Процесс приватизации в России

План
Введение… 2
1. Теорияприватизации… 4
1.1 Сущностьприватизации… 4
1.2 Формы и способыприватизации… 7
2.Практические аспекты приватизации… 11
2.1 Целиприватизации… 11
2.2 Этапыприватизации в России… 13
2.3 «Плюсы» и«минусы» процесса приватизации в России… 21
3.Результаты и уроки приватизации в РФ… 24
3.1 Итогиприватизации государственной собственности в РФ… 24
3.2 Реальные проблемыприватизации в РФ… 27
3.3 Оценка и урокиприватизации в РФ… 32
Заключение… 37
Списоклитературы… 40
Введение
Просматривая множество тем и статей по экономической жизнисовременной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос оприватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется,что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что внашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу незаконности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются запересмотр итогов проведенной приватизации.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая)проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростьюи интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества,являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (нарядус либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает всеболее важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремяпричинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономикахразличных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночнойэкономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей кпроблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты»приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения впроцесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняетсямножество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так иприкладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночнойэкономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшегоразвертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется дажесамо понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частнаясобственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о местеприватизации в экономической реформе; об очередности или одновременностиприватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целяхприватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальнойсправедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации.Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации,определение ее темпов приоритетов.
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и егозавершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политическогопроцесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначитьосновные черты и подвести итоги этого процесса.
1.Теория приватизации
 1.1 Сущностьприватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований припереходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений,возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства:с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основразгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержаниеприватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средствапроизводства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую,акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственногоимущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации иразгосударствления заключатся в том, что приватизация являетсяразгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются каквозврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нетединого определения приватизации. В западных странах можно встретить множествоопределений, такие как:
· переход прав собственности государства в пользу частных лиц(частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
· полная продажа государственных предприятий частным лицам;
· продажа части активов;
· передача функций государственной собственности частному секторународного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсовосуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основныемодели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается наопределенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся кследующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлсясовладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реальногособственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должнывозникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и болеерациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализациясвязана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственностьподлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа нааукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется,а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, чтотолько в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводитк увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки еёпроведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, илибыстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся вгосударственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. сбережения, необходимые для приобретения в частнуюсобственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать иопределил рыночную стоимость предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимореструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бывыставить на продажу.
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно всжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базусоциальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизацияжилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна измоделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит кожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономическойреформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментомгосударственного регулирования долговременного характера.
Основными критериями выбора способа приватизации являютсяотраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальнойсправедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,необходимость сохранения профиля предприятия и его производственногопотенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названныекритерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (сзакрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческомуили инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества;банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие вруки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучшихконечных результатов.
Основным принципом приватизации должен являться генеральныйпринцип всех реформ — не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и сэкономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
· приватизация не должна являться догмой или капризом моды,государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
· приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушениенеоправданных монополий;
· изменения структуры собственности должны носить постепенныйхарактер;
· обязательными условиями приватизации должны быть новые,инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровнязанятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
· приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
· каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным идоступным народному контролю.
Приватизация является важнейшим инструментом институциональнойполитики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономическойструктуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми,поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возникискусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация правсобственности./>1.2 Формы и способы приватизации
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковомзначении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности изгосударственных в частные называется приватизацией даже в том случае, еслипакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства.В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государствоперестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долейвыступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом.Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в рукичастных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических исоциальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизациипредполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Этоможет происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальнаяприватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженностипредприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Впроцессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяютсязаново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частногоправа. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которойне происходит никаких существенных изменений в распределении задач междугосударством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизациярассматривается как необходимый подготовительный этап для проведенияматериальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизацииговорят в том случае, когда государственное предприятие продается частнымстратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, преждевсего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
· продукция — услуги, производимые государственными предприятиями,заменяются продукцией — услугами других предприятий;
· при использовании так называемой «контрактной системы» частныйпродавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которыепотребляются непосредственно населению;
· при использовании «концессионной модели» частное предприятиеоказывает гражданам платные услуги;
· в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемыеза счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любымипредприятиями — поставщиками.
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого ввысшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальныхинвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важнуюроль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесьможет иметь место значительный приток капитала.
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшейцене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтениеотдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболееважную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, такихкак разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальнойсфере.
Обычно процесс приватизациипредприятия состоит из следующих этапов.
Предпродажный анализ иоценка предприятия.
· стратегический анализ и оценка предприятия;
· определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнениюпредприятия;
· определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях,обучении;
· анализ потенциальных покупателей;
· определение методов продажи;
· определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов,оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и«прозрачность» соответствующих процедур;
· образование комиссии по оценке поступающих предложений;
Подготовка предприятия к продаже.
· реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
· разукрупнение;
· осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг.
· организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д.,призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
· проведение национальных или международных тендеров. Оценкапредложений;
· рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведениютендера;
· проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованнымисторонами.
Заключение договора.
· разработка текста стандартных договоров.

2.Практические аспекты приватизации
 
2.1 Целиприватизации.
Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множествотрактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и взависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни,то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и вРоссии в частности.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны бытьследующими:
1. Экономическая (повышение эффективности функционированияхозяйства).
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счетпродажи предприятий в частные руки).
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить,что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.
Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственнойсобственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, чтореформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы исправедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждаяиз форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторовэкономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. Вразумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровойконкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, — залог успешногофункционирования экономики.
Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, атакже первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том,что:
· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимосущественно сократить, при этом ответственность за производство большей частипродукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти отдолжностных лиц к частным предпринимателям;
· государственный контроль за естественными монополиями истратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт,оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности иусилить контроль за сохранностью государственного имущества;
· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственнойсобственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц,уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должнаобеспечить их конкурентоспособность;
· с целью недопущения захвата государственного имуществамонопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появленияпривилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменитьметоды приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, сдетально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальнаяприватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивнымэкономическим и политическим результатам;
· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства изакрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированныхгосударственных предприятий необходимо определять с учетом национальныхинтересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности оходе выполнения принятых им обязательств;
· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачиновому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов,которые управляются неэффективно.
В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясьот роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильнойрыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективнойчастной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новыхэкономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощьюпреимущественно экономических методов — денежно-кредитной, финансовой,налоговой, амортизационной политики.
Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С однойстороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядромрадикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулированиядолговременного характера.
Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапеприватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этогособственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, акто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.
2.2Этапы приватизации в России
Официальная приватизациясвязана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение оподдержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запретуКПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятиеофициального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным дляреализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развалстарых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютныхрезервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедностьнаселения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко неполный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.
Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствленияполностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах.Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делалопроцесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизацииэкономического положения, развития демократического характера отношенийсобственности и управления предприятиями, для рациональной деятельностигосударственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий,для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственныхфинансов и снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа.
Первый этап пришелся на 1992-1994 годы. Приватизационный процесспервого периода имел две важнейшие черты: во-первых, «ваучерный»характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночныхотношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия ктолько еще формирующейся рыночной среде.
«Ваучерный» характер приватизации в России означает, чтогосударственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков(государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которыереализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществахи акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучерасоставлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срокадействия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа впроцессе приватизации.
На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации,а также акции специальных инвестиционных фондов.
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизациигосударственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия,подлежащие приватизации, были разделены на три группы:
1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостьюосновных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах(конкурсах);
2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовойстоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путемпреобразования в открытые акционерные общества;
3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым изустановленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.
Таким образом, акционерное общество становится основнойорганизационной формой предприятий в России.
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связанофункционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации(чековых инвестиционных фондов — ЧИФ), не типичных для мировой практики.Функции чековых инвестиционных фондов состоят:
а) в мобилизации за счет эмиссии собственных акций;
б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационныхпредприятий;
в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами.
Следовательно, в задачу чековых инвестиционных фондоваккумулирование чеков населения и обмен их на акции предприятий. Минимальныйразмер уставного капитала чековых инвестиционных фондов составляет 500 тыс.руб.
Вторая особенность отечественной приватизации состояла в том, чтоона существенно отличалась от других стран, где реализуется в адекватнойэкономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения в стадиистановления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемогопредприятия к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в Россиирыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающийэкономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждыйиз этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга.Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, таккак оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающуюроль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяетсократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешноосуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемогопредприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Этосвязано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятиюневозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых,социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне независит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства,тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использованияэкономических, финансовых, административных рычагов.
Первый этап закончился в июне 1994 года.
С 1 июля 1994 года всоответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационномпроцессе — постваучерный или денежный.
Участниками денежнойприватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делаетсяориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход киндивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболеекрупных предприятий.
Среди способов денежнойприватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционыи инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акцийна специализированных денежных аукционах полностью повторяет механизм продажиакций на специализированных чековых аукционах. Акции также продаются по единойцене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа иколичество приобретаемых акций. Главная особенность — оплата ценных бумагосуществляется не чеками, а деньгами.
Проведениеинвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акцийинвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы болеецелесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит впривлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.
 Очевидна устойчиваятенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий,что можно объяснить следующими факторами:
а) завершением процессаприватизации по «унифицированным схемам»;
б) в основном завершеноакционирование предприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речноготранспорта, являющихся наиболее привлекательными для инвесторов;
в) отсутствиемзаинтересованности менеджмента в проведении приватизации, что обусловленоналичием в гражданском законодательстве права хозяйственного ведения, котороепрактически выводит унитарные предприятия из-под эффективного контролягосударства;
г) наличием в действующемприватизационном законодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
Но некоторые экспертыпри оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный спонятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новомзаконе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в«индивидуальных проектах» была оформлена в ПостановленииПравительства РФ от 1 апреля 1997 г. №363 «О порядке реализациииндивидуальных проектов приватизации федерального имущества» (в редакцииот 12 мая 1997 г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизациифедерального имущества является комплекс мероприятий, направленных наприватизацию особо важного для страны региона или отрасли федеральногоимущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имуществас привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок ив целом практики приватизации 1997-2000 гг., тем не менее, не дает основанийдля выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. Соктября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установленияконтроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже длякрупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый иполитический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой«денежной» приватизацией”. В 1998 г. приватизация принимала все более «точечный» характер. Хотя задание бюджета подоходам от продажи государственного имущества снова было перевыполнено почти в2 раза, но 66% всех доходов было получено от продажи на аукционе 2,5% акций РАО«Газпром», на сумму 13,8 млрд. руб. Если учесть, что всего за годбыло приватизировано 2583 предприятия, то можно сделать вывод, что стандартныеприватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет
В 2000 г. приватизация как элемент экономических реформ становится все менее актуальной.Этокасается как системообразующей ее роли (весьма важной для первой половины 90-хгг.), так и бюджетной ориентации приватизационных продаж (с разной степеньюуспеха доминирующей во второй половине 90-х гг.). Этот процесс падения ролиприватизации в развитии переходной экономики проявился, в частности, ввозросшей в 1999 г. активности критики применявшихся моделей (объектомжестких нападок вновь стала не только российская модель массовой приватизации,но и бывшая некогда эталонной, с точки зрения Запада, чешская купонная схема).
С точки зрениядальнейших системных преобразований, приватизация со всей очевидностью уступиламесто вопросам корпоративного управления и реструктурирования приватизированныхпредприятий. С точки зрения пополнения доходов бюджета (с 1999 г. — финансирования бюджетного дефицита), на первый план вышли задачи рационализациииспользования и повышения эффективности управления государственнойсобственностью. Наконец, инвестиционная составляющая приватизационных сделоктрадиционно близка к нулю. Более того, многие сделки с инвестиционнымиусловиями в 1999-2000 гг. стали по разным причинам объектом расследования напредмет возврата пакетов акций в собственность государства. Замедлениеприватизационного процесса связано со многими объективными и субъективнымифакторами. Наиболее существенным является отсутствие спроса на большинствопродаваемых «остаточных» пакетов (в силу отсутствия интереса к даннымхозяйственным объектам в принципе, либо в силу уже установившихся на конкретномпредприятии формальных и/или неформальных полюсов корпоративного контроля).Объективной доминантой продолжающихся приватизационных продаж являлись мотивыустановления контроля (завершения консолидации), типичные дляпост-приватизационного периода во всех странах с переходной экономикой.Нерешенность проблем с земельными участками, незавершенными объектами,мобилизационными мощностями, наличием большого числа госпакетов акций(фактически неуправляемых) приводили к дополнительному замедлениюприватизационного процесса и снижению цены совершавшихся сделок.
Следует заметить также,что в регионах существует две сдерживающие приватизационный процесс тенденции:с одной стороны, невыполнение принятых в последние годы решений о приватизации,с другой стороны стремление региональных властей установить контроль надмаксимально возможным числом предприятий региона, в том числе находящихся вфедеральной собственности. Объективным негативным фактором стало развертываниекризиса на финансовых рынках в 1997-1998 гг., что также снижало эффективностьприватизационных сделок, наиболее важных для бюджета. С учетом паденияпривлекательности для инвесторов нефтяных компаний в условиях неблагоприятноймировой конъюнктуры возможности бюджетной ориентации приватизационной политикибыли (по крайней мере, до середины 1999 г.) особенно ограниченными. Принятие нового закона «О приватизации государственного имущества и об основахприватизации муниципального имущества РФ» не стало весомым стимулом дляускорения приватизации в 1998-1999 гг. Одним из сдерживающих факторов являетсянепринятие Государственной Думой проекта закона «Об утверждении государственнойпрограммы приватизации государственного имущества в РФ». Существенно также, чтов 1999 г. впервые доходы от приватизации не включены в доходную частьфедерального бюджета, а отнесены к источникам финансирования бюджетногодефицита. Это позволяет избегать жесткой бюджетной ориентации при принятиирешений о сделках, в большей степени учитывая реальную конъюнктуру.
2.3«Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России
Анализ организации приватизационного процесса в российскойэкономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так инегативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
1. Единообразиеспособов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых повеличине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов.Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования плановприватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первымвариантом с выпуском «золотой акции».
2. Игнорированиерегиональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способахприватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей,выходящих за рамки своей компетентности.
3. Преимущественнобесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Егоорганизационная форма – введение системы приватизационных чеков напредъявителя.
4. Административноеустановление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породилопоявление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них –порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения,условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного механизма начального этапасохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерииприменения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации,функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе кденежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты:комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней;инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовыебиржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционныхторгов, тендеров.
В настоящее время в России складывается ситуация, при которойтемпы слома административно-командной модели значительно опережают созданиеновой модели государственного управления экономикой. В результате возникаеторганизационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятийв рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий сталаисходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередностиприватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всегообщества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропагандаидей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов,так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационногопроцесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы,формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековаяприватизация»).
Передача собственности на государственное имущество сложившимсяколлективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей,как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемойчерез аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночныйрезультат – долговременная консервация прямого соединения собственников симуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий неэффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Приватизация муниципального имущества по количественнымпоказателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытыхаукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизациимуниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств,поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами,поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная»приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах.Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, аимущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество,обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся членытрудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способовприватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизациейнедвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственнойпрограмме приватизации становится банкротство государственных и муниципальныхпредприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятиякредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора.Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в Россииширокого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий,включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности(банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственныхпредприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставномкапитале.

3.Результаты и уроки приватизации в РФ
 
3.1 Итогиприватизации государственной собственности в РФ
Российская приватизация носила беспрецедентный характер не толькопо своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночнойэкономикой, где передача в частные руки государственного имущества решалазадачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизациябыла призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решитьзадачи изменения экономического базиса общества.
Так, в начале 1992 г., несмотря на процесс переделагосударственного имущества в ходе спонтанной (или«номенклатурно-бюрократической») приватизации, государственная формасобственности оставалась преобладающей (рис. 5), а предприятия государственногосектора обеспечивали две трети всего товарооборота.
/>
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа1992 года №914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в РоссийскойФедерации», от 14 октября 1992 года №1229 «О развитии системы приватизационныхчеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгамииспользование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средствоплаты при приобретении объектов приватизации, за 1992 год было приватизированос оплатой в денежной форме 46815 предприятий. Предоставление рассрочки до трехлет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительныхтемпах инфляции, дает основание считать, что в формировании доходов бюджетовсредства от приватизации составляли несущественную долю.
По данным Госкомстата России, к середине 1992 г. структура собственности (по составу и объему активов) была следующей: 349381 государственноеи муниципальное предприятие с полной балансовой стоимостью более 35 млрд.рублей; 80809 федеральных объединений, организаций, предприятий и учреждений состоимостью основных фондов более 24 млрд. рублей.
Распределение государственных и муниципальных предприятий поусловиям приватизации было следующим: 25% активов запрещены к приватизации, дляприватизации более 53% активов необходимо было решение государственных органовразного уровня, при этом более 50% государственных предприятий относилось ккатегории запрещенных к приватизации.
Согласно отчету Госкомимущества России за 1996 год, в результатевыполнения Государственной программы приватизации по состоянию на 1 января 1997года общее число приватизированных предприятий достигло 126793. В 1999 году вгосударственной собственности находилось 150 тыс. предприятий, РоссийскаяФедерация являлась участником (акционером) в 3896 хозяйственных товариществах иобществах, в 2500 акционерных обществах, представляющих базовые отраслинародного хозяйства, доля государства превышала 25% уставного капитала. Крометого, в отношении 580 акционерных обществ использовалось специальное право научастие Российской Федерации в их управлении («золотая акция»).
По оценкам экспертов, начальные этапы приватизации создалиопределенные предпосылки для решения задач преодоления кризисных явлений вэкономике и дальнейшего развития.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение десяти лет,привели к существенному изменению структуры собственности в РоссийскойФедерации в целом.
/>
*Смешанные (государственно-частные) формы собственности, в т.ч. сучастием нерезидентов.
В качественном плане структура российской собственности являетсявесьма специфической и отличается от структуры собственности развитыхгосударств с рыночной экономикой. Ее основными чертами стали преобладаниеакционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытыхакционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основнойчасти капитала в руках «инсайдеров» – работников и менеджеров приватизированныхпредприятий; обесценивание приватизируемой собственности, ее продажа лицам,происхождение капитала которых не было связано с развитием реальногопроизводства; сохранение значительного числа пакетов акций в собственностигосударства, как правило, по величине ниже контрольного и даже блокирующегопакетов.
Следует отметить, что такая структура собственности не являласьпродуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональнойсредой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основызащиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительныхпакетов – миноритарных акционеров.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаясяструктура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшемтрансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходеприватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числеиностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будутинвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие вакционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многиепредприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерномкапитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт,что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частныхпредприятий. За указанный период общее количество предприятий и организацийвозросло с 2250 тыс. до 4149 тыс., при этом количество государственныхпредприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78%общей численности зарегистрированных юридических лиц.
3.2 Реальныепроблемы приватизации в РФ
Акционирование государственных предприятий в России имеет многообщего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доляакционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрациипредприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта,который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, — национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем,увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных дляадминистрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственнойдеятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций средивсех работников.
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится попрошествии значительного периода времени. С производственно-технической точкизрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовымколлективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средстванаправляются не на техническое перевооружение производства или увеличениеоборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курсакций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет инезаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонниминвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижениедивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов иадминистрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакетакций.
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевоезначение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось,что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество вакционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственногоимущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономикеРоссии. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможностьпересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессеприватизации.
Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий вомногом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры инепоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новойпрограммы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимойзадачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование наэтапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствияинициативы трудовых коллективов.
Малая приватизация означает переход государственных предприятийрозничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов,предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являютсяключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку ониформируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малыхобъектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночныхотношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.
В то время как приватизация средних и крупных предприятий требуетзначительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту странпереходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является деломотносительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля1994 года приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятийобщественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания населения. Доляобъектов, приватизированных путем конкурса, составила 40%. Следует отметитьболее чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (всреднем по России).
Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному иаукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотяработники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлениюимуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовыеколлективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды.Они имели возможность получить скидку в 30% с продажной цены, что делалотрудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона.Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.
Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятийобусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ ибесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшиеразногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точноеопределение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимостии выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе;определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества;реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностьюили акционерное общество закрытого типа.
За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, являетсясобственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевойсобственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работниковрассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложноститруда работника.
Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитиерынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизациироссийской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видамиценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акцииприватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: ихобращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежногосредства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска,который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг.Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров необлагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица неуплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационныхчеков.
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике.Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, созданиереальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемыхпредприятий.
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения икоммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-заего несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащегоприватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинстванаселения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именнопоэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационныхчеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течение всего периода их обращенияпроисходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцыих обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий ценываучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжениивсего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталовакционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась вценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятийпродавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именныхприватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание наразбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационныхчеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительскомрынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объемспроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной)была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия впредложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развитиябиржевой и около биржевой торговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековыхаукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов попродаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядокпроведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах,является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценныебумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако внастоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.
3.3Оценка и уроки приватизации в РФ
Положительнаяоценка приватизации связана,главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в томчисле с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основымногоукладной экономики. Важными результатом является также то, чтоприватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, собеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектовразвивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
О появлениитенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнениюс неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочнымобследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показательэффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличиласьизвлекаемость сырья.
Очевидно, чтоэффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности,сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой онафункционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий врезультатах деятельности большинства государственных и частных акционерныхпредприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента зарезультаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют обатипа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
Для процессаприватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерныхособенностей, присущих только ему:
· Приватизация проводиласьне столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативнымдокументам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст длярегистрации).
· Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандартыпроцедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедурыприватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
· Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, новключение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий иих форсированный передел.
· Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществляласьбесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальнымценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
· При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовалатекущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности вусловиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятныхмакроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальнойэкономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала нестимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слоимелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказаласьмалоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, былонеобходимо налаживать действенное управление остававшейся государственнойсобственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия в материальномпроизводстве и для косвенного воздействия на него на предприятия другихорганизационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабахгосударственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие вуправлении многими из смешанных АО осуществляется через институтпредставителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которыхсоставляет около 2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом«О приватизации государственного имущества и об основах приватизациимуниципального имущества в РФ» изменены порядок принятия решений оприватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупныхпредприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться послетщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и назанятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимоотметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен былпривести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротствопредприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. Наприватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамкахструктурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращениеперсонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченныхмасштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущихсерьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда вусловиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системыпрофессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производствапривели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда сталопреобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела красширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее среднейпродолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в несколькихформах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкойпроизводительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые иличастично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время(укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы – уникальное по своей форме и масштабам российское явление(средства, как известно, частично использовались для решения фискальныхпроблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, чтоскрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводитьза рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число неполностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась вгруппах людей с высоким уровнем образования – специалистов и научныхработников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому жеобладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новуюработу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждыйдесятый научный сотрудник и каждый третий специалист устроились на работу поспециальности.
Принимая во внимание, что для России и до реформ был характеренневысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно ростбезработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов ижизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политическогоположения в стране.

Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой другихстран Восточной Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России,при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы,относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии,Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России результатыприватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзныхреспублик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамикареальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спадапозволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в Россиисредними темпами и с относительным успехом.
В большинстве переходных экономик игнорировался опыт таких стран,как Франция, Великобритания или Италия, где в ходе развития рыночных системприватизационные процессы сменялись процессами национализации. Во всех случаяхэти решения были призваны обеспечивать эффективное функционирование предприятийи национальной экономики в целом. Программы приватизации для всех отраслей икомпаний тщательно готовились и не менее тщательно контролировалось ихреализация. Для этих целей разрабатывалось законодательство не только оразгосударствлении собственности, но и ее «деприватизации» в случаенеэффективного использования, поскольку частная собственность — это не столькоправо на получение выгоды (в виде присвоения конечного результата), сколькоопределенное поведение, ответственность за развитие и созидание, способность квоспроизводству за счет собственных ресурсов. В некоторых случаяхнационализация выполняла корректирующую роль, если в ходе приватизационныхпроцессов возникали непредвиденные провалы рынка.
 Этот мировой опыт обязательно должен учитываться при совершенствовании ипреобразовании экономики России.
Очевидно, что в течение 90-х годов был осуществлен переход креальному многообразию форм собственности. Институт частной собственностиполучил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частнойинициативы граждан к решению экономических проблем. Приватизация и связанные сней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни иобщественного сознания, положили начало формированию предпринимательскогоменталитета, развитию инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, новойсистемы общественных ценностей. В результате приватизации образовался крупныйнегосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополиюгосударственной собственности, создать основу для развития рыночных формхозяйственных связей и использования механизмов конкуренции.
Приватизация содействовала становлению и развитию целого рядановых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлеченияв российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров иуслуг на внутреннем рынке и пр.
Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальныхэтапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основныестратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации,практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мнекажется, основными негативными моментами приватизационного процесса вРоссийской Федерации были:
·  Слабая,а иногда и просто недостаточная законодательная база проводимого процесса,неоговоренность возвращения собственности её первоначальному владельцу, вслучае её не рационального использования.
·  Формальныегарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственныхпредприятиях.
·  Неиспользование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабамденежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание.
·  Лоббированиекрупными финансовыми группами выгодных им политических решений.
·  Малаяинформированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах вцелом.
·  Неучитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.
Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIXвека имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российскогообщества, коренным образом изменив их. По моему мнению, приватизациягосударственной собственности была необходима для российской экономики, дляоживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоилопроводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного планаприватизации, подтвержденного законодательной базой.
Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводилисьпоследовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относитсяне только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российскимреформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственнойполитики в области экономики и не только.

Списоклитературы
1. Рывкина Р.В., Социальные последствияэкономических реформ // Социологический журнал, 1995. №3.
2. Косалс Л., Рывкина Р., Социологияперехода к рынку. Москва, Издательство УРС, 2004.
3. Протас В.Ф., Макроэкономика: структурно-логические схемы:Учебное пособие для вузов. – Москва, ЮНИТИ, 1997.
4. Сажина М.А., Чибриков Г.Г., Экономическая теория. Учебник длявузов. – Москва, Издательство НОРМА, 2001.
5. А.С. Булатов, Экономика: Учебник. Москва, Издательство БЕК,1997.
6. А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П.Николаевой, Экономическая теория: Учебник для вузов/ — Москва, Финстатинформ,1997.
7. Валовой Д.В., Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления.– Москва, Политиздат, 1991.
8. Каспин В.И.,Острина И.А., Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – Москва,Финансы и статистика, 2005.
9. Программа углубленияэкономических реформ в России. – Москва, Республика, 1992.
10. Приватизациягосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. – Москва,Юстицинформ, 1992.
11. Куликов В., Итоги ваучерной и концепциянового этапа приватизации//Российский экономический журнал, 1994, №7
12. Российская Федерация вцифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – Москва, 2004.
13.Джозеф Канн, Почему западные миллиарды не привели к оздоровлению российскойэкономики// The New York Times // www.hi-edu.ru, 2000 №5.
14. Бесценный О., Этапыприватизации в России, Гимназия им. А.В. Кольцова1997.
15. Стигну Д., Экономикагосударственного сектора, Москва, 1997.
16. Федеральный Закон от 8января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» — Москва, Статус, 1998.
17. Шаванс Б., Экономическиереформы в Восточной Европе – Москва, 1994.
18. Джозеф Стиглиц, Критикароссийских реформ // www.russiannet.ru/finance.html
19. Л.С. Черный, Глобализация: прошлое или будущее? Трансформациярыночных хозяйственно-экономических систем // Вопросы экономики №4 за 2005.
20. Анализ процессовприватизации за период 1993-2003 годы – Счетная палата РФ // www.rusref.nm.ru/priv00.htm.