–PAGE_BREAK– 1. Глава. Натуральное и товарное производство. 1.1. Натуральное хозяйство – изначальная форма организации производственной деятельности.
Натуральное хозяйство существовало тогда, когда люди не имели понятия ни о товаре, ни о деньгах. Производство протекало в натуральной форме, носило замкнутый характер. В чем люди нуждались, производилось на месте и здесь же потреблялось.
Например, в патриархальной крестьянской семье производилось все необходимое для ее существования: и продукты питания, и одежда, и простейшие ремесленные изделия. Чтобы жить, такой семье незачем было обращаться к рынку, обменивать продукты своего труда на продукты труда других. Не возникала необходимость в купле продажи и в условиях первобытной общины, где уже существовало разделение труда, но не было обособленных собственников средств производства и продукции. И земледелец, и охотник, и гончар передавали свои продукты бесплатно в общее потребление. Также бесплатно они получали от общины то, что им было необходимо для своего существования.
Исторически первой из общих экономических форм явилось натуральное производство, при котором продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутрихозяйственного потребления. Потребление здесь зачастую совпадает с производством, что предельно упрощает проблему их увязки.
Такие отношения господствовали в замкнутой первобытной общине, изготовлявшей все необходимое для себя. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Будучи собственниками земли, феодалы либо прямо присваивали труд крепостных, либо получали от них оброк продуктами или деньгами. Во всех этих случаях производственные отношения выступали в «прозрачной», неовеществленной форме, как отношения между самими людьми, а не как отношения между продуктами их труда. Натуральная форма производства возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда, когда процесс отпочкования тех или иных его звеньев только зарождался. В этих условиях и появились замкнутые или, как выражался В.И. Ленин, самодовлеющие производственные организмы. Труд носил общественный характер только в их узких пределах.
Натуральная форма производства жестко замыкает все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускает открытия каналов для связей вовне. Рабочая сила столь же жестко закрепляется за данным хозяйственным целым и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства. Именно особенности натуральной формы хозяйственности раскрывают «тайну» устойчивости, живучести сельскохозяйственных общин на протяжении тысячелетий. Натуральная форма адекватна такому уровню производительных сил и такому типу производственных отношений, которые предопределяют крайне ограниченную цель производства, подчиняют его удовлетворению потребностей, незначительных по объему и однообразных, примитивных по характеру.
1.2. Особенности товарного производства.
Товарное производство зарождается как противоположность натуральному хозяйству. Обмен товаров, возникнув «на стыке» общин, то есть в точках их соприкосновения, затем начинает проникать и внутрь их.
Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.
Это – специфический способ отношений между производителями и потребителями, измерения труда и включения его в совокупный труд общества. По существу, это не прямая, а косвенная форма общественного признания труда, которая осуществляется не прямо в самом производстве (где он затрачивается), а косвенно, в сфере обмена, путем купли-продажи.
Смена натурального производства товарным производством – длительный и сложный процесс. Уже говорилось об устойчивости, консерватизме натурального хозяйства. Оно распространено и в современном мире, а в экономически слаборазвитых странах существует в массовых масштабах. Отдельные островки натуральнохозяйственных отношений сохраняются и в развитых странах.
Как же идет процесс вытеснения натурального производства? Прежде всего путем втягивания хозяйственных единиц в товарообмен, в акты купли и продажи на основе возникновения и углубления специализации производства. Специализация на изготовлении отдельных продуктов делает необходимым их обмен между производителями. Она же ведет к повышению производительности труда, так что товарообмен становится не только необходимым, но и выгодным. Следовательно, экономия времени выступает движущей силой развития товарного хозяйства.
В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль, укореняясь, как правило, «в порах» натурального хозяйства. Способствуя установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями, крестьянскими хозяйствами и т.п.), товарно-денежные отношения открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. Именно с развертыванием торговли были связаны подъем рабовладельческих латифундий в Древней Греции и Римской империи, успехи ремесленных цехов, великие достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.
Форма ведения хозяйства не может избираться людьми произвольно, оно зависит от объективно складывающихся условий. Так, для возникновения и существования товарного производства требуется сочетание двух условий: это, во-первых, общественное разделение труда, при котором производители специализируется на выработке определенных изделий, и во-вторых, экономическое обособление производителей. Если нет этих условий, товарное производство возникнуть не может.
Вплоть до капиталистической эпохи хозяйство носило в основном натуральный характер. На рынок для обмена поступала лишь небольшая часть продукции. Это объясняется неразвитостью производительных сил в рабовладельческом и феодальном обществах.
Товарные отношения стали быстро распространяться в период разложения феодального строя. Они сами в огромной степени способствовали этому процессу, создавая предпосылки для возникновения капитализма.
Только при капитализме товарное производство становиться всеобщей формой хозяйства. Здесь все предназначается для рынка, все покупается и продается: не только материальные блага, но и духовные ценности. Предметом купли-продажи становиться и сама рабочая сила.
Наиболее широко и глубоко экономика общества охватывается товарными отношениями в условиях капиталистического способа производства. Они пронизывают здесь все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К.Маркс, в его элементарную «клеточку». Вместе с тем в условиях монополистического (особенно государственно-монополистического) капитализма происходит, как подчеркивал В.И.Ленин, подрыв классического товарного производства. Оно остается базисом капиталистического хозяйства, но уже не в своей классической, характерной для периода свободной конкуренции форме. В капиталистическую практику внедряются элементы планомерного регулирования производства. Этот процесс объективен и продиктован тем, что возросший уровень обобществления производства (скажем, в корпорациях, тем более транснациональных) настоятельно требует скоординированного функционирования экономических звеньев. Без такой координированности экономический прогресс становится невозможным. Реакцией на эту объективную потребность как раз и являются привносимые монополиями в развитие общественного производства элементы планомерности, регулирования общественного производства. Они знаменуют собой зарождение новой, более высокой формы хозяйствования. В полной мере такая форма получает все условия для развития при социализме.
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений связано с углублением общественного разделения труда и развитием частной собственности на средства производства.
Существует два типа товарного производства: простое (мелкое) и развитое товарное производство. Простое (мелкое) базируется на частной собственности ремесленников и личном труде товаропроизводителей. Собственность крестьянина и ремесленника представляет собой результат личного труда, то есть трудовую собственность.
Развитое товарное производство — опирается на новую технику, наемный труд и крупный заемный капитал.
продолжение
–PAGE_BREAK–1.3. Причины и условия возникновения товарно-денежных отношений.
Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворено продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.
Но, когда разделение труда только зарождалось, это возможность обмена часто встречало очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал большим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, в то время как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена. В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой степени развития общества после появления разделения труда, естественно должен был стараться так устроить свое дело, чтобы постоянно иметь и некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.
Самые различные товары выбирались и употреблялись последовательно для этой цели. В варварском состоянии общество таким общим орудием обмена был скот; и хотя он был весьма неудобен для этой цели, но в древние времена предметы часто обменивались по тому количеству скота, которое давалось в обмен на них.
Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли необходимым дать предпочтение для этой цели металлом по сравнению со всеми другими предметами. Металлы не только можно сохранить с наименьшими потерями, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок.
Различные народы пользовались для этой цели различными металлами. Древние спартанцы употребляли в качестве средства обмена железо, древние римляне пользовались для этого медью; золотом и серебром пользовались все богатые и торговые народы.
Первоначально, по-видимому, металлы употреблялись для этой цели в слитках, а не в монете. Таким образом эти неоформленные слитки металла в то время выполняли функцию денег.
Неудобства и затруднения, связанные с точным взвешиванием этих металлов, повели к установлению чекана монет, причем клейма, целиком покрывающие обе стороны монеты, должны были удостоверять чистоту, но и вес металла. Поэтому такие монеты принимались, как и в настоящее время по счету, без взвешивания их.
Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются или покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.
2. Глава. Товар и его свойства. 2.1. Экономические и неэкономические блага.
Благо вообще – это способность предметов удовлетворять потребностям человека.
Неоклассическая школа уделяет особое внимание разграничению экономических благ и неэкономических благ. Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом. Именно соотношение между потребностью (или в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы, надобностью), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.
Неоклассическая школа подчеркивает, что товар – это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда – недаром на это обстоятельство обращает внимание К. Менгер, давая научное объяснение категории товара.
Интересно, что такая черта товара, как способность перемещаться в пространстве от одного лица к другому, натолкнула этого ученого на мысль о необходимости разграничения понятия товар в обыденном и научном смысле слова. Те продукты, которые торговец или производитель держит наготове для обмена и которые относятся к движущимся вещам, легко переместимы в пространстве, называются товаром в обыденном понимании. Товары в научном понимании, подчеркивает К. Менгер, это – экономические блага, независимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена. (К. Менгер. Основания политической экономии).
2.2. Потребительская стоимость, стоимость и меновая стоимость.
Потребительская стоимость вещи заключается в том, что она полезна для людей, удовлетворяет те или иные их потребности либо как предмет личного потребления, либо как средство производства. Производство призвано создавать потребительные стоимости. Если отвлечься от тех конкретных экономических форм, которые при определенных общественных условиях принимают продукты труда, то богатство общества всегда состоит из потребительных стоимостей. Потребительная стоимость продукта труда непосредственно не выражает общественных отношений, но она имеет исторический характер, поскольку ее роль и значение меняются в зависимости от изменения общественных условий. Если продукт создается производителем для самого себя, то он представляет собой потребительную стоимость для самого производителя. Когда же в силу общественного разделения труда продукт предназначается для потребления не самого производителя, а другого лица, он становиться общественной потребительной стоимостью для других. В условиях товарного производства потребительная стоимость должна удовлетворять потребности не самого производителя, а тех лиц, которые покупают данный товар. Следовательно, в процессе производства товара должна создаваться общественная потребительная стоимость. Однако не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар, как уже говорилось, должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Стала быть, историческая особенность потребительной стоимости товара состоит в том, что она является носителем меновой стоимости.
Потребительная стоимость вещей, их полезность для людей исторически раскрываются с прогрессом науки и техники. Так, полезность железа стала известна лишь тогда, когда люди научились выплавлять железо из руды и производить из него орудия и предметы труда. В результате дальнейшего научно-технического прогресса, внедрения в производство достижений науки и техники раскрываются все новые возможности применения железа и других металлов, их новые полезные свойства для общества.
Потребительная стоимость может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, молоко, картофель и т.д. удовлетворяют потребность в пище, ткань – потребность в одежде и т.д.
Потребительную стоимость имеют и многие вещи, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь, имеющая потребительную стоимость, является товаром, она должна быть предназначена для обмена. Необходимо отметить, что потребительная стоимость товара должна удовлетворять потребностям не того кто ее произвел, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.
Потребительная стоимость образует в любом обществе вещественное содержание богатства.
Труд, затраченный на производство товара, и создает его стоимость. Следовательно стоимость товара – это овеществленный в нем общественный труд товаропроизводителей.
Как потребительные стоимости все товары различны, а как стоимости – все они совершенно одинаковы, что и позволяет приравнивать товары друг к другу в процессе обмена. В отличие от потребительной стоимости, стоимость товара не заключает в себе ни атома вещества природы. Это – чисто общественное, социально-экономическое свойство товара.
Надо заметить что слово стоимость имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую – меновой стоимостью. Предметы обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют небольшую меновую стоимость или даже совсем ее не имеют; напротив, предметы, имеющие большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость, или совсем ее не имеют. Нет ничего полезнее воды, но на не почти ничего нельзя получить в обмен. Напротив, алмаз не имеет почти никакой потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество других товаров.
Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в известных пропорциях на другие товары. Хотя в отдельных актах обмена эти пропорции могут носить случайный характер, в целом они диктуются определенными закономерностями. Экономическая наука исследовала и обобщила многовековой опыт развития обмена в теории трудовой стоимости.
Обмен двух товаров означает, что они приравниваются друг к другу. Но это приравнивание может происходить лишь потому, что обмениваемым товарам присущи какие-то объективно одинаковые, общие свойства, заключенные в них еще до того, как они вступили в процесс обмена. Что же это за свойства? Очевидно, что обмениваемые товары как потребительные стоимости отличаются друг от друга, ибо иначе процесс обмена был бы бессмысленным. Общим же объективным свойством этих товаров является лишь то, что на их производство затрачен общественный труд. Как потребительные стоимости товары различны, как воплощение общественного труда они однородны.
Общественный труд, овеществленный в товаре, составляет стоимость товара. Стоимость есть вещное выражение общественного труда товаропроизводителей. Меновая стоимость товаров, то есть пропорция, в которой один товар обменивается на другой, определяется их стоимостью. Меновая стоимость – это форма стоимости, внешнее ее проявление в акте обмена.
Начало теории трудовой стоимости было положено представителями буржуазной классической политической экономии ( В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Но последовательно, всесторонне, со всеми вытекающими из нее социальными и классовыми выводами она была разработана К. Марксом.
Буржуазная вульгарна политическая экономия пыталась и пытается опровергнуть теорию трудовой стоимости, противопоставляя ей положения, не имеющие какой-либо научной основы. Так, например, получила широкое распространение в буржуазной науке трактовка меновой стоимости как выражения потребительной стоимости. Согласно этой «теории», меновые пропорции определяются не затраченным общественным трудом, а якобы потребительной стоимостью товар. Но товары как потребительные стоимости несравнимы, они обмениваются только потому, что имеют различную потребительную стоимость. Именно потребительной стоимостью один товар отличается от другого. Следовательно, общественный труд определяет стоимость товара и те пропорции, в которых один товар обменивается на другой.
Труд – основа жизни общества, и данное обстоятельство не может не проявиться в экономических связях между людьми и тогда, когда эти связи имеют форму товарных отношений. Само общественное разделение труда в условиях, когда в качестве производителей выступают различные собственники, не могло бы развиваться, если бы меновые пропорции не определялись затратами труда, то есть если бы меновая стоимость не определялась стоимостью.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость. С другой стороны, не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью: предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют (например, необработанная земля, вода в реках и морях, дикорастущие плоды и т. д.). Вместе с тем сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью. Например, в натуральном крестьянском хозяйстве продукты, которые производятся для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают. Продукт труда становится стоимостью лишь при наличии товарного производства. Стоимость – историческая категория. Труд был первоначальной ценой, первоначальной покупной суммой, которая была уплачена за все предметы.
Однако, хотя труд является действительным мерилом меновой стоимости всех товаров, стоимость их обычно расценивается не в труде. Часто бывает трудно установить отношение между двумя различными количествами труда. Время затраченное на две различные работы не всегда само по себе определяет это взаимоотношение. В расчет должна быть принята также различная степень затраченных усилий и необходимого искусства. Помимо того, что товары гораздо чаще обмениваются, а потому и сравниваются с другими товарами, чем с трудом. Поэтому более естественным является расценивать их меновую стоимость количеством какого-нибудь другого товара, а не количеством труда которое можно на них купить.
С тех пор, как прекратилась меновая торговля и деньги сделались общепризнанным средством торговли, каждый отдельный товар гораздо чаще обменивается на деньги, чем на какой бы то ни было другой товар. Мясник редко тащит своего быка или барана к булочнику или пивовару для того, чтобы обменять их на хлеб или на пиво; он отправляется с ними на рынок, где выменивает эти деньги на хлеб и пиво. Количество денег, которое он получает за них, определяет в свою очередь количество хлеба и пива, которое он получит на них. Поэтому для него гораздо естественнее и проще расценивать их стоимость по количеству денег – товара, на который он непосредственно выменивает их, чем по количеству хлеба и пива – товаров, на которые он может обменять их только при посредстве третьего товара. В результате этого меновая стоимость каждого товара чаще расценивается по количеству денег, чем по количеству труда или какого-нибудь товара, которые можно получить в обмен на него.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.3. Двойственный характер труда воплощенный в товаре.
В процессе труда товаропроизводителем создается потребительная стоимость и стоимость. Это обстоятельство порождается тем фактом, что труд товаропроизводителя носит двойственный характер. С одной стороны, он является полезным трудом, создающим вещи, удовлетворяющие те или иные потребности людей. Определенный полезный труд есть вечная естественная необходимость существования людей независимо от общественных условий. С другой стороны, труд каждого товаропроизводителя является частицей всего общественного труда, затратой человеческой рабочей силы вообще, вне зависимости от его конкретных форм. Первый вид труда называется конкретным трудом, второй – абстрактным трудом. Конкретный труд – труд, затрачиваемый в определенной полезной форме, — создает определенную потребительную стоимость (уголь, металл, хлеб и т.д.). Различие потребительных стоимостей обуславливается тем, что они выступают как продукты различных видов конкретного труда (труд шахтера, доменщика, пекаря и т.д.). Именно специфический характер конкретного труда каждого товаропроизводителя и порождает его отличия от труда другого товаропроизводителя. Это различие неизбежно вызывается различиями в предметах труда, орудиях труда, характере производственных операций, в конечном результате труда. Следует иметь в виду, что конкретный труд не единственный источник производимых потребительных стоимостей, вещественного богатства. Человек лишь перерабатывает тот материальный субстрат, который уже существует в природе. Потребительная стоимость есть результат соединения вещества природы и труда.
Но какой бы вид конкретного труда мы не взяли, он представляет собой также и затрату человеческой энергии (мускулов, мозга, нервов и т. д.), частицу совокупных затрат общечеловеческого общественного труда. Тот факт, что товар обладает не только потребительной стоимостью, но и стоимостью, выражает нечто общее в труде различных людей в условиях товарного производства: общественный труд вообще, независимо от его конкретной формы — абстрактный труд.
Абстрактный труд – характерная особенность товарного производства. Он выражает отношения товаропроизводителей и потому является исторической категорией. Разумеется, и в условиях натурального хозяйства в труде людей имелось нечто общее. Однако эта общая сторона труда в натуральном хозяйстве обнаруживалась непосредственно, а не путем приравнивания вещей в процессе обмена.
Когда частная собственной привела к обособлению производителей, каждый из них стал заниматься определенным видом труда как своим частным делом. Труд перестал быть непосредственно-общественным, его общественная природа оказалась скрытой. Теперь только обмен товаров позволял установить, что труд данного производителя нужен обществу и является частицей общественного труда. Приравнивания друг к другу различные продукты своего труда, люди в процессе обмена тем самым приравнивают затраченный на их производство труд. Учет общественных затрат труда товаропроизводителей в условиях частной собственности осуществляется через обмен, стихийно.
Категория абстрактного труда выражает реальный объективный процесс приравнивания посредством обмена различных видов труда, отвлечения от их конкретных форм; она выражает то общее, что свойственно труду товаропроизводителей в объективной действительности. Чем многообразнее конкретные формы труда, тем в большей мере проявляется общность самых разнообразных видов труда, тем большее значение приобретает процесс их приравнивания и более развитой является категория абстрактного труда.
Таким образом, абстрактный труд представляет собой общечеловеческий труд, общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена. Стоимость же – это абстрактный труд, кристаллизованный в товаре. Абстрактный труд выражает определенные производственные отношения – отношения товаропроизводителей. Это значит, что и стоимость является не свойством вещи, а выражением производственных отношений товаропроизводителей.
Двойственный характер труда, производящего товары, был открыт К. Марксом. Это открытие имело для научной разработки политической экономии капитализма исключительно важное значение, поскольку оно позволило создать подлинно научную теорию трудовой стоимости, вскрыть противоречия товарного хозяйства, а затем и противоречия капиталистического производства, закономерности его развития и неизбежность гибели.
2.4. Противоречия между частным и общественным трудом в товарной сфере.
Производство товаров – личное дело каждого частного товаропроизводителя. Частная собственность разъединяет товаропроизводителей. Вместе с тем общественное разделение труда придает труду общественный характер, связывает между собой независимых частных товаропроизводителей. В результате возникает и развивается глубокое противоречие между частным и общественным трудом. Частная собственность неизбежно вызывает стихийное развитие товарного производства, порождает конкуренцию между товаропроизводителями. И лишь на рынке, в процессе стихийного обмена товаров и рыночной конкуренции, проявляется общественный характер труда производителей, их зависимость друг от друга. Только обмен устанавливает, насколько необходим данный товар обществу. Если обществу не нужен продукт данного вида конкретного труда, то оно не признает его и как частицу общественного труда.
Поскольку продукты производятся как товары, возникает необходимость реализовывать их стоимость, получить за них другой товар. Однако, если произведена такая потребительная стоимость, которая не отвечает общественной потребности, платежеспособному спросу, товар не будет продан и труд, затраченный на его производство, не будет признан обществом. На рынке стихийно происходит процесс общественного учета труда. Успешная реализация товаров одними товаропроизводителями сплошь и рядом нарушает интересы других, недостаточно приспособившихся к потребностям общества и условиям рынка. В процессе конкуренции одни товаропроизводители обогащаются, а другие разоряются и гибнут.
Противоречие между частным и общественным трудом отражается в противоречии между конкретным и абстрактным трудом. Товар, будучи единством потребительной стоимости и стоимости, в то же время заключает в себе противоречие между ними. Это противоречие между частным и общественным трудом носит антагонистический характер. Оно представляет собой основное противоречие простого товарного производства. В условия капитализма это противоречие становится еще более острым и развивается в противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.
Противоречия между частным и общественным характером труда является исходным моментом всех противоречий частного товарного производства. Вульгарная политическая экономия изображает частнособственническое товарное хозяйство как гармоническое, где товаропроизводители якобы просто обмениваются услугами. На деле же частнособственническое товарное хозяйство раздирается непримиримыми, антагонистическими противоречиями, которые в условиях стихийного характера развития и конкурентной борьбы приводят к обогащению небольшого числа собственников за счет разорения и гибели огромной массы простых товаропроизводителей.
Реализация товара разрешает противоречие между частным и общественным трудом. В результате создаются материальные условия для производства новых товаров. Тем самым противоречие между частным и общественным трудом каждый раз воспроизводится.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.5. Различия в понимании стоимости в марксистской и немарксистской литературе.
Сторонники трудовой теории стоимости (К.Маркс) считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, потому что они имеют общую основу- труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара — масса, объем, форма и т.д., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, но потребительные стоимости различных товаров, как качественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости являются количественно несоизмеримыми. Однако современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности — К. Менгер, Е. Бен-Баверка, Ф. Визеро. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.
Если же стоимость товара определяется затратами труда на его производство, но труда какого качества и какова должна быть продолжительность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем трудовых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Стоимость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно необходимым рабочим временем. Эта категория характеризует время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Но вновь возникает вопрос – это труд простой или сложный? Квалифицированный или неквалифицированный? Умственный или физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или это услуга? Так, например, К. Маркс такого разнообразия вопросов не ставит, кроме проблемы простого и сложного труда. По его мнению, сравнительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или возведенный в степень простой труд, поэтому меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому труду? Внятного ответа трудовая теория на этот вопрос не дает.
Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают выражения теоретиков предельной полезности. В чем их суть? Если товар приобретается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затраты труда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценит этот товар. Недаром, как уже отмечалось, на русский язык слово «стоимость» в конце 19 – начале 20 в.в. переводилось, в частности с немецкого, именно как «ценность», и это был более точный перевод. Ценность – это категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следовательно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойство стоимости. Таким образом, трудовая стоимость – лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне рынка просто не существует.
Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем, или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда? Сказать просто – рынком – это, безусловно верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер.
Чем определяется стоимость букета диких цветов, которые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной площади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжительностью индивидуального времени на собрание цветов или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости, не индивидуальным временем, а общественно необходимым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно не воспроизводимых товаров. Тогда другой пример, не свежие, а тухлые куриные яйца. В Китае их стоимость определяется общественно необходимым рабочим временем. Однако в Российских глубинках эти яйца не будут куплены, так как они не имеют потребительной стоимости.
3. Глава. Деньги. 3.1. Сущность и роль денег в экономике.
Деньги давно уже знакомы людям. Но тайна их происхождения и сущность впервые раскрыты К. Марксом. Как возникли деньги и какой исторический путь они прошли?
Стоимость одного товара обнаруживает себя в обмене на другой товар (Т-Т). На первый взгляд представляется, что в акте обмена товары играют одинаковую роль. На самом же деле она различна. Один товар выражает свою стоимость относительно другого товара. Второй же товар, с помощью которого первый выражает свою стоимость, выступает в роли эквивалента, представляет собой эквивалентную форму стоимости. Здесь и заключен зародыш денег.
Если товаропроизводитель за свой товар получил эквивалент, это значит, что данный товар необходим обществу, является воплощением общественного труда. В то же время эквивалент подтверждает сам факт создания стоимости, служит ее выражением.
Исторически в роли эквивалента выступали разные продукты. В условиях первобытнообщинного строя, когда община лишь от случая к случаю обменивала какой-либо свой продукт на продукт другой общины, последний выступал в роли эквивалента лишь в единичных актах обмена. Это простая или случайная форма стоимости.
С углублением разделения труда, когда оно становится более устойчивым и охватывает множество видов конкретного труда, в обмен начинает втягиваться все большее количество продуктов. Здесь уже один и тот же товар обменивается на ряд других товаров. Эту форму стоимости Маркс называл полной или развернутой формой стоимости.
Дальнейшее развитие общественного разделения труда, рост товарного производства, повышения регулярности обмена привели к тому, что из всего товарного мира начал выделяться товар, на который все чаще стали обмениваться другие товары. Он означал появление всеобщей формы стоимости. Товар, который обладает способностью непосредственно обмениваться на любой другой товар, получил название всеобщего эквивалента. У разных народов и на различных этапах истории одного и того же народа в роли всеобщего эквивалента выступали различные продукты (скот, меха и шкуры, слоновая кость и т.д.). С течением времени эта роль почти повсеместно закрепилась за серебром и золотом, что и привело к утверждению денежной формы стоимости.
Деньги – это законченная форма всеобщего эквивалента, представленная благородными металлами – особым товаром, с потребительной стоимостью которого прочно срослась эквивалентная форма стоимости.
Пока наряду с золотом в функции всеобщего эквивалента выступало серебро, денежная система была биметаллической. Но уже в начале 20 столетия одна страна за другой стали переходить к золотой валюте, то есть монометаллической системе. В Австрии это произошло в 1892 г., Японии – в 1897 г., России – в 1898 г., а в США – в 1900 г. В Англии золотоденежная система была введена в конце 18 века, в Германии – с 1877 г. В Бельгии, во Франции, в Швейцарии, а так же в британских и голландских колониальных владениях она начала фактически господствовать с начала нынешнего века.
Деньги воплощают общественный труд и стоимость независимо от того, в какой отрасли этот труд затрачен и где эта стоимость создана. Кто имеет деньги, тот непосредственно получает право на соответствующую часть общественного труда в той натуральной форме, которую он пожелает. Отсюда и всесилие денег, суть которого К. Маркс выразил афоризмом: «Свою общественную власть, как и свою связь с обществом, индивид носит с собой в кармане».
Благодаря деньгам разрешаются и противоречия товара. Как это достигается? Раздвоение товарного мира на товары и деньги означает, что внутренняя противоположность между потребительной стоимостью получает внешнее выражение. На одном полюсе менового отношения оказываются все товары как потребительные стоимости, на другом полюсе им противостоят деньги как воплощение стоимости. Получается, что противоположные стороны товара даже пространственно разделены.
Поляризация товаров и денег ведет к разрешению внутреннего противоречия товара – противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью. Ведь если товар продан, тем самым доказано и то, что его потребительная стоимость кому-то нужна, и то, что он имеет стоимость. Последняя в виде денег остается в руках товаропроизводителя, и он имеет возможность получить в соответствии с ее величиной любую нужную ему потребительную стоимость. Можно считать, что с переходом к денежной форме эквивалента создание механизма выявления стоимости в основном завершается.
Практически всю экономическую историю деньги были «товаром особого рода». Уникальная особенность денежного товара состояла в том, что он обладал общепризнанной и постоянной ценностью для всех участников рынка и потому мог выступать «товаром полезности» в обмене всех других товаров.
Денежные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так: без денег рыночной экономики не существует. Денежные отношения – основа всех рыночных связей.
В условиях рыночной экономики продукция производится как товар, т.е. не для собственного потребления, а для продажи, которая, в свою очередь, не может осуществляться без денег.
При этом деньги, во-первых, выступают своеобразным соизмерителем стоимости товаров и услуг (мера стоимости). Во-вторых, используются в качестве посредника между продавцом и покупателем при реализации товаров, так как с помощью денег товар от продавца переходит к покупателю (средство обращения). В-третьих, обладая высокой ликвидностью, так как их проще всего обменять на товар, накапливаются населением с целью приобретения товаров в будущем (средство обращения).
Выполняя названные функции деньги способствуют развитию экономики, повышению ее эффективности. Однако при определенных условиях их «деятельность» может стать серьезным тормозом в экономическом развитии. Дело в том, что в любом обществе, где господствуют товарно-денежные отношения всегда должно соблюдаться соответствие между количеством товаров и количеством денег. Оно составляет суть законов денежного обращения.
Если соответствие нарушается, то возникает инфляция, главным последствием которой является снижение жизненного уровня населения, усиление аритмии производства, «перекачка» капиталов из производства в сферу обращения, снижение объемов производства. Во многих этих негативных последствиях «виноваты» деньги, когда их по разным причинам становится больше, чем нужно для обращения товаров.
Таким образом, мы можем сделать вывод: денежная система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушении ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики.
продолжение
–PAGE_BREAK–3.2. Функции денег.
Сущность денег как всеобщего эквивалента раскрывается в функциях, которые они выполняют. Прежде всего они служат материалом для выражения стоимости всех производимых в обществе товаров (деньги как мера стоимости).
Стоимость товара в денежном выражении есть его цена. Чтобы измерять стоимость товаров, необходимо какое-то количество денежного материала принять за единицу. Такая единица называется масштабом цен. С одной стороны, масштаб цен, как и любая мера (например, длины или веса), условен, а с другой – он должен признаваться всеми в данной стране. Поэтому государство юридическим актом закрепляет денежную единицу, которая тем самым, образно говоря, получает официальное крещение. На практике слитки металла превращались волей государства в металлические монеты, воплощавшие одну или несколько денежных единиц (например, доллары) или части денежной единицы (пенсы).
Первоначально денежные единицы и их названия нередко были связаны с определенным весом благородных металлов, на что указывают и названия валютных систем (фунт стерлингов). С течением времени, однако, «весовое» название все больше удалялось от действительного веса благородного металла в денежной единице. Причин этому несколько. Одна из них связана с тем, что исторически менее благородные металлы, выступавшие в роли всеобщего эквивалента, вытеснялись более благородными, а значит, более дорогими; денежные же названия при этом оставались прежними. Так, фунт стерлингов первоначально был денежным названием фунта серебра. Но когда золото вытеснило серебро в качестве меры стоимости, прежнее название стали применять к такому количеству золота, которое по стоимости равнялось фунту серебра. Другая причина – фальсификация монет, когда государство при чеканке расходовало на монету меньшее количество денежного материала, чем требовалось.
В условиях развитого товарообмена цену могут иметь вещи, которые не являются продуктами труда, то есть не имеют стоимости (например, необработанная земля). Такую форму принимают не только вещи, но даже и нравственные ценности (честь, совесть и т. д.), за которые кто-то готов заплатить определенную сумму денег. В подобных случаях есть цена, но нет стоимости. Такую цену К. Маркс называет мнимой или иррациональной.
Выразить стоимость в деньгах – это еще не значит получить их для доказательства наличия у товара стоимости, нужно эквивалент получить реально. Товар, следовательно, требует денег. Цена – это любовный взгляд, бросаемый товаром на деньги. Если же деньги отказывают товарам «во взаимности», то им приходится влачить безрадостное существование на товарных складах.
Деньги выполняют и функцию средства обращения, то есть служат посредником в обмене товаров. С появлением денег непосредственный товарный обмен (Т-Т) принимает форму товарного обращения (Т-Д-Т), что влечет за собой качественные перемены. Узкие границы непосредственного товарообмена преодолеваются. Продав одному, купить можно у другого. Получение денег не означает, что они будут немедленно истрачены, — можно подождать с покупкой, продать на одном рынке, а купить на другом. В результате отдельные обменные акты переплетаются и сливаются в единый процесс товарного обращения. В ходе его деньги, постоянно перемещаясь от одних лиц к другим, совершают денежное обращение. В функции средства обращения деньги, переходя из рук в руки, остаются лишь посредником при обмене товаров. Вот почему реальный денежный материал в этой функции может быть заменен. Для осуществления такой замены необходимо лишь одно – гарантия, что данный знак или символ признается обществом как представитель определенного количества денежного материала. Так возникли в начале неполноценные монеты, а затем и бумажные деньги.
Производными по отношению к мере стоимости и средству обращения являются две другие функции денег. Они выступают как средство образования сокровищ, или накопления, и как средство платежа. Накопление денег может обусловливаться разными конкретными мотивами, в том числе и стяжательством, страстью к накопительству, которая обуревала таких литературных персонажей, как бальзаковский Гобсек или гоголевский Плюшкин. Но есть и глубинная экономическая причина, побуждающая товаропроизводителей иметь определенный денежный резерв. Дело в том, что количество денег, требующихся для нормального хода товарного обращения, не остается неизменным. Поэтому возникает необходимость либо привлекать дополнительное количество средств в обращение, либо выводить из него избыток наличных денег.
С развитием товарного обращения время реализации товаров все чаще отрывается от времени их оплаты. Это значит, что товар продается вкредит. Продавец становится кредитором, а покупатель – должником. Для того чтобы возместить долг, нужно накопить деньги в необходимом количестве. Они служат в этом случае средством платежа. Функция средства накопления получает таким образом дополнительное основание в функции средства платежа.
Почему же между реализацией товара и его оплатой образуется разрыв во времени? Конкретные обстоятельства могут быть различными. Глубинная же причина – разная продолжительность производственных циклов. Так, урожай в сельском хозяйстве собирается раз в год. Но крестьянину нужны товары в течение всего года. Без кредитной формы продажи он их не смог бы приобрести, а владельцы товаров были бы лишены возможности их продать. Товарное обращение резко бы усложнилось, замедлилось. Функция денег, как средства платежа позволяет такого рода трудности преодолевать и тем самым ускорять хозяйственный оборот.
На базе вексельного оборота (вексель – это долговое обязательство) возникают кредитные деньги, выпускаемые банком-эмиссионером и поддерживаемые его авторитетом. Сливаясь с бумажными деньгами, кредитные деньги начинают обслуживать товарное обращение. Тем самым совершается еще один шаг по вытеснению золота из денежного обращения.
В настоящее время золото в качестве денежного материала нигде в мире в обращении не фигурирует. Более того, если первоначально сохранялась разменность находящихся в обращении денег на золото, то с течением времени она везде была отменена. Золото теперь может быть приобретено лишь в качестве обычного товара. Только таким косвенным путем достигается фактическая разменность всех разновидностей денег (а их становится все больше – дело дошло уже до появления электронных денег) на золото и участие его в материально-вещественном обеспечении этих денег. Следует к тому же отметить, что золото теперь выступает в данной роли не монопольно, а наряду с другими товарами (недвижимость, произведения искусства и др.).
С развитием международного разделения труда товарное обращение выходит за национальные рамки. Соответственно деньги начинают обслуживать международную торговлю, то есть выступать как мировые деньги. При этом они используются в роли всеобщего средства платежа (по возмещению дефицитов международных балансов), всеобщего покупательного средства и материализации богатства вообще (при переводе капиталов из одной страны в другую).
Сказанное выше о вытеснении золота из денежного обращения относится и к мировым деньгам. В послевоенные годы товарооборот на мировом капиталистическом рынке стал совершаться с помощью резервных национальных валют (прежде всего доллара и фунта стерлингов) и других разновидностей денег.
продолжение
–PAGE_BREAK–