2. миссия, стратегическая цель и приоритетные направления развития мордовского государственного университета

2. МИССИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТАМордовский государственный университет как Национальный исследовательский университет видит свою миссию в формировании модели университета нового типа, представляющего единый комплекс образовательной, научной, инновационной и информационной деятельности, базирующийся на принципах фундаментальности, креативности и качества в целях модернизации российского общества и его интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Стратегической целью Программы является преобразование университета в один из центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на национальном и мировом рынках, фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих модернизацию экономики и рост интеллектуального потенциала страны. В соответствии с миссией и поставленной стратегической целью определены следующие приоритетные направления развития университета: модернизация образовательной деятельности на основе реализации положений Болонской конвенции и образовательных стандартов третьего поколения; развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на наращивание инновационного и интеллектуального потенциалов региона и страны, их трансформацию в современные знания и высокоэффективные технологии; формирование кадрового потенциала университета, адекватного потребностям экономики, социально-культурной сферы; создание современной университетской инфраструктуры и развитие сетевого взаимодействия университета на основе институционализации связей с субъектами инновационного сектора экономики, органами власти и общественными структурами; развитие гуманитарной деятельности, направленной на формирование гармонично и всесторонне развитой личности; модернизация материально-технической базы университета и развитие современных информационных технологий; развитие делового партнерства с российскими и зарубежными вузами, научно-исследовательскими и инновационными центрами, субъектами бизнеса и органами власти; развитие системы социального обеспечения сотрудников университета; формирование современной системы управления национальным исследовательским университетом.^ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ3.1 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ3.1.1 Развитие основной образовательной деятельностиДостижение целей и решение задач Программы в области образовательной деятельности будет осуществляться на основе выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий. Мероприятия по развитию образовательной деятельности университета будут включать: Расширение спектра образовательных услуг, разработку, внедрение новых образовательных программ и модернизацию существующих; Внедрение новых технологий обучения, в том числе за счёт создания цифровой образовательной среды; Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса; Обеспечение общественно-профессионального признания образовательных программ; Международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг; Развитие интеграции науки и образования; Развитие материально-технической базы кафедр, учебно-научных лабораторий, аудиторий. Динамика финансового обеспечения (за счёт федерального бюджета – ФБ, и внебюджетного финансирования ­­– ВБ) развития образовательной деятельности университета приведена в таблице 32. Таблица 32 – Динамика финансового обеспечения развития образовательной деятельности № ^ Направления работ (блоки мероприятий) / мероприятия Программы Динамика финансового обеспечения (за счёт федерального бюджета – ФБ, и внебюджетного финансирования – ВБ) развития образовательной деятельности в млн.руб., по годам 2011 2012 2013 2014 2015 ФБ ВБ ФБ ВБ ФБ ВБ ФБ ВБ ВБ 1 2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1 Блок 1. Развитие образовательной деятельности по ПНР НИУ 88,0 44,6 106,4 36,7 87,0 51,8 106,0 52,3 132,1 1.1. Расширение спектра образовательных услуг, разработка, внедрение новых образовательных программ и модернизация существующих по ПНР НИУ 0,7 1,0 1,7 –   1,7   1,2 1,0 1.2. Внедрение новых технологий обучения, в том числе путем создания цифровой образовательной среды по ПНР НИУ 2,3 8,7 6,0 10,0 2,0 10,0 2,0 10,0 12,0 1.3. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса с целью внедрения новых форм получения профессионального образования по ПНР НИУ 1,0 1,0 2,0 – 1,0 1,0   2,0 2,0 1.4. Формирование позитивного образа профессиональной деятельности и образования, обеспечение общественно-профессионального признания образовательных программ по ПНР НИУ 2,0 4,2 2,0 4,4 2,0 4,4 2,0 4,4 6,4 1.5 Международное сотрудничество и развитие экспорта образовательных услуг по ПНР НИУ 10,0 6,0 10,0 11,0 8,0 13,0 8,0 13,0 21,0 1.6 Развитие интеграции науки и образования по ПНР НИУ 2,0 12,7 4,7 10,3 4,0 10,7 4,0 10,7 14,7 1.7. Развитие материально-технической базы кафедр, учебно-научных лабораторий, аудиторий по ПНР НИУ 70,0 11,0 80,0 1,0 70,0 11,0 90,0 11,0 75,0 В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения университет разработает 127 новых (на базе ФГОС-III) основных профессиональных образовательных программ, в том числе 61 образовательную программу бакалавриата, 59 программ магистратуры и 7 образовательных программ подготовки специалистов по укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки (таблица 33): Таблица 33 – Число новых образовательных программ, реализуемых в университете в 2011-2015 гг. Код ^ Укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки программы бакалавриата программы магистратуры программы подготовка специалистов Всего 010000 Физико-математические науки 5 5 0 10 020000 Естественные науки 6 6 0 12 030000 Гуманитарные науки 14 13 1 28 040000 Социальные науки 2 2 0 4 050000 Образование и педагогика 1 1 0 2 060000 Здравоохранение 0 0 3 3 070000 Культура и искусство 6 6 1 13 080000 Экономика и управление 5 5 0 10 090000 Информационная безопасность 0 0 0 0 100000 Сфера обслуживания 2 2 0 4 110000 Сельское и рыбное хозяйство 4 4 1 9 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 2 2 0 4 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка 1 1 0 2 210000 Электронная техника, радиотехника и связь 5 4 0 9 220000 Автоматика и управление 3 3 0 6 230000 Информатика и вычислительная техника 1 1 0 2 240000 Химическая и биотехнологии 1 1 0 2 270000 Архитектура и строительство 2 2 0 4 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 1 1 1 3 ВСЕГО 61 59 7 127 Общее количество новых образовательных программ будет больше, так как программы бакалавриата имеют несколько профилей, программы подготовки специалистов – несколько специализаций, а программы магистратуры – несколько специализированных магистерских программ (приложение 10). Данные, приведенные в таблице 33, свидетельствуют о том, что университет обеспечивает потребности региона по 18 из 28 укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки, реализуемых в России. Доля студентов, обучающихся по приоритетным направлениям развития НИУ, является важным показателем оценки эффективности деятельности университета, успешности образовательной деятельности вуза в регионе. В таблице 34 приведена динамика изменения этого показателя в 2011-2015 гг. Таблица 34 – Доля студентов, обучающихся по приоритетным направлениям развития НИУ в 2011-2015 гг. ^ Наименование показателя Ед. изм. Динамика показателя успешности образовательной деятельности, по годам 2011 2012 2013 2014 2015 Доля обучающихся в национальном исследовательском университете (НИУ) по приоритетным направлениям развития НИУ (ПНР НИУ) в общем числе обучающихся % 52,4 53,9 55,5 57,1 58,7 Таким образом, более половины контингента студентов очной формы обучения будет обучаться по основным профессиональным образовательным программам, относящимся к приоритетным направлениям развития НИУ. Прогноз динамики изменения контингента студентов, обучающихся за счёт средств федерального бюджета по основным профессиональным образовательным программам приведён на рисунке 8. Рисунок 8 – Контингент студентов очной формы обучения за счет средств федерального бюджетаПриоритетной задачей университета будет повышение качества образования и соответствие предлагаемых образовательных программ, уровня образовательного процесса требованиям времени и потребностям региона. Для достижения этой цели в 2011-2015 гг. будет осуществлён приём студентов-первокурсников по новым (для университета) основным профессиональным образовательным программам (таблица 35). Таблица 35 – Прием студентов по новым образовательным профессиональным программам ^ Новые образовательные программы бакалавриата и их отношение к ПНР НИУ Реализация (+) программ бакалавриата(по годам) – код и наименование – -ПНР- 2011 2012 2013 2014 2015 011800 «Радиофизика» 1 – + + + + 020300 «Химия, физика и механика материалов» 1 + + + + + 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» 1 + + + + + 090900 «Информационная безопасность» 1 – – – – + 200700 «Фотоника и оптоинформатика» 1 – – + + + 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» 1 + + + + + 100100 «Сервис» + + + + + 080500 «Бизнес-информатика» 1 + + + + + 240700 «Биотехнология» 1 + + + + + 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» + + + + + 071500 «Народная художественная культура» 2 + + + + + 120700 «Землеустройство и кадастры» 1 + + + + + 010200 «Математика и компьютерные науки» 1 – + + + + 100700 «Торговое дело» (маркетинг) 1 + + + + + 080400 «Управление персоналом» – – + + + 231000 «Программная инженерия» 1 – – – – + 280100 «Природообустройство и водопользование» – + + + + 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» 1 + – – – – С этой же целью опережающее развитие получит система диверсифицированных магистерских программ – академических и прикладных, специализированных и междисциплинарных. Генерация профессиональной элиты будет осуществляться за счёт расширения магистерской подготовки в партнерстве с ведущими российскими и зарубежными университетами, промышленными предприятиями, организациями и учреждениями социальной сферы. В указанные сроки будут реализованы новые (для университета) направления магистратуры и соответствующие специализированные программы магистерской подготовки (таблица 36). Таблица 36 – Новые направления магистратуры и соответствующие им специализированные программы магистерской подготовки ^ Новые образовательные программы магистратуры и их отношение к ПНР НИУ Реализация (+) программ магистратуры(по годам) – код и наименование – -ПНР- 2011 2012 2013 2014 2015 221700 «Стандартизация и метрология» (Метрологическое обеспечение технологических процессов и производств) 1 – + + + + 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» 1 – – + + + 270800 «Строительство» (Архитектурно-строительное материаловедение, Ресурсосбережение и экология строительных материалов, изделий и конструкций, Теория и проектирование зданий и сооружений, Технология строительных материалов, изделий и конструкций) 1 – – + + + 221400 «Управление качеством» (Интегрированные системы менеджмента, Экологический менеджмент, Всеобщее управление качеством, Управление качеством в сфере государственного и муниципального управления, Управление качеством в социальной сфере) 1 – – + + + 080200 «Менеджмент» (Инновационный менеджмент, Менеджмент в сфере высоких технологий, Управление проектами) 1 – – + + + 240700 «Биотехнология» 1 – – + + + 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура» – – – – + 030600 «История» (История финно-угорских народов, Этнография финно-угорских народов) 2 – + + + + 032000 «Зарубежное регионоведение» (Финноугроведение (с изучением венгерского языка)) 2 – – + + + 030300 «Психология» (Педагогическая психология) + + + + + 030600 «История» (Археология) 2 + + + + + 032700 «Филология» (Сравнительное языкознание (финно-угорские языки); Славянская филология; Филологическое обеспечение международных культурных связей; информационные технологии в филологическом образовании; Перевод и переводоведение (в сфере энергосберегающих и электронных технологий; Филологическое обеспечение социального сервиса и туризма (для Республики Мордовия) 2 + + + + + 040100 «Социология» (Финно-угорский социум) 2 – + + + + 210400 «Радиотехника» (Системы и устройства передачи, приёма и обработки сигналов) 1 – – – – + 020300 «Химия, физика и механика материалов» (Химия, физика и механика функциональных материалов и наноматериалов; Методы исследования материалов и наноматериалов) 1 – – – – + 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии» 1 – – – + + 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» – – – – – + 072500 «Дизайн» 2 – – – – + 071500 «Народная художественная культура» 2 – – – – + 031600 «Реклама и связи с общественностью» – – – – – + 080500 «Бизнес-информатика» 1 – – + + + 100700 «Торговое дело» (^ Стратегический маркетинг, Инновационный маркетинг) 1 + + + + + 080400 «Управление персоналом» – – + + + 280100 «Природообустройство и водопользование» – – – – + 111900 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» 1 – + – – – У университета есть уникальная возможность разрабатывать собственные основные профессиональные образовательные программы по оригинальным инновационным направлениям подготовки, что будет отвечать потребностям региона. Количество основных образовательных программ, реализуемых на основе образовательных стандартов, установленных НИУ в 2012, 2013-2014 и в 2015 гг., соответственно, составит 1, 2 и 3. Первым самостоятельно разработанным стандартом, внедрение которого в университете планируется в 2012 году, будет стандарт по направлению бакалавриата «Фундаментальная биотехнология». Прогноз динамики изменения приёма студентов-первокурсников в магистратуру, на бакалавриат и специалитет на основные профессиональные образовательные программы за счёт средств федерального бюджета приведен на рисунке 9. Рисунок 9 – Прогноз приёма студентов-первокурсников на очную форму обучения (за счет средств федерального бюджета)Ухудшающаяся демографическая ситуация в стране, сокращение контрольных цифр приема, а также уменьшение численности студентов, обучающихся на коммерческой основе приведут к уменьшению численности профессорско-преподавательского состава университета. Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования также приведет к снижению занятости преподавателей. Рисунок 10 – Динамика количества ставок профессорско-преподавательского состава университета на 2011-2015 годыВ связи с этим для сохранения высококвалифицированных научно-педагогических кадров в 2011-2015 гг. необходимо: интенсивно развивать систему дополнительного образования; обеспечить условия для получения студентами наряду с первым второго высшего профессионального образования; разработать магистерские программы, привлекательные не только для студентов, но и работодателей с целью повышения их заинтересованности в обучении своих сотрудников; повысить качество методического обеспечения учебного процесса, более широко использовать дистанционную поддержку образовательных программ. С целью создания вакансий в научно-исследовательском секторе университета необходимо наращивать объемы НИР. Направления подготовки, не отвечающие потребностям инновационной экономики, будут переориентированы на перспективные направления подготовки. Динамика изменения числа выпускников университета, обучающихся за счёт средств федерального бюджета и на платной основе по основным профессиональным образовательным программам приведена на рисунке 11. Рисунок 11 – Динамика изменения числа выпускников университета Около 90% выпускников университета будут трудоустроены на предприятиях, в организациях и в учреждениях Республики Мордовия. Новые возможности для их трудоустройства появятся после завершения строительства Федерального технопарка, Нано-центра, DATA-центра и сети малых и средних инновационных предприятий. Обновление содержания образования будет базироваться на развитии профессиональных и личностных компетенций. Реализация компетентностного подхода в университете будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда. Переход к компетентностному подходу в организации образовательного процесса потребует более широкого использования активных методов обучения: тренинги, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных практических ситуаций, деловые и ролевые игры. В 2011 – 2015 гг. в университете будет также осуществляться реализация идей вариативного образования через многообразие образовательных траекторий, плюрализм и гибкость учебных программ, учебников. Переход на кредитно-модульную систему в связи с введением ФГОС-III и разработка модульных программ позволят выстраивать гибкие индивидуальные траектории обучения каждого студента. В целях интеграции в мировое научное и образовательное пространство предусматривается развивать систему языковой подготовки преподавателей и обучающихся. В университете будет создан центр «Языковая поддержка программы развития НИУ», в рамках которого будут разрабатываться, апробироваться и внедряться интенсивные курсы иностранных языков. Интенсивный курс «Профессиональное общение в иноязычной среде» будет разработан (2011 г.), апробирован (2012 г.), скорректирован и реализован (2012-2015 гг.). Совершенствованию системы языковой подготовки будет также способствовать создание Центра языкового и бизнес-консалтинга на факультете иностранных языков. В 2011-2015 гг. будет обеспечен доступ студентов, преподавателей и сотрудников университета к электронным библиотечным системам различного профиля, к базам данных и информационным ресурсам удалённого доступа, а также к системам электронной доставки документов (приложение 12). Для создания цифровой образовательной среды будут переведены в электронную форму наиболее востребованные, широко используемые в учебном процессе «бумажные» носители информации и, прежде всего, учебники и учебные пособия, а также будут разработаны новые электронные учебники и учебные пособия. Современные цифровые технологии и продукты, включающие электронные презентации, сценарии, лабораторные практикумы, тренажеры, имитаторы, симуляторы, обучающие, тестирующие и контролирующие компьютерные программы, самоучители найдут широкое применение в учебном процессе. В целях повышения качества образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий Центром дистанционного образования планируется модернизация цифровой среды дистанционного обучения и внедрение в учебный процесс технологий электронных конференций для проведения лекций и семинарских занятий. Расширение доступа студентов к среде дистанционного обучения и другим информационным ресурсам университета планируется осуществлять в соответствии с динамикой, представленной в таблице 37. Таблица 37 – Динамика обучающихся, использующих систему удаленного доступа к информационным ресурсам университета Индикатор Единица измерения 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Доля обучающихся лиц, использующих систему удаленного доступа к информационным ресурсам университета Процентов 15 20 30 35 40 Для расширения базы электронных образовательных ресурсов Центр дистанционного образования продолжит создание электронных учебных материалов в соответствии с форматом SCORM. Разрабатываемые учебные материалы будут сопровождаются электронными тестами с возможностью удаленного контроля в системе дистанционного обучения. Планируется также увеличение количества программ дистанционного обучения. В таблице 38 показана динамика роста количества программ электронного и дистанционного обучения: Таблица 38 – Динамика количества программ электронного и дистанционного обучения Индикатор Единица измерения 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Количество программ электронного и дистанционного обучения единиц 16 18 22 25 28 Отдельные направления подготовки (бакалавриат, магистратура и специалитет) будут полностью обеспечены дистанционной поддержкой по всем учебным дисциплинам учебного плана. Перечень таких основных образовательных программ представлен в таблице 39. Таблица 39 – Основные образовательные программы полностью обеспеченные дистанционной поддержкой Год Фак-т Ин-т Образовательная программа, ПОЛНОСТЬЮ обеспеченная дистанционной поддержкой Уровень подготовки (бак./маг/спец) 2012 ФЭТ Информатика и вычислительная техника /+/-/-/ Филол Журналистика /+/-/-/ 2014 ИИС Политология /+/-/-/ ИИС Социальная работа /+/-/-/ ИИС Зарубежное регионоведение /+/-/-/ 2015 ИИС Политология /-/+/-/ ИИС Социальная работа /-/+/-/ ИИС Зарубежное регионоведение /-/+/-/ Часть направлений подготовки будет обеспечена дистанционной поддержкой по одному из цик Перечень учебных дисциплин, по которым будет осуществляться дистанционная поддержка, представлен в приложении 13. В целях модернизации электронных научных журналов университета планируется осуществить разработку нового дизайна сайтов журналов и усовершенствовать в них систему навигации. В течение предстоящих пяти лет будут изданы традиционным (типографским) способом новые учебники и учебные пособия и, прежде всего, с грифами министерств и учебно-методических объединений (таблица 41). Таблица 41 – Издание учебно-методической литературы за 2011-2015 гг. № п/п Виды учебно-методической литературы План штук печатных листов Учебники (всего) 39 583 в том числе с грифами Минобрнауки и других федеральных министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы 9 122 УМО и НМС Минобрнауки по дисциплинам 15 253 Учебные пособия (всего) 728 4538 в том числе с грифами Минобрнауки и других федеральных министерств и ведомств, имеющих подведомственные вузы 10 53 УМО и НМС Минобрнауки по дисциплинам 152 1060 ^ Методические разработки 814 2130 Всего за 2011-2015 гг. 1581 7251 Ежегодный план издания учебно-методической литературы приведен в приложении 11. Научное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса будет осуществляться научной библиотекой университета. Динамика роста количества изданий, находящихся в фондах научной библиотеки представлена в таблице 42. Таблица 42 – Количество изданий, находящиеся в фондах научной библиотеки университета Виды изданий Количество экземпляров, по годам: 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Учебно-методическая литература (экз.) 18637 20000 23000 26000 28000 29000 журналы 856 назв., 1181 компл. 782 назв., 1087 компл. 764 назв., 1051 компл. 755 назв., 1040 компл. 739 назв., 1023 компл. 720 назв., 989 компл. Периодические издания на электронных носителях (назв.) 38 74 78 89 92 95 ^ 3.1.2 Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников университетаВ 2011-2015 гг. деятельность руководства и коллектива Мордовского университета будет направлена на дальнейшее повышение качества подготовки кадров с учетом изменяющихся требований к высшей школе и тенденций развития рынков труда и образовательных услуг региона и страны. Повышение качества подготовки и конкурентоспособности выпускников Мордовского государственного университета в 2011-2015 гг. будет осуществляться в соответствии с миссией и поставленной стратегической целью развития университета. Решение этой задачи будет базироваться на: – диверсифицированности образовательной деятельности; – высокой компетентности научно-педагогических кадров; – эффективности, востребованности результатов фундаментальных и прикладных исследований; – современной материально-технической базе и широком использовании информационных технологий; – активизации международного сотрудничества. Главной целью МГУ им. Н.П. Огарёва в области качества является повышение конкурентных позиций университета на рынках труда и образовательных услуг. Достижение этой цели будет осуществляться в рамках разработанной Политики в области качества научно-исследовательской и инновационной деятельности, удовлетворение требований заинтересованных сторон на основе непрерывного улучшения качества всех направлений деятельности. Приоритетными направлениями политики университета в области качества выступают: – развитие системы менеджмента качества на основе признанных моделей обеспечения качества образования, требований и рекомендаций стандартов ИСО серии 9000 и ENQA; – совершенствование структуры и содержания образовательных программ в рамках многоуровневой системы профессионального образования; – повышение качества учебно-методического, материально-технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса; – активное применение инновационных методов обучения и технологий оценки качества знаний обучающихся; – взаимовыгодное сотрудничество с российскими и зарубежными научно-образовательными учреждениями и обеспечение высокого доверия партнеров к университету; – развитие академической среды, направленной на творческую самореализацию личности, обладающей ответственностью, гражданским самосознанием и потребностью к непрерывному образованию на протяжении всей жизни. Ключевым требованием к качеству выпускникам является их компетентность в сфере профессиональной деятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, что соответствует требованиям международным измерениям качества образования. Стратегическая направленность основных мероприятий в области качества, реализуемых в Мордовском университете, состоит в формировании эффективной системы управления качеством с учетом формата и требований Болонского процесса при сохранении положительного опыта и развитии богатых традиций российской высшей школы. Будут разработаны и предложены новые направления, профили подготовки, современные магистерские программы, в рамках которых занятия будут вести лучшие российские и зарубежные преподаватели, ведущие ученые. Приоритетным направлением деятельности руководства университета будет совершенствование системы мониторинга качества образования. Результатом ее внедрения к 2015 г. будет созданная и эффективно функционирующая система мониторинга качества университетского образования. В рамках совершенствования системы менеджмента качества университета будут проводиться следующие мероприятия: ежегодное обучение и повышение квалификации различных категорий персонала в области управления качеством образования; самооценка деятельности по критериям Европейского фонда по управлению качеством (EFQM) и внутренних аудитов подразделений и процессов вуза в соответствии с ежегодно утверждаемым планом; участие в 2012 г. в конкурсе на соискание Премии Правительства РФ в области качества; формирование современной внутривузовской информационно-аналитической системы управления качеством образования.^ 3.1.3. Развитие системы дополнительного образованияДополнительное профессиональное образование является одной из самых востребованных форм обучения руководителей, специалистов и научно-педагогических кадров в условиях модернизации экономики страны. Ведущую роль в реализации задач по повышению квалификации по приоритетным направлениям развития национально-исследовательского университета будет играть Институт дополнительного образования, а также созданные на базе факультетов и институтов центры и школы по повышению квалификации и переподготовке кадров. Приоритетным направлением в деятельности института будет разработка и модернизация дополнительных образовательных программ. Таблица 43 – Индикаторы реализации мероприятий программы развития системы дополнительного образования Едини ца измерения 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Итого 1. Общее количество научно-педагогических работников НИУ, направленных на стажировки в ведущие мировые и университетские центры (с получением соответствующего документа) человек 142 158 202 216 232 950 2. Количество слушателей направляемых на повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в системе дополнительного образования: Всего в том числе в ИДОИз них всего по ПНР В том числе в ИДО по ПНР человек 3500 15002900 800 3850 16503190 880 4235 18153509 968 4658 19963859 1064 5124 21964245 1171 21367 915717703 4883 3. Количество молодых ученых, прошедших в НИУ повышение квалификации, профессиональную переподготовку: Всего В том числе в ИДО человек 410 150 451 165 486 181 545 199 600 219 2492 914 4. Контингент студентов, обучающихся по сокращенным программам высшего профессионального образования в ИДО человек 4391 3893 3810 3820 3850 19764 5. Среднее количество дисциплин в вариативной составляющей образовательных программ единиц 3 4 4 4 4 – 6. Доля ежегодно обновляемых программ к общему количеству программ проценты 5 5 5 5 5 – Основными направлениями деятельности в области дополнительного образования в 2011-2015 г.г. будут: совершенствование образовательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка) в связи с получением статуса базового вуза в 2012 году по программе повышения квалификации преподавателей высшей школы «Актуальные проблемы финно-угроведения». Повышение квалификации преподавателей университета наряду с принятыми формами планируется осуществлять также в мировых научных и университетских центрах (рисунок 12); Рисунок 12 – Количество научно-педагогических работников, направляемых