Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ Факультет ускоренного обучения Кафедры Экономики и организации производства Курсовая работа. по дисциплине Маркетинг. Руководитель профессор Гордеев Г.Д. Студент Погодин И.Л. Гр. СПВ-34041 Екатеринбург 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 1. Оптимизация производственной деятельности.
1.1Экономическая формулировка 2. Математическая формулировка 3. Результаты решения и анализ. 2.Оптимизация портфеля деятельности фирмы. 2.1Расчет товарной стратегии построение матрицы BCG. 2.Определение политики гаммы товара для реализации 3.Оценка политики ценообразования. 1. Расчет психологической референтной цены. 2.Оценка уровня цены в зависимости от спроса 18 3.3.
Моделирование границ ценовой политики 4.Расчет конкурентоспособности товара. 5. Разработка плана вывода товара на рынок 28 Приложение 34 Приложение 35 Список литературы 36 Введение. В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует,
как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля. Маркетинг дает ответ на вопрос, как конкурировать на основании иных, не ценовых, принципов. Из-за перепроизводства маркетинг становится важен как никогда раньше.
Предмет маркетинга до сих пор неправильно понимается как деловыми кругами, так и обществом. Компании считают, что маркетинг существует, чтобы помочь производству освободиться от созданной продукции. Но истина в обратном производство существует, чтобы помогать маркетингу. Компания всегда может снизить издержки. Но процветание и преуспевание приносят компании именно ее маркетинговые идеи и предложения. Маркетинг это искусство создания истинной ценности для потребителя.
Это умение помогать потребителям жить лучше. Девизы маркетинга качество, обслуживание и ценность. Маркетинг это также мониторинг результатов и усовершенствование рыночных предложений. Он решает, надо ли, и если да, то когда прекращать рыночную жизнь товара или услуги. Вышесказанное говорит о том, что маркетинг это не краткосрочные усилия по продажам, а долгосрочная инвестиционная работа. Если маркетинг проводится грамотно, он начинается задолго до производства товара
или его выхода на рынок и он продолжается после продажи. Маркетинговая деятельность заключается в преобразовании изменяющихся потребностей людей в прибыльные возможности организации. Цель маркетинга создать ценность путем предложения высококачественных решений, способствующих экономии времени и усилий, которые покупатель затрачивает на поиск и совершение сделки, и предоставить обществу в целом более высокий стандарт жизни.
Перед маркетингом стоит задача формирования взаимовыгодных долгосрочных отношений с потребителями, а не просто реализация товара компании. Маркетинг Это масштабный процесс систематизированного выявления того, что производить, как привлечь к товару внимание потребителя и облегчить его доступность, как постоянно поддерживать желание потребителя покупать только у вас. На смену теоретическим рассуждениям о конкуренции, рыночном ценообразовании, оптимизации портфеля реализации
продукции, промоушена пришла пора необходимости проведения конкретных расчетов и научно обоснованных решений указанных проблем. Содержанием маркетинга является комплексное исследование целей и причин принятия решений участниками рынка в процессе взаимоотношений спроса и предложений. Курсовая работы предназначена для закрепления и углубления теоретических знаний по дисциплине Маркетинг и для получения практических навыков в расчетах рыночных ситуаций, необходимых в будущей профессиональной
деятельности. 1. Оптимизация производственной деятельности. 1.1Экономическая формулировка Малое предприятие ЕКТ специализирует свое производство на изготовлении и реализации 5 видов А, Б, В, Г, Д продукции. Ему следует решить маркетинговую проблему – в каком ассортименте выпускать продукцию для получения максимальной прибыли При изготовлении продукции используются четыре типа ресурсов трудовые, сырьевые, оборудование и финансовые.
Наименоваение изделияАБВГДНаличиеТрудоемкость производства единицы продукции, н-часТ1мех. обработка, 3 чел.0,300,801,201,101,40 5950,00Т2сварка, 1 чел.0,200,400,300,800,90 1700,00Т3прочие, 2 чел.0,300,200,701,101,70 3400,00Материалоемкость при изготовлении единицы продукции, кгМ1сталь унив.10,0015,0012,0013,0014,00 45000,00М2сталь спец.6,009,008,503,408,00 22500,00М3цветн.мет.3,002,800,000,802,00 2000,00М4пластик0,702,001,501,000,00 4000,00Станкоемкость при обработке продукции, ст.часС1мех. обр.1,200,600,904,001,10 7000,00С2сварка0,800,700,002,300,50 8000,00С3прочие0,502,001,100,000,30 2000,00Финансы,
руб.8,108,906,5010,2012,00 58000,00Себестоимость единицы33,3040,3048,0045,8064,30Цена реализации35,4042,8051,2048,4067,70Колич ество ресурса каждого типа, необходимое для выпуска единицы продукции каждого вида, называемые нормами расхода, а также имеющееся наличие этих ресурсов приводится в таблице 1. Таблица 1 Ранее предприятие заключило контракт на выпуск продукции типа А в количестве 8 штук, типа Б – не менее 140 шт. Продукцию типа
В не менее 1500 шт а по товару Г по опыту прошлых лет вряд ли можно реализовать более 1500 шт 2. Математическая формулировка 0,3Х1 0,8Х2 1,2Х3 1,1Х4 1,4Х5 5950 0,2X1 0,4X2 0,3X3 0,8X4 0,9X5 1700 0,3Х1 0,2Х2 0,7Х3 1,1Х4 1,7Х5 3400 10Х1 15Х2 12Х3 13Х4 14Х5 45000 6Х1 9Х2 8,5Х3 3,4Х4 8Х5 22500 3Х1 2,8Х2 0 0,8Х4 2Х5 2000 0,7Х1 2Х2 1,5Х3 Х4 0Х5 4000 1,2Х1 0,6Х2 0,9Х3 4Х4 1,1Х5 7000 0,8Х1 0,7Х2 0Х3 2,3Х4 0,5Х5 8000 0,5Х1 2Х2 1,1Х3 0Х4 0,3Х5 2000 8,1Х1 8,9Х2 6,5Х3 10,2Х4 12Х5 30000 Х1 8 Х2 140 Х3 1500 Х4 1500 ЦФ 2,1Х1 2,5Х2 3,2Х3 2,6Х4 3,4Х5 max 3. Результаты решения и анализ. Таблица 2 Наименоваение изделияАБВГД
Оптимальное значение814015291351114 Нижняя граница8140150000Верхняя граница80015000Коэф. в целефой фун. 2,12,53,22,63,49160,5Ограничения по видам ресерсовТрудоемкость производства единицы продукции, н-часИспольНаличиеТ1мех. обработка, 3 чел.0,300,801,201,101,403595,2 5950,00Т2сварка, 1 чел.0,200,400,300,800,901700,0 1700,00Т3прочие, 2 чел.0,300,200,701,101,702781,1 3400,00Материалоемкость при изготовлении единицы продукции, кгМ1сталь унив.10,0015,0012,0013,0014,0039690,7 45000,00М2сталь
спец.6,009,008,503,408,0019811,0 22500,00М3цветн.мет.3,002,800,000,802,00 1725,4 2000,00М4пластик0,702,001,501,000,003930 ,1 4000,00Станкоемкость при обработке продукции, ст.часС1мех. обр.1,200,600,904,001,107000,0 7000,00С2сварка0,800,700,002,300,503269, 3 8000,00С3прочие0,502,001,100,000,302000, 0 2000,00Финансы, руб.8,108,906,5010,2012,0026401,0 58000,00 Таким образом, оптимальными объемами производства, в соответствии с заданными в табл. 1 и 2 исходными ресурсами, являются А 8, Б 140, В 1529, Г 1351, Д 114 штук соответственно.
Максимальная величина прибыли при этих объемах равна 9160,5 тыс. руб. Максимально использованы – среди трудовых ресурсов сварщики из оборудования прочие оборудование и механическое оборудование. Остальные виды ресурсов имеют свободные резервы. Форма отчета по результатам оптимизации. Таблица 3 Microsoft Excel 11.0 Отчет по результатамРабочий лист
Книга1 Задача 1 Маркетинг.xlsОптимизация пр-ой программыОтчет создан 07.05.2006 173654Целевая ячейка МаксимумЯчейкаИмяИсходное значениеРезультатG5Коэф. в целефой фун. 9160,59160,5Изменяемые ячейкиЯчейкаИмяИсходное значениеРезультатB2Оптимальное значение А88C2Оптимальное значение Б140140D2Оптимальное значение В15291529E2Оптимальное значение Г13511351F2Оптимальное значение
Д114,20114,20ОграниченияЯчейкаИмяЗначени еФормулаСтатусРазницаG8Т1мех. обработка, 3 чел. Исполь3595,2G8 I8не связан.2354,76G9Т2сварка, 1 чел. Исполь1700,0G9 I9связанное0G10Т3прочие, 2 чел. Исполь2781,1G10 I10не связан.618,94G12М1сталь унив. Исполь39690,7G12 I12не связан.5309,29G13М2сталь спец.
Исполь19811,0G13 I13не связан.2689,03G14М3цветн.мет. Исполь1725,4G14 I14не связан.274,63G15М4пластик Исполь3930,1G15 I15не связан.69,92G19С3прочие Исполь2000,0G19 I19связанное0G17С1мех. обр. Исполь7000,0G17 I17связанное0G18С2сварка Исполь3269,3G18 I18не связан.4730,73G20Финансы, руб. Исполь26401,0G20
I20не связан.31598,96B2Оптимальное значение А8B2B3не связан.0C2Оптимальное значение Б140C2 C3связанное0D2Оптимальное значение В1529D2 D4не связан.1529E2Оптимальное значение Г1351E2 E3не связан.1351E2Оптимальное значение Г1351E2 E4не связан.148,80F2Оптимальное значение Д114,20F2 F3не связан.114,20 Отчет по результатам дублирует оптимальные значения, приводимые в расчетной таблице 2,
и указывает на имеющиеся резервы в колонке разница табл. 3, т.е. по трудоемкости сварщиков, по прочему и механическому оборудованию выявился дефицит. По остальным ресурсам имеются резервы, например по трудоемкости механической обработки из фонда в 5950 нормо-часов свободными будут 2354,76 нчаса, если не принять дополнительных мер. Форма отчета по результатам устойчивости решения Microsoft
Excel 11.0 Отчет по устойчивостиРабочий лист Книга1 Задача 1 Маркетинг.xlsОптимизация пр-ой программыОтчет создан 07.05.2006 173703Изменяемые ячейки Результ.Нормир.ЦелевойДопустимоеДопустим оеЯчейкаИмязначениестоимостьКоэффициентУ величениеУменьшениеB2Оптимальное значение А802,10,4193820221E30C2Оптимальное значение Б140-32,52,8328651691E30D2Оптимальное значение В152903,27,230,483E2Оптимальное значение
Г135102,69,2297872340,1289F2Оптимальное значение Д114,200,003,40,1318181821,971818182 Ограничения Результ.ТеневаяОграничениеДопустимоеДопу стимоеЯчейкаИмязначениеЦенаПравая частьУвеличениеУменьшениеG8Т1мех. обработка, 3 чел. Исполь3595,20,059501E302354,769663G9Т2св арка, 1 чел. Исполь1700,03,0170097,1864811172,6727007 3G10Т3прочие, 2 чел. Исполь2781,10,034001E30618,9359551G12М1с таль унив.
Исполь39690,70,0450001E305309,292135G13М 2сталь спец. Исполь19811,00,0225001E302689,035955G14М 3цветн.мет. Исполь1725,40,020001E30274,6337079G15М4п ластик Исполь3930,10,040001E3069,91685393G19С3п рочие Исполь2000,02,0200055,312581,9619048G17С 1мех. обр. Исполь7000,00,07000158,0342857752,073846 2G18С2сварка
Исполь3269,30,080001E304730,733708G20Фин ансы, руб. Исполь26401,00,0580001E3031598,95955Табл ица 4 По результатам устойчивости можно определить направления последующих действий в использовании резервов и снятия дефицита по узким производственным местам. Значение коэффициента Лагранжа показывает увеличение целевой функции в нашем примере прибыль при условии снятия ограничения на 1. Например сварка по множителю
Лагранжа показывает, что за счет 1 дополнительного отработанного нормо-часа трудоемкости сварки предприятие может получить дополнительно 3 тыс. руб. прибыли, что в полтора раза больше, чем при дополнительной работе 1 часа прочего оборудования множитель Лагранжа 2. Форма отчета по пределам. Таблица 5 Microsoft Excel 11.0 Отчет по пределамРабочий лист Книга1 Задача 1 Маркетинг.xlsОтчет по пределам 1Отчет создан 07.05.2006 173710
Целевое ЯчейкаИмяЗначениеG5Коэф. в целефой фун. 9160,5 Изменяемое НижнийЦелевойВерхнийЦелевойЯчейкаИмяЗнач ениепределрезультатпределрезультатB2Опти мальное значение А88916189161C2Оптимальное значение Б14014091611409161D2Оптимальное значение В15290426815299161E2Оптимальное значение Г13510564713519161F2Оптимальное значение Д114,200,008772,26114,209160,55 Отчет по пределам показывает, см. табл.
5, каково значение целевой функции при отказе от производства данного вида продукции. Так, прекращение производства изделия типа В влечет за собой потерю прибыли на 4268 тыс. руб. 9161-4268 2.Оптимизация портфеля деятельности фирмы. 2.1Расчет товарной стратегии построение матрицы BCG. Одной из первоочередных задач предприятия в современных условиях является оценка конкурентной стратегии
по своим видам деятельности. Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ портфеля деятельности фирмы. Речь идет об оценки руководством состояния этого портфеля, т.е. об оценке положения всех входящих в состав видов деятельности. Под видом деятельности может иметься в виду отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар. Такой анализ требует выявить более или менее рентабельные виды деятельности и принять решение о том,
что делать с каждым из них по отдельности. Фирме явно захочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные виды и сократить или вообще прекратить вложения в слабые. Наиболее успешно дает ответы на эти вопросы матрица BCG. Матрица позволяет провести анализ портфеля деятельности предприятия по его доле рынка и темпам роста. Однако, следует обратить внимание, что используется в расчетах относительная доля рынка
ОДР к своим основным конкурентам предприятия или к лидеру рынка. Матрица BCG производит оценку по двум направлениям темп роста рынка и относительная доля рынка. Предприятия занимают разные позиции по этим характеристикам на матрице. В результате расчетов, построения матрицы и анализа появляются рекомендации в выработке стратегии работы фирмы. Основная задача заключается в ответе на вопрос
Сбалансирован ли портфель деятельности предприятия, т.е. нужно количественно определить структуру соответствия деятельности предприятия жизненному циклу производимой им продукции на рынке Матрица Бостон консалтинг групп позволяет компании классифицировать каждую ассортиментную группу по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, фирма может определить, во-первых, какое из ее подразделений играет ведущую роль
по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика ее рынков развиваются они, стабилизируются или сокращаются. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшении позиции при заключении сделок. Матрица выделяет четыре типа подразделений звезды, дойные коровы, знаки вопросов и собаки и предполагает стратегии для каждого из них.
Исходные данные. наша доля доля лидера рынка Объем реализ. тыс. руб.А20117300Б9415150В333-645Г1238-890Д4 0126110Е1553460 Формула расчета ОДРлидера Доля рынка лидера Доля рынка, занимающего 2-е место ОДРне лидера Доля рынка i-го предприятия Доля рынка лидера ОДРа 2011 1,82 ОДРв 333 0,09 ОДРд 4012 3,33 ОДРб 941 0,22
ОДРг 1238 0,32 ОДРе 1553 0,28 Оси матрицыВиды продукцииАБВГДЕОтносительная доля рынка1,820,220,090,323,330,28Темп роста рынка 75-6-864Объем реализации300150459011060 Рис. 1. Матрица Рост рынка Доля рынка BCG Звезды Вопросы 10 8 6 4 20 Дойные коровы Собаки – 2 – 4 – 6- 810x4x2x1.5x1x0.5x 0.4x 0,3x 0,2×0,1x Продукция Д и А это Звезды занимает лидирующее положение в развивающейся отрасли.
Основная цель – поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. Звезда дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большой объем рекламы, изменение продукции иили более обширное распределение. По мере того как развитие отрасли замедляется, звезда превращается в дойную корову.
Продукция Е и Б Знаки вопросов незначительно воздействует на рынок в развивающейся отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить, следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка.
Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка. Продукция Г и В Собаки – это подразделение с ограниченным объемом сбыта в зрелой или сокращающейся отрасли. Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество потребителей и он существенно отстает от конкурентов по сбыту, образу, структуре издержек
и т. д. Компания имеющая такое подразделение, может попытаться выйти на специализированный рынок извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка. Эта продукция заканчивают свой жизненный цикл и снятия их с производства, и выводу с рынка. Итак, портфель деятельности фирмы не сбалансированный т.к. нет дойных коров, за счет которых можно инвестировать новые проекты и товары. 2.2.Определение политики гаммы товара для реализации
При определении политики товара, прежде всего, следует определиться с направлениями удовлетворения покупателя техническое, психологическое или социальное, с последующей оценкой предопределяющего, т.е. какую ценность в данном товаре ожидает покупатель пользователь. Конкретная продукция, как правило, является одним из элементов в гамме продукции. Маркетинговое решение заключается в определении политики гаммы, имеющей наибольшую синергию. Гамма ассортиментная группа совокупность товаров, связанных одним способом функционирования,
адресованных одним и тем же клиентам и часто продаваемых в магазинах одного типа. Ассортимент характеризуется широтой, глубиной и когерентностью. Широта количество гамм ассортиментных групп. Глубина количество позиций в каждой гамме. Когерентность схожесть товаров, относительно их конечного использования, требований к производству, каналов распределения. Гамма продукции – это комплекс номенклатуры и ассортимента продукции предложенных
к продаже предприятием на разных рынках. Гамма продукции может развиваться вверх, вниз, расширяться на основе одного или нескольких критериев вид технологии уровень обработки тип распределения ценовая зона база продукции их комбинация. Исходные данные для расчета торговой политики гаммы товаров НоменклатураНаше предприятие Лидер рынкаКол-во наименованийРП, Общая рентаб Эволюция, кол-во ассортиментаРП, Эволюция,
В41225-428-5Г61825-428-5Д2630-14162Е1335 24168Ж1133280312-1З41225-17280И51530-231 2-1ИТОГО33100198 25100 РП общая прибыль Расчет влияния на прибыль РП общая прибыль РП х общая прибыль 2709 Расчет влияния на прибыльв 12252709100 11,1 Расчет влияния на прибыльг 18252709100 16,6 Расчет влияния на прибыльд 6302709100 6,6 Расчет влияния на прибылье 3352709100 3,7 Расчет влияния на прибыльж 33282709100 34,4
Расчет влияния на прибыльз 12252709100 11,1 Расчет влияния на прибыльи 15302709100 16,6 НоменклатураВГДЕЖЗИВлияние на прибыль, 11,116,66,63,734,411,116,6 В данном случае предлагаем несколько вариантов стратегий 1. Оставить Д, З без изменений и предпринять следующие шаги снизить цены разработать более действенную рекламную кампанию прибегнуть к активным приемам стимулирования сбыта, таким, как заключение льготных
сделок с продавцами, выпуск купонов, дающих право на небольшую скидку с цены, распространение сувениров, проведение конкурсов 2. Провести более детальный анализ продукции В, Г, И и возможно исключить из ассортимента некоторые наименования, мало влияющие на прибыль с отрицательной эволюцией. 3. Репозиционирование продукции Е, Ж изменение упаковки с увеличением или уменьшением цены, проведение грамотной рекламной компании изменение имиджа компании повышение качества продукции 3.Оценка
политики ценообразования. Фиксирование цены продажи товара должно включать три ограничения – психологическую реакцию потребителя – цену конкурента -финансовую рентабельность. Основная трудность предприятия заключается в нахождении наиболее приемлемого сочетания этих трех составляющих и зачастую противоречивых. Уровень цены должен учитывать и другие переменные маркетинга MIX, равно как и юридические ограничения, устанавливаемые государством.
Глобализация, гиперконкуренция и Интернет переформировали рынки и бизнес. Все эти три силы работают на понижение цен на рынках. Глобализация заставляет компании выставлять свою продукцию на более дешевых рынках и поставлять ее в страны, где цены ниже цен, предлагаемых продавцами в их стране. Гиперконкуренция приводит к тому, что все больше компаний борются за потребителя, что также ведет к
снижению цен. А Интернет позволяет людям с легкостью сравнивать цены и выбирать товары с наименьшей из них. Следовательно, с учетом этих макротенденций, изменения в маркетинге должны быть нацелены на пути поддержания цен и рентабельности. Главный ответ, по-видимому, лежит в лучшей сегментации, более сильном брендинге и в управлении взаимоотношениями с потребителями. Прежде чем приступить к рассмотрению методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика
продавца зависит от типа рынка. Экономисты выделяют четыре типа рынков чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция, чистая монополия, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования. На ценообразование влияют следующие факторы 1. Государственное регулирование, установление и поддержание цен. 2. Распределители. Стратегии ценообразования. 1. Стратегия внедрения цена максимально низкая минимальная
прибыль выгода за счет больших объемов продаж, слабый риск ценовой войны, покапатели чувствительны к цене поэтому товар эластичный. 2. Стратегия снятия сливок т.е. цена повышенная число покупателей ограниченно, товар не эластичный покупатель мало чувствителен к цене, при малых объемах производства затраты не сильно меняются, повышенная цена связана с имиджем товара, риск связан с ноу-хау технологическими. 3. Следование за лидером в качестве цены берется цена фирмы лидера, после этого небольшая скидка и
попытка завоевать свою долю на рынке, адаптация к лидеру. и т.д. Так же существуют запрещенные приемы в ценообразовании 1. Монополистическое ценообразование если доля рынка больше 65 и от 35 до 65 2. Демпинговые цены т.е. искусственно заниженные цены 3. Цены на основе соглашений. 4. Ценообразование в спекулятивных ценах 5.
Нарушение нормативного порядка ценообразования. 3.1. Расчет психологической референтной цены. Расчет психологической цены заключается в опросе потенциальных покупателей на 2 вопроса 1. Выше какой цены вы считаете товар не доступный для вас. 2. Ниже какой цены качества товара вызывает у вас сомнение. Алгоритм расчета 1. Исходные данные Уровень ценыНедостат.качествоЭсклюзив дорого
Итого500500 2. Для расчета столбца убыв. нет качества из общего кол-во опрошенных вычетам кол-во опрошенных по определенной цене и идем на убывание например для цены 200 500-170330 для цены 210 330-120210 и так далее. 3. Для расчета столбца нараст. эксклюзив складываем эксклюзив дорого по натостающей например для цены 210 02020 для цены 220 202040 для цены 230 404585 и т.д. 3. Расчета столбца потенц. покуп. Проводится по формуле
ПАiВi-N, где П – общее количество опрошенных N кол-во опрашиваемых эксклюзивно дорого Аi- убыв. нет качества Вi нараст. эксклюзив Например для цены 200 500-330170 Для цены 210 500-21020270 Для цены 220 500-14040 320 Для цены230 500-9085 325 Для цены240 500-50175275 и т.д. Уровень ценыНедостат.качествоЭсклюзив дорогоУбыв. нет качестваНараст.
ЭсклюзивПотенц. покуп. Чел.Потенц. Продажи, руб. Итого500500 Из данной таблицы видно, что психологической ценной является цена в 230 д.е. т.к. количество потенциальных покупок при данной цене максимально и составляет 325 человек, а максимум потенциального продаж по уровням цен равен 74750 д.е. 3.2.Оценка уровня цены в зависимости от спроса Предприятию следует постоянно исследовать уровень возможного спроса и прибыли при разных ценах.
Известно, что с ростом цены порог безубыточности снижается, равно, как и снижается спрос на товар. Заниженные цены привлекают больше покупателей, но, при этом, доходы не достигают точки безубыточности и производитель теряет деньги. Другое экстремальное значение цены также неприемлемо для производителя, т.к. невозможно сформировать спрос выше точки безубыточности и прибыль становится отрицательной. Оптимальное значение находится между этими экстремумами, что позволит вычислить эластичность товара.
Исходные данные Цена, руб.6065707580859095100Спрос тыс. шт. Затраты переменные 50 руб. Затраты постоянные 6000 руб. Решение Порог рентабельности находиться по формуле затраты постоянные цена – затр.перем. Для цены 60 руб. порог рентабельности 600060-50600 и т.д. Объем реализации находится по формуле спрос на цену,
50006030 Затраты находятся по формуле затраты переменные спрос затраты постоянные, 5050006000256000 Прибыль находится по формуле объем реализации затраты, 30-25600044000 Расчет уровня цены в зависимости от спроса Цена, руб.Спрос тыс. шт.Порог рентабельности, шт.Объем раелизации, тыс. руб.Затраты тыс. руб.Прибыль, тыс.руб. Вывод оптимальная цена 65 рублей при спросе 4500 тыс.шт. что дает
максимальную прибыль в размере 61500 тыс.руб. 3.3. Моделирование границ ценовой политики При расчете границ ценовой политики необходимо знать полные, предельные, безубыточные и целевые производственные расходы. Далее ведется определение результатов деятельности предприятия при каждом варианте затрат. Для пояснения расчетов введем следующие обозначения и пояснения. К инвестированный капитал Р ожидаемая рентабельность
Пер переменные расходы Пост постоянные расходы РПпесс пессимистический прогноз объема продаж РПопт оптимистический прогноз объема продаж РПинв объемы продаж при инвестициях К Цена предельная цена, покрывающая только переменные издержки на производство продукции при любом варианте прогноза Цпр Пер . Результат деятельности предприятия неудовлетворительный потери в размере суммы условно-постоянных расходов Пост. Цена безубыточности цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные
и условно-постоянные издержки на производство единицы продукции, но не получает никакой прибыли. Цена безубыточности а при пессимистическом прогнозе Цбез Пост РПпесс Пер. б при оптимистическом прогнозе Цбез Пост РПопт Пер. Результат деятельности предприятия 0. Цена целевая цена, покрывающая как издержки на производство единицы продукции, так и содержащую в своем
составе запланированную прибыль и дополнительные затраты. Цена целевая а при пессимистическом прогнозе Цц Пост РПпесс Пер. КР РПпесс б при оптимистическом прогнозе Цц Пост РПопт Пер. КР РПопт в при инвестиционном прогнозе Цц Пост РПинв Пер. КР РПинв Результат деятельности предприятия а при пессимистическом прогнозе прибыль
Прпесс Цц ЦбРПпесс б при оптимистическом прогнозе прибыль Пропт Цц ЦбРПопт Исходные данные К инвестированный капиталруб.100 000Р ожидаемая рентабельность 15Пер переменные расходыруб.100Пост постоянные расходыруб.100 000РПпесс пессимистический прогноз объема продажшт.500РПопт оптимистический прогноз объема продаж шт.600РПинв объемы продаж при инвестициях Кшт.800Цена предельная цена, покрывающая только переменные издержки на производство продукции при любом
варианте прогнозаЦпр Пер 100Цена безубыточности цена, при которой предприятие покрывает полностью переменные и условно-постоянные издержки на производство единицы продукции, но не получает никакой прибыли. Цена безубыточностиа при пессимистическом прогнозе Цбез Пост РПпесс Пер.300б при оптимистическом прогнозе Цбез Пост РПопт Пер. 267Цена целевая цена, покрывающая как издержки на производство единицы продукции,
так и содержащую в своем составе запланированную прибыль и дополнительные затраты.Цена целеваяа при пессимистическом прогнозе Цц Пост РПпесс Пер. КР РПпесс 330б при оптимистическом прогнозе Цц Пост РПопт Пер. КР РПопт 292в при инвестиционном прогнозе Цц Пост РПинв Пер. КР РПинв 244Результат деятельности предприятияа при пессимистическом прогнозе прибыль
Прпесс Цц ЦбРПпесс 15 000б при оптимистическом прогнозе прибыль Пропт Цц ЦбРПопт15 000 4.Расчет конкурентоспособности товара. Наиболее важным в исследовании товара является определение его конкурентоспособности. Постоянные наблюдения за уровнем конкурентоспособности ведут сами производители, ведущие торговые фирмы и специализированные консультативные фирмы. Конкурентоспособность включает в себя целую систему понятий.
Во-первых, конкурентоспособность товара связана с условиями его реализации в данный момент времени на данном рынке. Это требует учта таких факторов, как потенциальная мкость рынка, наличие конкурентов и сложившуюся конъюнктуру, структуру товарного предложения и др. Во-вторых, понятие конкурентоспособности продукции тесно связано с понятием качество. Различать эти понятия следует в следующих аспектах если под качеством понимается совокупность свойств
продукции, то конкурентоспособность характеризуют их соответствие конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность функционально однородных товаров параметры качества определяются, исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности, прежде всего исходя из интересов потребителя, в том числе включают затраты на потребление уровень качества и технический уровень продукции задатся
уровнем технически современной продукции, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставление его потребительских характеристик с уровнем развития потребностей. При этом повышение конкурентоспособности над степенью удовлетворения потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено покупателем и не дать необходимого эффекта на конкурентоспособность значительное влияние оказывает факторы рынка и маркетинга, например эффективность сбытовой деятельности, наличие
послепродажного обслуживания, реклама и т. д а на качество – в основном факторы производства. Оценка уровня конкурентоспособности базируется и на сопоставлении цен товаров – первоначальной и цены послепродажного обслуживания, которые во многом зависят от развитости сферы услуг, а не от действий производителя и желаний потребителя. Уровень конкурентоспособности тесно связан с требованиями строго определнных групп потребителей. Так чрезмерная погоня за излишним качеством может сделать товар недосягаемым
для тех групп покупателей, для которых он предназначен, а следовательно не обеспечит ему необходимый уровень конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции является величиной относительной и не только потому, что выражается безразмерным показателем. Существенное влияние на этот показатель оказывает фактор времени. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и возрастающих требований рынка уровень конкурентоспособности
произведнной продукции постоянно понижается, поэтому вновь создаваемая продукция должна обладать определнным запасом конкурентоспособности и тем большим, чем длительнее период е освоения производством. Постоянное совершенствование свойств продукции и создание новых образов, имеющих преимущества перед выпускаемыми, является важнейшим средством конкурентной борьбы. Анализ условий производства и потребления позволяет выделить основные факторы, оказывающие влияние
на уровень конкурентоспособности состояние и степень развитости потребностей наличие конкурентов и производимого ими ассортимента товаров-аналогов расслоение покупателей по уровню дохода, социальному положению, уровню развития потребностей технический уровень производства и развитость сети услуг качественные и стоимостные характеристики товара и его жизненного цикла степень удовлетворения спроса на товар на конкретном рынке развитие снабженческо-сбытовых и внешнеэкономических связей и др.
Оценка уровня конкурентоспособности и изучение действия на него факторов на всех стадиях жизненного цикла товара является важной предпосылкой и составной частью создания системы управления производством и реализацией товаров в условиях рыночной экономики. Методология определения уровня конкурентоспособности продукции предполагает выделение базового образца и сравнение с ним параметров каждого вновь создаваемого изделия.
При этом сравниваемые показатели имеют различный физический смысл, размерность и различную значимость в общей оценке. Отправным пунктом оценки конкурентоспособности является определение цели исследования, которым может быть определение положения вновь разрабатываемого изделия в ряду аналогов предприятия, отрасли или на мировом рынке оценка перспектив сбыта товаров предприятия на определнном территориальном рынке выделение тех свойств товара товара-аналога, которые обеспечивают товару фактический или планируемый
уровень конкурентоспособности определение требований к организации системы разработки продукции, производства и сбыта определение стратегии и тактики деятельности предприятия на рынках в отношении ассортимента и качества продукции. Независимо от целей исследования основной оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. Анализ показателей состояния конъюнктуры и производства, продукции фирм-конкурентов, потребностей населения и требований потенциальных покупателей, стандартов и других нормативных актов
страны, а так же требований законодательства дат возможность сформировать основные требования и критерии в том численные их значения, по которым будет оценивать продукцию покупатель. Выявление требований к изделию проводится на основе анализа различной информации о потребностях, для удовлетворения которых предназначены изделия, об условиях их потребления, источниками которой могут быть действующие международные, региональные, национальные и фирменные стандарты перспективные нормы
и стандарты, введение которых запланировано или ожидается материалы фирм-потребителей, содержащие требования, предъявляемые к закупаемой продукции, методам испытаний, хранения и т. п. правительственные постановления, законы, нормативные акты и технические регламенты, действующие на рынках стран, куда будет поставляться продукция, и определяющие требования к ней результаты исследований конъюнктуры рынков, а также долгосрочных тенденций их развития итоги сравнительных испытаний анализируемой продукции и конкурирующих изделий
опросы потребителей, результаты оценок продукции, проводимых потребительскими союзами, фирмами-консультантами и их рекомендациями результаты сертификации продукции, оценок е на международных, региональных, национальных выставках, конкурсах, ярмарках отзывы о продукции со стороны потребителей и т. д. Конкурентоспособность товара определяется множеством факторов, уровень и значение которых зависят во времени от окружающей макро- и микросреды. Уровень конкурентоспособности устанавливает покупатель, обменивая
определенную сумму денег или других ресурсов и благ на товар, который, как считает покупатель, принесет ему большую выгоду. Оценка состава факторов товара ведется по трем векторам – Технические показатели -мощность -диапазон измерений -скорость -потребление энергии -вес -размеры -надежность Экономические -розничная цена -затраты на эксплуатацию -затраты на доставку и пуск -затраты на утилизацию Организационные -информационно-рекламные -престиж предприятия -условия оплаты -уровень
сервиса -культура обслуживания, Для количественной оценки качественных характеристик рекомендуется вести базу данных о факторах, которые определяют конкурентоспособность и применять метод сравнения оцениваемых показателей по пяти бальной системе в некоторых случаях возможно и иное количество баллов. Для оценки конкурентно способности мной был выбран товар джинсы стоимостью 1000 рублей. Проведен опрос респондентов по следующим позициям 1.
Выбрать 5 показателей из 15 представленных по которым они выбирают данный товаропрошено 10 человек – цена – качество – дизайн – срок службы – материал – цвет – размер – мода – удобство – фасон – длина – марка – страна производитель – эксклюзивность – место покупкипродажи Голоса распределились следующим образом – цена 5 – качество 10 – дизайн 6 – срок службы 1 – материал 3 – цвет 3 – размер 3 – мода 2 – удобство 7 – фасон 3 – длина 0 – марка 2 – страна производитель 0 – эксклюзивность 4
– место покупкипродажи 1 Из этих данных были выбраны 5 показателей для дальнейшего исследовапния – качество – удобство – дизайн – цена – эксклюзивность Примечание опросные листы представлены в приложении 1. 2. Оценка влияния факторов на конкурентоспособность товара опрошено 10 человек. Данные представлены в приложении 2 Оценка влияния факторов на конкурентоспособность товара, Факторы джинсы1 джинсы2 джинсы3 джинсы4 джинсы5 джинсы6 джинсы7 джинсы8 джинсы9 джинсы10Средний качество20,855,6229,8523,3536,2416,7522, 4633,9127,4027,1424,36удобство34,2229,58 15,4715,215,517,6426,7131,0811,8720,2419
,75дизайн4,2020,967,5918,4122,5411,4612, 807,5218,7218,3014,25цена18,0126,5034,49 38,0118,7226,8033,0716,4721,9228,4326,24 эксклюзивность22,7217,3412,605,0216,9937 ,354,9611,0220,095,8915,40100,00100,0010 0,00100,00100,00100,00100,00100,00100,00 100,00100,00 Уровень факторов по товарам конкурентам Единицы измеренияНаша продукция Конкурент1 Конкурент2 Конкурент3 ИдеалКоэфф. значимостибалл67591024,36балл68591019,75 балл76591014,25руб.11,20,820,826,24балл3 3151015,40 Кджинсы 24,36 х 6101 19,75 х 6101 14,25 х 7101 26,24 x 10,81 15,40 x 3101 73,86
Кк1 24,36 х 7101 19,75 х 8101 14,25 х 6101 26,24 x 1,20,81 15,40 x 3101 85,38 Кк2 24,36 х 5101 19,75 х 5101 14,25 х 5101 26,24 x 0,80,81 15,40 x 1101 56,96 Кк3 24,36 х 9101 19,75 х 9101 14,25 х 9101 26,24 x 20,81 15,40 x 5101 125,83 На основании полученных результатов следует, тщательно продумать и скорректировать свою маркетинговую стратегию. При производстве нашей продукции, следует обратить внимание на такие составляющие, как качество
и удобство. Повысив их, а следовательно, и повысив цену, предприятие может приблизиться к конкуренту 3 и занять определенный сегмент рынка по данной продукции в выигрышном соотношении ценакачество. 5. Разработка плана вывода товара на рынок 1.перечнь и идентификация работ и оценка длительности выполнения каждой работы ппШифрНаименование работТн.дн1aПодготовка регулярной рекламной компании202bАналогичное изучение других моделей403cВыбор каналов распределения264dАнализ сегментов рынка285eВыбор модели производства156fЗакрепление
каналов распределения107gЗаявки на материалы 108hОпредиление необходимых инструментов и приспособлений209iИзучение каналов распределения 3410jМаркетинговый тест3211kОбработка тестов и позиционирование товара1512lОпределение необходимых материалов2013mОпределение форм рыночных тестов 1014nОтправка первой партии в продажу 715oОценка ожидаемой прибыли1516pОценка реальных затрат на производство 1517qОценка ресурсов предприятия 3218rОформление разрешения на продажу2019sПредварительная оценка кривой спроса и предложений1020tПредварительное изучение
цены1021uПредварительное позиционирование товара1022vПодготовка модели организации производства2023wПредварительный финансовый анализ2024xПробная предварительная реклама2325yПробное производство 1026zПроизводство и упаковка первой партии2027aaРазработка идей по рекламе2528bbРазработка рекламного текста1529ccРазработка технологий 3530ddЗаявки на оборудование1031eeРазработка тары и упаковки532ffРеклама3033ggСоставление предварительной спецификации1034hhСелекция каналов распределения2635iiРасчет Цены20 2.Взаимосвязи между работами
ШифрНаименование работШифр предыдущихработaПодготовка регулярной рекламной компанииxbАналогичное изучение других моделей-cВыбор каналов распределенияhhdАнализ сегментов рынка-eВыбор модели производстваdfЗакрепление каналов распределенияigЗаявки на материалы lhОпредиление необходимых инструментов и приспособленийviИзучение каналов распределения cjМаркетинговый тестmkОбработка тестов и позиционирование товараjlОпределение необходимых материаловvmОпределение форм рыночных тестов -nОтправка первой партии в продажу zoОценка
ожидаемой прибылиqpОценка реальных затрат на производство yqОценка ресурсов предприятия -rОформление разрешения на продажуggsПредварительная оценка кривой спроса и предложенийqtПредварительное изучение ценыsuПредварительное позиционирование товараeevПредварительные идеи по таре и упаковкеewПредварительный финансовый анализo,txПробная предварительная рекламаbbyПробное производство dd,gzПроизводство и упаковка первой партииf,ff,ii,raaРазработка идей по рекламеbbbРазработка рекламного текстаaaccРазработка технологий
vddЗаявки на оборудованиеhheeРазработка тары и упаковкиkffРекламаa,uggСоставление предварительной спецификацииwhhСелекция каналов распределения-iiРасчет Ценыp 3.Расчет параметров сетевого графика Исходные данные ппШифрНаименование работТн.днТмин.дн.Доп.затр т.руб.1aПодготовка регулярной рекламной компании2018262bАналогичное изучение других моделей4035423cВыбор каналов распределения2623234dАнализ сегментов рынка2825345eВыбор модели производства151506fЗакрепление
каналов распределения101007gЗаявки на материалы 107108hОпредиление необходимых инструментов и приспособлений2018159iИзучение каналов распределения 34301810jМаркетинговый тест32303511kОбработка тестов и позиционирование товара1515012lОпределение необходимых материалов20181513mОпределение форм рыночных тестов 1010014nОтправка первой партии в продажу 77015oОценка ожидаемой прибыли15132516pОценка реальных затрат на производство 15133017qОценка ресурсов предприятия 32263418rОформление разрешения на продажу20174219sПредварительная оценка кривой спроса и предложений1091020tПредварительное
изучение цены1010021uПредварительное позиционирование товара1093322vПодготовка модели организации производства20183723wПредварительный финансовый анализ20172724xПробная предварительная реклама23204025yПробное производство 1055826zПроизводство и упаковка первой партии2020027aaРазработка идей по рекламе2525028bbРазработка рекламного текста15122629ccРазработка технологий 35305030ddЗаявки на оборудование1010031eeРазработка тары и упаковки55032ffРеклама30254733ggСоставле ние предварительной спецификации1092434hhСелекция каналов распределения2626035iiРасчет
Цены201618 Параметры сетевого графика время, резервы, критический путь ijВремя планНачалоОкончаниеРезервыКрит. ПутьРанееПозднееРанееПозднееПолныйСвобод ный124000404000Кр.п.16100571067570 111260572683570 1142805283350 122320513283510 23254040656500Кр.п.34156565808000Кр.п.45 23808010310300Кр.п.5102010310312312300Кр .п.672610673693570 7815369351108570 8955110856113570 9101056113661235757 10273012312315315300Кр.п.111226268352109 570 1213345210986143570 13271086143961535757 1415152833434850 1516204348636850 1617206368838850 16181063887398250 171920838810310850 1819107398831082520 19201010310811311850 20211511311812813350 21272012813314815355 22231032834293510 222415328847103565 232410429352103510 2425205210372123510 2526107212382133510 262720821331021535151 27282015315317317300Кр.п.282971731731801 8000Кр.п. Параметры сетевого графика этапы оптимизации
Этапысокращаемые работыКритическое времяДополнительные затраты0 180013-41777825-1017513034-516-171732404 4-517-1917229551-217-1917135261-221-2716 7592710-2720-21165746810-271-14162989 Из расчетов мы видим, что критический путь состоит из работ b, aa, bb, x, a, ff, z, и n см. график 1. После оптимизации программы мы можем сократить время работ со 180 дней до 162 дней, сокращая работы bb, a, x, h, dd, b, ii, ff, p, d при этом дополнительные затраты составят 989 т. руб. График 1. Приложение 1. Приложение 2. Список литературы 1.
Гордеев Г.Д. Конспект лекций по курсу Маркетинг. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2004, -100 с. 2. Гордеев Г.Д. Сборник задач и тестов по дисциплине Маркетинг, УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2002, -37с. 3. Котлер Ф Армстронг Г Сандерс Дж Вонг В. Основы маркетинга
Пер. с англ. 2-е европ. изд. М. СПб. К. Изд. дом Вильямс,1998. 1056с. Парал. Тит. Англ. 4. Муромцев С.В. Маркетинг для менеджеров. Краснодар. ООО ФЛЕР – 1 1997 219с. 5. Феоктисова Е.М Красюк И.Н. Маркетинг теория и практика Учеб. пособие. М. Высш. шк 1993. 80с. ил.