КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Экономика природопользования»
натему: «Водные ресурсы. Нормирование водопотребления и водоотведения»
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Использование водных ресурсов
2. Меры по рационализациииспользования водных ресурсов
2.1 Лицензирование пользованияводными объектами
2.2 Плата за пользование воднымиресурсами
2.2.1 Объекты и субъекты платы запользование водными ресурсами
2.2.2 Ставки платы за пользованиеводными ресурсами
2.2.3 Сроки платы за пользованиеводными ресурсами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вода — сырье особого рода, без которого невозможна реализация никакихтехнологий. Вода используется на всех этапах, и она же является одним изконечных продуктов, необходимых каждому человеку. Поэтому потребляемая в процессаххозяйственной деятельности вода по массе на порядок превышает все остальноесырье в совокупности.
Водная оболочка Земли — гидросфера — покрывает 71% ее поверхности. 96,5%воды сосредоточено в морях и океанах, 1,7% — в ледниках и только 0,45%приходится на пресную воду рек и озер. В абсолютном выражении водный потенциалнашей планеты составляет 1,5 млрд. км3, однако на пресные водыприходится лишь 28 млн. км3.
Основой водных ресурсов России является речной сток. Его ежегодный объемсоставляет в среднем 4262 км3. 200 км3 поступает в Россиюиз сопредельных государств. По объему речного стока Россия занимает второеместо в мире после Бразилии (10 тыс. км3).
Всего рек в России (длиной более 10 км) — 120 тыс., озер — 2 млн. (в крупнейшем из них — Байкале — сосредоточено 80% озерных вод РФ и 26% мира). Потенциальныересурсы подземных вод — 230 км3 в год, эксплуатационные запасы — 28км3, готовые к промышленному освоению — 19 км3.
Россия обладает достаточным водным потенциалом, распределенным, однако,по территории страны неравномерно. Поэтому в отдельных регионах наблюдается ееустойчивый дефицит. Этот дефицит усугубляется недостаточно рациональнымиспользованием водных ресурсов: большим расходом свежей воды в отдельныхотраслях, ее неоправданными потерями. Экономии воды препятствуют действующиетехнологии, а также низкие цены на нее как в производственном, так и особенно вкоммунальном потреблении.
Использование водных ресурсов
Водные ресурсы являются главным объектом природопользования. В интересахнынешнего и будущих поколений людей их эксплуатация должна быть рациональной.При этом процесс эксплуатации должен сочетаться с деятельностью по ихсохранению и возобновлению, с комплексным решением многих важных проблем охраныприроды и быть направлен в конечном итоге на решение одной из основныхэкономических задач государства – повышения жизненного уровня населения.
Однако анализ использования водных ресурсов в различных отрасляхнародного хозяйства страны указывает на низкую эффективность их использования.За последние годы накопился ряд крупных проблем, пока не нашедших решения.Одной из главных проблем является углубление тенденции расточительноговодопользования. Водоемкость экономики страны в настоящее время крайне высокая.
Забор воды, т.е. ее извлечение и транспортировка к местам использования,ежегодно составляет около 3% водных запасов или примерно 90 км3.
Однако по отдельным бассейнам соотношение забора к запасам существеннодифференцировано. В бассейне Дона ежегодно забирается 38% годового стока, вбассейне Урала — 35%, в бассейне Кубани — 30%, а в бассейне Терека — 50%. Третьвсего водозабора в России дает бассейн Волги.
Около 70 км3 воды по данным 1998 г., используется на хозяйственные и бытовые нужды, 52 км3 из которых обеспечивают поверхностныепресные источники, 10 км3 — подземные и 4 км3 — морскиеводы.
В последние годы и забор свежей воды, и показатели ее использованияуменьшаются, что объясняется падением уровня производства, а также экономиейводы за счет внедрения соответствующих технологий.
Отрасли, которые используют воду как ресурс, не меняя еефизико-химического состояния, называются водопользователями. К нимотносятся, в частности, водный транспорт, рыболовство, гидроэнергетика.
Субъекты, использующие воду в технологических процессах, а также всистемах коммунального хозяйства, называются водопотребителями.
Ежегодно производится и потребляется свежей воды около 76 млрд. т, что в40 раз больше, чем сумма всех остальных воспроизводимых и невоспроизводимыхприродных ресурсов. На каждый рубль ВВП расходуется 95 л воды, в том числе 34 л свежей. В 2 раза превышен необходимый уровень потребления воды вкоммунальном хозяйстве. В структуре использования воды 58,2% приходится на долюпромышленности (главным образом, теплоэнергетики), около 19% — на сельскоехозяйство и 19,8% — на жилищно-коммунальное хозяйство.
Для наглядности приведу таблицу №1 с данными, которые характеризуютиспользование водных ресурсов в сельском хозяйстве.Показатели 1997 г. 1998 г. 1998г. к 1997г., % 1999 1999г. к 1998г., % 1 2 3 4 5 6 Забрано воды из водных объектов 22 721 21 997 0,97 23 110 1,05 В том числе из подземных источников 2 550 2 294 0,9 2 039 0,89 Использовано свежей воды 12 566 12 534 0,99 12 612 1,01 В том числе: морской 0,64 1,3 2,03 2 1,54 пресной 12 565 12 533 0,99 – – Использовано пресной воды на нужды: хозяйственно-питьевые 83 349 4,2 536 1,54 производственные 258 260 1,01 240 0,92 орошения 8 918 8 944 1,003 9 506 1,06 сельскохозяйственные орошения 2 782 2 091 0,75 1 604 0,76 Сброшено сточных, шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод в поверхностные водные объекты 7 890 7 510 0,95 5 034 0,67 В том числе: нормативно-чистых 4 619 4 908 1,06 3 259 0,66 требующих очистки 3 271 2 602 0,79 1 769 0,68 Из них: сброшено без очистки 3 133 2 486 0,79 1 659 0,67 недостаточно очищенных 131 111 0,85 – – нормативно-очищенных 7 5,6 0,8 5,94 1,06 Расход в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения 761 632 0,83 638 1,01 Мощность очистных сооружений 337 326 0,97 – – В том числе перед сбросом в водные объекты 256 240 0,94 – –
Таблица №1. Основные показатели использования водных ресурсов в сельскомхозяйстве, млн. м³ [1]
Абсолютное водопотребление во всех отраслях снижается. Это происходит,во-первых, как уже говорилось, из-за сокращения (а иногда и остановки)некоторых производств, и, во-вторых, за счет оборотного водоснабжения.Оборотным водоснабжением называется такое водоснабжение, когда вода, забираемаяиз природного источника, рециркулирует затем в рамках применяемых технологий(охлаждаясь или очищаясь) без сброса в водоем или канализацию.
В настоящее время объем оборотной (многократно используемой) воды впроцентном отношении к общему объему водопотребления на промышленные нуждысоставляет 75%. В абсолютном выражении это больше, чем годовой сток Волги. Еслибы подобных систем не существовало бы, забор свежей воды для промышленностиследовало бы увеличить в 3 раза.
Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов,который сопоставляет объем затраченной воды с результатами хозяйственнойдеятельности, является водоемкость.
В масштабах экономики в целом она может измеряться следующим образом:
W = />,
водный ресурс сырье пользование
где W — водоемкость национального дохода (м³/руб.); R1— годовое потребление свежей воды; R2 — годовой объем оборотного водоснабжения,V – стоимость годового валового внутреннего продукта.
Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить дляполучения единицы национального дохода. Динамика этого показателя может служитьиндикатором эффективности использования водных ресурсов. Аналогичные показателиможно рассчитывать как по отраслевым комплексам, так и по отдельным отраслям ипредприятиям.
Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсовявляется сокращение ее потребления в основных водопотребляющих отраслях, вособенности это относится к свежей воде — прежде всего за счет внедренияводосберегающих технологий и уменьшения ее использования на хозяйственныенужды. Второе направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всехэтапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей. Толькопри доведении воды от источников до потребителей ежегодно теряется 8 км3.Большие потери отмечаются также непосредственно у водопотребителей, вчастности, в орошении. Из-за применения устаревших технологий коэффициентполезного действия оросительных систем составляет 0,5, что означает практическипятидесятипроцентные потери. Этому же способствовал и хозяйственный механизм,не стимулировавший экономию воды при орошении. 20% от потребляемой водытеряется в коммунальном хозяйстве, а в отдельных городах этот показательдоходит до 40%. Такое положение происходит из-за состояния водопроводных систем(всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.). К этому следует добавитьнерациональное потребление воды в быту (в среднем городской житель РФпотребляет более 300 л воды в сутки, в Москве эта цифра доходит до 400 л. Для сравнения: в США — около 200 л, а в Германии — 130 л) — отсутствия водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использованиедорогостоящей с точки зрения затрат на ее подготовку питьевой воды. Обостряетсяи проблема ее качества. Вследствие общего загрязнения водоемов, нехватки современныхтехнологий очистки и недостатка средств на нее качество воды по своемуфизико-химическому составу ухудшается в целом ряде городов России.
Меры по рационализации использования водных ресурсов
Сложившаяся в стране ситуация с использованием природных ресурсов, вчастности водных ресурсов, предполагает экономическое регулированиерационального использования и охраны ресурсов. Оно включает в себя:
— планирование и финансирование мероприятий по рациональномуиспользованию и охране водных ресурсов;
— лицензирование пользования водными объектами;
— установление лимитов водопользования;
— установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;
— установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водныеобъекты;
— предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использованиималоотходных и безотходных технологий;
— покрытие ущерба, нанесенного водным объектам.
Лицензирование пользования водными объектами
На сегодняшний день законодательное и нормативно-правовое обеспечение,регулирующее деятельность, включают в себя Водный кодекс РФ, Правилапредоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственнойсобственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачилицензии на водопользование и распорядительной лицензии, а также детализирующуюдокументацию МПР России.
Водный кодекс РФ (ВК РФ) является основным законодательным актом,регулирующим отношения в сфере пользования водными объектами. Полномочия погосударственному регулированию использования и охраны водных объектовосуществляются специально уполномоченным государственным органом исполнительнойвласти в области использования и охраны водного фонда, которым в настоящеевремя является Министерство природных ресурсов России (Государственная воднаяслужба).
Водным кодексом (ст. 86) использование водных объектов для любых нуждподразделяется на общее водопользование и специальное водопользование. При этомобщее водопользование осуществляется без лицензии, свободно, а специальноеводопользование (за исключением плавания на маломерных судах и разовыхвзлетов-посадок воздушных судов) – на основе лицензии на водопользование,выдаваемой МПР РФ или его территориальным органом (БВУ – бассейновымводохозяйственным управлением, или УПР – управлением природных ресурсов всубъекте РФ).
В соответствии с ВК РФ водные объекты могут использоваться для следующихцелей:
— питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— здравоохранения;
— промышленности и энергетики;
— сельского, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства;
— гидроэнергетики;
— рекреации, транспорта, строительства;
— пожарной безопасности;
— лесосплава;
— добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля.
Право пользования водными объектами приобретается после оформления ирегистрации соответствующих лицензий на водопользование, осуществляемой МПР РФи его территориальными органами, и заключения договоров пользования воднымиобъектами с администрациями субъектов РФ и их государственной регистрацииорганами МПР РФ.
По срокам водопользования, определенным в лицензии, различается:
— краткосрочное пользование – до трех лет;
— долгосрочное пользование – от трех до 25 лет.
По истечении срока действия лицензия может быть продлена пользователем.
Лицензия на водопользование в соответствии со статьей №49 ВК РФ должнасодержать:
— сведения о водном объекте;
— сведения о водопользователе;
— указание на способы и цели использования водных объектов;
— указание пространственных границ (координат) предоставляемого впользование водного объекта (или его части);
— сроки действия лицензии;
— требования по рациональному использованию и охране водных объектов иокружающей среды;
— другие лицензионные требования и условия.
Для принятия решения о лицензировании пользования водным объектом всоответствии с Правилами предоставления в пользование водных объектов заявительпредоставляет в лицензирующий орган комплект документов с материаламиобоснования лицензии.
Приоритетными направлениями работ по лицензированию водопользованияявляются:
— дальнейшее развитие единой государственной системы лицензирования водопользования.
— предоставление водных объектов в особое пользование.
— разработка системы методических документов по лицензированию водопользованияи предоставлению водных объектов в особое пользование.
— обеспечение на территориях субъектов Российской Федерации выдачи лицензийна водопользование только органами МПР России.
— система лицензирования водопользования не требует затрат из бюджета, кромекак на разработку нормативных документов (на 1998 г. — 500 млн. руб.). В то же время, компенсационные поступления на счета органов лицензированияза 1998 г. составят около 20 млрд. рублей.
Плата за пользование водными ресурсами
Объекты и субъекты платы за пользование водными ресурсами
Принцип платности водопользования не только получил признание практическиво всем мире, но и широко применяется для получения средств на развитие водногохозяйства и стимулирования рационального водопользования:
Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономногоиспользования и надежной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве странстала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования иохраны вод. За счет средств, взимаемых в виде платы за водопользование,компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако, в странах, в которыхвелика доля водопотребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечениесельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.
Основным методическим подходом при определении тарифов платы за водуявляется затратный метод в различных его модификациях. Другие подходы используютсяпреимущественно для отдельных отраслей и имеют ограниченное применение.
Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, необеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства,которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий.
В развитых странах плата за воду существует в виде взносов водопользователейна содержание государственных учреждений, осуществляющих оперативное управлениегосударственными водными ресурсами и их использованием в пределах одного илинескольких соседних речных бассейнов. При организационном построении системывзимания платы за воду возможно использование различных схем. Наиболеераспространенными являются две схемы, существенно различающиеся рольюгосударства в регулировании водных отношений.
Для первой из них характерно жесткое государственное регулирование размеровплаты. В этом случае все платежи направляются в государственный бюджет (или вбюджеты субъектов федерации в федеративных государствах). За счет этого формируютсяфинансовые ресурсы, используемые государством для финансирования всей водохозяйственнойдеятельности, включая содержание и эксплуатацию водохозяйственных систем исооружений, инвестиции в водохозяйственное строительство, предоставлениекредитов, субсидий, налоговых кредитов и т.д. Такой подход используется внастоящее время в ряде стран, преимущественно в Азии и Африке (Индия, Египет,Пакистан, Австралия и др.).
Вторая схема, используется преимущественно в западноевропейских странах,предполагает корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсовсо стороны водопользователей, которые осуществляют и ее финансирование. В этомслучае государство передает водные объекты в оперативное правление (или концессию)бассейновым объединениям. В объединение, как правило, входят водопользователи,расположенные в одном речном бассейне. Объединение осуществляет на своейтерритории все виды водохозяйственной деятельности, необходимые для охраны води удовлетворения потребности в них водопользователей — участников объединения,включая оценку водных ресурсов, регулирование стока, контроль за сбросами загрязняющихвеществ и водозабором, предотвращение наводнений и подтоплений и т.д. Плата заводу при таком подходе приобретает форму взносов водопользователей насодержание объединения и финансирование его деятельности.
Функция государства, в последнем случае, ограничивается изъятием в виде налоганекоторой части средств, которые затем используются преимущественно длякредитования и субсидирования нового водохозяйственного строительства, а такжедля компенсации водохозяйственным организациям недополученных в случае предоставлениягосударством льгот по плате за воду отдельным категориям водопользователей.
Основной причиной тяжелого экологического состояния водных объектов государственноговодного фонда России, экстенсивного и бесхозяйственного их использования, и какследствие этого, острых проблем обеспечения населения и экономики страныкачественной водой в необходимом объеме является фактическая бесплатностьпользования водными ресурсами.
К водным объектам относятся:
— реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другиеповерхностные естественные и искусственные водотоки и водоемы;
— ледники и снежники;
— гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносныегоризонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
— внутренние морские воды и территориальные моря РФ.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 г. №71 «О плате за пользование водными объектами» данная плата взимается на всей территорииРоссийской Федерации за пользование водными объектами с применением сооружений,технических средств или устройств в целях:
— осуществления забора воды из водных объектов;
— удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;
— использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемогобез применения судовой тяги (в плотах, кошелях), а также для добычи полезныхископаемых;
— организованной рекреации;
— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений,установок, оборудования;
— для проведения буровых, строительных и иных работ;
— осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Плату за пользование водными объектами (ППВО) вносят организации ипредприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами сприменением технических средств, сооружений, подлежащее лицензированию впорядке, установленном законодательствам РФ.
Следует подчеркнуть, что согласно ст. 27 Водного кодекса РФ, длясобственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно пользовать водныеобъекты. В то же время для осуществления предпринимательской деятельностиводопользователь-гражданин может использовать водные объекты только послеполучения соответствующей лицензии на водопользование. Например, частное лицо,имеющее в собственности теплоход, не является налогоплательщиком ППВО только вслучае использования теплохода для собственных непроизводственных нужд.
Не признается объектом платы пользование водными объектами в следующихцелях:
— забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
— забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими(фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения,централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческихкомплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих иогороднических объединений граждан;
— размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений,установок, оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной води водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредноговоздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;
— проведения государственного мониторинга водных объектов и другихприродных ресурсов, а также топографических, гидрографических ипоисково-съемочных работ;
— осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты илюбительского рыболовства;
— осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительнымиучреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, атакже учреждениями и организациями, предназначенными для содержания иобслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
— забора воды для санитарных, экологических и судоходных допусков;
— проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатациейсудоходных водных путей и гидротехнических сооружений.
ППВО устанавливается в зависимости от вида пользования водными объектамии определяется как:
— объем воды, забранной из водного объекта;
— объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных)при пользовании водным объектом без забора воды;
— площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод,сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы за пользование водными ресурсами
Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в соответствии сПостановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 г. №818 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектамипо бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам» в следующих размерах:
— 60 р. за 1 тыс. м³ воды – для плательщиков, осуществляющих заборводы для жилого фонда (населения);
— 60 – 176,0 р. за 1 тыс. м³ воды, забранной из поверхностных водныхобъектов в пределах установленных лимитов, – для плательщиков, осуществляющихзабор воды;
— 0,8 – 3,3 р. за 1 тыс. м³ воды, забранной из территориального моряи внутренних морских вод для плательщиков, осуществляющих забор воды;
— 0,5 – 5,0 р. за 1 тыс. кВт-ч вырабатываемой электроэнергии – дляплательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
— 320,0 – 665,0 р. за 1 тыс. м³ древесины, сплавляемой безприменения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 км сплава – для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
— 1,3 – 7,3 тыс. р. в год за 1 км² площади использования акваторииводных объектов – для плательщиков, осуществляющих добычу полезных, размещениеобъектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий,сооружений, установок и оборудования, а также проведения буровых, строительныхи иных работ;
— 3,2 – 27,0 р. за 1 тыс. м³ сточных вод – для плательщиков,осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленныхлимитов.
Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользованияводными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условийводообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаютсязаконодательными (представительными) органами субъектов РФ.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов РФставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки,установленные постановлением Правительства РФ.
Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды длятехнологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитовплательщикам, осуществляющим эксплуатации объектов теплоэнергетики и атомнойэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычудрагоценным металлов, определяются в размере 30% ставок платы.
При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных илигодовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в5 раз по сравнению с установленными ставками платы.
При пользовании водными объектами без лицензии (разрешения) ставки платытакже увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычноустанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправеустанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределахсуммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта РФ.
Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.
Сроки платы за пользование водными ресурсами
Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периодапроизводится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. В теже сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрацииналоговую декларацию, форма которой разрабатывается МНС РФ, а по меступользования водным объектом – копию налоговой декларации.
Отчетный период устанавливается:
— для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующихакваторию водного объекта – каждый календарный квартал;
— для остальных плательщиков – каждый календарный месяц.
Сумма ППВО включается в себестоимость продукции (работ, услугналогоплательщика). Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджетысубъекты РФ в соотношении 40% — в федеральный бюджет, 60% — в бюджеты субъектовРФ.
При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух иболее субъектов РФ, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта РФ поместу регистрации плательщика с последующим распределением между бюджетамиостальных субъектов РФ. Поступления сумм платы направляются на осуществлениемероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50%.Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе принимать решенияо зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в ихбюджеты. Размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населенияне может быть увеличен более чем на 4%.
Заключение
На сегодняшний день вода (водные ресурсы) является одним из основныхфакторов развития производительных сил. Невозможно себе представить ни однуотрасль народнохозяйственного комплекса, которая бы не использовала бы в своемпроизводстве этот природный ресурс. Да и в бытовом плане вода используетсякаждым человеком ежедневно. Водные ресурсы используются ежедневно и внеограниченных количествах. Зачастую это использование является нерациональным.Хотелось бы выделить несколько причин, которые, на мой взгляд, являютсяосновными в проблеме истощения водных ресурсов:
— несбалансированность законодательно закрепленных и реальных полномочий,прав и ответственности центра и субъектов РФ;
— неэффективность административных регуляторов отношений водопользованияи порочность системы бесплатного водопользования;
— резкое сокращение инвестиций со стороны государства;
— отсутствие действенных экономических рычагов и стимулов эффективногоиспользования и охраны водных ресурсов;
— низкая экологичность применяемых в народном хозяйстве технологическихпроцессов;
— неудовлетворительное состояние и эксплуатация большинства системводоснабжения и очистки сточных вод;
— направленность водоохранных мероприятий в основном на строительствосооружений для очистки сточных вод, а не на внедрение водосберегающихтехнологий, т.е. на борьбу со следствием, а не с причиной.
В своей контрольной работе я затронула тему нерационального использованияводных ресурсов. Здесь указаны меры по рационализации использования водныхресурсов, без которых, как мне кажется, существующая проблема была бы еще болееусугубленной. Это такие меры, как лицензированное пользование воднымиресурсами, и, конечно же, плата за водопользование.
Оптимальное использование водных ресурсов предполагает реализациюкомплекса согласованных мер как на водном объекте (водном источнике), так и всистеме подачи воды конечному потребителю.
Эффективность использования самого водного ресурса зависит от того,насколько развита система водоотдачи и водоотведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глушкова В. Г. «Экономикаприродопользования» // Москва, 2005
2. Голуб А. А. «Экономика природныхресурсов» // Москва, 1998
3. Константинов В. М.«Экологические основы природопользования» // Москва, 2001
4. «Основы экономикиприродопользования» // Москва, 2005
5. Чапек В. Н. «Экономикаприродопользования» // Москва, 2000
6. Шимова О. С. «Экономикаприродопользования» // Москва, 2005
7. «Экология и экономкаприродопользования» // Москва, 1998
8. «Экономика природопользования»// Москва, 2006
9. Яковлев С. В. «Рациональноеиспользование природных ресурсов» // Москва, 1991
10. Яндыганов Я.Я «Экономикаприродопользования» // Москва, 2005