Работа социального работника с детьми с противоправным поведением

Введение
Все мы согласны с тем, чтодетская пре­ступность— одна из острейших проблем се­годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо­ложения правонарушителей. Растет среди нихчисло девочек, увеличивается количество тяжкихпреступлений. Мы согласны с тем, чтонеобходимо что-то делать. Надо только решить,что именно.
Детская преступность становится неотъем­лемой частью нашей действительности. Не­цензурная брань подростков, исписанные детской рукой лифты, подъезды, заборы, сте­ны домов перестают вызывать возмущение.
На страницах газет и журналов, в теле- и радиосообщенияхпривычной стала крими­нальная хроника, значительное место в кото­ройзанимают преступления и правонаруше­ния несовершеннолетних. На вечерней улице мы с одинаковой тревогой стараемся обойти шагающего навстречу мужчину и группу под­выпивших подростков. Кто скажет, откуда грозит большая опасность?
Объектами детской жестокости частостановятся животные, старики, млад­шие по возрасту. В одном издворов в центре Брянска десятилетние наши собратья броси­ли в костер, где догоралвесенний мусор, чер­ного котенка. Покаживотное визжало и из­вивалось, егопридерживали палками, затем позволили убежать.
По сведениям районных отделов мили­ции,участились кражи у одиноких стари­ков. Воруют живность, вещи,продукты и нищенскую пенсию, которая часто является последнимсредством к существованию. Ви­новниками оказываются малолетние соседи пожилыхлюдей.
Не могут не сказываться на детской пре­ступностиострые социально-экономиче­ские проблемы сегодняшнего дня. Дети без­работных,бездомных, обнищавших людей пополняют ряды несовершеннолетних пре­ступников.
Учителя и ученые, милиция и суды, власть, общественность —все мы озабочены этой серьезной и остройпроблемой. Детская преступностьстановится темой обсуждения насобраниях, педсоветах, в комиссиях по де­лам несовершеннолетних. Составляютсяпла­ны воспитательной работы в школах, детских колониях, спецучреждениях, вырабатывают­ся меры профилактики, создаются совмест­ные советы школы, семьи, общественности, органов правопорядка.
В этом плане большую роль играетсоциальный работник. Основная его деятельность основывается по привлечениюребят к общественной деятельности и отвлечение от уличного образа жизни,правовое воспитание Просвещение: ликвидировать правовую безграмотность.Незнание своих прав и обязанностей, потеря нравственных ценностей,поток противоречивой информации дезориен­тирует поведение подростка.Только просве­щение,уяснение границ между нельзя и мож­нопозволит подростку осознанно избрать свой путь и избежать противоправных действий.
Цель данного исследования:показать работу социального работника с детьми с противоправным поведением.
Задачинашего исследования :
— проанализировать научно-педаго­гическуюи методическую литературу по проблемам  противоправного поведения школьников,
— установить степень разработанности исследуемой проблемы ивыявить спе­цифику работу социального работникас несовершеннолетними спротивоправным поведением;
— определить и экспериментально обосноватьсоциально — педагогические условия по­вышения эффективности воспитания подростков сотклонением в поведении.
Предмет исследования –подростки с противоправным поведением.
Объект – методы работысоциального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением.
Гипотеза  нашего исследования  состоит  в   том,    что   профилактику
противоправного  поведения несовершеннолетних  целесообразно  начинать  с младшего школьного возраста, направляя  воспитательную  работу  школы,  на  формирование высоконравственныхи  этических  ценностей  у  трудновоспитуемых  учащихся.
    Методы  исследования:  изучение и  анализ  научной  и   периодической литературы по данному вопросу, проведениедиагностических  исследований  и коррекционных занятий.
Теоретическуюоснову исследования составили идеи и концепции: социально-педагогическаяпроблема становления правовой культу­ры проанализирована в работах Антонян Ю.М.,  Арсеньева  М.И., Ермакова  В.Д.,  Панкратова  В.В.,          Баженова В., Башкатов И.П. БашкатовИ.П. Беличевой  С.А.  Для выявления основных факторовправового воспитания как педагогичес­когопроцесса большое значение имеют теоретическиеположения и выводы, со­держащиеся вработах Белкина А.С., Бестужева-Лада И.В., Ветрова Н.И., ЖигареваЕ.С. Калмыковой З.
          Научнаяновизна исследования заключается в следующем:
— систематизированы и обобщены концепции отечествен­ных ученых по проблемеделинквентности школьников;
— определены и охарактеризованы задачи, содержание формирования адекватногоповедения у старшеклассников.
          Теоретическаязначимость исследования состоит в опре­делениинаучно-педагогических основ воспитательной работы с делинквентными подростками.
          Практическаязначимость исследованияхарактеризуется тем, чтоосновные научные выводы и результаты могут исполь­зоваться в школьной практикев целях воспитательной работы с делинквентными детьми.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Основыдеятельности социального работника с несовершеннолетними с противоправнымповедением
1.1.Психолого–педагогическаяхарактеристика несовершеннолетних с противоправным поведением
Преступность несовершеннолетних, будучиобусловлена  общими  причинами преступности в  нашей  стране,  имеет  свои особенности.  Они  связаны  с возрастными,  психологическими,  половыми  и иными   отличиями   личности несовершеннолетних   правонарушителей   и  механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими  совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности иправонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другимифакторами,  которые относятся   к   различным   социально-экономическим  и   нравственно-психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностьюпоказывает, что  общая  закономерность последовательного  сокращения преступности,   в   том   числе   и   среди несовершеннолетних,   реализуется  в    современных    условиях    весьма неравномерно.  Это  сказывается  на динамике  и  структуре  преступности, которая может отражать существенныеизменения темпов снижения преступности в различные периоды, временнуюстабилизацию ее  уровня  и  даже  отдельные «вспышки”  локального характера  в  некоторых  зонах  и   территориальных регионах. На указаннуютенденцию обращали внимание и другие исследователи.
Общими  объектами  воздействия  специально-криминологическогопредупреждения правонарушений несовершеннолетних  являются:  криминогенныефакторы,  отрицательно  влияющие на нравственное  формирование личностиправонарушителей;  различные  конфликтные  ситуации; внешние условия иобстоятельства, объективно  способствующие совершению преступлений   инаступлению преступного результата. Применительно  к   теме   нашегоисследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в сфере профилактики  преступлений выступает личность  учащихся правонарушителей какносителей различных общественных связей, отношений  и явлений, имеющихкриминогенную значимость. К ним,  прежде  всего,  следует отнести: детей иподростков, которые самовольно оставили учебу  в  школах, техникумах,профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не  учатся, не работают и ведут антиобщественный  образ  жизни;  трудновоспитуемых  и неуспевающих учеников,систематически нарушающих школьный режим и  правила общественного  поведения; несовершеннолетних,  условно направленных  или возвратившихся из спецшкол испецпрофтехучилищ; подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденныхсудами к мерам наказания,  не  связанным  с лишением  свободы,  а   также условно   осужденных   и   переданных   на перевоспитание общественности;осужденных учащихся,  в  отношении  которых судами применена отсрочкаисполнения приговора; безнадзорных подростков из числа  учащихся,  совершивших правонарушения  и  состоящих  на  учете   в инспекциях по деламнесовершеннолетних.
В  процессе  осуществления  профилактических   мер,   субъекты   этой деятельности адресуют конкретныетребования объектам социального контроля, используя   систему   методов   и  средств   воздействия   на    личность правонарушителя. Эффективность  их  в значительной  мере  обусловливается всесторонним знанием самого объекта профилактики,  особенности  различных групп и контингентов несовершеннолетнихправонарушителей и числа учащихся, их нравственно-психологические свойства, социальной  среды  и  ближайшего бытового окружения. Это  имеет первостепенное  значение  для  правильного определения организационных формпрофилактической  воспитательной работы.
Как известно, преступление являетсяследствием сложного взаимодействия личности со средой. Российские криминологи справедливо  акцентируют  своё внимание на решающей роли социальной среды вформировании  противоправного и преступного поведения. При этом, характерпричинно — следственных связей определяется  многозначной  причинностью,  состоящей в диалектическом взаимодействии многих факторов (обстоятельств), которые   обусловили преступление, способствовали, сопутствовали, облегчалиили  препятствовали его  наступлению.  Находясь  в  различных  формах взаимосвязи,  указанные факторы, по характеру воздействия, направленности изначимости  играют  не одинаковую роль. Применительно к теме исследования,важно отметить, что по мере удаления от ближайших причин, детерминирующихпреступное деяние, сила причинной  связи  последовательно  ослабевает   и  при   наличии   многих промежуточных  звеньев  может  практически  не  оказывать  криминогенного воздействия. Это свойство лежит в основе выбора  оптимального решения  по вычленению из множества причин и условий совершения учащимисяпреступлений наиболее существенных и значимых, имеющих чётко выраженную направленность и выступающих объектом  профилактического  воздействия.
Результаты  проведенных конкретно-социологических  исследований  дают основание утверждать, чтопреступные проявления среди учащихся в настоящее время связаны  с неблагоприятными  условиями  нравственного  формирования личности  несовершеннолетних   правонарушителей,   выступающих   основной причиной возникновения  антиобщественных  взглядов;  с   недостатками   в нравственноми  трудовом  воспитании  учащихся  и  плохой  организации  их досуга; ошибками и упущениями  в  деятельности  государственных  органов,
учебных  коллективов  и  общественных организаций  в  борьбе  с детской безнадзорностью и правонарушениями.
Весьма  четко  прослеживается   вгенезисе  преступного   поведения отрицательная значимость таких  признаков,характеризующих  личность,  как низкий культурный и образовательный уровеньучащихся — правонарушителей.
Результаты исследований указывают нанекоторое повышение за последние годы общего  образовательного  уровня  у подростков-правонарушителей,   что обусловливается введением в нашей страневсеобщего среднего образования. В то же время,  по-прежнему   отмечается  устойчивое   отставание  в образовательном и культурном уровне правонарушителейот своих сверстников.
Несоответствие образовательного икультурного уровней возрасту  учащегося, что обычно связано  с   нежеланием  учиться,  обусловливает  неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся.  Положение  усугубляется еще и тем, что  несовершеннолетние правонарушители  обычно  с  недоверием воспринимают   информацию  воспитательного   характера, исходящую    от официальных лиц и коллективов, нередко  трактуют  ее  ошибочно,  стремясь найти в ней лишь то, что в какой-томере может оправдать  их  поведение  и укрепить  статус  в  неформальныхгруппах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такиеучащиеся ищут занятия вне школы, в кругу  случайных  уличных  знакомых  и сравнительно  легко  попадают  под пагубное влияние антиобщественных элементов.»Вредное влияние  микросреды, — пишет болгарский  психолог  В.Момов,  — часто  оказывается  сильнее  по сравнению с более далеким и опосредованнымвлиянием макросреды. Именно это — одно из  слабейших  мест  социализации человека  на  современном  этапе развития общества. (4,59) Следует согласиться с  Л.М.  Зюбиным,  который полагает, что в силу особенностей общения иориентации трудновоспитуемых подростков  личные  связи  и  неформальные группынеобходимо устранить, пресечь или  нейтрализовать  источники  вредного  влияния   и   факторы, способствующие неблагоприятному формированию личностиучащегося. (2,  35)
Поскольку среди учеников, совершившихпреступления и иные  правонарушения, подавляющее  большинство  составляют трудновоспитуемые   и   неуспевающие подростки, педагогическим коллективам иобщественным организациям  учебных заведений следует больше внимания уделятьэтому контингенту учащихся.
С  такими    подростками   необходимо    систематически    проводить целенаправленную индивидуально-профилактическуюработу,  привлекать  их  к общественной жизни учебных коллективов, спортивнойи  другой  внеклассовой работе», укреплять связь с родителями  и общественными  организациями  по месту проживания учащихся и проведения имидосуга.
Следует  одобрить  организацию правовой   воспитательной   работы   с учащимися во многих общеобразовательныхшколах, где  учебный  материал  по основам  государства  и  права  эффективно дополняется   целенаправленной внеклассной работой с различными  контингентами учащихся,  поддерживаются систематические   связи   с   работниками  правоохранительных    органов.
Положительно зарекомендовала себяпрактика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения  индивидуальной  систематической профилактической  работы  с  трудновоспитуемыми   учащимися   из    числа правонарушителей. (5, 56-58)
По справедливому мнению многих педагогови психологов,  дети  в  семье выступают не только в качестве объекта, но исубъекта  воспитания. 
Для усиления  эффективности специальных  мер    предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо,прежде  всего,  улучшить  работу комиссий по делам  несовершеннолетних, органов  опеки  и  попечительства, общественных пунктов охраны порядка идругих, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяяестественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождениисо сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же времяосуществляют неофициальный  контроль  за поведением своих членов и в определенной  степени  влияют  на  выбор  ими социальных ролей, ценностныхориентации и в  целом  на  процесс  адаптации личности.
Возрастание роли малых неформальныхгрупп многие исследователи объясняют изменением способов общения, экстенсивнымхарактером  личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного  быта  и  широко распространенных в различных   группах  населения,   особенно   среди несовершеннолетних  и  молодежи.  (5,  85-86)Изложенное, однако, не противоречит  положениям  криминологии о  разлагающемвлиянии  малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей, особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. (3, 290)Важно при  этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почвенеформальных связей и отношений, в условиях  нашего  общества  не  являются какой-либо социальной  общностью,  входящей  в  другие  структурные  или  социальные образования. Преступная деятельность членов  таких  групп  приводит их  к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою  очередь  облегчает  действия  по  их   обнаружению,   разобщению   иликвидации.
Другие точки зрения высказывались еще в70-е годы Букиным В.Р., который например, указывает, что неформальные малыегруппы в современных  условиях становятся   организующими   и   регулирующими  факторами    общественных психологических процессов. (5, 10)  По  мнению известного  американского социолога Теодора Миллза, изучение и  познаниесоциальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источникпутей умозаключений  о социальных  системах  вообще». (3, 82). С такойтрактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, посколькумалые, группы  в данном случае рассматриваются изолированно,  в  отрыве  от микроструктуры общества,  что  приводит  к  субъективному  неоправданно преувеличенному значению  психологических  факторов  межличностного  общения. Не  следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норми не определяют характер общественных отношений.
    Изучение структуры групп и характеравнутригрупповых  связей  показало что подавляющее большинство их возникло напочве стремления  подростков  и юношей ко взаимному  общению  по  месту проживания  в  целях  совместного проведения  досуга,  особенно  в  вечернее время.  Состав  этих  групп  и социальные связи между участниками вначале  не отличались  устойчивостью: подростки  без  определенных  занятий  группировались   со   школьниками, учениками  профтехучилищ  с   молодыми  рабочими   для   развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем подвлиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себяроль лидеров и отличавшихся  более устойчивой антиобщественной направленностью,указанные  смешанные  группы, не объединенные общностью школьных,производственных или  иных  интересов, меняли свою направленность ипревращались в преступные сообщества.
1.2.Профилактикаотклоняющего поведения несовершеннолетних
В последние годы наблюдается рост иужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозойздоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественностине дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?
Как решать те проблемы, которыестоят пе­ред нашей страной, нашим городом или посел­ком,перед каждым из нас?
Так нельзя следоватьправилам, которых не знаешь. Прежде чем спросить с подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от не­простойработы — учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в не­делюотвели курсу «Граждановедение», рек­ламные ролики и боевики неоставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало неко­му объяснять разницу между «нельзя» и «можно», «хорошо» и«плохо». Однако что­бы житьв согласии с общественной моралью и несовершать противоправных действий, подросткунеобходимо знать различия между моралью и правом, преступлением иправона­рушением, знать, за что посмотрят сосужде­нием, за что оштрафуют, за что посадят за ре­шетку. Толькопроцесс просвещения, объеди­няющий учителей иродителей, врачей и журналистов,суды, милицию, всех нас, вы­ходящий зарамки урока в студии, дворы, детскиесады, сможет стать необходимьм ус­ловием,снабдить подростков достаточным знаниемдля соблюдения правил, норм и за­коновнашего общества.
Поэтому на социальногоработника ложится ответственность в работе с детьми с противоправнымповедением. Самое главное в его работе: не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности.
Накормить, одеть, обеспечить защиту жиз­ни издоровья, создать условия для развития творческих способностей,обеспечить социаль­ные гарантии семье — вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых коло­ний, расширении штатов инспекций по деламнесовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактическихмер. Жесто­кость всегда вызывает жестокость.Суровое наказание за небольшуюпровинность вызыва­ет следующеесерьезное правонарушение, за­темпреступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.
Так знакомство с нормамиморали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышаетумственный уро­вень подростка, что является одним из усло­вийформирования культуры человека.
Просвещение развиваетдуховность, стремле­ние к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей всебольше под­ростков, не обладающих этимикачествами.
Просвещение расширяет кругозор расту­щегочеловека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающимилюдьми. Это позво­ляет более серьезно воспринимать окружаю­щиймир, критически относиться к поведе­нию людей, оцениватьдействия политиков. Именно просвещение поможет сформировать культурный уровень, который позволит под­ростку жить в соответствии с нормами пове­дения, законами моралии права, — приняты­ми в обществе.
Ведь обладая знаниями, мы стремимсяими поделиться, они выручают нас вповседневной жизни и экстре­мальныхситуациях. Подросток, знающий своиправа и обязанности, становится очень ценнымнеформальным источником информа­циидля своих ровесников. Он объяснит, что будетза разбитое стекло до того как его раз­били,что ждет за катание на чужом мотоцикле ещедо его угона. Просвещенный подросток может предотвратить преступление,что явля­ется самой большой ценностью вобсуждаемой проблеме. Информация,полученная от свер­стника, болееавторитетна и доступна. Не надо организовыватьспециальные лекции, устраи­ватьсобрания и встречи. Обмен сведениями идетв ежедневном общении, в классе, на улице.Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинахпо праву, подростки набирают знания,оценивают и сравнивают их, становят­ся более информированными и темсамым бо­лее интересными и полезными дляокружаю­щих подростков.
Далее:  деятельность: обеспечитьзанятость под­ростков. Обилие свободного времени, закры­тыеклубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подрост­ков на поиски иных путей общения, в подва­лыи подворотни. Только обеспечение наибо­лееполной занятости подростка, кружки, учебаи труд не оставят времени и сил нару­шатьзакон.
/. Возможность самореализации. Необ­ходимо обеспечить работу кружков, секций, клубовразличных направлений, где ребенок сможетреализовать свои желания, потребно­сти, энергию. В сегодняшнихэкономических условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Од­нако уже не первый год Брянский центр тех­ническоготворчества, например, не получает из бюджета ничего на развитие материальной базы. В таком же положении другие учреж­дения. Обстоятельства вынуждают откры­вать платные кружки и секции, которые да­леко не всем по карману. Скупой платит два­жды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вклады­ваем средства в перевоспитание. На содержа­ние одного воспитанника в Брянской ВТК в суткиидет около 40 рублей, а их 350. Сколь­кокружков можно открыть на эти деньги?
Подростку некуда пойти, негде применить силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски «приключений». Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предо­храняютподростка от опасной черты.
Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценкаокружающих. В спортив­ных секциях, кружках иклубах, где не ста­вят отметок, где ребенокзанят тем, что ему интересно, ондобивается видимых результа­тов, чего с ним не происходит в классе. Под­ росток понимает, что он тоже хороший, его взяли на соревнования, на выставку, кон­церт, он заслужил похвалу и от этого хочет сделатьеще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карман­ных денег. Назрела необходимость создавать временные рабочие места для несовершенно­летних. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессио­нальную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Расширяя сеть кружков и секций, гарантируя льготы для тех, кто дает
подростку возможность работать, мы убере­гаем его от криминальной среды.
 Одиноче­ство подростка —настоящий бич сегодняшнего дня. Начинаетсяоно в семье. Для некоторых одиночествопродолжается и в классе. Вобъединении, клубе, секции, где сближаетинтерес, подросток чувствует себя равнымсреди равных.
Так, например, Брянский центрдетского туризма часто берет в поход ребят, стоящих на учете в ин­спекциипо делам несовершеннолетних. Практически все участники прошлогодних походовсейчас ведут себя нормально, учат­ся, многие сняты с учета. В Бежицком районе Брянска прошлым летом организован отряд для работы по благоустройству города из «трудных» ребят. Они хорошо поработали,а центр занятости еще и выдал имнебольшую зарплату. В этом году онивновь захотели быть в таком отряде.Подросток ищет обще­ния, друзей,совместных дел. Задача социального педагога — помочь ему в этом.

1.3. Нормативно – правовая база  ворганизации социальной работы
с детьми правонарушителями — в России
Совершенно очевидно, что социальная работа сдетьми — правонарушителями на уровне отношений специалист — ребенок, является частью социальной работы наобщегосударствен­ном, региональном иместном уровнях. И та, и другая тре­буют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимопод­черкнуть, что в настоящий момент общегосударственная технологияработы с в России дей­ствительно существует. Она представлена втекстах важ­нейших российских законов «Об основах социального об­служиваниянаселения», «Об основах системы профилак­тики безнадзорности иправонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», атак­же в государственных и региональных программах профи­лактики безнадзорности иправонарушений среди несо­вершеннолетних,утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов,регламентирующих вопросы помощи и поддержкиотдельных категорий детей, нуждающихсяв особой помощи со стороны государства и общества.
Как и всякая технология (определенным образомспла­нированная последовательность действий), общегосудар­ственнаятехнология работы с детьми группы риска гаран/>тированноприводит ее разработчика к получению ожида­емого результата.
В качестве цели социальной работы государствои зако­нодатель рассматривают формирование общегосударствен­нойсистемы защиты прав и интересов несовершеннолет­них, предупреждениеформ противоправного их поведения.
Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профи­лактики…» определяет в качестве основных задачи прин­ципов деятельности попрофилактике безнадзорности пра­вонарушенийнесовершеннолетних следующие:
–  предупреждениебезнадзорности, беспризорности, правонарушений иантиобщественных действий несовершеннолетних, выявление иустранение причин и условий, способствующих этому;
–  обеспечениезащиты прав и законных интересов несо­вершеннолетних;
-социально-педагогическая реабилитациянесовершен­нолетних, находящихся в социально опасном положении;
— выявление и пресечениеслучаев вовлечения несовер­шеннолетнихв совершение преступлений и антиобщественныхдействий.
При этом в законе уточнены принципыорганизации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесениисоциально-педагогических и управленческих подходов в решении проблембезнадзорности и правонару­шений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2Федерального Закона «Об основах системы профилак­тики…» к ним отнесены:
— законность;
— демократизм;
–  гуманноеобращение с несовершеннолетними;
–  поддержкасемьи и взаимодействие с ней;
–  индивидуальныйподход к исправлению несовершен­
нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной
информации;
–  государственнаяподдержка деятельности органов местного самоуправления иобщественных объединений по профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних;
–  обеспечениеответственности должностных лиц и граждан
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ закона позволяет заключить, чтообщегосудар­ственный подход не только не противоречит ключевым ка­тегориями понятиям современной социально-педагогичес­кой науки исоциальной работы как области знания и сфе­ры практики, но и совпадаетс ними. В частности, направ­ления профилактики, выделенныезаконодателем, очень точно описывают содержание ведущей категориисоциаль­нойпедагогики — социальное воспитание.
Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«….педаго­гически ориентированная и целесообразная системапомо­щи в образовании и воспитаниидетей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7,с. 182].
Таким образом, мы можем говорить о том, что кнастоя­щему моменту в российском законодательстве подготовле­ныпредпосылки для появления системной общегосудар­ственной технологиисоциальной работы с детьми группы риска. Полно и всоответствии с научными требованиями разработан целевой компонентгосударственного подхода в профилактической работе с детьми группыриска.
В анализируемых документах объектомприменения об­щегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети,граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную си­туацию всоответствии с Федеральными законами «Об осно­вах социальногообслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации». В соот­ветствии с Законом «Об основах системыпрофилактики без­надзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетнийили семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки труд­нойжизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законовпрактически совпадают. При этом совпадают эти признаки и вреальной жизни.
Необходимо принять во внимание и тот факт,что ука­занные выше три важнейших закона по сути оформляют контурсовременного российского социального законода­тельства,регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организациисоциальной работы с населением, в том числе и с детьми.
Несомненно, позитивным является определеннаяпоня­тийная общность этих законов. Трудная жизненная или социальноопасная ситуация рассматривается в этом слу­чае как единое основаниедля организации специальных действий со стороны органовгосударственной и местной власти в отношении детей.
Трудной жизненной ситуацией считаетсятакая, которая объективно нарушает жизнедеятельностьгражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклоннымвозрастом, болезнью; сиротство; безнадзор­ность; малообеспеченность;безработица; отсутствие опре­деленного места жительства; конфликты и жестокоеобра­щение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолетьсамостоятельно.
При этом детьми, находящимися в труднойжизненной ситуации, считаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попеченияродителей; дети-инвалиды; дети, имеющие не­достатки в психическом и/илифизическом развитии; дети -жертвы вооруженных и межнациональныхконфлик­тов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;дети из семей беженцев и вынужденных пересе­ленцев; дети, оказавшиеся вэкстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальныхучебно-воспитательных уч­реждениях;дети, проживающие в малоимущих семьях; детис отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результатесложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные об­стоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Именно по отношению к трудности ситуациикаждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органыи учреждения, в том числе и образования, должны пред­принимать необходимыедействия, восстанавливающие права ребенка иситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных законарас­сматривают фактически по единому основанию различно­го объекта — потенциального клиента.
Закон «Об основах социального обслуживаниянаселе­ния» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несо­вершеннолетних,по отношению к которым может быть применен специфическийпрофессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защитынаселе­нияРоссии — социальные услуги.
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка вРФ» опи­сываетв основном положение несовершеннолетнего — уче­ника или учащегося какого бы то ни было образовательно­го учреждения, инструментом помощи которомувыступа­ют собственнообразовательные услуги и программы уч­реждения,системы образования в целом.
Закон «Об основах системы профилактики…»,наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительнок его образовательному или социальному статусу, но провозглашаетзащиту его прав в контексте за­дач профилактической работы. Именнопоэтому законода­телем вычленены в Федеральном законе «Обосновах сис­темыпрофилактики…»специфические признаки групп де­тей — объектов профилактическойработы, а именно:
–  безнадзорный- несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствуетвследствие неисполнения илиненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и /илисодержанию со стороны родителей илизаконных представителей либо должностных лиц;
–  беспризорный- безнадзорный, не имеющийместа жиельства и/или места пребывания;
–   несовершеннолетний,находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до 18лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизниили здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспита­нию или содержанию, либо совершает правонарушениеили антиобщественные действия;
— семьей, находящейся в социально опасном положении, считается такая семья, где дети находятся всоциально опасном положении, а также,где родители или законные представителинесовершеннолетних не исполняют своих обязанностейпо их воспитанию, обучению и/или содержа­нию и/или отрицательно влияют на ихповедение либо же­стоко обращаются сними.
Принципиально с точки зрения закона выделениеи бо­лее частных параметров возможного объекта профилакти­ческой работы. Всоответствии со ст. 5 Закона «Об основах системыпрофилактики…», к лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, отнесены следующие несовершеннолетние:
1)безнадзорные или беспризорные;
2)занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)содержащиеся в социально-реабилитационныхцентрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям,оставшимся без попечения родителей, специальныхучебно-воспитательных и других учреждения­х для несовершеннолетних,нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;
4)употребляющие наркотические средства илипсихотропные вещества без назначения врача либо употребляющиеодурманивающие вещества;
5)совершившие правонарушение, повлекшее применениемеры административного взыскания;
6)совершившие правонарушение до достижениявозраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденныеот уголовной ответственности вслед­ствие акта об амнистии илив связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано,что исправление несовершеннолетнего может быть достигнутопутем при­менения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) неподлежащие уголовной ответственности в связи с недостижениемвозраста, с которого наступает уголовная ответственность, иливследствие отставания в психичес­ком развитии, не связанногос психическим расстройством;
9) обвиняемыеили подозреваемые в совершении пре­ступлений, в отношениикоторых избраны меры пресече­ния, не связанные с заключением подстражу;
10)условно-досрочно освобожденные от отбыванияна­казания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистииили в связи с помилованием;
11)получившие отсрочку отбывания наказания илиот­срочку исполнения приговора;
12)освобожденные из учреждений уголовно-исполни­тельной системы,вернувшиеся из специальных учебно-  воспитательныхучреждений закрытого типа, если они в периодпребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и/или после освобождения (выпуска) находятся всоциально опасном положении и/или нуждаются в социальной по­мощи и/или реабилитации;
13)осужденные за совершение преступлениянебольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания сприменением принудительных мер воспитательного воздействия;
14)осужденные условно, осужденные к обязательнымработам, исправительным работам или иным мерам наказания,не связанным с лишением свободы.
При этом профилактика безнадзорности иправонару­шений несовершеннолетних рассматривается как система социальных,правовых, педагогических и иных мер, на­правленных на выявление иустранение причин и условий, способствующих безнадзорности,беспризорности, право­нарушениям и антиобщественным действиямнесовершен­нолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуаль­нойпрофилактической работой с ними и их семьями, на­ходящимися всоциально опасном положении.
Важнейшим, до сих пор неадекватно оцененнымново­введением, является представленная в законе индивиду­альнаяпрофилактическая работа, заявленная как ведущий инструмент игосударственная технология работы с деть­ми группы риска.
Индивидуальная профилактическая работа — деятель­ность по своевременному выявлениюнесовершеннолетних и семей,находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и/или предупреждению совершения ими правонарушенийи антиобщественных действий.
Введение института индивидуальнойпрофилактичес­койработы — явление весьма актуальное и своевременное. Превентивные меры однозначно защищают приоритет индивидуального подхода в решении проблем детейкак компонент общегосударственнойтехнологии.
Впервые в российской практике взаимодействияс деть­ми группы риска предусмотрена и определена мера ответ­ственностилиц за нераспространение конфиденциальной информации о ребенке. Закономдекларируется невмеша­тельство в жизнь семьи, уточнены условиявмешательства государства в процесс воспитания ребенка.
Впервые за многие годы профилактическойработы при­оритетынаказания и ответственного воздействия на ре­бенка,несовершеннолетнего, совершившего противо­правные действия, уступили место социально-педагоги­ческой работе повыявлению и предупреждению причин идействий со стороны несовершеннолетнего, которые могли бы квалифицироваться как противоправные, анти­общественные.
Законодателем предусмотрены условияразвертывания индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего.Только решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав может явиться пол­ноправным основанием для организациииндивидуальной профилактической работы в отношении любогоребенка или семьи, оказавшихся в трудной или социально опасной ситуации.
Таким образом, введение институтаиндивидуальной про­филактической работы решает как минимум двезадачи:
–  организацияадресной работы с детьми, которые дей­ствительно должны бытьподвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти иправоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,
–  защита несовершеннолетнихи их семей от нерегламентированного, необоснованногои неквалифицированного вмешательствав жизнь под различными предлогами.
•   Все вышеприведенные размышления дают однознач­ныйответ на вопрос об объекте общегосударственной тех­нологииработы с детьми группы риска.
Выделенные особенности и противоречияхарактеризу­ют особенности выбора объекта общегосударственного под­ходав профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать выводо том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваютсягосудар­ством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опытреализации социального законодательства, практика показала, что ве­домственнаяразобщенность в решении этих проблем иг­рает крайне негативную роль.
В современной психолого-педагогической исоциальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимос­тиоформления целостной социальной политики в отноше­ниинесовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции игосударственной политики детства.
Перед специалистом в сфере профилактики исоциаль­ной работы с детьми возникла задача профессионального освоенияне только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, нои основ государствен­ного подхода в решении проблемнесовершеннолетних, по­иск таких форм работы, которые обеспечивали быуспеш­ность социального развития ребенка.
Определенная противоречивостьобщегосударственно­го подхода в выборе объекта профилактики и социальной работыможет быть преодолена путем согласования пози­ций и организациивзаимодействия всех специалистов, занимающихся социальнымвоспитанием ребенка.
Это аксиома социального взаимодействия.
Коль скоро социальное законодательство поцелям совпада­етеведущей категорией социальной педагогики — социальным воспитанием, необходимо проанализировать, насколько пере­чень субъектовсоциального воспитания совпадает с перечнем субъектов системы профилактики безнадзорности и правона­рушений, представленным в законодательстве.
В соответствии с текстом Закона «Об основахсистемы профилактики…» к субъектам системы отнесены:
–  Комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их
прав, образуемые в порядке, установленном законодатель­ствомРоссийской Федерации и законодательством субъек­тов РоссийскойФедерации;
–  органыуправления социальной защитой населения;
–  органыуправления образованием;
–  органыопеки и попечительства;
–  органыпо делам молодежи;
–  органыуправления здравоохранением;
–  органыслужбы занятости;
–  органывнутренних дел.
В тексте закона предусмотрительно разведеныфункции и полномочия органов управления и учреждений, служб на­званныхвыше профильных государственных и местных органов власти. Такимобразом, с одной стороны, с точки зрения государственногоуправления в число субъектов си­стемы включены всеуправленческие органы, реализующие те или иные функции поработе с детьми и несовершенно­летними. С другой стороны, в составесубъектов не просмат­риваются семья и организации, представляющиеее инте­ресы в обществе, кроме органов опеки и попечительства, не указанавозможность участия в системе профилактики общественных объединений иорганизаций граждан, реа­лизующих целевые программы работы с детьми,в том чис­ле с детьми, имеющими трудности в поведении и развитии.
Впервые за многие годы в российскомзаконодательстве появились нормы и процедуры, согласовываемыес ведущи­ми законами педагогической деятельности, предусматри­вающиефункции и задачи социально-педагогической реа­билитации несовершеннолетних в качествеприоритета профилактической работы.
В то же время законодательство ярко отражаеткартину динамики общественных и научных взглядов на проблемыдетского неблагополучия и правонарушений в российском обществе:
–  содной стороны, сам по себе государственный подход претендуетна целостность разрешения проблем детей и защиты их прав;
–  сдругой стороны, законодатель так и не определил, в
какой сфере социальной практики должна профессиональ­но осуществлятьсякомплексная работа с детьми, нуждаю­щимися в помощи и поддержкесо стороны государства.
Какое из направлений государственной социальной поли­тики может реализоватьдекларированные в законах прио­ритеты защиты прав несовершеннолетних?
Вновь, как это неоднократно было вроссийской истории, идеи социальной работы захватывают умы исердца людей, готовых заниматься ею добросовестно и профессионально.
В то же время официального признаниясоциальной ра­боты в качестве самостоятельного направления и инстру­ментасоциальной политики государства до настоящего времени непроизошло. Органы и учреждения, специалис­ты, призванные законодателемосуществлять ежедневную социальную работу с детьми, выполняют свои обязаннос­тив пределах профилактической работы, объективно за­щищаютправа несовершеннолетних, но ограничены в ре­шении этих задачмасштабом и объемом профилактики.
В то же время только в рамках профессиональнооргани­зованной социальной работы можномаксимально эффек­тивно провести адресную диагностику проблем клиента -ребенка — ипредложить необходимый в каждом конкрет­номслучае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной ситуации.
По целям система профилактики игосударственный подход в разрешении проблем детей ориентированы на достижение этого результата. Но списки субъектовсис­темы (читай: список носителейпрофессиональных инст­рументов решения детских проблем) и носителей техно­логии открытой социальной работы с ребенком крайненевелики.
При этом управленцам хорошо известно, чтоименно но­сители профессиональных технологий определяют содер­жаниеидеологии, воспроизводимой в результате их дея­тельности. Вспроектированном государственном подходе существует определенная,заложенная самим законодате­лем, опасность. Система можетвоспроизводить в качестве результата не столько статистикупозитивных изменений в жизни детей, оказавшихся в трудных илисоциально опас­ных ситуациях, сколько набор и перечень действий,мер, проводимых субъектами системы профилактики примени­тельноне к конкретному ребенку, а по отношению к детям вообще.
При этом законодатель по сути противопоставилвыст­роенную систему профилактики и Комиссию по делам не­совершеннолетнихв этой системе. Комиссия, с одной сто­роны, призвана защищатьправа несовершеннолетних, а с другой — выполнять специфическую профессиональную функцию — социальную работу. Таким образом, по замыслу создателейгосударственной технологии профилактики, именно Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выполнить роль координатора, «конкретизатора»,органи­затора и контролераэффективного сопровождения ребенка.

Глава2. Технология социальной работы с несовершеннолетними с противоправнымповедением
2.1. Методыработы социального работника с несовершеннолетними  с противоправным поведением
Наилучшими методами решения этой проблемыостаются до сих пор методы, раз­работанныеи успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности.В последние десятилетия в нашей странешироко развернулись психолого-педагоги­ческиеисследования по этой проблеме. Наибольшую изве­стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва­ет четыре группы несовершеннолетнихправонарушителей.
Представители первой группы характеризуютсяна­личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественныхвзглядов и представлений. Они эгои­стичны, озлоблены,агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любяттрудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужнововлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису­щееим упорство в достижении поставленной цели, стрем­лениек первенству, частично осознанное чувство их со­циальнойнеполноценности.
Ко второй группе относятся подростки сдеформиро­ванными потребностями, подражающие представителям первойгруппы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых.Коррекционная работа заключает­ся в изменении обстановки и привычныхформ поведе­ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости­жений,вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.
У подростков третьей группыналичествуют как дефор­мированные, так и позитивные потребности ивзгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго­изми слабоволие обрекают их на асоциальныепоступ­ки. Полезнойдля них в воспитательном отношении яв­ляется ритмичная инапряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможностьпроявить себя и самоут­вердиться.
К четвертой группе можно отнести неверящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильнымитова­рищамиподростков. Представители этой группы — слу­чайныеправонарушители. Они слабовольны и неустойчи­вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудитьинтерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их квключе­нию в полезную трудовуюдеятельность. Им необходима постояннаяработа в коллективе, систематический конт­роль и оценка их деятельности, личнаяответственность, активное участие всоревновании.
Рассмотрим способы социально — педагогической коррекции агрес­сивногоповедения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувству подобных правонарушителей. В целяхисправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой­чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти­ва учащихся. Наоборот, при перевоспитанииправонару­шителей требуется выдержка,умение терпеливо и на­стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове­дения, переубеждать и открывать для молодежидостой­ные и увлекательные жизненныеперспективы.
Агрессивность может проявляться у школьников среднихклассов в стычках между отдельными группа­ми. Спор между проживающимипо соседству подрост­ковыми группами обычно идет из-затерриториальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров,танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать.Для пре­дотвращения подобных действий рекомендуется органи­зациясовместных массо­вых мероприятий, объединяющих подростков изсосед­них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этогомероприятия должны принять самое активное уча­стие лидеры этихдворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи,необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманностьих действий по отноше­нию к пострадавшему и сформировав правильноесодер­жание понятия «честность» как важной личной и граж­данственнойчерты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные мерыпо ликвида­ции педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя врискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) непозволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра­вильнойформой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей повскрытию проти­воправности таких действий.Требуется также, чтобы под­росток понимал не только свои интересы, но ивстал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезнойдеятельности, в которой он получил бывозможность удов­летворить указанныевыше потребности.
2.2.Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагогас несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопскойвоспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопскойвоспита­тельнойколонии приспосабливаются 33 под­ростка изСеверной Осетии, Карачаево-Черкесиии,Адыгеи, Ставропольского края.Директор общеобразовательной школыМВК УФСИН России по РА ИринаАлексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.
Здесь находятся такиекак  Сергей, который  убегал из дома, воровал, ню­хал клеи, в 9 летприбился к бомжам и устро­ился вместе с нимижить на кладбище. Отыс­кал себеперину, соорудил шалаш.
Другой пример «теплыхотношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас­таютеще двое — четырех и двух лет. Мать найтиработу не может, семья в прямом смыс­ле слова голодает. И просит убитая горемро­дительница единственногокормильца за ре­шеткой: какосвободишься, придумай что-ни­будь, но деньги достань. Где он будет доста­вать, и так понятно.
В общем, тех, кто попадаетв колонию, труд­но назвать обычными детьми. Некоторые из нихв силу своего «подзаборного» существо­вания не знают элементарныхвещей, не обучены грамоте. А в умственном и фи­зическомразвитии лет на пять отстают от сво­их благополучныхсверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то при­шел в восторг от того, какая это удобная вещь —подушка, дивился белому постельному бе­лью, банным дням 2 раза в неделю, кто-топер­вый раз в жизни наелся досыта. Такиевот со­циальные маугли, живущие по законам чело­веческих джунглей. Неудивительно, что все ра­ботники Майкопской колонии в голос призна­ются: работа с подростками самая трудная, по­скольку в силу переходного возраста и неус­тойчивой психики они взрывоопасны.
 Проголодавшийся Сер­гей16-ти лет с особой жестокостью убил ба­бушку и забрал на пропитание 73 рубля. Та­кая теория социальной справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них вполне приемлемы. 17-летний Олег совершен­ное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нор­мальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.
В них сидит  не простонакопивше­еся отчаяние, горечь непонимания, тоска от не­нужности,но и нездоровый эгоцентризм, кото­рый не прошибут никакие гуманистические ак­сиомы.О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая,понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персо­налаВК, как не раз подчеркивали сами работ­ники колонии, это нетюремное наказание, а
реабилитация ребенка после того дна, накотором он пребывал, обучение новым правилам человеческогообщежития. Получается пара­докс — учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспи­татели стремятся выполнить эту сверхзадачу.
Попытки наставить малолетнихпреступни­ков на путь истинный часто оцениваются об­ществом одной фразой —«горбатого могила исправит».
Но работники колонии в этоне верят. Они стараются помочь подросткам.
Помогают им предста­вителиДуховного управления мусульман РА: нодарского края,Майкопской и Ады­гейской епархии Русской православной церк­ви,которая входит в состав попечительского совета. Еженедельныедуховные беседы с от­цом Георгием у многих ребят вызывают не­поддельныйинтерес.
Большинство их них в прошлойжизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назватьспецифическим: уко­лоться, надышаться,напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие «свободное время». Для воспитанников организуется  спортивные секции, кружки по инте­ресам.
Ребята  теперь учатся в школе и осваива­ют в ПТУ 2-3 «хлебные»профессии, по плану воскресного дня судовольствием играют в бас­кетбол ифутбол, сражаются в шахматы. Тра­диционным для МВК стало участие во все­российскихспортивных соревнованиях «Звез­ды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Феде­рального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом уда­етсязапомнить слова и мотив детской песен­ки «Влесу родилась елочка» и выучить четве­ростишье,да и загадки даются с трудом, зато сколькоудовольствия приносит президентский сладкийподарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместите­лем начальника МВК по воспитательной ра­боте.Здесь царят особая радость и несколь­коиное понятие Нового года (сколько еще «мотать»осталось?).
За 6 месяцев до ос­вобождения отправляется запросы в службу за­нятости по месту жительства. Оттуда получа­ют справку-обязательство о том, что подрос­ток включен в список соискателей, но и толь­ко.
У воспитателей колонии естьпрограмма, по которой они с работют с несовершеннолетними.Она дает возможностьвоспитателю не делить детей на «плохих» и «хороших», укаждого из них имеются «хорошие» и «плохие» стороны. Удетей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между«хорошими» и «плохими» сторонами: преобладают плохие. Но укаждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающегоребенку помощь, — увеличить количество хороших и уменьшить количество плохихсторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются ив чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую картуразвития качеств подростка данного возраста. Диагностическая картаразрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализавыделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можемпомочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Всеспециалисты — воспитатель, психолог, социальный педагог — выделяют для себя тенаправления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительнуюсторону.
Поведение подростка, недавноприбывшего, например,  отличается от его же поведения несколько месяцев спустя,что требует разделения на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. Вконце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет, он тоже будет вести себясовсем по-другому. В разное время к нему будут предъявляться различныетребования: у подростка будут другие обязанности, поэтому им надо будетпо-другому руководить и по-другому поддерживать его.
Они даю возможность уделить вниманиеименно тем навыкам, которые необходимо развить в подростке.
 Подросток поступает в учреждение,при этом происходит знакомство в форме беседы. Ему доступно, в зависимости отего возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. На первом этапеочень важно построить отношения доверия между воспитанником и воспитателем ирабочие отношения. Он должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Вниманиевоспитателя группы обращено в основном на обучение навыкам, необходимым дляповседневной жизни, с тем чтобы воспитанник  с каждым днем чувствовал себяболее уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными делами. Дляэтого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы ипривить ему некоторые навыки: убирать за собой, аккуратно есть, соблюдатьочередность, мыться, дружелюбно относиться к товарищам, считаться с ними,разрешать конфликты, играть в игры и т. д.Воспитатель поощряет адекватноеповедение воспитанника, хваля его, уделяя ему положительное внимание.
На втором этапе проводятвоспитанниками  (ответственный — психолог) специальный курс поведенческойтерапии (работа по социализации и развитию, коррекция поведения), например:научить обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т. п. ); подготовкадетей к встрече с родителями/родственниками, друзьями  (важно, чтобывоспитатели групп с самого начала могли принять тот факт, что их по-прежнемулюбят, какими бы плохими они не были).
По ходу работы у социального педагога колониивыработалась своя программа 
 

Примерная программа по профилактики правонарушений
 
Таблица 1
      Цель этапа
Основные направления в работе
Методы работы
1 этап
Цель:
 Изучение причин, способствующих совершению правонарушений. Составление социально — психологического  портрета учащегося,
 
Первичная диагностика
Определить  «зоны» неблагополучия;
Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную сферу
 
Методы изучения личности
(анализ документов, беседа, опрос).
2 этап
Цель:
Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной мотивации и качеств личности подростка.
1. Развитие положительных взаимоотношений с подростком (личных и деловых);
2. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка;
3. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности;
 
Методы коррекции
 метод поощрения, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация и др.
3 этап
Цель:
Формирование законопослушного поведения подростка
4.Формирование доверительных отношений с подростком;
5.Достижение устойчивых позитивных результатов в учебе и других видах деятельности;
 
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков Индивидуальная педагогическая поддержка.
 

Заключение
Итак,в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия сподростка­ми, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытомсоциуме (подросток совершил мелкие правонаруше­ния или осужден условно), и вспециальных учебно-воспита­тельных заведениях, то в воспитательных колониях, воснов­ном, реализуются реабилитационные программы помощи несо­вершеннолетнийосужденным.
   Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних, процесс воспитания вколониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колонийпрежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы сосужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия,значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер.Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательнуюработу, вклю­чающую в себя общеобразовательное и профессиональное обу­чение.Здесьмы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на«воспитательная коло­ния» подчеркивает при всей важности трудовой деятельностиприоритетность именно воспитательных мероприятий.
          Совместнаядеятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, чтонеобходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всехвоспитанников является — получение ими специальности. При этом долженобеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий,учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), воз­раст,физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что по­вышениеэффективности трудового воспитания — это наи­более важный фактор решения задачисоциализации подро­стков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в насто­ящеевремя это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данныеопросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитатель­ных колонияхи вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем несобираются работать по приобретенным в колонии профессиям.
          Большинствоосужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, доколонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось какнаруши­тели дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, онисбегали с уроков, оскорбляли ровесников и пре­подавателей. Поэтому необходимо,по нашему убеждению,  уделять серьезное внимание построению взаимоотношенийучителей и мастеров производ­ственного обучения с учащимися-осужденными. Умениевыз­вать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым,но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем,критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этимконтингентом несовершеннолетних.
          Намибыло выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальныхподростков к реальности имеет обеспечение воспитанников ра­ботой с высокимуровнем организации и культуры производ­ства, технологии. Социальным педагогамнеобходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечитзаинтересованность подро­стка в результатах его труда.
          Кчислу основных средств, обеспечивающих процесс исправ­ления преступников, понашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительнонесовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которуюприобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колониипрактически каж­дый осужденный проходит через образовательную школу, яв­ляющуюсяодним из главных структурных элементов учрежде­ния и фактически — центромпроводимой в колонии воспита­тельной работы. При поступлении в колонию всеосужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы,распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у нихобразовательного уровня по принципу «от­деление-класс». Работа на производствеили обучение в профес­сиональном училище может производиться только в свободноеот учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых,преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данногоучреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Оченьваж­но четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателейотрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеровпроизводства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегдасоблю­дается принцип единства педагогических требований.
          Выходиз этого положения мы видим в создании единого учеб­но-воспитательногопроцесса, охватывающего все службы ко­лонии. Для современных воспитательныхколоний необходимы вы­сококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастнуюспецифику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательнаяработа должна проводиться диффе­ренцирование, с учетом степени нравственнойдеформации осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов,как со­вет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать актив­ность,эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннеесопротивление осужденных к воспита­тельным воздействиям (иногда открытое, ночаще скрытое).
  Кнаиболее распространенным формам воспитательной рабо­ты мы отнесим беседы,лекции, диспуты, встречи с интерес­ными людьми, широкая практика встреч сбывшими воспитанниками колоний, ведущими чест­ный образ жизни, с родственникамиосужденных, с представи­телями общественных и религиозных организаций — такназы­ваемые меры общественного воздействия. Общественное воз­действие, мысчитаем, одним из условий обеспечения процесса социализа­циинесовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальнойчеловеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открываетсяширочай­ший простор для деятельности социального педагога.
          Правильнаяорганизация свободного от учебы и работы вре­мени способствует улучшениюздоровья и физического разви­тия осужденных. В условиях лишения свободы этовремя, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необ­ходимо четкопланировать досуговые мероприятия для осуж­денных, с одной стороны, чтобы онине носили формальный характер («ради галочки»), с другой— обучали правильномупланированию своего времени (отсутствие навыков в планиро­вании свободноговремени и умения распоряжаться им — одна из основных причин совершенияправонарушений подростка­ми). Мероприятия должны пробуждать у подростковинтерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, по­зволяющиеим противостоять антисоциальным влияниям.
          Физическоевоспитание также способствует повышению авторите­та в глазах другихвоспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных кактивным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но иморально-волевых, нравственных качеств личности.
          Большоезначение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами избесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффектздесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичныйколлектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянномобщении и вза­имодействии друг с другом, повседневно связаны общими ин­тересамии делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постояннымконтролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностныхотношений осуж­денных. Необходимо доверять подросткам роль активных орга­низаторов,а не только исполнителей воли воспитателей, ис­пользовать различные формыколлективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала,самостоятельно­сти. Перестройка нравственного сознания осужденного осуще­ствляетсяв неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.
Большоезначение имеет использование социально-полезных связей с родственникамиосужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяетразрушить создан­ный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и пове­дения.      
 Гуманизацияи педагогизация воспитательного процесса дол­жна быть построена на здравом иреалистическом анализе об­становки — «на разумном гуманизме», т. е.система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность вприменении режимных ограничений, создавать предпосылки для реальногоустановления в учреждениях атмосферы чело­вечности, уважительного отношения кзакону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации иарсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мервоздействия на осужденных в сторону ос­лабления репрессий и изоляции их отобщества.
   Исправительное воздействие на несовершеннолетних пре­ступников следуетрассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу изаканчивая периодом реаби­литации и социальной адаптации после освобождения. Напрак­тике этот процесс оказывается разорванным. Причина — отсут­ствие должноговзаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу снесовершеннолетними право­нарушителями и профилактику преступности.
   Один из возможных вариантов организации совместной ра­боты — воспитательныецентры для несовершеннолетних пре­ступников, в состав которых должны входить:
—следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (ксожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе совзрослыми и нео­днократно судимыми в условиях «субкультуры», позже пере­носяполученный опыт в воспитательную колонию);
—служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;
—служба по исполнению наказания в виде лишения свобо­ды (воспитательнаяколония);
—участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к ос­вобождению от наказания;
—временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;
—служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытиинаказания.
 Созданиетаких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие нанесовершеннолетних, привлекае­мых к уголовной ответственности, ипреемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослойпреступ­ной среды.
          Эффективностьисправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних,определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправле­ния:«встал на путь исправления», «твердо встал на путь ис­правления». К сожа­лению,эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений ине отражают адекватно реаль­ные процессы. Следовательно, достовернымпоказателем, опре­деляющим эффективность исправительного воздействия, явля­етсярецидив преступного поведения после освобождения.
          Неблагоприятныетенденции роста и ожесточения подростко­вой преступности, увеличениеправонарушений в самих коло­ниях и следственных изоляторах, достаточно высокийуровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправи­тельноговоздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связипредставляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных,помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативныхдлительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест,который широко практикуется в евро­пейских странах. Что же касается условногоосуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешен­но ис установлением обязательного четкого контроля за лица­ми, к которым оноприменено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущаябезнаказанность за со­вершенные преступные деяния. Необходимо также внедрятьдецентрализацию управления органами, исполняющими нака­зания, и предоставлениебольшей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросыисправительного воз­действия на несовершеннолетних преступников, применение кним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бырешаться более оперативно и действенно.
   Достижение желаемого эффекта в профилактике правонару­шений и рецидивнойпреступности несовершеннолетних воз­можно лишь при условии привлечения квоспитательной рабо­те с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотвор­ноработать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духов­нобогатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьевписал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главепенитенциарных учреждений сто­яли воспитатели, способные к такой высокой итрудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призва­нием»[см.  62 — с. 270].

Литература
1.   Антонян Ю.М. Социальная  среда  и формирование  личности  преступника  (неблагоприятные влияния на личность вмикросреде). – М., 1975.
2.   Арсеньева  М.И.,  Ермаков  В.Д., Понкратов  В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовойответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастныеособенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
3.   Баженов В. Профилактическая работа снесовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.
4.   Башкатов И.П.Социально-психологические  методы  изучения  личности  и группнесовершеннолетних осужденных. – М., 1986.
5.   Башкатов И.П.Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков //Психология  и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред.С.А.  Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985.- С.15-26.
6.   Беличева  С.А.  Парадоксы  превентивной   теории   и   практики   //
7.   Психологический журнал. – 1987. –Т.8- № 6. – С.36-40.
8.   Беличева С.А. Основы превентивнойпсихологии. – М., 1993.
9.   Белкин А.С. Отклонения в поведениишкольников. Свердловск, 1973.
10.   Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. –М., 1989.
11.   Божович Л.Я. Личность и ееформирование  в  детском  возрасте.  –  М., 1968.
12.   Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних  /  Под  ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.
13.   Букин В.Р. Научно-технологическийпроцесс  и  психология  ведущего. – Л., 1973.
14.   Ветров Н.И. Профилактикаправонарушений среди молодежи. – М., 1986.
15.   Волков Б.С. Детерминистическаяприрода преступного поведения. –  Каз., 1985.
16.   Данилин Е.М. Использование системыА.С. Макаренко в деятельности  ВТК.  – М., 1991.
17.   Долгова А.И.Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид.лит., 1981.
18.   Драгунова Г.О. Психология подростка.– М., 1987.
19.   Жигарев Е.С.  Криминологическая  характеристика несовершеннолетних и  организация их правового воспитания. – М., 1990.
20.   Зюбин Л.М. Учебно-воспитательнаяработа с трудными  учащимися. – М., 1982.
21.   Игошев  К.Е.  Преступность  и  ответственность   несовершеннолетних:
22.   Социально-психологический очерк.  – Свердловск:  Средне-Уральск.  кн. изд-во, 1973.
23.   Игошев К.Е. Психология преступныхпроявлений  среди  молодежи.  –  М., 1982.
24.   Игошев  К.Е.,   Шмаров   И.В.  Социальные   аспекты   предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.
25.   Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости  глазами  психолога. 1982.
26.   Кочетов  А.И.,  Верницкая  Н.Н. Работа  с  трудными  детьми.  –  М.: Просвещение, 1986.
27.   Крутецкий В.А. Психология обучения и  воспитания  школьников.  –  М., 1976.
28.   Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного  поведения  –  В кн.: Методологические   проблемы      социальной психологии. – М., 1985.
29.   Курбатова Т.Н.Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей:Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.
30.   Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах.Т.3 – М., 1989.
31.   Миллз Т.М. О социологии малых групп.– Американская социология. –  М., 1975.
32.   Овчарова Р.В. Технологиипрактического психолога  образования. – М., 2000.
33.   Семенов В.Д. Педагогика среды. –Екатеринбург, 1993.
34.   Социально-психологические,социально-педагогические и  индивидуально-личностные проблемы профилактикиправонарушений  несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.
35.   Хижченко Л.С. Положение в классемладших школьников с отклонениями  в поведении: Психологическое изучениетрудновоспитуемости  школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М.,1984.