План
Введение
Глава I. Экономические и организационные основы малого и среднегобизнеса
1.1 Предпринимательство – стратегический факторэкономического развития малого и среднего бизнеса.
1.2 Экономическая сущность предпринимательства.
1.3 Предпринимательство как экономическийпроцесс.
Глава II. Экономические цели деятельности малого предприятия
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности
2.2. Конкурентоспособность предприятия
2.3 Предпринимательский риск.
Глава III. Деятельность малого и среднего предпринимательства вКазахстане.
3.1 Особенности развития малого исреднего бизнеса в Республике Казахстан
3.2 Проблемы малого и среднего предпринимательства
3.3 Принципы государственной поддержкималого и среднего предпринимательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство,которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своегоимени, на свой риск, под свою имущественнуюответственность деятельностьфизических лиц, направленных на получение прибыли.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что осуществляемые, в нашейстране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивостиявились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решаетосновные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показываетопыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике,его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса,на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительныхрабочих мест, т. е. Решает многие актуальные экономические, социальные и другиепроблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержкумалому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты.Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам.Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос — насколько мыпродвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима системастратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности иответственности.
Главное условие нашего устойчивого движения вперед — это сплоченностьнашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев игрупп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Этостанет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребностиобщества и различных групп населения, верно определять приоритеты иобеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства сотдельными группами населения и частным сектором. (Послание Президента«Казахстан — 2030»)
Целью данной работы является дать характеристику сущности малого предпринимательства,показать его преимущества и определенные недостатки. Предпринимательская деятельностьявляется самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан,направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть экономические иорганизационные основы малого и среднего бизнеса
2. Выявить экономические целидеятельности малого предприятия
3. Рассмотреть особенности, проблемы ипринципы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения,списка использованной литературы.
Глава IЭкономические иорганизационные основы предпринимательства
1.1 Предпринимательство- стратегический фактор экономического развития.
Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развитияи достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формированиецивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве Казахстана,во всех сферах и отраслях производства, на каждом предприятии и в их объединениях.
Чтобы войти равным партнером в мировое хозяйство и мировой рынок, нужно сформироватьпредпринимательский тип воспроизводства в стране. Но и сам процесс создания воспроизводствапредпринимательского типа невозможен в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современныйуровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всехотраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке,используя преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства,которыми располагает в данное время Казахстан. Казахстан обладает богатыми основнымифакторами – природными ресурсами, но этого недостаточно для конкурентоспособностина мировых рынках. Чтобы иметь национальные издержки производства ниже мировых,необходимо экономное природопотребление. Это требует наличия особой производительнойсилы предпринимателей – и ее реализации в деятельности.
Предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явитсяодним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса на путь устойчивогоэкономического развития и входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношенийв мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержаниепредпринимательства.
В экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательствапрежде всего в сфере производства, казахстанские «предприниматели» заняты преждевсего в посреднической сфере – торговле, банковском деле и т.д. До сферы производстване доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания,квалификация и пр. Такой путь становления предпринимательства – это зацикливаниена первоначальном пути его становления. В данном случае предпринимательство не становитсяфактором подъема экономики, а ведет к разбазариванию природных, трудовых, интеллектуальныхи других ресурсов страны.
Для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающихсоответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом.
Конечно, для того, чтобы выжить в этой обстановке, приходиться учится и тому,как скрыть свои истинные доходы, иметь успех в спекулятивной деятельности, адаптироватьсяв криминальной, коррупционной, перераспределительной и другой атмосфере. Но такая«наука» не способствует формированию подлинных предпринимателей, способных получатьустойчивый, высокий предпринимательский доход, а предпринимательским структурамбыть устойчиво конкурентоспособным на региональном, национальном и мировых рынках.Именно предпринимательский доход является важнейшим внутренним источником развитияэкономики, и вследствие этого подлинные предприниматели являются той производительнойсилой, которая превращается в стратегический фактор развития национальной экономики.
1.2. Экономическая сущность предпринимательства.
Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений.Представители первого направления связывали предпринимательство с риском.Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р.Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающийпредвиденьем и способностям к риску и реализацией их с целью получения дополнительногодохода. Он может заниматься деятельностью в любом моменте воспроизводства: процессепроизводства, обмена, потребления.
Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать свзглядами Ж.Б. Сэя и А. Маршалла. Они доказывали, что основная функция предпринимателязаключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производстваи получать предпринимательский доход.
Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательстваЙ. Шумпетера. И это третье направление в создании теории предпринимательства являетсянаиболее обоснованным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основнойпроизводительной силой экономического развития. Экономическая система саморазвиваетсятогда, когда в ней непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства.Новые комбинации заключаются: в изготовлении неизвестного потребителем блага, внедренииновых способов воспроизводства, освоении новых рынков или новых сегментов рынка,получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда ит.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинациив процесс воспроизводства, Й. Шумпетер определил как предпринимателей.
Анализ показывает: в развитых странах малое предпринимательство ценно, преждевсего, своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы вэтих странах играют роль в развитии наукоемких высокотехнологических производств,в быстром освоении новшеств.
Таким образом, предпринимательство – это особая система хозяйствования, основаннаяна специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватыватьвоспроизводство в целом, или какой – то отдельный момент воспроизводства, обмена,распределения, потребления с целью получения предпринимательского дохода.
Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании.Предпринимательство представляет собой процесс в рамках воспроизводства. Основнымего фактором является способность предпринимателя по – новому комбинировать ресурсыили факторы воспроизводства – рабочую силу (труд), капитал, землю. Способности предпринимателяосуществлять новые комбинации факторов зависят, прежде всего, от его личностныхкачеств. К ним относятся, прежде всего, способности: продуцировать новые производственныеили коммерческие идеи, давать им оценки с точки зрения возможности получения предпринимательскогодохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращатьих в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать,с большей вероятностью прогнозирую дополнительный доход от риска.
Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала,так и в менеджера, специалиста, наемного работника. Предприниматель может такжеперсонифицироваться как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства,так и в целых коллективах. Пока индивидуум или коллектив ведут инновационное воспроизводство,используя свои инновационные способности с целью получения предпринимательскогодохода, они являются предпринимателями.
1.3. Предпринимательство как экономический процесс.
Предприниматели реализуют свои предпринимательские способности в предпринимательствекак в экономическом процессе. Сущность заключается в том, что это процесс созданияпредпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной рисковойдеятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя методами.Первый метод заключается в снижении индивидуальных издержек производства.Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства,общественно необходимо рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предпринимателиснижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнениюс общественными издержками производства и с теми бизнесменами, кто ведет воспроизводствостационарными методами. В следствие этого они получают кроме обычной прибыли ещеи дополнительную прибыль, предпринимательский доход.
Второй способ предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель,имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами,может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массутоваров, он может, даже при более низкой цене, получить дополнительный доход.
Предпринимательский доход может быть получен, когда в результате нововведенияпроизводиться наиболее качественный товар. В таком случае предпринимательский доходможет быть получен за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемоготовара.
Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент может обеспечитьреализацию основной цели – получение устойчиво оптимального размера предпринимательскогодохода, — если его основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативноеуправление, использование персонала, экономический контроль) будут ориентированына стратегию развития, на на постоянные изменения внутри предпринимательских структур,на адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует инноваций и риска.Основная задача менеджмента – управление сложной ситуацией.
Стратегический менеджмент инноваций требует, прежде всего, непрерывного анализафункционирования предпринимательских структур и их окружения. Анализ окружения производитьсяс целью определения своих шансов на успех от инновационной рисковой деятельности,с одной стороны, ухода или уменьшения неблагоприятного воздействия многочисленныхвидов риска на конечные результаты предпринимательской деятельности, с другой стороны.При этом производиться анализ как глобального, так и непосредственного предпринимательскогоокружения. К первому виду окружения относятся экономические, правовые, политические,социальные, технологические, региональные и другие рамки предпринимательской деятельности.Ко второму – поставщики, покупатели, потенциальные конкуренты, их возможности обновленияпродукции, интенсивность конкуренции, возможности промышленной кооперации и интеграциии т.д.
В соответствии со стратегией менеджмента разрабатывается соответствующаяорганизационная структура фирмы, а также производится подготовка и определяетсямотивационный механизм стимулирования ее персонала. И, наконец, необходимо иметьстратегический контроль, охватывающий весь экономический процесс. Таким образом,экономический процесс предпринимательства органично переплетается с менеджментоминноваций и риска.
Глава IIЭкономические цели деятельности малого предприятия
2.1 Прибыльность предпринимательской деятельности
Принципами экономического и социального управления предпринимательства являютсяприбыльность, эффективность, управление конкурентоспособностью предприятия ипроизводимой продукции. Главным механизмом системы экономического и социальногоуправления предпринимательской деятельности является целевая подсистема, состоящаяиз экономических функций получение и повышение прибыли, уровня конкурентоспособностивыпускаемой продукции. Они взаимосвязаны между собой и обуславливают друг друга.
Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности.
Прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства.
Она может быть получена не только от основной предпринимательской, деятельностипредприятий. Составными элементами ее могут быть:
— прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг),
— прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия,
— прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду,получения дивидендов.
Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовойприбылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимсяна изучении первого элемента прибыли. В экономике различают:
Балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме№ 2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия.
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия.
Величина прибыли субъективно зависит от объема произведенной и реализованнойпродукции и суммы затрат на нее, а также цен, по которым производились продажи,являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровняего конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последниев свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективногофактора.
2.2 Конкурентоспособность предприятия.
В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивыепозиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции.При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестицийв целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качестванеобходима оценка конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательскойдеятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентногорынка.
Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособностьсамого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия.Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающихс ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценкаконкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точкизрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособностипродукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособностьпредприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться напротяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходстванад конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один циклобновления продукции.
Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не толькопотребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете решает, выгодно лидля него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции.
В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основныхуровня конкурентоспособности предприятия.
Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономическогоуправления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видятв том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризахдля конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособностисвоей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службымаркетинга.
Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственныесистемы внешне нейтральными, т. е. полностью соответствующими стандартам, установленнымих основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствоватьвсе те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда,что и ведущие предприятия отрасли.
На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управленияактивно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживаетсяизнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе вданном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления.Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокойоперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.
Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности,оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживаетсяизвне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включаяуправленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управлениекачеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организациии эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективныйуспех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.
2.3 Предпринимательский риск.
Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском,связанным с конкурентной непредсказуемостью. Поэтому для предпринимателя важно обладатьумением предвидеть и оценивать прогнозируемый ущерб в случае неудач.
Предпринимательский риск – вероятность возникновения неудач, материальныхи иных потерь, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Происходят различные потери предприятия при наступлении рискового случая;
1.Материальные –непредусмотренные затраты или прямые потери материальных ресурсов в натуральномвыражении;
2.Трудовые –потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвидимыми обстоятельствами;
3.Финансовые –непредусмотренный денежный ущерб в виде неполучения, недополучения денег или ихутраты;
4.Потери времени –происходят, когда процесс предпринимательской деятельности проходит медленнее, чемпредполагалось;
5.Специальные видыпотерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя.
6.Особые потери –ущерб от воздействия непредвиденных факторов политического характера, например отснижения деловой активности людей, дисциплины труда, закононепослушание, нарушениедисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.
Виды предпринимательского риска различают:
Систематический риски – характерны для всех видов предпринимательской деятельностии определяются состоянием рынка, общеэкономической и политической ситуацией. К нимотносят: изменение процентных ставок, инфляция, изменение цен, политические риски.
Специфические риски – недополучение дохода, обусловленное финансовым и технико–экономическимсостоянием отдельного предприятия. Среди рисков этой группы выделяют: производственныериски, коммерческие риски, финансовые риски, экономические риски.
Разработана следующая методика анализа предпринимательского риска.
1. Выявление факторов, обусловливающих повышениепредпринимательского риска.
2. Экономическая оценка возможного ущербавследствие возникновения каждого рискового случая.
3. Определение допустимого уровня риска дляанализируемой предпринимательской деятельности.
4. Обнаружение факторов, определяющих сверхдопустимыйуровень риска, и планирование проведения защитных мероприятий, в ходе которых оцениваетсяфинансовая доступность, экономическая целесообразность и эффективность их реализации.
Существует несколько способов уменьшения риска:
1. Привлечение к управлениюпредпринимательской деятельности грамотных менеджеров, работа с компетентными партнерами,компаньонами и консультантами;
2. Глубокая предварительнаяпроработка решаемых работ;
3. Маркетинговая разведкаи непрерывное прогнозирование конъюнктуры рынка;
4. Распределение рискамежду участниками и исполнителями предпринимательства;
5. Создание и использованиерезервных фондов на покрытие непредвиденных расходов, дополнительное финансирование,кредиты;
6. Страхование –передача определенных рисков страховой компании. Наиболее распространены имущественноестрахование, страхование от несчастного случая, от всех видов предпринимательскогориска,
Глава III Деятельность малого предпринимательства в Казахстане3.1. Особенности развития малого исреднего бизнеса в Республике Казахстан
Необходимо признать, что в условияхтрансформации экономики Казахстана в период «перестройки» и реформ малый бизнессыграл весьма важную, в определенной степени системообра зующую роль в созданииновой региональной и местнойэкономики: фактически сложившаяся территориальная специализация малого бизнесапозволила ему дополнить «большую» экономику и сформировать относительно це лостную,комплексную структуру хозяйства областей, городов и сельских районов.
Малые предприятия и в целом малый биз несзаняли нишу экономической деятельности максимально ориентированную нарегиональные и местные потребности. Они наиболее уверенно себя чувствуют впроиз водстве товаров и услуг, которые в советский период находились в экономическойи социальной тени крупной индустрии. В регионах Казахстана малый бизнес болеечем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительствеболее чем на 90% — на местные, то есть на городские и районные); и дажеприменительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более70%.
Наибольшее число активных предприятий в региональномразрезе приходится на г. Алматы (29,3%), г. Астану (8,3%), а также наВосточно-Казахстанскую (8,2%), Южно-Казахстанскую (7,4%) и Алматинскую (6,6%)области. Другие регионы занимают: Акмолинская область — 8 место (5,0%) и Западно-Казахстанская– 12-14 места (2,7%)[1].
По-прежнему сохраняется крайняянеравномерность в распреде лении зарегистрированных МП по областям и регионамКазахстана. На названные первые четыре лидирующих региона РК на 1 июля т.г.приходилось 58,7% зарегистрированных МП, 54,9% действующих и 53,2% общего числаактивных Малых предприятий.