Ирина ИЛЛАРИОНОВА
Мыпродолжаем рассказ о жизненном и творческом пути Д. Кашина, нашего выдающегосяземляка из Гребнева первого отечественного пианиста, талантливого композитора исобирателя русских песен (первая публикация была в выпуске от 22 июля)
Шловремя. За сравнительно короткий срок гребневский музыкант добивается большихуспехов на музыкальном поприще. С нарастающим успехом проходят его публичныевыступления.
Ярчайшейстраницей в истории нашего государства и русской культуры стали торжества послучаю коронации императора Павла I в 1797 году. Крепостной музыкант Кашин«имел щастие поднести большой вокальный и инструментальный концерт»,«посвященный его императорскому величеству, с оркестром, составленным из лучшихроссийских музыкантов, числом более двухсот человек». Программа концерта, каксказано в объявлении, включала два его произведения: хор и фортепианный концертв авторском исполнении. В газетах в те дни рассказывали о «триумфе», «обеспрерывных овациях», сопутствовавших его выходам на сцену. Император высокоценил искусство, любил музыку, в детстве учился играть на клавикордах.Пользуясь большой популярностью в народе, Павел открыто пренебрегал сословнымиразличиями. Никогда еще русским крепостным оркестрам и хорам не представлялосьвозможным показывать свое искусство в таких широких масштабах! Концерт в Москвепрошел с грандиозным успехом, а в следующем, 1799, году дважды был повторен пригорячей поддержке московской публики. Литератор М.Н. Макаров, побывавший навтором из этих концертов, отметил: «Оркестр был огромен и украшал себябеспрестанными хорами певчих и необыкновенною мелодиею славной роговой музыки.Все русское, и все шло чрезвычайно хорошо!»
Напротяжении всей своей жизни талантливый музыкант ощущал высочайшеепокровительство и действенную помощь императорского дома. После смерти супруга,вдовствующая императрица берет под свою опеку все начинания молодого музыканта.Марии Федоровне Кашин посвящает песню «Ах, не будите меня, молоду» — жемчужинувокальной лирики композитора.
БезДаниила Кашина не обходилось ни одно более или менее значительное событие вмузыкальной Москве. Зная о необычайной преданности Кашина искусству, помещикБибиков решается дать ему вольную. «Кроме всех неотъемлемых художественныхдарований и таланта, присущих молодому музыканту, у него есть редкие, — считалГ.И. Бибиков, — в наши времена качества — воля и твердость принципов».
Благодарязаступничеству друзей композитора — С. Глинки, С. Сандунова и Ф. Карина,которые «напали на сердце его господина, направив ему трогательное и умоляющеепослание», в 1799 году наступает долгожданное освобождение. «Кашин поспешил ксвоему господину. Часа через два он прибежал к нам, запыхавшись и в восторгедушевном, и, бросаясь обнимать нас, повторял: «Я свободен, я свободен! Ишампанское закипело в бокалах. И с каким выражением играл Кашин на фортепьянахрусские песни! То был первый день его свободы».
С1806 года Кашин начинает интенсивно собирать и обрабатывать народные песни.Часть из них ему удается издать в сборниках под названием «Журнал отечественноймузыки». Продолжая традиции Ломоносова, Тредиаковского, Львова, Кашин находилсяв русле борьбы за отечественную культуру против бездумного подражания западнымобразцам. Судя по сохранившимся свидетельствам — воспоминаниям, старым газетнымвырезкам, концертная жизнь России сосредотачивалась преимущественно в рукахиностранных солистов, приезжавших на гастроли в крупные города. Часто можнобыло услышать примелькавшиеся публике бессодержательные пьесы, отсутствие узаезжих артистов индивидуальности, унылый педантизм или легковесность исполнения.
Совершенство,безукоризненная законченность того, что делалось Д. Кашиным за клавиатуройрояля, выделяли его среди известных пианистов того времени — Д. Фильда, Л.Гурилева, Дица. Разве что единицы могли сравниться с ним в ажурной чеканкепассажной орнаментики, легкости и элегантности исполнения, красивойзакругленности фразировки. Его называли «поэтом фортепиано».
Впериод 1806-1812 годов имя Кашина становится особенно популярным в связи ссочинением двух историко-патриотических опер «Наталья, боярская дочь», «ОльгаПрекрасная» и пролога «Боян, древний песнопевец славян» на тексты С.Н. Глинки.Музыка опер носит мужественный характер, в вокальных партиях появляютсявеличавые, проникнутые достоинством интонации. «Какие трогательные арии, какиепрекрасные дуэты, какие торжественные хоры — и все не переняты, всёознаменовано чем-то отечественным, чем-то русским: -писал один из критиков. — Кашин -сочинитель музыки! Талант его давно известен любителям отечественныхталантов».
Кашин- едва ли не самая яркая фигура в русской музыкально-общественной жизни эпохиОтечественной войны 1812 года. Его патриотические песни звучали в русской армиив годы наполеоновского нашествия; его национально-исторические оперы вызываливосторг публики накануне военных событий, а организованные им в Москве приучастии крепостных музыкантов симфонические и хоровые концерты явились фактомбольшой исторической важности как свидетельство пробуждения национальногосамосознания русского народа.
Нетолько в России были чрезвычайно популярны его песни, но и за ее пределами.Итальянский композитор Джоаккино Россини использовал мотив гимна «Ликуй,Москва» на слова П.А. Корсакова в своей последней опере «Путешествие в Реймс»(1825). Один из персонажей оперы, русский генерал Либенсков, поет в ней патриотическийгимн. «Что за русский гимн?» Граф поясняет, что эту песню он услышал, когдаАлександр I вернулся из Парижа в Санкт-Петербург в 1814 году.
Впослевоенный период император Александр I совместно с министром духовных дел ипросвещения А.Н. Голициным проводят ряд реформ в области музыкальногопросвещения. Преподаванием Кашин начал заниматься давно. Еще в 1791 году ДаниилНикитич берется за дело организации музыкального образования. Совместно синостранными музыкантами Герингом и братьями Барталоти он организовываетмузыкальную школу для крепостных мальчиков. Школа работала в московском домеБибикова на Пречистенке. По уровню и качеству обучения кашинская школа занималавысокое положение среди учреждений Москвы конца XVIII века. С 1800 годапараллельно со школой Кашин приступает к работе в Императорском Московскомуниверситете. 35 лет неустанного творческого труда было отдано этому учебномузаведению! Кашин сочинял хоровую и инструментальную музыку почти для каждогоуниверситетского торжественного собрания или акта, деятельно хлопотал насчетустройства концертов, дирижировал ученическим оркестром и хором, преподавал.
Ссередины 20-х годов Кашин на несколько лет отходит от публичных выступлений, отвсего, что могло бы помешать ему сосредоточиться на подготовке издания трехсборников русских народных песен для одного голоса с фортепиано (1833-1834гг.). «Вам, почтеннейшие соотечественники, — писал Кашин при выходе в светпервой тетради песен, — посвящаю песнопение нашей родины. Кому из русских не посердцу оно? Долговременно почерпал я из обильного источника наши лучшиенародные песни, богатые собственною неподражаемою музыкою; внимательновслушивался в их гармонию и передал бумаге во всей простоте напева народного,без украшений, без вымыслов, всегда разрушающих истинное достоинство таковогорода музыки».
Д.Н.Кашин скончался 8 декабря 1841 г. и был похоронен на кладбище Донскогомонастыря.
Список литературы
Время№ 67 (13958) 16 сентября 2009