Роль ценообразования на предприятии

1. Теоретическое обоснование роли ценообразования напредприятии
1.1 Экономическая сущность и виды рыночных цен
Цена и ценообразование являются центральными элементамирыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализациитоваров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег,которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условияхрыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В нейконцентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность,запросы, спрос, предложение и т. д. Цена — монетарное выражение ценности. Но,как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер,например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая вРоссии, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используетсячрезвычайно широко.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар,она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования ценна товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные моделиценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное)ценообразование.
В рыночной экономике в условиях частной собственности,свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственногомеханизма является конкуренция.
Конкуренция (от лат. concurrentia) переводится как«соперничество, соревнование, состязание».
В экономике существует множество определений слова «конкуренция».
По определению классической школы, конкуренция естьсоревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.
По К. Марксу, конкуренция — борьба между предпринимателямиза наиболее выгодные условия вложения капитала. Й. Шумпетер считал, чтоконкуренция — это соперничество старого с новым, где рано или поздно новоеберет верх. Есть более содержательные определения конкуренции, например:отношение между хозяйствующими субъектами по причине сравнения экономическихрезультатов их деятельности; практически принудительная форма реализацииобъективно действующих законов рыночной экономики.
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжаетвключать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные иэкономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, закачество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом онанеслучайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делалсяпорой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы.Конкуренция — это существенно необходимая среда, обеспечивающая нормальноесаморазвитие рыночной системы. Составляющие конкуренции наиболее полнораскрываются при анализе ее функций. Основными функциями конкуренции могутсчитаться:
— регулирующая;
-аллокационная;
-инновационная;
-адаптационная;
-распределительная;
-контролирующая.
Регулирующая функция конкуренции срабатывает, когда нарынке общественно необходимы затраты труда по производству каждого конкретноговида товара.
Она позволяет производителям выделить те затраты труда,которые ориентировочно необходимы для них в производстве.
— Аллокационная функция конкуренции действует в моментвыгодного размещения факторов производства там, где их использование обеспечиваетлучшую отдачу.
— Инновационная функция состоит прежде всего вфинансировании и стимулировании НТП.
— Адаптационная функция сосредоточивается на рациональномприспособлении фирм к условиям внутренней и внешней среды.
— Распределительная функция конкуренции создает прямое икосвенное воздействие на распределение всей суммы произведенных благ междупотребителями.
— Контролирующая функция предотвращает установлениемонополистического диктата одних агентов рынка над другими.
Все виды и формы конкуренции экономика обобщает в двакардинальных направления: к совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция — такая модель рынка,которая выполняет ряд требований, таких как:
1 огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей приничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;
2 абсолютная прозрачность рынка, которая включает в себя передачукаждому его агенту информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);
3 огражденность: отдельные субъекты не должны влиять на решениядругих;
4 мобильное перемещение факторов производства, т. е.свобода вхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;
5 совершенная однородность реализуемых товаров и услуг. Такжепроизводитель не производит детального контроля за ценами.
Важно знать, что совершенная конкуренция — это только лишьабстрактная теоретическая модель, так как в реальной практике хозяйствования еене существовало и не существует (к такой модели в малой степени можно отнестилишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции).Правда, эта научная абстракцияпомогает при объяснении механизма фактически действующей несовершеннойконкуренции.
Характеристика совершенной конкуренции дает предложения,которые необходимы для дальнейшего анализа:
1 поскольку цена для всех фирм заранее определена, то по влиятьна свой доход фирма может, лишь изменяя объем продаж; линия цены — это и линияспроса на продукцию конкурентной фирмы, что показывает абсолютную эластичностьспроса. Сложившийся уровень цен может повлиять на фирму и поставить ее в различныеситуации (Приложение А).
Существует четыре вида подобной ситуации:
— Первый минимальный убыток одинаков со среднимипостоянными издержками (заштрихованный прямоугольник). Фирме в подобнойситуации безразлично, производить Ql единиц продукции или прекратитьпроизводство. Убытки в обоих случаях равны. Более вероятно, что в краткосрочномпериоде фирма примет решение производить, надеясь на изменение рыночнойситуации.
— Второй если цена находятся на таком уровне, что фирма не всостоянии покрыть минимальные средние переменные издержки производства, такаяфирма называется запредельной. Запредельная фирма — при данном уровне цен несможет покрыть, ни средние общие, ни даже средние переменные издержки.Производитель даже не на предельной черте, когда еще можно как-то балансироватьи оставаться на рынке. Такая фирма существует себе в убыток, еепроизводственная деятельность неэффективна.
— Третий при цене, установленной на данном уровне, фирмавозмещает минимальные средние издержки.
Такая фирма называется допредельной с нулевой прибылью
Когда фирма примет решение производить другой объемпродукции, она понесет убытки. С такой ценой фирма функционирует по принципусамоокупаемости, ее экономическая прибыль равна нулю при объеме производства.
— Четвертый. Максимум прибыли достигается при объеме продукции.Это допредельная фирма с чистой прибылью
Организации поступает чистая прибыль
В данной ситуации цена находится на уровне, при которомцена превышает минимальное значение средних издержек.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что фирма в любойиз предложенных ситуаций приспосабливается к цене и производит такое количествопродукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки.Непосредственно цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупногопредложения. Если они будут равны, то определяется единая равновесная цена,которая в краткосрочном периоде носит тенденцию к сохранению.
Анализ поведения фирмы основывается на следующихпредположениях:
1 Организация является типичной средней, она получаетприбыль, у нее нет стимула покинуть отрасль. Фирма находится в состояниидлительного равновесия;
2 Отрасль состоит из таких фирм и тоже находится всостоянии равновесия;
3 С изменением рыночной конъюнктуры у фирм появляетсястимул для входа (или выхода) в отрасль, но это не влияет на цену ресурсов и,значит, на издержки. Это отрасль с постоянными издержками. В действительности вусловиях ограниченности ресурсов вовлечение в производство их большегоколичества вызовет рост цен на них.
В современных условиях рынка не маловажную роль играетконкуренция. Конкуренция — (economic competition) — соперничество участниковрыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
Термин «конкуренция» происходит от лат.«конкурро» — сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, какпринято считать, побеждают наиболее эффективные участники. Конкуренция считаетсясамым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно благодаряконкуренции «невидимая рука» рынка вынуждает каждого участникахозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономическиеблага, нужные обществу.
Та конкуренция, что показывает себя во внедрении и выходефирм из отрасли, еще и уравнивает цену с минимумом средних издержек вдолгосрочном периоде.
Для того чтобы фирма достигла идеального равновесия, нужновыполнить два условия:
1) предельный доход должен равняться предельным издержкам;
2) цена должна равняться предельным издержкам;
Фирмы выпускают тот набор продукции, который болееустраивает потребителя и является качественным.
Равенство минимума средних издержек и цены означает, что вмомент производства любого объема продукции фирма затрачивает минимум ресурсови назначает самую низкую цену с учетом своих издержек. Другими словами, фирмы вусловиях совершенной конкуренции производят максимально возможное количествопродукции с наименьшими издержками. При этом в рынке совершенной конкуренциимоментально срабатывает реакция на изменение потребительского спросарасширением или свертыванием производства, отсюда такой тип рыночной структурырассматривается экономической наукой как эталон эффективности.
Если хотя бы одно условие совершенной конкуренции невыполняется, такую конкуренцию называют несовершенной. Основной чертойнесовершенной конкуренции является возможность продавцов или покупателей в тойили иной степени воздействовать на цену.
В настоящее время экономика организации (предприятия)выделяет 3 модели рынка несовершенной конкуренции:
1 чистая (абсолютную) монополия;
2 монополистическая конкуренция;
3 олигополия.
Чистая монополия относится к совершенной конкуренции каквзаимообратная. Монополия появляется тогда, когда одна фирма становитсяединственным производителем данного продукта или услуги в отрасли (в этомслучае понятия «фирма» и «отрасль» совпадают).
Для рынка чистой монополии характерны следующие черты:
1 единственный продавец (или единственный покупатель — этуситуацию называют монопсонией);
2 отсутствие близких заменителей продукта;
3 полный контроль над ценой;
4 заблокированность — новые конкуренты не могут войти вотрасль.
Первые два признака тесно связаны. Они дают следствие, прикотором продукт монополии уникален, он не имеет замены, для потребителя несуществует альтернатив.
Господствующему монополисту в производстве и на рынкедается возможность диктовать цену и контролировать ее. Монополия появляется нарынке тогда, когда существуют входные барьеры, препятствия для проникновения нарынок новых продавцов.
Среди основных барьеров можно назвать следующие:
— наличие эффекта масштаба производства;
— наличие лицензии, патента, авторских прав;
— собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;
— прямое вмешательство государства;
— нечестная конкуренция.
Существуют естественные и искусственно созданные барьеры.Естественным барьером например может быть экономия от масштаба производства. Укрупных фирм бывают низкие долгосрочные средние издержки, при помощи которых срынка легко устраняются конкуренты с более высокими средними издержками.Подобную крупную фирму часто называют естественной монополией. Она чаще всеговстречается в области местного обеспечения электроэнергией, газом, водой,транспортом, услугами телефонной связи.
Искусственные барьеры несут в себе разнообразныесознательные действия участников рынка: жесткие патентные законы; выдачагосударственных лицензий; контроль за стратегическими ресурсами. Новыхконкурентов изолируют от вступления в отрасль и посредством агрессивныхнерыночных действий (таких как лоббирование, нечестная конкуренция).
Монополия, огражденная барьерами для вхождения в рынок,может получать экономическую прибыль длительное время. Только нужно обратитьвнимание на тот факт, что совершенная конкуренция подобно монополии встречаетсяна практике крайне редко и может рассматриваться как ещё одна чисто абстрактнаямодель рынка.
Монопольная фирма максимизирует прибыль, если сама назначитвыпуск продукции и цену выше равновесной. Когда фирма-монополист ведет себя Соответственноэтому правилу, она может длительное время максимизировать прибыль и сохранятьсвоё монопольное положение.
Ценовая дискриминация — практика продажи продукции такогоже качества, произведенной одним производителем, разным покупателям, но поразным ценам. Такая дискриминация происходит с товарами, которые покупатели нев состоянии перепродать, или в том случае, когда монополия способна произвольноустанавливать цену и имеет возможность выявить на своем рынке покупателей сразной ценой спроса либо сегменты рынка, различающиеся по ценовой эластичностиспроса. Самое широкое распространение ценовая дискриминация приняла в сфереуслуг. А в области материального производства ее можно выполнить, только еслирынки будут отделены между собой географически или посредством тарифныхбарьеров, что затрудняет перепродажу товаров с одного рынка на другой.
Ценовая политика является одним из наиболее важных инаиболее гибких инструментов маркетинга, во многом определяющим уровень сбытатоваров и формирующим представление о нем в глазах потребителей. Перед всемикоммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначенияцены на свои товары или услуги. Для покупателя цена, которую готов он уплатить,- это мера интенсивности его потребности, т.е. размера удовлетворения, которогоон ждет. Для продавца цена, по которой он готов продать, — это мера издержекплюс прибыль, которую он надеется получить. Формально (упрощенно) цену можнопредставить как отношение, указывающее, какую сумму денег нужно уплатить, чтобыприобрести определенное количество товаров и услуг. Но покупателя интересуеттакже цена потребления, то есть суммарные затраты, связанные с приобретением ипотреблением товара. Поскольку у аналогичных товаров срок эксплуатации может бытьразличным, покупатель, при прочих равных условиях, стремится приобрести товар сминимальной удельной ценой потребления.
Удельная цена потребления = Цена потребления / Срок жизнитовара.
В зависимости от субъекта, реализующего товар, структурацены выглядит следующим образом:
1 структура цены предприятия-производителя товара:
цена производителя = себестоимость изготовления + прибыльпроизводителя;

структура цены оптовой организации:
цена оптовой организации = цена производителя + надбавкаоптовой организации = цена производителя + (издержки обращения оптовойорганизации + прибыль оптовой организации;
2 структура розничной цены:
розничная цена = цена оптовой организации + торговаянадбавка = цена оптовой организации + (издержки обращения розничной торговли +прибыль розничной торговли).
Все виды цен, действующие в экономике, взаимосвязаны иобразуют систему. Цены можно классифицировать по различным признакам:
— по сфере обслуживания национальной экономики (оптовые,розничные, закупочные, цены на продукцию строительства, тарифы, внешнеторговыецены);
— по степени жесткости регулирования государством (свободныеи регулируемые цены);
— по стадиям ценообразования (цены оптовые изготовителя,цены отпускные, цены оптовые закупки, розничные цены);
— с учетом условий франко (цены франко-склад поставщика,цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, ценыфранко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя);
— по форме организации торговли и характеру ценовойинформации (цены прямых контактов, цены биржевые, цены аукционов, цены торгов,цены справочные, цены прейскурантов, цены предложений, средние, удельныеценовые показатели).

1.2 Ценовая политика предприятия
В погоне за прибылью не нужно забывать, что налоговыеорганы могут проверять цены при их отклонении более чем на 20% от уровня цен,применяемых розничным продавцом по идентичным товарам в пределах определенногопериода времени (п. 2 ст. 40 НК). Грамотно построенная маркетинговая политикаможет помочь отстоять сформированную организацией цену продукции в споре сналоговиками.
Организациям, осуществляющим розничную торговлю, можнопроизводить оценку купленных товаров по стоимости их приобретения или попродажной стоимости п. 13 ПБУ 5/01. Практика расчета рыночной цены показывает,что:
1 если проводить сравнение только с одной организацией, то объективныйрасчет рыночной цены практически невозможен;
2 расчет рыночной стоимости, взятый только по определенномучислу организаций при наличии фактически гораздо большего количества торгующихв розницу организаций, не может отражать подлинной картины, сложившейся врегионе;
3 законодательством не предусмотрено получение рыночных ценрасчетным путем или по методикам, существующим в других отраслях;
4 не может учитываться информация для определения рыночныхцен, которая предоставлена другими налогоплательщиками, реализующими аналогичныетовары;
5 если цена приобретения товара касается сделки междуналогоплательщиком и поставщиком товара, она не будет рыночной. Также цена безсоблюдения требований ст. 40 НК РФ (Приложение Б) не может рассматриваться какрыночная в целях налогообложения и при других правоотношениях, не касающихсясделок между налогоплательщиком и поставщиком.
Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобыустанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимостиот положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решатьдругие задачи предприятия. Цена на продукт для предприятия является не только важнымфактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров.Дело в том, что цена в данном случае, как тактическое средство дает предприятиюцелый ряд преимуществ:
— во-первых, в отличие от большинства методов, применяемыхпо стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежныхрасходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий,индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;
— во-вторых, потребители находят для себя привлекательностьтоваров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы, индивидуализациипродукта и т.п.;
— в-третьих, даже когда такие методы стимулирования, какорганизация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена можетиспользоваться как мощное средство их поддержания.
Цена имеет огромное воздействие на потребителя, этопроявляется в нахождении своего выражения в установлении соответствующего ееуровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражатьпредпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки тогоили иного продукта.
Одним их путей достижения этого можно считать путьподобного решения, он состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одноиз неотъемлемых свойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара,его качеством и тому подобное. И в самом деле, если цена на товарустанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, а если икуплен, то в меньшем объеме. На практике используется серия ценовых стратегий:
— Стратегия высоких цен («снятие сливок» — «price-skimming») предусматривает продажу первоначально значительновыше издержек производства, а затем их понижения. Это относится ктоварам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условияхвысокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителякак свидетельство высокого качества товара;
— Стратегия низких цен, или стратегия«проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса(персональные компьютеры), что эффективно на рынках с большим объемомпроизводства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируютна снижение цен и увеличивают спрос. Фирма за счет массового производствавыдерживает низкий уровень цен;
— Стратегия дифференцированных цен проявляется вустановлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднемууровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей; стратегия льготныхцен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма,предлагая им товар по льготной цене;
— Стратегия гибких, эластичных цен. Цены устанавливаются взависимости от возможностей покупателя, его покупательной силы;
— Стратегия стабильных, стандартных, неизменных цен;
— Стратегия неокругленных цен, при которой покупательпокупает товар не за $100, а за S99.99. В этом случае покупатель рассматриваетэти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установленияцены фирмой;
— Стратегия цен массовых закупок;
— Стратегия тесного увязывания уровня цен с качествомтовара и др.
Прежде чем применять на практике ту или иную ценовуюполитику, надо повседневно следить за складывающимся уровнем цен. Представлениео динамике цен обычно формируется из рассмотрения цен фактических сделок;биржевых, цен аукционов и торгов; цен, приводимых в статистическихсправочниках, цен предложений крупных фирм, справочных цен.
Наиболее полное представление о складывающемся уровне цендают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться какконкурентные цены при ведении переговоров.
Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми
товарами, они отражают фактические сделки на определенныйпериод. При их анализе следует иметь в виду, что они подвержены влияниюэкономической конъюнктуры.
Существует несколько видов цен, выделяемых в ценовойполитике предприятия:
1 Контрактные цены — цены, по которым можно продать товар,но чаще всего в результате переговоров покупателя и продавца происходитснижение цены, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв.Контрактная цена может быть твердая (фиксированная), устанавливаемаяокончательно в момент подписания контракта, она может быть ценой с последующейфиксацией или в момент, определенный контрактом.
2 Подвижная цена — в случае изменения условий, оговоренныхв контракте, она может быть пересмотрена.
3 Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контрактапутем пересмотра договорной, базисной цены с учетом изменений в издержкахпроизводства, произошедших в период исполнения контрактов.
4 Экспортная цена товара — на ее уровень влияет множествофакторов: объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и срокипродажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правовогои культурного развития страны-импортера. Она устанавливается на основе такназываемых базисных условий, которые учитывают: стоимость самого товара,обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара(франкированию цены).
5 Международная торговая палата предусматривает различныебазисные условия определения цены в контрактах. Наиболее распространеннымиусловиями являются ФОБ (в цену включается только стоимость товара) и СИФ(продавец несет расходы на фрахтование транспортных средств и страхование).
В экономике предприятия исходным принципом ценообразованияявляется возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работи получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенноговоспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству и муниципальныморганам и образования фонда потребления в объеме, обеспечивающем определенныйстандарт жизни работников предприятия. Решение этой задачи происходит с помощьюсоответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемуюпредприятием. При этом если складывающийся уровень издержек производства напродукцию, производимую предприятием, в значительной степени зависит от усилийсамого предприятия, то формирование уровня цены и объема продаж во многомсвязано с конъюнктурой рынка. Поэтому стремление получить как можно большуюприбыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственнойценовой политики.

2. Методы и стратегии ценообразования
Одним из решающих путей повышения конкурентоспособноститорговой организации является оптимальный механизм ценообразования иустановление факторов, влияющих на определение цены товара. Уровень ценыреализации непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособностьтовара.
Исходя из целей своего хозяйствования, продавец определяетдля себя систему важнейших показателей эффективности функционирования, которыеон намерен достичь. На основе выстроенной системы ранжируются задачи, образуяполитику цен продавца. Решения этих задач обеспечивает механизмценообразования. Как правило, организации торговли имеют цель коммерческогохозяйствования.
Методология механизма ценообразования включает в себяследующее:
1. Политика цен — общие цели, которые продавец собираетсядостичь с помощью реализации товара по установленным ценам.
2. Стратегия ценообразования – это согласованный общий пландействий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политикацен реализуется на практике.
Практическое воплощение политика цен находит в стратегииценообразования, при выборе которой продавец должен учитывать множество внешнихи внутренних факторов, определяющих механизм ценообразования для чего нужнопровести тщательный анализ ситуации макро и микро среды предприятия исходя изалгоритма ценообразования (Приложение В).
Как правило, только сочетание стратегий конкурентного идифференцированного ценообразования, исходя из конкретных условийхозяйствования, обеспечивает эффективность комплекса мер и действий по установлениюи управлению ценами.
Установление неодинаковых цен на одни и те же товарыпроисходит согласно стратегии дифференцированного ценообразования, которая, всвою очередь, классифицируется на ряд отдельных стратегий.
1 Стратегия ценовой дискриминации основывается насегментировании рынка по продуктовым и потребительским критериям и имеет вэкономической литературе различные определения (названия), такие как: стратегияскидки на вторичном рынке, стратегия демпинговых цен, стратегия горизонтальнойценовой дифференциации.
2 Стратегия ценообразования в зависимости от сегментапокупателей — подвид стратегии ценовой дискриминации — устанавливает различныецены на одинаковый вид товара в зависимости от покупательских способностей.Ярким примером применения такой стратегии могут служить тарифы наэлектроэнергию для населения (физических лиц) и для организаций (юридическихлиц). Известно, что для населения эти тарифы значительно меньше, чем дляорганизаций.
Те же тарифы на электроэнергию служат примером и для другойстратегии ценообразования в зависимости от фактора времени, когда учетпотребляемой электроэнергии производится по специальным двухтарифным счетчикам,которые регистрируют отдельно дневное и ночное потребление, соответственнотарифы на электроэнергию в ночное время ниже, чем в дневное время суток.Продавец, таким образом, распределяет нагрузку на электросети в дневное иночное время суток, стимулируя покупателей на большее потреблениеэлектроэнергии в ночное время. Это яркий пример того, что к одному и тому жевиду товара (в данном случае электроэнергия) могут применяться одновременноразличные стратегии дифференцированного ценообразования, конечно, если они неявляются взаимоисключающими друг друга стратегиями.
3 Стратегии ценообразования по качеству обслуживания иформе подачи товара отражают небольшие различия во внешнем виде товара приодновременно существенном изменении цены. Например, цена на товары в подарочнойупаковке значительно выше.
4 Понятие стратегии географического ценообразования (другоеопределение / название — стратегия вертикальной ценовой дифференциации) говоритсамо за себя. Цены дифференцируются в зависимости от географического расстояниямежду покупателем и товаром. Полярными значениями являются цены или напрямуюзависящие от расстояния — стратегия ценообразования по базисному пунктупоставки, — или вообще не ставится такая зависимость – стратегия единых цен.
5 Стратегия ценообразования с единой ценой — установлениедля всех покупателей единой цены с распределением расходов по доставке товаравне зависимости от месторасположения покупателя в составе установленной цены натовар.
6 Стратегия регионального (зонального, сегментного)ценообразования предполагает разделение рынка покупателя на географические зоны(сегменты, регионы). Для покупателей каждого сегмента устанавливается единаяцена на товары вне зависимости от их расположения в пределах данной зоны.
7 Стратегия ценообразования по базисному пункту поставки(по фрахтовому базису) – установление для всех покупателей цены товара сраспределением расходов по доставке товара вне зависимости от места фактическойотгрузки товара. Фрахтовый базис или базисный пункт — определенное условноегеографическое месторасположение условного товара по выбору продавца. От этогопункта определяются все расходы продавца по доставке товара до местоположениякаждого покупателя независимо от фактического места отправки товара. Внекоторых случаях продавцы-конкуренты в целях исключения ценовой конкуренциимежду собой договариваются о едином фрахтовом базисе, так как в таком случаецены конкурентов из-за транспортных расходов не отличаются.
8 Стратегия ценообразования «транспорт продавца» — предполагает установление цены в зависимости от договорных обязательствпродавца и покупателя по распределению расходов, связанных с транспортировкойтовара. Стороны могут договориться как о том, что все расходы по доставке грузаберет на себя продавец, так и о том, что эти расходы берет на себя покупатель.
Таким образом, систематизация стратегий ценообразованияпозволяет с наименьшими рисками определить план действий, оценить потребности ивозможности всех субъектов механизма ценообразования. На основе стратегииразрабатывается тактика ценообразования – это система конкретных практическихмер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии поуправлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный моментрыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынкеи по каждому товару на заданный отрезок времени. Также с целью реализациивыбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен –это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария врамках действующей методологии механизма ценообразования.

3. Особенности ценообразования на услуги
Сфера услуг — совокупность отраслей, подотраслей и видовдеятельности, функциональное назначение которых в сфере общественногопроизводства выражается в производстве и реализации материальных инематериальных (духовных) услуг для населения. Характерные черты услуги:
— неосязаемость (нематериальный характер);
— неотделимость от лиц, потребляющих услугу (индивидуальныйхарактер потребления услуги);
— неспособность к хранению (невозможно накапливать);
— неразрывность производства и потребления услуги;
— нестабильность качества процесса оказания и результатауслуги.
В рамках сферы услуг выделяются:
— сектор социально-культурных услуг (образование, культура,здравоохранение);
— сектор материально-бытовых услуг (жилищно-коммунальноехозяйство, бытовое обслуживание);
— сектор деловых, информационных услуг.
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развитиявсех инструментов рынка, в том числе и цены, оцениваются с помощью такихпонятий, как «спрос» и «предложение».
Спрос — важнейшая категория экономики. Спрос устанавливаетцену на различные виды товара, а также распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос — желание и возможность покупателя приобрести товар(услугу) в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия«желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желаниетрансформируется в спрос тогда, когда оно подкрепляется финансовымивозможностями покупателя.
Объем спроса — это то количество товара (услуг), котороеприобретается при данных условиях в течение определенного периода времени.
Между ценой товара и его количеством прослеживается обратнопропорциональная зависимость, т. е. чем выше цена, тем меньше товаров можетбыть куплено по этой цене. И наоборот, увеличение количества товаров в продажевызывает снижение цены на него. Такая зависимость в экономической теорииполучила название закон спроса: чем выше цена, тем меньше величина спроса.
Немаловажную роль в установлении цены играет и предложение.
Предложение — это совокупность товаров с определеннымиценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намереныпродать производители-продавцы. Оно контролирует экономическую ситуацию нарынке со стороны продавцов. В разное время положение производителей, которыепредлагают свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров,а другие — мало. Одни из них затратили на их производство меньше средствпроизводства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались болеевысокими. Но все производители, каковы бы ни были их производственные издержки,хотят получить самую высокую цену. При высокой цене продавцы стремятсяпродавать как можно больше своего товара, т. е. увеличивают предложение (приналичии конкурентов).
Объем предложения каждого производителя, как правило,меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцыпредложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, тоони предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет иокажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами иколичеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Если кривая спроса определяет отношение между ценами иколичеством товаров, которое желают купить потребители, то кривая предложения характеризуетотношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, котороепроизводители готовы произвести и продать. Для нахождения оптимальной ценысоединяют кривую спроса и предложения (Приложение Г).
Особенности спроса и предложения как основныхценообразующих факторов.
Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует ихпроизводству. Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, неимеет ограничений: потребитель обычно формирует спрос на услуги несколькихвидов одновременно. Например, для высвобождения свободного времени потребительобращается в службу быта, а затем потребляет услуги кинотеатров.
Предложение услуг в ряде случаев может находиться подвлиянием местных условий (наличие источников минеральных вод, уникальныхприродных объектов и памятников архитектуры), что ограничивает возможностьудовлетворения спроса и может привести к дефицитности этих услуг.
На процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияниевысокая общественная значимость социальных услуг (особенно это характерно дляуслуг здравоохранения, образования, культуры). Это приводит к тому, что, помимоустановления цены на основе рыночных механизмов, цена должна быть дополненафинансовыми рычагами, такими как льготы, дотации производителям и субсидиипотребителям. Кроме того, ряд услуг можно отнести к исключительным общественнымблагам (образование, здравоохранение). Это обусловливает необходимостьсочетания бесплатности и платности предоставляемых услуг, применения ценовойдискриминации для отдельных групп потребителей.
Высокая чувствительность услуг к конъюнктуре рынка взначительной степени обусловлена высокой эластичностью спроса на услуги отуровня цен и доходов. Это требует значительной гибкости ценообразования,дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, использования скидок.
Особенности сферы услуг обусловливают специфику ценыуслуги, которая заключаются в том, что по структуре она является оптовой(состоит из себестоимости и прибыли), но выполняет функции как оптовой, так ирозничной цены. Цены на услуги могут рассчитываться:
— на единицу потребляемой услуги (билет в кинотеатр);
— комплексно — при реализации взаимодополняющих услуг (ценаза лечение);
— по принципу абонемента, дающего право пользования этой услугойв течение определенного периода времени без ограничения объема (проезд вгородском транспорте, стоимость клубной карты фитнесс-центра).

4. Факторы, влияющие на уровень цен
При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить ипроанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Такихфакторов достаточно много, в большей степени это факторы, не контролируемыефирмой. Одни способствуют снижение цен: рост производства, технический прогресс,снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда,конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают ростцен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополияпредприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, ростналогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качестватовара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективностьиспользования капитала. Рассмотрим самые основные из них:
1 Потребители товаров оказывают значительное влияние напринятие фирмой решения по ценам. Отношения между ценами и количествомсделанных покупок по этим ценам можно объяснит двумя причинами. Первая состоитво взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая — в неодинаковой реакции покупателей различных сегмента рынка на цену.
При рыночном ценообразовании цены на товары определяются ихсобственниками. Государство может регулировать цены только на оченьограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общиеподходы и принципы ценообразования. Государственные органы не имеют праваустанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые их собственниками. Прирынке фирмы продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам,установленным по их усмотрению или на договорной основе, и только в частныхслучаях, предусмотренных законодательными актами, — по государственным ценам.На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также натовары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровеньжизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифына коммунальные), может распространяться государственное регулирование.
Свобода предприятий в ценообразовании ограничиваетсягосударством. Выделим три уровня подобной деятельности:
2 Установление государством фиксированных цен:
· в виде государственных прейскурантных цен;
· «замораживании» рыночных свободных цен;
· фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредством установленияусловий ценообразвания для предприятий. Такого рода ограничения осуществляютсяв формах:
· фиксирования предельного уровня цен;
· выделения максимума надбавок или коэффициентов кфиксированным прейскурантным ценам;
· внедрения предельного значения элементов розничной цены;
· установления максимального уровня разового повышения цен;
· государственного контроля за монопольными ценами;установления цен для продукции государственных предприятий.
3 Государственное регулирование цен осуществляется понескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попыткисговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара,представителями оптовой и розничной торговли.
Независимо от того, насколько обоснованы эти фиксированныецены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строгонаказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушенияполучили название «горизонтальное фиксирование цен».
Во избежание подозрения в подобных нарушениях законапредприниматели должны: консультироваться о ценах, скидках, условиях реализациии кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм напрофессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами овременном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключениесоставляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченногогосударством органа власти.
Нарушением, преследуемым законом, является также«вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители илиоптовая торговля требует продажи своего товара по конкретным ценам, контролируятаким образом различные цены.
Государство также принимает меры по защите мелких магазиновот нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продаватьпродукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей иустранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализоватьпродукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а такжепокрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к такимтоварам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.
4 На решение по ценам влияют и участники каналовтовародвижения от производителя до оптовой и розничной торговли. Все онистремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль заценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя системумонопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины,торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины исам контролирует в них цены.
5 Оптовая и розничная торговля добивается большей долиучастия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателятовара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формойпродажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товарыконкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не кпроизводителю. В некоторых случаях торговля совершает действия, направленныепротив марки товара: придерживает продукцию, устанавливая на нее более высокуюцену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.
Чтобы достичь согласия всех участников канала сбыта врешениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долюприбыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов;предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции посамым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены наопределенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупокоптовой и розничной торговлей.
6 Важный элемент, влияющий на уровень цен, — конкуренция. Взависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентныхсред.
Среда, где цены контролируются рынком, отличаются высокойстепенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой средефирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей ипривлекут их к конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий дляпродуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно.В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача — увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастанияконкуренции ценовые войны.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущиограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмамотносительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция внеконкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находятпокупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.
Среда, где цены контролируются государством,распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд производственныхтоваров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены,устанавливают их уровень после всестороннего изучения информации, полученной отзаинтересованных в данном товаре сторон — от потребителей и производителей.Конечная цена товара зависит от издержек на приобретение сырья, рабочей силы,отдельных компонентов товара, от издержек на транспорт, рекламу, охрануокружающей среды. Указанные затраты не могут контролироваться фирмой, но должныбыть учтены при ценообразовании.

Практическая часть
Экономическая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическоезначение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы,обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременныйподвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а такжеявляется самым доступным транспортом для миллионов граждан. В 2007 годужелезным дорогам в России исполнилось 170 лет.
Открытое акционерное общество «Российские железныедороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Этоопределяют следующие факторы:
-огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;
-высокие финансовые рейтинги;
-квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожноготранспорта;
-большая научно-техническая база;
-проектные и строительные мощности;
-значительный опыт международного сотрудничества.
ОАО «РЖД» было учреждено постановлениемПравительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание Компании стало итогомпервого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии спостановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.
Начало деятельности ОАО «РЖД» – 1 октября 2003 года. Учредителеми единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имениРоссийской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РоссийскойФедерации.
Имущество компании было сформировано путем внесения вуставный капитал
ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987организаций федерального железнодорожного транспорта.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спросана перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокойинтеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества — обеспечениепотребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожныхперевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а такжеизвлечение прибыли. Стратегические цели компании:
1 Увеличение масштаба транспортного бизнеса;
2 Повышение производственно-экономической эффективности;
3 Повышение качества работы и безопасности перевозок;
4 Глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
5 Повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Учитывая важность роли железнодорожного транспорта вэкономике страны, а также необходимость формирования инновационной политикиотрасли была разработана «Белая книга ОАО „РЖД“ — документ,описывающий основные направления научно-технического развития Компании до 2015года.
Виды деятельности ОАО „РЖД“:
— грузовые перевозки;
— пассажирские перевозки в дальнем сообщении;
— пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
— предоставление услуг инфраструктуры;
— предоставление услуг локомотивной тяги;
— ремонт подвижного состава;
— строительство объектов инфраструктуры;
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
— содержание социальной сферы.
C учетом миссии и корпоративных ценностей Компании разработан»Кодекс деловой этики ОАО «РЖД», который устанавливает принципыи нормы поведения должностных лиц и других работников Компании, а такжеопределяет правила взаимоотношений РЖД с акционером, органами власти,юридическими и физическими лицами. Железнодорожный транспорт выполняет вэкономике России особую роль, которая обусловлена большой территориейгосударства, отдаленным расположением природных ресурсов от основных центровобрабатывающей промышленности и массовых потребителей, сложными климатическимиусловиями.
ОАО “РЖД” – крупнейшая транспортная компания, осуществляющаяоколо 80% всех железнодорожных перевозок. Поскольку ОАО “РЖД” коммерческаяорганизация, то в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ основной цельюее деятельности является получение прибыли. На величине прибыли отражаются всестороны финансово-хозяйственной деятельности этой организации.
Прибыль является важнейшим источником осуществлениякапитальных вложений и пополнения собственных оборотных активов. Экономическаяоснова формирования прибыли – доходы и затраты. При одинаковом объёме перевозокчем выше уровень доходов и меньше уровень затрат, тем эффективнее деятельностьОАО “РЖД”.
Доходы определяются действующими тарифами на перевозки.Поскольку ОАО “РЖД” в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ“О естественных монополиях” является субъектом естественной монополии, тарифырегулируются федеральным органом исполнительной власти. Таким образом,возможности повышения прибыли за счет гибкого тарифного регулированияограничены.
Снижение затрат, напротив, во многом зависит от результатовдеятельности и является внутренним резервом ОАО “РЖД”.
Поэтому управление затратами как составляющая системыуправления ОАО “РЖД” в значительной мере способствует повышению эффективностиего работы.
Ценовая политика предприятия ОАО «РДЖ»
Ценовая политика, проводимая железнодорожным транспортом,является одним из важнейших факторов достижения целей, стоящих перед ним.
Для повышения конкурентоспособности и финансовойустойчивости железнодорожного транспорта в длительной перспективе можновыделить следующие виды целей:
— максимизация рентабельности продаж, т.е. отношенияприбыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
— максимизация рентабельности чистого собственного капиталапредприятия, т.е. отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетомвсех обязательств;
— максимизация рентабельности всех активов предприятия,т.е. отношение прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных засчет как собственных, так и заемных средств;
— стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции, т.е.доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке
— достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Политика и стратегия ценообразования должны разрабатыватьсяв соответствии с определенной маркетинговой стратегией предприятия. Такойстратегией, например, может быть:
— проникновение на новый рынок продукции;
— развитие рынка продукции, выпускаемой предприятием;
— сегментация рынка продукции, т.е. выделение из общеймассы покупателей и отдельных групп, различающихся требованиями к свойствампродукции и чувствительности к уровню его цены;
— разработка новых видов продукции или модификация ужесуществующей для завоевания новых рынков.
Основные направления повышения доходности железнодорожноготранспорта при действующей тарифной системе заключаются в обеспечении наиболееполного сбора денежных средств от грузовладельцев, налаживании тесныхпартнерских экономически взаимовыгодных отношений с регионами и отраслевымипредприятиями, отказе от чрезмерного увлечения льготами, совершенствованиитранспортно-экспедиционной деятельности и др. Исследование проблемценообразования на железнодорожном транспорте и возможных путей их решения, всочетании с проведением экономически эффективной тарифной, региональной иструктурной политики, безусловно будет способствовать созданию благоприятныхусловий для успешной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Железнодорожные грузовые и пассажирские тарифы по своейэкономической природе являются ценами реализации продукции железнодорожного транспорта,являющейся перемещением грузов, пассажиров, багажа и почты.
Различия грузовых и пассажирских перевозок заключаются втом, что грузовые перевозки осуществляются для производственных либо торговыхпредприятий. Пассажирские перевозки выполняются в основном для личногопотребления населения (за исключением производственных и служебных). Поэтомугрузовые тарифы являются оптовыми, а пассажирские тарифы – розничными ценамиперевозки.
Принципиальным отличием железнодорожного транспорта отдругих отраслей экономики является, то, что с использованием одних и тех жепроизводственных мощностей, он перевозит большое количество наименованийгрузов, не являющихся взаимозаменяемым, в разных условиях, а также осуществляетнесколько видов пассажирских перевозок. Таким, образом, железнодорожныйтранспорт является сложным многоотраслевым производством. Кроме того, уровеньжелезнодорожных грузовых тарифов самым непосредственным образом определяетэффективность размещения производства в разных регионах страны, а также эффективностьпроизводства уже действующих предприятий, так как от уровня тарифов зависятобъем, области сбыта и цена их продукции в пунктах потребления. Это предъявляетповышенные требования к обоснованию величины тарифов, в том числе приопределении, факторов, учитываемых при установлении тарифов.
Так же, как и цены в других отраслях экономики, тарифы иполучаемые железнодорожным транспортом доходы должны полностью покрывать егоиздержки, обеспечивать его развитие, финансовую устойчивость и конкурентоспособностьв длительной перспективе.
В основе железнодорожных тарифов лежит стоимость (цена)перевозки, состоящая из трех частей:
Ц=с+v+т, (1)
где с — затраты овеществленного труда (топливо,электроэнергия, материалы, амортизация основных средств);
v — затраты живого труда (фонд оплаты труда сотчислениями);
т — прибавочная стоимость, созданная живым трудом.
При установлении тарифов железнодорожный транспорт игосударство проводят определенную ценовую политику. При этом под ценовойполитикой понимаются общие принципы, которых железнодорожный транспортпридерживается при установлении цен на свою продукцию. Набор методов,позволяющих осуществлять эту политику на практике, называется ценовойстратегией. Набор практических конкретных мер, позволяющих оперативно решатьпоставленные задачи с помощью управления ценами, называется ценовой тактикой.
Ценовая политика, проводимая железнодорожным транспортом,является одним из важнейших факторов достижения целей, стоящих перед ним. Дляповышения конкурентоспособности и, финансовой устойчивости железнодорожноготранспорта в длительной перспективе можно выделить следующие виды целей:максимизация объемов перевозок, максимизация темпов обновления основных средстви максимизация прибыли от основной деятельности. Одной из важнейших целейявляется максимизация прибыли, так как отсутствие нормальной прибыли непозволяет успешно решать другие задачи за счет максимального использованиясобственных средств.
В разные периоды деятельности железнодорожного транспортапроводимая государством ценовая политика в области железнодорожных тарифоврешала различные задачи. Тарифы грузовых перевозок (Приложение Д) отличаются отпассажирских поскольку имеют абсолютно разное значение.
В основе пассажирских тарифов лежит себестоимостьпассажирских перевозок, уровень которой более чем в два раза выше себестоимостигрузовых перевозок. При этом, в отличие от грузовых, пассажирские тарифы несутвысокую социальную нагрузку, что в условиях современного низкого уровня жизнинаселения не позволяет повышать их теми же темпами, что и грузовые.
Низкий уровень пригородных пассажирских тарифов позволяет,с одной стороны, обеспечивать относительно дешевый проезд жителей пригородов,работающих в крупных городах, к месту работы и обратно. С другой стороны, этопозволяет заметной части городского населения достаточно свободно про водитьвыходные дни и отпуска в пригороде, в том числе на дачных и садовых участках.
Относительно низкие пассажирские тарифы в дальнемследовании позволяют повысить подвижность населения, что является чрезвычайноважным в условиях формирования рыночных отношений, рынка труда. Кроме того,невысокий уровень пассажирских перевозок в дальнем следовании способствуетболее рациональной организации отдыха населения.
Факторы, влияющие на уровень цен в ОАО «РЖД»
Теперь рассмотрим методы построения тарифов на перевозки иих дифференциацию.
В основе тарифов лежит среднесетевая себестоимостьсоответственно грузовых и пассажирских перевозок. При этом тарифыдифференцируются с учетом влияния ряда факторов, определяющих различия всебестоимости их перевозок.
К числу факторов, определяющих различия в уровне грузовыхтарифов, относятся, тип используемых для перевозки вагонов, степеньиспользования вместимости и грузоподъемности вагонов, расстояние и скорость перевозки;масса и объем партии единовременно перевозимого груза, вид собственности наиспользуемый для перевозки подвижной состав и др.
Применение для перевозок отдельных видов грузов разныхтипов вагонов обусловлено различием свойств перевозимых грузов. Например,каменный уголь, лес, руда могут перевозиться в открытом подвижном составе(полувагонах, платформах). Продукция отраслей легкой промышленности, пищевой иряда других отраслей перевозится, как правило, в крытых вагонах, контейнерах,рефрижераторном подвижном составе. Перевозки ряда грузов выполняются в особыхусловиях и требуют использования специализированного подвижного состава,который не может применяться для перевозок других грузов (например, перевозкасжиженного газа).
Себестоимость перевозок в разных типах вагонов отличаетсявследствие различий цен на вагоны (что отражается на величине амортизационныхотчислений), расходов на их ремонт и техническое обслуживание, технических нормзагрузки вагонов при перевозке разных грузов, особенностей переработки вагоновв пути следования. Применение специализированных вагонов дополнительноувеличивает себестоимость перевозок вследствие повышенного порожнего пробегатаких вагонов. В результате себестоимость перевозок, а также и грузовые тарифына перевозку разных, видов грузов отличаются в несколько раз.
В тех случаях, когда перевозки одного вида грузавыполняются в, разных типах вагонов, себестоимость перевозок и тарифопределяются как средневзвешенные по структуре вагонного парка, используемогодля его перевозки.
Пониженные нормы технической загрузки и использованиявместимости вагонов приводят к необходимости привлечения к перевозкамдополнительных вагонов, снижению их производительности. Поэтому себестоимостьтаких перевозок повышается, что отражается на уровне тарифов.
Применение для перевозок вагонов, находящихся всобственности грузоотправителя либо грузополучателя, приводит к снижениюсебестоимости перевозок за счет исключения расходов по амортизации вагонов, вряде случаев расходов на их ремонт и отдельные виды технического обслуживания,подготовку вагонов под погрузку и очистку после выгрузки. С другой стороны, прииспользовании этих вагонов для перевозок в поездах-вертушках порожний пробегвагонов возрастает с соответственным повышением себестоимости перевозок.
Вышеперечисленные изменения себестоимости служат основаниемдля применения дифференциации грузовых тарифов, позволяющей учесть данныеизменения.
Увеличение объема единовременно перевозимой партии грузаприводит к снижению себестоимости и уровня тарифа, так как сокращаются расходыпо начально-конечным операциям, возможно сокращение расходов по переработкевагонов в пути следования за счет организации маршрутных перевозок.
Дифференциация тарифов по родам грузов применяется дляучета влияния таких факторов, как тип используемых под перевозки вагонов,технические нормы их загрузки, особенности обслуживания грузов в путиследования и др. Железнодорожный транспорт перевозит десятки тысяч наименованийгрузов, особенности перевозок которых существенно влияют на уровеньсебестоимости перевозок. С целью сокращения объемов подготовительной ирасчетной работы при установлении тарифов грузы, себестоимость перевозоккоторых близка, объединяются в группы. Для грузов, входящих в состав однойгруппы, устанавливается единый тариф.
Для учета зависимости себестоимости перевозок от расстоянияперевозки применяются двухставочные тарифы. В общем случае расчет тарифнойплаты на перевозку 1 т груза выполняется по формуле:
Тпл =(а + вl): 10: 100, (2)
где а — ставка по начально-конечной операции, коп./10 т;
в — ставка по движенческой операции, коп./110 Т-км;
l — расстояние перевозки 1 т груза, км.
Для подавляющего большинства грузов при расчете тарифныхплат с целью стимулирования сокращения расходов железнодорожного транспорта наперевозку учитывается кратчайшее расстояние перевозки. Исключением являютсянегабаритные грузы, плата за перевозку которых взимается по фактическипройденному расстоянию, которое, в свою очередь, зависит от характера истепени, негабаритности груза.
Для упрощения расчета провозных плат расстояния перевозокдо 11900 км разделены на пояса дальности. В действующем в нaстоящее времятарифном руководстве установлены следующие, пояса дальности:
от 1 до 50 км — один пояс;
51 — 100 км — 5 поясов по 10 км;
101 — 300 км — 10 поясов по 20 км;
301 — 600 км — 10 поясов по 30 км;
601 — 1000 км — 10 поясов по 40 км;
1001 — 1500 км — 10 поясов по 50 км;
1501 — 5500 км — 40 поясов по 100 км;
5501 — 11900 км -32 пояса по 200 км.
Пассажирские тарифы делятся на тарифы в дальнем ипригородном сообщении. При построении тарифов в дальнем сообщении их уровеньдифференцируется с учетом влияния таких факторов, как тип используемых дляперевозок вагонов, скорость перевозки, дальность поездки пассажира.
В отличие от грузовых тарифов, при определении пассажирскихтарифов в дальнем следовании сначала устанавливается базовый уровень тарифа,обеспечивающий минимальный уровень комфорта и соответствующий поездке в общемвагоне пассажирского поезда. При повышении уровня комфорта и скорости поездкиустанавливаются доплаты: за поездку в скором поезде, за поездку в плацкартномвагоне, купейном, спальном и т. п.
Пассажирские тарифы построены для расстояния перевозки от 1до 12420 км. Для упрощения расчетов этот интервал дальности перевозок делитсяна пояса дальности, причем по мере увеличения расстояния перевозки интервалыпоясов дальности возрастают. Это обосновывается тем, что зависимостьсебестоимости пассажирских перевозок и тарифов от расстояния перевозки являетсягиперболической: темпы снижения себестоимости по мере увеличения расстоянияперевозки снижаются.
1 Потребители товаров оказывают значительное влияние напринятие ОАО «РДЖ» решения по ценам. Отношения между ценами и количествомсделанных покупок по этим ценам можно объяснит двумя причинами. Первая состоитво взаимодействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая — в неодинаковой реакции покупателей различных сегмента рынка на цену, то естьдля людей малого достатка некоторые тарифы на перевозки могут быть не приемлемы,а для более обеспеченных социальных слоёв вполне нормальными.
2 Установление государством фиксированных цен на ОАО «РЖД»,то есть для организация не переступает прейскурант цен установленныхгосударством.
Регулирование государством цен посредством установленияусловий ценообразвания для предприятий. Такого рода ограничения осуществляютсяв формах:
3 Государственное регулирование цен на ОАО «РДЖ».
4 На решение по ценам на ОАО «РЖД» влияют и участникиканалов продвижения услуг организации от производителя до потребителя. Все онистремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить больший контроль заценами.
5 Перевозка грузов позволяет ОАО «РЖД» получать прибыль снаиболее удачной и современной формой продажи.
6 Важный элемент, влияющий на уровень цен, — конкуренция. Вданном случае это могут быть авиакомпании, и другие транспортные организации.