Электронные методы платежа

МинистерствоОбразования Российской Федерации
Иркутскаягосударственная экономическая академия
Финансово –экономический факультет
Специальность06.04. «Финансы и кредит»
КафедраДенежного обращения и кредитаКУРСОВАЯ РАБОТАПодисциплине «Деньги, кредит, банки»
Электронныеметоды платежаИркутск –2010г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
3.основные принципы функционирования электронных платёжных систем на основесмарт-карт4. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «СЕТЕВЫХ ДЕНЕГ»ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Денежноеобращение, как объект исследований, постоянно привлекает к себе вниманиеэкономистов, представляющих самые различные современные научные школы.Объясняется это тем, что в условиях товарного производства движение продуктовтруда происходит в сфере обращения, важнейшей составной частью которой являетсяобращение денег, при этом роль денежного обращения не пассивна, напротив, егосостояние и развитие оказывают влияние на товарное обращение, а через него и натоварное производство. Развитие денежного обращения проявляется, в первуюочередь, в эволюции самих денег – денежной формы стоимости товаров. В условияхтоварно-денежного обращения эта форма постоянно изменялись. Активная эволюцияденег как средства платежа в экономически развитых странах наблюдается напротяжении последних сорока лет, а с начала девяностых годов, и в России. Внастоящее время высшей стадией развития денег являются электронные деньги.
Электронные деньги(electronic money) или электронные методы платежа (new electronic paymentsmethods) — это различные платёжные механизмы, созданные для текущих расчётовмежду производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг.
В данной курсовой работерассматриваются основные особенности электронных методов платежа, классифицируютсяих разновидности и исследуются основные принципы функционирования рядаэлектронных платёжных систем. Одновременно подвергаются анализу факторы,которые способны повлиять на решения хозяйствующих субъектов по поводуиспользования электронных методов платежа в экономически развитых странах, атакже в России.

1. ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
Первымэтапом развития электронных денег (1960-80-е гг.) стало внедрение в обращениемагнитных кредитных и дебетовых карт (credit cards и debit cards), а такжеширокое использование электронной системы платежей (electronic funds transfer).
Вторым этапом(1990-2000-е гг.) стало внедрение в обращение смарт-карт или “карт с хранимойсуммой” (smart cards или stored-value cards). В настоящее время большинствозападных исследователей рассматривает смарт-карты в качестве одного изэлементов электронных денег. В то же время, смарт-карты являются одним изинструментов электронных денег, так называемым, “продуктом-ключом”.
На протяжении этихэтапов, магнитные карты и смарт-карты не заменили наличных денег, а лишь далиих обладателям возможность более эффективно распоряжаться своими счетами вбанках. Несмотря на то, что современные системы безналичных расчётов с помощьюкарт обладают массой очевидных преимуществ (снижение издержек обращения,безопасность, удобство использования, дополнительные льготы и т.д.), наличныеденьги окончательно не исчезают из оборота и, более того, в последние годы ненаблюдается тенденции к сокращению их доли в мировом обороте (на долю наличныхденег сейчас приходится около 10-20 % от размера общей денежной массы). Такпроисходит потому, что наличные расчёты, со своей стороны, обладают рядомположительных, с точки зрения плательщика, свойств: во-первых, возможностьюбезусловного и неограниченного распоряжения своими средствами, во-вторых,большей, по сравнению с системами электронных расчётов, оперативностью,в-третьих, что особенно важно, анонимностью. Поэтому основной смысл внедрения вобращение электронных денег заключается в совмещении преимуществ наличного иэлектронного оборота денежной массы.
Третий этап развитияэлектронной денежной формы (2000-2010-е гг.) характеризуется появлением новыхвидов электронных денег “сетевых денег” (network money), которые позволяютосуществлять платежи в режиме реального времени или “он-лайн” в компьютерныхсетях. Эти платежи становятся возможными благодаря специально разработанномупрограммному обеспечению.
Сущность современныхизменений денежной формы состоит в том, что происходит дальнейшая эволюцияметодов авторизованного перевода средств с одного счёта на другой. В XIII веке,когда покупатель хотел заплатить продавцу путём депозитного трансферта, ондолжен был один (или вместе с продавцом) встретиться лично с банкиром, чтобыустно санкционировать перевод средств. Бумажные чеки, снабжённые письменнымприказом (подписью) появились в ХIV веке и получили широкое распространениелишь в XVII веке. Телеграфные приказы о немедленном переводе денежных средств содного счёта на другой, т.е. приказы отдаваемые дистанционно и безиспользования бумажных документов, появились и получили широкое распространениево второй половине XX в., превратившись впоследствии в “электронный телеграф”.Электронные переводы денежных средств (еlectronic funds transfer), получившиеширокое распространение в 70-е гг., позволили индивидуальным пользователямполучать доступ к платёжной системе для того, чтобы с помощью дебетовой картыили персонального компьютера совершать платежи. Они являются не чем иным какиспользованием телеграфных переводов на уровне розничных транзакций.
Электронные деньгиявляются следующей ступенью развития денег как средства платежа. Притранзакциях с их использованием информация об объёме денежных средств взакодированном виде может быть записана на смарт-карту со встроенныммикропроцессором или храниться на жёстком диске компьютера. Как и дорожныечеки, “сетевые деньги” являются обязательством банка или другого финансовогоинститута, которое не связано с каким-либо конкретным счётом. Один держателькарты может осуществить платёж другому (без вовлечения в этот процесс банка)путём помещения обеих карт в “электронный бумажник”, который списывает средствас одной карты и записывает их на другую карту в том же количестве. Переводы“сетевых денег” также могут быть сделаны с рабочего места по электронной почте(e-mail). Средства, размещённые на смарт-карте, можно пополнять с помощьюпомещения такой карты в банкомат ATM (средства, размещённые на жёстком дискекомпьютера, могут пополняться посредством связи с банком в режиме “он-лайн”) иперевода средств со своего счёта, размещённого в банке или другом финансовоминституте на смарт-карту (жёсткий диск). Наподобие банкнот и монет ЦБ, “сетевыеденьги” исполняют роль посредника. В ходе транзакций денежных средств, осуществляемойс помощью использования “сетевых денег” (в отличие от транзакций сиспользованием магнитных кредитных и дебетовых карт), персональная информацияоб инициаторе расчётов никому не предоставляется, т.е. достигается иханонимность. Следует обратить особое внимание на то, что в транзакциях сиспользованием “сетевых денег” роль финансовых посредников в лице банков илинебанковских институтов сведена к минимуму.
2. ДОСТОИНСТВА ИНЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
Эволюция современныхденежных форм сталкивается с экономической и технологической неопределённостью,которая стоит перед новыми электронными методами платежа. Никто не знает, каковбудет спрос на электронные деньги со стороны потребителей и торговых точек.Кроме того, способность электронных денег замещать валюту ЦБ в качествесредства платежа за потребительские товары, а также способность свободноперемещаться через национальные границы, поднимает проблему экономическойбезопасности. Есть основания полагать, что в случае активной эмиссииэлектронных денег Центральные банки могут потерять контроль над денежнымиагрегатами, а поэтому могут нарушиться равновесие на денежном рынке изначительно измениться обменные курсы валют, что потенциально чревато угрозойфинансового кризиса. Следует отметить, что новейшие платёжные методы направленыв первую очередь на замещение традиционных, платежей наличными, чеками, а такжекредитными и дебетовыми карточками. В этой связи важно определить, какие именнофакторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов обиспользовании электронных методов платежа.
Очевидно, что в будущемдля успешной работы электронные методы платежа должны обеспечиватьдополнительные выгоды главным субъектам экономических взаимоотношений:потребителям, торговым точкам, банкам и операторам электронных финансовыхсетей. Эти выгоды могут быть одномоментными и непосредственными. Так, новыеплатёжные методы могут быть более удобными или более дешёвыми в использовании.С другой стороны выгоды могут быть долгосрочными или стратегическими. Например,фирмы могут использовать внедрение новых платёжных систем как часть общеймаркетинговой стратегии по внедрению новых технологий для стимулированияпродаж, даже если их использование не будет иметь серьёзного финансовогозначения.
С учётом сказанного выше,можно выделить следующие факторы влияющие на решение потребителей:
—   большие удобства и меньшие издержки;
—   безопасность и конфиденциальностьрасчётов.
Всепокупатели – бизнесмены и домашние хозяйства — ожидают, что электронные системыплатежа будут не только сокращать их издержки, но и будут удобными. Однаконовые платёжные методы вряд ли смогут повлиять на объёмы расходов домашниххозяйств. Если больший объём торговли будет вестись с использованиемэлектронных платежей, то уменьшится объём расчётов с использованиемтрадиционных методов платежа, таких как платежи наличными, чеками, кредитными идебетовыми картами. Даже, если новые электронные платёжными методы будутосновываться на кредите, то и тогда сектор домашних хозяйств, не станет увеличиватьсвою задолженность, особенно по существующим процентным ставкам. В случаерасчётов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронныеплатёжные системы окажутся более дешёвыми или более удобными в использовании,чем традиционные системы, то бизнесмены смогут увеличить объём оборотныхсредств и посредством этого расходовать больше, что приведёт к увеличению ихсовокупного дохода.
Все пользователи новыхэлектронных платёжных систем столкнуться с теми же проблемами, что и пользователитрадиционных финансовых услуг — необходимостью обеспечения безопасности иконфиденциальности. В случае со смарт-картами, подавляющее большинствофинансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками, входящимив крупнейшие карточные ассоциации. Следовательно, за смарт-картами или номерамиэлектронных счетов клиента стоят активы банков входящих в такую ассоциацию. Нообладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами защитой,адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, например, вСША Федеральной страховой корпорацией (FDIC)? По всей видимости, нет, посколькув США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество,существующее в традиционной финансовой системе, вероятно, будет существовать впредлагаемых системах будущего. Задача, которую необходимо решить, состоит втом, чтобы минимизировать его распространение. Вопрос обеспечения безопасностии конфиденциальности расчётов с использованием электронных денег может быть эффективнорешён посредством разработки специального законодательства и выработки единыхстандартов осуществления безопасных расчётов.
На решение торговой точкипо поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы:
—   возможное увеличение объёмов продаж;
—   возможное сокращение издержек;
—   выгодные условия договоров.
Каждая торговая точкаможет ожидать, что существует значительное число потребителей, которые не могутсделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платёжнойсистемой. В случае если достаточно большое число потребителей используютконкретную платёжную систему, конкуренция может побудить торговую точку ккапиталовложениям необходимым для установления оборудования данной платёжнойсистемы. Так, мысль о возможных потерях потребителей, которые не используют всвоих расчётах наличные, привела к тому, что многие операторы автоматов попродажам мелких предметов в США стали устанавливать специальные устройствапринимающие бумажные купюры. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительныхпродаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при вводе новых методовплатежа.
Дополнительные продажиявляются не единственным преимуществом электронных платёжных механизмов, онимогут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличнымиявляется дорогим, медленным и не безопасным процессом. Системы, которыепозволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержкиобращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволятли новые формы платежа сократить суммарный объём издержек в течениекраткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение кредитных картприводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например,продажи, осуществлённые по кредитной карте, могут быть оспорены уже после того,как транзакция была осуществлена. Поэтому для работы с новыми электроннымиплатёжными методами, торговые точки и эмитенты карт должны будут заключитьновые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и рискиторговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новойсистемы расчётов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности ирисков). Поскольку федеральные правила не регламентируют банку или торговойточке, какой уровень дисконта они могут назначать или какими должны бытьусловия платежа, постольку конкретные условия контракта являются важнымифакторами в определение успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующиефакторы, влияющие на решение банков по поводу использования электронных методовплатежа:
—   сохранение доли на финансовом рынке;
—   долгосрочное увеличение прибылей.
Внастоящий момент банки находятся под жёстким конкурентным давлением со стороныдругих финансовых институтов. Ещё пятьдесят лет назад банковский бизнесиспользовал около 70 % финансовых активов мира. Сегодня банки контролируюттолько 30 % таких активов. Два десятилетия назад, специальные фонды денежногорынка убедили потребителей переместить значительную часть средств со своихсберегательных счетов из банков в эти фонды. Банки обоснованно боятся, что еслиони не будут способны предлагать электронные платёжные услуги, то это сделаютдругие институты. Таким образом, банки станут маргинальными институтами с высокойсебестоимостью операций и низкой прибыльностью. Однако банки не только имеютпобудительный мотив предлагать всё более широкий спектр финансовых услуг, но иимеют для этого все возможности. Сегодня банки вовлечены в большую частьфинансовых транзакций с использованием новых платёжных методов (обмениваютчеки, эмитируют кредитные и дебетовые карты, и т. д.). Банкам выгодноувеличивать в своём обороте долю безналичных и электронных средств обмена иуменьшать долю наличных, т.к. именно на обороте первых они зарабатываютосновную прибыль. Так как бизнесмены и правительственные организации обычноплатят чеками или другими безналичными средствами, переключение с наличныхплатежей на электронные средства должно произойти главным образом в секторедомашних хозяйств.
Однако переход кпредоставлению банками электронных услуг, в частности, эмитированию смарт-карт,сам по себе не гарантирует прибыли. Поиск правильной структуры издержек идоходов может занять некоторое время уже после того, как смарт-карты будут введеныв обращение. Например, несмотря на широкое и повсеместное использованиебанковских магнитных карт на всём протяжении 70-х гг. доход по таким операциямбыл значительно ниже, чем в других сферах банковской деятельности. Толькоустранение государственных ограничений на верхний предел процентной ставки закредит и устранение ежегодных налоговых сборов на операции с магнитными картамив конце 70-х начале 80-х гг. создали благоприятные условия для того, чтобытакие операции стали более прибыльными.
Можно выделить следующиефакторы, влияющие на решение операторов электронных финансовых сетей (денежныхпосредников) по поводу использования электронных методов платежа:
—   расширение доли на финансовом рынке;
—   безопасность и конфиденциальностьрасчётов.
Как и правления банков,операторы электронных финансовых сетей хотят захватить возможно большую долюрынка транзакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными. Онитакже действуют в условиях риска, при котором широкое использование электронныхметодов платежа может сократить объёмы платежей по магнитным кредитным идебетовым картам, от операций с которыми они в настоящий момент получаютприбыль. Если смарт-карты заменят наличные деньги, финансовые сети извлекутприбыль, потому что банки-эмитенты этих карт обычно платят им процент зауслуги. Но если электронные системы платежа на основе “сетевых денег” толькозаменят кредитные или дебетовые карты, в таком случае единственный путь, прикотором финансовые сети смогут извлечь прибыль, будет зависеть от того,являются ли новые платёжные методы более прибыльными, чем ранее используемыетрадиционные методы платежа.
Для того чтобы заменитьналичные транзакции, финансовые сети должны быть очень эффективными. Транзакцииналичными деньгами являются достаточно дешёвыми, а их издержки очень низкими всравнение со стоимостью покупки. Сегодня электронные транзакции в среднем стоятоколо 15 центов каждая, но даже такая низкая стоимость составляет приличныйпроцент, например, от стоимости безалкогольного напитка за 75 центов. Поэтому,чтобы осуществить вторжение на рынок и получить прибыль финансовые сети должныбудут сократить издержки значительно ниже текущего уровня.
3. основные принципы функционирования электронныхплатёжных систем на основе смарт-карт
На современном этапебольшинство новых электронных платёжных систем основываются на использованиисмарт-карт или “сетевых денег”, в основе которых лежит специальное программноеобеспечение для осуществления платежей в Интернет.
Рассмотрим основныепринципы функционирования электронных платёжных систем на основе смарт-карт.
Существует многоопределений смарт-карт. Наиболее часто смарт-карты, также известные как“электронные кошельки”, определяются как пластиковые карты, которые имеютвстроенный микропроцессор, “заряженный” определённой денежной стоимостью (вотличие от магнитных карт, на магнитной полосе которых никакой денежнойстоимости не зафиксировано). Стоимость карты снижается с каждой покупкой.Смарт-карты являются револьверными и могут использоваться для различных целей.Они не требуют авторизации в режиме реального времени для перевода стоимости.Первые две характеристики отличают смарт-карты от одноцелевых карт,предназначенных для предоплаты и широко используемых в Европе. Третьяхарактеристика отличает их от дебетовых и кредитных магнитных карт. Смарт-картымогут содержать финансовые прикладные программы, в том числе функции кредитныхи дебетовых карточек и “электронных кошельков”, а также программы поощрениялояльности, функции проездного билета, водительского удостоверения и т. д.Основными преимуществами этого вида пластиковых карточек, по сравнению скарточками с магнитной полосой, является повышенная надёжность, безопасность,многофункциональные возможности, ведение на одной карточке нескольких счетов. Существеннымнедостатком смарт-карт является их высокая себестоимость по сравнению с карточкамис магнитной полосой.
электронныйденьги платеж

Таблица 1.
/>

Таблица 2
/>/>
Таблица 3
/>/>
/>
Рисунок 1
Первые смарт-картыпоявились во Франции в середине 70-х г. Первые проекты по организации платёжныхрасчётов на базе смарт-карт относятся к началу 80-х гг. Однако, междупоявлением карточек с микропроцессором и созданием эффективных продуктов на ихоснове прошло почти 20 лет, что неудивительно, поскольку банковская индустрия втаких продуктах долгое время не нуждалась. Комбинированные карточки (смагнитной полосой и микросхемой) довольно широко стали применяться в банковскихсферах Франции, Германии и ряда других стран лишь в начале 90-х гг., когдаущерб от мошенничеств с магнитными картами в международных платёжных системахстал пугающе высоким. Именно поэтому в середине 90-х гг. международные“карточные” ассоциации и компании VISA, MasterCard, AmEx и другие приступили кразработке новых платёжных продуктов на основе смарт-карт.
Когдапотребитель платит смарт-картой, система осуществляет перевод электроннойсовокупности цифр или знаков (электронной стоимости) с карты на специальныйсчёт торговой точки, где хранится “электронная наличность”. Торговая точкапериодически связывается по компьютерной сети с банком-эмитентом (он же банкклиента) и представляет электронную стоимость к оплате. Затем сеть оповещаетбанк клиента о необходимости оплатить соответствующую сумму банку-эквайреру и двабанка производят взаиморасчёты (см. рис.1). Банки, также как и в случае скредитными и дебетовыми картами, удерживают определённый процент от объёмаплатежа (дисконт) как компенсацию за услуги, которые они оказывают.
Как видно из таблицы 1,потенциальный рынок банковских и других смарт-карт с финансовыми приложениями к2002 г. составит около 500 млн. шт., если сюда включить смарт-картытехнологических и телекоммуникационных компаний, которые в настоящий моментактивно эмитируют смарт-карты.
По данным компании SmartCard Forum, в 2000 г. осуществлялось свыше 140 проектов создания новыхплатёжных систем на базе смарт-карт и сетевых денег. Особое признание новыеспособы платежа завоевали в Европе и Юго-Восточной Азии, где активно развиваютсвои проекты крупнейшие карточные ассоциации, такие как VISA и MasterCard.Среди электронных платёжных систем на основе смарт-карт наиболее известнымиявляются: Mondex, Proton, VISA Cash, GeldKarte и др.
Помимо широкораспространённых систем электронных денег, в мире уже реально действует болеедвух десятков компаний и банков, предлагающих свои электронные системы платежейна основе смарт-карт (например, Chipknip в Голландии, MiniPay в Италии, Avant вФинляндии, Danmont в Дании и т. д.).
В таблице 2 перечисленыосновные проекты в области электронных денег, реализованные в странах “большойдесятки” и России в 1995-2001 гг. Таблица позволяет сделать вывод о том, чтонаибольшее количество проектов по внедрению электронных денег реализуется вСША, Канаде и Голландии. Анализ российских разработок в области электронныхденег будет проведён позднее.
Из таблицы 3 мы видим,что наибольшее распространение среди платёжных систем на основе смарт-карт внастоящий момент имеют системы GeldKarte (около 60 млн. шт.) и Proton (около 30млн. шт.), а среди систем “сетевых денег” система CyberCash (около 1 млн.пользователей).
Рассмотрим современныеэлектронные платёжные системы созданные на основе “сетевых денег”. Впервые идеятак называемых “сетевых денег” (prepaid software product) или “электроннойналичности” (e-cash) была предложена Дэвидом Чоумом в конце 70-х годов в США.“Сетевые деньги” представляют собой различные электронные платёжные системы дляоплаты товаров и услуг через сеть Интернет. “Сетевые деньги” используютспециальное программное обеспечение, которое позволяет переводить стоимость покомпьютерным сетям, в частности, через Интернет. Другими словами, “сетевыеденьги” предназначены для работы в рамках не реальной, а виртуальной экономики.
Сегодняв виртуальном мире уже практически воссоздан весь цикл деловой жизни в миререальном. Не выходя из сети, можно заработать деньги, хранить их, приумножать,терять или тратить, играть на бирже или в казино, делать покупки в магазинах итеатральных кассах, заниматься посредничеством и рекламой.
На анкетный опрос,проведённый журналом Economist среди руководителей 500 западных компаний поповоду того, как повлияет сеть Интернет на мировой рынок”, 49 % опрошенныхответили, что она его полностью изменит, 43 % ответили, что сильно изменит и лишь8 % опрошенных считает, что изменит мало. Неудивительно поэтому, что инвестициивенчурных фондов США в электронный бизнес в 1995-2001 гг. составили свыше 2,5млрд. долл., включая финансовые услуги, инвестиции в которые превысили 550 млн.долл… Интернет не только улучшает сервис и уменьшает расходы, но и являетсяпрекрасным инструментом для расширения электронных платёжных операций иувеличения их доли на мировом и национальном рынках.
Несомненно, что потенциалрынка Интернет, на который ориентированы “сетевые деньги”, огромен. В настоящеевремя доступ к сети Интернет имеют около 200 млн. пользователей. По прогнозамкомпании Nua Internet Surveys, к 2002 г. количество подключённых к сетиИнтернет достигнет 329 миллионов, а к 2005 г. – 350 млн. пользователей. Поданным компании Forrester Research (г. Кембридж) объём мировых продаж товаров иуслуг по сети Интернет возрастет с 8 млрд. долл. в 1997 г. до 327 млрд. долл. в2002 г., а 8,2 % экономики США будет работать через Интернет. Количествокомпаний в мире, занимающихся электронной коммерцией, в 1996 году составило 111тысяч и вырастет в 2002 году до 435 тысяч.
4. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «СЕТЕВЫХ ДЕНЕГ»
Накомпьютере клиент генерирует “электронные банкноты”. Это могут быть простостроки букв и цифр в привычном виде, включающие номинал (например, 2,5 тыс.рублей или 100 дол.), и индивидуальный серийный номер, который знает толькоклиент. Клиент “запечатывает” часть купюры, содержащую серийный номер вспециальный “цифровой конверт” (пока, заметим, купюры не имеют стоимости).“Запечатывание” выполняется автоматически при подтверждении клиентом своихполномочий. Затем электронные банкноты отправляются в банк-эмитент (поток 1).
Банк-эмитент присваиваетреальную стоимость конкретным купюрам. Он проверяет номиналы направленныхкупюр, но не может определить их закрытые серийные номера. Банк подписываетсобственной “слепой” цифровой подписью купюры, зная их номиналы, но, не знаясерийных номеров (при этом банк потребует для этого депонироватьсоответствующие суммы наличных денег или оформить кредитный договор). Затембанк возвращает “электронные банкноты” клиенту, которые уже являютсязаверенными (поток 2). Начиная с этого момента, клиент может осуществлятьоплату “электронной наличностью”. Никто кроме клиента не сможет установить, вкаком конкретном месте была осуществлена оплата “электронной наличностью”.Только сам клиент сможет при необходимости доказать, что именно он оплатилконкретную покупку, сохранив копию купюры. Продавец, получив от клиента“электронные банкноты” (поток 3), предъявляет их банку (поток 4), которыйпроверяет их подлинность, дезавуирует серийные номера и производит зачислениесоответствующих сумм на счёт продавца или оформляет ему новые “электронныебанкноты” на соответствующую сумму (поток 5).
Среди электронныхплатёжных систем на основе “сетевых денег”, получивших широкую известность,следует отметить СyberCash, DigiCash, First Virtual, NetCash, CheckFree,NetChex, Open Market, NetBill и др.
Перечислим основныедостоинства “сетевых денег”:
1) “Сетевые деньги” — этогибкий инструмент платежа. Вместе со смарт-картами они могут обеспечитьмикроплатежи в виртуальном мире.
2) Стоимость транзакции сиспользованием “сетевых денег”, их обработка и учёт значительно дешевлестоимости обработки реальных денег, кредитных карт, чеков и других средствплатежа. Использование “сетевых денег” может изменить структуру банков исократить их персонал.
3) “Сетевые деньги”, вотличие от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимностьтранзакций, так как при их использовании не требуют удостоверения личностиплательщика и его кредитоспособности.
4) В отличие от наличныхденег, оплата с помощью “сетевых денег” не требует присутствия плательщика иполучателя, так как передача может производиться дистанционно по сети Интернет.
Отметим, что для широкоговнедрения электронных денег необходимо выполнение следующих условий:
1. должна бытьобеспечена низкая стоимость транзакций;
2. контрактныеусловия должны отвечать интересам всех сторон, участвующих в оборотеэлектронных денег;
3. должна бытьразработана чёткая правовая база, а также надёжные шифровальные алгоритмы,гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчётов;
4. должен бытьвыработан единый стандарт осуществления электронных платежей (разнообразиесистем и вариантов не должно сказаться на клиенте);
5. должна бытьсоздана разветвлённая инфраструктура по обслуживанию плательщиков, использующихэлектронные деньги.
Проблемы, стоящие на путиширокого распространения современных электронных платёжных средств в развитыхстранах, которые были рассмотрены выше, в полной мере актуальны и для России. ВРоссии до сих пор нет точного правового определения термина “электронныеденьги”. Это понятие применяется к различным видам платежей, осуществляемым напрактике, причём способы оплаты могут в корне отличаться друг от друга. Вкачестве синонимов часто употребляют такие выражения, как “новые системыоплаты”, “электронные платёжные системы”, “электронная стоимость” и т. п. Допоследнего времени в России не предпринималось никаких реальных действий поконструктивному решению вопросов электронных платежей при наличии явныхпредпосылок для этого, таких как:
1. огромный интересмножества участников отечественного рынка;
2. возможностьрешения всех технических вопросов;
3. стремлениеиностранных компаний к внедрению в России собственных платёжных систем.
Отсутствие до последнеговремени каких-либо чётких правовых механизмов, которые можно было бы напрямуюиспользовать для определения правового статуса электронных денег и ихприменения, а также полная неопределённость позиции Центрального банка скореетормозили, нежели способствовали развитию электронных платежей в России.
12 марта 1998 г. вступилов силу временное Положение Банка России О правилах обмена электроннымидокументами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и др.клиентами Банка России при осуществлении расчётов через расчётную сеть БанкаРоссии” (далее временное Положение), а в апреле 1999 г. была принята и вступилав силу его новая редакция. Этот документ стал первым серьёзным шагом на путисоздания законодательной базы по электронным деньгам в России. ВременноеПоложение открывает новый пакет документов, принятие которого полностьюуравняет в правах документы бумажные и электронные. Положение определяет составучастников системы электронного документооборота, понятие электронно-цифровойподписи, характер и подлинность электронных документов и т. д. Однако показаконодательно никак не оформлены вопросы, связанные с порядком проведениярасчётов электронными деньгами, субъектами, имеющими право “электронной”эмиссии, правами и обязанностями участников рынка, гарантиями защиты их прав.
Отсутствие в Россииточного правового определения термина электронные деньги позволяет использоватьобщераспространённое определение, согласно которому термин электронные деньгиобозначает различные платёжные механизмы, созданные для того, чтобы потребителимогли осуществлять текущие платежи в электронной форме. Эти платёжныемеханизмы, как уже отмечалось, в самом общем виде подразделяются на расчёты сиспользованием смарт-карт и “сетевых денег”
Микропроцессорнаятехнология особенно привлекательна для России в силу хорошей защищённости. Онатакже позволяет охватить 100 % рынка платежей от самых крупных до самых мелких.Например, в системе “Золотая Корона” основную долю (более 50 %) составляютмелкие платежи – до 10 долл. В отличие от магнитной, микропроцессорная карточкапозволяет хранить на ней все данные о состоянии счёта клиента, следовательно, впределах записи на карточке все платежи являются предавторизованными, что даётвозможность совершать их в режиме “офф-лайн” (без связи с банком или центромавторизации, что в России особенно важно).
Наиболее известнымиплатёжными системами, использующими в России смарт-карты, являются: АССберкарт; “Золотая Корона”.
Автоматизированнаясистема Сберкарт разработана на основе стандарта U.E.P.S. (Universal ElectronicPayment System) — универсальной электронной платёжной системы на баземикропроцессорных карточек — и обслуживает 1780 отделений Сбербанка, более 1000торговых точек и 260 банкоматов. На 01.01.01 г. Сбербанк РФ выпустил 292 000собственных микропроцессорных карт АС Сберкарт. Система расчётов помикропроцессорным картам развёрнута в 60 территориальных отделениях банка.Наиболее активно эмитируют карты АС Сберкарт такие отделения Сбербанка какСанкт-Петербургское, Кемеровское, Омское, Алтайское, Ставропольское, Пермское,Красноярское.
Система “Золотая Корона”является крупнейшей из российских систем, основанных на микропроцессорныхкарточках. Это — единственная система, соответствующая стандартам EMV (Europay- MasterCard — VISA). “Золотая корона” обладает в России одной из самыхразвитых и передовых технологий для проведения электронных расчётов. Заметим,что большинство карточек этой системы эмитировано не в Москве, а в регионах,что делает её для России «дважды уникальной». Ключевым фактором вразвитии системы Золотая корона стала реализация концепции, в рамках которойбанки-участники при единой технологии самостоятельно определяют политику иметоды продвижения на рынок банковских услуг, связанный со смарт-картами.Благодаря этому, достигается гармоничное соответствие между универсальнымивозможностями системы для всех регионов и требованиями конкретных банков,обладающих глубоким знанием специфики местных рынков и способных осуществлятьнаиболее целесообразное распределение инвестиций.
Применение карточек«Золотая корона» позволило:
—   исключить задержки выплаты заработнойплаты, связанные с дефицитом наличных средств;
—   сделать процесс выдачи заработнойплаты автоматизированным, максимально сократив его по срокам;
—   значительно снизить криминогенностьобстановки в промышленных районах крупных городов, связанную с выдачей наличныхденег;
—   вести кредитные и депозитныедоговоры;
—   реализовывать любые виды вкладов исхемы начисления процентов, полностью автоматизировать работу с кредитами, чтопозволяет перейти к массовому кредитованию;
—   принимать в своей инфраструктурекарточки других платёжных систем (VISA, Europay, MasterCard).
На 1июля 2001 г. система “Золотая Корона” объединяла 144 банка-участника в 58регионах России, в обращении находилось более 667500 микропроцессорныхкарточек, действовало свыше 6 200 торговых терминалов и 212 банкоматов.
Стоит отметить, что напротяжении последних пяти лет в России реализовывался ещё ряд проектов,базирующихся на использовании микропроцессорных карточек. Имеются в виду,прежде всего, программа банка «Оптимум» — система Optimum Card. Банку«Оптимум» удалось даже вывести свою карту на международный рынок: еёпринимали на Кипре, в Швейцарии и в Израиле (в конце 1996 г. микропроцессорнаяпрограмма банка “Оптимум” была приостановлена на неопределённое время). Другойподобной программой была программа Тверьуниверсалбанка — система Universal. Внастоящий момент в российских регионах реализуется ряд проектов по внедрению вобращение смарт-карт, например, система Северная Казна в Екатеринбурге. Однако,ускоренное развитие микропроцессорных проектов сейчас, когда VISA и Europay ещёне полностью определили единый стандарт таких карт, может привести кперерасходованию средств. Возможно, именно поэтому многие микропроцессорныепрограммы российских банков находятся пока в зачаточном состоянии.
Стремительный рост сетиИнтернет в России не оставляет сомнений в том, что страна находится на порогереволюции в области электронной торговли и банковских технологий. В I квартале2001 г., в России насчитывалось 7 млн. пользователей компьютеров, из них около1,6 млн. человек имели доступ к сети Интернет (для сравнения: в январе 1998 г.доступ к сети Интернет имели 840 тыс. жителей России). К 2003 г. планируетсярост числа пользователей Интернет до 3,2 млн. За первые три месяца 2001 г. хотябы раз Интернет использовало почти 1,3 млн. человек. По данным исследования,проведённого Gallup Media, 34,7 % российских пользователей — руководителивысшего и среднего звена; 29,4 % — специалисты различного профиля; 15,3 % — служащие. На долю студентов и прочих рядовых пользователей приходится чутьболее 20 %. Отметим также, что 2,7 % российских граждан (30 тыс. человек)заявили, что уже делали покупки через Интернет. Так что вполне обоснованопредположить, что больше половины российских пользователей сетью Интернетготовы и способны тратить деньги на дорогие товары и услуги.
Таким значительным числомпотенциальных покупателей нельзя пренебрегать, однако, очевидно, чтоконъюнктуру на рынке финансовых услуг этот сектор пока не определяет. Такимобразом, любые инвестиции в разработку или приобретение систем “сетевых денег”в настоящий момент являются долгосрочными. В то же время, российские банки ифинансовые компании, первыми вводящие электронные системы расчётов в Интернет,получают следующие преимущества:
1) занимают места нарынке, который в России в ближайшие годы по своему объёму может достигнуть300-500 млн. долл.;
2) получают расчётныесчета клиентов виртуального бизнеса со всеми их остатками на счетах;
3) имеют шансы заполучитьтакже и счета многих российских Интернет-провайдеров;
4) получают значительныйобщественный резонанс как при запуске системы, так и при открытии новоговиртуального бизнеса или присоединении его к расчётной системе;
5) получают опыт винформационных технологиях и в самом ближайшем будущем могут оказаться авторитетнымии влиятельными участниками смежных рынков (электронных векселей, электронныхбондов, электронных акций);
6) для отечественныхбанков электронные платежи являются хорошим шансом получить широкоемеждународное признание.
Первые месяцы 1998 г. можносчитать началом внедрения платежей через Интернет в России. За последние годыроссийские финансисты смогли составить себе первое представление осравнительных достоинствах разных платёжных систем. При этом нельзя неучитывать, что новые финансовые технологии уже стали не только техническими, нои фундаментальными факторами рынка финансовых услуг. Более того, помня опреимуществах, которые получают банки и финансовые компании, первыми вводящиеэлектронные системы расчётов в Интернет, в России появились собственныеразработки в области “сетевых денег”. В настоящее время российские платёжныесистемы для расчётов через Интернет представлены: CyberPlat; PayCash; Instant!;“Центр электронных платежей” (ЦЭП); Assist; “Элит”; Russian Shopping Club;WebMoney и др. Cледует отметить, что в России все электронные платёжные системынаходятся пока на начальной стадии внедрения. В этих условиях некоторые банкимогут избрать выжидательную политику в отношении надвигающихся перемен, но приэтом они не должны забывать, что клиенты уже проявляют значительный интерес киспользованию новых электронных платёжных систем.
Сегодня в Россииэлектронные деньги вызывают очень много вопросов. Наиболее острые из нихследующие. Во-первых, как быть с налогами? Пока электронные деньги неконвертируются в реальные, их нельзя считать доходом. Во-вторых, Интернет незнает границ, значит, есть проблемы с валютным контролем. В-третьих, еслиэлектронные деньги начнут эмитировать частные фирмы, это может привести кнеконтролируемой инфляции. В-четвёртых, широкое использование электронныхплатёжных систем в Интернет возможно только при условии, что участники такихсистем будут уверены в их безопасности. Для решения этих и других вопросовнеобходима активная политика государства в лице Центрального банка РФ иФедерального Агентства Правительственной Связи (ФАПСИ). В России именно ФАПСИзанимается разработкой и сертификацией шифровальных технологий. Однако пока низападных, ни отечественных сертифицированных программ защиты для Интернет ещёнет.
Одним из самых важныхвопросов является контроль над эмиссией в России электронных денег. Во-первых,кто может эмитировать электронные деньги? На Западе право на эмиссиюэлектронных денег имеют только финансовые организации. Европа и США лишьрасходятся во мнении о том, каким финансовым организациям это должно бытьпозволено, банкам или же любым компаниям, имеющим лицензию на проведениефинансовых операций. Вероятно, России следует идти вторым путём. Для начала,необходимо законодательно закрепить право банков, а затем и финансовыхкомпаний, имеющих необходимую лицензию, осуществлять эмиссию электронных денег.Во-вторых, определить на каких условиях должна осуществляться эмиссияэлектронных денег? Вероятно, эмиссия электронных денег должна осуществляться натой же основе, что и эмиссия банкнот ЦБ РФ. При эмиссии электронных денег, банкдолжен зарезервировать такую же сумму наличных денег. Для этого нужноорганизовать единый резервный фонд, которым будут пользоваться все банки,примкнувшие к системе и который будет гарантировать выплату наличных денег припредъявлении электронных денег. Из этого фонда и будет осуществляться этавыплата. На первом этапе это может быть межбанковский фонд, как этопрактикуется сейчас в Бельгии, где “электронные наличные” Proton уже находятсяв обращении.
В дальнейшем этот фондможет перейти под контроль ЦБ РФ. С течением времени, с увеличением доверия кэлектронным деньгам и объёма транзакций, размер такого резервирования можетбыть уменьшен со 100 % до 25 %.
В российских условиях существуетнекоторая специфика, определяющая поведение потенциальных участников платёжныхсистем. Так, например, количество потенциальных пользователей новых платёжныхсредств и объёмы транзакций с их использованием в России, вероятно, будутзначительно меньше, чем на Западе. Причинами этого, в частности, являютсянизкий уровень заработной платы, неустойчивость российской финансовой системы,отсутствие современных систем, обеспечивающих анонимность и безопасность такихрасчётов. Торговые точки в настоящее время мало заинтересованы в использованииновых платёжных систем по причине небольшого количества их пользователей.Многие российские банки сегодня стремятся увеличить объём расчётов сиспользованием магнитных карт, не развивая при этом более современные, электронныеплатёжные средства, так как не располагают необходимыми для их внедренияфинансовыми ресурсами. В российских условиях денежные посредники(технологические и финансовые компании), пожалуй, являются наиболеетехнологически подготовленными к внедрению новых электронных платёжных систем,но они также как и банки, не обладают достаточными ресурсами для их реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, проведённоев рамках данной курсовой работы, позволяет сделать ряд выводов: во-первых, воснове новых электронных платёжные систем, которые основываются наиспользование смарт-карт и “сетевых денег”, лежит новый метод авторизованногоперевода средств с одного счёта на другой. Платежи между участниками расчётовмогут осуществляться без вовлечения банков и при полной анонимности. Этоспособно привести к снижению роли банков в финансовой системе будущего.
Во-вторых, несмотря нато, что для широкого внедрения электронных денег необходимо решить целыйкомплекс финансовых, юридических, технологических и социальных вопросов,интерес, который проявляют сегодня к новым формам платежа “карточные”ассоциации, банковские и небанковские финансовые институты позволяет считатьэту область деятельности одной из самых перспективных в формировании финансовойсистемы будущего.
В-третьих, внедрениеэлектронных методов платежа в России на макро уровне, способно значительноснизить издержки денежного обращения и повысить оборачиваемость денежныхсредств. На микро уровне внедрение электронных денег может позволить российскимфинансовым институтам занять место на рынке, который в ближайшие годы в Россииможет достигнуть нескольких сотен миллионов долл., а также получить широкоемеждународное признание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.  Сальников Д. Электронные кошельки //Банковские технологии. 2001, №2. С. 97.
2.  Пичугин И. Все в сеть! // Деньги,2001, №21. С. 13.
3.  Центральный Банк России “ВременноеПоложение о правилах обмена электронными документами между Банком России,кредитными организациями (филиалами) и др. клиентами Банка России приосуществлении расчётов через расчётную сеть Банка России” от 12.03.98 № 20-П (вред. Указания ЦБ РФ от 28.04.99 № 551-У).
4.  Пичугин И. Кто в сети живёт //Деньги, 2000, №25. С. 19.
5.  Демидов А. Платёжные системы Internetв России: пути развития // Мир карточек, 2000, №6. С. 12.
6. Берже Пьер.Денежный механизм — М: Издательская группа «Прогресс-универс», 2000.
7. Букина М. К.“Деньги, банки, валюта” (популярный очерк), М., 2000 г.
8. Стэк Дж. «Большаяигра в бизнес» — Москва: Деловая лига, 2001.
9.  Дробозина. Финансы. Денежноеобращение. Кредит. М.: Финансы и Статистика, 1997.
10. Липис А., МаршаллТ., Линкер Я. «Электронная система денежных расчетов». М.: Финансы иСтатистика, 2001.
11. Витвицкая Т.«Электронные деньги в России» // «Экономика и Жизнь», №10, 2000.
12. Павлов О.«Современное состояние мирового рынка смарт-карт» // Пластиковые карточки, №2,2001.
13. Ю.Перлин,Д.Сахаров, Ю. Товб. Банкомат. Что это такое? / Электронные деньги, 2000.