I здоровый дух и здоровое тело

ЧАСТЬ I Здоровый дух и здоровое тело ТЕМА 1 Нормы права и правонарушения* На этом уроке ты: знакомишься с понятиями “правонарушени”, “просту­пок”, “вина”; размышляешь о причинах правонару­шений; учишься анализировать свои и чужие поступки с точки зрения правомерного поведения;осмысливаешь по­нятие “юридическая ответственност”;сравниваешь фор­мы юридической от­ветственности на примерах древних и современных правовых норм;Основные понятия темы:правонарушениепроступок;преступление;вина;юридическая ответственность;цели наказания; справедливость.^ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ – человек, способный на правонарушение.Потенциал – совокупность средств,возможностей, необ­ходимых для чего-либоУНИКАЛЬНОСТЬ – неповторимость, неодинаковость взглядов, вкусов, поступков.Свойства характера и качества личности, которые приводят к правонарушениям:легкомыслие,самонадеянность,неуважение к за­кону,неуважение к другим людям.ВИНА – это отноше­ние лица к совершае­мому им обществен­но опасному деянию; способность предви­деть, допускать, осо­знавать и желать от­рицательных послед­ствий своих действий.^ Это интересно!Случилось это в 1926 г., во время похода скаутов по югу Англии. Воспользовав­шись занятостью наставника, 8-летний Линдон Хоукинс забрался в его палатку и похитил две дольки шоколада. Почти семь десятилетий хранил он тайну о совершенном преступлении. Совершенно случайно Хоукинс узнал, что тот командир отряда скаутов, а ныне 90-летний священник Дэвид Ки, еще жив. Узнав адрес священника, раскаявшийся “граби­тель” отправил ему письмо с чеком на 50 фунтов стерлингов. “Я долгие годы стра­дал от чувства вины за содеянное, – написал Хоукинс. -Примите этот маленький чек в благодарность за про­веденные вместе прекрасные дни и очень вкусный шоколад”.^ Пометки на полях:Право – это все то, что истинно и справедливо.В. Гюго. Если ты выполнял задание, предлагающее нарисовать дерево “Строение права”, то не­зависимо от того, рисовал ли ты это дерево на листе бумаги или представлял его образ в своих мыслях, можешь сделать вывод о том, какое огромное количество норм права можно на нем поместить. А сколько их существует в действительности? Очень мно­го. Вполне закономерен вопрос – неужели человек в состоянии соблюсти такое коли­чество законов и норм? Но мы с тобой признали, что нормы права рождены обществом для обеспечения своей жизнедеятель­ности. Поэтому в большинстве случаев впол­не добровольно люди соблюдают эти нормы. Поведение людей, соответствующее нормам права, называется правомерным. Итак, в основном люди отличаются именно правомерным поведением. Но внутрен­ние причины для этого у каждого разные. Одни соблюдают законы потому, что по­читают их, признают их важность. Другие над этим могут и не очень задумы­ваться, а просто ведут себя “как все”. Третьи не нарушают норм права из-за боязни наказания. Впрочем, один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может руководствоваться всеми перечисленными доводами. Однако нельзя отрицать того, что нару­шения закона все-таки происходят. Поведение людей, нарушающее нор­мы права, называется правонарушени­ем. Теперь подумаем над тем, почему люди нарушают закон. Видимо, те доводы, кото­рые способствуют правомерному поведению, не всегда срабатывают. Кто-то не признает важность закона. Кто-то не хочет поступать, как все. Кто-то не боится наказания или думает, что никто не узнает о правонаруше­нии. Встречаются люди, для которых харак­терно и первое, и второе, и третье. Они особенно легко идут на нарушение закона. Пробуем разобраться дальше. Почему человек руководствуется данными мотивами, приводящими к правонарушению? Об­рати внимание на то, что характер человека, его поступки зависят и от него самого, и от окружающего общества. Интересно, если бы потенциальный пра­вонарушитель перед совершением проти­воправного поступка думал о неизбежности наказания, решился бы он на правонаруше­ние или нет? Скорее всего, все-таки нет. Люди, идущие на правонарушение, думают, что так или иначе они сумеют остаться безнаказанными. Иногда это объясняется их легкомысли­ем, иногда излишней самонадеянностью. Однако и общество виновато в том, что люди не боятся наказания. Зачастую государство и общество слабо реагируют на правонарушения, на беззаконие, и преступники остаются безнаказанными. Мы неоднократно говорили о том, что каждый человек уникален. А один из важ­нейших признаков права, как ты уже знаешь, – общеобязательность. Нет ли здесь противоречия? Может быть, нельзя придумать одинаково хорошие законы для всех людей разом и добиться их исполнения? И если это так, то кто-то всегда будет посту­пать не как все? Все это приводит к заключению, что гу­манные законы должны учитывать то, что является общим для всех нас; те же законы, которые разделяют и различают людей, приводят к дискриминации, а значит, к росту числа правонарушений. Однако и сам человек, прежде чем поступать вопреки всем и вся, должен серьезно задуматься над последствиями таких поступков. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Человек не понимает или не хочет понимать важности соблюдения закона для благополучия общества, а значит, и каждого его члена. Он не уважает старших, он помыкает младшими и слабыми. Относительно же к алкоголю и другим наркотикам, главной причиной наркотизма является доступность наркотиков и положительная психологическая программа на их потребление и применение. Если законы призваны опираться на нормы добра и справедливости, то, нарушая закон, человек нарушает нравственную норму. Воспитывая нравственные качества, ты воспитываешь тем самым в себе правомер­ное поведение, и наоборот, правомерное поведение охраняет нравственность. Таким образом, мы с тобой пришли еще к одной важной мысли. Препятствиями на пути правомерного поведения являются те же самые преграды, что стоят на пути добра. Таковы некоторые общие причины неправомерного поведения. Каковы отличительные признаки поступка, признанного правонарушением? Если право охраняет общество, то правонарушение приносит ему вред. Нарушение нормы права общественно опасно. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ – это первый признак правонарушения. Второй признак, необычен, но если он отсутствует, то поступок, который выглядит как правонарушение, таковым не является. Этот признак – НАЛИЧИЕ ВИНЫ. Представь себе ситуацию. С одного из верхних этажей строящегося здания падает работник, который вставлял в окна рамы. Он задевает строительную люльку, и это сохраняет ему жизнь. Но из люльки выпадает рабочий-маляр и получает серьезные увечья. Совершил ли правонарушение первый рабочий-строитель, если его собственное падение было случайным? Нет, так как в случайном падении не может быть предвидения отрицательных последствий. Его поступок, говоря проще, не несет вины, которая является обязательным признаком правонарушения. Если же первый рабочий был пьян, то его вина безусловна. Правонарушения могут быть легкими и тяжелыми, то есть иметь разную степень опасности для общества. По степени этой опасности, вредности для общества их мож­но разделить на две группы. ПРОСТУПКИ – правонарушения мень­шей степени опасности. Они могут быть дисциплинарные, административные, иму­щественные, финансовые, семейные. Это очень многочисленная группа право­нарушений. В течение дня в школе то и дело совершаются дисциплинарные проступки, хотя многие из вас не склонны относить их к правонарушениям. Например, списыва­ние на экзамене, опоздание на урок и про­сто… разговоры между учениками, мешаю­щие учителю вести ТЕМА. Не забывай, что за любое правонарушение человек несет ответ­ственность и должен быть наказан! ПРЕСТУПЛЕНИЯ – опасные виды право­нарушений. За них, конечно, следует более суровое наказание. Преступления нарушают нормы уголовного права. Все виды преступ­лений перечислены в Уголовном кодексе Рос­сийской Федерации. К сожалению, приходится признать, что количество преступлений не уменьшается, а, наоборот, растет, особенно совершенных в результате потребления алкоголя и других наркотиков. Людей всегда мучил вопрос, как бороться с правонарушениями. Что для этого должно сделать общество и что может сделать каж­дый отдельный человек? Подумай над этим и ты. В правосудии есть еще одно замечательное правило. До того как суд принимает свое решение, человек считается невиновным. Ну а если вина доказана – держи ответ.^ Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершенное правона­рушение. Государство наказывает правонарушите­ля разными способами. Трудно судить чело­века, сложно его и наказывать. В наказании важна справедливость. Попробуем разобраться в том, что означает “справедливое наказа­ние”. Вспомни, когда тебя в последний раз наказывали за проступок. Сознание права развивает сознание долга. Всеоб­щий закон – это свобода, кончающаяся там, где начи­нается свобода другого.В. Гюго Мой проступок Полученное наказание Соответствовало ли оно поступку? Что я чувствовал 1.2.3. Гюго, Виктор Мари (1802-1885) – французский писатель.Сущность права состоит в равновесии двух нравст­венных интересов: личной свободы и общего блага.^ В. Соловьев.Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ.Правосудие есть основание всех общественных добродетелей. П. ГольбахГольбах, Поль Анри (1723-1789) – французский философ.Не следует забывать, что враги часто бывают правы, осуждая наших друзей, а правда усиливает удар врага; -сказать печальную и обидную правду о дру­зьях раньше, чем скажет ее враг, значит обессилить нападение врага.^ М. Горький.Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) – русский писатель. Сделай вывод о том, в чем заключался результат наказания. Обменяйтесь мнения­ми. И еще один вопрос. Знал ли ты заранее о том, какое наказание последует за твоим проступком? Какую роль это сыграло? А какие меры принимает государство к правонарушителю? В древнем обычном праве считалось правильным и справедливым, чтобы преступника наказывал сам потерпевший. Чаще всего потерпевший наносил обидчику точно такой же ущерб, какой понес сам. Действовало правило “око за око, зуб за зуб”. Со временем, с развитием государствен­ности, появляются специальные органы, на которые возлагается функция наказания. Они обязаны действовать в соответствии с законом. Современное общество не может обойтись без мер государственного воздействия. Но как мы сейчас определяем цели наказания? Для восстановления справедливости преступник должен понести кару – лишения, страдания, ограничения. Наказание должно привести к ис­правлению правонарушителя, его пере­воспитанию. Наказание правонарушителя долж­но послужить уроком для других людей, предупредить другие правонарушения. Непросто определить такое наказание, при котором все цели были бы достигнуты. Что важнее – покарать преступника или перевоспитать его? Все важно! С ростом числа правонарушений все боль­шее число людей склоняется к мнению, что нужно ужесточать наказание. Но это может озлобить человека, и вместо возвращения к правомерному поведению он приобретет же­лание мстить. Этого ли мы хотим?Мы уже обсуждали необходимость воспитания в себе такого качества, как умение – прощать. Если люди не научатся это делать, то оступившийся человек окажется в одино­честве. Чувствуя враждебность, он сохранит склонность к антиобщественным поступкам. Вопросы и задания I. Для того чтобы лучше понять и осмыслить вопросы о причинах .правонарушений, сделаем схематический рисунок в виде яичницы. В центре – человек и мотивы его неправомерного поведения, вокруг – общество и те обстоятельства, которые способствуют росту правонарушений. Раскрась “яичницу” (можешь ее сделать разноцветной). Приведи свои примеры, раскрывающие указанные причины нарушения норм права. II. Ответь на вопросы:1. Почему в большинстве случаев люди добровольно соблюдают нормы права? 2. Каковы внутренние причины правомерного поведения? 3. Что такое правонарушение? 4. Всегда ли, нарушая нравственную норму, мы нарушаем норму права? (Докажи примерами). Всегда ли, нарушая норму права, мы нарушаем нравственную норму? (Докажи примерами). 5. Каковы признаки правонарушения? 6. Чем отличаются правонарушения друг от друга. III. Объясни новые понятия и термины, запомни их:правомерное поведение;правонарушение;признаки правонарушения;вина;проступок;преступление.IV. Попробуй найти в себе одно или несколько внутренних свойств, которые помогают тебе соблюдать правовые нормы (например, правила дорожного движения, устав школы, правила поведения на транспорте, в общественных местах и др.). А какие внутренние качества тебе в этом немного мешают? Можешь ли ты указать хотя бы одно внутреннее качество, которое бы ты назвал слабостью? Сделайте упражнение по цепочке:^ Мне помогает … Мне мешает …V Постарайся проанализировать свои поступки в течение одного дня с позиции правомерности поведения. Сделай это добросовестно и ничего не пропусти. Если возникнут затруднения в оценке поступка, обратись за по­мощью к учителю. В случае подробного описания можно ограничиться анализом нескольких поступков, совершенных в течение какой-либо части дня. Мои поступки вчера Возможное правонарушение Чем я руководствовался 1.2.3. VI. Обсуди следующие ситуации. Укажи, какие нормы права морали нарушены. 1. 8-й “Б” класс учился во вторую смену. Перед началом уроков Гаркави и Красовский встречали ребят из школы и объявляли, что первого урока истории не будет, так как учитель заболел. Собравшись у школы, одноклассники решили погулять в парке по соседству и заодно обсудить подготовку к школьному КВН. Учителю истории Гаркави и Красовский сообщили, что ребята не придут на урок, так как готовятся к важному мероприятию. Гаркави и Красовский остались довольны своей “грандиозной аферой”, решив, что, в случае разоблачения, объяснят все шуткой и заботой об общем деле… 2. Учительница математики решила побеседовать с мамой Саши Колокольниковой о причинах снижения успеваемости Саши. В дневнике была сделана соответствующая запись. Встреча назначалась на 2 декабря. Саша ожидала неприятностей и осторожно перед цифрой 2 поставила единичку… 3. Юрий Бессонов, который в 9-м “Б” пользовался уважением одних за постоянную готовность смело поднимать руку на всех уроках и других – за отважные битвы врукопашную на переменах, однажды вошел в класс с огромным лиловым синяком под глазом. Ребятам он сказал: “Их было четверо из 9-го “Г”. Для поддержания боевого духа товарища и в знак солидарности 9-й “Б” решил проучить обидчиков. Договорились встретить недругов сразу после уроков. В любом ли состоянии человек способен соблюдать правила? Всегда ли хорошо быть честным? Почему взрослые часто говорят, что месть – это плохо? Ты с этим согласен? Придумай окончания ситуаций. Какие последствия могут ожидать героев этих историй?^ Домашнее чтение Антиалкогольное законодательство в Древнем мире* Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются законы Хаммурапи (I792-I750 гг. до н. э.), увековеченные на черном базальтовом столбе. Одна из статей законов запрещала свободной женщине посещать корчагу “для питья сикеры”. Если все-таки она нарушала запрет, то ее должны были сжечь. Ликург – легендарный законодатель Спарты (ок. IХ-VII вв. до н. э.). Под страхом сурового наказания он запретил попойки и употребление вина молодоженами в день свадьбы. Солон (640-560 гг. до н. э.) в своих радикальных реформах стремился искоренить пьянство у архонтов. По свидетельству Писистрата в Афинах действовал такой закон: “архонту, если его застанут пьяным, наказание – смерть”. Из высказыва­ний Эзопа в изречениях так называемых Семи мудрецов мы узна­ем о том, что Солон издал указ, запрещающий рабам “напиваться” хмельных изделий. А из диалога Анахарсиса и Питтака следует, что последний будучи руководителем в Митилене на Лесбосе (ок. 590-580 гг. до н. э.) принял закон, согласно ко­торому за проступок, совершенный “во хмелю”, полагалось взыска­ние “вдвое против трезвого”. Известный памятник древнеримского права “Законы 12 таб­лиц” приписывается децемвирам и датируется 451-450 гг. до н. э. В этих законах отражены требования к поведению римлян в общест­венных местах, а также запрещен обычай, связанный с поминани­ем усопшего раба. Например, Законы “установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали не­обходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложит или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого”. В большинстве случаев такого рода преступления совершались в хмельном состоянии. Согласно закону десятой таблицы “отменяется бальзамирование (умащивание) рабов и питье круговой чаши. “Без пышного окропления, без длинных гирлянд, без курильниц”. Представление о нормах образа жизни в Древней Индии и по­ложении четырех сословий дают “Ману-смрити”, которые часто называют “Законами Ману”. Они впервые записаны между II в. до н. э. и II в. н. э. Многие правовые нормы в этом сборнике регулируют отношения, связанные с употреблением хмельных изделий, с поведением варн в состоянии опьянения. Вот лишь некото­рые из них: “Когда (кто-либо) тайком овладевает спящей, опьяненной иди безумной, это – наихудший из видов брака, восьмой, известный, (как) пайщача”. “Нет греха в употреблении мяса и в плотских удовольст­виях – таков образ жизни живых существ; но воздержание (от всего этого приносит) большую награду”. “Пьянст­во, игра в кости, женщины и охота – по порядку (перечисления) -эту четверку надо считать наихудшей в группе (пороков), порожденной желанием”. “Пьянство, общение с дурными людьми, оставление мужа, бродяжничество, спанье (в неположен­ное время), проживание в другом доме – шесть действий, пороча­щих женщину”. “Убийца брахмана, пьяница, вор, осквернитель ложа гуру – они все вместе и каждый в отдельности должны считаться людьми, совершившими великий грех. Для этих четырех, не совершивших искупление, надо определить законное наказание – телесное и денежное. На осквернителя ложа гуру должно быть наложено (клеймо, изображающее) женский орган, на пьяницу – знак продавца спиртного (изображение чарки), на вора – знак собачьей ноги, на убийцу брахмана – знак трупа без головы”. Клеймо ставилось на лоб. “Убийство брах­мана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру и даже со­общество с такими (преступниками) объявили великими грехами. Пренебрежение Ведой, порицание Веды, лжесвидетельство, убийст­во друга, поедание запрещенной и несъедобной пищи – шесть (преступлений), равных пьянству”. В середине IV в. до н. э. министр Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) в царстве Цинь провел реформы, которые должны были привести к усилению государства. Он ввел единое законодательст­во. Что касается наказаний за преступления, то они отличались жесткостью. Например, групповая выпивка наказывалась смертной казнью. Применялись различные виды смерт­ной казни: четвертование, разрубление пополам, обезглавлива­ние, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени. Примерно с 2 тыс. до н. э. проводились римские мистериально-оргиастические празднества тайного культа в честь греко-рим­ского бога вина Вакха (Диониса). Однако в дальнейшем из-за частых беспутств и разврата участников празднеств по предложе­нию Катона римский сенат в 186 г. до н. э. запретил культ вакха­налий не только в метрополии, но и в провинциях. Но этот запрет не везде и не всегда выполнялся. Плиний Старший (23/24 – 79 гг.) в 14-ой книге “Естественной истории” повествует о том, “что некий римлянин был оправ­дан за убийство жены, предавшейся пьянству, что некая римлянка, взломавшая замок у места хранения ключей от винного погреба, чтобы вылить хмельного напитка, была уморена голодом своими родственниками за этот проступок”.Антиалкогольное законодательство в Средние века В памятнике древнерусского права “Русской Правде” в статье 3 указывалось, что удар нанесенный обидчику на пиру чашей или рогом, влечет ответный удар, который должен следовать сразу за оскорблением. Если обиженный по той или иной причине не смог сразу отомстить, обидчик подвергался денежному взысканию в размере 12 гривен. В “Русской правде” (пространная редакция, первая четверть XII в.) статья 6 относила убийство на пиру к менее тяжкому преступлению; статья 54 указывала, что не распространяется право на получение кредита на пьянствующих купцов; статья 62 запрещала господину, находясь в сильной степени опьянения, избивать безвинного крестьянина. Устав князя Ярослава “О церковных судах” (пространная ре­дакция, конец ХII – первая четверть XIII в.) предписывая суду епископата бороться с пьянством попов, монахов и монахинь. Дальнейшим шагом по пути развития антиалкогольных идей и придания им нормативного характера явился Стоглав (I55I г.) – памятник канонического права, сборник постановлений церковно-земского собора. В главах 5, 17, 32, 49, 52, 83, 90, 92 и 93 этого документа содержатся указания о необходимости воздержания духовенства от употребления хмельных изделий. Обобщив данные Русского законодательства за период с на­чала XI-века до 1640 года, мы установили, что было принято примерно 30 антиалкогольных законодательных и, нормативных актов, направленных в основном против корчемства. Кодекс годов Кэмму – антиалкогольное законодательство в Японии (1334-1338 гг.), где следует строго запретить попойки и распутные развлечения…, невзирая на ран­ги…” в системе управления Японии. В “Законнике царя Стефана Душана” (I349 г.) есть раздел “О пьянице”. В нем, в частности, сказано, что, “если пьяница откуда-либо идет и нападет на кого-нибудь, или ударит, или окровавит, но не до смерти, то пьянице пусть будет вырван глаз и отсечена рука. Если пьяный будет задевать кого-либо, или собьет шапку, или (как) иначе оскорбит, а не окровавит, то дать ему 100 палок и бросить в темницу, а потом по выходе из темницы бить его (палками) и отпустить”. В третьей части “О пьянстве вина, воровстве и клевете” Закона султана Махмеда II (I488 г.) говорится, что, “если кто-либо выпьет вина, будь то селянин иди горожанин, должен надий наказать его палками и за каждые два палочных удара взыскать I акче штрафа”.Антиалкогольное законодательство в Новое время Соборное Уложение 1649 г. содержало свод законов относи­тельно пошлин с откупных грамот, убийств в состоянии опьяне­ния, борьбы с корчемством. В главе XXI, статье 69 убийство “в драке пьяным делом” расценивается как убийство при смягчающих обстоятельствах. Оно не влекло за собой смертной казни. Глава ХХV Уложения посвящена вопросам борьбы с корчемством. Впервые вопрос о борьбе с корчемством ставился в известных Вопросах Ивана IV митрополиту Макарию, содержащих начертание предполагаемых преобразований, четвертый вопрос был “О корчмах, данных по городам и по пригородам и по волостям; даны изстари, а иные чтоб наместником и кормленщиком с тех земель бражное уложити, а корчьмы бы отнюдь не было, занеже от корчемъ хрестьяном ве­ликая беда чинитца и душам погибель”. Уже с XVI в. происходит ужесточение законов против корчемства. Борьба с корчемством велась при Борисе Годунове, полностью запретившем вольную продажу питей. Корчемство пре­следовалось царским правительством, так как оно подрывало мо­нополию на производство спиртных изделий. Однако не только финансовая сторона дела волновала правительство. Еще до образования централизованного государства Кирилл Белозерский писал великому князю: “Господине, хрестьяне ся пропивают, а люди гибнут”. Соборное Уложение 1649 г. в главе о борьбе с корчемством установило наказание за корчемство, а также за питье корчемного вина, за покупку вина у человека, отрицающего то, что он занимается корчемством, за ложное обвинение в корчемстве, предусмотрело способ выяснения вины покупателя и продавца корчемного вина, рассмотрело случаи, когда продажей вина занимаются зависимые люди – крестьяне и дворовые, когда корчемников, кабатчиков и питухов отбивали на дороге у объезжих голов или детей боярских. Юрии Крижанич писал: “Расплодились в народе премерзкие нра­вы, и виной тому то, что всякое место наполнено кабаками, за­ставами, откупщиками, целовальниками, тайными доносчиками; из-за этого люди отовсюду и везде связаны, ничего не могут свобод­но делать. Откупщики и целовальники образовали как бы своего рода “тайный союз”, выкачивающий деньги и “сверху” и снизу”. Финансовые злоупотребления кабацких голов, резкое снижение качества хлебного вина (водка) из-за хищений сырья и фальсификации, рост взяточничества и разорительные последствия пьянства для народа, в том числе срыв посевных за несколько лет (в период пасхального пьянства), вызывает в 1548 г. “кабацкие бунты” в Москве и других городах России, начинавшиеся в связи о невозможностью уплатить “кабацкие долги” городской (посадской ремесленной голытьбой и перерастающие в крестьянские волнения подгородного населения. Царь (Алексей Михайлович) после подавления бунтов и по требованию патриарха Никона II августа 1652 г. созывает в Москве Земский собор, получивший наименование “Собор о кабаках”, уничтоживший откупа и резко ограничивший всякую продажу спиртного, запретивший частные и тайные кабаки, рекомендовавший усилить проповедь церкви против пьянства. Зачастую меры по борьбе с корчемством не помогали. “Корчемством, – писал И. И. Дитятин, – чуть ли не главным образом занимались именно те, кому было поручено наблюдать за ними. Как это ни странно, им часто промышляли те самые кабацкие головы и целовальники, коим были поручены царские кабаки”. Часто корчемным воровством занимались стрельцы и солдаты. А Земского приказа “начальные люди про то их воровство право ведают, да покрывают, потому что они с ними во всем делятца”. Решения “Собора о кабаках” 1652 г. имели широкую поддержку. Сразу же после обнародования его решений множество кабацких голов и целовальников было побито во время народных выступлений. В 1865 г. в Швеции введена Готенбургская система, согласно которой отпуск спиртных изделий разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи, так как из доходов от продажи спиртных изделий он получал только 6%. Весь остальной доход поступал в муниципалитеты для проведения антиалкогольной работы, а также оказания помощи семьям алкоголиков. Готенбургская система была применена также в Норвегии и Финляндии. Первоначально Готенбургская система применялась лишь в отношении водки, впоследствии она была распространена и на продажу виноградных вин. К мерам, направленным на ограничение распространения спиртных изделий, относятся также законоположения, касающиеся условий открытия предприятий, торгующих спиртными изделиями, и установление права населения и органов местного самоуправления решать вопросы о приемлемости существования имеющихся и открытии новых мест продажи алкоголя. Так возникло так называемое local veto – право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных изделий. Такое право в начале ХХ века периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии. В связи с государственными нуждами первой страной, объявившей о постоянном полном запрете производства, ввоза и торговли алкогольными изделиями, была в 1912 г. Исландия. Однако под давлением Испании, потребовавшей возобновления импорта своих вин и угрожавшей прекратить закупку исландской рыбы, запрет в 1923 г. был снят. В России полный постоянный запрет на продажу спиртных изделий на период войны был введен 2 августа 1914 г. Как бы в продолжение этого постановления 16 августа 1914 г. издано еще одно “О продлении воспрещения продажи спирта, вина и водочных изделий для местного потребления в Империи до окончания военного времени”. Согласно постановлению “О сроках прекращения торговли крепкими изделиями по ходатайствам о том сельских и городских общественных управлений” от 27 сентября 1914 г. “волостным… сходам и сборам, … городским думам… предоставляется возбуждать… ходатайства о воспрещении в состоящих в их ведении местностях…, – продажи крепких напитков. Продажа питей прекращается…, не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующих ходатайств. Разрешения на право торговли питьями выдаются частным лицам на срок не свыше одного года”. Правительство тем самым поощряло частную продажу спиртных изделий и снимало с себя ответственность за проведение политики народного отрезвления, возложив ее на местное самоуправление. 15 ноября 1914 г. начались межведомственные совещания по вопросу о производстве и торговле крепкими спиртными изделиями. Первым был заслушан вопрос о виноградарстве, виноделии и торговле виноградными винами. Совещание признало возможным разрешить продажу вин и других слабоалкогольных изделий (рябиновки, наливок, ликеров) “как изделий, которыми искони славится Россия”, понизив их крепость до нормы, установленной для виноградных вин. В справке по этому вопросу отмечалось, что в случае воспрещения выработки специальных водочных изделий и ликеров русская ягодная промышленность потеряет один из самых крупных рынков, закупки ежегодно ягод и фруктов почти на 10 млн. руб. 17 ноября 1914 г. министр финансов признал возможным разрешить в ренсковых погребах продажу крепких спиртных изделий. В марте 1915 г. состоялось межведомственное совещание в Петрограде, которое признало своевременным разрешить продажу виноградных вин крепостью до 16 и пива крепостью до 4 в городах и “сильно населенных сельских местностях”. Совещание постановило ходатайствовать об отмене права заинтересованных общественных учреждений запрещать продажу всех спиртных изделий. Несомненный интерес представляет еще одно постанов­ление “Об ответственности за некоторые нарушения постановлений Уставов об Акцизных сборах и за появление в публичном месте в состоянии явного опьянения”, вышедшее 10 июля 1915 г. В нем “за варение… меда, пива и браги не для домашнего обихода, а для продажи, виновные подвергаются взысканиям и наказаниям: в первый раз – денежному взысканию от пятидесяти до ста рублей и аресту на время от двух недель до одного месяца; во второй раз – денежному взысканию от ста до двухсот рублей и аресту на время от одного до двух месяцев; в третий раз – денежному взысканию от двухсот до четырехсот рублей и заключению в тюрьме на время от двух до четырех месяцев. (…). За появление в публичном месте в состоянии явного опьянения виновные под­вергаются: в первый, раз – аресту на время от семи дней до двух недель или денежному взысканию от 25 до 50 руб.; во второе раз – аресту на время от двух недель до одного месяца или де­нежному взысканию от 50 до 100 руб.; в третий раз – аресту на время от одного до трех месяцев или денежному взысканию от 100 до 300 руб. Из этого законодательного акта видно, что варить мед, пиво и брагу для домашних нужд, а не для продажи, было можно. Основываясь на этих и других документах, можно сделать вывод, что в России сухой закон просуществовал всего около двух месяцев и в дальнейшем носил чисто демагогический характер.Литература Гиппократ. О здоровом образе жизни // Избранные книги / Пер. с древнегреч. В. И. Руднева. – М.: ОГИЗ Биомедгиз, 1936. Гомер. Илиада // Илиада; Одиссея / Пер. с древнегреч. В. В. Вересаева. – М.: Просвещение, 1987. Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. – 1952. – №3. Если хочешь быть свободным // Сенека, Честерфилд, Моруа. – М.; Политиздат, 1992. Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира: Рим / Под ред. акад. В. В. Струве: В 3 т. – М.: Изд-во Минпроса РСФСР, 1953. Т. 3. Законы Ману / Пер. с санскритского С. Д. Эльмановича проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. – М.: Изд-во Восточ­ной лит-ры, I960. Канель В. Я. Алкоголизм и борьба с ним. – М., 1914. Колпаков М. Н. К вопросу об алкоголизме в С.-Петер­бурге и о мерах общественной борьбы с ним в связи с устройст­вом специальных лечебниц для алкоголиков: Дис. … д-ра мед. – СПб., 1896. Краткое описание нравов и обычаев древних римлян. – СПб., 1792. Лесеневич В. М. Очерки по истории медицины. – Киев, 1895. Вып. 1. Письма и фрагмента Эпикура // Материалисты Древней Греции / Пер. с древнегреч. С. И. Соболевского. – М.: Гос. изд-во политлит-ры, 1955. Пифагор / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. Платон / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. Платон. Законы / Соч.: в 3 т. 1 Пер. с древнегреч. – М.: Мысль, 1972. Т. 3. Ч. 2. Плутарх. Застольные беседы / Пер. с древнегреч. Я. М. Боровского и др. – Л.; Наука, 1990. Плутарх. Пир Семи мудрецов // Застольные беседы / Пер. с древнегреч. Я. М. Боровского и др. – Л.: Наука, 1990. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. / Пер. с древнегреч. С. И. Соболевского. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. Т. I. Порфирий. Жизнь Пифагора / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – К.: Полит­издат, 1990. Светоний Г. Т. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с лат. – М.: Худ. лит-ра, 1990. Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию / Пер. с лат. С. Ошерова. – М.: Худ. лит-ра, 1986. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии / Пер. с лат. С. Ошерова. – М.: Худ. лит-ра, 1986. Сократ / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. Солон / Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. Социальные отклонения. – М.: Юрид. лит-ра, 1989. Спарта / Хрестоматия по истории Древнего мира: Греция и Эллинизм / Под ред. акад. В. В. Струве: В 3 т. – М.: Изд-во Минпроса РСФСР, 1951. Т. 2. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции / Пер. с древнегреч. М. А. Дынника. – М.: Гос. изд-в^ ТЕМА 2 Красота природы и человек На этом уроке ты:обсуждаешь по­следствия отрица­тельного воздействия человека на приро­ду;узнаешь о науке экологии, ее пробле­мах и их решениях;убеждаешься в не­обходимости ответ­ственного отношения человека к окружа­ющей среде.Главные понятия темы:ответственность,гармония природы,экология.Важнейшие компо­ненты природы:солнце,вода,атмосфера,земля,почва,растения,птицы,животные,насекомые,грибы,бактерии.^ Это интересноКак относились в древности люди к приро­де? Нарушали ли они ее? Ученые говорят, что да, но в такой сте­пени, что природа ус­певала восстанавли­ваться. Древние люди умели беречь приро­ду. Например, на свя­щенное животное на­кладывали табу (за­прет) – значит, ни убивать, ни наносить ему какой-либо вред, ни употреблять его в пищу было нельзя.^ Это интересно Согласно представлению первобытного человека, священное животное чудесным образом влияет на его жизнь, защищает от опасности, помогает добывать пищу. Но, с другой стороны, лю­ди, объявляя то или иное животное неприкосновенным, тем са­мым способствовали его размножению и сохранению в природе. В 1972 г. представители 113 стран собра­лись на 1 Всемирную конференцию по ох­ране окружающей среды.^ Это интересно В 1983 г. Организа­ция Объедин