ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ
§1. Факторы, влияющие на развитиеличности
§2. Биологические факторы.Наследственность
§3. Социальные факторы. Среда
3.1 Социализация
3.2 Идентификация, как один измеханизмов социализации
§4. Психологические характеристики личности
4.1 Социально психологическиехарактеристики личности
4.2 Мотивация поведения личности
4.3 Психологические установки
4.4 Ценностные ориентации, интересы,идеалы
§5. Социальные факторы. Воспитание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как происходитстановление личности, как она развивается, как из «неличности» или «ешенеличности» рождается личность. Младенец, очевидно,/>личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошелэтот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеетпостепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы статьличностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носитчисто случайный характер?
Социальноепроисхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненныйпуть индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержаниеммировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностногокачества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов:социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей;особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта(большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальноеположение семьи его собственное социальное положение и вид занятий (школьник,учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда – необходимостьизучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии,психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.[1]
Предметом данногоисследования является выявление факторов влияющих на развитие личности. Слово«личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишьс некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного»,понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнегоребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность неесть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоениеличности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоениеиндивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, норазные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленнаягенотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительнопоздний продукт социально – исторического и онтогенетического развитиячеловека.
Целью работы являетсяопределение сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности;составление общего представления о социологическом понятии «личность»;раскрытие социологических концепций развития личности и др.
Задачами являются: необходимостьустановления факторов, влияющих на развитие личности и исследовать ихсоциальную природу; нужно понять те факторы, которые влияют в большей илименьшей степени на личность, на ее развитие.
личностьразвитие поведение воспитание
«Мы постоянно узнаем осебе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше незнали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступилконец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, тодругое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остаетсячасть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнемунаходится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя табудущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто онапока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личностьне видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания.Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем,какими станем!»
К.Г. Юнг
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ
Стольже необходимы для социологии, как анализ структуры общества и социальныхинститутов, является учение о личности.
Говоряо человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле,и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое идуховное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее«социологичной» будет характеристика человека как продукта в субъектаобщественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.
Можетсложиться впечатление, что социологическая характеристика личности мало чемотличается от психологической, тем более социально-психологической.Действительно, между ними есть немало общего. Да по-другому и быть не может:ведь, речь идет об одном и том же объекте — личности. Можно ли конкретноисследовать личность, если не иметь в виду ее ценностные ориентации, мотивыповедения, интересы? Думаем, что вопрос звучит риторически. В чем же тогдаспецифика социологического подхода?
Вотличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигаетсяиндивидуальное в личности, социологов интересует социально типическое,характеризующее ее включенность в общество, социальные группы, организации иинституты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия вэкономической жизни, то есть его внимание обращено на трудовую деятельностьчеловека (интерес к труду, его содержанию, характеру, результату, установка натруд и т.д.). С точки зрения политической жизни социологию интересует преждевсего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолограссматривает сквозь призму культуры (хотя в иных случаях последняя выступаеткак «мерило» личности). Все это, составляет условия бытия личности в обществе.
В повседневном инаучном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид»,«индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен илимежду ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются каксинонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружитьсущественные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивидпонимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представительчеловеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый,конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающиходного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях– биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной(«надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируетсясоциальное начало.
Индивидвсегда является членом определенной социальной общности (осознает он это илинет), что не отменяет его индивидуальности.
Каждойчеловек — индивид, имеющий свое особое «лицо». С этим термином исвязано понятие личности (сравните древнерусское слово личина маска). Индивидявляется личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными,в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции,реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтомупонятие личности и по своей природе, и по сути, и по характеру представляетсянам прежде всего социологическим, в отличие от понятий «человек» и«индивид», имеющих социально-философский смысл.
Укаждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведениясоциальные установки, интересы и т.д. Но лишь выявляя среди них типичные, характерныедля большинства групп людей, можно обнаружить действия определенных тенденций,наличие закономерностей, что в свою очередь позволит социологу сделать те илииные умозаключения и выдать рекомендации как теоретического так и практическогохарактера.
Каждая личностьобладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ееструктуру[2].
Говоря о личности, чащевсего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кромепонятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий:человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия частоупотребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.
Понимание личности каксоциального явления было подробно обосновано еще Марксом, который указывал, что«сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ееабстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Это понимание лежитв основе почти всех работ советской психологической школы, начиная с Л.С.Выготского и В.М. Бехтерева. «В качестве собственно личностных свойств из всегомногообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливаютобщественно значимое поведение или деятельность человека, писал С.Л.Рубинштейн. — Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач,которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступкилюдей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношениячеловека к другим людям), и способности человека, то есть свойства, делающие егопригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».
Согласно Л.С.Выготскому и его последователям, инт-рапсихологические процессы, т. е.внутренние процессы человеческой психики, складываются на основеинтерпсихологических, т. е. межличностных, социальных процессов. Главныймеханизм развития психики человека — это усвоение социальных, историческисложившихся видов и форм деятельности. Эти усвоенные формы деятельности,системы знаков и т. п. преобразуются далее во внутренние процессы личности.Таким образом, «внешнее» (по отношению к данному индивиду) и его «внутренняя»природа оказываются связанными как генетически, так и функционально.
Ни социология, нипсихология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленноизучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса осоотношении личности и общества.
Общество и личность нетождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают какпротивоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моейдеятельности, а личное — как то, что принадлежит только мне и отличает меня отдругих. Процесс приобщения индивида к социальному опыту тоже выступает какдвусторонний процесс: «либо человек овладевает готовым, заранее даннымстандартом общественного сознания («обучение»), либо те или иные идеи человека становятсяобщим достоянием, т.е. в некотором смысле общественным стандартом(«творчество»). Так или иначе, в этом опыте сознание индивида противостоитобщественному сознанию как чему-то внешнему».
Личность — особоесистемное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей.Личностью можно стать среди других людей. Личность — системное состояние,включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе.
Отсюда вопрос о структуреличности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) ивысшие — дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховнымисверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни — приближение к богу,спасение через духовный опыт.
З. Фрейд, стоя наестественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы:
Предлагаемая модельличности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся междусобой в определенных соотношениях. Это «Оно» (Id), т.е. глубинный уровеньбессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональныхпсихических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основадеятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своимисобственными законами. «Оно» является единственным источником психическойэнергии и руководствуется только принципом удовольствия.
Но, понятно, чтобезоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, неучитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому впроцессе эволюции у человека появляется «Я» (Ego) как сознательное начало,действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника междуиррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческогосообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного«Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец,«Сверх-Я (Super-Ego)» — это внутриличностная совесть, т.е. инстанция,олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себеинтернализованные индивидом «родительские образы», моральные запретыи нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенкавзрослых. В определенном смысле — это результат «дрессировки»индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура,которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления ижелания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальностиконкретного общества. В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью,внутренним элементом личности. Согласно Фрейду, «Сверх-Я» является «наследникомЭдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» исамых важных судеб его»[3].
Родовая сущностьчеловека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявлениеособенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражениев персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек какпредставитель рода или общества, есть индивид — элементарная часть,определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же онпредставляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно лиговорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только емуприсущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма,который стремился развести понятия «человек» и «личность».
Обычновсе философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек естьодновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческийиндивидуум и личность — это не два разных существа человека, а как бы дверазные его силы, два качествования. В этой связи понятия «человек» и «личность»рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек — родовое, общее, а личность — единичное, особое, индивидуальное начало, котороепробивается через родовой тип. Можно ли оперировать понятием«личность» на основе противопоставления индивидуального (единичного)и общественного (общего)?
Вответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия«личность» в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того,какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности(определении) человека.
Так,скажем, в натуралистических школах социально-философской антропологии самогопонятия «личность» как целостного, единственного и неповторимогообразования человека просто не существует. У человека в течение всей жизнипреобладает то, что свойственно его природе; этим обусловлена неизменнаяопределенность образа жизни. Любой человек здесь предстает или как проявлениенадындивидуальной родовой основы — поведенческо-генетической программы, гдеосновными ориентациями жизнедеятельности являются общие для всех инстинктывыживания, или как строго индивидуальный биологический организм, который неможет отрешить себя от своего тела.
Теологическиепринципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие имустановки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личностичеловека нет, если нет того горнего мира, к которому она должна восходить.Именно поэтому, считает он, быть личностью — это быть индивидуальностью, азначит — определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полнотусвоего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественнойжизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, аисключительно только по духу. В этом внутреннем отношении личность черпает силыдля свободного отношения к миру, а поэтому она — универсум виндивидуально-неповторимой форме, независимое целое, высшая ценность. Ничто неможет вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности, наделеннойправом и долгом защищать свою духовную свободу от других людей, общества,государства.
Еслидля Н.А. Бердяева личность — целостна и являет собой абсолютное единство инезависимость, то у Л.П. Карсавина личность может быть определена лишь вотношении к высшим личностям — коллективам, частью, органом которых онаявляется. Иначе говоря, для Л.П. Карсавина «я» есть индивидуациявысших, то есть имеющих надындивидуальный объем, социальных личностей — семьи,народа, церкви, человечества.
Такимобразом, в философии Л.П. Карсавина личность рассматривается с позиции холизма- примата целого над частями. Для этой философии характерно господствоколлективного начала надындивидуальным, поскольку, как считает Л.П. Карсавин,всякая личность всегда живет в социальной общности, а поэтому должна жить ееинтересами, осознавать свою ответственность за нее.
Особоевнимание в русской религиозной философии уделяется вопросу развития личности.Так, Н.О. Лосский считает, что весь мир состоит из личностей действительных иличностей потенциальных. С точки зрения Н.О. Лосского, развитие личностипредставляет собой эволюционный процесс, предполагающий переход отпотенциальной, воплощающей в себе образ Божий, к действительной личности — подобию Божьему. Подобие Божие — это цель развития всякой личности, и эта цельдостигается, по Н.О. Лосскому, собственными свободными усилиями личности, чтосоставляет подвиг ее самой.
Отмечая,что человек существо несовершенное, Н.О. Лосский утверждает, что полной реализациисвоей индивидуальности личность достигает только в Царстве Божьем. Расстояниемежду земным человеком и абсолютно совершенной личностью чрезвычайно велико. Ондолжен пройти много разных, все более и более усложняющихся ступеней жизни напути в Царство Божие — душа семьи, душа некой социальной группы, душа нации
Несмотряна некоторое несовпадение взглядов о человеческой личности и ее развитии,русская религиозно-философская мысль едина в том, что духовность, как такоесостояние, когда нравственный закон внутри человека сильнее давления каких быто ни было внешних обстоятельств — определяющее свойство личности. Несомненно,данное свойство имеет существенное значение для понимания личности человека,особенностей ее существования и развития и его нельзя не учитывать в выявленииее природы.
Марксизмвсячески подчеркивает, что все личности так или иначе, в той или иной степенисубъекты деятельности — труда, познания, общения, поскольку любой человекреализует определенные цели, осуществляет жизненные потребности. Однаколичность выступает субъектом деятельности не изолированно сама по себе, а лишькак часть социального коллектива (общества, класса, группы). Поэтому ееиндивидуальное развитие возможно только в коллективе и на его основе.Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она сама воспринимает иоценивает свое положение в обществе, коллективе, какие выводы и практическиешаги она делает. Так, например, у В.И. Ленина личностью может считаться тотчеловек, кто умеет возвышаться до понимания общих интересов своего класса иотстаивать эти интересы. Именно поэтому для него человек, не сознающий своегорабства и прозябающий в молчаливой и бессознательной покорности, есть простораб. Человек, сознающий свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийсясвоей жизнью и своим добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Но человек,осознавший свое положение и борющийся против него, — это революционер.[4]
Бихевиоризм (от англ.behaviour — поведение), изучает не сознание, а поведение человека. Личность –все то чем обладает индивид. Человек в концепции бихевиоризма понимается,прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на теили иные реакции, действия, поведение.
Современнаясоциология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от другакардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта иобъекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теорииличности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.
Вмарксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействияличности и общества. Личность рассматривается как целостность социальныхкачеств человека, как продукт исторического развития, результат включениячеловека в социальную систему посредством общения и деятельности.
Взападной социологии социологические концепции личности — собирательное понятие,объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическимобразованием, выводимым из тех или иных факторов.
Такаятрактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительносоциологического, и никакого другого, анализа. Корни данной позиции уходятглубоко в историю и встречаются у многих авторов. В развитом виде личностисоциологические концепции оформились во второй половине 19 — начале 20 в. К нимотносятся ныне зеркального «Я» теория, ролевая теория, отдельныеветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки инекоторые др. В зеркального «Я» теории (Кули, Дж. Мид) личностьрассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного«Я» человека. Стержень личности, самосознание, — не что иное, какрезультат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотретьна себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактоваласькак объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни.Близкие взгляды отстаивались сторонникакми ролевой теории (Р. Линтон, Морено,Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей,которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребываниемчеловека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человекав социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупноститех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектацииролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом,становится личностью.
Общаямысль о том, что личность есть результат научения человека правилам жизни иповедения в обществе («социальное состояние» человека), наиболеепоследовательно была выражена в необихевиоризме, который трактовал личность какпростую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальныхстимулов. Допускалось, что личность может быть связана с некоторымипромежуточными переменными несоциологического характера, однако они непризнавались предметом подлинно научного анализа. В теориях установкисоциальной личность рассматривалась как результат тех подчас неосознанныхустановок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневноговоздействия («давления») на индивида. Накапливая разнообразныеустановки, человек привыкает быть личностью. У него складывается впринципиальная установка на то, чтобы быть личностью. Ряд ответвлений визучении личности социологические концепции связывают с подходом к личности какк совокупности социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Развиваясь,общество порождает новые разнообразные потребности, за счет которых идетразвитие личности. Потребности могут задаваться как обществом в целом, так иотдельными социальными группами, к которым хочет принадлежать и которыепредпочитает индивид. За счет этого существует вариабельность личности.Диалектика развития взглядов на личность идет по пути преодоления упрощающихличность схем к ее системному пониманию, которое, не абсолютизируя, включало бырациональные элементы максимально большого числа социологических концепций.
Исходнымпунктом социологического анализа личности является, следовательно, неиндивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им врамках той системы, в которую он включен. Поскольку личность существует неавтономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности,элементом многих социальных структур (социально-демографических,социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных ииных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершаетмногочисленные поведенческие акты.
Социальныероли и социальные функции личности тесно связаны, в известной мере даже ролитождественны. Они совпадают в том случае, когда социальную функцию мырассматриваем как роль, которую личность играет в той или иной социальнойобщности (системе) в качестве ее элемента. Но социальная функция может иметь идругие значения; она может выражать направление социального действия илиотражать зависимость между различными процессами. Здесь уже тождества нет. Всвою очередь, социальная роль личности понимается как образец поведения,связанный с ее социальной позицией, социальным статусом. Другими словами,социальная роль выступает в качестве социальной функции личности, котораяобусловлена ее местом в данной социальной общности.
Ееосновные положения были высказаны еще в 20 — ЗО-е годы XX в. американскимиучеными Дж. Мидом и Р. Линтоном. Человек с самого рождения научается игратьмногочисленные роли, существование которых обусловлено требованиями общества,конкретной социальной общности (так называемые «ролевыепредписания»). В любой социальной группе относительно личности существуютролевые ожидания. Группа надеется, что личность, не вступая в ролевыеконфликты, будет выполнять необходимые требования и тем самым способствоватьнормальной жизнедеятельности и себя самой и группы.
Классическоеопределение теории ролей (социальной роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. Вфункционалистском понимании Р. Линтона понятие роли относится к таким ситуациямсоциального взаимодействия, когда регулярно, на протяжении длительного временивоспроизводятся определенные стереотипы поведения. Линтон дал социологическуюинтерпретацию понятия роли, выделив в структуре социальных отношений статусы,т.е. определенные позиции, и связанные с ними совокупности прав и обязанностей.
З.Фрейд исследовал психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей втеории утраченных объектов, — источников удовольствия (объектов катексиса). Онпоказал, как в результате усилий индивида приносящая удовольствие роль другого,становится частью его «Я», т.е. личностной структуры индивида.
Вролевой теории Т. Парсона преодолевается утилитарное представление о социальнойсистеме как системе рациональных ролевых отношений и раскладываются механизмыэмоционального и нормативного регулирования ролевых взаимодействий. Рольопределяется как нормативно регулируемое общепринятыми ценностями поведение.Роли делятся на предписанные по естеству т.е. по рождению, возрасту, полу,принадлежностью к касте и достижительные.
Интеракционистскиеконцепции переносят акцент со стандартизированного ролевого поведения наконкретные, ситуационные свойства взаимодействия людей. Важнейшей категориейинтеракционистов Д. Мида, Г. Блумера, Т. Куна, И. Гофмана является«ролевое поведение». Интеракционалисты делят роли наконвенциональные, которые стандартизированы и беличны, строятся на основе прави обязанностей и «межличностные роли», в которых права и обязанностицеликом зависят от индивидуальных особенностей участников взаимодействия.
Представители«феменологической» социологии Р. Шюц, Р. Уильямс, Тернер анализсоциальной роли связывают с коммуникацией, замещающей идентификацию с другимчеловеком и проекцией на него своих собственных тенденций поведения.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ
§ 1. Факторы, влияющиена развитие
Духовное богатстволичности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразныеспособности во многом зависят от того, в каких условиях протекает ихформирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенностановится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора,влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можнообъединить в две большие группы: биологические и социальные факторы.
§ 2. Биологическиефакторы. Наследственность
Наследственность — этото, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственнаяпрограмма включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечиваетрождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменнаячасть — это то, что роднит человека с его родителями.
Родившись, человек ещене является личностью или субъектом надо-рганической жизни. Его «я» и имя,научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения,манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба ижизненный путь — ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом,на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф конечно же лучшевоспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть —симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа. Точно так же человек случшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурныезаписи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какиезаписи он станет играть, относительно мало зависит от органических илибиологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводитсяк двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнееосуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой.Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определеннымихарактеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственноотсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией неможет стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мыявляемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведемсебя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы.[5]
Важное значение имеютфункциональные особенности коры больших полушарий головного мозга:пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степениопределяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что взависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности иподвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервнойсистемы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые ониспытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, темболее заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результатесистематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своимповедением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиямиустановлено, что типологические особенности хотя и влияют на формированиесвойств личности, но не определяют их.
Академики Н.М.Амосов,П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или вовсяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности,жестокости, лживости.
§ 3. Социальныефакторы. Среда
На развитие ребенкавлияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» можетрассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — этоклиматические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественноеустройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, атакже культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее пониманиивлияет на успешность и направленность социализации.
Но существует и узкийподход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека.Согласно такому подходу среда — это непосредственное предметное окружение. Всовременной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образомвыстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когдаречь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческоеокружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастуювыделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ееотрицательными примерами для подражания.
Среда как факторразвития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенкувозможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, какправило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что,конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Ноизолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личностипостоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятияэтого влияния.
3.1 Социализация
Социализация — процессформирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Этоусвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретнаяличность.
Необходимостьсоциализации связана с тем, что социальные качества не передаются понаследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнеговоздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участиясамого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.
Социализация- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм иценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личностькак объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-хвзаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализацияохватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию,с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать вжизни общества.
Д.Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:
1)стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2)игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3)стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целаягруппа людей.
Т.Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация — это механизм формированияконкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваютсяспецифические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.
Поих мнению, имитация не предполагает длительного отношения с моделью.«Идентификация» для них означает «внутреннее освоение ценностейлюдьми, т.е. процессом „социального научения“.
Следовательно,от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности,нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет вобществе „outsiders“. Социализация обеспечивает самовозобновляемостьсоциума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликтупоколений, аномии, социальной девиации.
З.Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию,идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:
1)имитация — это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;
2)идентификация — это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Этопозитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенноготипа поведения;
3)стыд и вина — это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либозапрещают некоторые образцы поведения.
Внешневина не имеет особых признаков в экспрессии, жестах и выражении лица, разветолько страдающий от вины скажет, что виноват. Поэтому если мы попытаемсявзглянуть изнутри на чувство вины, то увидим, что оно возникает вследствиенепроизвольной, привычной активности, результаты которой могут быть описаны приблизительноследующим образом:
а)каким должен быть я или каким должно быть мое поведение в соответствии сожиданиями другого. Мой ум автоматически конструирует модель, каким я долженбыть. Здесь не существует точных критериев. На самом деле мне неизвестныожидания другого, я их создаю в соответствии с общими представлениями о том,чего другой ждет от меня. Эта модель ожиданий может быть реальной, т.е.соответствовать хотя бы в ключевых моментах подлинным ожиданиям другого, но онаможет быть и совсем не такой, каковы ожидания другого;
б)восприятие собственного моего состояния или поведения здесь и теперь;
в)акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которогообнаруживается рассогласование, мучительность которого поддерживается обликомэмоции обиды на лице, в словах и поведении другого. Чем сильнее он обиженреально или в моем представлении, тем сильнее мое чувство вины. Этадезинтеграция во мне мучительна, поскольку нервная система чувствительна клюбым рассогласованиям в системе Я. Это страдание иррационально и подобномистическому Хаосу, которого боялись даже боги. Этот разрыв между тем, каким ядолжен быть здесь и теперь, и тем, кто я есть, усиливается и подкрепляется;обиженный другой защищается от обиды примитивными и древними средствами,становится гневливым и агрессивным, что еще мучительней и потому, что идет отлюбящего.
Ненаказывая, а лишь обижаясь. В семьях, основанных на любви, детьми управляют,вызывая периодически чувство вины. Если в этом преуспеть, то возникает глубокийневроз, основанный на вине. Механизмы защиты приобретают причудливый характер,создавая такие симптомы невроза, как, например, навязчивую заботу, демонстрациюлюбовных действий, насыщенных страхом и даже агрессией, а иногда мазохизм.
Чувствовины может возникать в различных ситуациях и отношениях. Мы можем бытьвиноватыми перед родителями, детьми, перед женой или мужем, перед друзьями, ккоторым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая длясебя значимыми их ожидания относительно нас. Однако сколь бы многообразным нибыло чувство вины, эмоция, лежащая в его основе, одна — это вина, порождаемаярассогласованием того, каковы я и мое поведение, положение и облик, с тем,каким я должен был бы быть в соответствии с ожиданиями значимого, любимогодругого или других.
Познаниесвоего стыда открывает скрытые в бессознательном свойства нашей Я-концепции, окоторых мы и не подозреваем. Здесь и теперь мне стало стыдно. Почему? Значит,существует рассогласование между тем, каков я здесь и теперь, и тем, каким ядолжен быть согласно своей Я-концепции. Если я в состоянии сделать объектоминтроспекции свое состояние, то нетрудно установить признаки, с которыми явступил в конфликт, даже если эти признаки, представления о себе скрыты вглубине бессознательного. Для познающего даже стыд превращается в призму, черезкоторую он познает себя. Если вам вдруг стало стыдно, вы испытали какое-тонеприятное чувство и стали раздражаться, вспомнив, что не ответили на письмошкольного товарища, которого не видели двадцать лет и не собираетесь с нимобщаться, то это свидетельствует о том, что вы являетесь человеком, преданнымстарым друзьям и обязательным притом, хотя в вопроснике на вопрос о преданностидрузьям ответили «нет». Клиент, который обращается к консультанту по поводутого, что он считает себя слабым в сексуальном отношении, в своей Я-концепциисчитает себя сильным мужчиной, так как жалуется на гнетущее чувство стыда поповоду неудач в сексе.
Нашстыд говорит о нас намного больше, чем мы думаем. Поэтому размышление о стыде —один из надежных путей самопознания не того, каким мне хочется казаться, атого, каков я есть.
Стыдтакже состоит из трех элементов:
а)то, каким я должен быть здесь и теперь согласно Я-концепции;
б)каков я здесь и теперь;
в)рассогласование и его осознание.
Каквидим, стыд и вина состоят из одних элементов, но различить их нетрудно. Еслимне стыдно безотносительно к тому, чтобы кто-либо оценивал мое поведение илисостояние, чтобы кто-то видел или слышал о стыдном поступке, то это — чистыйстыд, абсолютный стыд. Но поскольку стыдные поступки в моей жизни наказывалисьлишением любви, плохим отношением взрослых, друзей, отвращением ко мне значимыхлюдей, то энергия стыда возрастает при возбуждении представлений о том, чтокто-то оценивает меня, неодобрительно относится к моему поступку или состоянию.Однако это — не чистый стыд, а индивидуальный, вызванный другими людьми,поскольку я чувствителен к их чувствам. Если эти другие мною любимы, то данныйвид стыда сливается с чувством вины, с чувством того, что я не соответствую ихожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыдареализуется социальный страх перед осуждением другими.
Развитиеэмоции стыда является необходимым условием нормального развития человека иформирования индивидуальности. Но с того момента, как личность сложилась ииндивидуальность выкристаллизировалась, она перестает нуждаться в этой эмоциикак побудителе деятельности и поведения. Стыд должен стать лишь сигналом ктому, что здесь и теперь я не соответствую своей Я-концепции — и не более того.А мои поступки определяются разумом и сознанием блага. По-видимому, именно вэтом смысле Аристотель говорил, что «мы не хвалим взрослого, если он стыдлив»[6].
3.2 Идентификация, какодин из механизмов социализации
Социализацияпредполагает способность человека выработать и реализовать «я – концепцию»Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способностьчеловека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств испособность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной,политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизмасоциализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности,качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Иными словами- действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.
Мы не только составляемдля себя определения ситуации; отвечая на вопрос «Кто я такой?», мы также даемсамоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называютсобственным Я или самостью, т.е. набор понятий, с помощью которых мыопределяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собойцентральную часть процесса социализации. Самость – не биологическая данность,она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. СоциологДж. Мильтон Йингер пишет:
«Самость формируется набазе действий других людей, которые становятся частью индивида в результатеотождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этихдругих. Оглядываясь назад, вы можете спросить себя: «Кто я такой?» Но на делеответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ этот составился из всехопределений наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться унас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. «Ты – мальчик; ты – мойсын; ты – француз»; «Ты – хороший мальчик и составляешь истинную часть этойгруппы» (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или «Ты –дурной мальчик» (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения спомощью соответствующих, по их мнению, санкций)».
Самость – это наши идеипо поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повседневной жизнимы ощущаем присутствие самости в таких фразах, как: «горжусь собой»,«разговариваю сам с собой», «потерял контроль над собой», «стыдно за себя»,«испытываю себя», «ненавижу себя» и «люблю себя». Эти понятия представляютсобой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас естьуникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее на них.Образ каждого человека как уникального, автономного, самодостаточного существадает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающих какой-либоформой сильного душевного заболевания, особенно шизофрении, отсутствует четкоепредставление о самих себе и о границах собственной личности, т.е. о том, гденачинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются впотоке обрушивающихся на них стимулов.
Самость участвует вразвитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно ставитьсамого себя в центр всех событий. По причине такого эгоцентрического сдвига мысоздаем гипертрофированные представления о самих себе как о жертвах или целяхдействия или события, которое в действительности направлено совсем не на нас.
Эгоцентрический сдвигсвойствен каждому человеку, просеивающему жизненный опыт через фильтр собственнойличности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятиесобытий, а позже воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человекутипично думать о собственном Я в терминах статичности как о «цельной системе»или «вещи». Но согласно концепциям сторонников теории символическогоинтеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками.Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственныхпоступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пунктаначинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самостьпредставляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия всоответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э.Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.[7]
§ 4. Психологическиехарактеристики личности
4.1Социально-психологическая характеристика личности
Каждый конкретныйчеловек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность,интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы.Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В ДревнейГреции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которуюнадевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это словоупотреблялось с указанием социальной функции или роли: личность отца, личностьобвинителя, личность судьи и т. д. При употреблении слова «личность»повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или инойчеловек.
Различают дверазновидности ролей: конвенциальные и межличностные.
Конвенциальные ролипредставляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын,начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этихролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая поним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобойначальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-токачествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Еслимы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся котцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненныенаблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей:пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мынаблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие отконвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей,выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы.Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главойсемьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальноеположение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющейявляется субъективная оценка людьми члена своего круга.
Важность названногофеномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности,лежащая в основе чувства собственного достоинства.
Люди с развитымчувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Онисправляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которыедоставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные,тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственногодостоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи сэтим формируются специфические качества самосознания[8].
Самосознание — этопрежде всего осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определеннойединицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях.Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждыйчеловек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степениосознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же онотказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свойуровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея«психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную иважную сторону психической деятельности… Психологическая защита являетсянормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом…».
На формированиеличности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.
Конкретная социальнаяобщность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой(семья, сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитаясоциальная группа — коллектив.
Основное назначениесоциальной группы — целенаправленное регулирование межличностных отношений дляреализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношенияхне только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.
Положение человека вгруппе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личностив соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью.
Группа своимитребованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.
В своей микросредечеловек вступает в непосредственные личные контакты, возникают межличностныеотношения, которые зависят не только от нравственно-психологическихособенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто тормозят в себете проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называетсяконформностью (от лат. слова con-formis — подобный). Чем выше степень единствав группе, тем выше требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.
Человек усваивает тулинию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к немуокружением, с которым он контактирует.
В процесседеятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личностивырабатывается нормативно-ценностная система — особое психологическоеобразование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративнаясистема внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы —основное направление социального развития личности как специфического впсихологическом плане процесса становления гражданина.
4.2 Мотивация поведенияличности
Под мотивациейпонимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретныхцелей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: „Чего хочет человек?»,“К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны среализацией доминирующих потребностей.
В основе поведениялюдей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда,удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохраненияцелостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своегосуществования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствахдля удовлетворения своих потребностей.
Потребности человекаразнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище,одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни,труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.).
Любая классификацияпотребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребностиявляются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельностьчеловека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкаетсистема таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления,интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становитсямотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует.Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередкоформируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребностьорганизма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
Потребность, прошедшаячерез систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивомповедения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действиясобственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает,взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, котораяперед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретнойсодержательности, необходимой для реального жизненного действия».
В целяхдифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные инеосознанные побуждения, то есть мотивы. Осознанные побуждения реализуютсяпосле длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуютсяавтоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побужденияпредставляют собой систему установок.[9]
4.3 Психологические установки
В психологии подустановкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности,определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ навоздействия внешней среды.
Само слово «установка»происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое илиумственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смыслемоторного или умственного предрасположения.
В советской психологиитеоретические положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. Всвоем обобщающем труде «Экспериментальные основы психологии установки» онопределяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появлениеотдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психикесубъекта в результате предварительных опытов в виде изначальной реакции навоздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи.Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является ее внесознательныйпсихический процесс, оказывающий… решающее влияние на содержание и течениесознательной психики».
Установка направляетвсю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психическиесилы. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции,убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных,интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека вокружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведениечеловека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: нашевыражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мынаходимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являютсяценностные ориентации личности.
4.4 Ценностныеориентации, интересы, идеалы
Поведение человека слюдьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могутвыступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни,определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. Вценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Какотмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человеканевозможно понять его поведение».
Выделяют несколькокатегорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г)политические; д) идейные.
Личностные ценностипредставляют собой моральную основу характера личности. Эти ценностипроявляются в отношении к людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценностиусваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятымв обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такиечерты характера человека, как ответственность, требовательность к себе,бережливость и т. п.
Материальные ценностипроявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам,собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующиечерты характера: аккуратность или неряшливость, практичность илинепрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения кнациональному благосостоянию государства, утверждающейся демократии,политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкийспектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.
Ценности детерминируютхарактер поведении и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов,под которыми понимается побуждение, действующее либо в силу своей осознаннойнеобходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражаетстремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его.Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет еговнимание.
Идеал — этопредставление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступаетв виде совокупности норм повеления. Формируются идеалы под влиянием окружающейсреды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.[10]
§5. Социальные факторы.Воспитание
Третий фактор, влияющийна становление личности, — это воспитание. В отличие от первых двух факторовоно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со сторонывоспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развитияличности — то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностямнарода, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речьидет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.Воспитание предполагает систему влияний на личность — единичное воздействие неприносит ощутимых результатов.
Новое поколение,приходящее на смену старому, способно научиться социальным pолям только впроцессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передаютдетям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этомобществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основывладения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.
Посколькупутем мысли и воли мы регулируем свое поведение, то начинаем полагать, что идвижение мира регулируется скрытой мыслью и волей. Поскольку эти сущностиодинаковы, то возникает убеждение, что с помощью правильной мысли можноуправлять ходом внешней жизни. Это убеждение развивается в младенчестве, когдавселенная ребенка подчиняется движениям души: стоит закряхтеть или издатькакой-то звук, как элементы вселенной (мать, отец, близкие) приходят вдвижение. Ребенок чувствует себя центром вселенной, «приводит ее в движение»,координирует свою связь с нею, поэтому любые препятствия с ее стороны вызываютгнев, обусловленный сопротивлением «нереального». У ребенка нет границы между Яи не-Я. Это состояние, говоря языком психологии, может быть охарактеризованокак «абсолютная проницаемость границ Я», некоторое неизвестное нам«океаническое чувство». Структура реальности и соответствующее чувство еще необразовались, Я сливается с окружением. Медленное развитие чувства реальностипроисходит в опыте, изнанкой которого остается изначальное отрицаниереальности. Вначале осознается независимое существование природных объектов, адалее очень медленно происходит изживание магической установки относительнотех, с которыми ребенок идентифицирует себя. Тот, кто включается в Я ребенкаили взрослого, является объектом магической установки. Его реальностьотрицается, и поведение другого жестко программируется.[11]
Характеризуяиндивидуальную психологию А.Адлера, следует отметить, что наиболее интересным вучении А.Адлера представляются идеи о связи воспитания и формирования ребенка ссоциумом, в котором семье отводится огромная роль. Важные высказывания Адлеразаключаются в попытке разграничить типы личности по характеру установок,связанных со стилями жизни (управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный)и определении способа адаптации в социуме, что, в конечном счете, зависит отиспользуемого в детстве способа компенсации комплекса неполноценности. Порядокрождения ребенка в семье, по Адлеру, имеет решающее значение для последующегоформирования его жизненной позиции и стиля жизни. Первенец получаетмаксимальное родительское внимание, пока не родится второй и тогда первыйребенок переживает трагедию «монарха, лишенного трона». Пытаясь вернутьродительское внимание – от нежности до «трудного поведения», но, поняв, что всепопытки бесполезны, замыкается в себе, приучаясь к изоляции исамостоятельности. Главными чертами стиля жизни единственного ребенкастановятся эгоцентризм и зависимость, что впоследствии может привести ктрудностям во взаимодействии со сверстниками. Второй ребенок стремитсяподражать старшему, вырастая честолюбивым, соперничающим, и имеющим завышенныепритязания. Последний ребенок имеет уникальное положение: с одной сторонылюбимый и заласканный, с другой – самый зависимый с сильным чувствомнеполноценности и с высокой мотивацией превзойти старших детей, что нередко емуудается. Невротические симптомы, по Адлеру, связаны с комплексомнеполноценности, стремлением к превосходству, низким социальным интересом,пассивным стилем жизни, сформированным при неправильном воспитании в раннемдетстве (физические страдания, чрезмерная родительская опека, либо отвержение).
ТеорияЭрика Берна: состояние «Я» можно описывать каксистему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому,каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаромсостояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность.Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории:
1)состояния «Я», сходные с образами родителей;
2)состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;
3)состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве ипредставляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состоянийЯ называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
1.Укаждого человека были родители (или те, кто их заменял), и охранит в себе наборсостояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал).Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинаютактивизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать:»Каждый носит в себе Родителя”.
2.Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации приусловии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденномязыке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».
3.Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себевпечатления прежних лет, которые при определенных условиях могутактивизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчикаили девочку».[12]
Оченьинтересен подход Берна к сценарному анализу. В течение первых 5-7 лет жизни уребенка в основном под влиянием родительского программирования формируетсясценарий его жизни, определяющий в дальнейшем его судьбу. При этом, немалуюроль играют сказки, которые ребенку читают родители по своему выбору и которыеребенок сам выбирает, если имеется такая возможность. Кроме того, очень важнодля формирования сценария, как соотносятся так называемые трехсторонние позицииличности: «Я», «Вы» (ближнее окружение) и «Они» (дальнее окружение), с какимиони знаками (плюс или минус), постоянны ли эти знаки и т.д.
Вряд ли кто-то из детейхочет, чтобы их родители развелись. По данным российских психологов начала 80-хгодов, одно из трех самых заветных желаний опрошенных ими детей младшеговозраста — чтобы у всех были папы и мамы. У многих детей чувство обиды,вызванное разводом, проявляется особенно остро, если один из родителей вступаетв повторный брак.
Ребенок чувствует, чтос распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями по мере того,как рушатся его внешние опоры, и гнев, направленный на родителей, решительнопроникает в сознание. Одним из проявлений такого состояния может статьприобретение новых вредных привычек, как, например, мелкое воровство и вранье,наблюдаемые в этой возрастной группе в период распада семьи. Ребенок обеспокоентем, что ему самому придется заботиться о себе, и в этом он усматривает угрозусвоей будущей социализации. Уход отца давал свободу для проявления импульсов,которые столь тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя такбезнаказанно и получать от этого удовольствие.[13]
Развод родителейпо-разному воздействует на подростков. Некоторые ощущают свою вину в том, чтородители разошлись. Но иногда развод оказывает даже положительное влияние, таккак кладет конец пьянству, физическим расправам, родительским скандалам,бессонным ночам и психологическому стрессу. Некоторые подростки, родителикоторых разошлись, говорят, что они перенесли развод легче, чемпредшествовавшие ему конфликты. Они рассказывают о том, как раньше, до развода,испытывали постоянный страх, стыдились говорить с приятелями о своей семье,страдали из-за материальных трудностей, переживали чередующиеся ссоры ипримирения родителей и что развод воспринимали почти как облегчение.
Суммарное воздействиеразвода зависит от его условий и событий как до, так и после него. Когдародители расстаются мирно, когда в семье до и после развода нет явно выраженнойборьбы между ними, когда дети могут свободно общаться и с отцом, и с матерью иощущают поддержку обоих родителей, родственников и друзей, тогда отрицательныепоследствия развода родителей сводятся к минимуму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие«личность» может характеризовать человека только как целостноесущество в единстве как его социально значимых, так и индивидуально-особенныхсвойств общественной жизнедеятельности. Целостность личности нельзя выразить,если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальностии самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно какстатистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего.Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключитьдилемму общественного и индивидуального. Личность — это не только продукт(объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя идействующее для себя). Личность — не только мера социальности — воплощениясоциально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретнойсоциальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека отвсех других людей в обществе. Ведь всякая личность, так или иначе, в той илииной степени, осуществляет свою общественную деятельность — труд, познание,общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегдаконкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.
Именнопоэтому всякая личность человека — это, конечно же, уникальное экзистирующеесущество, которое сформировалось под воздействием общественных отношений, апоэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своейжизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфическииндивидуальным для него способом. Неразрывное единство индивидуально особенногои социально общего в человеке и составляет содержание понятия«личность».
Личностьимеет возможность наблюдать и осмысливать определенные общественные процессы иявления, оценивать их с позиций своего социального положения и соответственноучаствовать в решении вопросов, находящихся в сфере ее деятельности. В этомсмысле личность может быть представлена как многофункциональный социальныйсубъект.
Личностьвыступает субъектом общественного развития лишь в той мере, в какой онасложилась как личность. Чем богаче и содержательнее личность, тем более онавыступает как субъект (в большей мере и более значимо воздействует наокружающие социальные институты и отношения). В этой связи важно представлять вобщем виде структуру любой личности, ее содержание: 1) общие, социальнозначимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства,направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений,привычки и т.п.); 2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания идеятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы,поведение); 3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения.Ясно, что предложенная схема — условна, приблизительна и схватывает содержаниеличности лишь в самом общем виде. Понятно, что каждая личность будет обладатьсвоим особым набором характеристик и качеств. Вместе с тем все эти элементывзаимно обусловлены друг другом, взаимодействуют и проявляются только вдеятельности.[14]
Покудалюди несовершенны, разница мнений полезна, и так же полезны разные способыжизни и свободная возможность развиваться любому характеру, кроме опасного длядругих; ценность любого образа жизни следует доказать на практике, позволяякаждому испробовать его.
Болеевсего мешают этому принципу не сомнения в средствах, которыми хочешь привести кпризнанной цели, а равнодушие людей к самой цели. Если б все ощущали, чтосвободное развитие личности – одно из ведущих условий благоденствия, что это нетолько связующий элемент цивилизации, культуры, обучения, воспитания, но инеобходимая его часть и условие всех этих вещей – то недооценка свободы негрозила бы, и установить границы между нею и общественным контролем было бы неочень трудно. Беда в том, что ценность личной самостоятельности принимаютнеохотно, предпочитая не замечать ее. Большинство довольно своим образом жизнии не понимает, почему он не устраивает других людей. Более того, дажебольшинству реформаторов самостоятельность не кажется идеалом, скорее вызываетревность, как причина тревог и, возможно, мятежной помехи их реформам. Мало ктопонял значение доктрины Гумбольдта, столь известного ученого и политика: «Цельчеловека, предписанная вечными и неизменными велениями разума, а не внушеннаясмутными и преходящими страстями, – высшее и наиболее гармоничное развитие егосил до полного совершенства»[15].
БИБЛИОГРАФИЯ
1)Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология:Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики,2003
2)Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: в 3т. Т. № 3: Социальные институты ипроцессы. – М.: ИНФРА-М, 2000
3)Милль Дж. О свободе/Пер. с англ. А. Фридмана//Наука и жизнь. -1993.№11.
4)Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,1991.
5)Социальная философия. Учебник. — Под редакцией И.А. Гобозова. — М.: Издатель СавинС.А., 2003.
6)Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю.Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992
7) Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.– 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001
8)Ф. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа; Издательство: КомКнига, 2007
9)Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М.: Право и Закон,1997
10)Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношенийИздательство: Эксмо, 2008