Методика проведения лекционных занятий по разделу "Наноматериалы и нанотехнологии" при изучении дисциплины "Материаловедение"

Федеральное агентство пообразованию
ГОУ ВПО «Шадринскийгосударственный педагогический институт»
Факультет технологии ипредпринимательства
Кафедра общетехническихдисциплин
Курсовая работа
по методике профессионального обучения
Тема: Методика проведениялекционных занятий по разделу «Наноматериалы и нанотехнологии» приизучении дисциплины «Материаловедение»
Шадринск 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.        ОСОБЕННОСТИПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «НАНОМАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ»
1.1Типы лекционных занятий
1.2 Дидактические принципы лекционного занятия.Методы изложения лекционного материала
2.        МЕТОДИКАПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ» СОСТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1     Методикаорганизации лекционного занятия по теме «Наноматериалы и нанотехнологии „
2.2     Тематическоепланирование курса
2.3 Календарно-тематический план занятий
2.4Планыконспекты занятий
2.5 Анализпроведенных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
 
Подготовка лекций по дисциплине “Материаловедение»непосредственно начинается с разработки структуры рабочего лекционного курса поданной дисциплине. Руководством здесь служит рабочая программа,учитывающая специфику содержания образования в среднепрофессиональномобразовательном учреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподавательимеет возможность внести в нее свои изменения.
Учебный план, государственныйобразовательный стандарт специальности 1705 «Техническое обслуживание иремонт автомобильного транспорта» и рабочая программа явились основой дляразработки рабочего лекций по теме «Наноматериалы и нанотехнологии».
Особая роль наноматериалов внаучно-техническом прогрессе на современном этапе и научных представлений онанообъектах и взаимосвязанных с ними явлениях в современном машиностроенииопределяют целесообразность и необходимость внедрения элементов знаний онанотехнологиях в среднее профессиональное образование.
Целью нашей курсовой работыявляется разработка лекций по теме «Наноматериалыи нанотехнологии».
В силу того, что нанотехнологии –сравнительная молодая область прикладной науки, учебной литературы по темеочень мало. Поэтому основной источник – материалы периодической печати иресурсы глобальной информационной сети Интернет.
Для достижения этой цели необходиморешить следующие задачи:
1.        Проанализироватьлитературу по проблеме развития нанотехнологий и наноматериалов.
2.        Разработатьтематический план по дисциплине «Материаловедение».
3.        Разработать фрагмент календарно-тематического плана по теме «Наноматериалы и нанотехнологии».
4.        Разработать планы- конспектызанятий.
5.        Провести методический анализразработанного занятия.
 

1.        ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «НАНОМАТЕРИАЛЫИ НАНОТЕХНОЛОГИИ»
 
1.1 Типы лекционных занятий
 
Лекция (от лат. lectio) — систематическое, последовательное,монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала,как правило, теоретического характера. Как одна из организационных формобучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, гдена ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Подготовка лекции непосредственноначинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса поконкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа,учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательномучреждении. Рабочая программа динамична, и каждый преподаватель имеетвозможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программаслужат основой разработки рабочего лекционного курса.
Структура лекционного курса обычновключает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количестволекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов,отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучении нанотехнологийв автомобилестроении.
После определения структурылекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции.Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы:
— отбор материала для лекции;
— определение объема и содержаниялекции;
— выбор последовательности и логикиизложения;
— подбор иллюстративного материала;
— выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекцииопределяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться снанотехнологиями в автомобилестроение. Далее лектору следует тщательноознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которойпользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошоизложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдуматьобобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четкосформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позицийпроанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить планлекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Лекции присущи три основныепедагогические функции, которые определяют ее возможности в учебном процессе:познавательная, развивающая и организующая.
Познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечитьслушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной иисследовательской деятельности.
Развивающая функция лекции реализуется в непосредственном контакте студента спреподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности,обеспечивающей их профессионально-личностное развитие.
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работойстудентов, как в процессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Лекция — экономный по времени способ сообщения студентам учрежденийсреднего профессионального обучения значительного объема информации.Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствоватьсодержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновьпринятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научномуобщению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другимиисточниками учебной информации, которые, как правило, «работают» вучебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие отучебника лекция:
— дает непосредственное общение слектором;
— представляет разные точки зрения;
— дает возможность повторения того,что нужно студентам и преподавателю;
— учитывает особенности ситуации;
— способствует установлению живойсвязи студентов с изучаемой дисциплиной.
Объем и содержание лекции зависят иот ряда классификационных характеристик лекционного занятия. Существуютклассификации лекций по различным основаниям:
— месту в лекционном или учебномкурсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
— преимущественной форме обучения(лекции при очном, заочном обучении);
— частоте общения лектора саудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
— степени проблемности изложенияматериала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентамобщие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части.Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, сиспользованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современныепредставления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов нанерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научныйпрогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе назаочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения даннойразновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентамнайти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности. Крометого, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная формаобратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градацииматериала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
В педагогической практике понятие «установочнаялекция» может иметь и другой смысл. Нередко установочными называют «фондовые»лекции, которые составляются преподавателями по всему курсу и передаются в «фонд»кафедры как базовый материал, на основе которого могут создаваться авторскиекурсы по данной или близкой дисциплине.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет болееинформативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материалподается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, вниманиестудентов будет снижено, если им будет представлена только структураподлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать ихвниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составитьпредставление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучениекурса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указаннойразновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов,выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, какминимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшееусовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекциипреподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можноиспользовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин.Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формированиинаучного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена попредмету.
Проблемная лекцияпредставляет собойлекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории крешению научной проблемы, определяющей тему занятия. Например, могут бытьпрочитаны лекции на тему: «Понятие нанотехнологии и история развития»,«Нанотехнологии вавтомобилестроении».В каждомучебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научнойпроблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическуюзначимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, темне менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемнойлекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллективкафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научнойпроблемы. Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальныминаучными данными.
Проблемную лекцию условно можноразбить на следующие условные части:
— получение исходных данных дляформулировки проблемного вопроса;
— формулировка и разъяснениепроблемного вопроса;
— определение общего направленияпоиска решения и разбивки (если это требуется) проблемы на подпроблемы;
— решение проблемного вопроса наосновании выдвинутых гипотез;
— анализ результатов решения иустановление связи с практикой.
Возможны и другие схемы построенияпроблемной лекции. Студенты могут участвовать в решении проблемного вопроса,предлагая свои гипотезы или анализируя результаты. Но даже в том случае, когдарешение излагается только самим преподавателем, студенты будут участникамирешения.
Целостность лекции обеспечиваетсясозданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия исодержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях,когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляетсявозможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками напредыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагаетсоответствие материала основным положениям современной науки, абсолютноепреобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений.Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чемприступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоенстудентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Ну и, наконец, ценность лекционнойформы обнаруживается также в том, что в лекции возможно учесть и отразить тоновое, что появилось в нанотехнологиях в последнее время.
 
1.2 Дидактические принципылекционного занятия. Методы изложения лекционного материала
 
Дидактический принцип в обучении основан на том, что ознакомление студентов скаким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения ивосприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80%всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств.
Несмотря на разнообразие наглядныхпособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила.Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов.Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции онбудет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможностиее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всехслучаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а неподменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрироватьтолько тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения.Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратнойстороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекаетвнимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминанияинформации.
Подбор иллюстративного материала потеме «Наноматериалы и нанотехнологии» может быть немаловажным этапомподготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не толькотщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность причтении лекции. При этом такие материалы предназначены для осмотра студентами,более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровнюразвития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое налекционных занятиях по дисциплине «Материаловедение» было направленона ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами,основными теориями и концепциями, приближаясь к раскрытию ее современныхдостижений и перспектив развития.
Имея прямое отношение к содержаниюобразования, принцип научности требует использования дополнительного материала,содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях.Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процессаобучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание егоадекватного и реалистического образа.
Принцип научности имеет отношение ик методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должнобыть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативногомышления, творчества.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательнойтеоретической и практической подготовки студентов. В традиционной дидактике онформулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Фундаментальность в обучении предполагаетнаучность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современнойнаучно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальноймобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постояннопополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений.Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знанияконкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требуетсистематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимальногосоотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни идеятельности человека.
Организация и методика проведениялекционного занятия не могут избираться произвольно. Они регламентированыдействием закономерностей психологического и педагогического характера, знаниекоторых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения:преемственности, последовательности и систематичности; единства группового ииндивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальнымособенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности придостаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.
Выбор последовательности и логики изложенияматериала – один из этапов работы над лекцией. Определяя логику построениялекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться- методом индукции, дедукции или аналогии.
Индуктивный метод состоит вдвижении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщениеделается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или другихданных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость,так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому болеераспространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых(не исчерпывающих, но достаточных) данных.
Дедуктивный метод изложениясостоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае,если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализуотдельные проявления этой закономерности.
Метод аналогии основанна вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известнымиявлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которыедолжны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон.
Вместе с тем, не должно быть чрезмерного увлечения влекции «критическим анализом», для этого имеются научные конференциии научная литература, которую следует предложить студентам для дополнительногоизучения.
 

2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ «НАНО МАТЕРИАЛЫ И НАНОТЕХНОЛОГИИ»СО СТУДЕНТАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
 
2.1 Методика организации лекционного занятия по теме«Наноматериалы и нанотехнологии»
 
В педагогической литературе рекомендуетсяиспользовать лекционную модель (расширенный план лекции), которая используетсяпри чтении лекции. Лекционная модель может печататься в нескольких экземплярах,в ней расставляются все обходимые логические ударения, помещаются нужныеиллюстрации.
Вводную часть лекции целесообразноначинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенностив изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12%более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашенияплана.
Основная часть лекции.Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут — период «глубокого»внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания.Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многимиисследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этоткритический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможенпереход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попроситьлюбого студента ответить на него. Можно прочесть какую-либо цитату и в этовремя позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и дажепоговорить с соседом.
Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритмуработы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Задачалектора состоит в том, чтобы увлечь слушателей и превратить непроизвольноевнимание в произвольное. Это обычно достигается через пробуждение иподдерживание у слушателей интереса к лекции и предполагает:
— включение всех теоретических суждений в системуконкретных примеров и понятий, знакомых студентам, иллюстрирующих связьизлагаемого материала с практикой;
— обращение к параллельно читаемым дисциплинам;
— иллюстрацию значения конкретной дисциплины всистеме научного знания;
— апелляцию к непосредственным интересам аудитории («Курсовыеработы будут строиться на основных положениях сегодняшней лекции…»); «Материалпо данной тематике отсутствует в имеющихся учебниках, по которым вы готовитеськ экзаменам…» и т.д.).
Необходимо отметить, что и поныне важным и во многомуниверсальным средством наглядности остается меловая доска,использование которой также имеет свои правила и преимущества. Важно помнить,что аудитория сначала обращает внимание на то, как написано, а потом — чтонаписано на доске. Заполнять доску следует слева направо и сверху вниз так, какмы пишем на листе бумаги. Обычные размеры досок таковы, что при использованиисамой нижней ее части некоторые студенты в большой аудитории (более 70 человек)вынуждены приподниматься с мест, поэтому эту часть доски следует использоватьпо возможности реже.
Проводить горизонтальные или слабонаклонные линиилектору труднее, чем вертикальные или круто наклонные. Объясняется это тем, чтоон расположен относительно чертежа несимметрично. В противном случае лектордолжен был бы стоять спиной к аудитории, а это недопустимо. Надо следить затем, чтобы горизонтальная линия не «ушла» вверх или вниз, и чтобы вней не появился излом. Прямоугольник изобразить проще, чем окружность.Последнюю не рекомендуется вычерчивать полностью, не отрывая мела от доски.Удобнее составить ее из двух полуокружностей. Периодически следуетконтролировать свое написание на доске, отходя на несколько шагов назад и всторону, чтобы увидеть доску в отдалении.
Следует помнить, что изображенное на доске, какправило, переносится слушателями в конспекты. Поэтому представляемая на доскеинформация должна быть в виде упрощенных схем, уменьшающих шансы аудиториизапутаться в них и неправильно скопировать. Наиболее важные слова необходимовыделять рамкой, другим цветом или иным образом.
Вести запись молча нежелательно, так как при этомтеряется контакт, с аудиторией и не рационально расходуется время. Болеецелесообразно начать объяснение одновременно с вычерчиванием. Необходимо, чтобыстуденты вначале уяснили суть изображенного, а лишь после этого началиперерисовывать в конспект. Вытирать доску следует лишь слегка влажной тряпкой(поролоном), одновременно продолжая свою речь.
Для повышения познавательной активности студентовлектор может использовать ряд приемов:
— постановка перед студентами вопросов — риторических или требующих реального ответа;
— включение в лекцию элементов беседы;
— предложение сформулировать те или иные положенияили определения;
— разбивка аудитории на микро группы, которыепроводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
— использование раздаточного материала, в том числеконспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательной активностистудентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекциипри ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичноговыступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всейаудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшитьвпечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение,что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.
Тщательно надо продумать заключительную частьлекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них.Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщениепрочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала,формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов насамостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература поизучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарскиезанятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекцииследует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (отакой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами,проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания,пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные илинелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этомможет привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можнолишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратная связь лектора иаудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Перваяфункция такого контроля — способ получения лектором представления об учебномпроцессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая — способпсихологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивнуюдеятельность.
При чтении лекций текущий контрольосуществляется спонтанно по типу несловесной, подсознательной обратной связи,то есть тех сигналов, которые слушатель предлагает лектору, не осознавая это(взгляды, выражение удивления, припоминания).
В аудиториях, оборудованных современнымикомпьютерными системами, организация такой работы не вызывает особых трудностей.В случае отсутствия подобных условий можно использовать раздаточный материал(карточки, тесты, шаблоны и т.д.), которые лектор раздает перед опросом исобирает после него. Раздача и сбор карточек в потоке из 100 студентов, какпоказывает опыт, продолжается всего 5 минут, выполнение студентами контрольныхзаданий — 10-12 минут, восстановление обстановки для прочтения лекции — 1-3минуты.
Организация текущего контроляуспеваемости требует расчленения учебного материала на сравнительно небольшиедозы. При определении рационального размера этих доз руководствуются двумяфакторами: интервалом между смежными опросами (частота опросов) и содержаниемзадания в соответствии с системой разбивки курса лекций на темы. Опытпоказывает, что рациональный интервал соответствует в среднем одному опросу за6-8 часов лекций. В тоже время желательно, чтобы каждый опрос включал одну темуцеликом или одну ее часть, имеющую самостоятельное значение.
Важно очень внимательно проанализировать кругвопросов, которые должны быть усвоены студентами. К их числу следует отнестивсю новую информацию, а также известную студентам, которую вы объединили вкачественно новую систему.
После заключительной лекции преподаватель можетподвести итоги своей работы по отзывам студентов о лекциях, а также поструктуре данной оценки, с помощью которой можно в дальнейшем целенаправленносовершенствовать лекционный курс. Для достижения этого можно провестианкетирование студентов, посещавших все лекции, дающее возможность сравнительнообъективно оценить основные качества всех ваших лекций.
С этой целью готовится нужное количество анкет суказанием в них всех названий лекций в той последовательности, в которой оничитались. Общая оценка лекции может представлять собой сумму пятидифференцированных оценок (1-научность, 2-доступность, 3-связь с практикой,4-манера чтения, 5-активность аудитории). Графа «Ваши пожелания» даетслушателям возможность высказать дополнительно и нестандартные мнения о лекции.Если лекционный курс читали разные лекторы, то в анкету после графы «Названиелекции» вводится графа «Фамилия лектора». На семинарепреподаватель предлагает студентам на следующее занятие принести конспектылекций. К анкетированию лекции допускают только студентов, которыеприсутствовали на ней и имеют ее конспект.
Преподаватель объясняет, как нужно провестианкетирование, обратив внимание на структуру дифференцированной оценки. Высшимбаллом каждой из пяти дифференцированных оценок является 1. Оценивающие могутделить его на десятые доли в зависимости от их мнения. Высшим общим балломкаждой из лекций будет 5 (отлично). Одну анкету лучше давать на всю группу. Этодает возможность студентам обсудить каждый параметр лекции и избежатьнеобъективного суждения.
 
2.2Тематическое планирование курса
При разработке тематического плана по курсу «Материаловедение» мы опирались на Государственный образовательныйстандарт среднего профессионального образования. Государственные требования кминимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1705 Техническоеобслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Таблица1 Тематический план курса «Материаловедение»№ п/п Наименование темы занятия Количество часов 1 Физико-химические основы материаловедения 6 2 Методы измерения параметров и свойств материалов 4 3 Области применения материалов. Основные сведения о производстве черных и цветных металлов и сплавов 6 4 Основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов 4 5 Диаграммы состояния сплавов. Фазовые превращения 10 6 Классификация, маркировка и область применения различных сплавов 6 7
Порошковые и композиционные материалы
Способы обработки материалов 10 8 Неметаллические конструкционные материалы на органической и неорганической основе 4 9 Материалы со специальными свойствами 6 10 Новые перспективные материалы. Наноматериалы. 10 11 Способы обработки материалов 6 12 Электрические методы обработки металлов 4 13 Термическая обработка 4 Итого 80