Содержание
1. Концепция бизнеса
2. Информация о предприятии
3. Описание объекта бизнеса
4. Исследование и анализ рынка
5. Организационный план
6. Персонал и управление
7. План производства и маркетинговыхдействий
8. Потенциальные риски
9. Финансовый план (финансоваястратегия)
1. Концепция бизнеса
Пищевая иперерабатывающая промышленность — одно из важнейших звеньев АПК. Она призванаобеспечивать население России разнообразным ассортиментом продуктов питания,соответствующим потребностям различных групп населения страны. Производимыепищевые продукты должны быть высокого качества и конкурентоспособны как навнутреннем, так и на внешнем рынке.
Успешное решение этихзадач зависит от создания устойчивой базы производства сельскохозяйственнойпродукции, наличия современной пищевой индустрии и доступных продуктов питаниядля всех слоев населения. При этом в центре внимания должны быть проблемыпродовольственной безопасности, которая базируется на надежном самообеспечениистраны основными видами продовольствия.
Выполнение данной задачитребует не только необходимых финансовых и материальных ресурсов, но иразработки научно обоснованной Концепции развития пищевой и перерабатывающейпромышленности на текущее десятилетие.
Отсутствие современногоотечественного высокопроизводительного оборудования не позволяет предприятиямкомплексно перерабатывать сельскохозяйственное сырье и широко внедрять безотходныетехнологии, тем самым полнее использовать вторичные ресурсы для производствапищевой продукции и кормов для животноводства.
В соответствии сКонцепцией государственной политики в области здорового питания населения передпищевой промышленностью и наукой поставлена задача разработать технологиипроизводства качественно новых безопасных пищевых продуктов, потреблениекоторых будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения,профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием взрослых и детей.
В числе важных задач,стоящих перед нашим предприятием, следует выделить разработку и внедрениекомплекса научно-технических мероприятий по обеспечению охраны окружающейсреды, снижению уровня вредного воздействия предприятий на состояние водного ивоздушного бассейнов.
2. Информация опредприятии
В живописном историческомрайоне Москвы — Сокольниках находится одно из крупнейших и динамичноразвивающихся предприятий макаронной отрасли — ОАО «ЭКСТРА М», до 1993 года — московская макаронная фабрика №1, основанная в 1883 году. В 1995-1997 годах напредприятии устаревшее оборудование было полностью заменено на самое новое ипередовое. За счет этого объемы производства и продаж непрерывно растут. Так,за 1997 год, по сравнению с 1995-м, рост составил 42 процента, за 1998-й — 64.Основной механизм реализации Политики в области промышленной безопасности,охраны труда и окружающей среды – среднесрочные Программы экологическойбезопасности, разрабатываемые на основе долгосрочных Программ стратегическогоразвития компании.
В 2008 году Компаниязавершила реализацию «Программы экологической безопасности на 2004-2008 годы».В целом итоги Программы показывают, что в решении задач, поставленныхПолитикой, достигнуты положительные результаты. Большинство показателейэкологических воздействий ежегодно улучшались. Компания разработала и принялаочередную «Программу экологической безопасности на 2009-2013 годы».
3. Описание объектабизнеса
Макароны — кулинарныйполуфабрикат из высушенного пресного пшеничного теста. Макаронные изделия имеютряд преимуществ перед наиболее распространенными продуктами питания. Прихранении макаронные изделия не черствеют, как хлеб, и менее гигроскопичны посравнению с сухарями, хорошо транспортируются и сохраняются (до года и более)без ухудшения вкусовых и питательных свойств. Макаронные изделия по пищевойценности превосходят пшеничный хлеб, так как изготовляют их из пшеничной муки смаксимальным содержанием белковых веществ.
Основным сырьём являетсяспециальная макаронная пшеничная мука и питьевая вода. Применяется мука изтвёрдой пшеницы и мягкой стекловидной.
4. Исследование ианализ рынка
В настоящее времяпредприятие выпускает более 20 видов высококачественной продукции с торговоймаркой «ЭКСТРА М», которая пользуется устойчивым и высоким спросом и известнане только в большинстве регионов России, но и за ее пределами.
«ЭКСТРА М» продолжаетразвиваться и планирует увеличить производственные мощности почти в два раза.Успехи предприятия связаны, в первую очередь, с эффективной системой управлениякачеством на всех уровнях. Логотип компании на привлекательной упаковкеявляется гарантом высокого качества продукции «ЭКСТРА М». Свидетельство еетрадиционно высокого качества — многочисленные российские и международныенаграды и призы: золотые и серебряная медали, дипломы, в том числе Диплом «100лучших товаров России» (1998 год), Почетный Диплом «Московское качество» (1999год) и многие другие.
На производстве имеютсятри линии по производству макаронных изделий: «Брайбанти», «Фава», «Паван». Дляобеспечения бесперебойного производства имеется котельная, мощноеэлектротехническое оборудование.
На предприятии существуютследующие сильные и слабые стороны ИС:
1) сильные стороны:
— новейшее программноеобеспечение;
— ИС практически не имеетаналогов в России в данной отрасли;
— широкий спектрспециалистов по обработке ИС.
2) слабые стороны:
— дорогостоящееобслуживание и обновление ПО.
На данном предприятии нетотчетливых слабых сторон ИС.
В 2006 году рынокхарактеризуется острой конкуренцией на рынке макаронных изделий. Брендыкомпании продолжали занимать сильные позиции в наиболее приоритетных городах –совокупная доля фасованной продукции в 23 городах-миллионниках России на конецгода была 18,43%. Темп роста сегмента фасованной продукции опережает темп ростасегмента весовой продукции (который отрицателен). В сегменте фасованнойпродукции опережающими темпами растет фасованная продукция из твердых сортовпшеницы.
Темп роста сегментафасованной продукции составил около 10%. Темп сокращения сегмента весовойпродукции около 5%. Основными конкурентами Фабрики на рынке РФ из отечественныхпроизводителей являются: Агропромышленное Объединение «Макфа» (Смак), ЗАО«Инфолинк», ООО «Europ Foods» (Нижний Новгород), ЗАО «Байсад» (г. Кисловодск).Поставщиком муки для ОАО «Экстра-М» является ОАО «Алтайзернопродукт».
Крупнейшим конкурентомОАО «Экстра-М» в настоящее время является Петербургская макаронная фабрика. Оназанимает лидирующие позиции и его доля на российском рынке составляет 22 %. Челябинскаяфабрика «Макфа» и московская фабрика «Экстра М», в совокупности они занимаютоколо 18% макаронного рынка. Эти марки конкурируют как на рынках крупныхгородов, особенно на рынке столицы, так и на региональных рынках.
5. Организационныйплан
Еще недавно управление напредприятиях строилось строго по вертикали, что способствовало оптимальномуиспользованию труда узких специалистов, когда у каждого из них были строгорегламентированные обязанности. Менеджеры, принимающие кардинальные решения, стоялина верху иерархической пирамиды. Подобное построение затрудняло осознаниеслужащими основных целей компании. Ужесточение конкуренции на мировых рынках иускорение научно-технического прогресса изменили ситуацию. В новых условияхнеобходимо стало сконцентрировать внимание каждого работника на бизнесепредприятия как единой системе, в которой нет строгого разграниченияобязанностей между службами. В настоящее время многие предприятия, в том числеи наше по-новому подходят к организации своей структуры: упразднены многиеуровни управления, а на оставшихся уровнях сотрудники наделены большейответственностью. В настоящее время многие предприятия, в том числе и наше,перешли на горизонтальную систему управления
Организационные решенияпо реализации данного инвестиционного проекта фирма планирует осуществить вформе развития существующих производственных и управленческих структур, безсущественной ломки оправдавших себя подразделений. Руководство деятельностьюпредприятия ведет генеральный директор. Генеральный директор имеет материальнуюи административную ответственность за достоверность данных статистического ибухгалтерского учетов. В соответствии с рыночной производственной ориентациейфирмы генеральный директор назначает коммерческого директора, который долженорганизовывать маркетинговые исследования, рекламу, и сбыт продукции.Бухгалтерия во главе с главным бухгалтером осуществляет все расчеты споставщиками сырья. Ведет учет по товарообороту, прибыли, издержками,рассчитывает заработную плату, а главное — составляет бухгалтерские отчеты.
6. Персонал иуправление
Состав: Начальник общегоотдела, Начальник юридического отдела, заместитель генерального директора побезопасности, Заместитель генерального директора по правовому и материальномуобеспечению, директор по экономической безопасности, заместитель генеральногодиректора по безопасности, директор по экономической безопасности. Начальникобщего отдела. Начальник юридическогоотдела. Заместитель генерального директора по правовому и материальному обеспечению.
7. План производства имаркетинговых действий
Стратегические планыразвития общества неразрывно связаны с развитием Группы компаний «АГРОС» вцелом, и направлены на формирование высокорентабельного бизнеса: увеличениеобъемов выпуска основной продукции (макаронных изделий) за счет эффективноймаркетинговой политики; усиление позиции существующих и создания новых торговыхассортиментных групп товаров; расширение и создание новых рынков сбытапродукции; повышение доли реализации крупным дистрибьюторам; расширениегеографии и объемов продаж в регионах. Планируется оптимизация использованияимеющихся ресурсов, сокращение затрат (осуществление программы управленияиздержками) и повышение качества продукции. ОАО «ЭКСТРА М» планомерно проводитмодернизацию и реконструкцию основных фондов путем использования новыхтехнологий, а также внедрения современных систем управления.
Изучение конъюнктурырынка и умение адаптировать развитие производства под постоянно меняющуюсяконъюнктуру рынка.
Обеспечение оперативногорегулирования объема и номенклатуры производства, что позволяетприспосабливаться к колебаниям спроса на продукцию.
Привлечение инвесторовдля полноценного развития своей компании одна из самых главных задач, решениекоторой требует вдумчивого и ответственного подхода.
Привлечение инвесторовосуществляется для того, чтобы обеспечить внешнее финансирование инвестиционныхпроектов, привлечь средства на покупку какого либо готового бизнеса и на егодальнейшее развитие, погасить финансовые обязательства компании передкредиторами. Кроме того, привлечение инвесторов позволяет решить вопросы,связанные с подготовкой бизнеса к продаже или продажей доли в компаниикем-нибудь из акционеров.
Привлечение инвестораимеет следующие стратегические преимущества:
— повышение рыночнойстоимости компании;
— расширение рынков сбытаи направлений деятельности, возможность стать крупным игроком в тех областях,которые ранее были недоступны;
— формирование нужногокомпании имиджа и подтверждение ее репутации, как стабильного партнера;
— приобретениепостоянного источника инвестиций в случае необходимости;
— возможностьиспользовать ресурсы инвестора, в том числе технологии, бренды и т.д.;
— улучшениеорганизационной и финансовой структуры.
8. Потенциальные риски
Отраслевые риски:
Риск цен на сырье (мука)и макаронные изделия. Объем выручки денежных средств, доходность производства иреализация готовой продукции в значительной степени зависят от существующих ценна сырье (мука) и макаронные изделия. Факторы, влияющие на отраслевоеценообразование: • международные и региональные предложение и спрос (а такжеожидания относительно будущих предложения и спроса) на сырье (мука) имакаронные изделия; • неопределенность рынка;
• цены и доступностьальтернативных видов продукта (бакалейный сегмент товаров); •цены и доступностьновых технологий;
• политические иэкономические события в сельскохозяйственных регионах; • нормативные акты идействия правительств России и других стран, в том числе экспортные ограниченияи налоги;
Общество имееткомплексную программу мер по преодолению неблагоприятных ситуаций, связанных сотраслевыми рисками. В ее числе постоянный мониторинг, анализ и прогнозированиединамики цен на сырье, и макаронные изделия с соответствующей корректировкойпланов оперативного и стратегического развития, а также ряд технических иорганизационных мероприятий, минимизирующих влияние технических и экологическихрисков.
Страновые ирегиональные риски:
Общество зарегистрированов качестве налогоплательщика в г. Москве. В настоящее время в стране и вуказанном регионе сложилась благоприятная политическая и экономическаяситуация, которая имеет все предпосылки для дальнейшего стабильного развития всреднесрочном периоде. Риски, связанные с возможными военными конфликтами,введением чрезвычайного положения в регионах, в которых эмитент зарегистрированв качестве налогоплательщика и осуществляет свою деятельность, Обществооценивает как минимальные. Однако в случае наступления указанных событийОбщество предпримет все необходимые меры, предписываемые действующимзаконодательством. Риски, связанные с географическим положением регионов, вкоторых Общество зарегистрировано в качестве налогоплательщика и в которых оноосуществляет свою деятельность (резкое изменение климата, вероятность наступлениясущественных стихийных бедствий), Общество также оценивает как минимальные.
Финансовые риски:
Изменение индексапотребительских цен оказывает определенное влияние на уровень рентабельностиОбщества и, как следствие, на финансовое состояние и возможность выполненияобязательств, однако это влияние, ввиду наличия стабильного спроса наассортимент выпускаемой продукции не является фактором прямой зависимости.Поскольку увеличение цен, вызываемое изменением уровня инфляции,пропорционально увеличивает как затраты на производство, так и объем выручкиэмитента. В случае достижения высокого уровня инфляции Общество планируетскорректировать политику в отношении финансовых потоков эмитента в частиувеличения оборачиваемости капитала.
Валютные риски:
Влияние колебанийвалютного курса не сказываются на исполнении обязательств эмитента в результатесвоей деятельности, поскольку заимствования и выручка от реализации продукцииноминированы в российских рублях. Изменения российской налоговой системы могутоказать существенное негативное влияние на бизнес Общества. Российские компаниивыплачивают значительные налоговые платежи по большому количеству налогов. Всеуказанные налоги могут быть изменены. Существует риск введения новых налогов,что может неоднозначно отразиться на бизнесе Общества.
Правовые риски:
Общество не подверженоправовым рискам, связанным с осуществлением его деятельности. Против Общества внастоящее время не возбуждено никаких судебных дел и ему ничего не известно опредстоящих судебных делах, которые, могут оказать на него существенноенеблагоприятное влияние.
9. Финансовый план(финансовая стратегия)
В настоящее время напредприятии существует факт наличия реструктуризированных налоговыхобязательств, срок завершения окончательной оплаты которых отложен до 2015 г. сразбивкой обязательной частичной поквартальной оплаты. Неустойки и пеня наданные налоговые активы не начисляется.
Структура дебиторскойзадолженности представлена долгосрочными (52318,0 тыс. руб.) и краткосрочными(35118,0 тыс. руб.) обязательствами. Это дает положительный эффект, еслиучитывать, что в разрезе заемных средств наблюдается подобная дифференциация вразрезе долгосрочных (10593,0 тыс.руб.) и краткосрочных (16637,0 тыс.руб.)обязательств. Это свидетельствует о том, что у предприятия в наличие естьсвободные ресурсы на оплату задолженностей. Ресурсы состоят из плановыхденежных средств за поставленную продукцию как краткосрочного, так идолгосрочного характера. Учитывая нестабильную экономическую ситуацию, возможныслучаи неоплаты дебиторской задолженности при наступлении сроков, а значит иневозможность соответственно оплаты задолженности по кредитам. В этом случае,так как кредиторская задолженность в основном является краткосрочной, возможенее перевод в разряд долгосрочных заимствований за счет процедурреструктуризации.
Несмотря на большую долюзадолженностей, как налоговых сумм, так и кредиторских средств у предприятияесть в наличии весомый потенциал средств в качестве размера накопленногокапитала (280100 тыс.руб.) предприятия, который позволит при образованиинегативного экономического прецедента погасить сумму критической задолженности.
Увеличение ассортиментапродукции повлекло увеличение запасов на складах (35904). Что дает возможностьпредприятию завоевать новые рыночные ниши. Для расширения ассортиментапродукции предприятие использовало собственные средства (242214) и привлеклозаемные средства в виде долгосрочных обязательств (11764).
За счет собственныхсредств происходит также ежеквартальное погашение кредиторской задолженности.
Анализируя баланс ОАО«Экстра М» за 01. 01. 2009 г. и 01.04.2009 г. можно сделать следующие выводы:
1. Наблюдается увеличение внеоборотныхактивов во втором периоде (69,62%) по отношению к первому (67,75%).
2. Увеличение доли внеоборотных активовв основном произошло за счет роста отложенных налоговых активов (7,50% за 1период и 13,08% за 2 период).
3. Наблюдается небольшое уменьшениеоборотных активов за второй период (30,38%) по отношению к первому (32,25%).
4. Уменьшение доли оборотных активовпроизошло из-за роста запасов (2,66% за 1 период и 13,40% за 2 период).
5. Также наблюдается уменьшение долидебиторской задолженности за второй период (13,90%) по сравнению с первым(28,08%).
6. Уменьшение собственных средств(91,26% — 1 период и 90,37% — 2 период) и увеличение заемных средств (8,74% — 1период и 9,63% — 2 период).
Анализируя отчет оприбылях и убытках по данному предприятию за аналогичные периоды времени можнотакже сделать следующие выводы:
1. Уменьшилась выручка от реализациитоваров, продукции, работ и услуг во втором периоде (510459) чем в первом(574691), так как предприятие находится на этапе освоения и адаптации на новыхрынках.
2. Увеличились коммерческие иуправленческие расходы (34795 – 1 период и 48508 – 2 период), в связи сдиверсификацией производства на предприятии.
Таким образом,деятельность предприятия во втором периоде (-9368) является убыточным посравнению с первым (1100).
Также значительноувеличилась доля нераспределенного убытка (4510 – 1 период и 35167- 2 период).
Исходя из финансовыхпоказателей данного предприятия за оба периода можно сказать, что предприятиеявляется менее финансово устойчивым, так как предприятие не достаточнообеспечено собственными средствами и является финансово зависимым, а такжеликвидность предприятия и рентабельность производства находятся на низкомуровне.