Особенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества

Содержание
Вопрос 1. Сущность и особенностиисполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества. 3
Вопрос 2.Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, во время содержания под стражей. 15
Списокиспользованной литературы… 20 

Вопрос 1. Сущность иособенности исполнения наказания, не связанных с изоляцией от общества.
Наказаниеесть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда только клицам, признанным виновными в совершении преступления, и заключается в предусмотренныхстатьями УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этих лиц (ч.1 ст. 43 УКРФ). В соответствии с ч.2 ст.43 УК РФ наказание применяется в целяхвосстановления социальной справедливости, а также в целях исправленияосужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Важнойпозитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие: онавключает 18 видов наказаний и 12 подсистем наказаний. Подсистемы, объединяющиевиды наказаний, могут сгруппированы разным образом. Но, прежде всего, наказанияподразделяются по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией отобщества и не связанные. Еще одной особенностью российской системы наказаний выступаетеё гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания: из 18 мер наказаний 15не связаны с изоляцией от общества.
Легальное  определение понятия «изоляция отобщества» на сегодняшний день отсутствует. Его нам не дают ни текстзакона, ни подзаконные нормативные акты. Поэтому выделение уголовных наказаний,не связанных с изоляцией от общества, имеет в определенной степени произвольныйхарактер. Если следовать тексту Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИКРФ), регламентирующего порядок отбытия наказаний,  то к данной категории должныбыть отнесены такие основные наказания, как обязательные работы, исправительныеработы, ограничение свободы, а также все, назначаемые только в качестве дополнительных(лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина игосударственных наград) или в качестве как дополнительных, так и основных(штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью).
Приговорык рассматриваемым наказаниям исполняются: в отношении штрафа – судебнымиприставами-исполнителями; в отношении лишении специального, воинского илипочетного звания, классного чина и государственных наград – судом; в отношениилишения права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью, если оно назначено в качестве основного или в качестведополнительного к наказаниям, не связанным с лишением свободы или ограничениемсвободы – уголовно-исполнительной инспекцией, а если это наказание назначено вкачестве дополнительного к ограничению свободы или лишению свободы –соответствующими учреждениями уголовно-исполнительной системы по местуотбывания основного наказания, а после отбытия основного наказания –уголовно-исполнительной инспекцией.
Ввиду отсутствия возможности подробно рассмотреть вданной работе сущность и особенности исполнения каждого из этих наказаний(ограничение объемом работы), мы остановимся на выделении их наиболеехарактерных черт, а также остановимся более подробно на таких видах наказанийкак ограничение свободы,  обязательные работы и штраф. Первое потому, что занимает особое место в рассматриваемой группе наказаний,второе потому, что представляют собой новую меру наказания, ранее не известнуюуголовному праву России, третье потому, что штраф — является самым распространеннымвидом наказания из рассматриваемых.
Ввиду отсутствия четких критериев отнесения того илииного вида наказания к данной группе, попытаемся выделить их наиболеехарактерные черты. Большинство наказаний, не связанных с изоляцией от общества,предполагает для осужденного те или иные материальные ограничения, то естьнаказание имеет характер денежного (или имущественного) взыскания. Так,например, штраф представляет собой денежное взыскание, исчисляемое в размере отдвух тысяч пятисот до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы,или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Основойнаказания в виде исправительных работ выступают удержания из заработной платыосужденного в пределах от пяти до двадцати процентов ежемесячно. То есть это стабильноенедополучение определенной части дохода на период от двух месяцев до двух лет. Обязательныеработы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы илиучебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работыустанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Таким образом,осужденный не получит вознаграждения за работу в течение от восьми до тридцатиполных рабочих дней. Не столь явно этот признак выражен у наказания в виделишения права занимать определенные должности или заниматься определеннойдеятельностью. Однако ограничение в выборе трудовой деятельности может такжеобернуться упущенной материальной выгодой.
При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией отобщества, на осужденного не возлагается обязанность проживать в учреждении,исполняющем наказание. Могут вводиться определенные ограничения свободыпередвижения — так, от отбывающих исправительные и обязательные работытребуется ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию о смене местажительства (см. ч. 1 ст. 26 и ч. 5 ст. 40 УИК РФ). Но, тем не менее, проживаютосужденные дома.
Если это не противоречит требованиям приговора суда(например, о запрете занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью), осужденный продолжает трудиться на прежнем рабочемместе. Наказание может исполняться государственным органом, для которогоподобная деятельность не является основной. Это относится в первую очередь кнаказаниям, исполняемым судом (лишение специального, воинского или почетногозвания, классного чина и государственных наград). Даже в случаях, когданаказание исполняется службой судебных приставов (принудительное взысканиештрафа), мы имеем дело с государственной структурой, выполняющей еще рядфункций наряду с вышеназванной.
При исполнении наказания уголовно-исполнительной инспекцией(специализированный государственный орган, созданный именно для исполнения наказаний)достаточно четко прослеживаются отличия от деятельности исправительныхучреждений, арестных домов или дисциплинарных воинских частей, исполняющихнаказания, связанные с изоляцией от общества. Отсутствие изоляции человека отобщества существенно снижает карательный потенциал применяемого наказания ивносит некоторый элемент добровольности в его исполнение. В этой связиуголовно-исполнительные инспекции в значительной мере заняты не столькоисполнением, сколько контролем исполнения наказания. У уголовно-исполнительныхинспекций отсутствует право применять поощрения и взыскания по отношению косужденным. Этим, как и организацией труда осужденных, контролем его количестваи качества, заняты предприятия и учреждения, в которых работают осужденные.
Совершенно особое место в рассматриваемой группе занимаетнаказание в виде ограничения свободы. Причем первый момент, обращающий на себявнимание, не относится к исполнению именно этого наказания.
Ст. 36 УИК РФ определяет порядок исчисления сроканаказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью. В случае назначения этого наказания в качестведополнительного срок исчисляется по-разному в зависимости от того,дополнительным к какому наказанию оно назначено. При назначении в качестведополнительного к штрафу, обязательным работам или к исправительным работамсрок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Еслирассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничениюсвободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишениюсвободы, «срок указанного наказания исчисляется соответственно со дняосвобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, издисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения».Относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части и лишениясвободы все понятно — все они могут быть отнесены к «связанным с изоляциейот общества». В условиях изоляции осужденный не может занимать запрещенныедля него должности и для него затруднительно заниматься запрещеннойдеятельностью. Однако в этом же перечне присутствует и ограничение свободы — наказание, помещенное в УИК РФ в раздел не связанных с этой самой изоляцией.
Проанализировав порядок и условия исполнения (отбывания)ограничения свободы, можно прийти к выводу, что данное наказание несоответствует ни одному из отмеченных выше критериев. Во-первых, наказание ввиде ограничения свободы полностью лишено каких бы то ни было элементовденежного (или имущественного) взыскания. Если осужденный к ограничению свободыработает, то из его заработной платы не производится никаких удержаний,обусловленных исполнением наказания. Во-вторых, осужденный к ограничениюсвободы не проживает дома. В соответствии со ст. 47 УИК РФ, «осужденные кограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта РоссийскойФедерации, в котором они проживали или были осуждены». По аналогии с ранеесуществовавшими спецкомендатурами органов внутренних дел можно было бы предположить,что сеть исправительных центров будет относительно густой. Утверждать это с тойили иной степенью достоверности пока не приходится, трудно предположить, покакому пути пойдет практика со времени создания в будущем этих видовучреждений. Однако совершенно ясно, это будет проживание не по прежнему местужительства. В-третьих, осужденный не трудится по прежнему месту работы.Осужденные обязаны «работать там, куда они направлены администрациейисправительного центра» (п. «б» ч. 3 ст. 50 УИК РФ). И, наконец,наказание в виде ограничения свободы исполняется специально для этого создаваемымиучреждениями — исправительными центрами. Орган местного самоуправления попредставлению территориального органа уголовно-исполнительной системы,согласованному с органом внутренних дел, определяет границы территорииисправительного центра (ч.1 ст.50 УИК РФ), за пределы которой осужденный невправе выходить без разрешения на то администрации центра (п. «в» ч.З ст.50 УИК РФ). На территории данного учреждения должны действовать Правилавнутреннего распорядка исправительных центров, которым обязаны подчиняться нетолько осужденные, но и иные лица, находящиеся на этой территории. Осужденныене имеют на руках паспортов или заменяющих их документов, вместо этого ониобязаны постоянно иметь при себе «документ установленного образца,удостоверяющий личность» (п. «е» ч. 3 ст. 50 УИК РФ). Для осужденных,находящихся в исправительных центрах, устанавливается перечень предметов и веществ,запрещенных к хранению и приобретению (ч. 6 ст. 50 УИК РФ). Осужденные, а такжепомещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещиосужденных — досмотру (ч. 7 ст. 50 УИК РФ). По сравнению с иными наказаниями,не связанными с изоляцией от общества, при исполнении ограничения свободыадминистрация исполняющего наказание учреждения (исправительного центра)пользуется достаточно широкими дисциплинарными правами по отношению косужденным — статьи 57 и 58 УИК РФ содержат перечни поощрений и взысканий,применяемых к отбывающим это наказание. Причем среди взысканий фигурируетводворение в дисциплинарный изолятор сроком до 15 суток (п. «в» ч. 2ст. 58 УИК РФ), то есть помещение в условия, которые по аналогии с другимивидами наказания могут быть названы условиями «строгой изоляции», чтодовольно странно для наказания, не связанного (de jure) с изоляцией кактаковой. Осужденные, отбывающие ограничение свободы, организуются в отряды (какв исправительных учреждениях).
Статья 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных наличную безопасность, регламентирует порядок реализации этого права в отношенииотбывающих арест, лишение свободы и ограничение свободы. То есть вновьограничение свободы фигурирует вместе с наказаниями, связанными с изоляцией отобщества. Аналогичная картина выявляется и в отношении регламентации порядкаосвобождения от отбывания наказания. Предусмотрен единый порядок освобожденияот таких видов наказаний, как арест, лишение свободы и ограничение свободы. Описанныевыше условия, предусмотренные для исполнения (отбывания) ограничения свободы,во многом (если не в большинстве своем) соответствуют условиям исполнения(отбывания) наказания в колониях-поселениях (см. ст. 129 УИК РФ). Однако естьвесьма существенное различие — колонии-поселения исполняют лишение свободы. Врезультате для двух разных осужденных, отбывающих наказания за аналогичныепреступления в почти идентичных условиях, это будет иметь кардинально разныеправовые последствия. При самовольном оставлении исправительного центра безуважительных причин это будет квалифицировано как злостное уклонение ототбывания наказания и грозит осужденному заменой неотбытой части срока налишение свободы. Аналогичное оставление колонии-поселения будет квалифицироватьсяпо ст. 313 УК РФ как побег из места лишения свободы. А это — новое осуждение,новый срок, отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима,причем человек (как совершивший умышленное преступление в период отбываниялишения свободы) будет сразу же помещен в строгие условия отбывания наказания.Если оба наши осужденные отбывали наказание впервые и до снятия или погашениясудимости вновь совершили умышленное преступление (допустим, тяжкое), закоторое их осудили к лишению свободы, то один из них (отбывавший наказание висправительном центре) будет направлен в исправительную колонию общего режима,второй (тот, что содержался в колонии-поселении) — в колонию строгого режима. Нодаже если эти два человека отбыли наказание и никогда более не совершалипреступлений, последствия для них все равно существенно различаются. Сроксудимости для лиц, осуждавшихся к наказаниям более мягким, чем лишение свободы(каковым является ограничение свободы), предусмотрен в один год; дляосуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести (т.е. когда лишение свободы может отбываться в колонии-поселении) — три года. Описаннаявыше ситуация, при всей ее внешней парадоксальности, является в известнойстепени закономерной. Дело в том, что довольно продолжительное времявысказывались предложения отказаться от варианта отбывания лишения свободы вколониях-поселениях и преобразовать его в самостоятельный вид наказания-ограничение свободы. Но, как это бывает у нас достаточно часто, победилкомпромиссный вариант. Новый вид наказания — ограничение свободы — был введен вперечень наказаний, при сохранении исполнения лишения свободы вколониях-поселениях. Вероятно, это был бы действительно идеальный вариант — исполнение ограничения свободы в колониях-поселениях. Но если исходить издействующего законодательства и учитывать разительные отличия ограничениясвободы от иных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, было былогичным вывести его из соответствующего раздела УИК РФ.
В отношении большинства наказаний, не связанных сизоляцией от общества (штраф, обязательные работы, исправительные работы иограничение свободы), законодатель предусмотрел последствия так называемогозлостного уклонения от их отбывания. Это является следствием добровольностиисполнения данных наказаний. При отбывании наказания, суть которого заключаетсяв изоляции от общества, любая попытка уклонения от него проявляется в первуюочередь в нарушении этой самой изоляции. В идеале подобных нарушений быть недолжно. Когда же они имеют место, последствия предусмотрены самые суровые. Этои применение оружия (ст. 86 УИК РФ и ст. 31 Закона от 21 июля 1993 года), ипривлечение к уголовной ответственности (ст. 313 УК РФ). Единственный вариант,обозначенный законодателем как уклонение, — невозвращение лица, осужденного клишению свободы, которому разрешен выезд за пределы места лишения свободы, либокоторому предоставлена отсрочка исполнения приговора суда или отбывания наказания,по истечении срока выезда или отсрочки (ст. 314 УК РФ). Однако здесь мы имеемдело с исключением из правила — это именно тот случай, когда предполагаетсядобровольность прибытия лица в место отбывания наказания.
Что же касается наказаний, не связанных с изоляцией отобщества, здесь ситуация в корне иная. Возможность уклонения (в том числезлостного) от их исполнения как бы презумируется изначально. Однако такаявозможность не может рассматриваться как нормальное явление, она должнапресекаться. Поэтому законодатель предусмотрел в УК РФ негативные последствиядля осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания. Таким последствиемможет быть замена наказания на более строгий вид (см. ст.ст. 46, 49, 50 и 53 УКРФ). Определения понятия «злостное уклонение от отбывания наказания» УКРФ не содержит. Применительно к каждому из названных выше наказаний расшифровкаданного понятия дается в УИК  (например в ст.ст. 30, 32, 46 и 58 УИК РФ).
Исполнениенаказания в виде обязательных работ.  Обязательные работы представляют собой новую мерунаказания, ранее не известную уголовному праву России. Их сущность состоит ввыполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы бесплатныхобщественно полезных работ, вид которых определяется органами местногосамоуправления. Обязательные работы назначаются, как взрослым так инесовершеннолетним (в возрасте от 14 лет) преступникам, на срок от 60 до 240часов и отбывается не свыше 4 часов в сутки (ст.27 УИК РФ).
Обязательныеработы не назначаются инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам,женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, военнослужащим,проходящим военную службу по призыву.
Всоответствии со ст. 45 УК РФ обязательные работы применяются лишь в качестве основноговида наказания, что свидетельствует о том, что законодатель относитобязательные работы к достаточно строгому виду наказания, ощутимовоздействующим на личность осужденного. Поэтому осужденные к обязательным работамне могут рассчитывать на условное осуждение (ст. 73 УК), в отличие от лиц,которым назначены исправительные работы, поскольку ставит осужденного к менеестрогому наказанию в более суровые условия.
Обязательныеработы предусмотрено применять в качестве наказания за преступления небольшойтяжести, например ст.130 УК РФ – оскорбление; ст. 157 УК РФ – злостноеуклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей  ит.д. Иными словами, социальное назначение обязательных заключается в том, чтобыоказать исправительное и предупредительное воздействие на менее опасные дляобщества категории преступников, не отрывая их при этом от привычной работы,учебы и иной общественно полезной деятельности.
Всоответствии с ч.1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ возложенона уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Выполнениеработ производится на объектах, определяемых органами местного самоуправления.
Согласност. 25 и ст. 26 УИК РФ на уголовно-исполнительную инспекцию возложены рядфункций по реализации рассматриваемого вида наказания, но необходимо учитыватьследующие условия: во первых — бесплатными обязательные работы являются толькодля осужденного, а для объекта, где эти работы выполняются, они платные. Оплатаперечисляется в соответствующие бюджеты. во вторых — поскольку обязательныеработы являются платными для нанимателя, организовать их в условияхсуществующей безработицы будет весьма сложным делом.
Преждевсего, организация объекта должна контролировать выполнение осужденнымипорученной им работы, уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о числепроработанных каждым осужденным часов либо о его уклонении от отбываниянаказания. Далее она должна ежемесячно перечислять в соответствующий бюджетсредства за выполненные осужденными работы в соответствии с расценками,существующими в данной организации. В случае причинения осужденному увечья,связанного с выполняемой работой, организация несет ответственность, аосужденный получает возмещение на общих основаниях в порядке, установленномзаконодательством о труде.
/>Практика исполнения других мер наказания показывает, что осужденныедалеко не всегда добросовестно выполняют возложенные на них обязанности исоблюдают порядок и условия отбывания наказания. В связи с этим закон предусматриваетответственность осужденных за такого рода нарушения. За неявку на работу,прогулы, появления на работе в нетрезвом виде и т.п. осужденному может бытьобъявлено предупреждение об ответственности за уклонение от отбываниянаказания. В том случае, если осужденный допускает злостное уклонение ототбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет всуд представление о замене обязательных работ более тяжким видом наказания.
Сучетом того, что признание уклонения злостным влечет серьезные правовыепоследствия, закон дает определение злостного уклонения. Злостно уклоняющимсяот отбывания обязательных работ признается осужденный, если он более двух раз втечение месяца не выходил на обязательные работы без уважительных причин илиболее двух раз в течение месяца нарушал трудовую дисциплину либо скрылся вцелях уклонения от отбывания наказания.
Установивфакт злостного уклонения и выяснив, что невыход на работу не был связан скакими-либо уважительными причинами, — суд заменяет обязательные работыограничением свободы или арестом в зависимости от поведения осужденного, еголичности, характера допущенного уклонения, его причин и т.п. При этом время, втечение которого осужденный отбывал обязательные работы, засчитывается израсчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательныхработ.
Ответственностьза злостное уклонение от отбывания обязательных работ свидетельствует онедисциплинированности осужденного и показывает, что такая мера наказания несоответствует степени его социально-нравственной запущенности и требует болеесерьезного воздействия. С другой стороны, самый факт установления такой ответственностипризван оказать предупредительное воздействие на осужденного, который понимает,что злостное уклонение от отбывания обязательных работ ухудшит его положение иприведет к необходимости отбывать более суровое наказание.
Исполнениенаказания в виде штрафа./> Штраф в соответствии со ст.46 УК РФ является денежнымвзысканием, налагаемым судом. Он может назначаться только в случаях и впределах, предусмотренных Уголовным кодексом. Закон разрешает применять штраф ив качестве основного, и в качестве дополнительного вида наказания.
Исполнениештрафа регламентируется УИК РФ, а также Федеральном законом “Об исполнительномпроизводстве” от 21 июля 1997 года, который ввел институт судебных приставов-исполнителей.[1]
Послеоглашения приговора о назначении штрафа суд, постановивший приговор, разъясняетосужденному его обязанность в течение 30 дней добровольно внести сумму штрафа вгосударственный банк и предупреждает его, что в случае неуплаты штраф будетвзыскан принудительно. Осужденный может добровольно внести сумму штрафа как до,так и после вступления приговора в законную силу.
Закондопускает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа, которая может бытьпредоставлена на срок до одного года. Основания отсрочки или рассрочки уплатыштрафа жестко не регламентированы. Указывается лишь, что названные льготы могутпредоставляться осужденному, если немедленная уплата штрафа невозможна.Следовательно, обоснованность доводов осужденного оценивает суд.
Просьбаосужденного подлежит удовлетворению при доказанности его тяжелого материальногоположения, которое может быть обусловлено, в частности, тяжелой болезнью, беременностью,наличием малолетних детей, пожаром или иным стихийным бедствием. Невозможностьнемедленной уплаты может быть обусловлена также болезнью родственников,наличием иждивенцев и т.п. Доводы осужденного должны быть проверены и оцененысудом.
/>Отсрочка предполагает разрешение начать выплату штрафа спустя определенноевремя, которое не может превышать одного года. Рассрочка представляет собойразрешение заплатить штраф частями. Суд точно устанавливает сроки уплаты каждойчасти штрафа. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена в течениепредоставленного срока отсрочки, считая со дня вступления, приговора в законнуюсилу.
/>В отличие от невозможности немедленной уплаты штрафа материальноеположение осужденного может обусловить невозможность уплаты штрафа вовсе. Такаяситуация может возникнуть вследствие стойкой утраты трудоспособности лицом, неимеющим имущества, на которое закон разрешает обращать взыскание, и иныхисточников дохода. Осужденный должен представить надлежащие медицинские и иныедокументы, а также составленный судебным приставом-исполнителем и утвержденныйпостановлением народного судьи акт о невозможности взыскания, удостоверяющийотсутствие у осужденного имущества, подлежащего описи, и иных доходов, накоторые может быть обращено взыскание. В отличие от ранее действовавшегозаконодательства ни Уголовный, ни Уголовно-исполнительный кодексы непредусматривают замены штрафа другим наказанием в случае невозможности егоуплаты осужденным.
/>При неуплате осужденным штрафа в установленный срок председатель судаили судья передают судебному приставу-исполнителю исполнительный лист навзыскание суммы штрафа для принудительного исполнения, о чем извещаетсяфинансовый орган. Судебный пристав-исполнитель принимает следующие мерыпринудительного исполнения штрафа:
а)обращение взыскания на имущество осужденного путем наложения ареста и продажиимущества;
б)обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходаосужденного;
в)обращение взыскания на денежные суммы и имущество осужденного, находящиеся у другихлиц.
Следуетиметь в виду, что взыскание может быть обращено на любое имущество осужденного,включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций,деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и навкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а такжеимущество и деньги, переданные им в доверительное управление.
Дляреализации необходимых мер по взысканию штрафа судебный пристав-исполнительвправе входить в помещение, где проживает осужденный, и производить осмотр всехего хранилищ (кладовки, погреба, шкафы, и т.п.), осуществлять опись имущества.В установленных законом случаях приглашаются понятые. При необходимостисудебный пристав-исполнитель прибегает к помощи сотрудников милиции.
Описьимущества производится в пределах, необходимых для взыскания суммы штрафа. Еслидля взыскания суммы штрафа могут быть описаны разные предметы, принадлежащиеосужденному, то последний вправе заявить судебному приставу-исполнителю, накакие предметы взыскание должно быть обращено в первую очередь. Такая просьбаподлежит удовлетворению, если это не препятствует исполнению приговора и еслиданное лицо не указывает на имущество, содержащееся в Приложении № 1 к УИК РФ сизменениями и дополнениями на 15 апреля 2001 года “Перечень имущества, неподлежащего конфискации по приговору суда”, которое минимально необходимоесамому осужденному и лицам, находящимся на его иждивении. По сравнению с ранеедействовавшим Перечнем, который был дан в приложении к Уголовному кодексу,данный перечень существенно расширен и изложен в более общей форме. Старыйперечень перечислял количество и виды домашних животных, которые не могли бытьконфискованы. Сейчас речь идет в общей форме о домашнем скоте в количестве, необходимомдля удовлетворения минимальных потребностей семьи. Таким же образомрегламентированы предметы домашней обстановки, утварь, одежда. Не подлежат конфискациивсе детские принадлежности. В то же время указывается, что названные в перечнепредметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явнопревышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены издрагоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую илихудожественную ценность. В том случае, когда личного имущества осужденногооказывается недостаточно для взыскания суммы штрафа, в опись включаетсяимущество, находящееся в общей собственности осужденного с другими лицами.Судебный пристав-исполнитель указывает в описи, что определенные описанныепредметы находятся в общей собственности, и обращается в народный суд спредставлением об определении доли осужденного в этом имуществе.
Взысканиене обращается на имущество, если размер штрафа, наложенного на осужденного,который работает либо получает пенсию или стипендию, не превышает той долимесячного заработка, пенсии или стипендии, на которую может быть обращеновзыскание, то есть 20%. В этом случае взыскание обращается на заработок, пенсиюили стипендию осужденного.
/>Закон возлагает исполнение штрафа на судебных приставов-исполнителейрайонных (городских) судов. Если наказание исполняется по месту жительстваосужденного (штраф как основное наказание либо как дополнительное, например,при условном осуждении), исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителюсуда по месту жительства, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества.
Еслинаказание исполняется не по месту жительства (штраф как дополнительноенаказание при осуждении к лишению свободы), исполнение производит еще исудебный пристав-исполнитель по месту отбывания основного наказания.
Законпредусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматриваетсякак злостное уклонение от уплаты штрафа (ст. 32 УИК РФ). Под злостнымуклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имеявозможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждениесудебного пристава-исполнителя, например, увольняется с работы, скрывает своидоходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, которое может быть обращенодля взыскания штрафа. Ранее действовавший закон предусматривал последствиязлостного уклонения от уплаты штрафа лишь в случае, если он назначен в качествеосновного наказания. Они выражались в замене штрафа наказанием в видеисправительных работ. Действующий закон устанавливает, что в случае злостногоуклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами,исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафав пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний. Ни Уголовный, ниУголовно-исполнительный кодекс не устанавливают жестких паритетов, которыхдолжен придерживаться суд при замене наказании. Этот вопрос оставлен на усмотрениесуда.
Согласноч. 2 ст.32 УИК в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от уплаты штрафа,судебный исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видомнаказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ.
Еслисуд вынес определение о замене штрафа обязательными работами, исправительнымиработами или арестом, штраф не может быть обращен к исполнению, даже еслиобнаружится имущество осужденного. При замене штрафа другими наказаниями осужденныйнесет все правоограничения, присущие вновь назначенному наказанию. В случаезлостного уклонения от отбывания обязательных работ это наказание в установленномзаконом порядке в соответствии со ст.49 УК РФ может быть заменено ограничениемсвободы или арестом, а в случае злостного уклонения от исправительных работ онив соответствии со ст. 50 УК РФ могут быть заменены ограничением свободы,арестом или лишением свободы.
Еслиштраф назначен в качестве дополнительного наказания в сочетании с лишениемсвободы или исправительными работами, исполнительный лист направляется висправительное учреждение или по месту работы осужденного. Таким же образомпоступает судебный пристав-исполнитель в случае, когда осужденный работает,независимо от того, в дополнение к какому наказанию назначен штраф.
Еслиосужденный не работает, судебный пристав-исполнитель принимает меры кобнаружению его имущества в пределах сроков давности исполнения приговора.
Позавершении взыскания штрафа судебный пристав-исполнитель обязан проверитьправильность взыскания и записей, которые произведены на исполнительном листе.Убедившись, что штраф взыскан полностью, судебный пристав-исполнитель возвращаетисполнительный лист с соответствующими отметками в тот суд, который вынесприговор. Исполнительный лист приобщается к уголовному делу.Вопрос 2.Правовой статус подозреваемых и обвиняемых, во время содержания под стражей
В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым являетсялицо: 1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и впорядке, которые установлены главой 20 УПК (ст. 146-149); 2) либо котороезадержано органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором всоответствии со статьями 91 и 92 УПК по подозрению в совершении преступления,за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы; 3) либо ккоторому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии состатьей 108 УПК.
Подозреваемый во всех случаях может быть участникомуголовного процесса только на стадии предварительного расследования: а) вслучае задержания — не более сорока восьми часов; б) при избрании мерыпресечения до предъявления обвинения — не свыше десяти суток; в) в случаевозбуждения уголовного дела против конкретного лица — до предъявленияобвинения, а если расследование проводится в форме дознания — до составленияобвинительного акта. Если в последнем случае в отношении подозреваемого былаизбрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный актсоставляется не позднее десяти суток со дня заключения подозреваемого под стражу.
Лицо, приобретаястатус подозреваемого, как участник уголовного судопроизводства со сторонызащиты,  наделяется соответствующими правами и обязанностями. Права подозреваемогозакреплены частью ч. 4 ст. 46 УПК РФ. Эти права обеспечивают подозреваемомувозможность активно отстаивать свои права и интересы в ходе судопроизводства.Подозреваемый имеет право на защиту, которое он, как и обвиняемый, можетосуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя (ч.1 ст. 16 УПК). Дознаватель, следователь и прокурор обязаны разъяснить подозреваемомуего права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПКспособами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК). Принадлежащие подозреваемому процессуальныеправа в целом аналогичны правам обвиняемого, но их объем меньше, чтообусловлено кратковременностью пребывания лица в статусе подозреваемого.
 Одновременноподозреваемый становится субъектом исполнения процессуально-правовыхобязанностей.  В частности, подозреваемый обязан являться по вызову суда,прокурора, следователя и дознавателя (ст. 188 УПК), подвергаться освидетельствованию(ст. 179 УПК), личному обыску (ст. 184 УПК), предъявлять образцы длясравнительного исследования (ст. 202) и др. Если к подозреваемому примененамера пресечения до предъявления обвинения, то он обязан соблюдать ограничения,установленные при ее избрании под угрозой изменения этой меры пресечения наболее строгую.
Обвиняемымпризнается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлеченииего в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт.
Смомента приобретения лицом статуса обвиняемого он имеет возможность лично либос помощью защитника и (или) законного представителя осуществлять многочисленныепредоставленные ему законом процессуальные права (в частности, закрепленные ч.4 ст. 47 УПК), каждое из которых является проявлением одного всеобъемлющегоправа, принадлежащего каждому обвиняемому, — права на защиту от предъявленногообвинения (ст. 16 УПК). Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаныразъяснить обвиняемому его права и обеспечить возможность  защищаться всеми незапрещенными УПК РФ способами и средствами. Одновременно обвиняемый становитсясубъектом исполнения процессуально-правовых обязанностей.
Заключение под стражу  — самая  строгая мера пресечения,  состоящая  в  лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого (ст.  96-98 УПК). Арестованный, подозреваемый  или обвиняемый  изолируется от  общества и  содержится  вспециально охраняемом помещении  с  соблюдением установленного режима.  Применение  меры  пресечения   содержания   под  стражей обусловленоопределенным сроком и особыми условиями.  Ее применение представляет собойсамое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личнуюнеприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22)  прав  и  свобод человека  и гражданина  РФ. Поэтому, обвиняемый и подозреваемый, в отношениикоторых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей (ст. 108-109 УПК),дополнительно обладают совокупностью прав, связанных с необходимостьюгарантировать конституционное право на охрану государством достоинства личностив условиях ограничения конституционного права на свободу (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст.22 УПК). Этот комплекс прав закреплен в Федеральном законе «О содержании подстражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»[2]от 15 июля 1995 г. (ст. 17 -31). (далее ФЗ «О содержании под стражей»).
Правовойстатус подозреваемых и обвиняемых, содержащих под стражей,  определен ст. 6 ФЗ«О содержании под стражей», в соответствии  с которой «Подозреваемые иобвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновностьне будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленавступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободамии несут обязанности, установленные для граждан РФ, с ограничениями,предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Подозреваемыеи обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся подстражей на территории РФ, несут обязанности и пользуются правами и свободами,установленными для граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренныхКонституцией РФ, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, атакже международными договорами РФ.»
В соответствии с ФЗ«О содержании под стражей», подозреваемые и обвиняемые имеют право (ст. 17):
1)получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания подстражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
2) наличную безопасность в местах содержания под стражей (при возникновении угрозыжизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершенияпреступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемыхсотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры пообеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого (ст. 19 Закона));
3)обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражейи лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахожденияуказанных лиц на его территории;
4) насвидания с защитником;
5) насвидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящегоФедерального закона;
6)хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либокасающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключениемтех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправныхцелях или которые содержат сведения, составляющие государственную или инуюохраняемую законом тайну;
7)обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, повопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения ихзаконных прав и интересов;
8)вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
9)получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарноеобеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебныхзаседаниях;
10) навосьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечениек участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренныхУголовно-процессуальным кодексом РФ;
11)пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
12)пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещамии предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннегораспорядка;
13)пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки местасодержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержанияпод стражей в торговой сети, а также настольными играми;
14)отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражейподозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметырелигиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка иправ других подозреваемых и обвиняемых;
15)заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
16)получать посылки, передачи;
17) навежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
18)участвовать в гражданско-правовых сделках.
Подозреваемыеи обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключениепод стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеюттакже право: 1) получать и отправлять денежные переводы; 2) заключать ирасторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, еслиэто не противоречит настоящему Федеральному закону; 3) приобретать продуктыпитания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственногоизолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей вторговой сети; 4) подписываться на газеты и журналы и получать их; 5) получатьот администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению вместах содержания под стражей; 6) на платные телефонные разговоры при наличиитехнических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица илиоргана, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядокорганизации телефонных разговоров определяется федеральным органомисполнительной власти, в ведении которого находится место содержания подстражей.
Подозреваемыми обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляетсявозможность трудиться. При наличии соответствующих условий подозреваемые иобвиняемые по их желанию привлекаются к труду на территории следственныхизоляторов и тюрем. Условия труда подозреваемых и обвиняемых должны отвечатьтребованиям безопасности, санитарии и гигиены. Подозреваемые и обвиняемые вправеполучать за свой труд соответствующее вознаграждение. Заработная платаподозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законом,перечисляется на их лицевые счета.
Несовершеннолетними женщинам, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключениепод стражу, предусмотрены особы условия содержания.
Особенностисодержания под стражей женщин (ст. 30): Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себедетей в возрасте до трех лет. К беременным женщинам и женщинам, имеющим присебе детей, не может быть применено в качестве меры взыскания водворение вкарцер. В местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющихпри себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуетсяспециализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормыпитания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ. Не допускаетсяограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин,имеющих при себе детей.
Особенностисодержания под стражей несовершеннолетних (ст. 31): Несовершеннолетнимподозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия иустанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.
Ежедневныепрогулки несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых устанавливаютсяпродолжительностью не менее двух часов. При наличии условий несовершеннолетнимподозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуетсяпросмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другогодосуга, а также спортивные площадки на открытом воздухе. Несовершеннолетнимподозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднегообразования, с ними проводится культурно-воспитательная работа. Несовершеннолетнимподозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники ишкольно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылкахсверх норм, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.
Обвиняемый иподозреваемый, содержащиеся под стражей, обязаны соблюдать порядок содержанияпод стражей, установленный федеральным законом и Правилами внутреннегораспорядка следственного изолятора, за невыполнение установленных обязанностейк обвиняемому и подозреваемому могут применяться меры взыскания: выговор,водворение в карцер (ст. 36-40 ФЗ «О содержании под стражей»).
Таким образом,лицо, приобретая статус подозреваемого и обвиняемого, как участник уголовногосудопроизводства со стороны защиты,  наделяется соответствующими правами иобязанностями. Эти права обеспечивают подозреваемому возможность активноотстаивать свои права и интересы в ходе судопроизводства. Обвиняемый иподозреваемый, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержанияпод стражей, дополнительно обладают совокупностью прав, связанных снеобходимостью гарантировать конституционное право на охрану государствомдостоинства личности в условиях ограничения конституционного права на свободу.
Список использованной литературы
Нормативные акты
1.   Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)// Собрание законодательства РФ.- 1996. -№ 25. — Ст. 2954
2.    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) (ред. от 29.06.2004)//Собрание законодательства РФ.- 1997.- N 2.- Ст. 198
3.   Уголовно-процессуальныйкодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ) // Собрание законодательстваРФ.-2001. — № 52 (Часть I). -Ст. 4921
4.   Федеральныйзакон от 15 июля 1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых всовершении преступления»// Собраниезаконодательства  РФ. — 1995. — N 29. — Ст. 2759
5.   Закон РФ «Об исполнительномпроизводстве» // Собрание законодательства РФ.-  1997.-  № 30.- Ст.3591
Литература
6.   Дистанционное обучение. / Лекциипо уголовно-исполнительному праву. Тема 8. Исполнение уголовных наказаний, несвязанных с изоляцией от общества //http://www.ido.edu.ru/development/lectures
7.   Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексу Российской Федерации / Под ред. С.В. Степашина., М.: Юристъ, 2001.
8.   Комментарий к Федеральному закону“О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”/ Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова., М.: Юриспруденция, 2001.
9.   Тарленко К. Н. К вопросу осодержании наказания в виде обязательных работ // Правовые проблемы укрепленияроссийской государственности: Сб. статей. Ч. 9. Томск: Изд-во Томского ун-та,2002.
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации спостатейными материалами / Сост.: А.С. Михлин, В.А. Казакова, Н.Д. Михлина; подред. П.В. Крашенинникова, М.: Спарк, 1998.
11. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И.Селиверстова,-  М.: Юриспруденция, 2001.
12. Уголовно-процессуальное правоРоссийской Федерации: Учебник /Отв. ред П.А. Лупинская – М.: Юристъ, 2003