ВВЕДЕНИЕ
фондобязательное медицинское страхование
Обязательное медицинскоестрахование — составная часть системы социального страхования. Созданиевнебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования,обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом впопытке реформирования системы социального страхования в России. Системамедицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формируетсобственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовыеотношения с другими субъектами финансового рынка.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что насовременном этапе развития экономических отношений государственная системаоснована на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учрежденийи гарантирует бесплатную медицинскую помощь, что представляет собой системуобщественного здравоохранения, экономическую основу которой составляетфинансирование из Фонда обязательного медицинского страхования. Фондобязательного медицинского страхования образуется за счет различных источниковфинансирования: средств государственного бюджета, взносов предприятий,предпринимателей и работающих. В узком смысле это процесс поступленияфинансовых ресурсов и их расходование на лечебно-профилактическую помощь,дающий гарантию получения этой помощи, причем ее объем и характер определяются условиямистрахового договора.
Целью курсовой работы является всесторонний анализдеятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание былоуделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть сущность,структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
2) проанализироватьдоходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
3) исследовать путисовершенствования деятельности ФОМС на федеральном и региональном уровнях.
Теоретическую базуисследования, проведенного в курсовой работе составили нормативно-правовые акты(Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы), регламентирующиедеятельность ФОМС РФ, а также опубликованные в периодический изданиях «Финансы»,«Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда медицинскогострахования.
Информационную базуисследования, проведенного в курсовой работе составили, следующие источники:учебники и учебные пособия таких авторов, как Анисимов В.И., Бородин А.Ф., Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. идр., статьи и публикации Гехта И.А., Гришина В.В., Резникова А.А., прочаянаучная литература.
Предметом исследования в курсовой работе выступает системафинансовых и общественных отношений связанных с обязательным медицинскимстрахованием граждан в Российской Федерации.
Объектом исследованияявляется Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерациию
Методологическуюоснову курсовой работы составляютобщенаучный метод познания, метод экономического и статистического анализа,сравнение и другие приемы исследования.
Практическаязначимость исследования заключается в том, что сделанные в работе выводы могутбыть использованы в учебном процессе для формирования более полного представленияо структуре, функциях, финансах фонда медицинского страхования, а такжекритического подхода к анализу доходов, расходов, базовых и территориальныхпрограмм обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
1. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГОМЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ
1.1 Основные положения о Фондеобязательного медицинского страхования РФ
Система обязательногомедицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных правграждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41Конституции РФ.
Медицинское страхованиеявляется формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.Принципы медицинского страхования и их сущность представлены в таблице вПриложении 1.
Важнейшим нормативнымправовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, являетсяЗакон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в1991 году [5]. Закон установил правовые, экономические и организационные основымедицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательногомедицинского страхования в качестве одного из источников финансированиямедицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховоймодели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинскоестрахование является составной частью государственного социального страхованияи обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской илекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинскогострахования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательногомедицинского страхования [17, c. 15].
Фонд ОбязательногоМедицинского Страхования создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильностигосударственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовыесредства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательноемедицинское страхование. Настоящий Закон определяет правовые, экономические иорганизационные основы медицинского страхования населения в РоссийскойФедерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственностинаселения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровьяграждан в новых экономических условиях и обеспечивают конституционное правограждан Российской Федерации на медицинскую помощь [19, c. 46].
Для реализациигосударственной политики в области обязательного медицинского страхования созданыФедеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования каксамостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
В качестве субъектовмедицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховаямедицинская организация, медицинское учреждение.
Численность граждан,застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс.человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС —139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек,неработающих — 82 128,5 тыс. человек. На 01.01.2009 в ТФОМС зарегистрировано 8000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения — органов исполнительной власти [20].
На 01.01.2010 работу поорганизации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощив системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности позащите прав застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистовТФОМС, 3 253 штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов,включенных в территориальный регистр.
Для реализациигосударственной политики в области обязательного медицинского страхованияграждан созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинскогострахования.
По состоянию на01.01.2010 в систему ОМС Российской Федерации входят 84 территориальных фондовОМС, 120 страховых медицинских организаций (СМО) и 262 филиала СМО [20]
Федеральный фондобязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственныхвнебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживанияграждан России. Он является правовой, экономической и организационной основоймедицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности иответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия,учреждения, организации в охране здоровья работников.
Федеральный фондобязательного медицинского страхования реализует государственную политику вобласти обязательного медицинского страхования граждан как составной частигосударственного социального страхования.
ФОМС являетсясамостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением,осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии сдействующим законодательством РФ.
ФОМС осуществляет своюдеятельность в соответствии с Конституцией РФ [1], федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федеральногофонда ОМС. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральнымзаконом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации [5], а такжеиными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав ФОМС.
Стратегическимнаправлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территорииРоссийской Федерации Закона «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации» [5], а также развитие и совершенствование нормативно-методическойбазы ОМС.
Деятельность ФОМСрегулируется Уставом, утвержденным постановлением Правительства. ДеятельностьТФОМС осуществляется в соответствии с Положением о ТФОМС, утвержденнымпостановлением Верховного Совета РФ.
Территориальные фондыобязательного медицинского страхования выполняют роль центральной финансирующейорганизации в страховой медицине. Они вступают в правовые и финансовыеотношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями,учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховымиорганизациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальныефонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи [19, c. 57].
Территориальные фондыобязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной властисубъекта РФ и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением отерриториальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденнымпостановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «Опорядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993год».
В настоящее время вРоссии предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системыфинансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательногомедицинского страхования.
Немаловажным факторомявляется создание основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволитурегулировать взаимоотношения «центра» и «регионов» в отношении разделенияполномочий в системе здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлятьвыравнивание финансовых средств территорий, необходимых для реализации программОМС. Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается всоздании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности иудовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.
1.2 Основные задачи, функциии организационная структура ФОМС
Роль федерального фондаобязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функцийгосударства раскрывается через его функции.
Основными задачамиФедерального фонда ОМС являются:
– финансовоеобеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав гражданна медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования вцелях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации;
– обеспечениефинансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования исоздание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи,предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамкахбазовой программы обязательного медицинского страхования;
– аккумулирование финансовыхсредств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системыобязательного медицинского страхования.
В целях выполненияосновных задач ФОМС [13, c.42-43]:
– осуществляетвыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондовобязательного медицинского страхования;
– разрабатывает и вустановленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательноемедицинское страхование;
– осуществляет всоответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средствФедерального фонда ОМС;
– выделяет вустановленном порядке средства территориальным фондам обязательногомедицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, длявыполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
– осуществляетсовместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговойслужбы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислениемстраховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
– осуществляетсовместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональнымиспользованием финансовых средств в системе обязательного медицинскогострахования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевыхпроверок;
– осуществляет впределах своей компетенции организационно-методическую деятельность пообеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
– вносит вустановленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иныхнормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
– участвует вразработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
– осуществляет сбори анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательногомедицинского страхования, и представляет соответствующие материалы вПравительство Российской Федерации;
– организует впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовкуспециалистов для системы обязательного медицинского страхования;
– изучает иобобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросамобязательного медицинского страхования;
– обеспечивает впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациюнаучно-исследовательских работ в области обязательного медицинскогострахования;
– участвует впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международномсотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
– ежегодно вустановленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проектыфедеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательногомедицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
Управление Федеральнымфондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постояннодействующим исполнительным органом – директором [19, c. 104].
К компетенции правленияФедерального фонда относится решение следующих вопросов:
– утверждениеперспективных планов работы Федерального фонда;
– рассмотрениепроектов бюджета Федерального фонда и отчетов о его исполнении, утверждениегодовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда;
– определениенаправлений и порядка использования доходов Федерального фонда, в том числеполученных от использования временно свободных средств и нормированногострахового запаса, а также порядка покрытия убытков;
– утверждениепорядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условийдеятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования врамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнениецелевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскомустрахованию;
– рассмотрениепроектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложенийо тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
– рассмотрениеразрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов посовершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
– принятие решенийо внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средствна содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению нормативасредств на содержание территориальных фондов обязательного медицинскогострахования и страховых медицинских организаций;
– формированиеревизионной комиссии;
Контроль за деятельностьюФедерального фонда осуществляет ревизионная комиссия [13, c. 48].
На рисунке 1 представиморганизационную структуру Федерального ФОМС.
/>
/>
Рисунок 1 –Организационная структура ФФОМС РФ [21]
Правление Федеральногофонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначаетаудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемуюспециализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет орезультатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Состав правленияФедерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срокполномочий правления 3 года.
Правление возглавляетпредседатель, который имеет 1 заместителя. Они избираются правлениемФедерального фонда. В состав правления входит по должности директорФедерального фонда. В состав правления могут входить представители федеральныхорганов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих назаседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3месяца. Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулированиефинансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС,выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программыОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальныхпрограмм ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотныйпроект в субъектах Российской Федерации, направленный на повышение качествауслуг в сфере здравоохранения. Расходование средств ФОМС осуществляетсяисключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим егодеятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
2.1 Формированиедоходов ФФОМС и их анализ
Управлениеформирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных плановразвития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС наосновании макроэкономических показателей Минэкономразвития России.
Осуществляетанализ поступления финансовых средств по ОМС, организации статистического учетав системе ОМС и взаимодействия с налоговыми и финансовыми органами.
Осуществляетвзаимодействие:
— сФедеральной налоговой службой и финансовыми органами по вопросам поступленияналоговых платежей, зачисляемых в фонды ОМС;
— сМинздравсоцразвития России и ФНС по вопросам регистрации страхователей втерриториальных фондах ОМС при обязательном медицинском страховании;
— сФедеральной службой государственной статистики по представлению формведомственной статистической отчетности в системе ОМС.
Принимаетучастие в подготовке предложений ФОМС к проектам федеральных законов, указовПрезидента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам,входящим в компетенцию Управления.
Проанализируем доходыбюджета ФФОМС за 2008-2009 годы.
Согласно ФедеральногоЗакона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинскогострахования за 2008 год» в2008 году общий объем доходов бюджета Фонда составил 162 620 885,3 тыс. рублей.объем дефицита бюджета Фонда в сумме 6 085 171,0 тыс. рублей [8].
Согласно ФедеральногоЗакона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинскогострахования за 2009 год» от 4 октября 2010 года N 256-ФЗ в 2009 году общий объем доходов бюджетаФонда составил 126 562 369,8 тыс. рублей [9].
Представим в таблице 1 поструктуру доходов бюджета ФФОМС за 2008-2009 годы.
Таблица 1 – Доходы бюджета ФФОМСза 2008 -2009 годы (тыс. руб.)Наименование показателя Кассовое исполнение по годам Изм., 2008-2009+/-
Темп роста, %
2009 к 2008 2008 2009 Доходы всего 162620885,3 126562369,8 -36058515,5 77,8 Налоговые и неналоговые доходы 88453221,4 88666 063,8 212842,4 100,2 Налоги и взносы на социальные нужды 88273682,6 88832 142,9 558460,3 100,6 Единый социальный налог 88273 682,6 88832 142,9 558460,3 100,6 Единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС 88273 682,6 88832 142,9 558460,3 100,6 Налоги на совокупный доход 986645,4 977569,4 -9076 99,01
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной
системы налогообложения 699875,9 653738,5 -36058515,5 93,4 Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы 1 005455,6 401982,0 -603473,6 39,9
Налог, взимаемый с налогоплательщиков,
выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов 685689,3 109518,8 -576170,5 15,9 Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов 146200,2 141909,6 -4290,6 97,06
Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской
деятельности при применении упрощенной системы налогообложения 360,0 328,1 -31,9 91,1 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 314924,3 319496,2 4571,7 101,5 Единый сельскохозяйственный налог 4842,0 4334,7 -507,3 89,5 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 14336,1 15268,1 932 106,5 Недоимка, пени и штрафы по взносам в ФОМС 14336,1 15268,1 932 106,5 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 351,2 651,0 299,8 185,4 Прочие доходы ФОМС от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджета ФОМС 351,2 651,0 299,8 185,4 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,7 1,3 0,6 185,7 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ФОМС (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу) 0,7 1,3 0,6 185,7 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 10047,5 547,4 -9500,1 5,5 Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в ФФОМС 47,5 547,4 499,9 1152,4 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 3150822,4 3253038,6 102216,2 103,2 Доходы бюджета ФФОМС от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 3150822,4 3253038,6 102216,2 103,2 Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -8455,6 -4413154,9 -4421610,5 – Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из ФФОМС -8455,6 -4413154,9 -4421610,5 – Безвозмездные поступления 73175016,2 37896 306,0 -35305710,2 51,7 Наименование показателя Кассовое исполнение по годам Изм., 2008-2009+/-
Темп роста, %
2009 к 2008 2008 2009 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 73175016,2 37896306,0 -35305710,2 51,7 Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС 73175016,2 37896306,0 -35305710,2 51,7 Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 721343,0 593236,0 -128107 82,2 Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3538700,0 3822570,0 283870 108,2 Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 3871204,1 4000000,0 128795,9 103,3 Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ФФОМС на обеспечение расходов в связи с недопоступлением налоговых доходов в бюджет Фонда 19190579,6 17129600,0 -2060979,6 89,2 Средства федерального бюджета, передаваемые ФФОМС в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи 14995981,7 12350900,0 -2645081,7 82,4
Из данных, представленных в таблице 1 видно, что в2009 году по сравнению с 2008 годом доходы бюджета ФФОМС снизились на36058515,5 тысяч рублей или на 22,2%. Такое снижение доходов объясняетсяснижением поступлений Налогов на совокупный доход, Налогов, взимаемых в связи сприменением упрощенной системы налогообложения, налогов, взимаемых сналогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы,безвозмездных поступлений, средств федерального бюджета, передаваемые ФФОМС вцелях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинскогострахования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказаниягражданам РФ бесплатной медицинской помощи и других статей доходов.
Федеральный закон РФ от 25 ноября 2008 г. N 215-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год ина плановый период 2010 и 2011 годов» предусматривает утверждение бюджетаФедерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. по доходам в сумме 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов,получаемых из федерального бюджета в сумме 8 650 806,0 тыс. рублей; по расходам– 119 313 242,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты,предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 000,0тыс. рублей.
Увеличение поступлений единого социального налога всравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фондаобязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года,составил в 2009 году 88832 142,9 тыс. рублей, в 2010 году – 4 339,1 млн.рублей, или 3,5 % к утвержденному показателю.
Объем межбюджетныхтрансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельнымкатегориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинскойпомощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами,изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктамилечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей63 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 в (а редакции от 08.12.2010 г.) «Огосударственной социальной помощи» исходя из численности граждан, невоспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностьюили от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений,содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получениегосударственной социальной помощи.
2.2 Анализ расходовФФОМС
Согласно ФедеральногоЗакона «Об исполнении бюджета федерального фонда обязательного медицинскогострахования за 2008 год» [8] в 2008 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 168 706 056,3тыс. рублей. В 2009 году общий объем расходов бюджета Фонда составил 130 037389,3 тыс. рублей [9].
В таблице 2 представимструктуру расходов бюджета за 2008-2009 годы.
Таблица 2 – Структурарасходов бюджета ФФОМС за 2008-2009 годыНаименование показателя Кассовое исполнение по годам Изм., 2008-2009+/-
Темп роста, %
2009 к 2008 2008 2009 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 168706056,3 130037389,3 -38668667 77,07 Общегосударственные вопросы 755 516,6 567 649,7 -187 866,90 75,1 Международные отношения и международное сотрудничество 320,4 330,1 9,7 103,1 Международное сотрудничество 320,4 330,1 9,7 103,1 Международные культурные, научные и информационные связи 320,4 330,1 9,7 103,1 Органы управления государственных внебюджетных фондов 320,4 330,1 9,7 103,1 Другие общегосударственные вопросы 755 196,2 567 319,6 -187876,6 75,1 Руководство и управление в сфере установленных функций 755 196,2 567 319,6 -187876,6 75,1 Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов 227 291,3 257 571,9 30028,3 113,3 Органы управления государственных внебюджетных фондов 227 291,3 257 571,9 30028,3 113,3 Информатика 527 904,9 309 747,7 -218157,2 58,6 Органы управления государственных внебюджетных фондов 527 904,9 309 747,7 -218157,2 58,6 Образование 11 144,2 12 326,8 1182,6 110,6 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 11 144,2 12 326,8 1182,6 110,6 Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров 11 144,2 12 326,8 1182,6 110,6 Переподготовка и повышение квалификации кадров 11 144,2 12 326,8 1182,6 110,6 Органы управления государственных внебюджетных фондов 11 144,2 12 326,8 1182,6 110,6 Культура, кинематография и средства массовой информации 9 615,4 10 785,5 1170,1 112,2
Реализация государственных функций, связанных с
общегосударственным управлением 9 615,4 10 785,5 1170,1 112,2 Выполнение других обязательств государства 9 615,4 10 785,5 1170,1 112,2 Органы управления государственных внебюджетных фондов 9 615,4 10 785,5 1170,1 112,2 Здравоохранение, физическая культура и спорт 10 494,2 15 430,0 4935,8 147,03
Прикладные научные исследования в
области здравоохранения,
физической культуры и спорта 10 494,2 15 430,0 4935,8 147,03 Прикладные научные исследования и разработки 10 494,2 15 430,0 4935,8 147,03 Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам 10 494,2 15 430,0 4935,8 147,03 Межбюджетные трансферты 167919285,9 129431197,3 -38488088,6 77,1 Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 167919285,9 129431197,3 -38488088,6 77,1
Обеспечение расходов ФФОМС для последующего
направления межбюджетных трансфертов бюджетам
ТФОМС территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи 167919285,9 129431197,3 -38488088,6 77,1 Наименование показателя Кассовое исполнение по годам Изм., 2008-2009+/-
Темп роста, %
2009 к 2008 2008 2009 Прочие дотации – 12 350 900,0 12 350 900,0 – Социальная помощь 167919285,9 117080297,3 -50838988,6 69,7 Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3 538 700,0 3 822 570,0 283870 108,02 Фонд софинансирования 3 538 700,0 3 822 570,0 283870 108,02
Выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках
базовой программы обязательного медицинского страхования 71 279 396,2 91 643 420,8 20364024,6 128,5
Трансферты бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации 16 600 000,0 17 000 000,0 400000,0 102,4 Фонд компенсаций 20 996 951,9 1 790,1 -20995161,8 0,01
Из представленных втаблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2009 году сократил свои расходы на22,93%. В том числе за счет таких статей расходов, как:
– Общегосударственныевопросы – на 187 866,90 тысяч рублей;
– Информатика – на218157,2 тысяч рублей (Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовоеобеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательногомедицинского страхования);
– Органы управлениягосударственных внебюджетных фондов на 218157,2 тысяч рублей;
– Межбюджетныетрансферты — на -38488088,6 тысяч рублей.
Распределение дотаций избюджета ФОМС, направляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальныхпрограмм ОМС в рамках базовой программы ОМС в соответствующем году:
На 2008 год всего по РФ49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС врамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первомполугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средстваотдельным категориям граждан в 2007 году 8 000 млн. рублей. На 2009 год всегопо РФ 85 687,1 млн. рублей.
Распределениемежбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджетаи средств бюджета ФОМС в 2008 и 2009 годах бюджетам ТФОМС и бюджету Фондасоциального страхования РФ представлены в Приложениях 2,3.
В структуре расходов ФОМСна 2009 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счетсредств федерального бюджета:
На финансовое обеспечениеоказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части,предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиямимедицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питаниядля детей-инвалидов [18, c.111].
На финансовое обеспечениевыполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказаниягражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказаниеучреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичнуюмедико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемойврачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общейпрактики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых,врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики [14, c. 55].
На финансовое обеспечениепроведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышениекачества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат споэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование. По целевойстатье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарныхучреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГОСТРАХОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ
3.1Проблемы ФОМС ипути их решения
Основным способом решенияпроблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночнойэкономики является институт медицинского страхования.
Введение страховогомеханизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модельздравоохранения в виде обязательного медицинского страхования в начале 90-хгодов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны.В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила своюосновную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.
Не оправдались такженадежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повыситьэффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскимиорганизациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учрежденийздравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровнямпредоставления медицинской помощи и исключения дублирования. [16]
Опыт РФ, а такжемеждународный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, вчастности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения непозволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принциповорганизации финансирования здравоохранения. В результате за 20 лет вздравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставлениямедицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при сниженииотносительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами. [21]
Вялотекущий характерреформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимостиперехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинскойпомощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня иобъема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования.Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения приконсервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.
Поэтому реформированиеобязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только вконтексте системных изменений в здравоохранении.
В соответствии с ПосланиямиПрезидента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от19 апреля 2010 года необходимо осуществить завершение перехода к страховомупринципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся вобязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов взаконодательном регулировании [22, c. 38].
Структура органовуправления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органовуправления здравоохранения в системе органов государственной власти России,построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантийоказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемаяПравительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она являетсяосновой для утверждения территориальных программ государственных гарантийоказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программыобязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционномуположению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ исубъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системыобязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.
Доминирующим принципомформирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированностьдоходов и расходов. Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов нанужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средствпоступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней,средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактическиеучреждения за предоставленные медицинские услуги.
Сегодня, при внедренииновой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживаниянаселения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятыхорганизацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угрозаразрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то нистало нельзя допустить.
В России возникает такаяситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числабольных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяетсяне результатами, а более дорогими технологиями. Здесь имеется в виду принципоплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия иэкономической незаинтересованности в результате своего труда, через принцип«проработал больше — получил больше» надо приблизиться к принципу «сколькозаработал – столько и получил». В этом плане хорошо подходит глубоко продуманныйи проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения имедицинских работников по контракту [21].
Внедрение системымедицинского страхования наряду с бюджетным финансированием здравоохранениясоздает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированнойоплаты по качеству и количеству труда.
Следует также отметить,что внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечаетсянеоправданно большим разнообразием моделей страхования. Такое разнообразие формвнедрения ОМС объясняется, главным образом, недостаточностьюнормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий,отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланиемруководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.
Одна из наиболее острыхпроблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМСв систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансированияотрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф страховоговзноса в ФФОМС- 3,1% и 2% — в ТФОМС итого 5,1% от фонда оплаты труда — необеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населениюстраны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн. человек(60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды,безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи.Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно всвязи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение». Притаком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинскаяпомощь и социально значимые виды медицинской помощи.
Платежи на неработающеенаселение из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефицитусредств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чегонельзя допустить с учетом значительного роста заболеваний этого профиля. Особойпроблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качествамедицинской помощи [22, c. 37].
Министр здравоохранения исоциального развития РФ Т. Голикова 20 апреля 2010 года сделала следующиезаявление в СМИ: «Объем ФФОМС ориентировочно на 2011 год будет составлять220-230 миллиардов рублей. Но это все будет зависеть от экономическогопрогноза, поскольку страховые взносы берутся из фонда оплаты труда», — сказаламинистр. Ранее в ходе отчета перед депутатами о работе правительства РФ в 2010году, премьер Владимир Путин заявил о том, что в 2011 году в структуреФедерального фонда ОМС может появиться специальный резерв. Резервные средства втечение двух лет будут расходоваться на основе региональных программ помодернизации здравоохранения, а также на основе предложенийМинздравсоцразвития, региональных властей и Фонда обязательного медицинскогострахования, пояснил Путин. «Назначение резервного фонда в рамках ФОМС состоитв помощи», — пояснила Голикова. «В каждом регионе будут приняты свои программы.Это будет такая индивидуальная работа. Каждый губернатор должен будет принятьсвою программу, программу модернизации здравоохранения и на это будет выделенасоответствующая поддержка» [22, c. 36].
Резервный фонд ФОМСабудет обособлен и составлять 2%: ровно настолько будет увеличен страховой взносв этот внебюджетный фонд с 2011 года (с 3,1% до 5,1%). По словам Голиковой,региональные программы, которые будут финансироваться из резерва ФОМС, «будутносить, в основном, не финансовый, а содержательный характер, и в нем будутпрописаны конкретные изменения в системе здравоохранения каждого региона».
Актуальнейшей проблемойэтого направления является лицензирование и аккредитация медицинскихучреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающихдирективных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «Остандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д., предусматривающихорганизацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедурпроведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчаспроходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». МинздравмедпромомРоссии подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской ифармацевтической деятельности». Кроме того, готовится целый ряднормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования,как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема – это проблемадостоверности информации о поступлении и расходовании государственных средствсистемы ОМС. В настоящее время еще нет отработанной системы полученияобъективной и достоверной информации о поступлении и расходованиигосударственных средств системы ОМС. Функции государственных органов поконтролю за поступлением средств, формированием и использованием доходовсистемы ОМС должным образом не определены. Механизм формирования доходов системыОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезноморганизационном и методологическом совершенствовании.
Такое положениесвидетельствует о настоятельной необходимости введения системного анализафинансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля заформированием доходов фондов и правильным их использованием законодательнооказались должным образом не определены.
Кроме того, в условияхбюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страховоговзноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Онапотребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.
Таким образом, внастоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основныеусилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, атакже создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
Целью модернизации ОМСявляется обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организацийдля предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовойпрограммы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленнойцели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Обеспечениесбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлениюгарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
Обеспечение эффективныхмеханизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектамисистемы ОМС.
Устранение недостатков,накопившихся в системе за период ее существования.
Гармонизация правовых иорганизационно-экономических механизмов взаимодействия обязательногомедицинского страхования, здравоохранения и граждан.
Поэтому необходимо:
Исполнение Закона РФ «Омедицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФдолжно быть безусловным.
Утверждение программыгарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовойпрограммы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.
В связи с обеспеченностьюфинансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем поРоссии 40%, а в некоторых территориях — 10-20%, целесообразно рассмотретьвопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.
Разработать совместно сФедеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациямимеханизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ сцелью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделиямедицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населенияи защиты отечественных товаропроизводителей.
Утвердить:
Программу поэтапнойреализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» с определениемпорядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС.
Нормативно-методическиедокументы по переходу и оценке результатов работы органов и учрежденийздравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций иответственности субъектов медицинского страхования.
Систему подготовкимедицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.
Рекомендации поформированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения взависимости от объемов и качества труда.
При рассмотрениипредставленного проекта федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательногомедицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» вГосударственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации целесообразнодополнительно изучить вопросы в части [21]:
– обоснованностипланирования объемов отдельных видов расходов;
– своевременногопринятия нормативных правовых актов, предусматривающих механизмы реализацииотдельных положений законопроекта;
– приведения уставаФОМС в соответствие с фактически выполняемыми им задача ми и функциями.
Таким образом, проводимаясегодня в России реформа здравоохранения, введение ОМС предполагаетструктурную, инвестиционную, кадровую перестройку отрасли, направленную наповышение экономической и клинической эффективности ее функционирования,улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционныхправ населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.
3.2 Программа модернизации здравоохранения субъектов РоссийскойФедерации на 2011-2012 годы
Отдельного внимания требует Программа модернизацииздравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012 годах. Основаниемдля разработки программы стал Федеральный Закон «Об обязательном медицинскомстраховании в Российской Федерации» [10].
Основная цель даннойпрограммы заключается в улучшении качества и обеспечение доступностимедицинской помощи населению субъекта Российской Федерации посредствомдеятельности ФФОМС и ТФОМС.
Основные задачи,определенные Программой [23, c. 24]:
1. Укреплениематериально-технической базы медицинских учреждений.
2. Внедрение современныхинформационных систем в здравоохранение.
3. Внедрение стандартовоказания медицинской помощи.
В рамках поставленныхцелей выделены следующие мероприятия, которые планируется проводить с участиемсредств ФФОМС.
I. Укрепление материально-технической базы медицинскихучреждений
1. Реформированиеинфраструктуры здравоохранения и приведение ее в соответствие с численностью исоставом населения субъекта Российской Федерации, а также со структуройзаболеваемости и смертности на территории субъекта Российской Федерации, сети иструктуры учреждений здравоохранения с выходом на количество учрежденийздравоохранения субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденнойноменклатурой, включая медицинские организации иных форм собственности иведомственной принадлежности (в сравнении с действующей сетью).
2. Приведениематериально-технической базы указанных учреждений здравоохранения (включаязавершение строительства ранее начатых объектов, оснащение оборудованием,проведение текущего и капитального ремонта) в соответствие с требованиямипорядков оказания медицинской помощи.
II. Внедрение современныхинформационных систем в здравоохранение.
1. Персонифицированныйучет оказанных медицинских услуг, ведение электронной медицинской картыгражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными,а также внедрение систем электронного документооборота.
2. Ведение единогорегистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учрежденияи паспорта системы здравоохранения субъекта Российской Федерации.
III. Внедрение стандартов оказаниямедицинской помощи [23, c. 26].
1. Поэтапный переход коказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи,устанавливаемыми Минздравсоцразвития России.
2.Поэтапный переход к 2013 году к включению в тарифы на оплату медицинской помощиза счет ОМС расходов наоплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг посодержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом,оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудованиястоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
3. Обеспечениесбалансированности объемов медицинской помощи по видам и условиям ее оказания врамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданамРоссийской Федерации бесплатной медицинской помощи.
4. Обеспечениепотребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинскойпомощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам РоссийскойФедерации бесплатной медицинской помощи. Повышение уровня заработной платыврачей и среднего медицинского персонала.
5. Подготовка к включениюс 2013 года в территориальные программы обязательного медицинского страхованиядополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звеназдравоохранения и дополнительной диспансеризации работающих граждан,диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Повышение доступностии качества медицинской помощи неработающим пенсионерам.
Так же в данном разделепредставляется информация о мероприятиях по установлению дополнительныхгосударственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающимпенсионерам.
Объем средств на эти целиопределяется субъектом Российской Федерации исходя из численности неработающегонаселения (пенсионеров) по данным Пенсионного фонда Российской Федерации:
— для 2011 г. – по состоянию на 1 января 2010 г.;
— для 2012 г. – по состоянию на 1 января 2011 г [21].
Субъект РоссийскойФедерации вправе расширять набор мероприятий с учетом особенностей развитияздравоохранения региона.
Реализацияуказанного направления должна основываться на таких принципах охраны здоровьяграждан, как приоритет профилактических мер при оказании медицинской помощи,доступность медицинской помощи (уменьшение длительности ожидания полученияпациентами медицинских услуг, сроков ожидания плановой госпитализации, приемаврачей-специалистов) [23, c. 29].
Финансовое обеспечениемероприятий Программы, направленных на модернизацию здравоохранения,осуществляется в пределах выделенных средств Федерального фонда обязательногомедицинского страхования, предоставляемых в форме субсидий бюджетутерриториального фонда обязательного медицинского страхования на реализациюПрограммы, а также в рамках бюджетных ассигнований бюджета субъекта РоссийскойФедерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинскогострахования, выделенных на эти цели.
Средства, предоставленныена реализацию программ модернизации здравоохранения из бюджета Федеральногофонда обязательного медицинского страхования, направляются на совершенствованиеорганизации медицинской помощи по видам заболеваний, включенным в базовуюпрограмму обязательного медицинского страхования. В рамках видов медицинскойпомощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинскогострахования, финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется засчет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В целях реализациимероприятий по укреплению материально-технической базы учрежденийздравоохранения и внедрение современных информационных систем в здравоохранениеиз бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхованияпередаются межбюджетные трансферты в бюджет субъекта Российской Федерации.
Порядок расходованиясредств на реализацию мероприятий Программы устанавливается соответствующимнормативным актом субъекта Российской Федерации [23, c. 31].
Если механизм реализациимероприятий Программы предусматривает доведение бюджетных средствнепосредственно до организаций, в которых будут реализовываться мероприятия, вразделе должно содержаться описание порядка отбора организаций, которым можетбыть предоставлена поддержка на реализацию мероприятий с указанием основныхкритериев их отбора, сроков предоставления поддержки, механизмов определенияпотребности и объемов такой поддержки.
Если механизм реализациимероприятий Программы предусматривает доведение бюджетных средств муниципальнымбюджетам (когда исполнителями мероприятий являются органы местногосамоуправления) в разделе должно быть описание порядка отбора органов местногосамоуправления для предоставления субсидии на реализацию мероприятий Программы,указание на необходимость принятия нормативных правовых актов субъектаРоссийской Федерации, устанавливающих порядок доведения средств и ихиспользования.
Если механизм реализациимероприятий Программы предусматривает доведение бюджетных средств черезгосударственные учреждения здравоохранения, в разделе должно содержатьсяописание порядка и условия заключения соответствующих договоров междуучреждениями и исполнителями Мероприятий. Для получения субсидий из бюджетаФедерального фонда обязательного медицинского страхования на укреплениематериально-технической базы учреждений на цели:
– завершениястроительства ранее начатых объектов, а также осуществления капитальногоремонта – необходимо наличие утвержденной в установленном порядкепроектно-сметной документации;
– осуществлениятекущего ремонта – необходимо наличие утвержденной сметы;
– закупкиоборудования – необходимо наличие перечня оборудования по видам с указаниемориентировочных цен приобретения.
Для повышения контроля заходом реализации Программы Уполномоченный орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий Программы,ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, долженпредставлять в Министерство здравоохранения и социального развития РоссийскойФедерации отчет о реализации мероприятий Программы, а также о расходах бюджетасубъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательногомедицинского страхования по установленной форме.
Эффективность Программыоценивается на основе анализа достижения целевых значений показателейрезультативности, установленных паспортом Программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Медицинское страхование вРФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательноемедицинское страхование выступает как составная часть государственнойсоциальной поддержки населения.
Обязательное медицинскоестрахование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получениимедицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средствобязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующихпрограммам обязательного медицинского страхования.
Фонд обязательногомедицинского страхования является самостоятельным государственнымнекоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим своюдеятельность на правах юридического лица в соответствии с действующимзаконодательством РФ.
Федеральный фондобязательного медицинского страхования создан в 1991 г. в соответствии с Законом «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28.06.1991г,который с течением времени претерпел значительные изменения. В законеопределены правовые, экономические и организационные основы медицинскогострахования населения РФ. Закон направлен на усиление заинтересованности иответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций вохране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечиваетконституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Цель Закона –гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получениемедицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактическиемероприятия.
Структура органовуправления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органовуправления здравоохранения в системе органов государственной власти России,построенной на принципах федерализма. Программа государственных гарантийоказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая ПравительствомРФ, содержит виды и объемы медицинской помощи. Она является основой дляутверждения территориальных программ государственных гарантий оказаниягражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программыобязательного медицинского страхования. Это соответствует конституционномуположению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ исубъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системыобязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.
Средства ФОМС составляютсущественную часть источников финансирования здравоохранения. Во всехэкономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяетсясамое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкалеценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растутсами затраты на здравоохранение, так как с появлением новых болезней и поискомметодов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы ипрофилактических мероприятий; в-третьих, прогресс медицинской науки невозможенбез затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров.
Финансовые ресурсы,предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фондобязательного медицинского страхования, который предназначен для финансированиястраховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии сдоговорами обязательного медицинского страхования. Финансовые средства ФОМСнаходятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных ирегиональных бюджетов.
ФОМС формируется за счет:отчислений от единого социального налога; отчислений от ЕСН по упрощеннойсистеме налогообложения; отчислений от сельхозналога; отчислений от единогоналога на вмененный доход; добровольных взносов юридических и физических лиц; атакже за счет доходов от использования временно свободных финансовых средствфондов.
В настоящее время системаОМС сталкивается на пути своего развития с большим числом проблем, связанныхкак с внешними, так и с внутренними факторами. Проблемы, существующие привведении ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, ноиногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения.
Предусматриваетсяреализация следующих мероприятий: повышение эффективности функционированиясистемы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи;улучшение состояния здоровья детей и матерей; обеспечение качественными ибезопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждениеболезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. КонституцияРоссийской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г// РГ. –1993. — №237.
2. ГражданскийКодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм.27.07.2010 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 12 .- Ст. 2110.
3. ГражданскийКодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм.27.07.2010 г.// Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 24.- Ст. 1210.
4. Об основахобязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. №165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2010г.
5. О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1в ред. от 24.07.2009 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2011г.
6. О бюджетеФедерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и наплановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 21.07. 2007 г. N 184-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «КонсультантПлюс». – Послед. обновление 12.01.2011г.
7. О внесенииизменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательногомедицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральныйзакон РФ от 23.11. 2007 г. N 265-ФЗ// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2011г.
8. Об исполнениибюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2008 год:Федеральный закон РФ от 27.12.2009 г. № 372-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2011г.
9. Об исполнениибюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год:Федеральный закон РФ от 04.10.2010 г. г. № 256-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 12.01.2011г.
10. Об обязательном медицинскомстраховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 19.11.2010): Федеральныйзакон от 29.11.2010 N 326-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2011г.
11. Заключение Счетной палаты Российской Федерации напроект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинскогострахования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» по направлениюдеятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходовфедерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в областиздравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственныхвнебюджетных фондов// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление12.01.2011г.
12. Что должен знать страхователь обобязательном медицинском страховании. / Под ред. проф. И.В. Полякова и канд.мед. наук В.В. Гришина.- М., 2008.- 197с.
13. Анисимов В.И. Правовые иорганизационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС/В.И. Анисимов// Российский Экономический журнал. 2009. — № 3. — С.26 – 32.
14. Акерман С.Г., Визерс С. и др.Добровольное медицинское страхование. — М.: Российский юридический издательскийдом.2007.-С.57-60.
15. А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В.Караваева (и др.); под ред. А. И. Архипова, И. А. Погосова. – Финансы-учеб./М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-160 с.
16. Бутова В.Г. Экономическое обоснованиестраховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию/ В.Г. Бутова//Финансы. – 2009. — № 1. — С.38–51.
17. Бородин А.Ф. О медицинском страхованиив России/ А.Ф. Бородин// Финансы. – 2008. — № 12. – С. 42-52.
18. Гехт И.А. О некоторых проблемахвнедрения медицинского страхования/ И.А. Гехт // Здравоохранение РФ. – 2008. — №4. – С. 54-59.
19. Гришин В.В. Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования/ В.В. Гришин // Здравоохрание РФ. – 2009. — №4. – С.47-51.
20. Гришин В.В. Обязательное медицинскоестрахование. Первые шаги/ В.В. Гришин // Экономика и жизнь. – 2007. — № 41. — С.14.
21. Гришин В.В. Обязательное медицинскоестрахование: состояние, анализ, пути развития/ В.В. Гришин// Экономика и жизнь.– 2009. — № 3. — С. 15.
22. Дрошнев В.В. Обязательное медицинскоестрахование в России. — М.: „Анкил“, 2008. – С.60
23. Загородников С. В. Финансы и кредит:учеб. пособие / С. В. Загородников.- 2-е изд., — Москва: Издательство «ОМЕГА — Л», 2008.-С.136-143.
24. Мамедов А.А. Финансово-правовоерегулирование страховой деятельности (проблемы и перспективы).-М.: ИД«Юриспруденция».- 2009.- С.15-19.
25. Маршалова А.С., Улавнова Н.К.Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинскогострахования / А.С. Маршалова, Н.К. Улавнова//. Регион. – 2008. — № 2. -С.107-118.
26. Нешитой А.С. «Бюджетная система РФ»учебник — 5 изд., исп. и доп. — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»2007.- 308с.
27. Стародубцев В.И., Савельева Е.Н.Особенности медицинского страхования в современной России/ В.И. Стародубцев,Е.Н. Савельева. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 189 с.
28. Официальный сайт Федерального фондаобязательного медицинского страхования Российской Федерации: www.ffoms.ru/oms.htm
29. Папырина Г. Финансирование здравоохранения// Медицинская газета № 73, 2009г.-17с.
30. Чулюков Ю.В. Обязательное медицинскоестрахование в России: прогноз на 2011-2012 годы/ Ю.В. Чулюков// Обязательноемедицинское страхование в Российской Федерации. – 2010. — № 6. – С. 34-51.
31. Янина И.А. Программа модернизацииздравоохранения РФ: проблемы и пути решения/И.А. Янина// Обязательноемедицинское страхование в Российской Федерации. – 2009. — № 3. – С. 22-36.
Приложение1
Принципы обязательногомедицинского страхования и их сущностьПринцип Сущность принципа Всеобщность Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства и уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования. Государственность Средства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, ими управляют Федеральный и территориальный фонды ОМС, Специализированные страховые медицинские организации. Государство выступает непосредственным страхователем для неработающего населения и осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств обязательного медицинского страхования, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами. Некоммерческий характер Вся получаемая прибыль от операций по ОМС направляется на пополнение финансовых резервов системы обязательного медицинского страхования. Обязательность Местные органы исполнительной власти и юридические лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС и в определенном порядке, а также несут экономическую ответственность за нарушение условий платежей в форме пени и/или штрафа.
Приложение2
Распределениемежбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджетаи средств бюджета ФОМС в 2008 году бюджетам ТФОМС и бюджету Фонда социальногострахования РФ (млн.рублей)Наименование межбюджетных трансфертов Сумма
Межбюджетные трансферты
в том числе
за счет средств федерального бюджета: 45 674,4 оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) 3 538,7 реализация мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 15 000 проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 306,6 проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4 000 финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) 22 829,1 за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования: выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 49 823,3 нормированный страховой запас Федерального фонда обязательного медицинского страхования 10 340,1 оплата медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни 16 600
Приложение 3
Распределениемежбюджетных трансфертов, предоставляемых за счет средств федерального бюджетаи средств бюджета ФОМС в 2009 году бюджетам ТФОМС и бюджету Фонда социальногострахования РФ (тыс.рублей) (тыс. рублей)
┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Наименование показателя │Кассовое исполнение│
└─────────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
Межбюджетные трансферты, всего 129 431 197,3
в том числе:
за счет средств федерального бюджета: 20 787 776,5
обязательное медицинское страхование
неработающего населения (детей) 3 822 570,0
проведение диспансеризации пребывающих в
стационарных учреждениях детей-сирот и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации 823 626,2
проведение дополнительной диспансеризации
работающих граждан 3 788 890,2
реализация территориальных программ
государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи 12 350 900,0
оказание дополнительной бесплатной медицинской
помощи, оказываемой врачами-терапевтами
участковыми, врачами-педиатрами участковыми,
врачами общей практики (семейными врачами),
медицинскими сестрами участковыми врачей-
терапевтов участковых, врачей педиатров
участковых, медицинскими сестрами врачей общей
практики (семейных врачей) 1 790,1
за счет средств Федерального фонда обязательного
медицинского страхования: 108 643 420,8
оплата медицинской помощи женщинам в период
беременности, родов и в послеродовом периоде, а
также диспансерного наблюдения ребенка в течение
первого года жизни 17 000 000,0
выполнение территориальной программы
обязательного медицинского страхования в рамках
базовой программы обязательного медицинского
страхования 91 643 420,8