Экологический кодекс Республики Казахстан

ВВЕДЕНИЕ
Кодекс РеспубликиКазахстан от 09.01.2007 N 212-3 — «Экологический кодекс» разрабатывалсясотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами- юристами и правоведами, работающими на крупных предприятиях Казахстана.
Предыстория создания
Президент нашей страныпоставил перед Министерством окружающей среды задачу создания к 2010 годуосновных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом вэтом направлении явилось принятие в январе 2007 года Экологического кодексаРеспублики Казахстан.
Экологический кодекспризван решить следующие важнейшие задачи:
· обобщение исистематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
· поднятие статусаэкологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямогодействия;
· внедрениемеждународных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашейстране.
При разработкеЭкологического кодекса было использовано около 20 руководящих ирекомендательных документов различных международных организаций, 18 международныхконвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств,проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Экологическоезаконодательство Республики Казахстан основывается на Конституции РеспубликиКазахстан и состоит из настоящего Кодекса и 50 иных нормативных правовых актовРеспублики Казахстан.
Если международнымдоговором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила,чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международногодоговора.
В случае противоречиямежду настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащиминормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяютсяположения настоящего Кодекса.
Отношения в областиохраны и использования объектов окружающей среды и особо охраняемых природныхтерриторий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, неурегулированной настоящим Кодексом.
Экологический Кодексрегулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающейсреды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природныхресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РеспубликиКазахстан.
Участниками регулируемыхнастоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица,государство, а также государственные органы, осуществляющие государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов.
природопользованиеэкологический законодательство

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА
1.1 Основные принципыэкологического законодательства Республики Казахстан
Основными принципамиэкологического законодательства Республики Казахстан являются:
1) обеспечениеустойчивого развития Республики Казахстан;
2) обеспечениеэкологической безопасности;
3) экосистемный подход прирегулировании экологических отношений;
4) государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов;
5) обязательностьпревентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ейущерба в любых иных формах;
6) неотвратимостьответственности за нарушение экологического законодательства РеспубликиКазахстан;
7) обязательностьвозмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;
8) платность иразрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
9) применение наилучшихэкологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природныхресурсов и воздействии на окружающую среду;
10) взаимодействие,координация и гласность деятельности государственных органов по охранеокружающей среды;
11) стимулированиеприродопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязненияокружающей среды, сокращению отходов;
12) доступностьэкологической информации;
13) обеспечениенациональных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии наокружающую среду;
14) гармонизацияэкологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормамимеждународного права;
15) презумпцияэкологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности иобязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения припринятии решений о ее осуществлении.
1.2 Основные положения государственного регулирования в областиохраны окружающей среды и государственного управления в области использованияприродных ресурсов
Государственноерегулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:
1) лицензированиедеятельности в области охраны окружающей среды;
2) экологическоенормирование;
3) техническоерегулирование в области охраны окружающей среды;
4) государственнуюэкологическую экспертизу;
5) выдачу экологическихразрешений;
6) государственныйэкологический контроль;
7) систему экономическогорегулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучшихэкологически чистых технологий, систему финансирования природоохранныхмероприятий;
8) государственныйэкологический мониторинг;
9) государственный учетприродопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;
10) экологическоеобразование и просвещение.
Государственноеуправление в области использования природных ресурсов включает в себя:
1) государственноепланирование в области использования природных ресурсов;
2) государственныйконтроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;
3) выдачу лицензий,разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природнымиресурсами;
4) организациювосстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедренияресурсосберегающих технологий;
5) ведение мониторинга икадастров природных ресурсов;
6) установление лимитов ираспределение квот на использование природных ресурсов;
7) управлениегосударственными юридическими лицами, осуществляющими использование,восстановление и воспроизводство природных ресурсов;
8) организацию охраныприродных ресурсов.
1.3 Основные понятияэкономического характера
В Экологическом Кодексеиспользуются следующие основные понятия экономического характера:
ущерб окружающей среде —загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленныхнормативов, вызвавшее или вызывающее деградацию и истощение природных ресурсовили гибель живых организмов;
квота на эмиссии вокружающую среду — часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемаяконкретному природопользователю на определенный срок;
лимиты на эмиссии вокружающую среду — нормативный объем эмиссий в окружающую среду,устанавливаемый на определенный срок;
нормативы качестваокружающей среды — показатели, характеризующие благоприятное для жизни издоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов;
целевые показателикачества окружающей среды — показатели, характеризующие предельный уровеньнормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетомнеобходимости постепенного улучшения качества окружающей среды;
охрана окружающей среды —система государственных и общественных мер, направленных на сохранение ивосстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию еепоследствий;
устойчивая модельпроизводства и потребления — социально-экономическая модель, характеризующаясяростом производства при сокращении потребления невозобновляемых ресурсов,восстановлении возобновляемых ресурсов и снижении антропогенного загрязненияокружающей среды;
реализация объектаэкспертизы — начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидациипромышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственныйоборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотреннымипредплановой, предпроектной и проектной документацией, а также введение вдействие нормативного правового акта, иного фактического осуществления объектаэкспертизы;
экологически опасный видхозяйственной и иной деятельности — деятельность физических и (или) юридическихлиц, в результате которой происходит или может произойти аварийное загрязнениеокружающей среды;
экологический аудит —независимая проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов,направленная на выявление и оценку экологических рисков и разработкурекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности;
экологический менеджмент— административное управление охраной окружающей среды, которое включает в себяорганизационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры,процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержанияэкологической политики предприятия;
экологический мониторинг— систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействияна нее;
экологическоенормирование — система правил (норм) и содержащихся в них количественных икачественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степенивоздействия на нее;
экологическое разрешение— документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществлениеэмиссий в окружающую среду;
экологическая экспертиза— установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельностинормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а такжеопределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности наокружающую среду и связанных с ними социальных последствий;
знак экологически чистойпродукции — зарегистрированный знак, который подтверждает соответствиемаркированной продукции стандартам экологически чистой продукции;
экологические требования— ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательновлияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в настоящемКодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документахРеспублики Казахстан;
экологическая маркировка— присвоение продукции знака экологически чистой продукции, прошедшейподтверждение соответствия в порядке, установленном 50 законодательствомРеспублики Казахстан о техническом регулировании;
нормативы эмиссий —показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативовкачества окружающей среды;
1.4 Понятие и видыприродопользования
Природопользованиемявляются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающуюсреду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельностифизических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее испециальное.
Общее природопользованиеявляется постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненнонеобходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов впользование.Ограничение общего природопользования допускается, если этопредусмотрено законами Республики Казахстан.
Специальноеприродопользование — деятельность физического и (или) юридического лица,осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или)эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и инымизаконами Республики Казахстан.
К видамприродопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животныммиром;
6) пользованиерастительным миром;
7) эмиссии в окружающуюсреду;
8) иные видыприродопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Особенности возникновенияправа специального природопользования по видам природопользования определяютсязаконами Республики Казахстан.
Специальноеприродопользование может включать один либо несколько видов природопользованияв их совокупности.
Природопользователямимогут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся натерритории Республики Казахстан.
Природопользователи могутбыть:
1) постоянными (правоприродопользования носит бессрочный характер) и временными (правоприродопользования ограничено определенным сроком);
2) первичными (правоприродопользования получено от государства либо от других первичныхприродопользователей в порядке отчуждения этого права или универсальногоправопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено наосновании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собойэтот статус).
Природопользователиобязаны соблюдать требования, установленные настоящим Кодексом и иныминормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Механизмыэкономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования
Механизмыэкономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования:
1)планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата заэмиссии в окружающую среду;
3) плата запользование отдельными видами природных ресурсов;
4)экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) рыночныемеханизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;
6)экологическое страхование;
7)экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
2.2 Мероприятияпо охране окружающей среды
Мероприятиемпо охране окружающей среды является комплекс технологических, технических,организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрануокружающей среды и улучшение ее качества.
Кмероприятиям по охране окружающей среды относятся мероприятия:
1)направленные на обеспечение экологической безопасности;
2) улучшающиесостояние компонентов окружающей среды посредством повышения качественныххарактеристик окружающей среды;
3)способствующие стабилизации и улучшению состояния экологических систем,сохранению биологического разнообразия, рациональному использованию ивоспроизводству природных ресурсов;
4)предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровьюнаселения;
5)совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды,рациональное природопользование и внедрение международных стандартов управленияохраной окружающей среды;
6)развивающие производственный экологический контроль;
7)формирующие информационные системы в области охраны окружающей среды испособствующие предоставлению экологической информации;
8)способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию ипросвещению для устойчивого развития.
Кмероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционныеэкологические проекты, включающие мероприятия, предусмотренные пунктом 2настоящей статьи. Типовой перечень мероприятий по охране окружающей средыутверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
2.3 Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
Мероприятияпо охране окружающей среды осуществляются за счет:
1) бюджетныхсредств;
2)собственных средств природопользователей;
3) иныхисточников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
Мероприятияпо охране окружающей среды, финансируемые из бюджетов различных уровней,определяются в соответствии с направлениями, устанавливаемыми государственными,отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а также решениямиПрезидента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местныхпредставительных органов. Порядок разработки экологических программ, планов,финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливается бюджетнымзаконодательством Республики Казахстан. Мероприятия по охране окружающей средывключаются в программы, планы социально-экономического развития РеспубликиКазахстан, административно-территориальных единиц, экологические программы,планы определенной территории.
Региональныеэкологические программы, планы и программы, планы социально-экономическогоразвития соответствующей территории до их утверждения подлежат согласованию суполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Местныеисполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы)разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающейсреды инвестиционные экологические проекты (программы) в соответствии сбюджетным законодательством Республики Казахстан. Для разработки экологическихпрограмм могут проводиться открытые конкурсы проектов в области охраныокружающей среды, порядок проведения которых определяется ПравительствомРеспублики Казахстан.
Мероприятияпо охране окружающей среды, финансируемые за счет собственных средствприродопользователя, планируются природопользователем самостоятельно.Мероприятия по охране окружающей среды включаются в план мероприятий по охранеокружающей среды, разрабатываемый природопользователем для полученияэкологических разрешений. Планирование мероприятий по охране окружающей среды,финансируемых за счет иных источников, осуществляется в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан.

2.4 Плата заэмиссии в окружающую среду
Плата заэмиссии в окружающую среду устанавливается налоговым законодательством РеспубликиКазахстан. Плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемаяприродопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическомразрешении, взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отходов,утверждаемому Правительством Республики Казахстан. Методика расчета платы заэмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраныокружающей среды. Ставки платы за эмиссии в окружающую среду устанавливаютсяместными представительными органами областей (города республиканского значения,столицы), но не ниже базовых и не выше предельных ставок, утверждаемыхПравительством Республики Казахстан. Исполнение налоговых обязательств по платеза эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба,нанесенного им окружающей среде.
2.5 Обязательныеплатежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов
Обязательныеплатежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсовустанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан. В целяхэкономического стимулирования эффективного осуществления природопользователямимероприятий по охране окружающей среды Правительство Республики Казахстан можетутвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду. В целяхсокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могутбыть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии вокружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами насокращение эмиссии в окружающую среду. Природопользователь получает право нагодовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.
2.6 Торговляквотами на международном уровне
В случае,если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан,предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращениюэмиссий в окружающую среду, природопользователи могут вступать всоответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическимилицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Договор оторговле квотами, заключенный резидентом Республики Казахстан с иностраннымифизическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченноморгане, определяемом Правительством Республики Казахстан.
2.7 Экологическоестрахование
Цельюэкологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни,здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ееаварийного загрязнения. Обязательное экологическое страхование осуществляется всоответствии с законом Республики Казахстан об обязательном экологическомстраховании. Экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельностиопределяются настоящим Кодексом и Правительством Республики Казахстан. Добровольноеэкологическое страхование осуществляется физическими и юридическими лицами всилу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологическогострахования определяются договорами между страховщиками и страхователями.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГООКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
3.1 Порядокэкономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде
Экономическаяоценка ущерба, нанесенного окружающей среде, — стоимостное выражение затрат,необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойствприродных ресурсов. Должностные лица уполномоченного органа в области охраныокружающей среды в месячный срок с даты установления факта нанесения ущербаокружающей среде проводят сбор и анализ необходимых материалов и устанавливаютэкономическую оценку нанесенного ущерба. Экономическая оценка ущерба отзагрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов сверх установленныхнормативов, а также от размещения отходов производства и потребления, в томчисле радиоактивных, сверх установленных нормативов определяется прямым иликосвенным методами согласно правил, утверждаемых Правительством РеспубликиКазахстан.
3.2 Прямойметод экономической оценки ущерба
Прямой методэкономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат,необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавшихприродных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболееэффективных инженерных, организационно-технических и технологическихмероприятий. Должностными лицами уполномоченного органа в области охраныокружающей среды в первую очередь рассматривается возможность осуществлениямероприятий по восстановлению окружающей среды лицом, нанесшим ущерб окружающейсреде. Соответствующие обязательства по проведению мероприятий повосстановлению окружающей среды излагаются в гарантийном письме лица, нанесшегоущерб окружающей среде, с указанием конкретных мероприятий и сроков ихпроведения. При экономической оценке ущерба прямым методом должностные лицауполномоченного органа в области охраны окружающей среды могут привлекатьнезависимых экспертов. В качестве экспертов могут выступать экологическиеаудиторы, специалисты проектных, инженерных и научных организаций. Обязанностьпо оплате работы независимых экспертов возлагается на лицо, нанесшее ущербокружающей среде.
3.3 Косвенныйметод экономической оценки ущерба
Косвенныйметод экономической оценки ущерба применяется в случаях, когда не может бытьприменен прямой метод экономической оценки ущерба. Экономическая оценка ущербакосвенным методом определяется в зависимости от видов воздействия на окружающуюсреду путем суммирования ущерба по каждому ингредиенту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический кодекспризван решить следующие важнейшие задачи:
· обобщение исистематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
· поднятие статусаэкологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямогодействия;
· внедрениемеждународных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашейстране.
Экологическое законодательствоРеспублики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоитиз Экологического Кодекса и 50 иных нормативных правовых актов РеспубликиКазахстан.
Экологический Кодексрегулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающейсреды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природныхресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РеспубликиКазахстан.
Участниками регулируемыхнастоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица,государство, а также государственные органы, осуществляющие государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов.
К видамприродопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животныммиром;
6) пользованиерастительным миром;
7) эмиссии в окружающуюсреду;
8) иные видыприродопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Особенности возникновенияправа специального природопользования по видам природопользования определяютсязаконами Республики Казахстан.
Механизмы экономическогорегулирования охраны окружающей среды и природопользования: 1) планирование ифинансирование мероприятий по охране окружающей среды; 2) плата за эмиссии вокружающую среду; 3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды; 5) рыночные механизмыи торговля квотами на эмиссии в окружающую среду; 6) экологическое страхование;7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
Мероприятия по охранеокружающей среды осуществляются за счет: 1) бюджетных средств; 2) собственныхсредств природопользователей; 3) иных источников, не запрещенныхзаконодательными актами Республики Казахстан.
23 июня 2009 года былпринят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодексРеспублики Казахстан по вопросам регулирования ввоза экологически опасныхтехнологий, техники и оборудования.

Экологический кодекс Республики Казахстан

ВВЕДЕНИЕ
Кодекс РеспубликиКазахстан от 09.01.2007 N 212-3 — «Экологический кодекс» разрабатывалсясотрудниками правового отдела Министерства охраны окружающей среды, экспертами- юристами и правоведами, работающими на крупных предприятиях Казахстана.
Предыстория создания
Президент нашей страныпоставил перед Министерством окружающей среды задачу создания к 2010 годуосновных экологических стандартов устойчивого развития общества. Первым шагом вэтом направлении явилось принятие в январе 2007 года Экологического кодексаРеспублики Казахстан.
Экологический кодекспризван решить следующие важнейшие задачи:
· обобщение исистематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
· поднятие статусаэкологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямогодействия;
· внедрениемеждународных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашейстране.
При разработкеЭкологического кодекса было использовано около 20 руководящих ирекомендательных документов различных международных организаций, 18 международныхконвенций, около 30 директив Евросоюза и законодательных актов иностранных государств,проект модельного кодекса Содружества независимых государств, более 200нормативных правовых актов казахстанского законодательства.
Экологическоезаконодательство Республики Казахстан основывается на Конституции РеспубликиКазахстан и состоит из настоящего Кодекса и 50 иных нормативных правовых актовРеспублики Казахстан.
Если международнымдоговором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила,чем те, которые содержатся в Кодексе, то применяются правила международногодоговора.
В случае противоречиямежду настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащиминормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, применяютсяположения настоящего Кодекса.
Отношения в областиохраны и использования объектов окружающей среды и особо охраняемых природныхтерриторий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, неурегулированной настоящим Кодексом.
Экологический Кодексрегулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающейсреды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природныхресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РеспубликиКазахстан.
Участниками регулируемыхнастоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица,государство, а также государственные органы, осуществляющие государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов.
природопользованиеэкологический законодательство

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ,ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА
1.1 Основные принципыэкологического законодательства Республики Казахстан
Основными принципамиэкологического законодательства Республики Казахстан являются:
1) обеспечениеустойчивого развития Республики Казахстан;
2) обеспечениеэкологической безопасности;
3) экосистемный подход прирегулировании экологических отношений;
4) государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов;
5) обязательностьпревентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ейущерба в любых иных формах;
6) неотвратимостьответственности за нарушение экологического законодательства РеспубликиКазахстан;
7) обязательностьвозмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;
8) платность иразрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
9) применение наилучшихэкологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природныхресурсов и воздействии на окружающую среду;
10) взаимодействие,координация и гласность деятельности государственных органов по охранеокружающей среды;
11) стимулированиеприродопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязненияокружающей среды, сокращению отходов;
12) доступностьэкологической информации;
13) обеспечениенациональных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии наокружающую среду;
14) гармонизацияэкологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормамимеждународного права;
15) презумпцияэкологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности иобязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения припринятии решений о ее осуществлении.
1.2 Основные положения государственного регулирования в областиохраны окружающей среды и государственного управления в области использованияприродных ресурсов
Государственноерегулирование в области охраны окружающей среды включает в себя:
1) лицензированиедеятельности в области охраны окружающей среды;
2) экологическоенормирование;
3) техническоерегулирование в области охраны окружающей среды;
4) государственнуюэкологическую экспертизу;
5) выдачу экологическихразрешений;
6) государственныйэкологический контроль;
7) систему экономическогорегулирования охраны окружающей среды, стимулирование внедрения наилучшихэкологически чистых технологий, систему финансирования природоохранныхмероприятий;
8) государственныйэкологический мониторинг;
9) государственный учетприродопользователей, источников и участков загрязнения окружающей среды;
10) экологическоеобразование и просвещение.
Государственноеуправление в области использования природных ресурсов включает в себя:
1) государственноепланирование в области использования природных ресурсов;
2) государственныйконтроль за охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;
3) выдачу лицензий,разрешений и заключение договоров (контрактов) на право пользования природнымиресурсами;
4) организациювосстановления и воспроизводства природных ресурсов, внедренияресурсосберегающих технологий;
5) ведение мониторинга икадастров природных ресурсов;
6) установление лимитов ираспределение квот на использование природных ресурсов;
7) управлениегосударственными юридическими лицами, осуществляющими использование,восстановление и воспроизводство природных ресурсов;
8) организацию охраныприродных ресурсов.
1.3 Основные понятияэкономического характера
В Экологическом Кодексеиспользуются следующие основные понятия экономического характера:
ущерб окружающей среде —загрязнение окружающей среды или изъятие природных ресурсов свыше установленныхнормативов, вызвавшее или вызывающее деградацию и истощение природных ресурсовили гибель живых организмов;
квота на эмиссии вокружающую среду — часть лимита на эмиссии в окружающую среду, выделяемаяконкретному природопользователю на определенный срок;
лимиты на эмиссии вокружающую среду — нормативный объем эмиссий в окружающую среду,устанавливаемый на определенный срок;
нормативы качестваокружающей среды — показатели, характеризующие благоприятное для жизни издоровья человека состояние окружающей среды и природных ресурсов;
целевые показателикачества окружающей среды — показатели, характеризующие предельный уровеньнормируемых параметров окружающей среды на определенный период времени с учетомнеобходимости постепенного улучшения качества окружающей среды;
охрана окружающей среды —система государственных и общественных мер, направленных на сохранение ивосстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействияхозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию еепоследствий;
устойчивая модельпроизводства и потребления — социально-экономическая модель, характеризующаясяростом производства при сокращении потребления невозобновляемых ресурсов,восстановлении возобновляемых ресурсов и снижении антропогенного загрязненияокружающей среды;
реализация объектаэкспертизы — начало и ход работ по строительству, эксплуатации, ликвидациипромышленных и иных объектов, оказанию услуг, поступлению в хозяйственныйоборот изделий и технологий в соответствии с решениями, предусмотреннымипредплановой, предпроектной и проектной документацией, а также введение вдействие нормативного правового акта, иного фактического осуществления объектаэкспертизы;
экологически опасный видхозяйственной и иной деятельности — деятельность физических и (или) юридическихлиц, в результате которой происходит или может произойти аварийное загрязнениеокружающей среды;
экологический аудит —независимая проверка хозяйственной и иной деятельности аудируемых субъектов,направленная на выявление и оценку экологических рисков и разработкурекомендаций по повышению уровня экологической безопасности их деятельности;
экологический менеджмент— административное управление охраной окружающей среды, которое включает в себяорганизационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры,процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержанияэкологической политики предприятия;
экологический мониторинг— систематические наблюдения и оценка состояния окружающей среды и воздействияна нее;
экологическоенормирование — система правил (норм) и содержащихся в них количественных икачественных показателей (нормативов) состояния окружающей среды и степенивоздействия на нее;
экологическое разрешение— документ, удостоверяющий право физических и юридических лиц на осуществлениеэмиссий в окружающую среду;
экологическая экспертиза— установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельностинормативам качества окружающей среды и экологическим требованиям, а такжеопределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целяхпредупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности наокружающую среду и связанных с ними социальных последствий;
знак экологически чистойпродукции — зарегистрированный знак, который подтверждает соответствиемаркированной продукции стандартам экологически чистой продукции;
экологические требования— ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательновлияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в настоящемКодексе, иных нормативных правовых актах и нормативно-технических документахРеспублики Казахстан;
экологическая маркировка— присвоение продукции знака экологически чистой продукции, прошедшейподтверждение соответствия в порядке, установленном 50 законодательствомРеспублики Казахстан о техническом регулировании;
нормативы эмиссий —показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативовкачества окружающей среды;
1.4 Понятие и видыприродопользования
Природопользованиемявляются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающуюсреду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельностифизических и юридических лиц. Природопользование подразделяется на общее испециальное.
Общее природопользованиеявляется постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненнонеобходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов впользование.Ограничение общего природопользования допускается, если этопредусмотрено законами Республики Казахстан.
Специальноеприродопользование — деятельность физического и (или) юридического лица,осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или)эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и инымизаконами Республики Казахстан.
К видамприродопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животныммиром;
6) пользованиерастительным миром;
7) эмиссии в окружающуюсреду;
8) иные видыприродопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Особенности возникновенияправа специального природопользования по видам природопользования определяютсязаконами Республики Казахстан.
Специальноеприродопользование может включать один либо несколько видов природопользованияв их совокупности.
Природопользователямимогут быть физические и юридические лица, постоянно или временно находящиеся натерритории Республики Казахстан.
Природопользователи могутбыть:
1) постоянными (правоприродопользования носит бессрочный характер) и временными (правоприродопользования ограничено определенным сроком);
2) первичными (правоприродопользования получено от государства либо от других первичныхприродопользователей в порядке отчуждения этого права или универсальногоправопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено наосновании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собойэтот статус).
Природопользователиобязаны соблюдать требования, установленные настоящим Кодексом и иныминормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
2.1 Механизмыэкономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования
Механизмыэкономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования:
1)планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;
2) плата заэмиссии в окружающую среду;
3) плата запользование отдельными видами природных ресурсов;
4)экономическое стимулирование охраны окружающей среды;
5) рыночныемеханизмы и торговля квотами на эмиссии в окружающую среду;
6)экологическое страхование;
7)экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
2.2 Мероприятияпо охране окружающей среды
Мероприятиемпо охране окружающей среды является комплекс технологических, технических,организационных, социальных и экономических мер, направленных на охрануокружающей среды и улучшение ее качества.
Кмероприятиям по охране окружающей среды относятся мероприятия:
1)направленные на обеспечение экологической безопасности;
2) улучшающиесостояние компонентов окружающей среды посредством повышения качественныххарактеристик окружающей среды;
3)способствующие стабилизации и улучшению состояния экологических систем,сохранению биологического разнообразия, рациональному использованию ивоспроизводству природных ресурсов;
4)предупреждающие и предотвращающие нанесение ущерба окружающей среде и здоровьюнаселения;
5)совершенствующие методы и технологии, направленные на охрану окружающей среды,рациональное природопользование и внедрение международных стандартов управленияохраной окружающей среды;
6)развивающие производственный экологический контроль;
7)формирующие информационные системы в области охраны окружающей среды испособствующие предоставлению экологической информации;
8)способствующие пропаганде экологических знаний, экологическому образованию ипросвещению для устойчивого развития.
Кмероприятиям по охране окружающей среды могут быть отнесены инвестиционныеэкологические проекты, включающие мероприятия, предусмотренные пунктом 2настоящей статьи. Типовой перечень мероприятий по охране окружающей средыутверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
2.3 Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
Мероприятияпо охране окружающей среды осуществляются за счет:
1) бюджетныхсредств;
2)собственных средств природопользователей;
3) иныхисточников, не запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.
Мероприятияпо охране окружающей среды, финансируемые из бюджетов различных уровней,определяются в соответствии с направлениями, устанавливаемыми государственными,отраслевыми (секторальными) и региональными программами, а также решениямиПрезидента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местныхпредставительных органов. Порядок разработки экологических программ, планов,финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливается бюджетнымзаконодательством Республики Казахстан. Мероприятия по охране окружающей средывключаются в программы, планы социально-экономического развития РеспубликиКазахстан, административно-территориальных единиц, экологические программы,планы определенной территории.
Региональныеэкологические программы, планы и программы, планы социально-экономическогоразвития соответствующей территории до их утверждения подлежат согласованию суполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Местныеисполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы)разрабатывают и представляют уполномоченному органу в области охраны окружающейсреды инвестиционные экологические проекты (программы) в соответствии сбюджетным законодательством Республики Казахстан. Для разработки экологическихпрограмм могут проводиться открытые конкурсы проектов в области охраныокружающей среды, порядок проведения которых определяется ПравительствомРеспублики Казахстан.
Мероприятияпо охране окружающей среды, финансируемые за счет собственных средствприродопользователя, планируются природопользователем самостоятельно.Мероприятия по охране окружающей среды включаются в план мероприятий по охранеокружающей среды, разрабатываемый природопользователем для полученияэкологических разрешений. Планирование мероприятий по охране окружающей среды,финансируемых за счет иных источников, осуществляется в порядке, установленномзаконодательством Республики Казахстан.

2.4 Плата заэмиссии в окружающую среду
Плата заэмиссии в окружающую среду устанавливается налоговым законодательством РеспубликиКазахстан. Плата за эмиссии в окружающую среду, осуществляемаяприродопользователями в пределах нормативов, определенных в экологическомразрешении, взимается согласно перечню загрязняющих веществ и видов отходов,утверждаемому Правительством Республики Казахстан. Методика расчета платы заэмиссии в окружающую среду утверждается уполномоченным органом в области охраныокружающей среды. Ставки платы за эмиссии в окружающую среду устанавливаютсяместными представительными органами областей (города республиканского значения,столицы), но не ниже базовых и не выше предельных ставок, утверждаемыхПравительством Республики Казахстан. Исполнение налоговых обязательств по платеза эмиссии в окружающую среду не освобождает природопользователя от возмещения ущерба,нанесенного им окружающей среде.
2.5 Обязательныеплатежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсов
Обязательныеплатежи в бюджет за пользование отдельными видами природных ресурсовустанавливаются налоговым законодательством Республики Казахстан. В целяхэкономического стимулирования эффективного осуществления природопользователямимероприятий по охране окружающей среды Правительство Республики Казахстан можетутвердить предельные ставки платы за эмиссии в окружающую среду. В целяхсокращения эмиссий в окружающую среду Правительством Республики Казахстан могутбыть введены рыночные механизмы путем установления лимитов и квот на эмиссии вокружающую среду и утверждения порядка торговли квотами и обязательствами насокращение эмиссии в окружающую среду. Природопользователь получает право нагодовую квоту на эмиссии в окружающую среду в случае установления таких квот.
2.6 Торговляквотами на международном уровне
В случае,если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан,предусмотрена возможность участия Казахстана в торговле квотами по сокращениюэмиссий в окружающую среду, природопользователи могут вступать всоответствующие договорные отношения с иностранными физическими и юридическимилицами в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Договор оторговле квотами, заключенный резидентом Республики Казахстан с иностраннымифизическими и юридическими лицами, подлежит регистрации в уполномоченноморгане, определяемом Правительством Республики Казахстан.
2.7 Экологическоестрахование
Цельюэкологического страхования является возмещение вреда, причиненного жизни,здоровью, имуществу третьих лиц и (или) окружающей среде в результате ееаварийного загрязнения. Обязательное экологическое страхование осуществляется всоответствии с законом Республики Казахстан об обязательном экологическомстраховании. Экологически опасные виды хозяйственной и иной деятельностиопределяются настоящим Кодексом и Правительством Республики Казахстан. Добровольноеэкологическое страхование осуществляется физическими и юридическими лицами всилу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологическогострахования определяются договорами между страховщиками и страхователями.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГООКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
3.1 Порядокэкономической оценки ущерба, нанесенного окружающей среде
Экономическаяоценка ущерба, нанесенного окружающей среде, — стоимостное выражение затрат,необходимых для восстановления окружающей среды и потребительских свойствприродных ресурсов. Должностные лица уполномоченного органа в области охраныокружающей среды в месячный срок с даты установления факта нанесения ущербаокружающей среде проводят сбор и анализ необходимых материалов и устанавливаютэкономическую оценку нанесенного ущерба. Экономическая оценка ущерба отзагрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов сверх установленныхнормативов, а также от размещения отходов производства и потребления, в томчисле радиоактивных, сверх установленных нормативов определяется прямым иликосвенным методами согласно правил, утверждаемых Правительством РеспубликиКазахстан.
3.2 Прямойметод экономической оценки ущерба
Прямой методэкономической оценки ущерба состоит в определении фактических затрат,необходимых для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавшихприродных ресурсов и оздоровления живых организмов посредством наиболееэффективных инженерных, организационно-технических и технологическихмероприятий. Должностными лицами уполномоченного органа в области охраныокружающей среды в первую очередь рассматривается возможность осуществлениямероприятий по восстановлению окружающей среды лицом, нанесшим ущерб окружающейсреде. Соответствующие обязательства по проведению мероприятий повосстановлению окружающей среды излагаются в гарантийном письме лица, нанесшегоущерб окружающей среде, с указанием конкретных мероприятий и сроков ихпроведения. При экономической оценке ущерба прямым методом должностные лицауполномоченного органа в области охраны окружающей среды могут привлекатьнезависимых экспертов. В качестве экспертов могут выступать экологическиеаудиторы, специалисты проектных, инженерных и научных организаций. Обязанностьпо оплате работы независимых экспертов возлагается на лицо, нанесшее ущербокружающей среде.
3.3 Косвенныйметод экономической оценки ущерба
Косвенныйметод экономической оценки ущерба применяется в случаях, когда не может бытьприменен прямой метод экономической оценки ущерба. Экономическая оценка ущербакосвенным методом определяется в зависимости от видов воздействия на окружающуюсреду путем суммирования ущерба по каждому ингредиенту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологический кодекспризван решить следующие важнейшие задачи:
· обобщение исистематизация на законодательном уровне вопросов охраны окружающей среды;
· поднятие статусаэкологических требований и нормативов до уровня законодательных актов прямогодействия;
· внедрениемеждународных стандартов в практику работы по охране окружающей среды в нашейстране.
Экологическое законодательствоРеспублики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоитиз Экологического Кодекса и 50 иных нормативных правовых актов РеспубликиКазахстан.
Экологический Кодексрегулирует отношения в области охраны, восстановления и сохранения окружающейсреды, использования и воспроизводства природных ресурсов при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природныхресурсов и воздействием на окружающую среду, в пределах территории РеспубликиКазахстан.
Участниками регулируемыхнастоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица,государство, а также государственные органы, осуществляющие государственноерегулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление вобласти использования природных ресурсов.
К видамприродопользования относятся:
1) землепользование;
2) водопользование;
3) лесопользование;
4) недропользование;
5) пользование животныммиром;
6) пользованиерастительным миром;
7) эмиссии в окружающуюсреду;
8) иные видыприродопользования, устанавливаемые законами Республики Казахстан.
Особенности возникновенияправа специального природопользования по видам природопользования определяютсязаконами Республики Казахстан.
Механизмы экономическогорегулирования охраны окружающей среды и природопользования: 1) планирование ифинансирование мероприятий по охране окружающей среды; 2) плата за эмиссии вокружающую среду; 3) плата за пользование отдельными видами природных ресурсов;4) экономическое стимулирование охраны окружающей среды; 5) рыночные механизмыи торговля квотами на эмиссии в окружающую среду; 6) экологическое страхование;7) экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.
Мероприятия по охранеокружающей среды осуществляются за счет: 1) бюджетных средств; 2) собственныхсредств природопользователей; 3) иных источников, не запрещенныхзаконодательными актами Республики Казахстан.
23 июня 2009 года былпринят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодексРеспублики Казахстан по вопросам регулирования ввоза экологически опасныхтехнологий, техники и оборудования.