Министерствообразования Российской Федерации
Сыктывкарскийлесной институт (филиал)
Санкт-Петербургскойлесотехнической академии
им.С.М. Кирова
Факультетэкономики и управления/>Кафедраэкономики отраслевых производств
/>
КУРСОВАЯ РАБОТА
поэкономике предприятия
Натему ”Образование тарифов на электрическуюэнергию (мощность) в Российской Федерации”
Выполнил: студентИЭФ, III курса, 231 гр., д/оОгнёв В.В.
Проверила: к.э.н., доцент, Тихомирова И.К. Сыктывкар 2001
Содержание
Введение… 3
1. Теоретическая часть… 4
1.1. Государственноерегулирование цен и тарифов… 4
1.2.Регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) в РоссийскойФедерации 8
1.3.Порядок расчета тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям 15
Использованныетермины… 23
2. Комплекснаязадача… 25
Заключение… 29
Список использованных источников… 30
Приложение 1… 31
Введение
В настоящеевремя в России продолжается устойчивый рост производства лесозаготовительной,деревообрабатывающей целлюлозо-бумажной промышленности. Рост производства всвою очередь ведет к увеличению объемов отходов, а это вызывает необходимостьпоиска путей их утилизации.
В свою очередьв электроэнергетике Российской Федерации сложилась кризисная обстановка. Ясновыражен топливный кризис на Дальнем Востоке, дефицит электрической энергии наблюдаетсяв Архангельской области. Сходные проблемы касаются и многих других районовРоссии.
В связи сэтим, видимо, целесообразно использовать отходы лесного комплекса для выработкитепло- и электро- энергии. В настоящее время, как минимум. 2 процента электроэнергиив республике Коми производится из данных отходов. А доля древесных отходов ищелоков в топливном балансе электростанций может достигать 20 процентов.Удаленность лесозаготовительных поселков и появление высокоэффективныхтеплоэлектрогенераторов также способствует эффективной утилизации отходов.Гораздо выгоднее сжигать древесные отходы в котельных отдаленных поселков, чемпросто их выбрасывать. В настоящее время в Республике Коми насчитываетсяпорядка 200 мелких и средних энергоснабжающих предприятий.
Так какэлектроэнергетика – область высокомонополизированная, контроль за тарифами наэлектроэнергию осуществляется в законодательном порядке.
Передэкономистами лесных предприятий, выход на рынок энергоуслуг ставитдополнительные вопросы, такие как определение тарифов на тепло- и электро-энергию, прибыльности производства. В курсовой я работе рассмотрю порядокобразования тарифов на электрическую энергию (мощность).
Теоретическая частьГосударственное регулирование цени тарифов
Наследиесоветской сверхмонополизированной плановой экономики до сих пор оказываетвлияние на развитие России. Для управления ценами и тарифами на продукты иуслуги при переходе к рыночной экономике, для недопущения использованиямонополистических преимуществ в Российской Федерации были проведены следующиемероприятия: было принято множество законов регулирующих деятельностьмонополий, а также на основе законодательной базы были созданы органырегулирования естественных монополий.
Вопросырегулирования естественных монополий в настоящее время осуществляют:
МАПРоссии — регулирует и контролирует деятельности субъектов естественных монополийв области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) исубъектов естественных монополий на транспорте (ж/д перевозки, услугитранспортных терминалов, портов и аэропортов);
МПСРоссии — проводит тарифную политику в области перевозки пассажиров, грузов,грузобагажа и багажа на ж/д транспорте;
ФЭКРоссии — регулирует и контролирует деятельность субъектов естественных монополийв сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической итепловой энергии, а также тарифы на электрическую и тепловую энергию натерритории Российской Федерации.
Кромеэтого вопросами цено- и тарифообразования и экономической деятельности организацийпо отраслям занимаются:
МинсвязиРоссии – разрабатывает совместно с МАП России нормативные и правовые акты повопросам тарифной политики в отношении основных видов услуг связи и взаиморасчетовмежду операторами электро- и почтовой связи, определяет основные направлениятарифной политики в области электросвязи, информатизации и почтовой связи,координирует тарифную политику организаций, осуществляющих деятельность в этойобласти;
МинтранспортаРоссии – участвует в формировании тарифной политики в транспортном комплексе, вразработке методической основы для формирования тарифов на услуги транспорта;
МинфинРоссии – разрабатывает единую финансовую и учетную политику в областихозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, методологию ресурсных затраторганизаций;
МинэкономразвитияРоссии – разрабатывает вопросы макроэкономического развития экономикигосударства, учета основных пропорций и инфляционных процессов, учитываемых прицено- и тарифобразовании;
МинэнергоРоссии – разрабатывает прогнозы развития топливно-энергетических отраслей иметодологию учета, планирования и калькулирования затрат, определяющих основу цено-и тарифообразования на продукцию ТЭК.
Решениевопросов цено- и тарифообразования промышленных и непромышленных организаций,бюджетной сферы на территории регионов обеспечивают исполнительные органысубъектов Российской Федерации.
В связис отсутствием единой государственной тарифной политики цены и тарифы на одну иту же продукцию (работы, услуги) отличаются в десятки раз. Так, например, ценана 1 киловатт-час электроэнергии на Дальнем Востоке более чем в 10 раз выше,чем в Иркутской области, и в пять раз выше, чем в Центральном регионе.
Действующаянормативно-правовая база регулирования естественных монополий основана назатратном механизме цено- и тарифообразования, что усугубляется неразвитостьюбиржевых и иных институтов рыночной экономики.
Основныепроблемы ценового и тарифного регулирования характеризуются следующимиосновными недостатками, которые необходимо преодолеть:
отраслевойпринцип и разрозненность системы регулирования тарифов и стоимости услугестественных монополий на федеральном и региональном уровнях не позволяет обеспечитьединую государственную систему тарифообразования;
отсутствиеединой государственной ценовой (тарифной) политики, направленной на достижениебаланса экономических интересов, как между органами регулирования, так и междупроизводителями и потребителями продукции в сферах естественных монополийсдерживает или препятствует экономическому развитию организаций в регионах;
отсутствиекоординации и несогласованность в вопросах регулирования на отраслевом ирегиональном уровнях приводит к диспропорциям и диспаритету цен и тарифов вотраслях и регионах.
Указанныепроблемы настоятельно требуют формирования единого федерального тарифногооргана. Группой экспертов при Федеральной энергетической комиссии России былсоздан следующий проект.
Согласноего необходимо было бы создать Федеральную тарифную комиссию на которую были бывозложены следующие функции и задачи:
Разработкаи осуществление государственной программы единой ценовой (тарифной) политики всферах естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.
Проведениеединой ценовой (тарифной) политики, направленной на достижение балансаэкономических интересов производителей и потребителей продукции в сферах естественныхмонополий, обеспечивающей эффективное развитие экономики, содержание и развитиебюджетной сферы.
Осуществлениеи контроль применения единой государственной политики, недопускающейдиспаритета тарифов (цен) на услуги субъектов естественных монополий в сферахтранспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировкегаза по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии,включая ценовое регулирование, естественных монополий в области связи (оказаниеуслуг общедоступной электрической телефонной, телеграфной и почтовой связи) исубъектов естественных монополий на транспорте, включая железнодорожныеперевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.
Содействиеформированию эффективных рыночных отношений на основе развития конкуренции ипредпринимательства в сферах деятельности естественных монополий,функционированию товарных рынков и товарных бирж.
Установлениеединой государственной ценовой (тарифной) политики, направленной на поддержкупредпринимательства и укреплению предпринимательского сектора экономики России,межотраслевой и межрегиональной координации тарифообразования.
Созданиенеобходимых организационно-экономических условий и координации для повышенияэффективности функционирования топливно-энергетического комплекса РоссийскойФедерации, включающего электроэнергетику, угольную, нефте- и газодобывающую,нефте- и газоперерабатывающую промышленность, системы нефтепродуктообеспечения.
Формирование,посредством единой государственной ценовой (тарифной) политики, конкурентнойсреды в сферах деятельности субъектов естественных монополий на федеральном ирегиональном уровнях.
Покаждому виду регулируемой деятельности естественных монополий ФТК России разрабатываютсяи устанавливаются структуры объемов реализации продукции (работ, услуг),структуры затрат на основе единой системы классификации, идентификации и учета,соответствующей плану счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственнойдеятельности организаций, системы мультипликаторов, характеризующих соотношенияпоказателей объемов продукции (работ, услуг), доходов, затрат и других,индексов, отражающих темпы роста объемов производства, инфляционные и другиепроцессы (состояние производственного аппарата, износа оборудования и т.п.)хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий для сравнения,разработки и применения согласованной и сбалансированной единой системы цен итарифов на оптовых и потребительских рынках Российской Федерации.
Наоснове указанных показателей ФТК России устанавливаются контрольные параметрыединой системы тарифного регулирования, которые являются основой дляфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации по вопросам регулирования в сферах естественныхмонополий.
ФТКРоссии разрабатывается и утверждается методика планирования себестоимости произведеннойпродукции (работ, услуг) с учетом норм и нормативов использования ресурсов ипродуктовых балансов, доходов по видам деятельности, а также процедурасогласования цен и тарифов в качестве универсального инструментагосударственного воздействия на систему ценообразования субъектов естественныхмонополий.
ФТКРоссии осуществление контроля фактического исполнения единой государственнойтарифной политики, финансового состояния субъектов естественных монополий,эффективности экономического развития регионов и Федеральных Округов РоссийскойФедерации.
1.2. Регулирование тарифов наэлектрическую энергию (мощность) в Российской Федерации
Натерритории Российской Федерации поставки электрической энергии всемпотребителям и оказание услуг на потребительском рынке электроэнергии имощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии сЗаконом «О государственном регулировании тарифов на электрическую итепловую энергию в Российской Федерации», Основами ценообразования, устанавливаемымиправительством Российской Федерации, и Методическими указаниями о порядкерасчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке(далее — Методические указания), утвержденными Федеральной комиссией.
Государственноерегулирование тарифов на электрическую энергию на потребительском рынкеосуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов наэлектрическую энергию (мощность) и тарифов на услуги, оказываемые на указанномрынке.
Регулированиетарифов на электрическую энергию производится по инициативе энергоснабжающейорганизации или инициативе регулирующего органа
Энергоснабжающаяорганизация имеет право обратиться в Региональную комиссию с просьбой опересмотре тарифов на электрическую энергию при наличии хотя бы одного изследующих условий:
изменениезатрат на производство и передачу электрической более чем на 2 процента,вызванное изменением баланса электрической энергии и мощности, ростом цен натопливо, оборудование, другие материальные ресурсы или пересмотром условийтарифного соглашения по заработной плате;
измененияперечня и размера, установленных нормативными актами Российской Федерации исубъектов Российской Федерации обязательных отчислений и платежей;
изменениепроцентной ставки Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банковпо долгосрочным кредитам на внутреннем рынке более чем на 3 процента;
наступлениесобытий, появлений которых было маловероятно, и которые оказали существенноевоздействие на состояние энергоснабжающей организации (форс — мажорныеобстоятельства).
Регулированиетарифов на электрическую энергию по инициативе Региональной комиссииосуществляется в следующем:
Региональнаякомиссия при наличии одного или нескольких условий, перечисленных в выше, можетдать энергоснабжающей организации предписание представить в месячный срокпредложения по установлению тарифов на электрическую (размера платы за услуги).
Внесениепредложений, их рассмотрение и принятие решений осуществляется в соответствии сразделами II и III «Порядка утверждения и изменения тарифа на электрическую итепловую энергию в Российской Федерации», утвержденного ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г, № 121.
Вслучав если энергоснабжающая организация, осуществляющая деятельность напотребительском рынке, не представила в установленный срок предложения, Региональная комиссия может самостоятельно подготовить предложения всоответствии с Методическими указаниями и представить их в Федеральную комиссиюна рассмотрение в качестве разногласий при государственном регулированиитарифов. Федеральная комиссии рассматривает предложения и принимает решение обуровне тарифов и сроках их введения в соответствии с порядком утверждения иприменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации,утвержденным Постановлением правительства российской Федерации от 4 февраля 1997г, № 121 и порядком рассмотрения разногласий при обращении в Комиссию,установленным Правительством российской Федерации.
Процедурарассмотрения, утверждения и применения тарифов на электрическую энергию(мощность) устанавливается в соответствии с «Порядком утверждения иприменения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РоссийскойФедерации», утвержденного Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 4 февраля 1997 г. N 121.
Региональныекомиссии в соответствии с действующим законодательством несут ответственностьза экономическую обоснованность утверждаемых ими тарифов (нормативов), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Основойрасчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую энергию(мощность) является баланс электрической энергии (мощности) энергоснабжающейорганизации, разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссиейбаланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамкахЕдиной энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергиии мощности ФОРЭМ).
Утверждённыйбаланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единойэнергосистемы России по субъектам является обязательным при установлениирегиональными Энергетическими комиссиями тарифов на электрическую энергию(мощность).
Тарифына электрическую энергию (мощность) дифференцируются по категориям (группам)потребителей исходя на: соответствия устанавливаемых для различных категорийпотребителей тарифов реальным затратам энергоснабжающих организаций по родству,передаче и распределению электрической энергии для конкретной категории(группы) потребителей, равноприбыльности энергоснабжения различных категорийпотребителей;
Вкачестве основного фактора дифференциации принимается уровень напряжения кточки подключения потребителя к электрической сети энергоснабжающейорганизации, кроме этого, учитывается режим использования потребителямиразличных категорий заявленной максимальной электрической мощности (значенияплотности индивидуальных графиков нагрузки потребителей);
Внастоящее время используются:
а) трикатегории потребителей электрической энергии (мощности):
потребители,получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации навысоком напряжении — 110 кП (60 кП) и выше;
потребители,получающие электрическую энергию (мощность) от энергоснабжающей организации насреднем напряжении — 35 — 6 кВ;
потребители,получающие электрическую Энергию (мощность) от 1нергоснабжающйй организации нанизком напряжении — 0,4 кВ (и ниже);
б)распределение потребителей электрической по группам — в соответствии сутвержденной в установленном порядке формой отраслевой статистическойотчетности N 46-эс «Полезный отпуск электрической и тепловойэнергии».
Впроцессе рассмотрения и утверждение тарифов на электрическую энергию (мощность)энергоснабжающая организация представляет на рассмотрение РЭК предложения поутверждению тарифов на электрическую, включая:
определений(экономическое обоснование) общей потребности в финансовых средствах(себестоимости и прибыли) по регулируемым видам деятельности на периодрегулирования,
определениевида и объемов продукции (услуг) о натуральном выражении, поставляемыхэнергоснабжающей организацией потребителям по регулируемой деятельности;
распределениеобщей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) между видамипродукции по регулируемой деятельности;
расчеттарифов (размера платы за услуги): среднего по энергоснабжающей организации ипо категориям (группам) потребителей.
Порезультатам рассмотрения представленных энергоснабжающей организаций материаловРегиональная комиссия утверждает тарифы на электрическую энергию (мощность) покатегориям (группам) потребителей региона, обслуживаемого даннойэнергоснабжающей организацией.
Экономическоеобоснование общей потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли)энергоснабжающих организаций по регулируемым видам деятельности производитсяими исходя из действующих норм и нормативов расходования топлива, основных ивспомогательных материалов для эксплуатационных и ремонтных нужд ипрогнозируемых цен и тарифов.
Расчетсредств, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), производится последующим составляющим затрат:
а)сырье, основные и вспомогательные материалы, запасные части для ремонтаоборудовании — исходя из действующих норм и прогнозируемых на периодрегулирования цен на сырье и материалы;
б)работы и услуги производственного характера — исходя из необходимостипроведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанныеработы и услуги, прогнозируемых на период регулирования,
п)топливо на технологические цели при производстве электрической энергии:
длятепловых электростанций — на основании норм удельных расходов топлива припроизводстве электрической энергии (рассчитываются на базе утвержденных вустановленном порядке нормативных характеристик энергетического (генерирующего)оборудования и планируемого режима работы оборудовании на период регулирования,прогнозируемых цен на топливо и тарифов на его перевозку;
г)топливо всех видов на иные технологические цели (отопление зданий, обслуживаниепроизводства транспортом предприятия и т.п.) — исходя из действующих норм ицен, прогнозируемых на период регулирования;
д)покупная энергия всех видов:
электрическаяэнергия (мощность), приобретенная на оптовом рынке и (или) от другихпроизводителей для дальнейшей переработки, транспортировки, распределения ипродажи потребителям, а также на технологические цели, — исходя из утвержденныхв установленном порядке баланса электрической анергии и мощности и тарифов наэлектрическую энергию;
электрическаяи тепловая энергия, приобретенная на хозяйственные (производственные) нужды, — исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления и тарифов, прогнозируемыхна период регулирования;
е)затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой (основной)деятельности, — в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;
ж)отчислений на социальные нужды (на социальное страхование, в фонд занятости, наобязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд и другие отчисления,предусмотренный действующим законодательством) — в размерах, установленныхнормативными правовыми актами Российской Федерации;
з)амортизация основных фондов — по нормам амортизационных отчислений,утвержденным в установленном нормативными призовыми пунктами РоссийскойФедерации порядке;
и) прочиезатраты, в том числе:
целевыесредства организаций, формируемые энергоснабжающими организациями ипроизводителями энергии, в т.ч. средства на проведение научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ — а размере 1,5 процентасебестоимости продукции (работ, услуг) для финансирования работ по научно — техническому развитию, инвестиционные и страховые средства — в порядке,устанавливаемом Правительством Российской Федерации,
платаза предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающуюприродную среду в соответствии с действующими экологическими нормативами;в установленном
уплатапроцентов по полученным кредитам и по бюджетным ссудам (в том числе на созданиесезонных запасов топлива нормативными правовыми актами Российской Федерациипорядке;
затратына подготовку и переподготовку кадров (в части, относимой на себестоимость) — вустановленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
амортизацияпо нематериальным активам — в соответствии с нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;
абонентнаяплата за услуги по организации функционирования и развитию единойэнергетической системы россии и плата за иные услуги, предоставляемые наоптовом рынке, — в соответствии с утвержденным Федеральной энергетическойкомиссией Российской Федерации размером;
отчисленияв ремонтный фонд (в случав его формирования) — на основе норм и программпроведения ремонтных работ и норм расходования материальных и трудовых ресурсови прогнозируемых на период регулирования цен;
непроизводственныерасходы (налоги и другие обязательные сборы, отчисления и платежи), относимыена себестоимость продукции (работ, услуг), — и соответствии с нормативнымиправовыми актами Российской Федерации;
финансированиеработ по конверсии оборонных производств на особо опасных объектах в размере 3процентов себестоимости реализуемой продукции (для организации атомнойэнергетики, включенных в перечень особо опасных объектов);
финансированиемероприятий по социальной защите населения, проживающего на прилегающих к особоопасным объектам территориях, а также по развитию соответствующей социальнойинфраструктуры — а размере 1 процента себестоимости реализуемой продукции (дляорганизаций атомной энергетики, включенных, а перечень особо опасных объектов);
другиезатраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), — исходя изнормативных правовых актов Российской Федерации.
Расчетсредств, расходуемых из прибыли, производится по следующим составляющим:
а)развитие производства, в том числе на капитальные вложения, — исходя изпрограммы производственного развития согласованной в установленном порядке;
б)социальное развития, включая капитальные вложения и образование фондапотребления, — исходя из программы социального развития, согласованной срегулирующим органом;
в)дивиденды по акциям — с учетом развития производства, состояния фондового рынкаи уровнем дивидендов, а в отраслях со схожими видами деятельности;
г)налоги, уплачиваемые за счет прибыли, — в соответствии с налоговымзаконодательством Российской Федерации;
д)расходы на прочие цели, включая платежи за превышение предельно допустимыхвыбросов (сбросов) загрязняющих веществ, уплату процентов по полученнымкредитам и по бюджетным ссудам в части, относимой на прибыль, отчисления изприбыли, а резервные и другие фонды, а также отчисления из прибыли на другиецели — и соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
Расчетпотребности энергоснабжающих организаций в финансовых средствах напроизводственное, научно — техническое и социальное развитии производится сучетом всех источников финансирования на основании принятых в установленномпорядке схем развитии и инвестиционных программ.
Прирегулировании изъявленный на основании официальной статистической ибухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельностисубъекта регулирования учитывается Региональной комиссией при установлениитарифов на электрическую энергию.
Виды иобъемы продукции (услуг) в натуральном выражении, поставляемыеэнергоснабжающими организациями, определяются на основании утвержденных исогласованных в установленном Федеральной комиссией порядка балансаэлектрической энергии (мощности).
Распределениеобщей потребности в финансовых средствах энергоснабжающей организациипроизводится между всеми видами продукции (услуг).
Общаяпотребность в финансовых средствах распределяется между электрической энергией(мощностью) и услугами в соответствии с калькуляцией себестоимости продукции.Калькулирование себестоимости электрической энергии осуществляется на основании«Инструкции по планированию, учёту и калькулированию себестоимостипроизводства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии»,утвержденной Минэнерго СССР 18.03.70.
Распределениерасхода топлива тепловых электростанций между электрической энергией,осуществляемое в процессе калькулирования себестоимости электрической энергиипроводится в соответствии с «Методическими указаниями по составлениюотчета электростанции и акционерного общества энергетики и электрификации о тепловойэкономичности оборудования», СПО ОРГРЭС 1936 г (РД 34.08.552-95)
Прирасчете тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям,в калькуляции себестоимости энергии выделяется 40% от стоимости покупнойэнергии, относимой к условно — постоянным затратам и 60% — к переменнымсоставляющим затрат. При расчетах за покупную энергию по двухставочным тарифам,а расчет условно — постоянных затрат энергоснабжающей организации включаютсязатраты на покупку мощности (по ставке тарифа на мощность), и в расчетпеременных составляющих затрат включаются нитраты на покупку энергии (по ставкетарифа на электрическую (тепловую) энергию).
Прирасчетах тарифа на электрическую энергию (мощность), отпускаемуюэнергоснабжающими организациями другим энергоснабжающим организациям,приобретающим электрическую энергию для перепродажи (потребителям — перепродавцам), последние рассматриваются в качестве потребителей сустановлением дли них тарифов на электрическую энергию на общих с другимипотребителями основаниях исходя из диапазонов напряжений, на которых ониполучают энергию.
1.3. Порядок расчета тарифов наэлектрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям
СогласноМетодическим указаниям установлен следующий порядок расчета тарифов наэлектрическую энергию (мощность), отпускаемую потребителям.
Исходяиз общей потребности в финансовых средствах на деятельность по энергоснабжениюпотребителей (Д) определяется потребность в финансовых средствах надеятельность по производству, передаче и распределению электрической энергии(мощности):
Дэ= Д — Деэс (1, стр.8).
Где
Дэ– потребность в финансовых средствах на деятельность по производству,передаче и распределению электрической энергии (мощности).
Д — общая потребность в финансовых средствах на деятельность по энергоснабжению порегулируемым видам деятельности.
Деэс– стоимость услуг энергоснабжающей организации по обслуживаниюэлектрических сетей РАО «ЕЭС России» и услоуг, связанных с поддержанием надежого энергоснабжения потребителей, выведенных на ФОРЭМ.
Средниетарифы на электрическую энергию, отпускаемую потребителям региона отэнергоснабжающей организации, определяются следующим образом:
Средний тариф на электрическую энергию (Тэср):
Тэср= (Дэ — Допт )/ Эопт; (руб./квт.ч). (1,стр.9).
Допт– стоимость электрической энергии и мощности, поставляемойэнергоснабжающей организацией на оптовый рынок, млн.руб.;
Эопт– полезный отпуск электроэнергии потребителям от энергоснабжающейорганизации, включая отпуск электроэнергии потребителям — перепродавцам,млн. кВт. ч.
Расчетдифференцированных тарифов на электроэнергию по категориям, группам и отдельнымпотребителям. Процедура расчета тарифов предусматривает определениедвухставочных тарифов в качестве базы для утверждения тарифов на электроэнергиюдля всех категорий и групп потребителей, как для потребителей, применяющихдвухставочные тарифы, так и для потребителей, применяющих одноставочные тарифы.В общем виде плата за потребляемые электрическую мощность иэлектрическую энергию (Ri) i-го потребителя определяется:
Ri = SUM Тijэм х Рijср.макс. + SUM Тijэ х Эij (1, стр.9).
где: Тijэм– ставка тарифа для i-го потребителя на j-ом диапазоне напряжений за электрическую мощность, руб./кВт;
Рijср.макс. – расчетная мощность потребителя на j-ом диапазоне напряжений (тыс.кВт.) – среднее за период регулирования значение заявленной (или расчетной) мощности, рассчитанное на основании ежемесячных максимальныхзаявленных мощностей потребителя по формуле:
Ррасч= (SUMin Рn)/n, (кВт),(1, стр.10).
где:
n – количество месяцевв периоде регулирования;
Рn– заявленная (расчетная) мощность в месяце n, считая от первого месяца в периоде регулирования;
Тijэ– ставка тарифа за энергию, руб./кВт. ч;
Эij– объем потребления электроэнергии, млн. кВт.
j — номер категории потребителей (ВН, СН, НН).
Значение ставки тарифа за электрическую мощность(Тiэм ) для i-ой категории потребителей устанавливаетсятаким образом, чтобы обеспечивалась компенсация обоснованных условно — постоянных затрат энергоснабжающей организации по поддержанию данной мощности(генерирующих источников, электрических сетей и подстанций) в работоспособномсостоянии в течение всего периода регулирования (вне зависимости от плотности графиканагрузки i-ой категории потребителей) и формирование обоснованного размераприбыли.
Общая величина эксплуатационных условно – постоянных затрат энергоснабжающей организации 3постэ(отнесенных на электроэнергию) включает в себя следующие составляющие:
3постэ = 3пиэ+ 3сетивн + 3сетисн + 3сетинн+ 3постсист.э, (млн. руб.) (1, стр.11).
Где: 3пиэ – составляющая эксплуатационных условно — постоянных затрат, отнесеннаяна электростанции;
3сетивн– составляющая эксплуатационных условно — постоянных затрат, отнесенная наэлектрические сети ВН 110 кВ (60 кВ) и выше, включая затраты энергоснабжающейорганизации по обслуживанию электрических сетей РАО «ЕЭС России»;
3сетисн – составляющая эксплуатационных условно – постоянных затрат, отнесенная на электрические сети СН 6- 35 кВ;
3сетинн – составляющая эксплуатационных условно – постоянных затрат, отнесенная на электрические сети НН 0,4 кВ;
3постсист.э — сумма общехозяйственных условно — постоянных затратэнергоснабжающей организации, 40% стоимости покупной электрической энергии(мощности) или стоимости покупной мощности — в случае применения двухставочных тарифов, а также недополученного дохода независящим от энергоснабжающейорганизации причинам выпадающих доходов.
Распределениеотносящихся к электрическим сетям условно — постоянных затрат энергоснабжающейорганизации осуществляется на основании принятой в энергоснабжающей организациисистемы учета или путем расчетного распределения общих сетевых условно –постоянных трат пропорционально условным единицам, относящимся к электрическимсетям соответствующего диапазона напряжения. Расчет количества условных единицосуществляется в соответствии с Приказом Минэнерго СССР от 26.01.87 N 51«Об утверждении показателей для отнесения производственных объединений,предприятий и организаций электроэнергетической промышленности и их структурныхподразделений к группам по оплате труда руководителей».
Прибыльэнергоснабжающей организации (отнесенная на электроэнергию) (Пэ)разносится между выделенными затратами (электростанций, электрических сетей ВН,СН, НН, общехозяйственными расходами) пропорционально рассчитанным условно — постоянным затратам.
Пэ = Пиэ + Пвн + Псн+ Пнн + Ппостсист.э, (млн. руб.),(1, стр.12).
Где:
Пиэ — часть расчетной балансовой прибыли энергоснабжающей организации поэлектрической энергии (мощности) отнесенной на электрические станции, млн. руб.
Пвн– часть расчетной балансовой прибыли энергоснабжающей организации поэлектрической энергии (мощности). отнесенной на электрическую сеть ВН110 кВ (60 кВ);
Псн – часть расчетной балансовой прибыли энергоснабжающей организации поэлектрической энергии (мощности), отнесенной на электрическую сеть СН 35 — 6кВ, млн. руб.
Пнн– часть расчетной балансовой прибыли энергоснабжающей организации поэлектрической энергии (мощности), отнесенной на электрическую НН 0,4 кВ, млн.руб.
Ппостсист.э– часть расчетной балансовой прибыли энергоснабжающей организации поэлектрической энергии (мощности), отнесенной на сумму: общехозяйственных расходов, 40% стоимости покупной электрической энергии (мощности) или стоимостипокупной мощности – в случае применения двухставочных тарифов, а такженедополученного дохода по независящим от энергоснабжающей организации причинам (выпадающих доходов).
Пиэ= Пэ х 3пиэ/3постэ.;
Пвн= Пэ х 3сетивн/3постэ;
Псн= Пэ х 3сетисн/3постэ;
Пнн= Пэ х 3сетинн/3постэ;
Ппостсист.э= Пэ — Пиэ — Пвн — Псн — Пнн;
3сетивн= 3сетисн + 3сетинн + 3 сети;(1, стр.13).
Расчетвеличины ставки тарифа производства электрической мощности на электростанцияхэнергоснабжающей организации.
Tэмпр =Sо / SUMiPin (руб./квт.), (1, стр.13).
где:
SUMiPin – суммарная установленная электрическая (рабочая) мощность электростанций энергоснабжающей организации;
Sо – составляющая условно — постоянных затрат и прибыли в долеэлектростанций энергоснабжающей организации:
Sо = 3п иэ + Пиэ + 3постсист.эх Зпиэ / (3постэ — 3постсист.э}+ Ппостсист.э х Пиэ / (Пэ — Ппостсист.э),(млн. руб.) (1, стр.14).
Расчетвеличины первой ставки тарифа на электрическую мощность энергоснабжающей организации, оплату по которой производят все категории потребителе.
Величинаобщей ставки тарифа за мощность Тэм1 рассчитываетсяпутем деления S1 (составляющей постоянных затрат и прибыли энергоснабжающейорганизации, связанных с эксплуатацией тех видов оборудования, которыеобеспечивают нормальное функционирование энергоснабжающей организации в целом,и должны быть возмещены
потребителями региона, вне зависимости от их принадлежности к конкретнымкатегориям (группам)) на сумму средних за период регулирования значенийзаявленной (или расчетной) электрической мощности всех потребителей энергоснабжающейорганизации,
рассчитанной на основании помесячных максимальных заявленных:
мощностей потребителей.
Тэм1= S1 / SUMiPiвн, сн.нн; (руб./квт.), (1, стр.14).
Где:
SUMiPiвн, сн.нн – сумма средних за период регулированиязначений заявленной (или расчетной) мощности, рассчитанная на основаниипомесячных максимальных заявленных (расчетных) мощностей всех потребителей,тыс. кВт;
S1= 3пиэ + 3сетивн + Пиэ +Пвн +3постсист.э х (3пиэ+3сетивн) / ( 3постэ -3постсист.э)+ Ппостсист.э х х (Пиэ + Пвн) / (Пэ– Ппостсист.э) — Допт — Деэс,(млн. руб.). (1, стр.15).
Где:
Допт – сумма средств, получаемых энергоснабжающей организацией от продажи электроэнергии на ФОРЭМ.
Рассчитаннаятарифная ставка является окончательной для потребителей, получающихэлектроэнергию из сети ВН (поскольку для электроснабжения данных потребителейотсутствует техническая и экономическая необходимость в эксплуатации исодержании электрических сетей и подстанций среднего и низкого диапазоновнапряжения), Tэмвн = Tэм1
Расчетвеличины второй ставки тарифа на электрическую мощность энергоснабжающейорганизации, оплату по которой производят категории потребителей, получающихэлектрическую энергию (мощность) по сетям среднего и низкого напряжений.
Величина второй ставки тарифа за мощность Tэм1рассчитывается путем деления величины S2 (составляющей условно –постоянных затрат и прибыли энергоснабжающей организации, связанных сэксплуатацией сетей и подстанций среднего напряжения) на сумму средних запериод регулирования значений заявленной (или расчетной) мощности потребителей,получающих электрическую энергию (мощность) на среднем и низком диапазоненапряжений:
Тэм2 = S2 / SUMi Piсн.нн; (руб./квт.),(1, стр.16).
Где:
SUMi Piсн.нн– сумма средних за период регулирования значений заявленной (или расчетной)электрической мощности, рассчитанная на основании помесячных максимальныхзаявленных (расчетных) мощностей потребителей, получающих электрическую энергию(мощность) на среднем и низком диапазоне напряжений, тыс.кВт;
S2 = 3сетисн+ Пснсист.э + 3постсн х З /(3сетисн- 3постсист.э)+ Ппостсист.э х Псн / (Пэ — Ппостсист.э),(млн. руб.) (1, стр.16).
Суммапервой и второй тарифных ставок является окончательной потребителей, получающих электроэнергию из сети СН, (Tэмсн = Tэм1+ Тэм2).
Расчетвеличины третьей ставки тарифа на электрическую мощность энергоснабжающейорганизации, оплату по которой производят категории потребителей, получающихэлектрическую энергию (мощность) по сетям низкого напряжения.
Величинатретьей ставки тарифа за мощность Тэм3 рассчитываетсяпутем деления величины S3 (составляющей условно – постоянныхзатрат и прибыли энергоснабжающей организации, связанных с эксплуатацией сетейи подстанций низкого напряжения) на сумму средних за период регулированиязначений заявленной (или расчетной) электрической мощности потребителей,получающих электрическую энергию (мощность) на низком диапазоне напряжений.
Тэм3 = S3 /SUMi Piнн(1, стр.16-17).
где:
SUMi Piнн – сумма средних за период регулированиязначения заявленной (или расчетной) электрической мощности, рассчитанная наосновании помесячных максимальных заявленных (расчетных) мощностейпотребителей, получающих электрическую энергию (мощность) на i-ом диапазоне напряжений, тыс. кВт.;
S3 = 3сетинн + Пнн + 3постсист.эх Зсетинн / (3постэ — 3постсист.э) + Ппостсист.э х Пнн /(Пэ — Ппостсист.э), (млн. руб.) (1, стр.17).
Сумматарифных ставок является окончательной для потребителей, получающихэлектроэнергию из сети НН (Tэмнн = Tэм1+ Тэм2+ Тэм3).
Расчетставок тарифа за электрическую энергию. Значение ставки тарифа за электроэнергию (Тiэ ) для i-ого потребителя устанавливаетсяисходя из условия компенсации переменных затрат энергоснабжающей организациипо производству, приобретению, передаче и распределению требуемого объемаэнергии до потребителя (топливные затраты, часть затрат на покупнуюэлектроэнергию, потери в электрических сетях).
Дляпотребителей, подключенных к сети ВН, тарифная ставка за энергию (Твнэ)определяется по формуле:
Твнэ= (bэ х Цтэ х Этэс + 0, б х Тпок хЭпок) / Эпо, (руб./кВт.ч.), (1, стр.17).
где
Цтэ — цена топлива, руб./т.у.т;
Тпок– средний тариф на покупную электроэнергию энергоснабжающей организацииот всех поставщиков (в случае применения двухставочных тарифов на покупнуюэлектроэнергию выражения (мощность) вместо (0, б х Тпок х Эпок)используются затраты на покупную электрическуюэнергию по ставке тарифа на электрическую энергию), руб./кВт.ч;
bэ – удельный расход условного топлива на отпуск 1 кВт.ч.электроэнергии, от собственных (арендуемых) электростанций энергоснабжающейорганизации;
Этэс– объем отпуска электрической энергии от собственных тепловых электростанцийэнергоснабжающей организации, млн. кВт.ч;
Эпо — а) для дефицитных энергоснабжающих организаций – отпуск электрическойэнергии из сети ВН собственным потребителям и в сети СН, НН,
— б)для избыточных энергоснабжающих организаций — суммарный отпуск электрическойэнергии из сети ВН собственным потребителям, сети СН, НН и на ФОРЭМ, млн.кВт.ч;
Эпок– объем покупной электрической энергии от всех поставщиков, млн. кВт.ч.
Тарифнаяставка за электрическую энергию для потребителей, подключенных к сетям (ТСНэ),рассчитывается исходя из условия учета дополнительных электрических потерь всетях СН:
Тснэ= Твнэ /(1 — альфасн /100),(руб./кВт.ч), (1, стр.18).
гдеальфасн – потери электрической энергии в сетях СН (%).
Тарифнаяставка за электрическую энергию для потребителей, подключенных к сетям НН,рассчитывается исходя из условия учета дополнительных потерь в сетях НН:
Тннэ= Твнэ / ((1 — альфасн /100) х (1 — альфанн/ 100)), (руб./кВт.ч), (1, стр.19).
Где
альфанн — потери электрической энергии в сетях НН (%) .
Тарифная ставка на производство электрической энергии (Т пр э)определяется исходя из совокупности ТЭС И ГЭС по формуле:
Т прэ = (Ьэ х Ц т э х Этэс)/ Эшин, (руб./кВт.ч); (1, стр.19).
Эшин– отпуск электрической энергии с шин всех электростанций (ТЭС, ГЭС)энергоснабжающей организации. (млн.кВт.ч.)
Дляотдельных потребителей электроэнергии ставка платы за энергию (Тэ)может дополнительно дифференцироваться по времени с выделением ночной ставкиплаты за энергию при наличии у соответствующих приборов коммерческого учета.
Размерплаты за электрическую энергию и мощность, рассчитываемой по двухставочнымтарифам, определяется:
Дляпотребителей из сети ВН:
Riвн= Тэм1 х Рi + Твнз хЭi, (млн. руб.), (1, стр.19);
Дляпотребителей из сети СН:
R iсн =(Т эм 1 +Т эм2)х Р i + Тсн э х Эi, (млн. руб.),(1, стр.19);
Для потребителей из сети НН:
Riнн= (Tэм1 + Tэм2 + Тэм3) х Рi +Тннэ х Эi, (млн. руб.),(1, стр.19).
Где:
Рi– месячная максимальная (расчетная) электрическая мощность i-ого потребителя (категории потребителей), (тыс. кВт);
Эi– полезный отпуск электроэнергии i-ому потребителю (категориипотребителей), (млн. кВт.ч.).
Вслучае если потребитель получает электроэнергию из сети нескольких диапазонов напряжения,он производит расчет за получаемую электрическую энергию и мощность по ставкамтарифов, соответствующим каждому диапазону напряжения.
Определениеодноставочных дифференцированных тарифов, применяемых для расчетов заэлектрическую энергию отдельными категориями и группами потребителей.
Длякатегорий мелких и средних потребителей рассчитанные двухставочные тарифыпреобразовываются в одноставочные.
Указанное преобразование осуществляется следующим образом
Tio= (Tiэм x Pi xT iэ x Эi ) / Эi (руб./кВт.ч.), (1, стр.20).
где:
i – потребитель (группа или категория потребителей) электроэнергии;
Tiэм- ставка тарифа на электрическую мощность, соответствующая диапазонунапряжения i-ого потребителя;
Рi– среднее за период регулирования значение заявленной (или расчетной)электрической мощности, рассчитанное на основании месячных максимальныхзаявленных (расчетных) мощностей потребителей;
Тiо– итоговый одноставочный тариф i-го потребителя.
Вслучае принятия Региональной комиссией (на основании действующих нормативныхправовых актов) решения об установлении для отдельных потребителей или их групптарифов, уменьшенных против рассчитанных по настоящим методическим указаниям,производится распределение соответствующей суммы средств на других потребителей.
Использованные термины
Понятия, используемые в курсовике, согласноМетодических указаний, означают следующее:
ценообразование- формирование органами исполнительной власти и коммерческими организациямитарифов на электрическую энергию. (размера платы за услуги);
рыночнаяцена — цене товара, складывающаяся на товарном рынке без государственноговоздействия на эту цену;
регулируемаяцена — цена товара (тариф), складывающаяся на товарном рынке при прямомгосударственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления еепредельной или фиксированной величины;
тарифына электрическую энергию — система ценовых ставок, по которым осуществляютсярасчеты за электрическую энергию (Мощность);
размерплаты за услуги — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты зауслуги, предоставляемые на оптовом и потребительском рынках,
регулируемаядеятельность — деятельность в сфера производства, передачи и распределенияэлектрической энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию нсоответствии с Федеральным законом «О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую Энергию в Российской Федерации»;
периодрегулирования — временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый длярасчетов показателей, включаемых в предложений установлению тарифов наэлектрическую энергию (размера платы за услуги);
энергоснабжающаяорганизация — коммерческая организация независимо от организационно — правовойформы, осуществляющая в о6служиваемом регионе продажу потребителям произведеннойи (или) купленной электрической энергии (мощности);
избыточнаяэнергоснабжающая организация — энергоснабжающая организация, собственноепроизводство электрической энергии (мощности),
которой превышает потребность региона обслуживания.
Энергодефицитнаяорганизация — энергоснабжающая организация, собственное производствоэлектрической энергии (мощности) не обеспечивает объем потребления вобслуживаемом региона; регион — территория, на которой обязанности и права попоставкам (продаже) потребителям электрической энергии (мощности) закреплены засоответствующей энергоснабжающей организацией; акционерное общество энергетикии электрификации (АО-энерго) — энергоснабжающая организация в формеакционерного общества открытого типа, РАО «ЕЭС России» — Российскоеакционерное общество энергетики и электрифицикации, созданное на основанииУказа Президента Федерации от 16 08.92 N Ф23,
производительэнергии – коммерческая организация независимо от организационно — правовойформы, осуществляющая производство и электрической энергии (мощности) наоптовый или потребительский рынок для дальнейшей тки, транспортировки,распределения и продажи потребителям; потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью);
оптовыйрынок (ФОРЭМ) — федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрическойэнергии (мощности) (сфера купли — продажи электрической энергии (мощности),осуществляемой его субъектами в пределах единой энергетической системы России),
субъектыоптового рынка — юридические лица, осуществляющие куплю — продажу электрическойэнергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на оптовом рынке;
потребительскийрынок — сфера купли — продажи энергоснабжающими организациями и потребителямиэлектрической энергии (мощности),
Федеральнаяэнергетическая комиссия Российской Федерации — (далее – федеральная комиссия)- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственноерегулирование тарифов по вопросам, отнесенным к ее полномочиям и соответствии сфедеральными законами «О государственном регулировании тарифов наэлектрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», «Оестественных монополиях» и другими нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации;
региональнаяэнергетическая комиссия субъекта Российской Федерации (далее — Региональнаякомиссия) — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,осуществляющий, исходя из основ ценообразования, установленных ПравительствомРоссийской Федерации, государственной регулирование тарифов по вопросам,отнесенным к ее полномочиям в соответствии с Федеральным законом РоссийскойФедерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую итепловую энергию в Российской Федерации»;
потребитель- перепродавец – организация, приобретающая электрическую энергию (мощность),как для собственного потребления, так и для осуществления регулируемойдеятельности — энергоснабжения других потребителей, осуществляемого наосновании лицензии, полученной в установленном порядке.
Комплексная задача
Условия задачи приведены вприложении 1 в таблицах 1,2 и 3. Определение годового объема производства пиломатериалов.
Годовой объем пиломатериаловопределяется по формуле:
Qп = Qc*b/100,
где Qn — объем пиломатериалов, тыс.м3;
Qc — объем распиливаемого сырья, тыс. м3;
b — процент выхода пиломатериалов из распиливаемого сырья.
Qп = 370*60/100
Qп = 222 (тыс. м3).
Из общего объемавырабатываемых пиломатериалов часть используется на предприятии для переработкина мебель (внутризаводское потребление).
Объем внутризаводскогопотребления (Qвз) определяется по формуле:
Qвз= ∑(q *Q)
где q — норма расхода пиломатериалов на единицу мебели;
Q — объемпроизводства мебели, тыс.шт.
Qвз= 12*0,015+13*0,045
Qвз= 0,765 (тыс.м3).
Объем производства товарныхпиломатериалов определяется как разница между общим объемом производства (Qп) и внутризаводскимпотреблением (Qвз).
Qтп = Qп– Qвз,
Qтп = 222 –0,765
Qтп = 221,235(тыс.м3).Ресурсы древесных отходов для производства плит
Годовой объем древесныхотходов (qотх)для производства плит образуется:
– от распиловки пиловочника
Qотх1 = Qc*b`/100,
где b’ — процент отходов, пригодныхдля производства плит;
Qотх1 =370*25/100
Qотх1 =92,5(тыс.м3).
– от мебельного производства:
Qотх2 = Qвз*b“/100,
где b” — процент отходов, пригодныхдля производства плит.
Qотх2 =0,765*19/100
Qотх2 = 0,14535(тыс.м3).
Годовой объем отходовпригодных для производства плит (Qотх) равен:
Qотх = Qотх1 + Qотх2
Qотх = 92,5 +0,14535
Qотх = 92,64535(тыс.м3).Определение объема производства плит
Решено половину отходовнаправить на производство древесностружечных плит, а другую на производстводревесноволокнистых плит.
Годовой объем производствадревесностружечных плит (Qдсп)определяется по формуле:
Qдсп = 0,5*Qотх/с`,
Где с` — норма расхода отходов на 1м3 плиты.
Qдсп = 0,5*92,64535/1,5
Qдсп =30,88178 (тыс.м3).
Годовой объем производствадревесноволокнистых плит (Qдвп)определяется по формуле:
Qдвп = 0,5*Qотх/с“,
Где с“ — норма расхода отходов на1000 м2 плиты.
Qдвп = 0,5*92,64535/10,
Qдвп = 4632,2675(1000 м2).
Объем внутризаводскогопотребления древесностружечных плит (Qвздсп) определяется по формуле:
Qвздсп= ∑(d*Q)
где d — норма расхода древесностружечных плит на единицу продукциимебели;
Q — объемпроизводства мебели, тыс.шт.
Qвздсп= 12*0,15+13*0,51
Qвздсп= 8,43 (тыс.м3).
Объем производства товарныхдревесностружечных плит(Qтпдсп) определяется как разницамежду общим объемом производства (Qдсп) и внутризаводским потреблением (Qвздсп).
Qтпдсп = Qдсп – Qвздсп
Qтп = 30,88178– 8,43
Qтп = 22,45178(тыс.м3).Определение капитальных вложений, себестоимости и суммытоварной продукции, прибыли продукции
Эти расчеты производятся втаблице 4 приложения 1.Определение балансовой, чистой прибыли, общейрентабельности, рентабельности продукции
Балансовая прибыль (ПБ)- это общая сумма прибыли по всем видам производственной и непроизводственнойдеятельности предприятия. Она определяется по формуле:
ПБ = ПР+ ппр + Пвн,
где — Пр прибыль отреализации продукции (из табл.4);
Ппр — прибыль отпрочей продукции,
Пвн — внереализованная прибыль.
Для варианта 1.
ПБ1 = 12278,1 +120 +20
ПБ1 = 12418,1(тыс.руб.).
Для варианта 2.
ПБ2 = 16707,7 +120 +20
ПБ2 = 16847,7(тыс.руб.).
Общая рентабельностьпредприятия определяется по формуле:
Робщ = ПБ *100/(Фср + Оср )
где ПБ — балансовая прибыль;
ФСр — среднегодовая стоимость основных производственных фондов (сумма капитальныхвложений);
оср — среднегодовые остатки нормируемых оборотных средств(определяется в процентах от капитальных вложений).
Оср = Фср * n/100
Где n – нормативоборотных средств.
Тогда формула общейрентабельности приобретает вид:
Робщ = ПБ *100/( Фср + Фср * n/100)
Для варианта 1:
Робщ = ПБ1 *100/( Фср1+ Фср1 * n/100)
Робщ = 12418,1 *100/( 51533,2 + 51533,2 * 13/100)
Робщ = 21,3 (%)
Для варианта 2:
Робщ = ПБ2 *100/( Фср2+ Фср2 * n/100)
Робщ = 16847,7 *100/( 54867,7 + 54867,7 * 13/100)
Робщ = 27,2 (%)
Другие показателирассчитываются непосредственно в таблице 5 приложения 1.Выводы по комплексной задаче
Главной целью при решенииэтой задачи выбор из двух представленных вариантов наиболее оптимального.Анализируя данные таблицы 5 приложения 1 мы приходим к выводу, что 2-й вариантобеспечивает максимальный объем, как балансовой (19707,7 тыс.руб. против12418,1 тыс.руб. у 1-ого варианта), так и прибыли предприятия (19707,7 тыс.руб.у 1 – 12778,1 тыс.руб.). При хороших значениях рентабельности:
– по себестоимости 17,1 % против 12,0
– по производственным фондам 30,5 % (23,8%)
– общей 27,2 % (21,3%)
Это обеспечивается преждевсего меньшим уровнем себестоимости годового выхода товарной продукции (97650,4тыс.руб. против 102080,1 тыс.руб). Возможно это стало за счет более высокихкапитальных вложений (54867,7 тыс.руб. – 51533,2 тыс.руб.).
Следовательно, можнорекомендовать, при возможности увеличения капитальных затрат, принять кисполнению 2-ой вариант, как обеспечивающий максимальную эффективностьпроизводственной деятельности предприятия.
Заключение
ВРоссийской Федерации тарифы на электрическую энергию (мощность) регулируютсяРегиональными энергетическими комиссиями. В основе регулирования лежитзатратный принцип – принцип обоснования необходимых затрат для производства ипередачи электрической энергии. Расчеты тарифа могут осуществляться какспециализированными расчетными центрами, так и экономистами предприятий.
Вкурсовой работе подробно рассмотрен порядок формирования тарифов наэлектрическую энергию (мощность), установленный нормативными актами РоссийскойФедерации. Так же указаны основные положения регулирования энергоснабжающих предприятий.Реферативно описаны нынешняя система государственного регулирования экономики,указаны некоторые ее недостатки.
Дополнительно,в соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовой работы попредмету экономика предприятия была решена комплексная задача (Вариант №14).
Список использованных источников
1. «Методические указания о порядке расчета тарифов на электрическую итепловую энергию на потребительском рынке» (утв. ФЭК РФ 16.04.1997).
2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552 «Обутверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и опорядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»(с изменениями от 26 июня, 1 июля, 20 ноября 1995 г., 21 марта, 14 октября, 22ноября 1996 г., 11 марта, 31 декабря 1997 г., 27 мая, 5, 6, 11 сентября 1998г., 26 июня, 12 июля 1999 г., 31 мая 2000 г.
3. О принципах образования и деятельностиФедеральной тарифной комиссии Российской Федерации(ФТК РФ) // ВЕСТНИК ФЭК РОССИИ, № 5, 2001.
Приложение 1
Таблица 1.
Исходныетехнико-экономические показатели для решения задачи.№ Показатели Единица измерений 1 Годовой объем распиливаемого сырья
тыс.м3 370 2 Полезный выход пиломатериалов % 60 3
Годовой выпуск продукции
– пиломатериалы
– мебель:
шкаф платяные
набор кухонной мебели
– древесностружечные плиты
– древесноволокнистые плиты
тыс.м3
тыс. шт.
тыс. шт.
тыс.м3
тыс.м2
по расч.
12
13
по расч.
по расч. 4
Расход пиломатериалов:
– на 1 платяной шкаф
– на 1 набор кухонной мебели
м3/шт.
м3/шт.
0,015
0,045 5
Расход древесностружечных плит:
– на 1 платяной шкаф
– на 1 набор кухонной мебели
м3/шт.
м3/шт.
0,15
0,51 6
Отходы, пригодные для производства плит (ДВП, ДСП)*
– в лесопилении в % от распиливаемого сырья
– а мебельном производстве в % от распиливаемого сырья
%
%
25
19 7
Расход отходов:
– на 1 м3 ДСП*
– на 1000 м2 ДВП*
м3/м3
м3/1000 м2
1,5
10 8
Оптовые цены за единицу продукции
– пиломатериалы
– шкафы платяные
– набор кухонной мебели
– древесностружечные плиты
– древесноволокнистые плиты
руб.
руб.
руб.
руб.
руб.
400
500
900
350
5,0
· – ДСП – древесностружечные плиты
ДВП – древесноволокнистые плиты
Таблица 2.
Технико-экономическиепоказатели по вариантам№ Показатели Вариант 1 2 1
Удельные капвложения на единицу продукции:
– пиломатериалы
– на 1 руб. мебели
ДВП*
ДСП*
232
1,3
4,0
247
1,5
3,9 2
Себестоимость единицы продукции:
– пиломатериалы
– шкафы платяные
– набор кухонной мебели
– ДСП*
– ДВП*
360
400
800
310
4,0
340
405
810
320
2,9 3 Норматив оборотных средств (к стоимости основных фондов), % 13 13
· – ДСП – древесностружечные плиты
ДВП – древесноволокнистые плиты
Таблица 3.
Технико-экономическиепоказатели по вариантам№ Показатели Единица измерения 1 Прибыль от прочей реализации тыс.руб. 120 2 Сальдо реализационных доходов (+) тыс.руб. 20 3 Ставка налога на прибыль % 32 4
Направляется в % от чистой прибыли
– в фонд потребления
– в фонд накопления
%
%
75
25