Управленческий анализ затрат на производство продукции в отраслях АПК

Содержание
 
Вопрос 7. Как проводится анализ общейсуммы затрат на производство сельскохозяйственной продукции?
Вопрос 27. По каким показателям и какпроводится анализ объемов производства и себестоимости продукции пчеловодства?
Вопрос 47. Приведите примермаржинального анализа затрат при обосновании управленческого решения о выборе илизамене производственного оборудования
Список использованной литературы
Вопрос 7. Как проводитсяанализ общей суммы затрат на производство сельскохозяйственной продукции?
Общая сумма затрат напроизводство продукции может меняться в зависимости от объема произведеннойпродукции, структурной характеристики, переменных затрат на 1 ед. продукции исумм постоянных расходов.
При смене объемовпроизведенной продукции увеличиваются переменные расходы (сдельная заработная платапроизводственных рабочих, прямые материальные затраты и услуги), постоянные расходы(амортизация, арендная плата, повременная заработная плата рабочих иадминистративно-управленческого персонала), но остаются постоянными в краткосрочномпериоде (при условии сохранения прежней производительной мощности предприятия).
При определениисебестоимости часть основных затрат можно отнести на конкретную культуру иливид животных. К ним относятся затраты на оплату труда, стоимость горючего,смазочных материалов, семян, кормов, подстилки, удобрений, средств защитырастений и животных, другие расходы, связанные с конкретным объектомкалькуляции. Расходы, которые невозможно прямо включить в себестоимостьопределенного вида продукции распределяются косвенным путем, то естьпропорционально тому или иному признаку.
При систематическомконтроле затрат на производство в течении года можно вовремя выявить причиныотклонений от плановых показателей и принять необходимые меры для экономиирасхода материально-денежных средств.
На себестоимость 1 ед. продукции влияет затраты наобработку земли, уход за растениями, применение удобрений, уборка урожая и т.п.расходов, и количество продукции, собранной с 1 ед. земли. Так можно определитьстепень влияние производственных затрат на конечные рез-т производства.
Инструкция по калькуляции предусматривает, что прямыезатраты делятся на уборочные и доуборочные, это помогает правильно определитьвлияние затрат на себестоимость продукции.
Целесообразно проведение корректировки плановых затратпо статьям калькуляции. Если какие-то работы не были выполнены, то надопроизвести корректировку величины плановых затрат на 1га посева необходимой культурыи выяснить наличие изменений затрат по статьям.
При выяснении влияния затрат на 1га посева и наурожайность себестоимости 1 ед. продукции, можно использовать метод цепныхподстановок, индексный метод и вычисление разницы.
Общие затраты сельскохозяйственной продукциивычисляются по окончании года. На его протяжении можно систематическиконтролировать затраты,
По данным отчетов бригад,техническим картам и из первичных документов можно контролировать прямыезатраты, к которым относят зарплату, горюче-смазочные материалы, семена,удобрения, работы вспомогательного производства.
Размеры экономии иперерасхода затрат га 1 гектар посевных площадей зависит от объемов, видовкультуры и фактических затрат на 1ед. работы.
Затраты, которыеформируют себестоимость продукции (работ, услуг), группируют в соответствии сих экономическим содержанием по следующим элементам:
–      материальныезатраты;
–      затраты на оплатутруда;
–      отчисления насоциальные нужды;
–      амортизацияосновных фондов;
–      прочие затраты.
Организация трудаявляется неотъемлемой причиной разного уровня себестоимости продукции. Принизком уровне организации труда хуже используются трудовые ресурсы, техника,корма, удобрения, и т.д., из-за чего происходит перерасход на единицу продукции.Внедрение более прогрессивных форм организации труда позволит наиболее полно и рациональноиспользовать ресурсный потенциал, это существенно повлияет на себестоимость продукции.При повышении затрат на продуктивный скот, увеличится себестоимость продукции.Вопрос 27. По какимпоказателям и как проводится анализ объемов производства и себестоимостипродукции пчеловодства?
Пчеловодствоявляется важной отраслью сельского хозяйства, дающей 1/10 его валовойпродукции. Пчеловодство обеспечивает население продуктами питания (медом) исырьем – пищевую (воском.) промышленность. Пчеловодство является важной сферойприложения труда и создания рабочих мест.
Прианализе пчеловодства определяются следующие задачи:
1.        осуществитьсистематический контроль выполнения плана производства меда в каждом хозяйстве;
2.        определитьвлияние факторов на объем производства меда;
3.        выявитьвнутрихозяйственные резервы увеличения производства продукции;
4.        оценитьдеятельность хозяйства по использованию возможностей увеличения производства медас учетом объективных и субъективных факторов;
5.        разработатьмероприятия по освоению выявленных резервов увеличения производства меда.
Каквидно, экономический анализ выполняет очень важные функции в системе управленияпроизводством и имеет исключительно важное значение в процессе выявлениярезервов увеличения производства продукции. От того, насколько глубоко ивсесторонне сделан анализ производства продукции, зависят оценка деятельностихозяйства по использованию имеющихся возможностей увеличения производствапродукции, а также полнота и реальность выявленных резервов и как результатэтого – дальнейшее увеличение производства продукции, снижение еесебестоимости, рост прибыли, рентабельности и т.д.
Продукцияпчеловодства неоднородна. Ее можно подразделить на 2 вида:
1.        полученнаяпри хозяйственном использовании животных (мед, воск);
2.        полученнаяв результате выращивания скота (увеличение количества пчел).
Анализпроизводства продукции пчеловодства начинают с изучения динамики за 5 летосновных показателей, характеризующих развитие отрасли. При этом, динамикуобъема производства отдельных видов продукции следует изучать параллельно сдинамикой среднегодового поголовья и продуктивности соответствующих пчел.Качественные показатели анализируемого хозяйства необходимо сравнивать с аналогичнымиданными передового и средними по хозяйствам районам. Такое сравнение обеспечитвозможность объективной оценки достигнутого уровня развития пчеловодства ванализируемом хозяйстве.
Наследующем этапе необходимо определить о дать оценку степени выполнения плана производствакаждого вида продукции и валовой продукции пчеловодства по хозяйству в целом.
Показателями,характеризующими развитие отрасли являются:
·          объемыпроизводства различных видов продукции (в натуральном выражении);
·          стоимостьпродукции животноводства на 100 га сельскохозяйственных угодий;
·          продуктивностьпчел;
·          затратыи производительность труда по отраслям, фермам;
·          себестоимостьпродукции пчеловодства;
·          рентабельностьпроизводства продукции пчеловодства, исчисляемая как отношение прибыли ктекущим производственным затратам (полной себестоимости) в процентах. Этотпоказатель характеризует экономическую эффективность текущих затрат, степень ихокупаемости;
·          нормаприбыли, или рентабельность капитала, — отношение прибыли, полученной в пчеловодстве,к стоимости основных и оборотных фондов, используемых в отраслях пчеловодства (впроцентах);
·          размерприбыли в расчете на одну пчелу и на один килограмм продукции.Вопрос 47. Приведитепример маржинального анализа затрат при обосновании управленческого решения овыборе или замене производственного оборудования
Предприятиекак самостоятельный хозяйствующий субъект несет экономическую ответственностьза результаты производственно-хозяйственной деятельности перед совладельцами,работниками и инвесторами. Что бы управлять финансовыми результатами, необходимопровести системный анализ формирования, расходования, распределения ииспользования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Этоопределяет роль и значение анализа в принятии управленческих решений.
Маржинальныйанализ применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Данный методуправленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействие доходу,который был предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахомпод названием графика критического объема производства.
Однимиз мощных инструментов решения большого класса управленческих задач являетсяанализ безубыточности производства.
Спомощью маржинального анализа можно обосновать: целесообразность увеличенияпроизводственной мощности, выбор оптимального объема оборудования, оптимизациювыбора между собственным производством и приобретением комплектующих, деталей,запчастей и т.д., выбор оптимального решения с учетом ограничений ресурсов,обоснование варианта технологии производства.
Принимаемыерешения, относительно цен, затрат, объемов и структуры реализуемой продукцииотражается на финансовых результатах предприятия.
Маржинальныйанализ является эффективнейшим средством планирования и прогнозирования функционированияпредприятий. Помогает выявить оптимальные пропорции среди переменных и постоянныхзатрати, ценами и объемами реализации, дает более широкую оценку финансовых результатови точнее обосновывает производственные решения.
Увеличениеприбыли можно добиться увеличив величину маржинального дохода (увеличениеобъема реализации и снижение уровня постоянных затрат; снизить цену и увеличитьобъем реализации).
Маржинальныйанализ отвечает на следующие управленческие вопросы:
— Чтобыне были понесены убытки – какой должен быть объем продаж?
— Какснизить цены при повышении объема, чтобы прибыль оставалась на том же уровне?
— Какаямаксимальная величина затрат на материалы, для выгодного производства продукции?
Анализбезубыточности является одним из наиболее важных направлений финансовогоанализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также приформировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлениицен и разработке эффективной ценовой политики.
Задачимаржинального анализа:
1 оценитьтекущую платежеспособность предприятия, возможность своевременно погаситькраткосрочные обязательства.
2 оценитьфинансовую устойчивость, т.е. возможности погашения долгосрочных кредитов, наличиеубытков без риска полной потери собственных вложений.
3 оценитьэффективность управления имуществом и заёмным капиталом.
4 оценитьприбыльности от производственной и финансовой деятельности.
5 проанализироватьэффективность использования имущества.
6 оценитьрискованность деятельности фирм.
7оценить возможности фирм в условиях ухудшения условий деятельности.
Болееточные результаты расчетов и на этой основе выбор оптимального вариантауправленческого решения из имеющихся альтернатив, можно получить на основанииделения затрат на постоянные и переменные и использования критических ипредельных величин. Использование методики маржинального анализа на практическойработе фирмы может содействовать более эффективнейшему управлению процессомформирования затрат и фин. результатов деятельности.
Таблица1. Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом попредприятиюВид продукции Объём продаж, шт. Структура продаж Цена, тыс. руб. Переменные затраты за изделие, тыс. руб. Пост. затраты на весь объём продаж, тыс. руб.
Базисн.
период
Отчёт.
период
Базис.
период
Отчёт.
период
Баз
период
Отч.
период
Базис.
период
Отчёт.
период
Базис.
период
Отчёт.
период Оборудование №1 27655 31870 0,74 0,79 0,022 0,024 0,014 0,012 111,8 187,2 Оборудование №2 10370 8756 0,26 0,21 0,017 0,019 0,012 0,009 31,2 37,5 Итого 38025 40626 1 1 – – – – 143 224,7
P0= 31870*0,74 (0,022-0,014)+38025*0,26(0,017-0,012)-143= 95.10тыс. руб.
Pусл1 = 40626*0.74 (0.022-0.014)+ 40626*0.26(0.017-0.012)-143= 150.31тыс. руб.
Pусл2 = 40626* 0.79 (0.022-0.014)+ 40626*0.21(0.017-0.012)-143 =156.41 тыс. руб.
Pусл3 = 40626* 0.79 (0.024-0.014)+ 40626*0.21(0.019-0.012)-143 =237.66 тыс. руб.
Pусл4 = 40626* 0.79(0.024-0.012)+ 40626*0.21(0.019-0.009)-143 = 327.44тыс. руб.
P1 = 40626* 0.79(0.024-0.012)+ 40626*0.21(0.019-0.009)-224.7= 245.74 тыс. руб.
PQобщ = Pусл1 — P0= 150.31-95.10=55.21тыс. руб.
Pстр = Pусл2 — P усл1 = 156.41-150.31=6.1 тыс. руб.
P = Pусл3 — P усл2 = 237.66 — 156.41=81.25 тыс. руб.
P = Pусл4 — P усл3 = 327.44 -237.66 =89.78тыс. руб.
P Спост = P1 — P усл4 = 245.74 -327.44= -81.7 тыс. руб.
P общ = P1 — P0= 245.74 — 95.10= 150.64 тыс. руб.
Вывод:
Приувеличениеи объёма производства увеличилась прибыль на 55.21 тыс. руб.;
Приизменении структуры выпускаемой продукции (увеличение доли оборудования №1)прибыль увеличилась на 6.1 тыс. руб.;
— При сниженииудельных переменных затрат, произошло увеличение прибыли на 89.78 тыс. руб.;
— Приувеличении постоянных затрат, снизилась прибыль на 81.7 тыс. руб.
Такимобразом, использование методик маржинального дохода позволяет более правильнопроанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболееоптимального и получить более точные результаты расчётов.
Внедрениеэтой методики в практику работы предприятий будет способствовать болееэффективному управлению процессом формирования прибыли.

Списокиспользованной литературы
1.     Анализ финансовойотчетности. Издание 4. Ефимова О.В., Мельник М.В., Бородина Е.И. — Издательство: Омега-Л -451 стр., 2008 г.
2.     Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е издание, дополненноеи переработанное. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 416 с.
3.     Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд. 2-е, перераб. идоп.: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – 368 с.
4.     Бланк И. А.Финансовый менеджмент: Учеб. курс для вузов. Изд. 2 — К.: Эльга, 2005г., стр.656
5.     Бердникова Т.Б.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебноепособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215 с. – (Высшее образование)
6.     Буевич С.Ю.Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учебное пособие / С.Ю.Буевич, О.Г. Королёв. – 2-е издание. – М.: КНОРУС, 2005. – 160с.
7.     Донцова Л.В.,Никифорова Н.А., Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – 2-е издание.– М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 336 с.
8.     Дыбаль С. В…Финансовый анализ: теория и практика. Учебное пособие. Издательство:Бизнес-пресса/Год: 2004, 304 стр.
9.     Комплексныйэкономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Л.Т. Гиляровская. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 360 с.
10.   Калина А.В.,Конева М.И., Ященко В.А. Современный экономический анализ и прогнозирование(микро- и макроуровни): Учебно-методическое пособие. – 3-е издание, переработанноеи дополненное. – К.: МАУП, 2003. – 416 с.
11.   Пивоваров К.В.Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческихорганизаций. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К۫», 2003. – 120 с.
12.   Савицкая Г.В.Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. – 11-е издание, исправленное идополненное. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с.
13.   Шеремет А. Д.Комплексный анализ хозяйственно. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415с —(Высшееобразование).
14.    Экономический анализ: Учебник длявузов. 2-е изд., переработанное и дополненное/ А. Гинзбург. — Издательство: Питер »-528 стр., 2008 г.