы множествамыслителей, мудрецов, ученых и политических деятелей. Существуют различныеопределения и концепции, раскрывающие сущность этого термина. С течениемвремени черты демократического государства менялись, наполняясь новымсодержанием, однако суть термина оставалась неизменной: как власть народа, иливласть большинства.
В современноммире большинство цивилизованных государств провозглашают себя демократическими.Российская Федерация также является демократическим правовым государством, чтозакреплено в ч.2 ст.1 Конституции. Однако, закрепив данное положение в ОсновномЗаконе, можем ли мы утверждать, что наше государство в действительностиявляется демократическим, и более того, правовым? Ведь эти явления имеют ряднеотъемлемых признаков и принципов, соответствие которым может вдействительности признать таковым какое-либо государство.
Идеяправового государства является одной из центральных в теории государства иправа. Она широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания кправовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи еговозникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления иэффективного осуществления. Тема эта не исчерпана и по сей день, и с течениемвремени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.
В основном,дискуссии ведутся касательно России как правового государства. И большинствокомментариев к Конституции РФ 1993 года, а также иные научные источники делаютвывод о том, что правовое государство для Российской Федерации — лишьперспектива, и в настоящее время возможно говорить лишь о его становлении ипоследующем формировании. В связи с этим также говорят о проблемах, связанныхсо становлением в России правового государства, а также формированиемгражданского общества.
Об этихпонятиях — демократии, правовом государстве и о проблемах его становления вРоссийской Федерации на современном этапе и пойдет речь в данной работе.
Целью работыявляется изучение понятия демократического и правового государства,рассмотрение их соотношения, а также выявление путей и проблем становленияправового государства на современном этапе.
В задачиработы входит: рассмотреть историю и эволюцию понятия демократия и его основныепринципы; изучить концепцию правового государства, его содержание и сущность; проанализироватьуровень становления правового государства в России, а также выявить проблемыего формирования на современном этапе.
Раскрытиетемы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции РоссийскойФедерации, в которой закреплены правовые основы современного российскогогосударства. Теоретическую основу курсовой работы составляют трудыотечественных теоретиков права: С.С. Алексеева, М.Н. Марченко, М.В. Баглая, В.В.Лазарева и др.
Структураработы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит извведения, трех глав и заключения.
Введениераскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект ицель исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Содержаниепервой главы работы составляет рассмотрение понятий и представлений о демократическомгосударстве, а также его основных принципов.
Вторая главаописывает историю развития концепции правового государства, его основу инеотъемлемые признаки.
Третья главапосвящена анализу особенностей формирования правового государства в Российскомобществе на современном этапе.
В заключенииподводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассмотреннойтеме.
1. Понятие «демократия»: истоки исодержание
У понятия «демократия»множество определений. Одно из них принадлежит американскому президенту АвраамуЛинкольну (1809-1865): демократия — это «правление народа, избранноенародом и для народа». Чаще всего демократию понимают и объясняют как «властьнарода» или «народовластие» (от греч. demos — народ и cratos — власть).Словарное определение демократии таково: форма государственного устройства,основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции изаконов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан,неотчуждаемость прав человека. [1]
Впервыетермин «демократия» встречается у греческого историка Геродота. Висторию общественной мысли и политическую науку это понятие долгое времявходило преимущественно в том понимании, которое было дано ему древнегреческиммыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил различать формыгосударственного устройства по двум признакам:
1) по тому,в чьих руках находится власть, и 2) как эта власть используется — «правильно»или «неправильно». В монархии власть принадлежит одному человеку — монарху,государю; в аристократии власть находится в руках немногих — «лучших»;в политии — управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, «правильные»формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересахобщества в целом. «Неправильные» формы государства — те, при которыхстоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благесограждан. К «неправильным» формам Аристотель относил следующие:«тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия- блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия — выгоды неимущих». [2]В дальнейшем понятие демократии было отнесено к «правильной» формегосударства — политии, а за «неправильной» формой правленияутвердилось понятие охлократии, что означает власть толпы, черни, несдерживаемой никакими законами.
Демократияпонималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем илибольшинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление одемократии сложилось вплоть до конца 19 в., до времен Великой французскойреволюции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии былоперенесено с форм на принципы политического устройства.
Формально-юридическимипринципами демократического государства являются следующие:
1) признаниенарода высшим источником власти;
2) разделениевластей;
3) равноправиеграждан;
4) выборностьвластвующих органов.
Рассмотримэти принципы подробней.
Признаниенарода источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитетозначает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет еёсамостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используяисключительно в своих собственных интересах. В демократическом государствеединственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народав качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета.Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ.Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всювласть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делитвласть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ.«Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается вст.3, п.4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочийпреследуется по федеральному закону». Здесь также заложена гарантия противвозврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет освоей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти,основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание противтирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия — составныеэлементы народного суверенитета.
Принципразделения властей является одним из важнейших принципов, на которых покоитсясовременная демократия. Данный принцип обеспечивает сдерживание и противовесыветвей власти в отношении друг друга. Следует отметить, что в любойполитической системе, в любом государстве в той или иной форме существуетразделение труда или разделение функций между различными органами и уровнями власти.Но собственно разделение власти предполагает самостоятельность и независимостьотделенных друг от друга ветвей власти. Эта теория была сформулирована в конце- первой половине XVIII в.Т. Гоббсом, Дж. Локком и впоследствии развита Ш.Л. Монтескье.Именно Монтескье принадлежит приоритет в окончательном формулировании теорииразделения верховной власти на три самостоятельные ветви — законодательную,исполнительную и судебную. В этой теории независимость различных ветвей властиосновывается на том, что в любом государстве существуют некие фундаментальныефункции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализоватьраздельно. Поэтому государственную власть следует разделить на несколько сфер,или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями. Главагосударства, парламент, правительство, судебная власть имеют строго очерченныеправа и полномочия. Условием обеспечения политической свободы являетсяустановление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органамивласти. При этом ни одна из властей не должна быть неограниченной илипреобладать над другими ветвями. Как отмечал Монтескье, «чтобы не быловозможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при которомразличные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»[3].
Одной изключевых характеристик демократии является политическое равенство граждан передзаконом. Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительстводолжно действовать в соответствии с четко фиксированными и общепринятымипроцедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародоватьпозиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократияпредполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры,должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и бытьответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставленавозможность организоваться в партии для реализации своих целей. [4]
Равноправиеграждан может быть достигнуто только в условиях правового государства,верховенства закона во всех сферах жизни общества. Именно такое государствоявляется главной силой в демократическом обществе, которая способнагарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможногопроизвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. Воснову же деятельности демократического правового государства положен принципконституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовыенормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей,находящихся у власти.
Принципвыборности органов власти соответствует идее народного представительства, всоответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно,а на определенный, строго фиксированный конституцией срок. Этим обусловленпредставительный характер демократии в современных государствах. «Народ»формально трактуется источником власти, однако на деле властвующими субъектамиявляются его выборные представители. Сущность принципа представительствасостоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранныйими представитель — наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.
Помимоперечисленных принципов, существуют также иные, присущие демократическимгосударствам. Среди них можно выделить: принцип конституционализма (которыйозначает верховенство и высшую юридическую силу Конституции в государстве),гласности, политического плюрализма (многопартийности), самоуправления,приоритета большинства и иные.
И, безусловно,понятие демократического государства неразрывно связано с понятием государстваправового. Верховенство закона, приоритет и равенство прав и свобод человека,присущие правовому государству — являются неотъемлемыми признаками демократии всовременном понимании. Также, демократическое государство мыслимо лишь вусловиях сформировавшегося гражданского общества. Таким образом, эти понятия — демократия,правовое государство и гражданское общество неразделимы и взаимосвязаны. Подробнееоб этой взаимосвязи речь пойдет в последующей главе. 2. Понятие и сущность правового государства
Уже наранних этапах развития человеческой цивилизации стали формироватьсяпредставления о государстве как об организации, осуществляющей своюдеятельность на основе закона. С идеей правового государства связывались поискиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такиеформы взаимодействия и связи между государственной властью и правом, которые быобеспечивали гармоничное развитие и функционирование общества того времени. Ученыедревности считали, что наиболее разумна и справедлива та политическая формасовместного существования людей, при которой закон общеобязателен как дляграждан, так и для самого государства. [5]
Государственнаявласть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древнихмыслителей, считается справедливой государственностью. Аристотель писал: «Там,где отсутствует власть закона, — нет места и какой-либо форме государственногостроя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как оправовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеии институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление иразвитие учений о праве и государстве в дальнейшем.
Наибольшееразвитие идея правового государства получила в эпоху просвещения, благодаряученым мыслителям: К. Канту, Ш.Л. Монтескье, Г. Гегелю и др. Философскаяконцепция правового государства по Канту оказала значительное влияние надальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правовогостроительства цивилизованного общества.
Государственно-правовыевоззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственногоустройства определяют собой содержание законодательства; основываются на том,что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу. Теоретическаяконструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную,исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимнуюответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типаправового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволеновсе, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав исвобод личности, стабильность законности правопорядка.
Гегельрассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальныхфилософских представлений о мироздании, важной частью которых являетсяфилософия права. Государство в трактовке Гегеля — это тоже право, но наиболееразвитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всехостальных прав — прав личности, семьи и общества. Возводя государство вабсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытиегосударства предшествует развитию гражданского общества. Государство, поГегелю, — это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которойвсе строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именнов государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценностичеловека. Принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важнуюроль. Главное — это четкая социальная и правовая направленность государственнойдеятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность дляобщества и индивида.
Идеиправового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовоймысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского,А.И. Радищева, П.И. Пестеля, И.М. Муравьева и других отечественных мыслителей,подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.
В последниегоды в научных взглядах на государство и право произошли серьезные изменения,четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системеобщества. Используя научную базу прошлого и настоящего, практический опытпостроения правовой государственности в современных цивилизованных странах,отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысльобозначили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальныеположения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условийразвития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева. А.В. Венгерова, В.Е. Гулиева,Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б.Л. Лазарева, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца,М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной, З.М. Черниловского,В.А. Четвернина и других.
Правовоегосударство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогрессаоно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующимконкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящимобщим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовоегосударство — это такая форма организации и деятельности государственнойвласти, которая строится во взаимоотношениях индивидов и их различныхобъединений на основе норм права. При этом право играет главенствующую рольлишь тогда, когда оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующиезаконы в действительности служат интересам народа, а их реализация являетсявоплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует оналичии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что втоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась ихжесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподомправового государства. [6]
Рассмотримкоротко основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.
Экономическойосновой правового государства являются производственные отношения, базирующиесяна различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной,частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мерезащищенных юридически.
В правовомгосударстве собственность принадлежит непосредственно производителям ипотребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает каксобственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственностиреализуется только при наличии самостоятельности, которые экономическиобеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений,постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальнуюоснову правового государства составляет саморегулирующееся гражданскоеобщество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественногопрогресса. В центре внимания такого государства находится человек и егоинтересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаютсянеобходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовыхвозможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Нравственнуюоснову правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма исправедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается вдемократических методах государственного управления, справедливости иправосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях сгосударством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозныммировоззрениям.
В числеважнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (егоосновных признаков), следует назвать:
Осуществлениеподлинного народовластия, распространяемого на все сферы жизни гражданскогообщества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.
Реальность прави свобод личности, обеспечение ее свободного развития.
Верховенствоправа и связанность государственной власти правовыми предписаниями.
Конституционноеобеспечение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную,выражающее различные формы осуществления единой власти народа.
Верховенствозакона, согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой всистеме иных правовых актов и обеспечивает недопустимость произвольноговмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, неоснованного на положениях закона.
Взаимосвязьправ и обязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а такжегарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию вполитической, социальной и культурной сферах жизни.
Повышениероли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантияминезависимости правосудия.
Формированиеэффективных институтов конституционного контроля законности.
Таковыосновные характеристики правового государства. Остановимся более подробно насамых значимых из них.
1. Верховенствозакона во всех сферах общественной жизни.
В системеправовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людейявляется закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правилаповедения, которые должны максимально учитывать объективные потребностиобщественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтомузакон обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты должны соответствоватьзакону. Законы регулируют наиболее важные стороны общественной жизни. Подзаконныеакты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов,но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять»,не «изменять» закон.
Основнойзакон правового государства — конституция. В ней сформулированы правовыепринципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собойобщую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущеезаконодательство. Никакой другой правовой акт государства не можетпротиворечить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правовогогосударства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенствозакона, и, прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности,стабильность справедливого правового порядка в обществе.
2. Реальностьправ личности, обеспечение ее свободного развития.
Всоциально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовоегосударство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределыкоторой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства»государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого.В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этихусловиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становитсявсеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватываетсяформулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», — инаоборот: «Все, что не дозволено власти — ей запрещено».
Правовойхарактер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Всовременном демократическом государстве объективное право свободы воплощается всубъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Ноглавное в них — это права индивида на положительные действия государства в егоинтересах: право на неприкосновенность личности, право на образование,социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределахгосударственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свободличности обусловливается зрелостью правовых начал государственности,объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
3. Взаимнаяответственность государства и личности.
Отношениямежду государством как носителем политической власти и гражданином какучастником ее формирования и осуществления должны строиться на началахравенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности,государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях идействиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость вотношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы немогут нарушать его предписания и внесут ответственность за нарушения илиневыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственнойвласти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административныйпроизвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзывдепутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная,гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государствалюбого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектамиправа.
На тех жеправовых началах строится ответственность личности перед государством. Применениегосударственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать мерусвободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Правовойхарактер взаимной ответственности государства и личности — это важная составнаячасть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявлениягосударства. Соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех и,прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественныхправ человека в правовом государстве.
Такимобразом, правовое государство — это многомерное развивающееся явление. В ходеобщественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новымсодержанием, соответствующим условиям существования конкретного общества иуровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государстваявляется его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организациии деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях синдивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом правоиграет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободывсех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа игосударства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитоезаконодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовойгосударственности. 3. Формирование правового государства в РоссийскойФедерации на современном этапе
Идеяправового государства до 1987 года официальной идеологией отвергалась иоценивалась как идеалистическая и буржуазная. Только с 70-х годов о ней сталиупоминать в курсах «буржуазной политологии» и «критикибуржуазных теорий государства и права» в вузах. Впервые тезис онеобходимости реанимировать эту идею прозвучал в резолюциях ХIХ партийнойКонференции КПСС. Стали появляться разработки современных отечественных ученых,в частности Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др. на эту тему в российскойюридической и политической науке. Тезис о необходимости построения правовогогосударства прозвучал в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня1990 года. Принцип правового государства в качестве основы конституционногостроя (содержательной части деятельности государственной власти) Россиизакреплен в ст.1 Конституции РФ 1993 года. Кроме того, в Конституции закрепленыряд институтов, напрямую ориентированных на организацию осуществления этогопринципа: например, институт конституционного контроля (ст.125); прямогодействия конституционных норм (ст.15); прав человека и гражданина как правовогокритерия деятельности власти (ст.18). Создается нормативная база (федеральное ирегиональное законодательство), конституционные (уставные) суды субъектовФедерации, расширена деятельность общих судов по защите прав человека,осуществлению абстрактного контроля за законностью нормативных актов.
Однакопринцип правового государства в Конституции носит до сих пор программныйхарактер. Нормативная (законодательная) база в целом уже существует, но главныйакцент в ближайшие десятилетия должен быть сделан на его реализацию. Причинымедленного продвижения российского государства в направлении перерастания вправовое следующие: экономическая — отсутствие роста национальногоэкономического производства, кризисная устойчивая ситуация, обнищаниезначительной части населения.
Правовоегосударство может сформироваться и существовать только в экономически стабильномгражданском обществе, где большую часть населения составляет так называемыйсредний класс, а социально незащищенная прослойка, во-первых, оказывается взначительном меньшинстве, не имеет тенденции роста; и, во-вторых, обществочерез государство имеет возможность оказывать этим слоям населенияорганизованную помощь и обеспечивать нормальное существование в рамкахминимальных, в том числе международных стандартов. Следовательно, главноеусловие формирования правового государства в России пока отсутствует; политическая:для становления правового государства необходима устойчивая ориентация обществаи государства на демократические принципы, а именно идеологическое,политическое, религиозное многообразие, основные права и свободы, их признаниеи реализация; признание и реализацию суверенитета народа, умениегосударственных структур работать в режиме разделения властей, периодическихсвободных выборов, сменяемости власти, политической терпимости. В этой сфереситуация лучше, чем в экономике. Формально в России закреплены (признаны) основныедемократические ценности, однако их серьезного понимания, реального стремленияпретворить в жизнь в данный период нет. Как и в советский период, формадемократии продолжает доминировать над ее содержанием. Это традиционно длянашей страны и объективно предопределено экономикой (ранее тотальнообобществляемого производства и равным распределением, а теперь разваломнациональной экономики) и в результате пониманием демократии как господствабольшинства (или интересов большинства) над меньшинством.
В качествеодной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства,следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формированиеновой по существу правовой системы. Необходимо отметить принятие многихзаконодательных актов, создавших основы для дальнейшего развития нашегогосударства как демократического, правового. Это Декларация о государственномсуверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека игражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РоссийскойФедерации, Договор об общественном согласии.
В течениедолгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, котораяисключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий.Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современноедемократическое правовое государство предполагает наличие развитогогражданского общества, в котором взаимодействуют различные общественныеорганизации, политические партии, в котором никакая идеология не можетустанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическаяжизнь в правовом государстве строится на основе идеологического и политическогоплюрализма. Поэтому основой формирования правового государства является развитиегражданского общества, выступающего важным звеном между личностью игосударством.
Необходимымфактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной иполитической жизни нашего общества, является уровень его политической иправовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, которыйособенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и упредставителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, законавсеми членами общества, должностными лицами и государственными деятелями — неотъемлемаячерта демократического государства.
Такимобразом, можно сделать вывод, что наша страна находится на начальном этапестроительства правового государства. И хотя его существование формальнозакреплено в Конституции, при практической реализации данного факта возникаетмасса объективных и субъективных причин, которые свидетельствуют о проблемахформирования правового государства и отодвигают перспективы его становления.
Во-первых, это неразвитое гражданское общество. Аморфностьего структуры и нестабильность общественных отношений порождает у населениябезразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода отсложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее времяотсутствует четкая социальная самоидентификация.
Во-вторых, нерациональность инепоследовательность решения экономических проблем, что порождает однобокостьпроцессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего классасобственников, рост люмпенизированного слоянаселения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленныйвыход к рыночным отношениям, повсеместная коррупция и т.д. Экономическаянестабильность — серьезное препятствие на пути к формированию правовогогосударства.
В-третьих, недостаточная прозрачность иурегулированность деятельности правоохранительных и правообеспечительныхструктур, затянувшийся процесс реализациипринципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения вцелом и власть имущих в частности.
В-четвертых, наличие противоречивогозаконодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятиенеправовых законов. Хотя в действительности, более сложными являются вопросыпонимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивныезаконы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании,стимулирования правового самосознания.
Кроме того,в настоящее время российская действительность характеризуется невысоким уровнемполитической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократическихтрадиций и навыков. Если и можно для России признать концепцию правовогогосударства, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиянк праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильномугосударству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.
В связи сэтим можно выделить ряд основных задач, способствующих развитию России какправового государства:
1) Экономическаястабилизация на базе стимулирования развития национальной экономики, ее рыночныхначал сочетания с государственной монополией, среднего, малого бизнеса,налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ развитогогражданского общества.
2) Укреплениефинансовой основы, независимости реформирования судебной системы. Особые программыобразования судебных кадров. Финансирование только из федерального бюджета,материально-техническое, информационное правовое обеспечение работы судов; законодательноеобеспечение продвижения судебной реформы
3) Созданиеи укрепление системы правового образования и просвещения. Включение в программыдошкольного и школьного, а также приоритет вузовского образования, обязательныхдисциплин по основам правовых знаний, в которые отдельным разделом должен войтираздел «Формирование в России правового государства». Включение впрограммы всех обществоведческих высших и средних учебных заведений курсов «Конституционноеправо», «Права человека».
4) Укреплениесистемы правоохранительных и правообеспечительных структур общества игосударства. Более четкое законодательное определение основ правового статусапрокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы;повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров,государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль задеятельностью нотариальных палат.
5) Развитиеинститута ответственности государственных органов, должностных лиц,государственных служащих за различные формы неправовой деятельности: (государственно-правовая,уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административнаяответственность).
6) Государственноепрограммирование антикоррупционной деятельности.
Регулярнаяэффективная деятельность по решению данных задач является залогом успешногоформирования и развития в будущем правового государства в Российской Федерации.
Заключение
Демократическимгосударством называется такое государство, устройство и деятельность которогосоответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека игражданина. Демократическое государство основывается на равенстве и реальномобеспечении прав и свобод человека и гражданина, народном суверенитете, а такженаличии подлинной демократии, осуществляемой через выборных представителей, атакже непосредственно путем референдума и свободных выборов.
Недостаточнотолько провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарныегосударства), главное — обеспечить его устройство и деятельностьсоответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятиедемократического государства неразрывно связано с понятием правовогогосударства, в известном смысле можно говорить о синонимичности этих терминов.
СогласноКонституции РФ 1993 года, Россия есть демократическое правовое государство, ихотя на практике нельзя утверждать о действительности данного положения,следует признать, что формированиеправового государства и гражданского общества в России идет в русле мировогоразвития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранениемсамобытных черт. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, процессформирования гражданского общества и правового государства получил мощныйимпульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционнобыли закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его праваи свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашеноразделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установленыгарантии органов местного самоуправления.
Тем не менее,становление правового государства для России есть цель, сопряженная сопределенными проблемами, экономического, политического и правового характера.
Анализ этихпроблем помог выявить приоритетные задачи развития нашего государства, которыеприблизили бы его к идеалам государства правового.
В эти задачивходит: экономическая стабилизация общества, законодательное регулированиенекоторых политических институтов (института ответственности государственныхорганов и должностных лиц), обеспечение независимости и укрепление финансовойосновы судебной системы, развитие правового сознания у граждан, укреплениесистемы правового образования путем совершенствования школьных и дошкольныхобразовательных программ, и пр.
Список использованных источников и литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации — М.: Юрайт-М, 2007.
2. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
3. Баглай М.В., ГабричидзеБ.Н. Конституционное право. — М.: Пресс, 2002.
4. Гаджиев К.С. Введениев политическую науку. М. Логос., 2004.
Основыгосударства и права, под редакцией О.Е. Кутафина. М., 1996г.
5. Общая теорияправа и государства, под редакцией В.В. Лазарева. М., 1996г.
6. Теориягосударства и права: Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2001.
7. Теориягосударства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ,1999.
8. Четвернин В.А.Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М.: Юридическаялитература, 1993.