Введение В настоящее время проблема агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность
Резко возросла преступность среди молоджи. Появляются вс новые виды отклоняющегося поведения подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения
населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного
решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом вс это болезненно
переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию подростка, порождая тревожность и напряжнность, озлобленность, жестокость и насилие. Экономическое положение страны привело наше общество к серьзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространнности и многообразия форм агрессивности, преступности
и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм
и др Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молоджи. Появляются вс новые виды отклоняющегося поведения подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких
преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения подростков. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего
общества, где за последние годы резко возросла молоджная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточнный характер. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы.
Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящнных проблеме отклоняющегося поведения. В нашей стране уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению агрессивного поведения, педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С Алемаскина М.
А Антонян Ю.М Беличевой С.А Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д Дубровиной И.В Знакова В.В Иванова Е.Я Игошева К.Е Исаева Д.Д Исаева Д.Н Ковалва А.Г Кона И.С Кондрашенко В.Т Личко А.Е Миньковского Г.М Невского И.А Пирожкова В.Ф Платонова К.К Потанина Г.М Фельдштейна Д.И. и др.
Цель выявить и экспериментально проверить влияние агрессивного поведения подростков на классный коллектив. Объект исследования агрессивное поведение подростков. Предмет исследования влияние агрессивного поведения подростков на классный коллектив. Гипотеза агрессивное поведение подростков влиляет на классный коллектив. Задачи 1. Провести литературный анализ по проблеме исследования 2.
Выявить особенности поведения учащихся 8-х классов 3. Выявить влияние агрессивного поведения на классный коллектив 4. Подобрать методы и методики исследования 5. Провести анализ полученных данных 6. Разработать рекоментадции. Наше исследование проходило в средней школе 2 города Кыштыма. В эксперименте принимали участие подростки 8-А и 8-Г классов, общее количество учащихся составило 50
человек. В исследовании мы применяли метод тестирования подростков с помощью методики Басса-Дарки, метод анкетирования – методика Оценки отношений подростка с классом, и проективный метод методика диагностики тревожности А.М. Прихожан. Глава I. Теоретические аспекты агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Феномен агрессивного поведения в психолого-педагогической литературе
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, е природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии это то, согласно которому данное поведение по своей природе приемущественно инстинктивное агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально запрограмированы на подобные действия. Психоаналитический подход. Так в своих ранних работах
Фрейд утверждал, что вс человеческое поведение проистикает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия известная как либидо направлена на упрочнение, сохранение и упрочнение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия как таковая ни трактовалась как неотъемлимая, ни как постоянная и не избежная часть жизни 54, С.45-46 . Пережив опыт насилия первой мировой войны,
Фрейд постепенно пришл к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он предположил существование второго основного инстинкта, танатоса влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что вс человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, тонатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на
других. Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоонализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее утверждение о том, что агрессия берт начало из вражднных, инстинктивных сил, вцелом находило поддержку даже у этих критиков. Далее рассмотрим три взгляда с позиции эволюционного подхода на человеческое агрессивное поведение. Данные в поддержку этих теорий были получены прежде всего в результате наблюдений
за поведением животных. Три подхода, о которых пойдт речь, сходятся в признании того, что предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния естественного отбора 54, С. 17-21. Этнологический подход. К.Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно К.
Лоренцу, агрессия берт начало прежде всего из вражднного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего сведетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов.
Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Наконец, сильное животное лучше защищается и обеспечивают выживание своего потомства. Одно из наиболее любопытных следствий теории К.Лоренца состоит в том, что с е помощью можно обьяснить тот факт, что у людей, в отличии от других живых существ широко распостранено насилие в отношении представителей собственного вида.
Данный факт К.Лоренц истолковал как стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску самоуничтожения в свете того, что человеческая способность к насилию превалирует перед вражднными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Охотничья гипотиза А.Адри. Сценарист из Голливуда, археолог любитель, написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с популярной эволюционной теорией.
Адри утверждал, что в результате естественного отбора появился новый вид охотники Мы нападали, что бы не голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы адаптировались к охоте анатомически и физиологически. Эта охотничья природа и состовляет основу человеческой агрессии. Адри уверял, что именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с развитием
мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида. Социобиологический подход. Социобиологи предлагают более специфическое основание для обьяснения процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное поведение, то есть, гены приспособлены до токой степени, что вносят свой вклад в успешность
репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что индивидуумы скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены, проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агресивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наимение вероятно наличие общих генов. Таким образом, социобиологи убеждают нас в следующем агрессивность это средство,
с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех преимущественно на генетическом уровне в естественном отборе 54, С.43. Агрессивное побуждение фрустрация и агрессия. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим.
Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, побуждение остатся и может вести к агрессивным действиям, но при этом они будут нацелены
не на истинного фрустратора, а на другие абьекты, где агрессивные действия будут безнаказанны. Это общее положение о смещнной агрессии было расширено и пересмотренно Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, обьясняющую появление этого феномена 54, С.46 – 47. Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий,
например, как угрожающих или провакационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности. И последнее теоретическое направление которого мы коснмся, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе научения.
В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания 1 на то, каким путм агрессивная модель поведения была усвоена 2 на факторы, провоцирующие е проявление 3 на условия, способствующие закреплению данной моделиповедения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путм непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии.
Согласно взгляду на агресию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют постоянно совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы например, фрустрация. Теории же социального научения утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличии от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия е под контроль 20,
С.58 – 62. Анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях фрейдизм, бихевиоризм и др. отсутствует единое понимание термина агрессия. Так, например К.Бютнер понимает под агрессией чувства, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение 20, С.58. А.Басс разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда
встречаются одновременно. При этом, описывая агрессию, А.Басс и А.Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности. Так же заслуживает внимания точка зрения авторов полагающих, что вопрос выбора определения очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление.
Что бы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение. Не смотря на разногласия относительно определений агрессии, в настоящее время большинством принимается следующее определение Агрессия это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Необходимо определить и развести понятия агрессия и агрессивность. В первую очередь Н.Д. Левитов отмечает необходимость подчеркнуть различие между агрессивным поведением животного и человека первое понятие остается сугубо в рамках биологических закономерностей, в то время как агрессивное поведение группы людей или одного человека определяется социальными общественно-историческими условиями. Однако признания детерминированности агрессивными общественными факторами и, прежде всего
воспитанием не должно приводить к отрицанию биологического фактора в возникновении и развитии агрессивного поведения Многие аморальные формы поведения не входят еще в зону плохого, а те, что входят, могут допускаться в силу оправдывающих обстоятельств. Во-вторых, понятие агрессия – по существу, понятие описательное, и ничего не сообщает о причинах, мотивах агрессивного поведения стоит заметить, что агрессия у детей носит свою динамику, и обострение такого поведения отмечается именно в периоды кризисов личностного
развития, эмоциональной нестабильности ребенка. Как отмечает Бреслав Г.М Было бы методической ошибкой оценивать поведение ребенка с точки зрения этических критериев, ибо последнее предполагают наличие нравственного развитого самосознания, которого у детей нет 49, C.34. Изучение связи агрессии и ряда психологических состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания.
Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае – агрессивного. Н.Д. Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный – представляет собой ориентировку в ситуации ее понимание, также выделение объекта для нападения, идентификацию своих наступательных средств. Эмоциональный компонент характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя
утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент, по мнению Н.Д. Левитова, выражает в агрессивном действии все формальные качества воли целеустремлнность, настойчивость, решительность. В ряде случаев инициативность и смелость Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует выше указанных качеств . Возникая на самых ранних этапах развития ребнка, агрессия долгое время не осознатся в той
степени, в которой это не обходимо для регуляции поведения и часто отражает не способность адекватно оценивать ситуацию, а последствия своих действий, или неумение справиться с эмоциями. Интересно посмотреть на наш взгляд анализ проблемы морального поведения ребнка в известной работе Л.С.Выготского педагогическая психология . Развивая идеи культурно исторического подхода, Л.Выгодский подчркивает изменчивость, динамичность моральных представлений в обществе и утверждает,
что особенно сложны в этом отношении переходные периоды в жизни общества, социальных групп, народов. В результате ребнок на каждом шагу наталкивается на моральные кризисы, вызванные невероятным смешением различных культур. Л.Выготский отводит большую роль в воспитании чувств развитию умения владеть их внешним выражением, развитию сознательных движений и управлению ими. Следующим высказыванием к этой теме является мысль
Т.Г.Румянцевой методические и концептуальные основания теорий человеческой агрессии все еще не соответствует довольно высокому уровню развития современной философии, в силу чего значительная часть теорий дает основания утверждать, что проблема человеческой агрессии по своей сути является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. С которым мы вообще-то полностью согласны Исходя из этого последнего высказывания, нам кажется, что было бы актуальным далее осветить некоторые
психологические теории детской агрессивности 48, С. 101 . Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу.
В целом же, изучение биологических корней агрессивного поведения ведется в следующих направлениях изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности изучение влияния гормонов на агрессивное поведение изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения изучение влияния свойств темперамента, в частности – возбудимости на агрессивное поведение индивида 17, С. 134. Д. Олуэйз 1987 г исследуя связь между содержанием тестостерона в крови
и уровнем физической и вербальной агрессии, заключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спровоцированной агрессией – и косвенно не спровоцированной. Агрессивность современных подростков является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определнные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребнка людей родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создат трудности и для самого ребнка, в его взаимоотношениях с окружающими.
Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребнка, ведь проявление ребнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьзного неблагополучия в ходе его развития . Агрессивность определяет не только нынешнее положение ребнка в системе общественных связей и отношений, е влияние на развитее личности носит более долгосрочный характер. Исследования показывают, что агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того,
что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков и юношей. Так установлено, что подростки отличающиеся высоким уровнем агрессивного поведения и тенденцией к избежанию социальных контактов, испытывают затруднения в учебной деятельности, слабо успевают в школе, имеют низкий уровень интеллектуального развития, плохо адаптируются. Трудности, которые испытывают такие подростки, объясняются характерным для них отрицательным самовосприятием,
преувеличением, торможением активности. Агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте оказывает влияние не только на отношение ребнка с окружающей действительностью, но и определяет развитее всей его личности, различных е сторон. Освещая первые исследования детской и подростковой агрессивности, которые проводились в нашей стране в 20 – 30-е годы, данная проблема так и не была раскрыта т.к. проходила в русле педагогического исследования детского развития.
Педология в детской психологии в тот период ставили перед собой задачу разработать методы воздействия на психику, воспитания и перевоспитания детей. При этом в поиске наиболее адекватных способов обучения и воспитания ребенка большее внимание уделялось диагностике индивидуальных особенностей личности, уровню развития интеллекта, способностей, а так же исследования возникновения трудностей и отклонения в развитии личностей, в частности тревоги и агрессивности 11,
С. 120. 1.2. Особенности агрессивного поведения подростков Первые попытки объяснения развития агрессивности детей и подростков были предприняты в психоаналитическом направлении. А.Фрейд, разделявшая взгляды своего отца на противоборство сексуальных и агрессивных инстинктов, выделяет несколько фаз в развитии агрессивности, соответствующим либидным фазам оральная агрессивность, анальный садизм и т.д. С другой стороны, А.Фрейд, занимавшаяся психоанализом, рассматривает агрессию
как один из механизмов защиты инстанции Я. В соответствии с этим она считает, что агрессия есть проявление тревоги и страха, которые испытывает Я в отношении как прошлых, так и предполагаемых событий. Агрессия возникает в тех случаях, когда возникает угроза реальная или минимальная для Я ребнка. Прибегая к агрессии, ребнок пытается совладать с испытываемой им тревогой. Механизмом такого поведения, по мнению А.Фрейд, выступает идентификация с агрессором, воплощая, принимая
его атрибуты, ребнок преображается из того, кому угрожает, в того, кто угрожает. Агрессивные устремления ребнка, таким образом, носят упреждающий характер по отношению к объекту тревоги 14, С. 78. Основатель индивидуальной психологии А.Адлер, причину подростковой агрессии усматривал в том, что на протяжении всего своего развития ребнку присуще чувство неполноценности. Он переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить,
должен опираться на родителей. Не зрелость подростка, его не уверенность в себе и не самостоятельность, приводят к болезненному переживанию своего подчиннного положения по отношению к более сильным людям в семейном окружении. Это рождает чувство неполноценности, обозначая начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. В результате возникает фиктивная идея и целевая установка на превосходство.
Итак, в понимании А.Адлера, агрессия является способом достижения цели превосходства, инструментом преодоления чувства ущербности 4, С.67. Идея о том, что в основе подростковой агрессии лежит страх, разделяется многими психоаналитиками. К.Бютнер называет две наиболее частые причины агрессии в подростковом возрасте Во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение.
Стоит заметить, что в детском и подростковом возрасте бессознательные, агрессивные импульсы проявляются не прямо, а косвенно, находя сво выражение в фантазиях, играх, содержание которых может быть подвергнуто анализу с целью выявления защитных механизмов, к которым прибегает Я ребнка. В эпигенетической концепции Э.Эриксона, враждебность человека связывается с не сформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Согласно
Эриксону, степень развития у ребнка чувства доверия к другим людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы 20, С.62. В теории социального научения Б.Ф.Скиннер, А.Бандура подчркивается, что агрессия в подростковом возрасте является приобретнным, социально – обусловленным поведением. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических
внутренних сил на влияние окружения социально когнитивная теория А.Бандура. Причины функционирования человека нужно, по его мнению, понимать в терминах непрерывного воздействия поведения, познавательной сферы и окружения. Механизмами формирования агрессии выступают 1. Подкрепление агрессивного поведения со стороны других людей 2. Научение посредством наблюдения 3. Самоподкрепление.
Моделями агрессивного поведения могут выступать как живые примеры родители, др. люди, сверстники, так и символические образцы, представляемые СМИ телевизор, реклама и т.д Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х под руководством А.Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии психоанализу и бихевиоризму.
Наиболее известными приверженцами гуманистического направления являются Э.Фромм, К.Роджерс, Р.Мэй и др. Маслоу и др. полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь осмысленной и насыщенной. Он предположил, что все потребности человека врожднные, или инстинктивные 1. Физиологические потребности 2. Потребности в безопасности и защите 3. Потребности принадлежности и любви 4.
Потребности в самоуважении 5. Потребности самоактуализации личностного совершенствования. Что касается подростковой агрессии, то физиологические потребности и потребности безопасности и защиты быть удовлетворены прежде, чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. Если этого не происходит, у подростков вырабатывается защитная реакция в форме агрессивного поведения, за счт которого они могут хотя бы частично реализовать свои потребности, например во внимании,
любви и т.д. данная закономерность ярко прослеживается в неблагополучных семьях 50, C.21. В работах, посвящнных изучению развития неврозов в детском и подростковом возрасте, агрессия рассматривается как неадекватный способ реагирования в трудных ситуациях. При невротическом развитии личности агрессивность выполняет защитную функцию, предохраняя от травмирующих переживаний, угрожающих его эмоциональному благополучию.
При психических нарушениях развитие агрессивности определяется не только конституциональными особенностями индивида, наследственностью, но и влиянием социально психологических факторов. Формирование агрессивности в детском и подростковом возрасте обусловлено многими факторами. На агрессивность в подростковом возрасте оказывают влияние особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками
и телевиденьем. Некоторые аторы указывают на определнную зависимость агрессивности подростка от структуры семьи. Имеются данные, сведетельствующие о том, что агрессивные дети происходят из многодетных семей или не полных. В частности двухлетние дети чъи оцы умерли до их рождения и воспитываются одними матерями, более агрессивны, чем их сверстники, имеющие отцов 17, С.89. Агрессия подростка может являться реакцией на развод родителей.
При этом, способы реагирования на ситуацию различны, в зависимости от пола и возраста подростка. Отмечается, что конфликты родителей до и после развода, их раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с подростком, так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении подростка. Агрессивные проявления подростка могут выступать как ревность по отношению к другим членам семьи, чаще всего к братьям и сстрам.
В основе такой агрессии лежит стремление получить внимание родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания, отличаются следующие недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное отношение к агрессии, безразличное отношение к детям 27, C 85. А.Болдуин выделяет три стиля воспитательной практики родителей демоктатический, контролируемый и смешанный. В семьях с демократическим стилем воспитания подростки отличаются умеренно выраженной способностью
к лидерству, агрессивности, социальной активности и т.д однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия. При контролируемом и смешанном стиле воспитания подростки неагрессивны и послушны. Так же отмечается, что при авторитарном стиле воспитания, отличающимся холодным отношением к детям родителей, у подростка формируется агрессивность. Исследователи, занимающиеся проблемой детской агрессии пытаются выделить отдельные параметры воспитательских действий родителей, ведущие к формировании агрессии
в детском возрасте. В исследовании, проведнным А.Бандурой и Р.У. Уолтерсом, было установлено, что отлечительной особенностью воспитательной практики родителей, имеющих агрессивных сыновей, является непоследовательность в предъявлении требований поощерение агрессии в не дома и использование суровых наказаний за проявление агрессии против себя. В этом же исследовании показано. что фрустрация потребности в зависимых отношениях с родителями вызывает
у детей враждебность и недоверие которое распостраняется на других взрослых и сверстников, что ещ больше усугубляет процесс социализации 8, С.134. Подводя итог, можно сказать, что попустительский стиль воспитания ребнка, вседозволенность и отсутствие контроля за подростками со стороны родителей, как и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у подростка. Стоит заметить, что к агрессивному поведению могут привести как личностные особенности подростка, так
и особенности ситуации, в которой он находится. Важной представляется проблема связи агрессивности в детском возрасте с подобными тенденциями в более позднем возрасте. Также агрессия тесно связана с проявлением чувства ревности, ненависти, зависти, обиды, злости, страха, гнева. Необходимо отметить важность первого эмоционального опыта, полученного ребенком в детстве, который затем переносится на более далекое время. Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то
есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда объяснение, подростками некоторых асоциальных действий чувство радости преодоления опасности, полученное в процессе совершения кражи. Так Л.С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для подростка потребностей или конфликт между ними. Однако наблюдаемая в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения подростка
в мир социальных отношений, приводит к тому, что взрослый лишает его права на так называемые негативные эмоции или формы поведения гнев, страх, агрессия и т.д. Таким образом, большое значение имеет изучение подростков, у которых в связи с неудовлетворенностью каких либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.
Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях. Новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения своих усыновленных детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу. Д. Олуэйз 1987 г исследуя связь между содержанием тестостерона в крови и уровнем физической и вербальной
агрессии, заключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спровоцированной агрессией – и косвенно не спровоцированной. В дальнейшем было выяснено, что скорее не гормоны влияют на агрессивное поведение подростков, а проявление агрессии вызывает усиленную их секрецию Мазур, Лемб 1980. Н.Д.Левитов, рассматривая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивает наличие связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы и при слабом действии
активного торможения. Поскольку свойства нервной системы передаются по наследству, может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабо контролируемой возбудимости. Отмечая тот факт, что оборонительный рефлекс является врожденным, автор предполагает, что могут быть и те задатки к наступательным действиям, которые в зависимости от общественных условий развиваются как в социальную оправданную боевитость, так и во враждебную агрессивность .
Половые гормоны и особенно тестостерон, в какой-то степени, действительно, замешаны в преступлениях, связанных с применением насилия. Однако специальные исследования показали, что степень их влияния довольно ограничена и если такая связь и существует, то она весьма слаба. Гораздо вероятней, что любая ассоциация между половыми хромосомами и агрессивным поведением подростка при ближайшем рассмотрении может оказаться следствием недостаточного интеллектуального развития, которые
не редко сопутствуют аномалиям половых хромосом. Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы так же оказывают серьзное влияние на подростковое поведение. Иначе говоря, всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на нейрогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия.
Таким образом, правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга 54,С.37. Исследования показали, что большое влияние на агрессивное поведение подростков оказывает жестокое обращение с ними. В психологической литературе выделены 4 формы жестокого обращения с детьми физическое, сексуальное,
психическое эмоциональное насилие и пренебрежение основными нуждами ребнка, моральную жестокость. Негативным по своим последствиям оказываются не только использование физических наказаний, но и психическое насилие, выражающееся в не принятии и критике подростка. Такое отношение приводит к большему развитию агрессивности 50, С.19. Исследователи, занимающиеся этой проблемой, подчркивают, что строгие и физические наказания оказывают
негативные последствия на развитие личности подростка. Во-первых, наказывая, родители показывают пример агрессивного поведения, который может усваиваться детьми как способ воздействия на других, как проявление силы и власти, особенно по отношению к тем, кто слабее. Во-вторых, наказание приводит к отчуждению, формирует негативное к ним отношение. Подросток замыкается в себе. В-третьих, слишком суровое наказание может приводить к тому, что он может
забыть, за что его наказали, тяжлые переживания заслонят причины, оставив лишь тяжлый осадок по поводу самого переживания. Наказание может быть эффективным тогда, когда будут понятны причины его негативных поступков. Эффективность наказаний так же определяется рядом условий 1 последовательностью применения, 2 минимальным разрывом во времени между наказанием и совершением поступка, 3 разъяснением смысла наказания и сохранение позитивных отношений между наказывающим и наказываемым,
4предложению альтернатив агрессивному поведению со стороны наказывающих. При этом наказание ни в коей мере не должно представлять собой насилие над личностью подростка. Помимо родителей и их работой над агрессией своих детей, примером негативного поведения могут служить братья и сстры. Ориентируясь на их пример, общаясь и играя с ними, дети могут копировать или усваивать агрессивные способы поведения. Отмечается, что дети более агрессивно настроены против единственного
брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Большое значение имеет возраст ребнка выступающего зачинщиком в драках и ссорах. Чаще всего конфликт начинают младшие дети, уверенные в том, что родители примут их сторону. Наказывая старшего ребнка, родители тем самым подкрепляют агрессию младшего, который будет себя вести так же и в следующий раз, осознавая свою безнаказанность.
Такого не происходит, если родители по возможности стараются не вмешиваться в ссоры своих детей. Подросток усваивает агрессивное поведение, посредством наблюдения, выделяя случаи, когда агрессия оказывается эффективным способом в достижении цели, в воздействии на других. В ситуации изоляции группой сверстников, весьма вероятно, что он будет принят в другой группе подростков, таких же, как он и где агрессия будет являться приемлемым стилем поведения.
Во многом поведение наших детей определяется их сверстниками. Установлено, что сверх агрессивные подростки, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других подростков, становятся менее агрессивными. Пассивные же подростки остаются такими же. Отмечено, что существуют индивидуальные различия в усвоении агрессии, демонстрируемой сверстниками, и не всегда подростки, подвергающиеся агрессии со стороны других подростков, становятся агрессивными.
Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у подростка представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах е применения, в том числе и ответной. Приемлемость не приемлемость тех или иных форм агрессии соразмерность агрессии действиям обидчика усваивается подростком не только на примере других, но и на собственном опыте, в кругу сверстников, когда подросток сталкивается с проявлением агрессии по отношению к себе 54,
C.164. Хочется вс же отметить, что изучение влияния моделей поведения на особенности агрессивности подростка показывает, что примеры взрослых, оказывают на него более сильное, продолжительное и глубокое воздействие. Не мало важную роль в формировании поведения подростка принадлежит средствам массовой информации. Просмотр детьми телевидения, видеопродукции, комиксов изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем позитивное, влияние на поведение и личность подростка и имеет ряд отрицательных
по своему воздействию последствий. Прежде всего, подросток учится новым, не известным ему формам агрессивного поведения. Особенно это относится к подросткам, которые подсматривают способы издевательства над людьми из фильмов. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы. Если это можно взрослому или другому подростку, почему и я не могу так делать Тем более что в большинстве фильмов герои, действующие агрессивно, не только не подвергаются наказаниям,
но и порой оказываются в выигрыше, по сравнению с менее агрессивными персонажами. Так же у подростка вырабатывается толерантное отношение к показываемому ему насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессии. И если в начале кадры насилия могут вызывать у подростка страх и ужас, то потом лишь безразличное отношение к жертвам, или даже одобрение действий агрессора. Большое количество насилия и агрессии, увиденные на экране детьми приводит к снижению чувствительности
к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека. Подросток не задумывается над тем, что ситуации в фильмах вымышленные, что в реальности люди не решают свои проблемы с помощью кулаков, оскорблений, что стрельба и погоня встречается в жизни намного реже, чем в кино. Лгкость, с которой герои боевиков расправляются со своими врагами, только кажущаяся, ребенок же этого не понимает, как и то, что на самом деле все это опасно для жизни.
Однако, не смотря на это, средства массовой информации остаются одним из самых спорных источников обучения агрессии. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов вс же остатся не выясненным степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа вс же оказывает какое-то влияние, однако сила его остатся неизвестной 54, С. 301. 1.3. Влияние агрессивного поведения подростков на классный коллектив
Фрустрация состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетности усилий, прилагаемых для ее достижения. Из-за фрустрации в группе подростков разлаживаются межличностные отношения, нередко возникают конфликты, стычки. Одна из реакций на фрустрацию агрессивные действия. Они возникают тогда, когда внутренняя напряженность ищет внешней разрядки.
Объектом агрессивности фрустрированного, раздраженного подростка может стать все, что окажется под рукой в данный момент, в том числе и другой одноклассник и даже учитель, раздражающий или не способный дать отпор. Агрессивные реакции порожденные фрустрацией, могут быть направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. В таких случаях объектами агрессии становятся подростки и люди, принадлежащие к другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.
Если агрессия оказалась вымещена на каком-то объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею психологическая напряженность сама собой спала, то следующей типичной психологической реакцией становится апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть различными. Но чем больше группа подростков приближается к высокоразвитому коллективу, тем быстротечнее и менее выражено это состояние67, С. 235 Рассмотрим более подробно как влияют агрессивное поведения подростков
на отношения в школьном коллективе. Не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда ученик, занимавший в одном классе высокое положение, при переходе в другую школу и даже другой параллельный класс сталкивался с агрессивным поведением по отношению к нему одноклассников. Те качества, которые в одном классе оценивались как положительные, например стремление хорошо учится, принципиальность в отношениях с товарищами, вежливость к педагогам, в новом классе воспринимались как
стремление выслужиться перед учителем, карьеризм и т.д. Киевский психолог В.М. Галузинский установил, что изоляции и агрессии в классах чаще подвергались отличники за то, что они не давали списывать домашние задания. В число изолированных попали и те ребята, которые протестовали против затеваемой шалости, срыва урока и т.д. Все исследователи подчеркивают, что в относительно более организованных классах подвергающихся
агрессии , изолированных детей намного больше, нежели в классах менее организованных. С одной стороны сам по себе факт свидетельствует о том, что в классе выработалось устойчивое общественное мнение. Главное в такой ситуации не спешить учителю выносить на суд ученической общественности поведение отдельных детей, это обеспечит положительный климат для ребят, уменьшит вероятность конфликта, агрессивных выпадов 66, С.175-177 Учитель в таких случаях надеется, что наделенные отрицательными качествами подростки,
отверженные склонят голову перед мнением большинства и немедленно исправятся. Однако психологи утверждают, что это не так. Можно считать установленным, -пишет А.В. Киричук что коллектив как полноценный инструмент индивидуального развития личности лишь тогда, когда положение ребенка в системе личных взаимоотношений благоприятное, когда статус достаточно высок. Если же учащийся по тем или другим причинам попал в неблагоприятное положение, коллектив перестает
быть заметным в его формировании. Бывает и так, что сам учитель может стать причиной появления в классе детей подвергающихся агрессии со стороны класса, так и детей имеющих явную склонность к автократии, эгоизму агрессивному поведению. Хорошо известно, что авторитет учителя бывает выше авторитета отца, матери, старших братьев и сестер, хотя чем старше становится подросток, тем авторитет учителя менее значим. Критерии оценки учителем учеников ограничиваются, как правило, тремя показателями успеваемостью,
дисциплиной и внешним видом школьника. Но такая оценка личности ученика, чаще всего может быть ошибочной. Плохая успеваемость может быть вызвана слабой подготовкой в младших классах, низким культурным уровнем семьи или отсутствием квалифицированной помощи при выполнении домашних заданий. Но такой, с трудом усваивающий материал, подросток может быть щедрым, ласковым, добрым, а непоседа, действующий на нервы учителя, может обладать либо не очень здоровой нервной системой, либо соответствующим
темпераментом. А неряшливого подростка просто не научили родители следить за собой и он тоже может быть добром, отзывчивым. Порицания, осуждения, нотации, упреки, а порой и окрики учителя делаются в присутствии класса, который с готовностью подхватывает учительские оценки, переносит в свой эмоциональный фонд. Так появляются агрессивно настроенные, изолированные подростки. Неблагоприятное положение некоторых отличников объясняется подогреваемым педагогам индивидуализмом,
сознанием своей мнимой исключительности, приводящей порой к вседозволенности, агрессивному поведению по отношению к неуспевающим. А.Ф. Никитин, изучавший противоположную категорию учащихся трудных подростков, отмечает их неуважительное, пренебрежительное и агрессивное отношение к учителям как носителям требований, отвергаемых трудными и к отличникам, проявляющим к ним негативное отношение. И так эмоционально-оценочное отношение учителя к отдельным ученикам определяющееся успеваемостью, дисциплиной
и внешним видом, оказывается не редко ошибочным и вызывает ответную негативную реакцию агрессивность, недоброжелательность, пропуски уроков. В старших классах, во взаимоотношениях на первый план выдвигаются верность в дружбе, готовность прийти на помощь, умение хранить секреты, самостоятельность, инициативность, богатство фантазии, ровный характер, привлекательная внешность особенно у девочек. Чем взрослее школьник, тем больше расходятся критерии его отношения к товарищам и критерии отношения
к ним педагога. Причем у ребят не только расширяется набор оцениваемых черт личности, но трансформируется и содержание остающихся в какой-то мере общими для учителей и ученика критериев. Это особенно важно и интересно проследить на примере отношения школьников друг к другу в связи с успеваемостью. Так, педагог А.Б.Ценципер пришел к выводу, что наряду со многими другими качествами успехи в учении и отношении к учению, играют немаловажную роль. Я.Л.
Коломинский устанавливал связь между положением ученика в системе межличностных отношений и его и его успеваемостью. Общий вывод совпал с выводом А.Б. Ценципера связь действительно существует. На возрастном этапе с шестого по десятый класс половина подростков занимает в системе личных взаимоотношений положение, которое не соответствует их успеваемости то есть во всех классах есть мало учеников, выбирающих своего одноклассника, несмотря на его низкую успеваемость.
Не мало важно и то, что среди подростков, занимающих две последние, самые низкие ступеньки лестницы в системе межличностных отношений, довольно много отличников и хорошо успевающих. Как отмечают психологи, качество учебы никогда не является мотивом осуждения. Таким образом, не ставя под сомнение в среднем лучшее положение хорошо успевающих подростков на всех этапах обучения, следует внимательно присмотреться к тому , как меняются мотивы их выбора и оценки товарищами.
Является ли сама по себе успеваемость залогом возникновения агрессивного поведения либо положительного эмоционального отношения Даже немногие приведенные данные позволяют ответить на этот вопрос отрицательно. Для школьника главным становится готовность хорошо успевающего ученика оказать помощь товарищу, то есть уже не его чисто интеллектуальные достоинства, связанные с овладением знаниями, а моральные достоинства, хотя, безусловно, существенное значение имеет и то, что отличники и хорошо успевающие ученики наделены
добрыми человеческими качествами в большей мере, чем двоечники 64, С. 133. Нет сомнения, что агрессивное поведение провоцирует расслоение класса на выбираемых и пренебрегаемых, а оно порой не только не смягчается, но и усугубляется учителем. Усугубляется из-за того, что он и ученики при оценке человеческих достоинств пользуются разными критериями и порой критерии учителя уже, более ограниченны и менее адекватны истинной ценности личности, чем критерии
самих, в первую очередь старших, обладающих уже собственным опытом ребят. Учитель это вовсе не нейтральная фигура в установлении дружеских отношений между подростками, в устранении агрессии направленной на товарищей или самого учителя. Известный психолог А.А. Бодалев справедливо замечает, что общение учителя с учениками и учеников между собой, является таким видом взаимодействия, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и
поведением всегда оказывают сильное влияние на суждения и чувства друг друга, причем в то время как один из них, вступая в контакты с окружающими, без всяких особых усилий создают у людей хорошее отношение к себе, другие в силу выработавшейся у них манеры общения вносят напряженность и даже могут спровоцировать агрессивные действия у вступающих с ними в контакты людей. Это касается и отношений между учителем и учащимися.
Есть учителя, для которых пути к деликатному, осторожному, требующему чуткости и внимания вмешательству в личные отношения ребят прочно закрыты. Конечно, при таком, как называет это состояние психолог Л.С. Славина, смысловом барьере преобразовать межличностные отношения ребят учитель бессилен. Довольно точно отражает ситуации, иногда складывающиеся в школьной жизни стили педагогического руководства 66, C.181. Учителя, отличающиеся демократическим стилем руководства, прислушиваются к критическим высказываниям
учащихся, их установка на учащихся положительная. При непосредственном взаимодействии с учениками они пользуются на только прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию. Такой учитель избегает фрустрации подростка состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи, с тщетностью прилагаемых усилий, а как уже упоминалось, одна из реакций на фрустрацию агрессивные действия. Учитель авторитарного стиля обращается главным образом к способам воздействия, основанным
только на отношениях руководства подчинения. Он стремится к единоличному и безусловному управлению классом и устраивает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований. Такой учитель исходит из тех прав, которые дает ему положение учителя, но не редко пользуется этими правами без учета ситуации, не обосновывая свои действия перед учащимися. Эти учителя как правило весьма критично и часто недоброжелательно относятся к слабо успевающим ученикам,
провоцируют конфликт, агрессивной реакцией подростка порча школьного, классного имущества, воровство и т.п Учитель, поддерживающий стиль невмешательства, терпимо относится ко всем перипетиям школьной жизни, не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет инициативы в организации тех или иных мероприятий. Ему свойственны колебания решения он принимает под давлением или администрации сверху или школьников снизу. Такой учитель не может предотвратить либо устранить возникшую внутреннюю напряженность
в классе, которая требует внешней разрядке, что естественным образом приводит к агрессивному действию подростка либо группы подростков. Стиль педагогического руководства, как показывают исследования психологов, порой прямо, порой косвенно, посредством формирования определенных черт личности школьников, оказывает большое влияние на характер межличностных отношений в классе. Так, состояние спокойного удовлетворения и радости чаще возникает у учащихся тех классов, во главе
которых стоит воспитатель, придерживающийся демократических принципов. Когда же воспитатель – личность авторитарная, у школьников нередко появляется состояние апатии, возникающей как следствие агрессии, уже вымещенной на каком-то объекте. А переживание гнева и злости чаще отмечается, когда воспитатель непоследователен, то есть принадлежит к числу либералов. Причем особенно тяжелое и гнетущее влияние авторитарный стиль руководства оказывает
на тех ребят, которые чаще всего оказываются в категориях не принятых и изолированных, и особенно на отстающих в учебе школьников. Т.Н. Мальковская отмечает, что при длительном сотрудничестве с учителем авторитарного стиля у учащихся развиваются отрицательные свойства, такие как пассивность, трусость, неуверенность в себе, агрессивность 66, С.182. Выводы по главе I 1. Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, включают в себя биологическое и психологическое
направление суждений и исследований. Биологические модели обращены к эволюционным и генетическим принципам толкования агрессии. Согласно биологическому подходу, агрессия возникла как адаптивная форма социального поведения в процессе эволюции. Этологический подход трактует открытое проявление агрессии как функцию внутренней агрессивной энергии. Генетика поведения говорит о том, что склонность к агрессивным поступкам, определяется генетическими факторами. Первые психологические модели агрессивного поведения тоже рассматривают
агрессию как врожденную предрасположенность к определенным родам реакциям. Выдвинутое Фрейдом предположение о том, что агрессия инстинкт, действующий согласно принципу удовольствия, дало толчок для развития фрустрационной теории. Агрессия побуждается желаниями преодолеть фрустрацию. Более поздние психологические подходы расширили понимание взаимосвязи агрессии и фрустрации. 2. Обзор литературы в теоретической части курсовой показал то, что единой точки зрения на источник
агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того мало изучен такой аспект агрессии, как е устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положение м в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.
Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
3. Нет сомнения, что агрессивное поведение подростков, отрицательно влияет на отношения в школьном коллективе агрессивное поведение как следствие фрустрации, может быть направленно не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения подростков. В таких случаях объектами агрессии становятся подростки, учителя и просто посторонние люди, принадлежащие к другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания. Агрессивное поведение учащихся также может провоцироваться и стилем педагогического
руководства, как показывают исследования психологов, порой прямо, порой косвенно, оно оказывает большое влияние на характер межличностных отношений в школьном коллективе.