Диагностика смысла жизненных ориентаций старших школьников

Министерство образования Российской Федерации
Оренбургский государственный педагогический университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по психодиагностике
 
Диагностика смысла жизненных
ориентаций старших школьников
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
___________________
___________________
Проверил:
___________________
___________________
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оренбург-2010
 
 
План работы:
Введение…2
1.Теоретическое изучение проблемы смысла жизненных ориентаций старших школьников.
1.1   Специфика социально-психологической адаптации при развитии подростков старшего школьного возраста…4
1.2   Формирование смысла жизненных ценностей у подростков старшего возраста…10
2.Эмперическое исследование жизненных ориентаций старшеклассников.
2.1.  Модель эмперического исследования…13
2.2.  Диагностика смысла жизненных ориентаций школьников с применением стандартных психологических методик…18
2.3.  Выводы по проделанной работе, психолого-педагогические рекомендации…29
 
Заключение…31
Библография…33
Приложения…34
 
 
 
 
Введение
 
         Совместное филосовское, психологическое и педагогическое рассмотрение проблемы формирования смысла жизненных ориентаций молодежи в условиях непрерывного образования в совокупности составляет теоретическую основу для ее решения.
         Неудовлетворенность результатами своей деятельности, несоответствие между индивидуальным личностным потенциалом и требованиями микросоциума, дефицит общения со взрослыми и сверстниками ведут к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, к проблемам в личностном развитии, в выборе своего места в жизни  и своей судьбы(Дубровина И.В., Асмолов А.Г., Ткаченко А.С. ).Исследователи отмечают наличие сложнейших взаимосвязей между относительно стабильным и изменяющимся в психике индивидуальных и групповых субъектов в условиях противоречивого переходного периода, усложняющего адаптацию молодежи к социуму (Брушлинский А.В., Журавлев А.Л., Абульханова-Славская К.А., Гайдар К.М.).
         Решение этих вопросов в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи  со значительным расширением социального пространства и возникающими в ранней юности проблемами прерспективного жизненного самоопределения.Ребенок и школа находятся в сложных взаимоотношениях.Образовательная среда, должна способствовать тому, что школьник ориентируясь на сформированные в данной среде ценности выберет себе достойный жизненный путь, но не все дети способны адекватно адаптироваться к социуму, при наличии тех образовательных и воспитательных знаний, которые преподнесла школа.
         Установлено, что не во всех образовательных учреждениях в полной мере учитываются воз растные интересы и особенности детей (Дубровина И.В., Чернышов А.С., и др.).Практически не реализуется основное значение образования как «способа расширения возможностей развития личности в ходе ее жизненного пути» (Асмолов А.Г.).
         Мы не утверждаем, что школа является тем основным местом, где ребенок обязательно должен определиться, что он будет делать в жизни, но именно она во многом способствует тому, на какие духовные, социальные, моральные и другие ценности будет ориентироваться ученик.На наш взгляд школа должна способствовать тому, что школьники научились преод олевать проблемы, возникающии в их жизни (личностные и социальные).
         Таким  образом, исходя из приведенного выше материала целью нашей работы является изучение формирования смысла жизненных ориентаций у школьников старшего возраста.
         Задачи работы:
1.      Определить специфику формирования смысла жизненных ориентаций у старших школьников.
2.      Рассмотреть проблемные переживания, возникающие при развитии подростков.
3.      Выявить критерий жизненных ценностей у старшеклассников в условиях включенности в образовательную среду.
4.      Разработать методический блок исследования и провести диагностику жизненных ориентаций старшеклассников.
5.Определить пути оптимизации процесса формирования жизненных ценностей старших школьников в условиях школьного образования.
         Предметом работы является изучение иерархии жизненных ценностей старшеклассников в процессе социально-психологической адаптации.
          Объектом работы процесс социально-психологической адаптации подростков.
         Гипотеза работы предположим, что у старшеклассников (10 класс) проблемные переживания, влияют на формирование иерархической структуры жизненных ценностей.
 1. Теоретическое изучение проблемы смысла жизненных ориентаций старших школьников.
1.1.  Специфика социально-психологической адаптации при развитии подростков разного возраста.
Основная особенность подросткового возраста  –  это резкие гормональные изменения в организме и психологическая перестройка личности(1).
         В связи с быстрым ростом и развитием возникают трудности в функционировании сердца,  легких  и  кровоснобжении головного мозга.
         Поэтому для подростков характерны частые изменения артериального давления, повышенная  утомляемость и перепады настроения. Если ко всему этому прибавить часто возникающее сексуальное возбуждение, то можно себе представить какую бурю эмоций переживает взрослеющий человек.(8).
         Кризис подросткового возраста —  это, прежде всего проблема не самого подростка, а его родителей. Иногда создается впечатление, что взрослым неинтересен ребенок таким, какой он есть на самом деле.  Его постоянно с кем-то сравнивают, хотят, чтобы он был на кого-то похож, оправдывал чьи-то мечты и надежды.(8).
         Многие родители требуют от ребенка, чтобы  он  «был удобен  в  обращении», соответствовал общественным нормам  и  чтобы  им  можно было похвастаться перед знакомыми. Но суть подросткового возраста состоит  в  переходе  от  зависимого детства к самостоятельной взрослости.
Неудивительно,  что  подросток претендует  на  равноправие  в  отношениях  с  родителями  и  идет на  конфликты, отстаивая свою  «взрослую» позицию. Он естественно  стремится оградить некоторые стороны своей жизни  от  вмешательства родителей.
          В  это  время  у  подростка формируется способность  к  самоанализу, собственные представления  о  красоте, жизненных ценностях  и  морали. А родители, требуя  от  взрослеющего  ребенка  ответственности  за  свои поступки,  в  то  же  время  не  позволяют  ему  принимать самостоятельные решения .(2).
         Еще  одна особенность переходного возраста  –  переориентация общения — от родителей  и  учителей  на  сверстников. Общение  с  ними — это  и  важный информационный канал,  и  возможность  получить эмоциональную поддержку, уважение  от  равных себе.  Но здесь возникает один парадокс: подросток, считая себя уникальной личностью,  в  то  же  время стремится ничем  не  отличаться  от  сверстников. Такое желание слиться  с  группой  и  ничем  не  выделяться психологи рассматривают  как  проявление потребности  в  безопасности.(12).
         Нередко  подростки  уходят  из  дома   и  пытаются  начать самостоятельную  жизнь. Но  они  еще  недостаточно созрели  для  этого,  поэтому  находят  себе  «проводников  во  взрослость»:  ими  могут  стать любовник  или  любовница, старший  друг  или  подруга. В  таких  случаях подростки  просто    пытаются компенсировать  холодность родителей, отчужденность  от  них. Чтобы  ответить  на  вопросы:  «Кто я ?»,  «На  что  я  способен?»,  многие  подростки совершают  рискованные  поступки, как  бы  создавая  полигон  для  испытания  своей  личности. Это  могут  быть  и  криминальные  ситуации,  и  попытки  суицида.  Причем  часто  опасные  поступки  совершаются  « на  слабо»,  чтобы  поднять  свой  авторитет  среди  друзей  или  повысить  самооценку.
         Взрослых  часто  коробит  подростковый  цинизм.  Но обсуждение  «запретных»  вопросов  со  сверстниками  позволяет  снять  эмоциональное  напряжение  и  разрядить  его  смехом.
          Кризиса  переходного  возраста  нельзя  избежать.  И,  по  –  видимому,  существует  только  один  способ  смягчить  все  возможные  острые  ситуации  с  ним  связанные  –  искать  настоящий  контакт  между  подростком  и  близкими  ему  взрослыми  людьми,  в  первую  очередь  с  родителями.  Причем  взрослые  должны  сделать  первый  шаг.(3).
         Важнейший фактор развития личности  подростка –  его  собственная большая социальная  активность. Спецефическая социальная  активность подростка заключается  в  большой  восприимчивости  к  усвоению  норм,  ценностей  и  способов поведения, которые существуют  в  мире  взрослых  и  в  их  отношениях.(8).
         Когда ребенок  вступает  в  подростковый  возраст,  в  развитии  его  самосознания происходит очень  важный сдвиг. Он связан  с  возникновением чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение  к  миру  и  себе. Развитие социальной взрослости есть  становление  готовности ребенка  к  жизни   в  обществе взрослых, как  его  полноценного  и  полноправного члена.
         В начале подросткового возраста дети  не  похожи  на  взрослых  ни  по  внешнему облику, ни  по  поведению: они  еще  много играют  и  просто бегают, возятся  и  шалят, они непосредственны  и  непоседливы, кипучи  и  взрывчаты, неустойчивы  в  интересах  и  увлечениях, легко поддаются  влиянию. Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива,  за  ней  скрываются важные процессы становления нового: подростки могут взрослеть незаметно, оставаясь во многом  детьми.(11).
         Кардинальные изменения  в  структуре  личности  ребенка, вступающего  в  подростковый  возраст,  определяются качественным сдвигом  в  развитии самосознания, благодаря  чему нарушается  прежнее  отношение  между  ребенком  и  средой.
         Чувство взрослости  может  возникать  в  результате  осознания  и  оценки    сдвигов  в  физическом  развитии  и  половом созревании, которые  очень ощутимы  для  подростка  и  делают  его  более  взрослым  объективно  и  в  собственном  представлении. Другие  источники  чувства  взрослости  –  социальные. Оно  может  рождаться  в  условиях, когда  ребенок  в  отношениях  со  взрослыми  объективно  не  занимает  положения  ребенка, а  участвует  в  труде,  имеет  серьезные  обязанности. Доверие  взрослых  и  ранняя  самостоятельность  делают  ребенка  взрослым  не  только  в  социальном, но  и  в  субъективном  плане.
         Чувство  взрослости — это  отношение  подростка  к  себе  как  к  взрослому, представление, ощущение  себя  в  какой — то  мере  взрослым  человеком. Это   чувство проявляется  в  желании, чтобы  все — и  взрослые, и  сверстники — относились  к  нему  не  как  к  маленькому, а  как  к  взрослому. У подростка появляется  потребность  быть  самостоятельным, значимым  в  мире  взрослых, потребность  осознать  себя  как  личность, отличная  от  других  людей. Отсюда стремление  к  самоутверждению, самореализации, самоопределению. Подросток  начинает  претендовать  на  равноправие  в  отношениях  со  старшими  и  идет  на  конфликты,  отстаивая  свою  «взрослую»  позицию. Чувство  взрослости  проявляется  и  в  желании  оградить  какие — то  стороны  своей  жизни  от  вмешательства  родителей. Это касается  вопросов  внешности, отношений  с  ровесниками,  может  быть  –  учебы.  В  последнем  случае  отвергается  не  только  контроль  за  успеваемостью, но  и  помощь. Кроме  того, появляются  собственные  вкусы,  взгляды, оценки, собственная  линия  поведения.(6).
          Чувство взрослости  влечет  за  собой  стремление  быть похожим  на  старших,  причем  приобрести  качества  взрослости  стремятся  все  без  исключения  подростки.
         Существование различных  направлений  в  развитии  взрослости  определяется  различием  в  образцах, на  которые  подросток  равняется  в  приобретении  черт взрослости. Ориентация  на  определенные образцы  во  многом  определяет содержание  формирующихся  жизненных  ценностей, общее  направление  в  формировании  личности  подростка. Видя проявления  этих  качеств  у  старших людей, подросток  часто  не критически  подражает  им. Новая позиция  проявляется  в  разных формах, чаще  всего — во  внешнем  облике, в  манерах. Еще  совсем  недавно  свободно, легко  двигавшийся  мальчик  начинает  ходить  в  развалку, опустив  руки  глубоко  в  карманы  и  сплевывая  через  плечо. У  него  могут  появиться  сигареты  и  новые  выражения. Девочка  начинает  ревностно  сравнивать  свою  одежду  и  прическу  с  образцами, которые  она  видит  на  улице  и  обложках  журналов, пытается  копировать  стиль  одежды, начинает  пользоваться  косметикой. Подражание  взрослым  не  ограничиваются  манерами  и  одеждой. Подражание  идет  и  по  линии  развлечений, романтических  отношений.(7).
         Независимо  от  содержания  этих  отношений  копируется  «взрослая»  форма:  свидания, записки, поездки  за  город, дискотеки  и  т. п. Однако  самообразование  часто  принимает  те  формы, которые  юристы  называют  низкой  культурой. Очень опасно, когда  основой  общения  старших  подростков  становится  подражание  особому  стилю «веселой, легкой» жизни (выпивка, игра  в  карты, бесцельное  хождение  по улице  и  т. п.).При  этом  складывается  спецефическая  установка  весело  провести  время  с  соответствующими  ей  жизненными