Основные принципы творения

Реферат
 
Основные принципытворения

Введение
 
«Весьфизический мир, конечно есть слово и слова, ибо он нечто значит, и он естьнечто понимаемое, хотя и мыслится как механическое соединение внутреннераспавшихся элементов».
В.В.Чурсин
 
«- Но ведьэто же ужасно, — говорила Грета Гартман, — с одной стороны, Вы говорите, чтонаше знание атома Радия В неполно, потому что мы не знаем, когда и в каком направлениибудет послан электрон, а с другой стороны, Вы говорите, что знание полно, потомучто если бы имелись новые определяющие моменты, то мы оказались бы впротиворечии с некоторыми другими экспериментами. Однако не может же нашезнание быть одновременно полным и неполным. Это же просто бессмыслица».
В.Гейзенберг «Физика и философия»

1. Осмысление природы
Пытаясьчто-то понимать, мы обречены мыслить диалектически, то есть вести нескончаемыйдиалог между тем в нас, кто ищет понимания, и тем, кто его пытается дать,описывая какой-то аспект реальности. Этот диалог приводит к созданию словесногопортрета или модели, которая у талантливого исследователя может иметьсимволический смысл, дающий некоторое понимание вопрошающему взору. Этоугадывание смысла можно рассматривать как истолкование «текстов», на языкеоткровения гения или на языке природы и можно уподобить известному образуразменивания «золотого» (заложенного смысла) на «кучу медяков» (понятий,знаков, формул и пр.). Прочтением и истолкованием «книг природы» занимаетсянаука или физика, в ее первоначальном широком смысле, данном ей Аристотелем. Всовременном узком смысле слова физика ограничивается изучением «неживойприроды», хотя само это словосочетание носит условный, а возможно ипротиворечивый характер. По существу же физика призвана истолковать самыефундаментальные «книги», лежащие в основании мироздания. И в этом смысле физикуследует считать герменевтикой, а ее основополагающие теории – моделями началатворения, ибо «В начале было Слово…».
Однако такойподход к физике, как ни странно, противоречит не только устоявшемусянатуралистическому взгляду, но и распространенному мнению религиознообразованных людей, считающих физику «технической» наукой, далекой от«духовности» философских и гуманитарных дисциплин. Наличие такого мненияобусловлено с одной стороны негативной реакцией на материалистическоеистолкование научных постулатов, якобы противоречащих церковному мировоззрению,а с другой — непониманием онтологического значения научных данных и особеннотех фактов, на которые натолкнулась физика в начале двадцатого века. Ведь делоне в том, что наука «подтверждает» учение о творении, а в том, что дает новоезнание для понимания и истолкования этого творения. Вообще наука по своей сутине может быть атеистической в отличие от расхожего мнения людей, далеких, какот фундаментальной науки, так и от религиозных представлений. Поэтому нетникакой необходимости защищать вероучение от «нападок», но следует понимать, вчем заключается смысл научных данных и ложь их «интерпретаторов». С другойстороны, представляются бессмысленными и ошибочными попытки верующих людейпредставить начало мира, например, как «первовзрыв» с дальнейшим эволюционным«развитием» вселенной по законам физики, так как непонятно, что, где и когдамогло взорваться, если не было ни вещества, ни пространства, ни времени, ни,тем более, физических законов. Такие рассуждения могут свидетельствовать лишь оподспудно присутствующем натуралистическом миропредставлении верующегосознания, делающего ненужный «реверанс» науке.
Известно, чтоистория физики пережила в начале 20-го столетия кульминационный драматическийперелом, разрушивший материалистическое представление о природе, как мертвойвселенной, пространству – вместилищу, в котором хаотически движущиеся «частицы»со временем, эволюционно, сами собой приводят к зарождению порядка, жизни иразума. Этот атеистический идол был разрушен в результате все болееуглубленного изучения законов микромира и космоса в целом, приведшего ксозданию квантовой механики и теории относительности, которые подорвалиосновные постулаты материализма: независимое существование пространства,времени и материальных частиц. Отвергнутая «строителями» метафизика творениясделалась «краеугольным камнем», о который разбилась метафизика «Новоговремени», причем именно в результате развития науки о природе – физики. Здесьважно заметить, что рухнуло не устаревшее, якобы, здание «классической физики»,а ложное миропредставление, отождествляющее рационалистическую модель вселеннойс реальностью. Модели классической физики с успехом служили и служат дляописания природы в нашей повседневной жизни. Однако, выход за пределы этойповседневной жизни, связанный с проникновением к корням мироздания, приводит кпересмотру основных понятий и предпосылок, лежащих в основании точногоестествознания.
Исследованияв области электромагнитных полей (света) и физики атома привели к открытию двухуниверсальных мировых констант: «Скорости света» и «Постоянной планка», которыеоказались более «фундаментальными», чем понятия пространства, времени иматериального объекта. Пространство и время оказались взаимосвязанными в«пространственно-временном континууме», а материальный объект перестал существоватькак индивидуальность в чистом виде, стал скорее возможностью, чем фактом. Такиепонятия, как движение (перемещение материального объекта в пространстве стечением времени) или материальный объект, состоящий из своих частей, болеепростых материальных объектов, теряют свой привычный смысл. Пространство ивремя перестают быть независимыми априорными категориями как с точки зрениятеории относительности, в которой они зависят от движущейся системы отсчета,так и с точки зрения квантовой теории, указывающей на невозможностьсуществования траектории движущейся микрочастицы. Сама же микрочастицапроявляет себя и как корпускула, и как волновой процесс, что разрушает самопредставление о ней, как простейшем материальном объекте.
При этомэнергия, как мера движения, оказывается с одной стороны иным наименованиеммассы микрообъекта, а с другой – иным наименованием частоты колебательногопроцесса, связанного с этим микрообъектом. Сами же микрообъекты, элементарныечастицы могут прекратить свое индивидуальное
существование,превратившись в другие стандартные формы «элементарного бытия». Эти незримыеформы конституируют бытие не только элементарных частиц и физических полей, нои более сложных структур (атомов, молекул и т.д.), придавая им необъяснимую сточки зрения механистического подхода
устойчивостьи стабильность, вечность. Так атом, потеряв электрон под воздействием внешнегофактора, всегда восстанавливает свою полноту, приобретая новый свободныйэлектрон на вакантное место. Исследования в области атомной физики позволяютутверждать, что фундаментальные природные структуры не складываются изсовокупности свойств своих элементарных частей, но, наоборот, придают этимчастям тем большую индивидуальность, чем сложнее сама структура как целое.Поэтому части сами по себе являются скорее потенциальной возможностью, а неисточником существования, с необходимостью обладая той степеньюнеопределенности, которая делает возможным их использование в целостнойструктуре. Об этом свидетельствуют известные соотношения неопределенностиэлементарных частиц, открытые в квантовой механике.
Физическиетеории и математические методы современной науки обретают все болееабстрактный, независимый от наблюдаемых материальных явлений, характер. Можносказать, что физика все в большей мере погружается в область чисто смысловых,формообразующих оснований физической реальности, приближаясь к символическомуописанию природы, а тем самым к созданию ее метафизической модели. Такоеположение дел не только уничтожает устоявшуюся натуралистическую картину мира,но и вызывает вопрос о принципиальной возможности рационального объяснения фундаментальныхоснов мироздания. Возможно ли вообще осмысление природы путем научного познанияонтологических принципов? Для ответа на этот вопрос попробуем прибегнуть ксвятоотеческому учению о творении и к «Первой книге Бога» – книге Бытия, а нетолько ко «Второй книге Бога» – природе, как ее именовал Галилей.

2. Логика творения
О возможностии необходимости познания творения и рационального ее осмысления, говорит Св.Апостол Павел: « … ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от созданиямира чрез рассматривание творений видимы…» (Рим.1,20), но он же свидетельствуетоб ограниченности рационального познания падшего человека: « Теперь мы видимкак бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю яотчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан. » (1 Кор. 13,12). Из этих словясно, что познавательный естественнонаучный процесс носит «гадательный»характер и позволяет нам лишь «отчасти» постигнуть реальные вещи, о чем исвидетельствует вся история естествознания. Правильные физические теориипоэтому имеют символический характер, указывая на «вечную силу Его и Божество»в проявлении гармонии и целесообразности, органичности мироздания. Именно всимволах рациональных физических моделей просвечивает сквозь «тусклое стекло»нашего воображения Слово, которое было в «начале», и слова, логосы вещей, какабсолютные принципы или смыслы тварного мира.
Прежде всего,следует уяснить понятие принципа творения, Божественного слова, логоса,проявившего себя сразу и навсегда во всем творении. Ему ничто не противостоит иего ни с чем нельзя сравнить, а потому и познать до конца. Однако это словопрозвучало в Книге бытия, являясь для нас Откровением Творца о своем творении,а, следовательно, требует осмысления и истолкования. Святоотеческое предание отворении, содержит учение о нетварных Божественных энергиях, словах или идеях — волениях, которые не есть само Божество, но «отделены от твари, как воля художникаотделена от произведения, в котором она проявляется» [1]. По словам св. ИоаннаДамаскина: «Бог творит мыслию, и эта мысль…становится делом». «Ибо Бог, — говорит он, — созерцал все вещи прежде их от вечности, представляя в уме Своем;и каждая вещь получает бытие свое в определенное время, согласно с Его вечной,соединенной с хотением мыслию, которая есть предопределение. Итак, логосы посуществу есть основополагающие идеи творения, содержащиеся в Божественныхэнергиях и порождающие единство и многообразие физического мира. В этой связиможно сказать, что предметом физических исследований являются логосы вещей, арезультатом – создание теорий или моделей реальности, представляющих логикутворения.
Длятого, чтобы соединить в символе физических конструкций модель с «Естественнымоткровением» — природой, нужно выяснить, что дает нам в этой связи«Сверхъестественное откровение» – Книга бытия. Применительно к поставленномувопросу о «Начале творения» и физике, призванной создать адекватную модельэтого фундаментального «Начала», мы будем рассматривать лишь первые строкиКниги Бытия. В них говорится о первых абсолютных принципах, логосах, положенныхв основание всего космического единства, в том числе и принципах устроениясамого разума, как средства постижения этого единства человеком. Здесьонтология и гносеология тождественны по существу, поскольку изначальнаяструктура мироздания, как логика творения, отображается в рациональных моделяхреальности, демонстрирующих ту же логику.
3. Возможностьсуществования
Началотворения означает переход от небытия к бытию: «В начале сотворил Бог небо иземлю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носилсянад водою». До «начала», таким образом, не было ничего, ни небесной, ни земнойприроды, ни возможности помыслить об этом. Земная же природа начинается ссотворения самой «земли», или материи, как условия дальнейшего творчества дляДуха Божьего: «…актом творения «из ничего» Бог предоставляет возможностьпоявиться чему-то вне Его Самого, что Он ставит само это «вне», само это«небытие» рядом со Своей полнотой. Бог «дает место» абсолютно новому сюжету,бесконечно отдаленному от Него не «местом», но природою» [1]. Этот «бесконечноновый сюжет» имеет свое первое основание в материи, как принципиальной возможностиили потенции существования телесного мира. В отрицательных характеристикахматерии не содержится ничего кроме самой этой возможности проявитьсятворческому началу, Слову. Сама по себе материя есть небытие, есть лишьвозможность осуществления еще не существующего актуально, есть «прах земной».Она не является каким-то содержанием формы вещи, но служит для материализацииее смысла, для становления слова. Материальность мира, означает вечно присущуюему потенцию для восприятия и проявления формообразующего смысловогосодержания, Божественного слова. Материальны время, пространство, всефизические объекты и их взаимодействия, но нематериальны их причины и смыслы,как нематериальны математические уравнения и законы физики. Поэтому физика неизучает и не может изучать то, чего нет, свойства материи, но «угадывает»идеальное содержание явлений. Сравнение материи с водой означает текучесть,которая на фоне искомой формы проявляет себя, как неустойчивость,беспорядочность или хаотичность, и во фрагментах становления формывоспринимается как статистическая природа изучаемого явления. При этом, чемболее частный фрагмент исключается в физической модели из контекстастановящейся идеи, тем в большей мере проявляется его статистический,материальный характер, неустойчивость и неопределенность индивидуального, какусловие и возможность быть органичной частью целого.
4. Становление вечности
Первымматериализованным словом стал свет: «И сказал Бог: да будет свет И стал свет. Иувидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог светднем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Свет, освещающийматерию, образует вечную триаду тварного мира: свет, как логос, как живоенематериальное единство, Божественное слово, и свет, как материальное илогическое становление, сосуществование двух логически противоположных,нераздельных и неслиянных состояний: дня и ночи. Эта вечная нераздельность инеслиянность логических противоположностей диалектически материализуется взамкнутом циклическом процессе перехода из одного состояния в другое в течениеполного цикла становления логоса света, первого дня творения: «И был вечер, ибыло утро: день один». Смысл света, таким образом, заключен в вечном процессеего становления, когда в лоне чистой возможности, материальнойнеопределенности, рождается устойчивое и постоянное движение, непрерывныйпереход из состояния «ночи» в состояние «дня» и наоборот, когда начало изавершение цикла совпадают в событиях вечера и встречаются в событиях утра.Замкнутость цикла проявления света означает целостность его образа, какстановление покоя, а повторение этого образа в упорядоченной последовательностисостояний и событий – устойчивость существования, как становление вечности.
Итак, впервый день творения кладется первое основание материальному миру: единство ипорядок, завершенность и логичность. Свет становится материальным, а материя –освещенной. Диалектика становления логоса света, состоящая в разрешенииантиномии его логически противоположных состояний в целостном, замкнутомпроцессе перехода, как переживании всех возможных моментов или аспектов этогопроцесса, совпадает с мыслительным процессом познания, диалектическогоосмысления реальности. Можно сказать, что феноменология, как диалектическийметод, есть лишь следствие онтологического принципа, Божественного методастановления слова, интуитивно воспринимаемого и разумно угадываемого. Именновсестороннее рассмотрение возможных проявлений исследуемого целостного объектапозволяет создать символический образ, адекватный его вечному логосу.Становление света порождает диалектические категории целого (свет) ираздельного (день и ночь), единого («день один») и многого (состояния исобытия), покоя (устойчивость цикла) и движения (непрерывное становление).Такова изначальная логика земной природы, проявляющая себя как в наблюдаемоммире, так и в мыслительной деятельности.
Действиесвета или его энергия представляет собой постоянное и непрерывное,последовательное перетекание в едином циклическом процессе противоположныхсостояний материи. При этом упорядоченная последовательность смены состояний втечение «первого дня», имеющего определенную длительность, позволяет говорить опостоянной интенсивности этого процесса или абсолютной скорости становлениясвета. Скорость света поэтому можно считать первой абсолютной мировойконстантой, определяемой длительностью первого дня творения и задающей как быабсолютный ход протекания процесса, возможность для существования темпа ивремени, как темпоральной длительности. Абстрактным образом процесса воплощениялогоса света может служить одномерное замкнутое математическое пространство, вкотором каждому моментальному положению относительно события начала и концацикла соответствует моментальное состояние освещенности материи. При этом сампроцесс характеризуется движением точки с постоянной скоростью в этомпространстве и периодически проходящей одни и те же моментальные положениячерез определенный промежуток длительности. Существенно отметить, что различными упорядоченным последовательным моментам длительности соответствуют одни и теже моментальные состояния освещенности. Этот абстрактный образ указывает,однако, лишь на предугадываемую нами возможность деления непрерывного ибеспредельного процесса на моменты и отрезки, то есть на необходимостьколичественных характеристик для осмысления качественных изменений, наопределение беспредельного.
Такимобразом, можно говорить о существовании замкнутого первым днем творениясветового континуума, несущего в себе основание для реализации будущего многообразияв осуществленном единстве.
5. Становление структуры
Согласнобиблейскому повествованию, твердь наделена особым «надмирным» статусом иназвана «небом». Твердь противопоставляется материи, как «небо» «земле», какидеальное материальному. Здесь мы видим диалектическую антиномию возможностисуществования, которая с одной стороны понимается как чистая пассивная потенцияматерии, а с другой – как исходная идеальная конструкция, идея или план вещи,материальное становление которой приводит к ее бытию. По этим «небеснымконструкциям» и были сотворены все первичные материальные структуры (атомы,молекулы, минералы и т.д., и физические поля), определяющие в совокупности ивзаимосвязи устройство мироздания: «И сказал Бог: да соберется вода, котораяпод небом, в одно место и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушуземлею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо». Божескоеповеление «да соберется вода» означает вечное присутствие потенциальной энергиинеба, материальное проявление которой выражается в виде физических силвзаимодействия между элементами становящейся формы. «Земля» представляет собойвещество — мир материальных дискретных структур, физических объектов, а «моря»– совокупность материальных непрерывных структур – физических полей, волныкоторых омывают «землю». Физические объекты и поля, следовательно, образуюторганичное становление логосов вещей, находящихся в смысловом «небесном»пространстве.
Становлениесложных физических объектов происходит в метрико-ритмичном некоординированномконтинууме пространства-времени, в котором каждая точка (событие) потенциальноможет быть началом координат, центром устойчивости становящегося объекта,которому соответствует определенное положение замкнутого процесса становленияэтого сложного объекта. Неделимыми частями физического объекта являютсявзаимодействующие элементарные частицы, которые реализуют свои неопределенныематериальные качества разрозненных частей в целостной структуре, образуяорганичную неразрывную связь, проявляющуюся в замкнутом процессе становленияэтой структуры.
Физическаяструктура представляет собой триединство становления абсолютных принциповтворения – света, как непрерывного замкнутого процесса, тверди или предела, какпространственного разделения внутреннего и внешнего, и неба, как сочетаниячастей в целом. Простейшей структурой, состоящей из двух взаимодействущихэлементарных частиц – протона и электрона, является атом водорода. Физическоевзаимодействие протона и электрона приводит к образованию стабильной структуры,имеющей ядро в качестве координирующего центра и электронной оболочки,окружающей это ядро. Потенциальная энергия тяготения протона и электрона(энергия «неба») становится энергией циклического процесса обращения электронавокруг протона, который является центром устойчивости системы атома,сохраняющей индивидуальные качества своих частей, имеющих определенные размерыи состояния, но реализующей неопределенность их изолированного положения впространственно-временном континууме. При этом кинетическая энергия света Ed уравновешиваетсяпотенциальной энергией неба Ep, образуя стационарное состояние системы,характеризующейся определенным периодом ее становления, исохраняющей свои параметры неизменными во времени, превышающем периодстановления. Таким образом, физический закон взаимодействия разнородных энергийсвета и неба (движения и тяготения ) выражается в виде уравнения их значений врамках целостной структуры, характеризующейся собственным временем становления,положением и размером в пространстве. Время становления  и размер атома водорода l = 2r (r – радиус орбитыэлектрона) в метрически-ритмичном континууме являются измеримыми физическимивеличинами, кратными элементу времени и элементу длины, то есть изменяющимисядискретно, являются квантуемыми.
Такимобразом, любой физический объект в процессе своего становления проявляетматериальные качества текучести и неопределенности, но, будучи воплощениемвечной идеи, сохраняет абсолютную устойчивость или стабильность, проявляяприсущий ей индивидуальный образ. Воплощенная идея как материализованнаявозможность в своем основном состоянии проявляется как равновесие внутреннегопроцесса в его становлении, являет образ колебания около стабильногоминимального уровня энергии, находящейся «внутри тверди» данного объекта. Какизвестно [ 3 ], физической моделью микрообъекта, совершающего колебания вокругцентра устойчивости, служит гармонический осциллятор. Решение уравненияШредингера для осциллятора приводит к дискретному спектру возможных значенийэнергии, различающихся между собой порцией энергии, равной h. При этом наименьшеевозможное значение энергии оказывается отличным от нуля и равным ½ hчто подтверждаетсяэкспериментами по изучению рассеяния света кристаллами при низких температурах.Эти эксперименты показывают, что и при абсолютном нуле колебания атомов вкристаллической решетке не прекращаются, т.е. являются собственными колебаниямиэлементарного объекта.
Становление«небесной тверди» являет себя как вечное присутствие стабилизирующих иоформляющих сил взаимодействия внутри и вне каждого материального объекта,воссоздавая и сохраняя воплощенные образы. Под воздействием внешнего поля, «воднад твердью», становящаяся структура может возбуждаться, увеличивая амплитудувнутренних колебаний, но сохраняя свое стабильное состояние, либо переходит наметастабильный энергетический уровень, характеризуемый некоторой модификациейначальной формы и соответственно более высоким значением энергии. Переход извозбужденного метастабильного состояния в основное, стабильное, происходитвнезапно, скачком с испусканием кванта энергии, соответствующей разностидискретных значений энергии соответствующих уровней. Внезапность, случайностьперехода между состояниями объекта свидетельствует о причине этого события,находящейся вне физического пространственно-временного континуума, но внутритверди становления этого объекта, т.е. в пределах периода его становления.Связанное с текучестью материи, событие перехода, или квантовый скачок,проявляет себя статистически, и описывается как вероятность случайного событияв процессе силового воздействия стационарной формы. Отсюда вытекает вызывавшиеу физиков удивление свойства атомных объектов: с одной стороны их устойчивостьи стабильность, проявляющиеся в восстановлении их первоначально нарушенныхструктур, а с другой – случайный, «индетерминированный» характер квантовыхпереходов из метастабильных состояний. Эта же «вечная» устойчивость проявляетсяи на молекулярном, и на биологическом уровнях [ 4 ].

Заключение
Итак, мыможем заключить, что в основании мироздания лежат три онтологических принципа:процесс, предел и структура, являющиеся способами материального становлениясвета, тверди и неба, созданными в первые три «дня» творения. Время предстаеткак образ вечности, пространство – как образ предела, как распределенныйпроцесс, и структура – как образ органичного сочетания распределенных процессовв единстве творения. В этой связи становится ясной неуместностьнатуралистического подхода к творению, как последовательному во времени эволюционномуразвертыванию мироздания из какой-то «точки» в пространстве.
В то жевремя, можно отметить на первый взгляд парадоксальный и во всяком случаеудивительный факт, что наиболее удаленные от «реальной жизни» абстрактныемодели математики и теоретической физики свидетельствуют как раз о проявлениисамых главных оснований этой жизни и принципах ее познания, которыесформулированы в библейском Откровении. Достигнутая глубина символическогозначения точного естествознания есть безусловно апофеоз всего ее историческогоразвития и служит твердым основанием для построения современного представленияо природе, как «великой и преславной книге Божией». Ведь и мы сами являемсясовершенными становящимися «небесными» структурами, будучи не только«зрителями, но и участниками» разворачивающейся «драмы жизни». Поэтому вся нашадеятельность, в том числе и научная, заключается не только в «угадывании»вечного смысла происходящего, но и в конструировании разумных моделейидеального мира, выходящего за рамки чувственных образов повседневности.

Список литературы
 
1.  В.Н. Лосский. Богословскиетруды. Сборник восьмой. Изд. Московской Патриархии. М., 1972 г.
2.  И.В. Савельев. Курс общейфизики. Том 1. Изд-во «Наука», М., 1977 г.
3.  И.В. Савельев. Курс общейфизики. Книга 5. «Наука», М., 1998 г.
4.  В. Гейзенберг. Физика ифилософия. М., «Наука», 1989 г.