Совершенствование условий формирования маркетинговой среды предприятий особых экономических зон

Изучение положений показало, что требуют дополнений и уточнений определения основных понятий, которые должны быть четкими и непротиворечивыми.

Подчеркнем, что территория ОЭЗ является частью экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности для достижения заявленных целей и поставленных задач. А создаваемый особый хозяйственный механизм деятельности для хозяйствующих субъектов на территории ОЭЗ определяет сущность функционирования ОЭЗ и выделяет их (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства.

Особый режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ предполагает использование льгот таможенного и налогового характера. Это, по нашему мнению, является очень ограниченным подходом при формировании экономического механизма особых экономических зон для закона общего порядка.

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ. Такой порядок принятия решений о создании, на наш взгляд, с одной стороны, в наибольшей степени соответствует действующему законодательству, а с другой стороны, предопределяет целесообразность и необходимость создания нормативно-правового документа, имеющего статус подзаконного акта и отражающего перечень прав и полномочий в области ОЭЗ, делегированных органами государственной власти Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации. Таким документом, на наш взгляд, может стать Постановление Правительства РФ «О разграничении предметов ведения и правомочий по вопросам ОЭЗ между государственными органами власти Российской Федерации и её субъектов». При этом какие-либо договорные отношения в области разграничения полномочий между органами государственной власти, по нашему мнению, не допустимы. Первая причина кроется, на наш взгляд, в российском менталитете, не учитывать который нельзя: если в нашей стране низка степень соблюдения законов, некоторые положения которых зачастую противоречат друг другу, то соблюдение договорных обязательств не вызывает оптимизма. Во-вторых, договорные отношения сами по себе не имеют силу закона и, в сущности, выражают своего рода намерения сторон в отношении предмета договора.

На наш взгляд, не достаточно отражены и многие элементы особого режима в ОЭЗ, не достаточно разработаны вопросы, касающиеся валютного регулирования, принципы трудовых и земельных отношений, вопросы экологической безопасности.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с организацией ОЭЗ, позволяют нам сформулировать и характеризовать следующие общие принципы их создания и функционирования.

Определение инициаторов создания ОЭЗ (правительственные органы, зарубежные партнеры), её цели и разработка проекта, утверждаемого правительством страны.

Выбор для ОЭЗ территории, по возможности обеспеченной элементами инфраструктуры, трудовыми ресурсами, сырьем, а также выходом на национальный и международные рынки.

Создание органов управления ОЭЗ, действующей на основе самоокупаемости и самофинансирования.

Обоснование, исходя из государственной цели и реальных предпосылок создания ОЭЗ, её функционального назначения.

Формированиеэкономико

правового механизма функционирования ОЭЗ, включающего в себя экономический и организационно-правовой блоки.

Формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ основано на его специфичном характере.

Выбор экономико-правового механизма создаваемой зоны предопределен её целями и типом. Это одно из важных условий обеспечения её эффективного функционирования. Причем, формирование экономико-правового механизма зоны того или иного типа проводится на основе общей схемы и стандартного набора структурообразующих элементов, которые отбираются и варьируются специфическим образом для каждой ОЭЗ. Важно отметить что, для обеспечения целевой функции экономико-правового механизма ОЭЗ в мировой практике используется универсальный набор мер, который можно объединить в три группы: финансовые, фискальные и административные.

Финансовая группа мер стимулирования привлечения инвестиций включает субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, предоставляемые для решения определённых задач, и ускоренную амортизацию основных производственных фондов ОЭЗ. Фискальные меры представляются в виде отмены, отсрочки уплаты или снижения ставок налогов, пошлин, тарифов.

К группе административных мер относятся стимулы организационного характера. Они связаны с улучшением непосредственных условий для новых инвесторов – выделение земли, поддержка при сооружении предприятий, предоставление необходимой оперативной информации и услуг по изучению национального рынка, подготовка бизнес- плана, выбор удобного места расположения строящегося объекта; а также с решением вопросов о государственных расходах на развитие инфраструктуры – телекоммуникаций, связи, транспорта, дорог, портов и обеспечением права их льготного использования.

Мы считаем целесообразным подразделить все используемые общие элементы экономико-правового механизма функционирования СЭЗ на два блока:

Экономический блок.

Организационно-правовой блок.

В состав экономического блока включается: создание условий, обеспечивающих привлекательный инвестиционный климат; стимулирующий валютнофинансовый режим; благоприятствующая таможенная политика.

Среди общих льгот, распространяющихся как на иностранные, так и на отечественные предприятия ОЭЗ, включены следующие:

освобождениеэкспортноимпортных операций, совершаемых предприятиями, от уплаты таможенных пошлин и сборов, а также от применения нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей;

применение пониженных ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных для внутреннего рынка зоны;

снижение ставок налогов и арендных платежей;

обеспечение финансовыми и материальными ресурсами в рамках государственного заказа;

гарантированное обеспечение рабочей силой по упрощенной системе найма и увольнения.

К специальным льготам, предоставляемым только иностранным инвесторам, можно отнести следующие:

меры по дополнительной защите иностранных инвестиций, в частности, право конвертировать часть прибыли, получаемой в национальной валюте в твердую валюту по рыночному обменному курсу через банки зон;

упрощение процедур оформления въездных и выездных документов;

предоставление права выхода на внутренний национальный рынок;

– обеспечение наличия государственного заказа.

На наш взгляд, если судить по опыту функционирования ОЭЗ в мире, целесообразно поощрять создание в зонах различных предпринимательских образований в виде консорциумов, картелей, ассоциаций и других видов. Здесь важно отметить существующую зависимость между интенсивностью инвестиционных потоков и преобладающей организационной формой создаваемых предприятий. Например, если преобладающей формой в ОЭЗ являются дочерние предприятия иностранных фирм или предприятия со 100% иностранного капитала, то объемы инвестиций значительно выше, чем в случае преобладания совместных предприятий.

Установлению привлекательного инвестиционного климата способствуют оформленные в программных документах образования ОЭЗ юридические гарантии стабильности зонального механизма в течение установленного времени, а также права и порядок возмещения инвесторам потерь, связанных с возможными изменениями статуса зоны в сторону уменьшения льгот и ужесточения режима.

Ожидается, что в промышленнопроизводственных ОЭЗ широкое распространение получит лизинг как вид финансовых услуг. По данным Института макроэкономических исследований, степень износа оборудования в России сегодня составляет: в машиностроении – более 70%, в химической и нефтехимической промышленности – около 80%. Создание в ОЭЗ новых высокотехнологичных производств, естественно, не предполагает использования изношенного оборудования. Поэтому, очевидно, предстоит замена весьма значительной части производственных фондов, что несомненно потребует огромных финансовых затрат. Привлечение кредитов для самостоятельного приобретения нового оборудования многие предприниматели находят менее выгодным, нежели его лизинг. Анализ мирового опыта показывает,

что в настоящее время 20-25% инвестиций в развитых странах приходится на лизинговые операции. Справедливо ожидать, что многие лизинговые компании найдут клиентов среди резидентов ОЭЗ, а специалисты в области лизинга – новые рабочие места, особенно в регионах, где созданы промышленно-производ ственные ОЭЗ.

Валютно-финансовый режим. Необходимый валютный режим строится таким образом, чтобы обеспечить как стимулирование притока иностранных инвестиций в зону, так и его нормальное взаимодействие с внутринациональным экономическим оборотом и мировой экономикой. При этом он призван способствовать утверждению национальной валюты и усилению ее конвертируемости в соответствии с государственной программой.

Для каждой СЭЗ валютный режим определяется экономической политикой принимающего государства, зависящей в первую очередь от состояния экономики, в том числе устойчивости денежного обращения и конвертируемости его валюты. Так, расчёты между хозяйствующими субъектами могут осуществляться практически целиком на базе свободной конвертируемости национальной валюты. В этом случае вид валюты, используемый в расчётах, обычно определяется свободной договоренностью сторон и под их ответственность. Однако не исключено, что во взаиморасчетах зоны на национальном рынке будет предусмотрена только внутренняя валюта принимающего государства. Подчеркнём, что неконвертируемость национальной валюты является серьезным препятствием для активной деятельности иностранного капитала. Возможность конверсии полученных иностранными инвесторами доходов и беспрепятственного их перевода за рубеж является часто для иностранного партнера более важным условием, чем даже иные налоговые или организационные льготы.

Валютно-финансовая система для каждой конкретной включает особую институциональную структуру, в состав которой могут входить учреждения национального и внешнеэкономического банка, банк зоны, коммерческие, кооперативные, сберегательные, совместные и иностранные банки, система холдинговых компаний, товарных и фондовых бирж, а также страховых компаний.

Таможенная политика. Установление и осуществление таможенного режима ОЭЗ является прерогативой принимающего государства. Оно устанавливает порядок и размер взимаемых пошлин, налогов, перемещения через границу капиталов, доходов, товаров, а также особый (упрощенный) режим пересечения границы отдельными гражданами. Таможенные границы территории зоны определяются в учредительных документах. При этом зона должна иметь специально организуемую таможенную границу, а также внутренние границы, т.е. с другими регионами принимающего государства и внешние – с зарубежными странами.

В основе таможенного контроля ОЭЗ лежит: осуществление целенаправленного государственного регулирования притока в зону и внутреннюю часть экономики страны капиталов и товаров и их вывоза за рубеж; предупреждение импорта (экспорта), который может причинить вред её экономической и национальной безопасности. Ведущую роль здесь играют положения о преференциях таможенного обложения, а также в известной степени, индифферентности зон и их субъектов кразличного рода торговым тарифным и нетарифным ограничениям.

Организационно-правовой блок. Построение организационно-правового механизма исходит из предпосылки, что ОЭЗ – благоприятная среда для осуществления предпринимательства вообще и иностранного инвестирования, в частности, открытая для всех видов внешнеэкономической деятельности.

Выбор модели административнохозяйственного управления зоной зависит от её типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны, развитости частного сектора и т.п. Однако общим и принципиальным моментом является то, что зона, будучи локальной социально-экономической системой, должна располагать и локальной, относительно обособленной системой хозяйственного управления, то есть находиться вне юрисдикции отраслевых министерств и центральных ведомств, курирующих различные сферы экономики.

Таким образом, институциональная структура системы управления зо-нами на территории данного государства может быть представлена:

функциональнойструктурой управления зоной во главе с Администрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон) значительными властными полномочиями, включая делегированные различными ведомствами;

наличием в стране государственного органа по координации и контролю за развитием зон, обладающего достаточной властью для защиты интересов последних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус и не попадал под опеку какого-либо специализированного министерства;

непосредственным подчинением Администрации зоны (особенно крупных зон) уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные административно-территориальные властные инстанции.

При этом представляется весьма важным, чтобы полномочия и права Администрации ОЭЗ позволяли представлять ей свои хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламных мероприятий и реализацию мер по привлечению иностранных инвестиций. В этой связи Администрация ОЭЗ должна быть наделена правами объявлять и проводить торги на размещение новых производств, организовывать привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществлять строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков и действовать на принципах коммерческого расчёта. На территории ОЭЗ допускается создание предприятий любых форм собственности (частных, коллективных, акционерных, государственных, основанных на национальном или иностранном капитале) и их сочетание. Говоря об организационно-правовых основах деятельности ОЭЗ, необходимо отметить, что перспективы сотрудничества потребуют их адаптации к уже отработанным юридическим нормам и процедурам в практике международного экономического сотрудничества, в частности, в рамках ГАТТ, МБРР, ЕБРР и других международных организаций.

Трудовые отношения на территории ОЭЗ строятся на основе национальных и международных норм, действующих в этой области. Все вопросы, касающиеся найма и увольнения работников, режима, условий и оплаты труда, отдыха, предоставления гарантий, компенсаций и льгот на всех предприятиях зоны, включая предприятия с иностранными инвестициями, регулируются коллективным и индивидуальным трудовыми договорами. Они не могут ухудшать положения действующего в стране трудового законодательства. Вопросы социального страхования и обеспечения работников в зоне регулируются нормами действующего законодательства страны постоянного места жительства работников и оговариваются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Профессиональные союзы на территории ОЭЗ могут действовать в рамках норм соответствующего законодательства принимающего государства.

Таким образом, содержание экономико-правового механизма ОЭЗ со-стоит из сочетания, в первую очередь, элементов общего, свойственного всем типам зон. Что касается особенностей различных типов зон, то их целесообразно рассматривать применительно к конкретным странам, так как каждая зона даже внутри одной и той же страны имеет своё лицо, определяемое множеством факторов, о многих из которых говорилось уже выше.

Вследствие вышесказанного, считаем необходимым обратить внимание на один существенный, по-нашему мнению, вопрос. В российской экономической литературе проблема создания ОЭЗ, в том числе по основным принципам их открытия и функционирования, рассматривается с позиции, можно даже сказать, исключительно, принимающей стороны. В результате может создаться впечатление, что эта проблема решается, главным образом, принимающей стороной. Ясно, что в данном случае имеется в виду ОЭЗ с привлечением иностранного капитала.

Как и в других странах мировой экономики для крупного капитала имеется немало возможностей для его приумножения, различающихся по своей привлекательности, риску, конкурентоспособности будущего предприятия и его продукции, а также другим параметрам. Эти возможности существенно отличаются как по группам стран, так и по странам внутри их. Не может быть сброшен со счетов и политический фактор. Такое же различие есть и между разными способами приумножения капитала. В этой связи анализ динамики тенденций движения капитала развитых стран и способов его приумножения – необходимое предварительное условие разработки проекта ОЭЗ государством, настроенным на освоение данной формы внешнеэкономической деятельности.

По большому счёту, исходный проект ОЭЗ – это своеобразный товар, который призван удовлетворить спрос инвестора на мировом фондовом рынке и показать какие задачи он обязан выполнить и на каких условиях. Это требование, в первую очередь, относится к разработке проекта в части экономико-правового механизма, окончательный вариант которого может быть только результатом торга между принимающим государством и потенциальным инвестором- участником ОЭЗ.

Итак, в результате проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы.

На основе исследования предыдущих вопросов о возникновении ОЭЗ, сущности её как экономической категории, классификации типов, а также продолжения изучения дополнительных литературных источников выделены и сформулированы общие принципы создания и функционирования ОЭЗ.

Главное внимание уделено формированию экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ.

Показано, что выбор конкретного экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ определяется в основном целями её создания и типом зоны.

Отмечено, что экономические меры в сочетании с организационными составляют одну из особенностей экономического механизма ОЭЗ.

Нами предлагается всю совокупность элементов, связанных с экономикоправовым механизмом подразделить на два блока: экономический (инвестиционный, валютно-финансовый, таможенный) и организационно-правовой.

Список литературы

Андрианов В.Д., Кузнецов Л.Н. Специальные экономические зоны. М., С. 38.

Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФА – М, 1998. С. 146.

Зубченко Л.А. СЭЗ: общие проблемы организации и функционирования // Экономические и социальные проблемы России. 1997. № 4. С. 14.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru

Дата добавления: 21.01.2014