Законы XII таблиц – памятник рабовладельческого права (Контрольная)

Северодвинский Гуманитарный Институт
ПоморскийГосударственный Университет
Заочноеотделение I курс
Контрольнаяработа.
Тема:      Законы XII таблиц – памятник рабовладельческого права.
Студент:Гладышев Е.В.

План:
 TOC o «1-3» Введение… PAGEREF_Toc440863505 h 2
История создания Законов XII таблиц.… PAGEREF_Toc440863506 h 3
Основные черты римского права по Законам XII таблиц.… PAGEREF_Toc440863507 h 14
право собственности… PAGEREF_Toc440863508 h 14
обязательственное право… PAGEREF_Toc440863509 h 17
Обязательства из договоров.… PAGEREF_Toc440863510 h 17
Обязательства из деликтов.… PAGEREF_Toc440863511 h 18
семейно-брачное право… PAGEREF_Toc440863512 h 19
наследственное право… PAGEREF_Toc440863513 h 22
Уголовное право… PAGEREF_Toc440863514 h 23
Суд и судебный процесс.… PAGEREF_Toc440863515 h 25
Заключение.… PAGEREF_Toc440863516 h 27
Список литературы.… PAGEREF_Toc440863517 h 29Введение
В древнейший период безраздельно господствующейправовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером,большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами,нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхожденияв условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только кобладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегияримского гражданина.
Римское право древнейшего периода отличалосьстрогостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений,связанных с движением имущества и правом частной собственности, котороерассматривалось как полное господство собственника над объектом права.  История создания Законов XII таблиц.
Древнейшее поселение Рима жило родами, которымиуправ­ляли старейшины.  Род первоначальнопредставлял собой спло­ченный коллектив, связанный  общим  происхождением,  общей собственностью на землю, а такжепочитанием предков.
Со временем на территории, принадлежащей родам, появи­лисьлюди,  не входящие ни в один из них. Этобыли освобож­денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор­говцы, люди,  изгнанные за  нарушение   родовых  обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этихпришельцев в Риме называли плебеями.  Исконное же насе­ление, жившее родами,называлось патрициями.
Возвращаясь к вопросу о происхождении  римских сословий, можно взять за основу его «комплексную теорию»:
— патриции действительно были  коренным граж­данством.  Они представлялисобой полноправный «римский на­род»;
— в непосредственной связи с ними были  клиенты(отлат.Clitnis -послушный)., которые получали от нихземлю,  скот, пользовались их защи­той насуде и пр.  За это они должны былислужить в военных отрядах своих покровителей,  оказывать им помощьденьгами, выполнять различные работы;
— плебеи стояли вне родовой организации патрици­ев, т.е.  не принадлежали  к  «римскому народу»,  не имели доступа к общинной земле и былилишены политических прав.
Происхождение плебеев неясно и спорно.  Несомненно только,  что они стояли  вне  племенной организации  и поэтому не моглипринимать участия в управлении общиной. Зато  они  беспрепятственно  занимались земледелием,  ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне спатрициями. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главнымобразом в их руках:  гордый своимпроисхож­дением патриций считал унизительным любое занятие,  кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.
Патриции были полноправными гражданами.  Они распадались на три племени. Каждое племясостояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовы­вали курию .
Курии образовывали общее народное собрание  римской общины (ку­риатные комиции).  Оно принимало или отвергало предложенныеему  зако­нопроекты,  избирало всех высших должностных лиц,выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о  смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ­нейшими судебными делами и пр.
Римская патрицианская община представляла собоюприми­тивный город-государство  с  типичными чертами «военной де­мократии».
Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены на­зывались «отцами» — patres. В компетенцию се­натавходили  дела непосредственного  управления, выработка  законопроектов,заключение мира Он  состоял  из старейшин всех 300 родов и потому такназывался (от senex  — старый,  старейшина). Старейшины эти составляли потомс­твеннуюаристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, сог­ласно которому ихизбирали из одной и той же семьи каждого рода.
Согласно легенде, Ромул назначил первых 100сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их коли­чество до 300.
В период между  смертью старого царя ивыбором нового общиной управляли поочередно сенаторы.
Военное предводительство,  верховные жреческие и некоторые  су­дебные функции принадлежали избираемомусобранием курий «царю»,  кото­рогоназывали рексом(rex).  Исторические предания  называют первым  рексом римской общиныРомула, а всего насчитывают семь рексов.
Несмотря на представительность народного собрания,сенат и рекс пользовались правом отменить решения народного собрания. При этомрекс мог издавать общеобязательные постановления.
Шестым царем Рима был Сервий Туллий, к периодуцарствования которого относятся важнейшие государственные и правовыепреобразования, которые развиваясь способствовали превращению Рима в наиболеезначительную общественную формацию античного периода.
Мощный удар родовой организации патрициев былнанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса поримской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однакосоциальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказаврешающее значение в образовании древнеримского государства.
Первоначальноримское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на внепатрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этоговозникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемыхим воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов наведение войн.
Необходимостьпривлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободноенаселение Рима патриции и плебеи — было разделено по имущественному признаку(цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенноеколичество воинских подразделений — центурий.
Разряды
Число выставленных центурий
Имущественный ценз
в югерах
в ассах
1
80
от 20
100.000
2
20
20 — 15
75.000
3
20
15 — 20
50.000
4
20
5 — 15
25.000
5
30
менее 5
11.000
Так выглядела центральная организация в зависимостиот имущественного ценза Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников изсамых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов ( из них шесть исключительнопатрицианских ); а также пять невооруженных центурий: две — ремесленников, две- музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом,всего было 193 центурии.
Центуриикаждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старшая, кудавходили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая- войны от 17 до 45 лет — младшая, предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся территория Римабыла разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроменазвания, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных трибвначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских. Потрибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды — Tributum.
Со временем состоящее из центурий войско сталопринимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военнымделом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которымиранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центуриисобирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собранияпроводились в городе.
Там возникновый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи — центуриатные собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при голосованииодним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники ицентуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решениилюбых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не кактаковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельныеземлевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии.Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению кримской общине.
Таким образом, важное социальное значение реформыСервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организацииримского общества не только по родовому, а по имущественному и  территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушенокончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжаласуществовать рядом с организацией, основанной на территориальным иимущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет онавытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев спатрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего рекса.Военная демократия как форма организации власти в период разложении родовогостроя изжила себя бесповоротно.
Развитие ремесел и торговли, которыми все больше ибольше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из средыплебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны,возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианскойродовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшимиучастками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванныхобластей, естественный прирост населения в условиях римского малоземельяувеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качествезалога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии.Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по волекредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора,под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострениюотношений между социальными группами.
Римский плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественногополя (ager publicus),которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить  право оккупации завоеванных земель, которымпользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями вполитических правах.
К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решенияаграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделитьзахваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула встремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э.  народный трибун Ицилий провел закон о разделемежду бедняками земель на Авентине.
Другое, чтотребовало реформы,  касалось отменыдолгового рабс­тва,  неизбежного принесвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, болеедругих задевало интересы плебеев.
Но чтобыдобиться того и другого плебеи нуждались в политичес­ких правах.  Делодоходило до острых столкновений но в конце концов, в течение двух последующихстолетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований.  В том числе:1.Учреждения особой плебейской магист­ратуры — народного тирибуната,  призванного защищать плебеев от произ­волапатрициев;  2. Доступа к общественнойземле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей(введением кодекса законов, известных под названием Законов XXI таблиц); 4.Разрешения браков меж­ду патрициями и плебеями 5.  Права занимать сначала некоторые, а затем ивсе главные государственные должности, включая военные.
Изгнание царей и учреждение Республики былорезультатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античнойисториографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактическиреспубликанское правление, как это видно из ранее сказанного, было победойпатрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой цельюони сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточнодалеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу засвои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов XII таблиц.
Этот древнейший из сохранившихся сборников римскихзаконов. Восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов.Согласно традиции, законодательство XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность языка ихарактер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает этудатировку. Для источниковедческой характеристики XII таблиц необходимо учестьзафиксированные в них пережитки первобытности, а также нормы, восходящие кзаконодательству рексов, что может быть определено только с помощьюсопоставлений с сообщениями античных писателей. Так, предание смерти занарушение верности клиентских отношений (VIII, 21), как и разрешение убивать детей-уродцев (IV, I), определяется ДионисиемГаликарнасским  как установления Ромула.Почетное положение жриц Весты (V,I), согласно Плутарху,учреждено Нумой. Закон об эмансипации сына после трехкратной продажи его отцом (IV, 2) Дионисий относит кнезапамятным временам, т.е. к началу царской эпохи. Необходимая квота в пять свидетелей(VI, I; 5б) упоминаетсяДионисием применительно ко времени Ромула.
Следует обратить внимание на то, что Законы XII таблиц почти не называютплебеев. В этом проявляется основа памятника, т.е. обычное право римскойобщины. Но оно уже приспособлено к новым социальным условиям, так как учитываетпатрициев и плебеев, свободных и зависимых, богатых и бедных. Таким образомЗаконы XII таблицрисуют сложный состав римской общины начала Республики, разные формысобственности, которые в ней существовали.
Свое название Законы XII таблиц получили от того,  что были начертаны на 12 деревян­ных  досках-таблицах,  выставленных для всеобщего обозрения наглавной площади Рима, его политическом центре-Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгийформализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрышдела. Упущение это принималось за «перст божий».
Законы таблиц регулировали сферу семейных инаследственных  от­ношений,  содержали нормы, относящиеся к займовымоперациям, к уголов­ным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начи­ная с IV-III вв.  до н. э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения,  порожденные переходом  от  древних архаических форм куп­ли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям,  вызванным ростом товарного производства,  товарообмена, банковских операций и др.Основные черты римского права по Законам XII таблиц.право собственности
Важной чертой римского права собственности было подподразделе­ние  вещей  на два типа – res mancipi и res nec mancipi.  К первому типу относилась земля (поначалуоколо Рима,  а затем вся земля в Италииво­обще),  рабочий скот, рабы, здания исооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типуотно­сились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.
Для отчуждения вещей первой категории-продажи,  мены, дарения и пр. — требовалось соблюдениеформальностей,  носивших название манципа­ции.Слово это произошло от “manus”- рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности приналожении руки на  приобре­теннуювещь.  Наложив руку,  следовало еще сказать:  «я утверждаю, что эта вещь принадлежитмне по праву квиритов…» (то есть потомков  обо­жествленного Ромула-Квирина).  Манципация сообщала приобретателю неос­поримоеправо собственности на вещь.  Уплатыденег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения правасобственности.
Следует еще сказать, что передача манципируемой вещипроисходи­ла в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателяс весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возникдо  появления  чеканной монеты-асса,  но медь в определенном сторонами весе ужефигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности  же служилизапоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, воз­никнет связанныйс ней спор о собственности.
Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили спомощью прос­той традиции,  то естьбесформальной передачи на условиях, установлен­ных договором купли-продажи,мены, дарения и пр.
Старый раб, как и старая лошадь,  требовали — при переходе  из рук в руки — манципации.Драгоценная ваза — традиции. Первые две вещи отно­сились к разряду орудий исредств производства;  по своемупроисхожде­нию  они тяготеют к верховнойколлективной собственности римской общи­ны, тогда как ваза, украшение, как ивсякая другая обиходная вещь были как изначально,  так и в последующем времени предметамииндивидуальной собственности. И в этом все дело!
Уже в древнейший период складывается порядок, всоответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствиедлительного владения вещью. (VI,3:Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года,в отношении всех других вещей – в один год.[1]).
Особым видом вещного права, зафиксированным вЗаконах XII таблицявляются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников напринадлежащее им имущество а также наделяющее субъекта рядом прав на имуществоему не принадлежащее.
В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:
·              VII.1.);
·              VII.2.);
·              VII. 9а);
Помимо этого предоставлялось право прохода по чужойземле «Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если онине мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает»[2]. Собственники участков имелиправо при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимымичужой собственностью: «VII.9б.Законом  XII таблиц разрешалось собирать желуди,падающие с соседнего участка»[3], а такжеобращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб  «VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твойучасток, ты на основании Закона XIIтаблиц можешь предъявить иск об уборке его». обязательственное правоОбязательства из договоров.
В условиях неразвитости товарно-денежных отношений(появление собственно монет в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксацииобязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличаласьярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров(право требования принадлежало только одной стороне, а обязательствавозлагались на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определялахарактер контракта.
Наиболее ярко раннерабовладельческое правоотражалось в договорах самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделкисамозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов «VI.1. Если кто заключаетсделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей ивесовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаютсяненарушимыми.». В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированиюкоторых Законы уделяют особое внимание. Должник после признания за собой долгаили после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней(III.1.). Если же втечение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получалправо «наложить руку» на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства(III.2.). Законы XII таблиц строгорегламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, недопуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения дляограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника моглобыть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.)до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов (III.6.)[4], Законырегламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемыхпроцентов (VIII. 18а),наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договорзайма  был реформирован, и долговоерабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределахсвоего имущества.Обязательства из деликтов.
Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникаютвследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а какпосягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставилообидчика в положение должника пострадавшего.
К категории таковых частных правонарушенийотносились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоконаказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a;VIII. 1б).Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось вслучае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества,хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей,потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).
При этом наряду со штрафами сохраняется древнейшийпринцип талиона («VIII.2.Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»).
Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всегок посягательствам на государство. «IX.5. Закон XIIтаблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага(римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предаетврагу римского гражданина»[5]
Однако, несмотря на достаточно широкий спектрпреступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римскогогражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.семейно-брачное право
О семейном праве  древнего Рима может бытьсказано ранее всего то,  что римскаясемья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго пат­риархальной,  то есть находящейся под неограниченнойвластью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлосьагнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другуагнатами.
Когнатическое родство  возникало с переходом агната (агнатки) вдругую семью или с выделом из семьи. Так,  дочь домовладыки, вышедшаязамуж,  подпадала под власть мужа (илисвекра, если он был) и станови­лась когнаткой в отношении своей кровнородственнойсемьи.
Когнатом становился и выделившийся из семьи сын  (с разрешения отца).
Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью,становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами,  в  томчисле и на законную часть наследства.
Агнатическоеродство  имело несомненное превосходствонад родс­твом кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовыхотношений.
Издревле в Риме существовали три формы заключения браков:  две древнейших и одна сравнительноновая.  Древнейшие совершались  в торжественной  обстановке  и отдавали женщину-невесту под властьмужа.  В первом случае (confarreatio) брак совершался врелигиозной форме,  в присутствии жрецов,сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественнойклятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в формепокупки невесты (в манципационной форме).
Но уже Законы XII таблиц знают бесформальнуюформу  брака — «sine manu» — то  есть «без власти мужа». Можно предположить,  что этот бракдиктовался нуждой обедневших патрицианских семей в  союзе с  богатыми плебейскими, но этотолько предположение. Как бы там ни было, но имен­но в этой форме брака-sine manu — женщина нашласебе значительную  сво­боду, включаясвободу развода (которой она не имела в «правильном бра­ке»). Сразводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом вкачестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.
С течением времени именно браку sine manu былообеспеченно наи­большее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захиревали,сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фа­милиях.
Специфической особенностью брака sine manu  было то,  что  его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал всеправа как в браке conventio inmanum в силу давности владения. Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнегодома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности(VI.4.).
Издержки на содержание семьи лежали,  естественно, на муже, ибо брак былпатриархальным,  по мужу,  конечно, не воспрещалось распоря­жаться приданым, принесенным женой. Оно было егособственностью.
По преданию, первый развод в Риме имел место в 231г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так вЗаконах XII таблиц ужевстречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.
Развод был доступен мужу при всех формах брака, дляжены только в браке sine manu.Дляформального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и идипрочь» и отнять ключ (IV.3.).
ТакжеЗаконам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливаласьнад женщинами («V.I.. …вследствие присущего им легкомыслия…»[6],несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).наследственное право
В римском праве существовало два способанаследования – наследование по закону и наследование по завещанию.
После смерти домовладыки, имущество семьи переходилоближайшему агнату (V.4.),  а если покойный оставлял завещание,  следовало слепо и  свято придерживаться его буквального текста(V.3.). Вдова покойного вовсех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания,таки на содержание малолетнихдетей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.
Наследники могли, впрочем, не делиться, а вестихозяйство сооб­ща, как это было при отце.
Имущество вольноотпущенника наследовалось патроном ипереходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае, если первым неоставлено формального завещания. (V.8а, 8б)
Долги и невозвращенные покойному ссудыраспределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве. (V.9а,9б).Уголовное право
Современное понимание уголовного преступления каксоциально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римскойреспублики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний,наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако, рассмотрение правонарушенийс точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяетотнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.
1. Кража, при поимке с поличным, наказываласьтелесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных,  – телесным наказанием и казнью для рабов, длянесовершеннолетних – телесным наказанием или простым возмещением убытков).
При этом совершение кражи в ночное время  могло повлечь за собой убийство преступникана месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае,если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках убийствоего могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевалисозывать народ для задержания преступника (VIII.12.).
Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, нанего лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.)
Потрава поля, преднамеренный поджог – каралисьсмертью. (VIII.9.10.)
Лжесвидетельствование – каралось смертной казнью(уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).
Хранениекраденой вещи – штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.)
Убийство, очевидно также наказывалось смертнойказнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истреблениеурожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека»[7].
Коррупция. Уличенные во мздоимстве судьи ипосредники подлежали смертной казни.
Однако, несмотря на достаточно широкий спектрпреступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римскогогражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.Суд и судебный процесс.
Для уяснения дальнейшей  истории  римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскомусудебному процес­су  указанной поры — процессу легисакционному (legisactio – совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов ислов, которые совершались на суде сторонами и магистратом).  Это древнейшая римская форма судебногорассмотрения спорных случаев, как она рисуется закона­ми XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий:  первая называлась ин юре, вторая — инюдицис.  Первая стадия была строгоформальной,  вторая — ха­рактеризуетсясвободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись вназначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался современем пре­тор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, послепроизнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случаясловах, претор  ес