Реферат: Югославская модель социализма

Югославские народы с раннего средневековья жили на стыке трех религий и трех цивилизаций. После османского завоевания (XIV век) Балканского полуострова хорваты стали юго-восточным форпостом католицизма в Европе; сербы составили юго-западный бастион православного мира; мусульмане славянского происхождения оказались на северо-западной границе исламского проникновения в Европу. Три разных веры, три различных менталитета несколько веков существовали и развивались в непосредственном контакте и тесном взаимодействии.

В условиях многовекового национального угнетения южнославянские народы стремились к созданию единого государства. Но трудно было преодолеть сепаратистские тенденции, национальную и религиозную рознь.

В социалистической Югославии, созданной в 1945 г., казалось, были устранены эти противоречия. Но это оказалось иллюзией. Этнические чувства подавлялись при автократической диктатуре, и только после смерти вождя Иосипа Броз Тито межнациональные противоречия обострились до предела, став одной из причин кризиса и распада югославской федерации.

Несмотря на демократический фасад, претензии на оригинальность, самоуправленческая модель социализма по сути оказалась слепком с советской. Выдвинутые югославским руководством альтернативные идеи развития социалистического общества на практике доказали свою утопичность и несостоятельность.

Истинной демократии в Югославии достичь не удалось. Плюрализм мнений и альтернатив, что провозглашалось самоуправленческим вариантом социализма, не совмещалось с идеологическим монополизмом. “Власть рабочего класса” служила ширмой, за которой скрывалась фактическая власть партии – СКЮ.

С каждым годом все больше обнаруживался застой в развитии самоуправления, начали давать сбои звенья общественно-политической и экономической системы. Попытки реформ, предпринятые в конце 80-х годов, оказались безуспешными, т.к. носили фасадный характер. Реальностью в Югославии стали многопартийная система и парламентаризм. Но пришедшие к власти в ряде югославских республик националистические политические силы сделали неизбежным пересмотр структуры всей государственной федеративной системы. Консенсуса не удалось достичь даже при помощи международных арбитров.

При этом религия играла существенную роль в поддержании атмосферы враждебности. Она использовалась как знамя в борьбе агрессивного национализма: авторитетные деятели прикрывали национально-этническими лозунгами свои узкополитические интересы. Именно религия стала главным мотивом всех драматических событий в экс-Югославии.

Неизбежность системного кризиса социалистической модели развития явственно прослеживается при анализе экономической сферы. Хозяйственная система Югославии имела свою специфику (функционирование рыночных механизмов, элементы самоуправления и пр.), но по сути она мало чем отличалась от общественно-экономических систем других социалистических стран. Нарушения в сфере общественных отношений и процессах общественного воспроизводства, догматический подход к проблемам социалистического товарного производства, недооценка роли объективных экономических и рыночных закономерностей и того места, которое они должны занимать в организации народного хозяйства и общества на достигнутом уровне развития производительных сил и производственных отношений – все эти факторы предопределили неизбежность кризиса не только экономики, но и всей социалистической модели развития общества.

Бесплатно скачать реферат “Югославская модель социализма” в полном объеме