И.В. Левченко В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) подготовки магистров образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» [3] описание видов методической деятельности и соответствующих профессиональных компетенций носит исключительно общий характер. Для составления на основе этого стандарта образовательных программ и последующей разработки рабочих учебных программ по методике обучения информатике необходимо конкретизировать и расширить предлагаемый перечень профессиональных компетенций в области методической деятельности, опираясь на рекомендации Минобрнауки России [2]. В соответствии с ФГОС ВПО выпускник магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) в области методической деятельности: готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9). Формировать методические компетенции предлагается в процессе освоения базовой части общенаучного цикла (дисциплины «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования») и профессионального цикла (дисциплины «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). Однако перечисленные дисциплины лишь частично ориентированы на методический аспект деятельности будущего магистра в области образования по информатике. Поэтому за счет вариативной части профессионального цикла необходимо включить в учебный план дисциплину, которая будет направлена на фундаментальную методическую подготовку (например, «Методика обучения информатике в профильной школе») [1]. При конкретизации и расширении методических компетенций необходимо учитывать современную направленность методической подготовки на овладение системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике, методологией научного познания, на усиление ее методологической и теоретической составляющей, на приобщение студента к научной деятельности, на формирование умения адаптироваться в различных психолого-педагогических и социально-экономических условиях, прогнозировать развитие той или иной педагогической ситуации, на выделение фундаментальных основ информатики и т. д. С точки зрения глобальных целей методическая подготовка магистра образования в области информатики направлена на формирование цельной личности, способной раскрыть и развить те способности учащихся, которые нужны им и обществу, обеспечить образование и гармоничное развитие личности учащегося с помощью фундаментальных основ информатики, сформировать у учащихся элементы информационной культуры и потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии. В связи с этим выделим требования к образовательным результатам освоения методических компетенций: владеть системой научных знаний в области теории и методики обучения информатике; обладать информационным мировоззрением и информационной культурой; владеть методическим мышлением, которое заключается в видении процесса проектирования и организации обучения информатике; владеть логико-алгоритмическим и системно-комбинаторным стилем мышления, что позволит формировать целостный курс информатики на основе интеграции содержания вокруг системообразующих стержней; владеть общей методологией организации и проведения педагогического эксперимента; уметь внедрять результаты исследовательской деятельности в педагогическую практику, уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся; уметь выявлять и использовать стержневые системообразующие и инвариантные знания в области информатики и методики обучения информатике; уметь видеть и объяснять причинно-следственные связи в изучаемом материале, закономерности изучаемых процессов, развитие формируемых понятий информатики; уметь конкретизировать цели обучения информатике, адаптировать и применять различные методы, формы и технологии обучения, средства информационных и телекоммуникационных технологий; обладать потребностями в активной деятельности, в творчестве, в непрерывном самообразовании и саморазвитии; уметь контролировать и оценивать результаты обучения и собственную деятельность, анализировать процесс обучения школьной информатике, предвидеть последствия применения различных средств; готовность к осуществлению профессионального взаимодействия с коллегами, коллективом учащихся, отдельными учащимися и их родителями; готовность к эффективному обучению информатике школьников, к применению сформированных знаний и умений на практике. Выделенные методические компетенции магистров образования являются универсальными, по своей сути основополагающими методическими знаниями и умениями, составляющими фундаментальные основы методической подготовки. Конкретизируя методические компетенции, можно сформулировать требования к образовательным результатам исходя из теоретико-методических и предметно-методических задач подготовки магистра образования. В результате подготовки в области общих (теоретических и методологических) вопросов методики обучения школьной информатике магистру образования необходимо: ■ знать значение методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики; объект и предмет, цели и задачи методики обучения информатике, законы, закономерности и принципы обучения информатике в школе; взаимосвязи методики обучения информатике с другими науками; компоненты алгоритмической и информационной культуры; компоненты методической системы обучения информатике в школе; цели и задачи обучения школьной информатике, педагогические функции курса информатики, значение информатики в общем образовании школьника; структуру непрерывного обучения информатике в средней общеобразовательной школе; назначение, функции и содержание государственных общеобразовательных стандартов по информатике; основные концепции обучения школьной информатике, программы и учебники, разработанные на их основе; критерии оценки программ и школьных учебников; содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики; структурные элементы урока информатики и требования к нему; принципы дифференциации содержания обучения информатике; содержание методических линий школьного курса информатики; особенности реализации методов, форм и средств обучения на занятиях по информатике; способы использования компьютеров на уроках информатики; функции, виды контроля и оценки результатов обучения; состав, назначение, классификацию и основные требования к учебному программному обеспечению по курсу информатики; основные требования к школьному кабинету информатики; требования к комплекту учебной вычислительной техники; санитарно-гигиенические нормы работы учащихся за компьютером; ■ уметь иллюстрировать примерами реализацию закономерностей и принципов обучения информатике в школе; использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами; формулировать дидактическую цель урока информатики и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения; использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике; провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики; планировать учебный процесс по курсу информатики; составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их; выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики; выбирать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения на занятиях по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, в соответствии с особенностями учащихся; использовать возможности информационной среды, средств информационных и телекоммуникационных технологий при организации образовательного процесса по информатике; разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров; оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания; организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп; использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность; проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров; использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе; владеть систематизированными психолого-педагогическими и научно-методическими знаниями и умениями для проектирования и реализации образовательного процесса по информатике; навыками использования документов нормативного и рекомендательного характера при проектировании и реализации образовательного процесса по информатике; навыками постановки и достижения дидактической цели и задач урока; навыками использования различных методов, форм и средств, педагогических и информационных и телекоммуникационных технологий для организации познавательной деятельности учащихся; методикой организации профильных и элективных курсов информатики, отвечающих специализации образования на старшей ступени школы; методами, формами и средствами для проведения контроля знаний и умений; навыками проведения занятий по информатике различных типов; способами саморазвития и самообразования. В результате подготовки в области частных (прикладных) вопросов методики обучения информатике в школе магистру образования необходимо: знать содержание требований к знаниям и умениям учащихся по информатике, зафиксированных в государственном стандарте; приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики; последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики; методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике; методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики; методику организации исследовательской деятельности на занятиях по информатике с учащимися разного возраста; методику введения и формирования понятий курса информатики; методику обучения разработке алгоритмов; методику обучения правилам курса информатики; методику обучения решению задач курса информатики; уметь устанавливать иерархию целей и определять вариативные цели изучения конкретных понятий, конкретного учебного материала по информатике; использовать приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики; применять уровневую и профильную дифференциацию при обучении информатике; проектировать методику работы над конкретным вопросом школьной информатики, разрабатывать ориентировочную основу деятельности для учащихся; решать методические задачи, связанные с отбором содержания, последовательностью изложения учебного материала, с обоснованием выбора методов, форм и средств при обучении школьников основам информатики; применять методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике; использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста; создавать вариативную методику обучения конкретному учебному материалу в зависимости от целей и реальных условий обучения информатике; вводить и формировать понятия курса информатики; обучать разработке алгоритмов; обучать правилам курса информатики; обучать решению задач курса информатики; владеть навыками использования возможностей информационной среды предметной области информатики для решения профессиональнопедагогических, в том числе и методических задач; методикой обучения фундаментальным основам школьной информатики, навыками реализации учебных программ по курсу информатики; методикой формирования обобщенных способов деятельности с использованием средств ИКТ; навыками использования современных методик и технологий обучения для обеспечения качества образовательного процесса по информатике; навыками организации самостоятельной, проектной и исследовательской деятельности учащихся по информатике. Выделенные методические компетенции магистров образования в области информатики, которые получены в результате конкретизации и расширения указанных в ФГОС ВПО профессиональных компетенций в области методической деятельности, позволяют разрабатывать образовательные программы и рабочие учебные программы по методике обучения информатике, проводить диагностику методической подготовки будущих учителей информатики старшей школы. Список литературы Левченко И.В. Совершенствование методической подготовки учителя информатики в контексте фундаментализации образования / И.В. Левченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2009. – № 1 (17). – С. 48-54. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов // Высшее образование в России. – 2010. – № 8-9. – С. 3-10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр») // URL: http://mon.ru/doc/fgos/7200/.
Похожие работы
Методы формирования нейросетей Сущность электронного документооборота
Основные понятия экономической информатики Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований. Ее…
Игра в Морской бой с компьютером
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Постановка задачи 2 Математические и алгоритмические основы решения задачи 3 Функциональные модели и блок-схемы решения задачи 4 Программная реализация решения задачи 5…
Обработка данных в автоматизированных системах
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Кафедра технической кибернетики КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Обработка данных в автоматизированных системах» (альбом документов) Севастополь 2006…
Винчестеры
Содержание 1. Винчестеры Практическое задание 1 Программа на языке программирования BASIC Практическое задание 2 Практическое задание 3 Список литературы Винчестеры Накопи́тель на жёстких магни́тных ди́сках,…
Математична модель вимірювальної системи в середовищі Delphi
Курсова робота Математична модель вимірювальної системи в середовищі Delphi АНОТАЦІЯ Опис програми містить загальний опис алгоритмів головної програми та допоміжних на рівні блок-схем, а також…