Основы организации бухгалтерского учета на предприятии ЗАО Черемшанская МСО-ТАПС

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕРЕМШАНСКАЯ МСО-ТАПС»
1.1 Краткая характеристика предприятия
1.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» за 2002-2004 года
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Общие правила организации бухгалтерского учета
2.2 Учетная политика предприятия
2.3 Функции и структура бухгалтерского аппарата
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЗАО «ЧЕРЕМШАНСКАЯ МСО-ТАПС»
3.1 Учетная политика ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» на 2005 г.
3.2 Первичные учетные документы, документооборот и хранение документов ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС»
3.3 Рекомендации по организации бухгалтерского учета
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Построение учетного процесса, полностью удовлетворяющего потребности организации, ее собственников и внешних пользователей информации, невозможно без рациональной его организации. Под организацией бухгалтерского учета принято понимать систему условий и элементов (слагаемых) учетного процесса, включающую первичный учет и документирование операций (первичную учетную документацию и документооборот), план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности, – систему, основывающуюся на присущих бухгалтерскому учету правилах.
Предприятиям предоставлено право разрабатывать свою учетную политику, самостоятельно определять конкретные методики, формы, технику ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей хозяйствования.
При этом ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель хозяйствующего субъекта. Он обязан создавать необходимые условия для правильного его ведения, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка оформления и представления первичных учетных документов, других источников информации для отражения в учете содержащихся в них данных.
Руководитель самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерского работы исходя из вида организации, объема учетной работы конкретных условий хозяйствования.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия;
обеспечение контроля над наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;
своевременные предупреждение негативных моментов хозяйственно-финансовой деятельности.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается исключительной ролью бухгалтерского учета в экономической жизни общества.
В отечественной экономической литературе очень много публикации по бухгалтерскому учету и отчетности. Рассматриваются основные принципы и базовые общепринятые правила ведения бухгалтерского учета, обработки и подготовки информации финансового характера, что позволяет использовать систему учетной информации в процессе принятия управленческих решений для планирования и организации бизнеса. Эти вопросы анализируются и рассматриваются в работах: Козловой Е.П., Безруких П.С., Красновой Л.П..
Целью данной работы является раскрыть основы организации бухгалтерского учета на предприятии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решение следующих задач:
–рассмотреть общие правила организации бухгалтерского учета;
–дать общую характеристику формам бухгалтерской учета;
–определить права, обязанности и ответственность главного бухгалтера.
Предметом исследования является бухгалтерский учета предприятия.
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕРЕМШАНСКАЯ МСО-ТАПС»
1.1 Краткая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество «Черемшанская МСО-ТАПС» создано путем слияния открытого акционерного общества «Черемшанская МСО», зарегистрированное Государственной Регистрационной палатой при Министерстве Юстиции Республики Татарстан, свидетельство о государственной регистрации № 1637/к (41) от 13 августа 1999 г., и открытого акционерного общества «СИТАПС», зарегистрированное Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 14 по Республике Татарстан, за основным государственным номером 1021602826376 от 12 августа 2002 г.
Общество занимается строительно-монтажными работами.
Место нахождения Общества: Республика Татарстан, с. Черемшан, ул. Титова д. 9.
Почтовый адрес Общества: 423100, Республика Татарстан, с. Черемшан, ул. Титова д. 9.
Общество является юридическим лицом — коммерческой организации — с момента его государственной регистрации и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Уставный капитал Общества на момент его учреждения установлен в размере 15 220 000 (Пятнадцать миллионов двести двадцать тысяч) рублей и разделен на 15 220 (Пятнадцать тысяч двести двадцать) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 (Одна тысяча) рублей каждая. При учреждении общества все его акции размещены среди его учредителей.
Акции распределяются следующим образом:
-Открытое акционерное общество «СИТАПС» получает- 8 355 (Восемь тысяч триста пятьдесят пять) акций, на сумму 8 355 000 (Восемь миллионов триста пятьдесят пять тысяч) рублей, что составляет 54,9% участия в ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС».
Открытое акционерное общество «Черемшанская МСО» получает – 6 865 (Шесть тысяч восемьсот шестьдесят пять) акций, на сумму 6 865 000 (Шесть миллионов восемьсот шестьдесят пять тысяч) рублей, что состовляет45,1% участия в ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС».
1.2 Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» за 2002-2004 года
Для того чтобы получить полное представление о деятельности организации, о его возможностях, реальном положении дел на предприятии, проводится оценка основных технико-экономических показателей.
Таблица 1 — Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» за 2002-2004 года
Показатели
2002
2003
2004

Сумма
Абсол. измение
Темп роста, %
Сумма
Абсол. измение
Темп роста, %
Выручка от реализации, тыс. руб.
20744
24804
4060
119,57
300000
5196
120,95
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
18673
20103
1430
107,66
26315
6212
130,9
Прибыль от реализации, тыс. руб.
3179
3741
562
117,68
4500
759
120,29
Чистая прибыль, тыс. руб.
1389
2760
1371
198,7
4160
1400
150,72
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
15513
17857
2344
115,11
19764
1907
110,68
Фондоотдача
1,34
1,39
0,05
103,73
1,52
0,13
109,35
Фондоемкость–PAGE_BREAK–
0,75
0,72
-0,03
96
0,66
-0,06
92
Фондовооруженность, тыс. руб.
112,41
127,55
15,14
113,47
139,18
11,63
109,12
Амортизация, тыс. руб.
16328
18395
2067
112,66
19250
855
104,65
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
3870
4850
980
125,32
5139
289
105,96
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, об.
5,36
5,11
-0,25
95,34
5,84
0,73
114,29
Среднесписочная численность работников, чел.
138
140
2
101,45
142
2
101,43
Производительность труда, тыс. руб.
150,63
177,29
26,66
117,7
211,55
34,26
119,32
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
5935
6212
277
104,67
8553
2341
137,69
Средняя заработная плата, тыс. руб.
3,580
4,761
1,181
132,99
5,863
1,102
123,15
Экономическая рентабельность, %
7,44
13,73
6,29
184,54
15,81
2,08
115,15
Грузооборот грузовых автомобилей, т. км.
1250394
1500025
249631
119,96
1617970
117945
107,86
ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» является рентабельным. Его выручка от реализации за 2002-2003 г. увеличилась на 4060 тыс. руб., соответственно темп роста составил 119,57%, а за 2003-2004 г. увеличилась на 5196 тыс. руб. и темп роста 120,95 %. Так как все показатели взаимосвязаны, то увеличение выручки от реализации ведет за собой и увеличение заработной платы, так за 2002-2003 г. заработная плата увеличилась на 1181 тыс. руб., а за 2003-2004 г. на 1102 тыс. руб… Чистая прибыль за 2003 год относительно 2002 года увеличилась в 1,9 раза, а за 2004 год относительно 2003 года в 1,5 раза.
Рост выручки от продаж за исследуемый период обусловлен ростом производительности труда, ростом запасов на складах, расширением торговой сети, сокращением времени обслуживания.
Численность работников за 2002-2003 г. увеличилась на 2 человека и за 2003-2004 г. на 2 человека. Рост числа работников обусловлен в частности с увеличением потребности в обслуживающем и производственном персонале.
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Мы рассматриваем организацию бухгалтерского учета коммерческими фирмами, то есть такими, которые преследуют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Не зависимо от организационно-правовой формы все коммерческие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом организации. Управление организацией также осуществляется в соответствии с ее уставом или учредительным договором [7].
В процессе деятельности организаций совершается большое количество простых и сложных хозяйственных операций. Из приобретенных в установленном порядке разнообразных предметов труда организации с помощью средств труда, которыми они располагают, и затраченного труда, работников производят продукцию выполняют работы и оказывают услуги, реализуя их покупателям и заказчикам в соответствии с заключенными договорами купли-продажи. При этом на всех стадиях производственного процесса и кругооборота хозяйственных средств в организации возникают объекты бухгалтерского учета.
Все объекты бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько групп. К первой относятся имущество, которое находится в собственности организации или которым собственник наделяет организацию, передавая его ей в оперативное управление или хозяйственное ведение (государственные и муниципальные унитарные предприятия). Ко второй группе объектов учета следует отнести процессы, происходящие в организации: процесс приобретения (заготовления) материально-производственных запасов (сырья, материалов, и других предметов труда), процесс производства продукции (товара), ее выпуска и реализации. В отдельную группу выделяют расчетные операции с поставщиками материалов, покупателями изготовленной продукции, с работниками по оплате труда и т.д. Самостоятельную группу образуют объекты учета, отражающие конечные финансовые результаты деятельности организации. Кроме того, объектами учета являются источники средств и ресурсов организации (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды специального назначения и др.) и их движение. Следовательно, в бухгалтерском учете находят отражение как сам процесс производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), так и кругооборот капитала [8].
2.1 Общие правила организации бухгалтерского учета
Бухгалтерскому учету как функции управления присущи следующие основы его организации:
— нормативное регулирование бухгалтерского учета. Государство в лице законодательной и исполнительной власти в соответствующих законах (Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и др.) и иных актах законодательства устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, правила публикации отчетности и осуществляет меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации.
— постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении пользователей бухгалтерской информацией, необходимой им для принятия правильных решений. К такой информации можно, например, отнести информацию о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности, рентабельности;
— динамичность бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета на основе компьютеризации, оптимизации затрат на ведение бухгалтерского учета;
— использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда и другие методы и модели [13].
Помимо основных принципов при отражении информации в системе бухгалтерского учета должны соблюдаться следующие правила его построения:
— сплошная, непрерывная, документально обоснованная и взаимосвязанная регистрация всех совершенных в организации хозяйственных операций.
— учет должен строится на основе отражения фактов хозяйственной деятельности в том отчетном периоде, в котором они имели место (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности);
— оценка имуществ и обязательств. Это правило предполагает оценку основных средств, материально – производственных запасов, незавершенного производства, финансовых вложений и обязательств по фактически сложившимся в момент совершения операции затратам (по первоначальной или исторической себестоимости).
— определение хозяйственного субъекта, обязанного вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Это правило относится к действующему юридическому лицу, продолжающему свою хозяйственную и иную коммерческую деятельность в обозримом будущем [9].
Документирование операций и документооборот    продолжение
–PAGE_BREAK–
Характерная особенность бухгалтерского учета состоит в том, что он основан на строгом документировании хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности).
Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в бухгалтерию организации в установленном порядке к определенному сроку для проверки с точки зрения законности отраженных в них операций, правильности оформления (полнота реквизитов, наличие подписей ответственных лиц и т.д.) и для последующей обработки и группировки.
Движение документов от момента составления в данной организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом. Расписание сроков составления, представления и обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных, продолжения других стадий учетного процесса принято называть графиком в учете [10].
График обычно включает перечень и сроки учетных работ выполняемых оперативными, инженерно-техническими и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (служб, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм и др.
План счетов бухгалтерского учета
Планом счетов бухгалтерского учета называют перечень синтетических счетов, отражающий систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать эту информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, других заинтересованных лиц, органов государственной и исполнительной власти.
Исходя из задач системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, Министерством финансов Российской Федерации определено использовать на всей территории страны единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовых форм (кроме кредитных и бюджетных организаций) и Инструкцию по его применению.
Хозяйствующие субъекты на основе единого Плана счетов должны составлять рабочие планы счетов бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Им предоставлено право в рабочих планах счетов устанавливать количество счетов, уточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета [5].
Учетные регистры
В бухгалтерии все записи ведутся в таблицах специальной формы, или учетных регистрах. Учетные регистры могут иметь форму книг (журналов), карточек, ведомостей, машинограмм или машинных носителей информации. Технически регистрация данных может осуществляться ручным способом или быть частично или полностью автоматизированной. Учетные регистры могут классифицироваться по разным признакам.
— по характеру записей выделяют: хронологические регистры, в которых регистрация бухгалтерских документов ведется в последовательности их поступлении, систематические регистры, на которых записи группируются по счетам, и комбинированные регистры, сочетающие хронологическую и систематическую записи.
-по объему содержания регистры подразделяются на синтетические и аналитические.
-по построению регистры могут быть односторонними (например, карточки, на которых колонки прихода и расхода – дебета и кредита – расположены на одной стороне), двухсторонними (например, записи в книгах на развороте страниц – слева по дебете, а справа- по кредиту), многоколонными (когда показатели группируются по дополнительным признакам, например, при учете общепроизводственных расходов по статьям калькуляции), линейными (например, аналитический учет с поставщиками ведется позиционно, отдельной строкой, по каждому поставщику), шахматными (запись по дебету и кредит производится однократно).
— по внешнему виду — это уже упомянутые бухгалтерские книги, карточки, ведомости и машинные носители данных. В современных условиях все более широкое применение в бухгалтерском учете находят машинные носители информации, например, магнитные ленты и диски. При их использовании должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.
Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов РФ и другими органами, которые законодательно предоставлено право регулирования бухгалтерского учета [2].
Формы бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета создают основу формы бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета принято понимать определенное сочетание построения и взаимосвязи регистров, а также порядок и способы регистрации и группировки в них учетной информации. На практике получили распространение несколько форм бухгалтерского учета – ручных (мемориально-ордерная, журнально-ордерная) и машиноориентированных (таблично-автоматизированная, компьютерная и др.) [5].
При мемориально-ордерной форме все бухгалтерские проводки заносятся в мемориальные ордера, к которым прилагаются первичные оправдательные документы или накопительные и группировочные ведомости, служащие основанием учетных записей.
К достоинствам мемориально-ордерной формы учета следует отнести строгую последовательность учетных процедур, простоту и доступность учетной техники, возможность разделения учетной информации между сотрудниками, обладающими разной квалификацией.
Недостатки мемориально-ордерной формы состоят в ее значительной трудоемкости.
Для журнально-ордерной формы бухгалтерского учета характерно использование в качестве основных регистров журналов-ордеров и вспомогательных к ним накопительных ведомостей.
В целом учетные регистры журнально-ордерной формы удобны для контроля, анализа и составления отчетов. В то же время эта форма бухгалтерского учета имеет недостатки, к которым относят сложную и громоздкую структуру журналов-ордеров, которые заполняются вручную [5].
Отличительной особенностью машиноориентированных форм бухгалтерского учета является возможность составления на основе компьютерных программ в автоматическом режиме регистров, обобщающих учетную информацию в разрезах, необходимых для управления, контроля, анализа и составления установленной бухгалтерской отчетности.
Одним из обязательных условий автоматизации учетно-вычислительных работ являются программы регистрации и обработки бухгалтерских данных. Они включают разработку технологий автоматизированного получения и обработки учетной информации, в том числе: первичные документы, приспособленные к автоматизированной обработке; документооборот, рассчитанный на обработку учетных данных на компьютерах; коды; отчетные разработки, получаемые автоматически; программы работ вычислительной техники; технологические и инструкционные карты, формализирующие порядок выполнения работ на всех этапах технологического процесса автоматизированной машинной обработки учетной информации, включая работу учетного персонала и персонала других функциональных служб организации по сбору и передаче первичной учетной информации на обработку и по использованию полученных отчетных разработок.
Организации самостоятельно выбирают регистры, формы и методы бухгалтерского учета исходи из объема учетных работ, наличие вычислительной техники и других условий. Они могут не только использовать рекомендованные формы, но и разрабатывать свои оригинальные, соблюдая при этом общие методологические принципы, установленные в централизованном порядке, а также технологию обработки учетных данных [15].
2.2 Учетная политика предприятия
Одним из первых стандартов по ведению бухгалтерского учета является ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций». Этот документ внутреннего пользования, устанавливающий границы применяемых организацией правил ведения бухгалтерского учета, если они имеют многовариантный состав.
Под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
формы первичных учетных документов;
методы оценки активов и обязательств;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Среди элементов учетной политики необходимо также указать установленные в операции методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских форм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридических, так и финансовой точек зрения независимым аудитором по инициативе организации [11].
Как известно, учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:
— изменения законодательств Российской Федерации или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;
— разработки организацией новых способов бухгалтерского учет, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;
— существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Изменения учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном в ПБУ 1/98. Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это изменения учетной политики объявляется в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации [6].
2.3 Функции и структура бухгалтерского аппарата
Организацией (акционерным обществом, иным хозяйствующим субъектом, государственным унитарным или муниципальным предприятием и т. д.) руководит директор (совет директоров, управляющий), назначаемый учредителями, собственником, или сам собственник. Оперативное руководство административно-хозяйственной, коммерческой деятельностью осуществляется, как правило, через аппарат управления, который организует всю работу, координирует и контролирует деятельность внутренних звеньев организации, ведет бухгалтерский учет, составляет установленную отчетность и представляет ее соответствующим органам.
При наличии в составе аппарата управления организации самостоятельного учетного аппарата – бухгалтерии, возглавляемой главным бухгалтером, на нее возлагаются ведение своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирование полной и достоверной информации о ее деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращение негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Учетный аппарат тесно связан со всеми структурными подразделениями организации, со службами и отделами аппарата управления и отдельными исполнителями. Представляемые в бухгалтерию всеми подразделениями и службами организации необходимые для учета и контроля документы, отчетные сведения, а также плановые, сметные и нормативные данные обрабатываются и группируются по определенным признакам, и на их основе готовится информация о деятельности отдельных подразделений и организации в целом. Практическая ценность этой информации заключается в том, что она позволяет глубоко анализировать экономические показатели работы, систематически контролировать хозяйственные процессы и явления, делать на их основе нужные выводы и принимать меры по улучшению работы организаций, ее подразделений и служб.
Особое внимание бухгалтерского аппарата должно быть обращено на функции контроля даже при наличии в организации службы внутреннего аудита. Контроль, осуществляемый бухгалтерским аппаратом, можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.
При наличии в организации бухгалтерской службы большое внимание обычно уделяется структуре бухгалтерского аппарата. Под структурой бухгалтерского аппарата принято понимать его подразделение на составные части на основе принципов разделения труда, то есть специализации работников бухгалтерии и кооперации их совместных усилий [5].
Структура бухгалтерии, как правило, состоит из:
— расчетной группы, работники который на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате и удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды и др.;
— производственно-калькуляционной группы, работники которой ведут учет затрат на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность; определяют состав затрат на незавершенное производство;
— общее группы, работники которой осуществляют учет остальных операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность.
В крупных организациях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с дебиторами кредиторами, юридическими и физическими лицами;
Материальная группа, работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования и т. д.
Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе организации и отдельных его подразделений руководству и совету директоров (правлению) организации [3].
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
Права и обязанности руководителя бухгалтерской службы организации определены законодательными актами Российской Федерации, в первую очередь Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Главный бухгалтер непосредственно подчинятся руководителю организации, которым он назначается и освобождается от должности. Руководитель обязан обеспечить все необходимые условия для надлежащей организации работы бухгалтерии, а также для выполнения всеми работниками предприятия требований главного бухгалтера в отношении оформления и представления необходимых для бухгалтерского учета документов и иных сведении.
Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное составление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он должен следить за соблюдением установленных принципов, норм и правил учета при отражении осуществляемых предприятием хозяйственных операций, а также за их соответствием действующему законодательству. Главный бухгалтер контролирует движение имущества и выполнения обязательств. Практически бухгалтер организует всю работу бухгалтерии, распределяет обязанности между работниками бухгалтерского аппарата и контролирует выполнение ими этих обязанностей. Очень велика роль главного бухгалтера в налаживании информационных связей между всеми подразделениями предприятия путем составления и четкого соблюдения графика оборота учетной документации. Должен быть обеспечен порядок сохранности документов и недопущения к их использованию посторонних лиц. Существуют определенные правила архивного хранения документов. Нормативно минимальный срок хранения первичных бухгалтерских документов, регистров и отчетов определен в 5 лет; некоторые документы хранятся дольше, например, срок хранения лицевых счетов работников – 75 лет.
Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства должны иметь подпись главного бухгалтера, без этой подписи документы считаются недействительным и не должны приниматься к использованию. В случае отсутствия главного бухгалтере длительное время (например, если он находится в отпуске или в командировке) руководитель должен письменно распорядиться о представлении права подписи другому лицу.
Бухгалтер не должен оформлять и исполнять документы по операциям, которые противоречат законодательным нормам и нарушают договорную и финансовую дисциплину. Если у главного бухгалтера и руководителя возникли разногласия по существу проводимых операций и их законности, то бухгалтер принимает документы к исполнению, но только на основании письменного распоряжения руководителя, который и несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций [12].
С главным бухгалтером согласовывается назначение или смена материально-ответственных лиц – кассиров, кладовщиков и др. Как правило, главный бухгалтер не может выполнять обязанности, связанные с материальной ответственностью, поэтому функции кассира возлагаются на отдельное лицо. Если в штате предприятии такая должность отсутствует (такое положение характерно для малых предприятий), то обязанности кассира по письменному распоряжению руководителя предприятия могут выполняться главным бухгалтером или другими работниками.
В современных условиях в функции главного бухгалтера входит не только контроль за организационно-техническим состоянием учета, но и экономический анализ учетных и отчетных данных. Главный бухгалтер и другие учетные работники должны хорошо знать экономику и особенности производственно-технологического цикла той отрасли, к которой принадлежит их предприятие, быть компетентным в вопросах финансов и кредитования, в гражданском и трудовом законодательстве. Бухгалтер должен уметь планировать и контролировать текущие денежные потоки, принимать активное участие в составлении бизнес-планов, в которых дается технико-экономическое обоснование проектов развития предприятия [2].
Системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности регламентированы и другие правила главного бухгалтера. К ним относятся подчиненность главному бухгалтеру всех работников, занятых бухгалтерским учетном формированием отчетности (в бухгалтерии, на вычислительной установке, в других подразделениях). Этим достигается консолидация всего учетного аппарата под руководством главного бухгалтера. Он устанавливает служебные обязанности всех работников учета с тем, чтобы каждый знал круг выполняемых им работ и нес за них ответственность [5].
3. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЗАО «ЧЕРЕМШАНСКАЯ МСО-ТАПС»
3.1 Учетная политика ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» на 2005 г.
Порядок введения учета на предприятии
— Бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется в бухгалтерией.
— Организация ведет учет с использованием компьютерной техники, бухгалтерской программы, мемориальных ордеров.
— Организация использует рабочий план счетов (приложение №1 к настоящему приказу), разработанный приказом Минфина России от 31 декабря 2000 г. №94 н.
Учетные документы и регистры
— Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно.
— Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом.
— Учетные документы хранятся на предприятии в течение пяти лет.
Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится один раз на начало года, а также в случаях, предусмотрительных законодательством. Инвентаризация основных средств проводиться один раз в три года.
Учет основных средств
— Амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом в соответствии с гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль».
— Стоимость объектов основных средств стоимостью до 10 тыс. руб. за единицу списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) в момент ввода в эксплуатацию. С целью обеспечения сохранности таких объектов основных средств организовать аналитический учет в течение всего срока полезной в эксплуатации объектов.
Учет нематериальных активов
— Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете амортизируются линейным методом (п.15 ПБУ 14/2000).
— Амортизация нематериальных активов в бухучете отряжается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
Списание материально-производственных запасов
При отпуске материально-производственных запасов в производстве и ином выбытии их оценка в бухгалтерском и налоговом учете производится по фактической стоимости.
Учет расходов будущих периодов
Расходы будущих периодов списываются равномерно в течении периода, к которому относится(п.1 ст. 272 НК РФ)
Учет общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы списываются в дебет 20 счета «Основное производство»
Учет выручки в исчисления налога на добавленную стоимость
Признавать реализацию в целях исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ по мере оплаты (поступления денежных средств, в других видов оплаты).
Учет выручки в целях начисления налога на прибыль
Для учета доходов и расходов в целях исчислений налога на прибыль применять метод начислении в соответствии со статьями 272 и 273НК РФ
Авансовые платежи по налогу на прибыль
Ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль рассчитываются исходя из фактически уплаченного налога на прибыль за прошлый квартал
Учет готовой продукции
Готовую продукцию оценивают по фактической производственной себестоимости.
Учет незавершенного производства
Незавершенное производство оценивается по фактической производственной себестоимости.
Учет арендной платы
Поступившую арендную плату от сдачи в аренду имущества считать доходом от обычных видов деятельности.
Расчет налога на добычу полезных ископаемых
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом. Ст.339 НК РФ.
3.2 Первичные учетные документы, документооборот и хранение документов ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС»    продолжение
–PAGE_BREAK–
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Движение материальной массы – это в основном поступление и выбытие. Поступление материала сопровождается входящими документами – это накладные и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы, оформляемые поставщиком материала. Выбытие (перемещение) материала сопровождается исходящими документами.
Карточка движения материала – заводится для материалов с одинаковым номенклатурным номером. Содержит в себе полное описание параметров данной материальной позиции. Сам номенклатурный номер, название, единицу измерения, учетную цену, сорт, бухгалтерский счет на котором учитывается данный материал и т.п. Кроме этого, как явствует из названия, в ней прослеживается все движения данной материальной позиции – приход, расход, остаток. По записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и, сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризации, в этом случае, требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками.
Оборотная ведомость – содержит суммарную информацию по движению материальной массы. Для каждого номенклатурного номера в оборотной ведомости должна быть информация в количественном и суммовом измерениях на начало периода, приходе, расходе и остатках на конец периода.
Накладная на перемещение – используется для оформления операций по перемещению материалов из одного подразделения в другое.
Акт на списание – используется для оформления выбытия материала не связанного с его использованием в процессе производства – порча, потеря потребительских свойств, пропажа и т.п.
Хранение документов Общества
Общество обязано хранить следующие документы:
— договор о создании общества;
— устав общества, изменения дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, свидетельство о государственной регистрации общества;
— документы, подтверждающие права общества на имущество, находящиеся на его балансе;
— внутренние документы общества;
— положение о филиале или представительстве общества;
— годовые отчеты;
— документы бухгалтерского учета;
— документы бухгалтерской отчетности;
— протоколы общих собраний акционеров (решение акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и исполнительного коллегиального органа общества (правления, дирекции);
— бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
— отчеты независимых оценщиков;
— списки аффинированных лиц общества;
— списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Федерального закона;
— заключения ревизора общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
— проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами;
— иные документы, предусмотренные Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Общество хранит документы, перечисленные выше, по месту нахождения его исполнительного органа в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации.
Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, перечисленные выше. К документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Документы, перечисленные выше, должны быть представлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
3.3 Рекомендации по организации бухгалтерского учета в ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС»
Бухгалтерский учет носит общехозяйственный характер и поэтому присущ и необходим любому обществу. В России так же, как и в других странах, разработана и действует своя национальная система бухгалтерского учета, которая более полно и точно учитывает специфику экономических отношений и традиций государства.
Изменения и нововведения в области бухгалтерского учета связаны с формированием системы соответствующей и складывающейся у нас сегодня модели хозяйствования с учетом новых требований рыночной экономики. Последняя вызвана развитием рыночных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей в работе с иностранными инвесторами и инвестициями, с увеличением объема товарных и расчетных отношений с ними и с их банками. В связи с этим бухгалтерская информация должна быть ориентирована на международные стандарты, то есть она должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями.
К одному из основных направлений совершенствования бухгалтерского учета относится повышение уровня автоматизации учетно-вычислительной работ. Особенно важно в настоящее время располагать компьютерами, позволяющими создавать автоматизированные рабочие места бухгалтеров.
Обязательным условием является разработка программ автоматизации регистрации и обработки бухгалтерских данных.
Необходимы также современные весоизмерительные приборы и другие средства регистрации информации, что позволит механизировать и автоматизировать процесс сбора информации, включая составление первичных документов.
Для оптимизации обработки учетной информации в ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» была разработана индивидуальная программа «ИНТЕГРАН». С помощью этой программы рассчитываются приход-расход денежных средств материалов, составляются кассовый и авансовый отчеты, оборотные ведомости по счетам расчетов, используется для составления сводок и проводок и отчета ЕСН, а также для начисления заработной платы.
Бухгалтера ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» по ходу обновления программ учета проходят аттестацию.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1
Отразить в журнале регистрации следующие операции (Таблица 1):
2) учредитель внес в качестве пая в уставной капитал автомобиль стоимостью 220 000 рублей.
8) учредитель внес в качестве пая в уставной фонд право на пользования землей стоимостью 16 000 рублей.
10) списан металлорежущий станок первоначальной стоимостью 590 000 рублей. Начислена амортизация на день списания 590 000 рублей. Оприходовано запчастей на сумму 20 200 рублей. Начислена зарплата за демонтаж 2 000 рублей. Сделать расчет по Приложению 3.
Таблица 2 — Журнал регистрации хозяйственных операций
№ опер.
Наименование документа
Содержание операции
Сумма
Д-т
К-т
Тип
1
Договор передачи; акт приемки-сдачи
Учредитель внес в качестве пая автомобиль стоимостью 220000рублей.
Начислен НДС
Введение в эксплуа- тацию
220000
220000
33559
220000
75/1
08
19
01
80
75/1
68
08
II
III
III
I
2
Договор передачи; акт приемки.
Учредитель внес в качестве пая в уставной фонд право на пользования землей.
16000
16000
08
04

75/1
08

I
I
3
Акт списания,
Расчет бухгалтерии
Накладная
Расчетно-платежная ведомость отчислений ЕСН
Списан металлорежущий станок. Начислена амортизация на день списания. Оприходовано запчастей. Начислена зарплата за демонтаж. Отчисления ЕСН от начисленной з/п 26%. Финансовый результат от Списания станка: прибыль.     продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
Сидоров
5200


5200
364

364
4836

3
Петров

4900

4900
403
1124
1527
3373

4
Николаев

4080
1250
5330
459

459
4871

5
Иванов
3680


3680
348

348
3332

ИТОГО:
12930
8980
2706
24616
2212
1124
3336
21280

Примечание: В месяце условно 20 рабочих дней. Если работник отработал не полностью, то на остальные дни начислить пособие по временной нетрудоспособности. Табельному номеру 3 удержать 25% по исполнительному листу.
Расчеты:
Захаров
Январь.
Совокупный доход = 5400
Стандартные вычеты = 400 + 600 = 1000
Налогооблагаемый доход = 5400 – 1000 = 4400
НДФЛ = 4400*0,13 = 572
Чистый доход = 5400 – 572 = 4828
Февраль.
1. Совокупный доход = 5400 + 5400 +14000 = 24800
Стандартные вычеты = 1000 + 600 = 1600
Налогооблагаемый доход = 24800 – 1600 = 23200
НДФЛ = 23200*0,13 = 3016
в т.ч. за февраль: 3016 – 572 = 2444
5. Чистый доход = 24800 – 3016 = 21784
в т.ч. за февраль: 21784 – 4828 = 16956
Март.
Заработная плата = 5400 * 15: 20 = 4050
Пособие по ВН = [(5400 + 5400 + 14000 + 48000): 250 * 1]*5 = 1456
Совокупный доход = 5400 + 5400 + 14000 + 4050 + 1456 = 30306
Стандартные вычеты = 1000 + 600 + 600 = 2200
Налогооблагаемый доход = 30306 – 2200 = 28106
НДФЛ = 28106*0,13 = 3654
в т.ч. за март: 3654 – 3016 = 638
Чистый доход = 30306 – 3654 = 26652
в т.ч. за март: 26652 – 21784 = 4868
Сидоров
Январь.
Совокупный доход = 5200
Стандартные вычеты = 400 + 600*4 = 2800
Налогооблагаемый доход = 5200 – 2800 = 2400
НДФЛ = 2400*0,13 = 312
Чистый доход = 5200 – 312 = 4888
Февраль.
1. Совокупный доход = 5200 + 5200 +12000 = 22400
Стандартные вычеты = 2800 + 600*4 = 5200
Налогооблагаемый доход = 22400 – 5200 = 17200
НДФЛ = 17200*0,13 = 2236
в т.ч. за февраль: 2236 – 312 = 1924
Чистый доход = 22400 – 2236 = 20164
в т.ч. за февраль: 20164 – 4888 = 15276
Март.
Совокупный доход = 5200 + 5200 + 12000 + 5200 = 27600
Стандартные вычеты = 2800 + 2400 + 600*4 = 7600
Налогооблагаемый доход = 27600 – 7600 = 20000
НДФЛ = 20000*0,13 = 2600
в т.ч. за март: 2600 – 2236 = 364
Чистый доход = 27600 – 2600 = 25000
в т.ч. за март: 25000 – 20164 = 4836
Петров
Январь.
Совокупный доход = 5000
Стандартные вычеты = 400 + 600*3 = 2200
Налогооблагаемый доход = 5000 – 2200 = 2800
НДФЛ = 2800*0,13 = 364
Чистый доход = 5000 – 364 = 4636
Февраль.
1. Совокупный доход = 5000 + 5000 +8000 = 18000
Стандартные вычеты =2200 + 400 + 600*3 = 4400
Налогооблагаемый доход = 18000 – 4400 = 13600
НДФЛ = 13600*0,13 = 1768
в т.ч. за февраль: 1768 – 364 = 1404
Чистый доход = 18000 – 1768 = 16232
в т.ч. за февраль: 16232 – 4636 = 11596
Март.
Заработная плата = 1000*4,9 = 4900
Совокупный доход = 5000 + 5000 + 8000 + 4900 = 22900
Стандартные вычеты = 2200 + 2200 + 600*3 = 6200
Налогооблагаемый доход = 22900 – 6200 = 16700
НДФЛ = 16700*0,13 = 2171
в т.ч. за март: 2171 – 1768 = 403
5. По исполнительному листу = (4900 — 403)*0,25 = 1124
Чистый доход = 22900 – 2171 – 1124 = 19605
в т.ч. за март: 19605 – 16232 = 3373
Николаев
Январь.
Совокупный доход = 4800
Стандартные вычеты = 400 + 600*3 = 2200
Налогооблагаемый доход = 4800 – 2200 = 2600
НДФЛ = 2600*0,13 = 338
Чистый доход = 4800 – 338 = 4462
Февраль.
1. Совокупный доход = 4800 + 4800 +8000 = 17600
Стандартные вычеты = 2200 + 400 +600*3 = 4400
Налогооблагаемый доход = 17600 – 4400 = 13200
НДФЛ = 13200*0,13 = 1716
в т.ч. за февраль: 1716 – 338 = 1378
Чистый доход = 17600 – 1716 = 15884    продолжение
–PAGE_BREAK–
в т.ч. за февраль: 15884 – 4462 = 11422
Март.
Заработная плата = 800 * 5,1 = 4080
Пособие по ВН = [(4800 + 4800 + 8000 + 44900): 250 * 1]*5 = 1250
Совокупный доход = 4800 + 4800 + 8000 + 4080 + 1250 = 22930
Стандартные вычеты = 2200 + 2200 +600*3 = 6200
Налогооблагаемый доход = 22930 – 6200 = 16730
НДФЛ = 16730*0,13 = 2175
в т.ч. за март: 2175 – 1716 = 459
Чистый доход = 22930 – 2175 = 20755
в т.ч. за март: 20755 – 15884 = 4871
Иванов
Январь.
1. Совокупный доход = 3680
2. Стандартные вычеты = 400 + 600 = 1000
Налогооблагаемый доход = 3680 – 1000 = 2680
НДФЛ = 2680*0,13 = 348
Чистый доход = 3680 – 348 = 3332
Февраль.
1. Совокупный доход = 3680 + 3680 + 6800 = 14160
Стандартные вычеты = 1000 + 400 + 600 = 2000
Налогооблагаемый доход = 14160 – 2000 = 12160
НДФЛ = 12160*0,13 = 1581
в т.ч. за февраль: 1581 – 348 = 1233
Чистый доход = 14160 – 1581 = 12579
в т.ч. за февраль: 12579 – 3332 = 9247
Март.
Совокупный доход = 3680 + 3680 + 6800 + 3680 = 17840
Стандартные вычеты = 1000 + 1000 + 400 + 600 = 3000
Налогооблагаемый доход = 17840 – 3000 = 14840
НДФЛ = 14840*0,13 = 1929
в т.ч. за март: 1929 – 1581 = 348
Чистый доход = 17840 – 1929 = 15911
в т.ч. за март: 15911 – 12579 = 3332
Таблица 7 — Расчет суммы дохода за январь, февраль, март, подлежащего налогообложению
Табель. №
Ф.И.О.
Зарплата за январь
Зарплата и премия за февраль
Зарплата за март
Пособие по ВН
Итого
1
Захаров
5400
19400
4050
1456
30306
2
Сидоров
5200
17200
5200

27600
3
Петров
5000
13000
4900

22900
4
Николаев
4800
12800
4080
1250
22930
5
Иванов
3680
10480
3680

17840
ИТОГО
24080
72880
21910
2706
121576
Таблица 8 — Расчет НДФЛ за январь, февраль, март
Табель.№
Ф.И.О.
Сов. доход за янв., фев., март.
Сумма необлаг.
дохода
Сумма облаг. дохода
Сумма налога
в том числе

Январь
Февраль
Март
1
Захаров
30306
2200
28106
3654
572
2444
638
2
Сидоров
27600
7600
20000
2600
312
1924
364
3
Петров
22900
6200
16700
2171
364
1404
403
4
Николаев
22930
6200
16730
2175
338
1378
459
5
Иванов
17840
3000
14840
1929
348
1233
348
ИТОГО
121576
25200
96376
12529
1934
8383
2212
Таблица 9 — Расчет отчислений и взносов во внебюджетные фонды от начисленной суммы оплаты труда март
№    продолжение
–PAGE_BREAK–
Категория работников
Начислен. Зарплата (ФОТ)
Взносы в пенсионный фонд
Отчисления в ФСС.
Отчисления в ФОМС
Итого отчис. И взносов
1
Рабочие основного производства
8980
1796
287
251
2334
2
Служащие
12930
2586
414
362
3362
ИТОГО
21910
4382
701
613
5696
Примечание: Табельный номер 1 – директор
2 – бухгалтер
3 – рабочий
4 – рабочий
5 – диспетчер.
Расчеты:
ФОТ: – рабочие основного производства = 4900 + 4080 = 8980 (руб.)
– служащие = 4050 + 5200 +3680 = 12930 (руб.)
Отчисления и взносы:
в пенсионный фонд:
– рабочие основного производства = 8980*20% / 100% = 1796 (руб.)
– служащие = 12930*20% / 100% = 2586 (руб.).
в ФСС:
– рабочие основного производства = 8980*3,2% / 100% = 287 (руб.)
– служащие = 12930*3,2% / 100% = 414 (руб.).
в ФОМС
– рабочие основного производства = 8980*2,8% / 100% = 251 (руб.)
служащие = 12930*2,8% / 100% = 362 (руб.).
Таблица 10 — Хозяйственные операции за март

Содержание хозяйственных операции
Сумма
Дебет
Кредит
1
Начислена зарплата за март:
а) рабочим основного производства;
б) служащим.
21910
8980
12930

20
26

70
70
2
Начислено пособие по ВН
2706
69
70
3
Начислено отпускных

96
70
4
Начислено премий

91
70
5
Всего
24616


6
Удержано из зарплаты:
а) НДФЛ;
б) по исполнительному листу.
3336
2212
1124

70
70

68
76
7
Произведены отчисления и взносы:
а) в пенсионный фонд;
б) в ФСС;
в) в ФОМС.
5696
4382
701
613

20
20
20

69/2
69/1
69/3
8
Получено с расчетного счета наличными для выплаты зарплаты.
21280
50
51
9
Выплачено из кассы по расчетно-платежной ведомости за март.
21280
70
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цель данной курсовой работы достигнута и решены следующие задачи:
рассмотрены общие правила организации бухгалтерского учета;
дана общая характеристика формам бухгалтерского учета;
определены права и обязанности главного бухгалтера.
В процессе деятельности организаций совершается большое количество простых и сложных операций. При этом на всех стадиях производственного процесса и кругооборота хозяйственных средств в организации возникают объекты бухгалтерского учета.
Под организаций бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ.
Главный бухгалтер ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» – Петрякова Н.Н., кроме нее в бухгалтерии работают еще четыре бухгалтера: бухгалтер по налогам, расчетный бухгалтер, материальный бухгалтер и кассир.
Для оптимизации обработки учетной информации в ЗАО «Черемшанская МСО-ТАПС» была разработана компьютерная индивидуальная программа «ИНТЕГРАН».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Положение по бухгалтерскому учету. – 4-е изд., перераб. и доп.– П 52 М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 184с.
2. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 752 с.
3. Бухгалтерский учет: Учебник / П.С. Безруких, В.Б. Ивашкевич, Н.П. Кондраков и др.; Под ред. П.С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: бухгалтерский учет, 2000. – 624 с. (Библиотека журнала «Бухгалтерский учет»).
4. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Бабаева – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 476с.
5. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций. Учебное пособие / В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.: ил.
6. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии: Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. М.: «КНОРУС»; Новосибирск: «ЭКОР-КНИГА», 2002. – 808 С.
7. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т., Ярцева Н.М. Бухгалтерский учет: Учебник 2 изд., с изменениями – ЮРИСТЪ. Москва, 2002. – 542 с.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4- е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 640 с. – (Серия «Высшее образование»).
9. Алексеева И.В. Формы учета // Бухгалтерский учет. – 2004. – №14 июль. – с.28-31.
10. Гусаковская И. Учетная политика предприятия // Экономический анализ. – 2004. – №5. – с.2-7.
11. Загаров Г. Обязанности главного бухгалтера // Консультант. – 2004. – №17 сентябрь – с. 48-56.
12. Каспина Р. Организация документооборота на предприятии // Экономика и жизнь. – 2003. – №6 февраль – с. 6-7 (прил.).
13. Комарова А. Составление учетной политики в организации // Экономика и жизнь. – 2005. – №9 март– с. 21-22 (прил.).
14. Новодворский В. Бухгалтерский учет на предприятии // Консультант. – 2003. – №1 январь – с. 42-45.
15. Сотников А. Особенности бухгалтерского учета // Финансовая газета. – 2003. – №45. ноябрь – с. 14-15.