Формирование вычислительных навыков

Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
При работе в традиционной системе обучения используется подход, при котором детям новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причем опора делается на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками – непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе. Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе .
Формирование вычислительных умений и навыков – сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
На наш взгляд, работая в любой системе обучения учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы.
Нами разработана система заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. В данной системе уделяется особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания , групповые , работа в парах и индивидуальные .
Данная система рассматривает основные темы, изучаемые в 1-2 классах:
· нумерация чисел;
· сложение и вычитание от 1 до 100.
На уроках используются различные виды технологий:
· игровые,
· поисковые и т.д.

Тема: Нумерация чисел от 0 до100.
1. Расставьте пропущенные числа на прямой.
·
1 4 8
2. Соедини цифры по порядку.
1 3 5 7 9
· · · · ·
· · · · ·
2 4 6 8 10
3. Нарисуй ответы.
а) -=
б) Ñ+Ñ=
в) OOOOO-OO=
г) OÑÑ››-Ñ›=
4. Поставь пропущенные знаки «+» и «-».
а) ››› .›=››››
б) ***** .**=***
в) ÄÄ .D=DÄÄ
5 Вставить пропущенные числа.
1 2 3 9 8 7
2 3 4 8 7 6
3 4 — 7 6 —
4 — — 6 — —
— — — — — —
— — — — — —
— — — — — —
6 Найди «лишний» столбик.
1 5 2 8 1 5 4 2
2 6 4 9 3 7 7 4
3 7 6 10 5 9 10 6
7. Заполни домики. (на все числа от 3 до 10)

5

Перфокарты – состав чисел (на все случаи от 3 до 10)

1
2
3
4 1
55
8. Решите волшебные примеры.
·
– 1=
+ 2=
9. Найдите лишнее число.
А) 12, 15, 11, 13, 19, 14.
Б) 11, 15, 24, 11, 17,
В) 31, 13, 33, 32, 34.
10.Заполните пустые клеточки таблиц.

26
21
24

27

56
51

50
57

86

84
80

82
При изучении нумерации от 10 до 100 используются треугольники и круги. – десяток, – единица. Данные фигуры приготовлены лдя показа с доски и для каждого ученика.
11.Записать число.

12.Представьте число в виде схемы.
13
Данные схемы чисел помогают детям освоить приемы сложения и вычитания до 100.
Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100.
1. Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить?
1+6= 7-1= 7-6=
2+5= 7-2= 7-5=
3+4= 7-3= 7-4=
2. Сравнить не считая.
2+4 — 4+2 5+4 — 5+3
5+2 — 5+3 9-3 — 9-4
1+4 — 8+1 7-4 — 9-4
3. Реши примеры.
— +3=5 3 — 4=7 8- — -2=3
5- — =4 9 — 5=4 3- — -1=0
6+ —=8 10—2=8 5+ — -8=0
4. Заполните таблицу.

+
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1

2

3

4

5

6

7

8

9

5. Кто быстрее обежит круг?

5
7 3
10-
6 1
2 4
6. Расшифруйте слово.
О 7-2 Ц 6-4 Л 6+3 М 5-1 Е 6-5 Д 2+1
4 5 9 5 3 1 2
7 -2 -1= — Н 4 -1 -2= — С
5 -4+1= — О 2+2+2= — Е
3+4 -2= — Ц 4 -3+2= — Л
— — — — — —
7. Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-».
6 — 1 — 3=4 4 — 1 — 2=7
9 — 5 — 2=2 7 — 2 — 4=1
7 — 4 —3=0 7 — 2 — 8=1
8. Разбейте примеры на группы по какому -либо признаку.
5+3 7+2 8-3 7-5 5+4 6+3 8+1 8-5 7-3 7-1
9. Поставьте знаки «+» и «-».
5 .4 .3 .2 .1=1
10. Перфокарты. (на все случаи вычислений)

1+1 1-1
2+1 2-1
3+1 3-1
4+1 4-1
5+1 5-1
6+1 6-1
7+1 7-1
8+1 8-1
9+1 9-1
1
2
3
4
5 + 2 – 2 =
6
7
8
9
11. Сравните, где это возможно.
W+3 . W à+ — . à
È+5 .µ+5 “-2 .”
12. Подставить в «окошки» числа.
y – 2 > y – —
Ä + 5 > Ä – —
^ + — 13. Перфокарты на все случаи устного сложения и вычитания от 10 до 100. (см. приложение)
14. Выполните вычисления с помощью схем десятков и единиц.
32+21 +
15. В квадратики впишите недостающие числа.
30 +
+ 39
40= 60 –
43 –
16. Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число)
56- =
– 15 =
18 + 6 =
+ 1 =
17. На всех этапах формирования вычислительных навыков используются занимательные задачи.
Темы:
· Миллионы лет назад;
· Зов далеких странствий;
· Хищники и грызуны;
· Насекомые и птицы;
· Самые-самые и т.д.
Литература
1. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г.
2. Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г.
3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г.
4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г.
5. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г.
6. Петерсон Л.Г. Учебники по математике. М. 1997г.