Гражданско-правовой механизм защиты авторских прав в Российской Федерации

Введение
Одним из важныхусловий успешного развития науки, литературы и искусства является не толькопризнание за создателями творческих произведений и их правомернымипользователями определенных субъективных гражданских прав, но и обеспечениеэтих прав надежной правовой защитой.
Однакосегодня, несмотря на видимую прочность существующей системы защиты авторских исмежных прав, все чаще можно наблюдать примеры ее нарушения. Это вызваноразличными факторами, среди которых особо хотелось бы выделить стремительноеразвитие информационно-цифровых технологий. Защита авторских прав в сетиИнтернет – в последнее время одна из актуальнейших проблем в данной сфере.
Практическаязначимость данной темы курсовой работы обусловлена тем, что сравнительнонедавно была введена в действие часть четвертая Гражданского кодекса РоссийскойФедерации (далее – ГК РФ), которая заменила собой многие действующие до этогозаконодательные акты по вопросам интеллектуальной собственности. Это событиевызвало активные дискуссии между специалистами в данной области. По мнениюотдельных ученых, несмотря на многие положительные моменты, некоторыенововведения, предусмотренные ГК РФ, оказались все же неотработанными, сырыми,неподкрепленными практикой. Это говорит о необходимости более углубленногоизучения данного правового института, т. к. вследствие неоднозначности подходов кнему возникает множество вопросов и противоречий, что, в свою очередь, создаетопределенные препятствия в осуществлении правоприменительной деятельности.
Защитаавторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, очем свидетельствует слабо развитая и достаточно противоречивая судебнаяпрактика.
Приподготовке и написании работы использованы доступные современной юридическойнауке методы исследования: сравнительно-правовой, системный, логический, а также другиеприемы обобщения научного материала и практического опыта.
Цель даннойработы – раскрыть содержание понятия «защита авторских прав», а такжерассмотреть главные особенности существующих на сегодня в Российской Федерациигражданско-правовых способов защиты авторских прав.
Длядостижения этой цели поставлены следующие задачи: рассмотреть такие понятия как«защита права», «форма защиты» и «способ защиты» применительно к сфереавторского права; анализируя нормативно-правовую основу регулирования авторскихотношений, а также материалы судебной практики, определить конкретные гражданско-правовыеспособы защиты авторских прав и особенности их применения.
защита авторский правогражданский

1. Защитаавторских прав
1.1 Общаяхарактеристика и понятие защиты авторских прав
Всоответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ провозглашается игарантируется защита прав и свобод человека и гражданина. В ч. 2 ст. 45Конституции гарантируется право каждого защищать свои права и свободы всемиспособами в соответствии с законом.
ГК РФ в п. 1ст. 1 устанавливает как одно из основных начал гражданскогозаконодательства необходимость беспрепятственного осуществления гражданскихправ, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Вкачестве одной из основных задач гражданского судопроизводства ст. 2 ГПКРФ называет правильное и своевременное, что немаловажно, рассмотрениегражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод изаконных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Перечисленныевыше общеправовые принципы имеют непосредственное отношение к авторскому праву,так как регулятивный механизм эффективен только тогда, когда он законодательнообеспечен правоохранительной составляющей. В подтверждение этого В.П. Грибановсправедливо заметил: «субъективное право, предоставленное лицу, но необеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишьдекларативным правом». Поэтому следует сделать вывод о том, что достижениепоставленных перед авторским правом целей возможно путем признания за авторами (правообладателями)определенных субъективных прав и установления правил их реализации, а также спомощью обеспечения надежного механизма правовой защиты в случаях их нарушенияили оспаривания.
Прирассмотрении понятия «защита авторских прав» как правовой категории надлежитуказать на его относительную самостоятельность в ряду иных категорий, например,таких, как «реализация субъективного права», «охрана авторских прав» и др.Следует обратить особое внимание на то, что общеправовой термин «защита права»может применяться в различных смыслах. В законодательстве, в частности, понятие«защита права» нередко носит абстрактный характер и обозначает возможностьгосударства защищать те или иные права, не уточняя, идет ли речь о защитенарушенных прав, или о гарантиях, формах реализации тех или иных еще ненарушенных прав.
В юридическойлитературе различают понятия «защита субъективного права» и «охранасубъективного права». При этом уточняется, что охраняются права постоянно, азащищаются только тогда, когда нарушаются; защита есть момент охраны, одна изее форм.
Охрана естьустановление общего правового режима, опирающегося на весь комплекс правовыхнорм и правовую деятельность, а защита – совокупность мер, которыепредпринимаются в случаях, когда гражданские права либо интересы нарушены илиоспорены.
Институт«права на защиту» выступает основанием или условием реализации «защиты права» вобщественном отношении, в том числе авторском, урегулированном нормами права,который в общем виде выглядит как предоставленная управомоченному лицувозможность применения мер правоохранительного характера для восстановления егонарушенного или оспариваемого права или законного интереса.
Субъектами,обладающими правомочиями на защиту авторских прав, являются непосредственноносители этих прав, т.е. сами авторы, их наследники, иные правопреемники,работодатели авторов в случаях создания служебных произведений.
Нарушителямиавторских прав являются физические и юридические лица, которые не выполняюттребования гражданского законодательства в части регулирования авторскихотношений. Чаще всего такими нарушителями становятся лица, которые допускаютнезаконное использование произведений. Подобные действия считаются контрафактными(от французского слова «contrefacon» – нарушение прав интеллектуальнойсобственности), а нарушители именуются пиратами (от англ. неологизма «piracy» – нарушение правинтеллектуальной собственности).
1.2 Формызащиты прав авторов
Защитаавторских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е.посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
Под формойзащиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятийпо защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Формы защитыцелесообразно подразделять на судебные и несудебные. К первому виду относитсязащита в различных судах, ко второму – административно-правовая и самозащита.
Основнымсредством защиты авторских прав является подача иска в суд. В некоторых странахтакие иски рассматриваются специальными судами, например Судом по авторскомуправу Великобритании (The Copyright Tribunal). В Российской Федерацииправо на судебную защиту своих авторских прав управомоченными субъектами чащевсего реализуется путем обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.Арбитражная подведомственность возникает, если участниками спорногоправоотношения являются юридические лица и (или) индивидуальныепредприниматели, и спор носит экономический характер либо иным образом связан спредпринимательской деятельностью. При этом нужно учитывать, что арбитражномусуду не подведомственны споры по искам авторов о защите авторских прав отнесанкционированного использования произведений.
Кроме подачииска в суд общей юрисдикции или арбитражный суд право на судебную защитуавторских прав может быть реализовано путем обращения в Конституционный Суд РФ.Причем этот орган не только восстанавливает – при наличии достаточных оснований– нарушенное правовое положение субъектов, но и признает несоответствующимКонституции применяемый нормативный акт. Прецедент обращения в КонституционныйСуд за защитой авторских прав уже существует.
Так, 28апреля 1992 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу опроверке конституционности постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от3 февраля 1992 г. №2275–1 «О Всероссийском агентстве по авторским правам».Данным постановлением Конституционного Суда РФ постановление ПрезидиумаВерховного Совета РСФСР было признано несоответствующим Конституции РФ, так какустанавливало существенные ограничения конституционных прав авторов и выходилоза рамки своей компетенции. С момента выхода постановления КонституционногоСуда РФ постановление Президиума Верховного Совета РСФСР утратило силу, иправоотношения, возникшие на основании данного постановления, приводились ксостоянию, существовавшему до его издания.
Защитагражданских прав в административной форме допускается гражданскимзаконодательством, но согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ это возможно лишь вслучаях, предусмотренных законом. В настоящее время авторское законодательствотаких случаев прямо не предусматривает.
Управомоченныесубъекты могут осуществлять защиту своих авторских прав и самостоятельно.Типичным примером средства самозащиты являются действия, совершаемые в порядкенеобходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектрсредств самозащиты достаточно узок и сводится в основном к возможности отказасовершать определенные действия в интересах неисправного контрагента, напримеротказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, непредусмотренных соответствующим договором, либо от исполнения договора в целом,например в случае его недействительности.
1.3 Способызащиты авторских прав
Наибольшуюпрактическую значимость и эффективность среди рассмотренных форм защитыавторских прав имеет судебная защита, реализуемая через обращение в суд общейюрисдикции или арбитражный суд. При этом обратиться в суд с соответствующимиском вправе правообладатель, а также организация, управляющая имущественнымиправами авторов на коллективной основе (от своего имени, но в защиту прав лиц,управление имущественными правами которых осуществляет такая организация).Судебная защита обеспечивается применением предусмотренных законом способовзащиты.
Следуетучитывать, что понятие «форма защиты права» является категорией процессуальногоправа, а термин «способы защиты права» – материального (регулятивного) права.Под способами защиты понимаются предусмотренные законодательством правовыесредства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение,устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь,вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России взависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, могутбыть разделены по типам на: гражданско-правовые, административно-правовые иуголовно-правовые.
Наибольшуюэффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способызащиты авторских прав. Защита авторских прав методами публичного права(административно-правовыми и уголовно-правовыми способами) носит дополнительныйхарактер и в основном направлена на общую и частную превенцию (предупреждение)нарушений.

2.Гражданско-правовые способы защиты авторских прав и их правовая регламентация
В гражданскомзаконодательстве Российской Федерации можно выделить два уровня регулированияспособов защиты гражданских прав.
Первыйуровень состоит в определении таких способов защиты, которые носят универсальныйхарактер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективногогражданского права. Данные способы защиты установлены ст. 12 ГК РФ.
Второйуровень регулирования заключается в установлении способов защиты, применяемыхдля защиты только конкретных видов гражданских прав или для защиты отконкретных нарушений. Применительно к нарушениям авторских прав такие способыустановлены в основном в главе 69 ГК РФ (ст. 1250–1254), являющейся общейдля любых отношений интеллектуальной собственности. А непосредственно в главе70 («Авторское право») изложены лишь некоторые уточняющие нормы (ст. 1290,1299–1302).
Конечно же,законодатель попытался скоординировать правила о защите и ответственности,размещенные в разных частях ГК РФ, и гармонизировать возможность их примененияс помощью некоторых технических, филологических и логических приемов. Тем неменее, уяснение точного значения подобных правил затруднено.
Следуетотметить, что дифференциация правового регулирования защиты прав в четвертойчасти ГК РФ проводится, прежде всего, исходя из характера нарушенных прав.Изначально устанавливается принципиально важная норма о том, что всеинтеллектуальные права (в том числе и права на авторские произведения)защищаются теми же способами, которые предусмотрены для защиты другихгражданских прав и содержаться непосредственно в ГК (п. 1 ст. 1250).Однако сделана оговорка о том, что данные способы используются «с учетомсущества нарушенного права и последствий нарушения этого права».
Далее (ст. 1251ГК РФ) законодатель в числе способов защиты таких прав называет признаниеправа, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечениедействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсациюморального вреда, публикацию решения суда о допущенном нарушении. Однакоприведенный перечень не является исчерпывающим.
При нарушенииавторских прав могут пострадать также честь, достоинство и деловая репутацияавтора. Но тогда подлежат применению общие для всего гражданского права нормыст. 152 ГК РФ.
Безусловнойновеллой является включение в ст. 1253 ГК РФ правила о том, что принеоднократном или грубом нарушении исключительного права суд в соответствии с п. 2ст. 61 ГК РФ может принять решение о ликвидации такого юридического лицапо требованию прокурора; при тех же обстоятельствах может быть прекращенапредпринимательская деятельность гражданина, осуществляющего ее без образованияюридического лица. Данная норма имеет административно-правовую природу, но еепомещение в ГК РФ принципиальных возражений не вызывает в целях комплексностиописания мер ответственности.
Отдельновыделяются нормы (ст. 1252 ГК РФ) о применении мер защиты исключительныхправ, сопровождающиеся пояснениями законодателя относительно лиц, к которыммогут предъявляться соответствующие требования.
Главнаяособенность сложившейся системы защиты прав в рассматриваемой сфере заключаетсяв том, что не всякий правообладатель может заявить любое требование ииспользовать любой способ защиты. Это касается и авторов. Так, после передачиавтором своего исключительного права он утрачивает и право на соответствующийданному праву иск, например на компенсацию. Именно так истолковал подобнуюситуацию и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №15.

2.1 Отдельныеспособы защиты личных неимущественных и исключительных прав
Ужеотмечалось, что содержащиеся в ст. 12 ГК РФ способы (меры) защитыгражданских прав в целом подлежат применению и при защите правообладателей всфере авторского права.
Первым вчисле способов защиты ст. 12 ГК РФ называет признание права – способа,применяемого как при нарушении авторских прав, так и в случае угрозы ихнарушения, при оспаривании прав со стороны других лиц.
Необходимостьв применении этого способа защиты возникает тогда, когда оспаривается самоналичие у субъекта авторских прав или имеется неопределенность принадлежностиэтих прав (например, если произведение опубликовано автором анонимно). Снятиетакой неопределенности, создание условий для реализации всех прав субъекта ипредупреждение со стороны третьих лиц действий, препятствующих осуществлениюэтих прав, – цели применения данного способа защиты. Судебное решение опризнании авторских прав придает ясность, устойчивость правовому положениюавтора(правообладателя) и может служить основанием для применения санкций,способных предотвращать возможные нарушения.
Пункт 1 ст. 1252ГК РФ допускает использование иска о признании исключительного права к лицу,которое отрицает или иным образом не признает право, «нарушая тем самыминтересы правообладателя». Необходимо обратить внимание, что законодательговорит не о нарушении конкретно субъективного права, а интересов.Следовательно, истец не должен доказывать факт правонарушения.
Следующийспособ – восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Онприменяется, когда авторские права могут быть реально восстановлены путемустранения последствий нарушения. Например, автор может потребоватьвосстановления своего произведения в первоначальном виде, если в него быливнесены не согласованные с ним изменения. Если произведение уже обнародовано,то восстановление нарушенных авторских прав в полном объеме уже невозможно.Однако и в этом случае правообладатель может потребовать применения данногоспособа защиты (проставление на экземплярах произведений имен создателей, уничтожениеконтрафактных экземпляров и т.п.).
Требование опрекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,является одним из наиболее распространенных способов защиты авторских прав.Чаще всего этот способ защиты применяется в сочетании с возмещением убытков иливыплатой компенсации. При этом прекращение действий, нарушающих право илисоздающих угрозу его нарушения, ведет к пресечению нарушения авторских прав, авозмещение убытков или выплата компенсации направлены на предоставлениеправообладателям денежной компенсации за потери, которые уже были им понесены.
Хотядействовавший ранее Закон об авторском праве возможность применения данной мерыпрямо не называл, на практике она применялась.
В сентябре1996 г. американская корпорация Microsoft обратилась в Московский арбитражный суд сиском к фирме «Триаторис» в связи с незаконной установкой программногообеспечения, правами на которое обладает Microsoft, на компьютеры, которымиторговала «Триаторис». В обоснование своих требований истцы сослались наЖеневскую и Бернскую конвенции, положения которых защищают интеллектуальнуюсобственность зарубежных юридических и физических лиц. Ответчики заявили, чтокомпьютерные программы были ими куплены вполне легально на Митинскомрадиорынке. На это адвокат – представитель истца резонно заметил, что Microsoft не работает на Митинскомрынке, а лицензионные договоры необходимо заключать с его официальнымипредставителями. Суд, оценив доводы сторон, обязал «Триаторис» прекратитьнезаконное распространение программных продуктов, права на которые принадлежат Microsoft, и выплатитьпроизводителю 75,9 млн. рублей.
Пресечениедействий может заключаться и в установлении запрета. В четвертой части ГК РФвозможность применения данной меры предусмотрена как в отношении личныхнеимущественных прав, так и исключительного права.
Пресечениедействий и установление запрета на их совершение содержательно могут совпадатьс мерами по обеспечению исковых требований (ст. 1302 ГК РФ, ст. 139 –146 ГПК РФ, ст. 90 – 100 АПК РФ). Но если вторые установлены как мерыпроцессуального характера и направлены на создание условий по обеспечениюисполнения будущего решения по делу, то первые представляют собойсамостоятельные санкции, которые могут приниматься по итогам рассмотрения делаи составлять существо судебного решения.
Защитаавторских прав может также осуществляться в результате признания оспоримойсделки недействительной и применения последствий ее недействительности,применения последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способзащиты может использоваться в случае, когда автор (иной правообладатель)полагает нарушенными свои права при наличии договора (иной сделки); например,если оказывается, что издательство не является юридическим лицом или жесодержание договора противоречит закону (ст. 168 ГК РФ), либо договорзаключен под влиянием обмана и т.п. Основным последствием, помимо установленияфакта недействительности, здесь является двусторонняя реституция, т.е. стороныприводятся в положение, предшествовавшее заключению сделки (п. 2 ст. 167ГК РФ).
Закон неуказывает данный способ защиты применительно к сделкам в сфере авторскогоправа, но этого и не требуется, поскольку норма является универсальной длялюбых сделок (договоров).
Признаниенедействительным акта государственного органа или органа местногосамоуправления как способ защиты в сфере действия авторского права встречаетсяредко, поскольку деятельность указанных органов мало связана с результатамитворчества. Но он применим также для защиты прав авторов (правообладателей),например, широко используется при защите интересов авторов (правообладателей) вналоговых отношениях.
Следующийспособ защиты гражданских прав по ст. 12 ГК РФ – присуждение к исполнениюобязанности в натуре (см. также ст. 396 ГК РФ). Такие иски к автору обисполнении обязательств, связанных с созданием произведений, весьма затрудненыхарактером творческого процесса и по общему правилу удовлетворению не подлежат.Но они не касаются иных требований, в том числе денежных, о передаче материальныхобъектов и пр.
В числеспособов защиты называется и возмещение убытков (ст. 15, 393 и др. ГК РФ),которое является универсальной и всеобщей гражданско-правовой санкцией,подлежащей применению и в случаях, когда отсутствует прямое указание закона обэтом. Однако закон в ряде случаев специально указывает на возможностьприменения данного способа защиты. Так, в подп. 3 п. 1 ст. 1252 ГК РФпредусматривается возможность обращения с требованием о возмещении убытков клицу, которое неправомерно использовало результат интеллектуальной деятельности(средство индивидуализации) без заключения соглашения с правообладателем либоиным образом нарушило его исключительное право и тем самым причинило ущерб.
Такимобразом, случаи возмещения убытков законодатель связывает с так называемымбездоговорным использованием произведения, поскольку при наличии договораподлежат применению соответствующие общие нормы об обязательствах (в частностист. 393 ГК РФ) и правила соответствующего договорного института. Судя повсему, законодатель склонен признать, что нарушение исключительного права естьделикт, но ссылки на нормы главы 59 ГК РФ все-таки нет.
Требования овозмещении убытков по поводу нарушения личных неимущественных прав если и можетбыть предъявлено, то лишь теоретически, так как практически невозможнообосновать факт возникновения имущественных потерь.
Составубытков определен ст. 15 ГК РФ и слагается из двух основных компонентов:а) реального ущерба, включающего вынужденные расходы, утрату, повреждение и(или) порчу имущества, расходы, которые потребуется произвести длявосстановления нарушенного права; б) упущенной выгоды, т.е. доходов, которыелицо получило бы при обычных условиях в случае отсутствия правонарушения.Следует отметить, что общим правилом является возмещение убытков в полномобъеме.
Необходимовыделить, что ответственность авторов по договорам ограничена (ст. 1290 ГКРФ). Так, автор по договорам о предоставлении прав отвечает лишь в размересуммы реального ущерба, если только договором не предусмотрен меньший размерответственности. То же и в случае с неисполнением или ненадлежащим исполнениемавтором договора авторского заказа: автор лишь возвращает аванс, а такжеуплачивает неустойку (а она устанавливается только договором, т.е. ее может ине существовать). Общий размер указанных выплат ограничен суммой реальногоущерба, причиненного заказчику. Следовательно, автор фактически вообще невозмещает убытки, поскольку размер реального ущерба выступает лишь контрольнойвеличиной, сам же ущерб не взыскивается.
Особо закон (подп.4 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) выделяет предъявление требования обладателяисключительного права об изъятии материального носителя к его изготовителю,импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю,недобросовестному приобретателю. Применение данной нормы требует включения в еегипотезу условий, указанных в п. 5 указанной статьи. Они таковы:оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые илипредназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результатыинтеллектуальной собственности (средства индивидуализации), по решению судаподлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом непредусмотрено их обращение в доход РФ. Успешное и эффективное применение даннойновеллы требует определенной практики и анализа, поскольку, в частности,следует установить ее отраслевой характер. Но уже исходно ясно, чтоквалифицировать ее как конфискацию нельзя, так как по смыслу подп. 4 п. 1и п. 5 применение рассматриваемой санкции может произойти как поинициативе суда, так и по инициативе заинтересованной стороны(правообладателя).
Отдельновыделяется требование обладателя исключительного права о публикации решениясуда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя, что нужнооценивать как средство не только общей, но и частной превенции.
Защитаавторских прав возможна и путем взыскания неустойки, также упоминаемой ст. 12ГК РФ (см. ст. 330 ГК РФ). Однако само авторское законодательство непредусматривает так называемых законных неустоек, поэтому обращение к подобномусредству возможно только в случаях, когда неустойка установлена соответствующимдоговором.
Компенсацияморального вреда(см. также ст. 151, 1099–1101 ГК РФ) названа в ст. 12ГК РФ как отдельный способ защиты, в связи с тем, что причинение моральноговреда имеет иную природу, формы и правовые основания в сравнении с возмещениемубытков.
В авторскомзаконодательстве такая норма предусмотрена ст. 1251 ГК РФ применительно кслучаям нарушения личных неимущественных прав. Но она не предусматривает правона компенсацию морального вреда всех правообладателей при нарушении их прав, атолько авторов и лиц, указанных в нормах п. 2 ст. 1251 ГК РФ.
Следуетзаметить, что возможность применения данной меры отчасти сужена нормой п. 2ст. 1099 ГК РФ, предусматривающей, что моральный вред, причиненныйдействиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежиткомпенсации в случаях, предусмотренных законом. Безусловно, само произведениене является материальным объектом и, например, уничтожив его, автор фактическиничего не получает (если только не доказал наличие убытков по ст. 15 ГКРФ).
Можно понятьнегодование автора уничтоженного произведения, но ситуация обстоит именно так.Вместе с тем у суда есть возможность учесть это обстоятельство при определениистепени физических и нравственных страданий и при назначении размеракомпенсации морального вреда отразить их в более значительной сумме компенсациипо сравнению с обычными обстоятельствами. Тем самым имеется возможность учестьи индивидуальные особенности потерпевшего, ценность утраченного именно длянего.
Наконец, вчисле способов защиты ст. 12 ГК РФ называет и прекращение или изменениеправоотношения. По общему правилу подобное возможно в результате судебногоакта. Заинтересованные лица, права которых находятся под угрозой или уженарушаются, могут добиться изменения своего правового положения, например врезультате предъявления иска об изменении или прекращении договора (ст. 450–453ГК РФ). В принципе данная мера может в соответствующих случаях применяться иавторами (правообладателями).
Особымспособом защиты является компенсация и о ней следует сказать отдельно в связи сособой популярностью и особенностями применения.
2.2 Компенсацияпри нарушении авторских прав
Всоответствии с п. 3 ст. 1253 ГК РФ при нарушении исключительногоправа правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителявыплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежитвзысканию при доказанности факта правонарушения, а правообладательосвобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размеркомпенсации определяется судом в пределах, установленных ГК, в зависимости отхарактера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности исправедливости. Правообладатель имеет право требовать от нарушителя выплатыкомпенсации за каждый случай неправомерного использования результатаинтеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) либо за допущенноеправонарушение в целом.
Возможностьприменения данного средства требует прямого указания законодателя.Применительно к сфере авторского права такое указание содержится в ст. 1301ГК РФ, где предусмотрено помимо применения иных средств защиты право автора илииного правообладателя требовать по выбору выплаты помимо возмещения убытковкомпенсации:
– вразмере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей;
– вдвукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размерестоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены,которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерноеиспользование произведения.
Компенсациякак средство защиты при нарушении исключительных прав появилась в отечественномзаконодательстве относительно недавно, но прочно вошла в арсенал юридическихсредств и широко используется на практике.
Характерно,что данный способ защиты прав не предусмотрен ни ст. 12 ГК РФ, ни другиминормами Гражданского кодекса.
К сожалению,в литературе нет единства мнений по указанному вопросу. В одних случаях даннаясанкция рассматривается как особый вид ответственности, т.е. никак несовпадающий с остальными. В других компенсация за нарушение прав приравниваетсяк убыткам, т.е. признается всего лишь их разновидностью. Наконец, ряд авторов полагает,что в данной санкции наиболее рельефно заметны свойства неустойки, штрафа,причем так называемая законная неустойка, установленная не для договорных, аделиктных обязательств (отношений из причинения вреда). Оценивая изложенныепозиции, следует отметить, что и законодатель фактически высказался по данномувопросу. В частности, требуется учитывать, что компенсация употребляется«вместо возмещения убытков». Следовательно, компенсация заменяет возмещениеубытков и в силу данного обстоятельства имеет ту же самую направленность иприроду – возмещение имущественного урона автора (иного правообладателя).
Относительнотакого толкования требуется пояснить причины, по которым компенсация заменяетвозмещение убытков.
Правильнополагать, что использованный в ст. 1301 ГК РФ прием возмещенияимущественных потерь представляет собой именно способ, методику установленияразмера возмещения, при сохранении общей задачи, аналогичной норме ст. 15ГК РФ. Отечественное законодательство допускает расчет убытков, подлежащих возмещениюне только путем их строгого установления («до копейки»), но и иным образом.Так, особым образом исчисляются убытки при расторжении договора поставки (ст. 524ГК РФ), стороны могут договориться об исчислении убытков заранее в абсолютномразмере (в твердой сумме), они могут также соглашением сторон установитьопределенную методику их исчисления.
Вот и вданном случае законодатель счел целесообразным установить иную методикуопределения убытков, не оставляя главной задачи – возместить имущественный вред.
Главнаяпричина, по которой установлен иной способ определения суммы убытков, состоит внеобходимости усилить реальную правовую защиту авторских прав, поскольку привсей универсальности возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ) такая мераответственности неудобна для удовлетворения имущественных прав авторов (иныхправообладателей) в случае их нарушения. Фактически на автора произведения(иного правообладателя) возлагается дополнительная и методически плохообеспеченная задача доказывания суммы убытков в условиях, когдазаинтересованное лицо не обладает всей необходимой информацией и документами.Здесь имеется ввиду та основная часть убытков автора, которая заключается вупущенной выгоде (п. 2 ст. 15 ГК РФ) и в отношении которой он нерасполагает никакими доказательными возможностями.
Убеждает внеобходимости рассматривать компенсацию как метод установления и взысканияубытков и тот факт, что компенсация может взыскиваться за каждый случайправонарушения (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).
Судебнаяпрактика применения нормы о компенсации приходит к следующим выводам.
Судсамостоятельно определяет размер компенсации, взысканию подлежит не сумма, навзыскании которой настаивает истец, а сумма установленная судом.
Размеркомпенсации не зависит от степени вины нарушителя и от общественной значимостисовершенного нарушения. Ряд судов полагает, что несущественным является ивопрос о наличии вины, поскольку компенсация может быть взыскана и без вины.Необходимо выделить, что возможность игнорировать наличие или отсутствие винывозможна только в случае, если взыскание компенсации вообще не является меройответственности или же она применяется в предпринимательских отношениях (ст. 401ГК РФ).
При обращениис исковым заявлением о нарушении авторских прав истец должен доказать фактправонарушения, а также наличие у него исключительных прав.
Указание наэкземплярах произведения или его упаковке правообладателя, его правопреемникалибо обладателя лицензии в соответствии с п. 5 Конвенции от 29 октября 1971 г.«Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства ихфонограмм» является достаточным выполнением формальностей и подтверждаетналичие прав.
Право накомпенсацию отсутствует, если создание другого произведения, хотя бы и сзаимствованиями, не может быть квалифицированно как нарушение авторских прав.
Для принятиярешения о выплате компенсации необходимо представить сам контрафактныйэкземпляр, а также обеспечить возможность его сравнения с лицензионнымэкземпляром.
Приустановлении размера компенсации следует учитывать, что по смыслу законакомпенсация применяется в случае нарушения авторских и смежных прав; поэтому,например, неправильно взыскивать определенную сумму за каждый экземплярматериального носителя (кассету), объектом правонарушения является именно произведение,а не количество незаконно распространенных экземпляров.
Информация,предоставляемая истцом, должна быть достаточной для установления фактанезаконного распространения именно данным ответчиком. Лица, не являющиесяобладателями исключительного права, не могут требовать компенсации.

Заключение
Обобщая всевышеизложенное, следует подвести итоги проделанной работы. Защита авторскихправ – это достаточно сложное правовое явление, что порождает неоднозначныеподходы к его изучению. Но, несмотря на это, сегодня выработана относительноустойчивая система защиты авторских прав, представляющая собой совокупность мер,направленных на восстановление или признание таких прав и защиту интересов ихобладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательствосодержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защитыавторских и смежных прав, основу которых составляют непосредственногражданско-правовые способы защиты.
Однакоследует отметить то, что самом деле картина с защитой авторских прав в нашейстране все же оставляет желать лучшего. На сегодняшний день нет четкогорегулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД ипрокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютернойбезопасности физических и юридических лиц. Нет устоявшейся и понятной самимсудьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказываниюавторства на произведение.
В целяхусиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единуюгосударственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условияреализации и охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовыхпользователей.
Важно и то,что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этомнаправлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить ужев ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствуетзаконодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же,законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защитуавторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных закономнедееспособными и т.д.
Вступившая всилу с 1 января 2008 г. четвертая часть ГК РФ по-прежнему вызываетмножество споров среди исследователей. И сегодня важно перейти от дискуссий космыслению проведенной кодификации, определению путей использования данногозакона и правильности его применения и, возможно, как можно более быстромувнесению изменений.
Все это лишьсвидетельствует о тенденциях к усилению защиты интеллектуальной собственности иоб этом можно с уверенностью говорить.
Важноезначение имеет то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и инымправообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав всовременных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, аправильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом являетсязадачей самих правообладателей.
Взяв вовнимание все вышеприведенное, можно сделать вывод, что цель данной работыдостигнута.

Списоклитературы
1.  Конституция РоссийскойФедерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. //Российская газета от 25.12.1993. – №237.
2.  Часть первая Гражданскогокодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1994. №32.
3.  Часть четвертаяГражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 №230-ФЗ // СПС«Гарант».
4.  Гражданскийпроцессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 №138 – ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2002. №46.
5.  Арбитражныйпроцессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95 – ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации. 2002. №30.
6.  Бернская конвенция обохране литературных и художественных произведений 1886 г. (ред. 1971 г.)/ Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов/ Сост. В.А. Дозорцев. – М. – 1994.