Роль государственного бюджета в развитии страны

Реферат на тему:
Роль государственного бюджета вразвитии страны

Введение
Выбранная тема являетсяактуальной, так как рассмотрение и изучение государственного бюджета являетсяодной из приоритетных задач в нашей стране.
Ведущую, определяющуюроль в формировании и развитии экономической структуры общества играетгосударственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властьюэкономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющихгосударству осуществлять экономическое и социальное регулирование, являетсяфинансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которогоявляется государственный бюджет.
Бюджет – важнаяпредпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С егопомощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечениясохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса,поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций.Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможнобез совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведениянаучно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системыуправления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком,корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственногобюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блокафинансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.
Государство формируетбюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага,общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукцияоборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).

1. Сущностьгосударственного бюджета Российской Федерации
Центральное место в системегосударственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу законафинансовый план государства на текущий финансовый год. БК РФ определяет бюджеткак «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Использованиефедеральными органами государственной власти иных форм образования ирасходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходныхобязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев,установленных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и сводбюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетныхтрансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов)образуют консолидированный бюджет РФ.
Государственный бюджет состоитиз 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходнаячасть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельностигосударства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структурадоходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развитиястраны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любоеизменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономическихпроцессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляютсяаккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, чтобюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к.по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он являетсялишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежныхсредств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг сдругом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
БК РФ дает следующееопределение: «бюджетная система – основанная на экономических отношениях игосударственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права,совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местныхбюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетнымустройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы еёпостроения.
Организационноепостроение бюджетной системы всецело зависит от формы государственногоустройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня:государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройствомнаряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектовфедерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв,областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративныхгосударствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящихуровней.
Совокупность бюджетоввсех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджетопределяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней насоответствующей территории.
Консолидированный бюджетРФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектовфедерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представлениеобо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются ислужат для аналитических и статистических целей.
Доходыбюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратномпорядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органовгосударственной власти РФ.
В федеральный бюджетзачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налога на прибыльорганизаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога вфедеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
– налога на прибыльорганизаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных сдеятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов,полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценнымбумагам) – по нормативу 100 процентов;
– налога на прибыльорганизаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных довступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговыхставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджетысубъектов РФ, — по нормативу 20 процентов;
– налога надобавленную стоимость – по нормативу 100 процентов;
– акцизов на спиртэтиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 процентов;
– акцизов на спиртэтиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100процентов;
– акцизов наспиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 процентов;
– акцизов натабачную продукцию – по нормативу 100 процентов;
– акцизов наавтомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла длядизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40 процентов;
– акцизов наавтомобили легковые и мотоциклы – по нормативу 100 процентов;
– акцизов поподакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, — по нормативу 100процентов;
– налога на добычуполезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – понормативу 100 процентов;
– налога на добычу полезныхископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючегоприродного) – по нормативу 95 процентов;
– налога на добычуполезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородногосырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) – понормативу 40 процентов;
– налога на добычуполезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительнойэкономической зоне РФ, за пределами территории РФ – по нормативу 100 процентов;
– регулярныхплатежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений оразделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) – понормативу 100 процентов;
– регулярныхплатежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделепродукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючегоприродного) – по нормативу 95 процентов;
– регулярныхплатежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, висключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнениисоглашений о разделе продукции – по нормативу 100 процентов;
– сбора запользование объектами водных биологических ресурсов – по нормативу 70процентов;
– сбора запользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним воднымобъектам) – по нормативу 100 процентов;
– водного налога –по нормативу 100 процентов;
– единогосоциального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части,зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
– государственнойпошлины – по нормативу 100 процентов.
– Неналоговыедоходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41 – 46 БКРФ.
В доходах федеральногобюджета, помимо перечисленных выше, также учитываются:
– прибыль БанкаРоссии, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — понормативам, установленным федеральными законами;
– доходы отвнешнеэкономической деятельности;
Формирование расходовбюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами,обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочийфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнениекоторых согласно законодательству Российской Федерации, международным и инымдоговорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году(очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующихбюджетов.
К бюджетным ассигнованиямотносятся ассигнования на:
– оказаниегосударственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплатугосударственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– социальноеобеспечение населения;
– предоставлениебюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными(муниципальными) учреждениями;
– предоставлениесубсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным(муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам– производителям товаров, работ, услуг;
– предоставлениемежбюджетных трансфертов;
– предоставлениеплатежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
– обслуживание государственного(муниципального) долга;
– исполнениесудебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальнымобразованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицув результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти(государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лицэтих органов.
Аккумулируя с помощьюгосударственного бюджета денежные средства, государство через финансовыемеханизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических,экономических и социальных функций, а именно содержание государственногоаппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ,реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Проект бюджетасоставляется на основе прогноза социально-экономического развития в целяхфинансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета РФсоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии сположениями БК РФ. Проект федерального бюджета РФ составляется и утверждаетсясроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Бюджетноепослание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее мартагода, предшествующего очередному финансовому году.
В Бюджетном посланииПрезидента РФ определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год иплановый период. Составление проекта бюджета основывается на:
– бюджетномпослании Президента РФ;
– прогнозесоциально-экономического развития соответствующей территории;
– основныхнаправлениях бюджетной и налоговой политики.
Доходы бюджетапрогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития территориив условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете взаконодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах ибюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектовРФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальныхобразований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.Федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство РФо налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проектафедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджета РФ, должнысодержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Сводный финансовый балансРФ — документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов РФ(валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.
Сводный финансовый балансРФ составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработкепрогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета наочередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики вобласти экономического развития на показатели прогноза социально-экономическогоразвития РФ.
Порядок разработкисводного финансового баланса РФ определяется Правительством РФ.
Инвестиционный фонд РФ — часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализацииинвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частногопартнерства.
Бюджетные ассигнованияИнвестиционного фонда РФ, не использованные в текущем финансовом году,направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда РФ в очередномфинансовом году и плановом периоде.
Порядок формирования ииспользования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ устанавливаетсяПравительством РФ.
Порядок и срокисоставления проекта федерального бюджета РФ устанавливаются Правительством РФ ссоблюдением требований, установленных БК РФ.
Согласование показателейпрогноза социально-экономического развития РФ, бюджетных проектировок наочередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансовогобаланса РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленномПравительством РФ.
Внесение Министерствомфинансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченныморганом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетныхфондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесенияпроектов указанных законов в Государственную Думу.
В 2007 году был впервыесформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 годи на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристикибюджетов последующих трех лет.
В частности, в законеуказывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
· 2008
o Доходы — 6644,4млрд руб.
o Расходы — 6570,3млрд руб.
· 2009
o Доходы — 7465,4млрд руб.
o Расходы — 7451,2млрд руб.
· 2010
o Доходы — 8090,0млрд руб.
o Расходы — 8090,0млрд руб.
3 марта 2008 года былпринят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон«О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов»», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
· 2008
o Доходы — 8056,9млрд руб. (▲ 21,2%)
o Расходы — 6901,6млрд руб. (▲ 5%)
· 2009
o Доходы — 8706,1млрд руб. (▲ 16,6%)
o Расходы — 8282,8млрд руб. (▲ 11,2%)
· 2010
o Доходы — 9408,2млрд руб. (▲ 16,3%)
o Расходы — 9034,6млрд руб. (▲ 11,7%)
24 ноября 2008 года былпринят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и наплановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009год:
· 2009
o Доходы — 6 713821 033,0 тыс. рублей.
o Расходы — 9 845217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009 года былпринят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующиетри года:
· 2010
o Доходы — 6 950010 032,5 тыс. рублей.
o Расходы — 9 886920 940,1 тыс. рублей.
· 2011
o Доходы — 7 455722 139,7 тыс. рублей.
o Расходы — 9 389835 706,5 тыс. рублей.
· 2012
o Доходы — 8 069646 923,2 тыс. рублей.
o Расходы — 9 681000 321,0 тыс. рублей.
Госдума на заседании 24октября 2010г. приняла в третьем, окончательном чтении федеральный бюджет на2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Доходы бюджета в 2011году планируются в размере 8,844 триллиона рублей (17,6% ВВП), в 2012 году — 9,503 триллиона рублей (17% ВВП), в 2013 году — 10,379 триллиона рублей (16,8%ВВП). Из них нефтегазовые доходы в 2011 году составят 4,090 триллиона рублей(8,1% ВВП), в 2012 и 2013 годах — 4,39 триллиона рублей (7,9% ВВП) и 4,653триллиона рублей (9,3% ВВП) соответственно.
В документе заложенумеренный среднегодовой рост цен на нефть Urals, основной товар российскогоэкспорта: предполагается, что цены будут расти с 75 долларов за баррель в 2010и 2011 годах до 78 долларов в 2012 году и 79 долларов — в 2013 году.
Расходы бюджета в 2011году утверждаются на уровне 10,658 триллиона рублей (21,2% ВВП), в 2012 году — 11,237 триллиона рублей (20,1% ВВП), в 2013 году — 12,175 триллиона рублей(19,7% ВВП).
Объем ВВП в 2011 годупрогнозируется в размере 50,389 триллиона рублей (рост на 4,2%), в 2012 году — 55,95 триллиона рублей (рост на 3,9%), в 2013 году — 61,92 триллиона рублей(рост на 4, 5%).
Инфляция на 2011 годпланируется на уровне 6,5%, в 2012 году — 6,0%, в 2013 году — 5,5%.
ДЕФИЦИТ И ГОСДОЛГ
Дефицит бюджета в 2011году запланирован в размере 1,814 триллиона рублей (3,6% ВВП), в 2012 году — 1,734 триллиона рублей (3,1% ВВП), в 2013 году — 1,795 триллиона рублей (2,9%ВВП).
Для покрытия дефицита в2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервногофонда, в основном же — на 70-80% — он будет финансироваться за счетгосударственных заимствований.
При обсуждении проектабюджета во втором чтении большое внимание уделено вопросам развития уличнойдорожной сети в городах и селах. Так, на развитие улично-дорожной сети городовбудут выделены 34 миллиарда рублей, две трети из которых впервые решенонаправить на внутридворовые проезды, а одна треть пойдет на улицы городов.
Также впервые из бюджетабудут выделены пять миллиардов рублей на дороги в селах. Кроме того, 500миллионов рублей будут направлены на поддержку программы по развитию детскихсадов. Средства пойдут на переоснащение оборудования, ремонт детских садов. Настроительство физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов будетвыделено 1,7 миллиарда рублей, что почти в шесть раз больше, чем в предыдущемгоду.
При рассмотрении бюджетабыла принята поправка, по которой 1, 5 миллиарда рублей будет направлено нафинансирование комплексных программ поддержки учреждений дошкольногообразования — каждый год по 500 миллионов рублей.

2. Роль государственного бюджета в развитии страны
государственныйбюджет налог общество
Роль государственногобюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу,необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов иорганов местного самоуправления.
Бюджетными средствамиобеспечиваются следующие направления деятельности:
– государство имуниципальное управление;
– международнаядеятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов,обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охранеокружающей природной среды, культурные связи);
– национальнаяоборона;
– правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасности государства;
– функционированиефедеральной судебной власти;
– проведениефундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
– развитие отраслейнародного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельскогохозяйства, транспорта, связи);
– предупреждение иликвидация чрезвычайных ситуаций;
– обеспечениеобороноспособности страны;
– развитиеобразования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
– осуществлениесоциальной политики.
Государственный бюджетявляется важным инструментом претворения в жизнь экономической политикигосударства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решенияосновных направлений научно-технического прогресса, образования резервов вобщенациональном масштабе.
Таким образом,сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаютсядля осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечениеобороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуютсяобщегосударственные и региональные программы народнохозяйственного исоциально-экономического характера.
Основная задача бюджетнойполитики – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность иустойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачноеиспользование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимыхрезультатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовыхвозможностей государства (рис.1).
/>
Роль государственногобюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1.  Государственный бюджет являетсяинструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государствоосуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяетструктуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. Вусловиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции вэкономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественноепроизводство. Государство применяет формы прямого и косвенного влияния наэкономику – предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственныеинвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющихнаучно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменениянароднохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма длярегулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими враспоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленновлиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
2.  Государственный бюджет играет важнуюроль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансированияучреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социальногообеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственногобюджета в социальных процессах должна усиливаться. Обусловлено это тем, чтобюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовойбазой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокийуровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственныйбюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан поих материальному положению.
3.  На современном этапе развитияэкономики государственный бюджет становится одним из основных инструментовгосударства в проведении экономической и социальной политики. Планируябюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в руках государстваденежные средства на проведение экономической и социальной политики,преодоление экономического кризиса.
4.  Государственный бюджет играет важнуюроль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетногофинансирования объектов, которое может осуществляться на возвратной ибезвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются ввиде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль встроительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения – магазинов,предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья,театров и других предприятий.
5.  Основная роль бюджета состоит в том,что он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий,организаций и населения в централизованном государственном фонде дляфинансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственнойвласти и образования резервов.
Роль государственногобюджета заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитиепроизводительных сил общества, ускорения научно-технического прогресса приумелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализацииэкономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровнянаселения страны.
6.  Государственный (федеральный) бюджетиграет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанскихпрограмм социально-культурных мероприятий, фундаментальных научныхисследований. Для этого в руках центральной государственной власти ежегоднодолжна концентрироваться значительная доля национального дохода.
Государственный бюджет исконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования прираспределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансированиягосударственных программ.

Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовымпланом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, даетполитической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны,бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвьювласти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию –фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджетпо отношению к осуществляемой властью экономической политике являетсяпроизводным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развитияобщества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет,показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реальноимеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируяконкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов поотраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политикигосударства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода ивнутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования истимулирования экономики, повышает эффективность производства, именно черезбюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет,объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит,государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любогогосударства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любомсовременном обществе.

Список использованнойлитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации.
2. Бюджетный кодексРоссийской Федерации.
3. Законопроект«О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.
4.  Бюджетная система России: Учебник длявузов / Под ред. проф. Г.В. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007.
5. Бюджетный процессв Российской Федерации: Учеб. Пособие. М.: Перспектива, 2007
6. http://www.minfin.ruОфициальный сайт Министерства финансов РФ