Советская школа и педагогика в период восстановления народного хозяйства и социалистической индустриализации (1921-1930)

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Переход к мирному строительству и задачи школы.
Поокончании гражданской войны советский народ приступил к мирному строительству,которое осуществлялось в трудных условиях хозяйственной разрухи и голода. Встране, разоренной империалистической и гражданской войнами и иностраннойинтервенцией, надо было немедленно восстановить промышленность, поднятьсельское хозяйство, организовать нормальную работу транспорта, наладитьторговлю, снабдить население предметами первой необходимости. Без подъемапроизводительной мощи страны невозможно было дальнейшее развитие культуры. Но,с другой стороны, нельзя было обеспечить восстановление народного хозяйства беззначительного подъема культуры и науки, развития народного просвещения.
В.И. Ленин неоднократно подчеркивал громадное значение для дела социалистическогостроительства народного просвещения, и прежде всего общеобразовательной школы.
В«Директивах ЦК коммунистам — работникам Наркомпроса», в статье «О работеНаркомпроса», в речи на II Всероссийском съезде политпросветов, в статьях«Странички из дневника», «Лучше меньше, да лучше», «О кооперации» В. И. Ленинглубоко раскрыл закономерную связь между стоявшими перед Советской властьюполитическими, хозяйственными и культурными задачами, обосновал необходимостьвсемерного развертывания культурной революции для победы социализма.
Сисчерпывающей полнотой В. И. Ленин показал, что в борьбе за новый общественныйстрой огромная роль принадлежит школе и учительству, коммунистическиморганизациям детей и юношества. Задача школы состоит в том, чтобы вооружатьучащихся прочными знаниями основ наук, вырабатывать у них целостноематериалистическое мировоззрение, воспитывать их в духе коммунистическойнравственности, в духе преданности коммунизму, Коммунистической партии.
Впериод мирного социалистического строительства особенно возросла потребность вквалифицированных рабочих, мастерах, техниках, экономистах, агрономах,инженерах, ученых; без этого нельзя было успешно строить новые фабрики изаводы, создавать новые отрасли промышленности, перестраивать нанаучно-агрономической основе сельское хозяйство.
Успешноесоциалистическое строительство возможно было только при условии всемерногоразвертывания культурной революции. XV съезд Коммунистической партии (1927) далпрямую директиву: «увязать план культурного строительства с индустриализациейстраны как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительстваСССР».
Коммунистическаяпартия провела ряд мер, чтобы обеспечить промышленность, транспорт и сельскоехозяйство подготовленными и преданными советскому строю кадрами. Былаосуществлена коренная реорганизация всей системы среднего и высшего,профессионально-технического и сельскохозяйственного образования.
Развитие системы народного образования.
Школьнаясистема, принятая в 1918 году, подвергалась некоторым изменениям уже в годыгражданской войны и иностранной интервенции. Были созданы рабочие факультеты,школы-клубы для рабочих-подростков, двухлетние школы для переростков и др.
Переходна мирную работу потребовал существенных изменений в системе народногообразования, особенно в системе профессионального образования.
Длявсестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства ЦентральныйКомитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народномуобразованию (31 декабря 1920 года — 4 января 1921 года). Совещание призналонеобходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качествеосновного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый — 4 года, второй —3 года.
Основнойформой профессионального образования юношества совещание признало техникум(индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) счетырехлетним сроком обучения.
Совещаниеуказало также наркомпросам на необходимость создания сети фабрично-заводскихшкол с целью срочной подготовки квалифицированных рабочих для восстановленияпромышленности. На совещании происходила острая борьба по вопросу опринципиальных основах школьной системы, в особенности по вопросу о среднейобщеобразовательной школе.
Некоторыепедагоги полагали, что в системе советского народного образования не должнасохраняться средняя общеобразовательная школа, и даже объявляли ее буржуазнойформой воспитания. Они противопоставляли школе детский дом, считали егоосновным типом системы народного образования. Педагоги-марксисты-ленинцы,опираясь на программу партии, отвергли эту мысль, указывая, что она можетпринести громадный вред социалистическому обществу. Отдельные участникисовещания высказывались за замену общеобразовательной школы в ее среднем истаршем звеньях профессиональным образованием.
В.И. Ленин, с большим вниманием следивший за работой совещания, подверг резкойкритике ряд его решений. Центральный Комитет партии, утверждая изменения вшкольной системе, по предложению В. И. Ленина указал, что переход к семилетнейшколе вместо девятилетней следует рассматривать «исключительно как временнуюпрактическую необходимость, вызванную нищетой и разорением страны под гнетом войн,навязанных нам Антантой».
В.И. Ленин подверг суровой критике и тех, кто вместо политехнического образованияпредлагал «монотехническое», назвав эти рассуждения в корне неверными. Онкритиковал совещание и за то, что в его работе «не учитывался практическийопыт», не были привлечены учителя к решению поставленных вопросов.
Рекомендацияпартийного совещания о преобразовании старших классов школ II ступени втехникумы не могла быть осуществлена повсеместно ввиду отсутствия материальныхсредств, удовлетворительного оборудования и подготовленного педагогическогоперсонала. Наркомпрос РСФСР сохранил школы II ступени с пятилетним срокомобучения, с подразделением на два концентра: первый—3 года, второй—2 года.
К1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняяобщеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего9—10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, чтокаждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательнойшкольной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшегопрофессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой дляшкол низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча,учебнопроизводственных мастерских и т. п.; семилетняя школа — для средних ипрофессионально-технических учебных заведений: индустриальных,сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняяшколы служили основой для дальнейшего, высшего образования.
С1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени сталивозникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения.Основная цель этих школ состояла в том, чтобы подготовить из сельской молодежикультурных земледельцев и хороших общественников. Помимо общеобразовательныхпредметов в объеме семилетней школы, в учебные планы ШКМ были включеныагрономические знания. В период коллективизации эти школы были преобразованы вшколы колхозной молодежи. Они просуществовали до 1934 года как основныеобщеобразовательные школы на селе.
В1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившиеширокое распространение к концу 1929 года и ставшие основнымиобщеобразовательными школами в период 1930—1934 годов. Это была попыткаприблизить для детей рабочих школу к производству, создать условия для ееполитехнизации и для получения детьми рабочих повышенного образования.
В1921 году Наркомпрос РСФСР принял постановление «О реорганизации школы IIступени» (VII—IX классы), возложив на нее задачу подготовки работников массовойквалификации в определенной отрасли труда (учителей, счетоводов,политпросветработников и т. д.), обеспечив общее образование этих учащихся вобъеме девятилетки, чтобы открыть им доступ в высшую школу и в то же времяподготовить к выполнению определенных профессиональных обязанностей в сферекультуры, образования, обслуживания.
Значительноувеличилось в это время количество рабочих факультетов, игравших важнейшую рольв подготовке рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в высшие учебныезаведения, к изменению социального состава вузов.
Вэтот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ). Они имели своей задачей подготовку из молодеживысококвалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Они имеличетырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкойобеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы.
XIVсъезд Коммунистической партии (1925) поставил задачу социалистическойиндустриализации страны, что вызывало острую потребность в квалифицированныхспециалистах. На Пленумах ЦК ВКП(б) в 1928 и 1929 годах были приняты решения оперестройке системы подготовки кадров для народного хозяйства. Профессиональныеучебные заведения, в том числе и ФЗУ, находившиеся до того времени в веденииНаркомпроса, в 1929 году были переданы хозяйственным организациям поспециальности, которые могли лучше обеспечить подготовкувысококвалифицированных специалистов.
Врезолюции Пленума ЦК ВКП(б) 1928 года было сформулировано требование о коренномулучшении учебной работы школы II ступени. «Добиться, чтобы оканчивающие школуII ступени были подготовлены для поступления в вузы»,— говорилось в резолюцииПленума.
Врезультате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:
начальнаяшкола (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;
семилетняяшкола как фундамент всей школьной системы;
школаII ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторымконцентром (в ряде школ);
фабрично-заводскиесемилетки (ФЗС) — разновидность семилетней школы в промышленных центрах ирайонах;
школакрестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени длясельской молодежи;
школафабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков спрофессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний вобъеме семилетней школы;
рабочийфакультет, дававший среднее образование рабочекрестьянской молодежи,поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.
Школьнаясистема на Украине и в Белоруссии строилась по-иному. После семилетней школыследовало профессиональное образование — профшкола, техникум. Некоторыеособенности имелись в школьных системах других советских республик.
Укрепление материальной базы и рост школьной сети.
Тяжелоеэкономическое положение страны в 1921—1922 годах крайне отрицательно отразилосьна состоянии школы. Размах школьного дела, порожденный энтузиазмом трудящихсямасс в первые послеоктябрьские годы, превосходил возможности молодойреспублики. В связи с общим оскудением ресурсов страны Советское правительствовынуждено было пойти на сокращение расходов на нужды народного образования. Длявосстановления промышленности и сельского хозяйства требовались большиесредства.
Вынужденноесокращение ассигнований на народное образование из центрального бюджета иперевод содержания школ на местные средства привели к сокращению сети школ, ноне числа учащихся.
Ноуже в марте 1922 года XI съезд Коммунистической партии, подведя первые итогиновой экономической политики и отметив серьезные успехи на хозяйственном фронтестраны, предложил принять немедленные меры для подъема культуры и школы.
ХВсероссийский съезд Советов, состоявшийся в декабре 1922 года, указав нанедопустимость дальнейшего сокращения школ, призвал все органы Советскойвласти, все партийные и профессиональные организации оказать школе всемернуюпомощь:
«… дальнейшееотступление по фронту просвещения (сокращение элементарных школ и учреждений поборьбе с детской беспризорностью) должно быть приостановлено…»
Огромноезначение для подъема народного образования в это время имела статья В. И.Ленина «Странички из дневника», в которой он писал: «Конечно, в первую головудолжны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем,чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса».
С1923 года укрепляется бюджет народного образования и улучшается материальноеположение учителей, в первую очередь сельских. Начался медленный, а затем всеболее быстрый рост сети общеобразовательных школ.
Кконцу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но исемилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школахвыросло более чем в 3 раза — с 180 тыс. до 635 тыс. человек.
Большиеизменения произошли в социальном составе учащихся. Основным контингентомсоветской школы стали дети трудящихся, резко увеличилось число учащихся изсреды рабочих и крестьян во всех учебных заведениях.
Значительноулучшается материально-техническая база школы. Возрастают ассигнования научебники, учебные и наглядные пособия, на ремонт и строительство школьныхзданий. Советское государство выделяет бесплатно письменные принадлежности,учебные и наглядные пособия в количестве, достаточном для обеспечениянуждающихся в первую очередь сельских школьников.
СоветНародных Комиссаров РСФСР в 1925 году выдвинул в качестве практической задачивведение всеобщего начального обучения и предложил Наркомпросу и Госпланупредставить календарный план осуществления всеобщего обучения с тем расчетом,чтобы к 1933—1934 годам оно было завершено. Началась интенсивная работа посоставлению планов введения всеобщего начального обучения в стране.
Введение всеобщего обязательного начального обучения.
XVIсъезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал боевой задачейпроведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидациюнеграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза всееще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намноговыше.
Скорейшееосуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотностисреди взрослых превратились в неотложную задачу государственного значения.
14августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом НародныхКомиссаров Союза ССР было принято постановление «О всеобщем обязательномначальном обучении». Первые три статьи этого закона гласили:
«I.Ввести с 1930—1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучениедетей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менеечетырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего временине обучаются в школе.
Установитьв 1930—1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первыхчетырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах,независимо от возраста.
2.Ввести с 1930—1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) ввозрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Дляних организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсыи группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3.Ввести с 1930—1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчикови девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводскихрайонах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курсасемилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четырегруппы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929—1930 г.».
Такимобразом, все дети, достигшие школьного взраста, а также переростки, которые потем или иным причинам ранее не были охвачены школой, должны были обязательноучиться. Закон обязывал родителей и заменяющих их лиц посылать детей в школы;за неисполнение этой обязанности они подлежали ответственности по законамсоюзных республик.
Учебные программы.
Учебно-воспитательнаяработа школы. В 1923—1925 годах были составлены под руководствомнаучно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новыепрограммы, получившие название «Программы ГУСа». Они существенным образомотличались от всех предыдущих как по содержанию, так и по структуре. Это былине предметные, а комплексные программы. Этими программами пытались устранитьсущественный недостаток старой школы — разрыв между учебными школьнымипредметами. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики,авторы программ стали на путь ликвидации предметного построения учебного планашкол и нарушили тем самым систематическое изучение отдельных учебных предметов.Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, былпредставлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе.
Всоответствии с этим в программах учебный материал располагался по следующимтрем колонкам:
1)природа и человек,
2)труд,
3)общество.
Идеякомплексного построения программ приводила к установлению надуманных иискусственных связей отдельных учебных предметов с комплексными темами.Программы ГУСа были очень противоречивы. С одной стороны, они вели школу насближение с общественно-политической жизнью страны, давали материал длявоспитания у учащихся материалистического понимания явлений природы и общества,расширяли общественно-политический кругозор детей и их активное участие всоциалистическом преобразовании страны. С другой стороны, комплексноепостроение программ не обеспечивало возможности дать учащимся систематические иглубокие научные знания, что вскоре было замечено. И на 1927/28 учебный годНаркомпросом РСФСР были утверждены для всех школ II ступени единые иобязательные учебные планы, тогда как в прежние годы школы должны былисоставлять учебные планы и программы с краеведческим уклоном.
Учебныйплан 1927 года включал дисциплины, имевшие в виду разностороннее,естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое,физическое и эстетическое их воспитание.
Втечение 1926/27 учебного года при широком участии учителей проводилась работапо уточнению и усовершенствованию программ, которая была закончена летом 1927года. К началу учебного года были утверждены и опубликованы новые программы длявсех ступеней школы.
Несмотряна то что эти программы не являлись, как и предыдущие, предметными, они все жеделали некоторый шаг по пути отхода от комплексности. В них в отличие от прежнихпрограмм закреплялся обязательный минимум систематических знаний и навыков порусскому языку, математике и другим учебным предметам, что было шагом вперед попути преодоления ошибок в программно-методической работе.
Вцелях улучшения качества подготовки школ II ступени Советское правительствоприняло в начале 1929 года решение о введении десятилетнего срока обучения. Былутвержден новый учебный план, в котором повышался, удельный вес такихпредметов, как обществоведение, русский язык и литература, математика, физика,т. е. предметов, имевших решающее значение в подготовке учащихся к успешнымзанятиям в высшей школе.
В1929 году были опубликованы «Программы единой трудовой школы I ступени» длягородских и сельских школ. В новых программах большое внимание уделялось такомуучебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступнойдля них форме с индустриализацией страны, с коллективизацией сельскогохозяйства, с классовой борьбой трудящихся и культурной революцией,развернувшейся в стране. Однако в этих программах указания июльского (1928) иноябрьского (1929) Пленумов ЦК партии о повышении уровня подготовки вобщеобразовательной школе не были достаточно учтены.
В1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школы ФЗС,которые были построены на основе комплексов-проектов.
Всоветскую школу некритически был перенесен американский «метод проектов».Соответственно этой методической системе происходила ликвидация школьных групп(классов), их заменяли звеньями и бригадами. Группируя материал различныхучебных предметов вокруг комплексов-проектов, программы стали на путь«клочкообразного» сообщения учащимся знаний. Знания о природе (физика, химия,биология) и знания об обществе (обществоведение, история, география, литератураи т. д.) учащиеся должны были усваивать в процессе выполнения таких тем ипроектов, как «борьба за промфинплан», «борьба за коллективизацию деревни» и т.д.
Работаяпо комплексно-проектным программам, школа не могла обеспечить учащимсянеобходимого объема систематических знаний, вследствие чего оканчивающие школуне имели достаточной подготовки для успешных занятий в вузах.
XIVВсероссийский съезд Советов (1929) обязал Наркомпрос принять меры,обеспечивающие практическое внедрение в школу трудового политехническогообразования.
Пришколах стали создаваться мастерские по труду (столярные, слесарные, токарные),школьные производственные музеи. Учащихся вооружали элементарнымипроизводственно-трудовыми навыками, умением пользоваться простейшимиинструментами труда, знакомили с трактором, автомобилем, электромотором,устраивали экскурсии учащихся на производство. На совещаниях, проведенных вразличных местах по вопросу о типе средней школы, рабочие настойчиво требоваливведения политехнического образования и трудовой подготовки учащихся.
Растущийинтерес к вопросам политехнического образования побудил поставить проблемуполитехнизма в полном объеме. В августе 1930 года в Москве состоялся первыйВсероссийский политехнический съезд.
Открываясъезд, Н. К. Крупская говорила, что жизнь повелительно требует перейти отпропаганды политехнизма к непосредственному осуществлению его на деле. Онаподчеркнула, что политехническая подготовка подрастающих поколений обеспечитболее успешное преодоление трудностей, связанных с технической реконструкциейпромышленности и земледелия.
Съездвынес решение о прикреплении всех школ в городах и в промышленных районах кпредприятиям, а сельских — к колхозам, совхозам и МТС; об организации дляначальных классов школы рабочих комнат, а для пятых — седьмых групп—мастерскихи лабораторий, связанных с производственным окружением, что имело в тот периодважное значение для развития ФЗС и ШКМ, главной задачей которых была подготовкаконтингентов для ФЗУ и техникумов.
Вэто время в школе применялись разнообразные методы, активизирующие деятельностьучащихся и помогающие им более сознательно относиться к окружающейдействительности. В школах проводилось много экскурсий для непосредственногонаблюдения и познания явлений окружающей природы, хозяйственных и общественныхотношений. В результате экскурсии и занятия вне школы, а не уроки сталиосновными формами учебной работы.
Силамиучащихся создавались наглядные пособия по естествознанию, самодельные приборыдля проведения опытов и лабораторных занятий. Организовывались уголки живойприроды и проводились опытные посевы цветов и хлебных культур. При изученииобществоведения школы пользовались графическим методом обучения — составлениевсевозможных кривых, схем, диаграмм, таблиц и пр. Широко применялись в обучениивсякого рода иллюстрации, большое место занимали они даже на уроках математикии родного языка.
Однаков проведении политехнического обучения в школах имелись серьезные ошибки.Попытки сделать стержнем учебных занятий изучение ближайшего производства иместного края приводили к нарушению процесса обучения и содержания учебныхпредметов, отрывали политехнизацию школы от изучения основ наук.
Общественно-политическое воспитание учащихся.
Комсомольскиеи пионерские организации. Коммунистическое воспитание учащихся, усвоение имиполитических знаний как на уроках, так и в процессе внеклассной и внешкольнойработы занимает ведущее место в советской школе.
Науроках обществоведения в 20-е годы учащимся школ II ступени давалисьэлементарные знания о политическом устройстве СССР, их знакомили среволюционным движением в России и на Западе, с героическими страницами изистории Коммунистической партии. Преподаватели общественно-историческихдисциплин, посланные на эту работу партийными органами, старались дать учащимсяосновные политические понятия, воспитать политическое сознание учеников,вызвать у них интерес к политической жизни страны, международномуреволюционному движению, желание ежедневно следить за крупными политическимисобытиями, происходящими в мире. Все это расширяло кругозор учащихся,пробуждало у них стремление принять активное участие в борьбе трудящихся застроительство социализма.
Политическаяактивность учащихся возрастала. В старших классах школ II ступени создавалисьячейки комсомола, которые выступали застрельщиками интересных общественныхначинаний школьников: организовывали трудовые субботники и воскресники, вечера,посвященные праздничным дням революционного календаря. Комсомольцы истаршеклассники принимали самое активное участие в работе по ликвидациинеграмотности среди населения, проводили читки газет, беседы, ставили спектаклив домах, где жили рабочие, в сельских клубах и избах-читальнях, организовывалитам политические кружки, брали шефство над детскими домами и садами, площадками.
Общественнуюактивность учащихся организовывали также органы школьного самоуправления,которые работали на основе утвержденного коллегией Наркомпроса РСФСР в 1921году «Положения об организации учащихся в школе второй ступени».
Вшколах были самые различные формы организации учащихся: старосты в классах,советы старост и комитеты учащихся в общешкольном масштабе, в классах работалииногда звенья, артели и т. д. Чрезвычайно интересно работали органысамоуправления воспитанников в колонии имени А. М. Горького, руководимой А. С.Макаренко, в некоторых школьных городках под Ленинградом и Москвой, вшколах-коммунах всей страны.
Внекоторых городах РСФСР, на Украине действовали немногочисленные детскиеорганизации, носившие различные названия: «Юные коммунисты» (ЮКИ), «Юнаятрудовая армия» и др.
Большуюроль в деле развития политической активности и общественно-политическомвоспитании учащихся играла пионерская организация. Решающее значение в созданиипионерской организации имела II Всероссийская конференция РКСМ (май 1922 года).19 мая 1922 года конференция приняла постановление «О детском движении». Воктябре 1922 года на V съезде комсомола были утверждены «Основные элементыпрограммы юных пионеров», «Законы юных пионеров» и «Торжественное обещание юныхпионеров». С этого времени начался быстрый рост пионерских отрядов, которыесоздавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, при рабочихклубах, избах-читальнях и т. д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в однойшколе, объединялись в так называемые форпосты. В 1924 году была 161 тысячапионеров, а к концу 1925 года пионерская организация охватила более полуторамиллионов детей.
Коммунистическаяпартия придавала огромное значение развитию пионерской работы среди детей. XIIIсъезд Коммунистической партии (1924) подчеркнул: «Новым и многообещающимявлением необходимо считать организацию юных пионеров, которая обнаруживаетбыстрый рост…». 24 июля 1925 года ЦК РКП (б) принял постановление «Опионерском движении», в котором содержится действенная программа работыпионерской организации. В нем указывалось на необходимость улучшить качествовоспитательной работы, «борясь со всякой казенщиной и засушиванием в работе ирешительно приспособляя все формы и методы деятельности к особенностям изапросам детского возраста».
Впостановлении ЦК ВКП(б) от 25 июня 1928 года «О состоянии и ближайших задачахпионердвижения» указывалось, что пионерское движение имеет ряд достижений, оно«проникло в быт рабочих и крестьян и стало неотъемлемой частью советскойобщественности в деле коммунистического воспитания детей».
Срединедостатков было отмечено применение в работе с пионерами форм и методов, несоответствующих их возрасту и интересам, копирование в пионеротрядах методовучебной работы школы, что «умаляет роль пионерорганизации в деле воспитаниянавыков самодеятельности и самодисциплины».
ПостановлениеЦК призывало развивать у пионеров чувство международной солидарности и боротьсяс проявлениями национальной розни среди детей. Указывалось также, что пионерыдолжны активно участвовать в жизни школы, в повышении успеваемости всехшкольников, помогать органам народного образования вовлекать в советскую школудетей бедноты.
Развитие школы в национальных республиках и областях.
Советскаяшкола в национальных республиках и областях строилась на тех же принципиальныхосновах, как и русская школа, но в ее развитии были и отличительныеособенности. Иностранная военная интервенция и гражданская война повлекли засобой сильнейшее разорение национальных республик и областей страны — Украины,Белоруссии, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии. Во многихнациональных республиках и областях к строительству советской школы приступилилишь в 1920—1921 годах. Школьные здания были разрушены, оборудование уничтоженоили расхищено, многие учителя погибли. В ряде национальных республик и областейпочти не было учителей из коренного населения, отсутствовали национальныеучебники, учебная и детская литература на родных языках. В отдельныхнациональных республиках и областях Востока и Средней Азии в условиях новойэкономической политики стали возрождаться конфессиональные школы. Муллы,шаманы, кулачество, спекулируя на темноте и неграмотности трудящихся, велиагитацию против светской школы, разжигая у отсталой массы населения религиозныйфанатизм.
Впервые годы Советской власти в национальных республиках и областях главноевнимание было направлено на то, чтобы расширить школьную сеть, обеспечитьобучение в школах на родном языке, преодолеть влияние местного духовенства ибуржуазных националистов.
XVсъезд ВК.П(б) (1927) дал директиву — «усилить культурное и в частности школьноестроительство в национальных районах, обратив особое внимание на наиболееотсталые из них». Выполняя эту директиву, Советское правительство потребовалоот всех органов народного образования форсировать школьное строительство внациональных республиках и областях, ускорить создание национальнойписьменности, учебников и учебных пособий, обеспечить на деле преподавание вшколах на родном языке.
К1926/27 учебному году создание учебников и учебных пособий на родном языкезначительно продвинулось вперед. Были изданы учебники для всех классовначальной школы и отчасти для школ повышенного типа татарских, чувашских,украинских, белорусских и других. Учебники для всех трех классов были вмордовских, бурятских, казахских школах. В марийских, удмуртских, в школахКоми, ойротов, хакасов и других учебники имелись на родном языке только впервых двух классах. В эти годы разрешалась важная задача — перевод на новыйалфавит трудной многозначной арабской транскрипции, которой пользовались вшколах тюркских народов. Сначала в основу нового алфавита была положеналатинская азбука. Эта временная мера, имевшая сама по себе положительноезначение для тех лет, облегчила в дальнейшем переход на русскую графику.
С1924/25 учебного года начался повсеместный быстрый рост школ и числа учащихся вних во всех национальных республиках и областях и довольно быстрый рост школповышенного типа. Так, с 1922 по 1925 год число повышенных школ (семилетки, школыII ступени и т. д.) в Закавказской Федерации и Башкирской АССР увеличилосьпочти в два раза, а в Белоруссии, Туркменской ССР и Киргизской АССР — в трираза.
Ростчисла школ повышенного типа в национальных районах позволил уже в этот периодпоставить и приступить к разрешению серьезнейшей задачи — к подготовке кадровинтеллигенции (техников, инженеров, врачей, учителей и т. д.) из молодежикоренных национальностей.
Существеннойособенностью в развитии национальной школы, обусловленной историческим прошлым,а также экономическим и культурным уровнем отдельных народов, быламноготипность начальных школ. В национальных республиках и областях, заисключением Украины и Белоруссии, существовали однолетние, двухлетние,четырехлетние и пятилетние школы. У кочевых народов были приспособленные к ихбыту школы-передвижки, представлявшие собою весьма примитивные школы с малымчислом учащихся и недостаточным учебным оборудованием.
Особенностьюразвития школьной системы ряда национальных республик и областей было существованиеотдельных школ для мальчиков и девочек. Эта мера на данном этапе далавозможность привлечь девочек в школу даже в тех местах, где женщины были впрошлом особенно угнетены (Дагестан, Сeверный Кавказ, Средняя Азия и др.). Вшколах национальных республик и областей было много переростков и наблюдалсязначительно больший отсев и второгодничество, чем в школах Центральной России.Это объяснялось тем, что весьма значительная часть учителей, особенно утюркских народов, имела еще низкую общеобразовательную педагогическуюквалификацию, применяла устаревшую методику обучения.
Вцелом же дело просвещения в национальных республиках развивалось очень быстро,и отсталые в прошлом народы успешно шли вперед в культурном отношении. В школахнациональных республик число школ и учащихся росло быстрее, чем в центральныхрайонах страны. Так, число учащихся общеобразовательных школ РСФСР в 1929/30учебном году увеличилось по сравнению с 1914/15 учебным годом на 157%, поУкраинской ССР — на 173%, Грузии — на 201,5%, Белоруссии — на 224,5%,Азербайджану — на 291%. Еще выше был процент в республиках Средней Азии. ВТаджикской ССР, например, более чем на 400%. Ни одна другая страна в миреникогда не знала таких бурных темпов роста культуры, развития народногообразования и школы у ранее отсталых и угнетенных народов.
Становление и развитие советской педагогики.
Коммунистическаяпартия, руководимая В. И. Лениным, определила общественную роль и социальныезадачи советской педагогики. По словам В. И. Ленина, «задача новой педагогики —связать учительскую деятельность с задачей социалистической организацииобщества».
Октябрьскаяреволюция вызвала к жизни великие педагогические идеи и огромный творческийвзлет педагогической мысли. Советской педагогике приходилось идти по неизведаннымпутям, преодолевать громадные трудности и препятствия, вести идейную борьбу спротивниками советского строя и социалистической педагогики.
Первыекирпичи в фундамент новой, советской педагогики положили руководители народногопросвещения Советской России — Н. К… Крупская, А. В. Луначарский, М. Н.Покровский и другие.
Ониначали разработку новой педагогики на теоретической и идейной основемарксизма-ленинизма.
Особенновелика была роль Н. К. Крупской. Ее замечательная книга «Народное образование идемократия», впервые в мировой педагогической литературе охарактеризовавшаямарксистское учение о воспитании, показала, что марксизм явился основойподлинно научной педагогики.
Впервые годы в советской педагогике были сформулированы общие цели воспитания,соответствующие задачам победившей пролетарской революции. Отражая интересытрудящихся масс и потребности рождавшегося нового общества, советскаяпедагогика противопоставила принципам буржуазной педагогики великие идеипередовых умов человечества: гуманизм, коллективизм, интернационализм,демократизм, уважение к личности ребенка, идею соединения обучения спроизводительным трудом как необходимую предпосылку и условие всестороннегоразвития личности. Эти идеи получили яркое выражение в «Положении об единой трудовойшколе» и «Основных принципах единой трудовой школы».
Проблемывоспитания и образования подрастающих поколений стали предметом ожесточеннойидейной борьбы, особенно усилившейся в начале 20-х годов. Эта борьба проходилавокруг основных педагогических вопросов: о сущности процесса воспитания, егоосновной направленности; о целях и задачах советской школы; о содержанииобучения и его методах.
Вборьбе с представителями буржуазной и мелкобуржуазной педагогики, спролеткультовским подходом к решению актуальных задач советские педагогиопирались на идеи и положения, сформулированные В. И. Лениным. Программноезначение для развития советской педагогики имела речь В. И. Ленина на IIIсъезде комсомола (1920).
Дотого времени в советской педагогике проблема нравственного воспитания учащихсяассоциировалась с религиозно-нравственным воспитанием детей в старой школе.Некоторые советские педагоги полагали, что в трудовой школе нет необходимостизаниматься нравственным воспитанием, что весь строй новой школы сам по себебудет решать и задачи нравственного воспитания школьников.
В.И. Ленин вскрыл цель и сущность нравственного воспитания, указав, что в основекоммунистической нравственности лежит борьба за победу коммунизма и чтокоммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов имелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: ядобиваюсь своей прибыли, а до остального мне нет никакого дела».
Измарксистско-ленинского понимания сущности воспитания вытекала новая педагогическаяконцепция, состоящая в том, что воспитание есть организация жизни детей, ихразносторонней деятельности, активное включение подрастающего поколения всистему общественных отношений, в повседневное участие в социалистическомстроительстве.
Новаятрактовка сущности воспитания получила свое воплощение в декларации «Основныепринципы единой трудовой школы». Декларация призывала развивать у детейспособность «к общим переживаниям и к солидарности», организовывать детей уже вшколе в сплоченные коллективы, вытравлять из детского сознания эгоизм ииндивидуализм и подчеркивала, что первоочередной задачей является созданиешкольного коллектива, «спаянного радостным и прочным товариществом». Декларациярешительно разоблачала милитаристские и националистические тенденциивоспитания, свойственные дореволюционной школе, подчеркивала, что эти тенденциинепосредственно связаны с «империалистической фазой развития капитализма, скультом военного государства» и его стремлением внушить подросткам всеми силамичувства дисциплины и преданности буржуазному государству.
Националистически-шовинистическомувоспитанию советская педагогика противопоставила воспитание советскогопатриотизма и пролетарского интернационализма.
Советскаяпедагогика высоко оценила искусство как средство развития познавательныхспособностей ребенка, как орудие формирования его духовного облика, как могучуюсилу, формирующую высокие идеалы и эстетическое отношение к действительности.
В20-е годы появляются первые советские руководства по педагогике. Значительнуюроль в развитии советской педагогики сыграл Павел Петрович Блонский(1884—1941). Им были созданы «Педагогика» (1922) и «Основы педагогики» (1925).В эти же годы вышла «Педагогика» А. П. Пинкевича. Авторы этих трудов пыталисьпересмотреть старое педагогическое наследие и по-новому решить проблемывоспитания и образования. И вместе с тем они не смогли до конца преодолетьограниченность некоторых своих старых теоретических воззрений. Это относитсяпрежде всего к определению понятия «воспитание». Правильно утверждая, чтовоспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие наребенка, авторы не вскрыли двустороннего характера процесса воспитания какпроцесса активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемых. Работы П. П.Блонского и А. П. Пинкевича при всех недостатках представляли собой шаг впередв развитии педагогики. Важно отметить, что А. П. Пинкевич, например, критикуяряд положений теории «свободного воспитания», призывал видеть в ребенкеактивного участника процесса обучения и в то же время не забывать о руководящейроли учителя.
В1927—1930 годах в советской педагогике проводилась широкая дискуссия, во времякоторой обсуждались многие важные вопросы, такие, как сфера влияния педагогики,связь воспитания с другими явлениями общественной жизни, роль организованных истихийных влияний в развитии ребенка.
Некоторыепедагоги отождествляли процесс организованного школой воспитания со всемпроцессом социального формирования человека, преувеличивали роль среды за счетуменьшения роли организованного воспитания. Давались и другие неверныеопределения предмета педагогики.
Педагогическаядискуссия способствовала интенсивной разработке вопросов дидактики. В 1927 годустало ясно, что введенные в школу комплексные программы ГУСа обнаружили своюнаучную несостоятельность. Н. К. Крупская писала: «В комплексности основнаямысль была верна — надо брать предметы в их связях и их опосредствованиях. Нобыло плохо то, что брали не те связи, которые существуют в жизни, аискусственные… Какие-то ужасно искусственные, противоестественныеустанавливали связи. Тут сказывалось то, что все мы плохо владеем диалектикой,и поэтому естественные связи подчинены были искусственным. Вместо того чтобылучше ориентировать ребенка-учащегося, искаженная комплексностьдезориентировала его. В этом была вся беда».
Большаязаслуга в разработке основ советской дидактики принадлежит Н. К… Крупской. Онарассматривала не только общие проблемы этой области педагогики, но и проблемычастных методик, образовательное и воспитательное значение каждого учебногопредмета. Крупская первая выразила протест против грубого социологизаторства впреподавании литературы, выступила в защиту изучения истории каксамостоятельного учебного предмета. Много внимания она уделила преподаванию естествознания,справедливо полагая, что естественнонаучным дисциплинам принадлежит важная рольв формировании у учащихся научного материалистического мировоззрения.
Касаясьпроблемы методов обучения, Крупская требовала, чтобы частные методикиобеспечивали активность и самостоятельность школьников на уроках, учили ихдействовать коллективно и организованно, формировали исследовательский подход кфактам и явлениям. Крупская указывала, что задача учителя состой не только втом, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и в том, чтобы развивать ихнаблюдательность, познавательные способности и инициативу, прививать навыкисамостоятельной работы, культуру умственного труда. Она часто подчеркивала, чтоумственное развитие учащихся зависит не только от содержания учебногоматериала, но и от методов преподавания. По ее мнению, важнейшая задача школы —воспитать сознательных строителей социализма, что нужно использовать вседостижения науки для того, «… чтобы научить самостоятельно мыслить,действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своихдействий, развивая максимум инициативы, самодеятельности».
В20-е годы широко развернул свою педагогическую и научную деятельность СтаниславТеофилович Шацкий (1878—1934). Им была создана Первая опытная станция понародному образованию, которая решала ряд важнейших практических итеоретических задач молодой советской педагогики. Особое внимание Шацкий уделялтрудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественнополезной работой.
Впервое десятилетие строительства трудовой школы советская дидактика добиласьзаметных успехов в этом направлении. Но в то же время было проявленонекритическое отношение к некоторым теориям западноевропейской и американскойпедагогики, отрицавшим классно-урочную систему учебных занятий, пренебрегавшимсловесными методами обучения как якобы пассивно-догматическими, принижавшимироль учителя в обучении и воспитании («Дальтон-план», «метод проектов»).
Передсоветской педагогической наукой, прокладывающей новые пути коммунистическоговоспитания, с первых дней остро встали теоретические вопросы организациишкольных коллективов, детского движения и самоуправления.
Многовнесла в разработку проблем коллектива Н. К. Крупская, которая неустанноподчеркивала, что без организации детских коллективов, включенных в окружающуюжизнь и отражающих в своей реальной деятельности новые общественные отношения,нельзя успешно решать задачи коммунистического воспитания. Организоватьрадостную коллективную жизнь детей, полную содержания, полную творческойдеятельности,— вот что должен сделать воспитатель, любящий и понимающий детей.
Кчислу важнейших проблем, которые решала советская педагогика в 20-х годах,относилась проблема школьного самоуправления. Новая школа создавалась приактивном участии самих учащихся. Научно-педагогическая секция ГУСа опубликовалатезисы о школьном самоуправлении, в которых выяснялись социально-педагогическаясущность и роль школьного самоуправления, его организационные принципы и формыработы.
Повышениеобщественно-политической активности детей и подростков, их стремление принятьпосильное участие в строительстве новой жизни и школы побудили советскуюпедагогику помочь комсомолу выработать принципы, систему и формы работыпионерской организации.
Особенномного было сделано при этом Н. К. Крупской. Она дала марксистский анализистоков, корней детского движения, раскрыла его сущность, принципиальноеотличие между пионерской и скаутскими организациями. Задачу пионердвижения онавидела в том, чтобы воспитать новых людей — коллективистов, умеющих сообща житьи работать, не отделяющих своего дела от дела общего, людей с ясной мыслью,горячим чувством, умелыми руками, с высокоразвитой внутренней дисциплиной.
Крупскаявсегда подчеркивала особый характер пионерской организации, предостерегалапедагогов и вожатых от излишней опеки над ней, говорила о необходимостиобеспечить в пионерском отряде каждому пионеру всестороннее развитие егоспособностей. В статье «Пионердвижение как педагогическая проблема» (1927) Н.К. Крупская раскрыла неразрывную связь школы и пионерской организации, показалаих единство и различия. «… В то время как в школе, — писала она, — центртяжести кладется на учебу, в пионердвижении этот центр переносится навоспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют однодругое, переплетаются одно с другим, но все же это две разные проблемы. Впионердвижении главная задача—задача воспитания».
Общественно-политическаяактивность учащихся старших классов развивалась и направлялась в первую очередьусилиями комсомольских школьных организаций. Ленинский комсомол всегда проявлялбольшой интерес к школе, к коммунистическому воспитанию подрастающих поколений.Особенно велика была его роль в строительстве советской школы на первых этапахее развития. Комсомол был инициатором и помощником органов народногообразования в создании таких типов школ, как ФЗУ, ШКМ, ФЗС. Он принимал самоедеятельное участие в разработке учебных планов и программ этих школ. Комсомолбыл верным и боевым помощником партии в идейно-политическом воспитании юношей идевушек, в формировании у них высокой коммунистической сознательности.Советские педагоги занимались разработкой теоретических вопросовпионердвижения, организации, содержания и форм воспитательной работы комсомоласреди старших школьников.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/