Представление о добрачных отношениях

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования «Пермский государственный университет»
Кафедрапсихологии развития
Представлениео добрачных отношениях.
Курсовая работа
студентки 1курса
заочногоотделения
философско-социологического
факультета
специальности«Психология»
Браунагель Е. С.
Научныйруководитель:
кафедрыпсихологии развития
Зарипова Л.З.
г.Пермь 2009г.

Содержание
Введение
1.Добрачный период
1.1Возраст будущей пары
1.2Родители, как пример для подражания
1.3Специфика добрачного периода
1.4Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде
2.Любовь, дружба, отношения.
2.1.Типы семей.
2.2.Жизненный цикл развития семьи
Списоклитературы

Введение
Изучение истории семьииграет важную роль в духовной жизни общества. Семья в культурно-историческомаспекте имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законысуществования и развития, комплекс прав и обязанностей.
Да, исторические формысемьи менялись, и будут меняться. Но сама семья как содружество любящих илихотя бы симпатизирующих друг другу мужчины и женщины — идеальная организациядля нормального воспроизводства населения и в количественном, и в качественномотношении, единственная организация, где тебя могут любить, даже если во всехдругих ненавидят, и где тебя могут уважать.
В современномРоссийском обществе есть люди, которым небезразлична тема семьи, а с другойстороны необходимо как можно больше уделять время исследованию данной проблеме.
Актуальность выбраннойтемы курсовой заключается в том, что семья остаётся главным институтомвоспитания.
Психологиявнутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическимипроблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не толькоперсонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью,-все этапы жизненного пути человека, все самые острые экзистенциальные проблемычеловечества в том или ином виде представлены в психологии внутрисемейныхвзаимоотношений уже потому, что семья является важнейшим элементом социальнойситуации развития каждого человеческого индивида, а личностное и социальноепредставлены здесь в сложных, противоречивых взаимоотношениях.
Поэтому целью работыявляется изучение добрачных и семейных отношений.
Объект исследования –добрачные отношения.
Предмет исследования — отношения между мужчиной и женщиной.
В работе поставленыследующие задачи:
1. Определить понятиесемьи, историю возникновения и структурные особенности;
2. Показать развитиедобрачных семейно — брачных отношений ;
3. Проанализироватьособенности взаимоотношений в современных добрачных отношениях;
Значимость работызаключается в ее направленности на решение проблемы взаимопонимание добрачныхотношений.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении определеныцель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность темы.

Введение
 
Добрачные отношениямужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизнилюдей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасльсоциологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения набрак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведениемолодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудриеи многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачныхсексуальных связей при чем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большуюразницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшимпоколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность,гибель семейных ценностей.
Результаты многихисследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодыхлюдей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптациисупругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятностьразвода. Такими добрачными факторами являются:
·    Местои ситуация знакомства молодых людей;
·    Социально-демографические характеристики вступающих в брак;
·    Продолжительностьпериода ухаживания;
·    Возрастбудущей пары;
·    Времяобдумывания брачного предложения;
Специальныхкомпенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые способности.
Случайныйхарактер знакомства. Исследования показали, что более 60% благополучныхсупругов познакомились на работе или студенческой скамье. Отрицательноеамбивалентное и индифферентное первое впечатление. Короткий (до шести месяцев)или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, какправило молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверитьправильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительногопериода ухаживания возникают монотонность общения, стереотипность в поведениипартнеров, что может привести к охлаждению в отношениях – такая пара либо несоздает семью, либо распадается.
Продолжительноеобдумывание брачного предложения (Более двух недель).
Темне менее взгляды полов на характер добрачных отношений коррелируют с мотивациейвступления в брак. Социологи отмечают нерациональный подход к заключению бракасо стороны российской молодежи.
Сейчасдобрачные отношение превращаются в гонку за богатством, сексуальныминаслаждениями и свободой, ведь как показывают, социологические опросы в бракемолодые люди требуют от партнера универсальные нравственные ценности, которые зачатуюотсутствует в добрачном поведении, где никто не хочет уступать, а юношескиймаксимализм проявляет себя в полной красе.
Большинствовступающих в брак уверены, что все трудности, не заметившиеся вовзаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласноисследованиям эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодыхдо тех пор пока они не будут решены раз и до конца. При этом решение по этимвопросам может быть принято как в положительную сторону, так и в отрицательнуют.е. развод.

1.Добрачный период
 
1.1Возраст будущей пары
Это относится к теммолодым людям, которые спешат или вынуждены по, разным причинам сразу послешколы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна статьматерью, её организм полностью сформировался, она уже закончила школу иопределилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше(современное Российское законодательство решает заключение брака начиная с 16лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время длязамужества, по мнению психологов, социологов, 22 – 23 года. Женская красотадостигает своего расцвета, к этому времени закончена учёба, получена профессия.
Мужчине тоже вряд листоит жениться в 16 -18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того,супружество – это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузкадля неокрепшего мужского организма, и он преждевременно вынашивается.Прибавляются материальные проблемы, сложности быта – у 18 – 19-летнего мужаможет наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечуне каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следуетнадолго откладывать его заключения. В последние годы отмечается тенденция к«взрослению» брачного возраста. Всё больше молодых людей стараются получитьобразование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, апотому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25 – 27 лет.Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак такжеявляется добрачным фактором «риска».

1.2Родители, как пример для подражания
Детерминантами проблемв будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительскойсемьи.
Существует концепциядублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли взначительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семьемодель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет.Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительскойсемье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.
Анализируя спецификудобрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализацияпартнёра, которое также может негативно сказаться на межличностном общении добрака и в супружеских отношениях.
1.3Специфика добрачного периода
Анализ спецификидобрачного периода позволяет сформулировать его функции:
Накопление совместныхвпечатлений и переживаний. На этом этапе создаётся своеобразный эмоциональныйпотенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволяет более успешнои менее «болезненно» адаптироваться к ней; Более глубокое узнавание друг другаи параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейнойжизни; Проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматриваетсябудущими супругами или не осознаётся ими. Большинство психологов справедливоотмечают, что между партнёрами необходим информационный обмен по такимвопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии;представление о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивныеустановки др.

1.4Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде
Существуют различныеточки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде.
1. Идеализациянеобоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнёру и к взаимодействию сним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие,не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводитк глубокой неудовлетворённости партнёром, собой, отношениями в целом и принеумении или нежелании наладить взаимодействие с учётом более реального образапартнёра приводит к распаду отношений.
2. По мнению А. Маслоу,у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития,уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить ибыть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность.Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).
3. Идеализация партнёраявляется стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую«зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать(конструктивная точка зрения).
Однако мы склонныотносить идеализацию партнёра к добрачным факторам риска наряду с ранним илипоздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью икратковременностью общения, отсутствием братьев и сестёр и т.д.

2.Любовь, дружба, отношения
 
2.1Типы семей
В настоящее времясуществует такое разнообразие в моделях построения брачных отношений, Чтодовольно трудно выделить какие-то устойчивые формы. Наиболее часто возникаютсмешанные модели браков, но при этом можно выделить особенности таких браков,как гражданский, юридический, церковный, визитный, родительский и партнерскийбрак.
Гражданский брак(совместное проживание без регистрации) выступает, по обоюдному согласию обоих,моделью временного союза. Гражданский брак основан прежде всего на чувствевлечения и любви и часто реализуется в качестве «пробной» формы совместнойжизни для молодых людей. «Мы вместе, пока есть любовь. Закончится чувство и мырасстанемся», — обычно говорят люди, живущие в гражданском браке. Они могутфиксировать также собственные установки на опробование и испытание своих чувствна прочность: «Мы хотим пожить какое –то время вместе и посмотреть, сможем лимы существовать вместе и строить семью. Если совместная жизнь наладится, мыоформим отношения».
При появлении детеймужчина и женщина, как правило, стремятся зарегистрировать отношении; приснижении любовной энергии люди расстаются, не обремененные ни детьми, ни общейсобственностью.
Мужчина и женщина всеже, как правило, придают определенное значение тому, какой статус имеетженщина, с которой он живет. Они хорошо различают брачные роли жены илилюбовницы, соответственно, мужа или любовника. Статус жены в глазах мужчинызначительно выше, поскольку он отражает его стремление к стабильности ипостоянству. Также и статус мужа для женщины более существен, поскольку в этомслучае она получает объективные возможности иметь детей и заботу мужа о себе идетях.
Юридический брак.Конечно, печать в паспорте — это не гарантия благополучного и успешного брака.Но все же юридическая регистрация брачных отношений — это стремление партнеровк серьезной и длительной совместной жизни, а также — демонстрация вобщественном мнении, перед родственниками и знакомыми, своего официальногобрачного союза.
Официальный брак — этоеще и повышение социального статуса мужчины и женщины, первый — это главасемейства, вторая — хранительница домашнего очага. Доверие окружающих ксемейным людям значительно выше, нежели к одиноким, поскольку именно имеющиесемью на работе и в жизни проявляют ответственность и стремление кстабильности.
Церковный брак. Впоследние годы многие молодые пары и супруги с определенным стажем супружескойжизни венчаются в Церкви. Грустно, но факт: в большинстве случаев здесьпроявляется определенная мода. По наблюдениям психологов, не проявляетсясущественная разница в качестве совместной жизни людей, оформивших своиотношения в ЗАГСе или Церкви.
Наиболее успешноймодели брачных отношений не существует. Важно выбрать ту модель, которая большевсего подходит для данной конкретной пары.
Проблемы возникаюттогда, когда муж и жена имеют разные представления о супружеских отношениях.Так, он хочет жить по типу «Я + Я», а она — по типу «Мы». В результате он будеттяготиться ее излишней назойливостью, а она будет страдать от одиночества всемье.
— Чтобы семья быластабильной, необходимо обсуждать свои ожидания от брака в тот момент, когдапринято решение пожениться. Важно выяснить, как хочет жить каждый из молодыхсупругов: полностью вместе, частично вместе или автономно?
— Не рекомендуетсяпереносить модель супружеских отношений родителей в будущую семью молодыхлюдей. Они должны начать жить по-своему, стараясь удовлетворить ожидания отсемейной жизни, существующие у обоих.
— Модель семейныхотношений может меняться на протяжении жизни, особенно в периоды кризисов.Лучше сохранить семью и сменить брачную модель, нежели упрямо добиваться того,«чтобы жить, как раньше»
2.2Жизненный цикл развития семьи
Семья каксаморегулирующая динамическая система. Границы семейной системы. Жизненный циклразвития семьи (Картер, МакГолдрик, Васильева). Характеристика основных стадийжизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семейной пары,семья с маленькими детками, семья с подростками, период «ухода» из семьивзрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемыхна каждой из стадий. Мотивы вступления в брак. Периоды поиска брачного партнераи «ухаживания». Проблема выбора супруга. Теория «фильтров». Особенностидобрачных отношений и их влияние на развитие семьи. Факторы риска истабильности новой семьи. Роль родительской семьи (по рождению) дляформирования и функционирования новой семьи. Триангулирование как основноймеханизм передачи паттернов взаимоотношений в последующие поколения.Нормативные кризисы развития семьи. Факторы нарушения функционирования семьи:сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровняжизни семьи, суммирование трудностей.

Списоклитературы
1.  АнтоновА.И. Микросоциология семьи: Учебн. Пособие для вузов. / А.И. Антонов М.:издательский Дом «NotaBene», 1998 – 332с.
2.  АнууповА.Я. Системная концепция конфликтов/ А.Я. Ануупов // Мир психологии. – 2005 – №2– C.26 – 39.
3.  БызоваВ.М. Психолого – педагогические основы педагогики молодёжи к семейной жизни:Учеб. Пособие по спецкурсу / В.М.Бызова, В.В. Нагаев. – Сыктывкар. –Пермь,1983 – 62с.
4.  ВалюженичД.Вечный брак /Д. Валюженич//–2004 –№8–С.102-103
5.  ВизгинаА.Я.Появления личных особенностей в самоописаниях мужчины и женщины / А.ЯВизгина // Вопросы психологии. – 2007 – Т2, №3. – С.17 – 27.
6.  ВитекКарел. Проблемы супружеского благополучия / Карел Витек М.: Прогресс, 1988–138с.
7.  ГолодС.И. Семья и брак: историко- социологический анализ / С.И. Голод – СПб.: ТОО ТК«Петрополис», 1998 – 62с.
8.  ГуревичП.С. Мужчина и женщина в современном изменяющемся мире / П.С.Гуревич // Мирпсихологии. – 2006 – №2. – C.268–274.
9.  ДымноваТ.И. Психология семейного образа жизни: Учебно- практическое пособие./ Т.И.Дымнова М.: Педагогическое общество России, 2005 – 144с.
10.     ЕгидесА.П. Учебник семейных отношений или брак без брака /А.П.Егидес М.: АСТ–ПРЕСС,2006–336с.
11.     ЕмушровА.Н.Рефлексивно – смысловой подход к проблеме формирования идентичности в семье/ А.Н. Емушров // Мир психологии. – 2007 – №3. – С.113–139.
12.     ЗахароваЛ. Н.Понимать друг друга /Л.Н.Захарова М.: Моск рабочий, 1987–173с.
13.     КарабановаО.А. Психология семейных отношений. Учебная программа/ О.А. Карабанова//Психология в вузе. – 2004 – №2. – C.7–16.
14.     КаробановаО.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования:учеб.пособие / О.А.Каробанова М.: ГАРДАРИКИ, 2007–320с.
15.     КовалёвС.В. Психология современной семьи: кн. для учителя / С.В.Ковалёв М.:Просвещение,1988 –208с.
16.     КозловН.И. Наука семейного счастья: материал к циклу лекций и практ.занятий /Н.И.Козлов М.: Пермь 1989– 44с.
17.     КривцоваЕ.В. Семья глазами современных студенческой молодёжи / Е.В.Кривцова//Психология в вузе. – 2003 – №4. – С.109– 118.
18.     МайерсД. Социальная психология. Интенсивный курс: /Д. Майерс СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК,2002– 419с.
19.     МеньшутинВ. П. Помощь молодой семье: Заметки психолога/В.П. Меньшутин М.: Мысль, 1987–203с.
20.     МинигалиеваМ.Р. Семейная психология и семейная психотерапия / М. Р. Минигалиева //Психология в вузе. – 2004. – №2. – C.25–36.
21.     НекрасовС.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность/С.В. Некрасов, И.В. Возилкин. –Свердловск .: Изд-во УУ, 1991–168с.
22.     НемцовА.А. Семья в системе жизненных ценностей студенческой молодёжи / А.А. Немцов //Психология в вузе. – 2003 – №4. – С.115– 129.
23.     ОбозоваА.Н. Аксиомы супружества: психология супружеских отношений /А. Н. Обозова Л.:1984 –32с.
24.     РозинВ.М.Судьба молодой семьи: Психол. Размышления о своевременной любви и семье.Ожидание и разочарования. Идеалы и реальность / В.М. Розин М.: Моск. Рабочий,1990 –107с.
25.     СатирВиражиния. Как строить себя и свою семью / Вирвжиния Сатир М.: Педагогика–пресс, 1992 –192с.
26.     СпицынН.П. Семья: тысячи проблем воспитания / Н.П. Спицын, Б. М. Чарный. – Пермь.:Пермское книжное Изд — во, 1988 – 118с.
27.     ЦелуйкоВ.М. Психология семейной семьи: кн.для педагогов и родителей / В.М. Целуйко М.:Владос, 2004 –288с.
28.     ЧернякЕ. М. Социология семьи: Учебное пособие / Е.М. Черняк М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К», 2005– 64с.
29.     ШвецА.М. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи./А.М.Швец // Вопросы психологии. –2006–№2–С.30-34
30.     ШнейдерЛ.Б. Психология семьи как учебный предмет: актуальные проблемы /Л.Б.Шнейдер //Психология в вузе. – 2004 – №2 – С.17– 25
31.     ШпетГ.Г. Психология социального бытия /Г.Г. Шпет М.: Изд — во «Институтпрактической психогии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996 – 492с.