Особенности формирования характера

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ

ВЫПОЛНИЛА: слушатель группы
П-11, Капитонова П.С.
Научный руководитель: кандидат
Психологических наук, доцент
Гнедова С.Б.
Ульяновск — 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие о характере
1.1 Что такое характер?
1.2 Структура и свойства характера
Глава 2. Проявление характера
2.1 Характер и темперамент
2.2 Формирование характера
2.3 Изменение характера
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Из всех проблем, скоторыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболеезапутанной является загадка природы самого человека.
В настоящее время многиеобласти трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическимнапряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая этонапряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных формнервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактикив ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этихпроблем связано с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявленийтакого рода состояний. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуацийхарактера (крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт[1]),которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить впатологическое состояние. Психологи, которые занимаются проблемой характера,считают, что менее 40% взрослых людей имеют гибкий, устойчивый к стрессамхарактер. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. Убольшинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляетсяизбирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других.Т. е. для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бываетпсихологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствуетрастерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, вто время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или дажеиспытывает прилив сил и бодрости. 
Попытки построениятипологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей историипсихологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещев  начале 20 века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также    нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Позжеаналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В.Кербиков, У. Шелдон, еще позже – Э. Фромм, К. Леонград, Г.К. Ушаков, А.Е. Личкои другие ученые. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей.Основные из них:
1. характер человекаформируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизнипроявляет себя как более или менее устойчивый.
2. те сочетанияличностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологиюхарактеров.
3. большая частьлюдей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Предметом исследованияданной курсовой работы является характер.
Цель и задачи следующие:провести обзор источников по изучаемой проблеме; рассмотреть периоды развитияхарактера у человека; подобрать методики исследования для дальнейшего ихиспользования. 

Глава 1. Общее понятиео характере
 
1.1 Что такоехарактер?
Обычно, когда пытаютсяоценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. Впереводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно,характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностяхпротекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение,сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и вчертах характера.[2]
Характер – это совокупностьиндивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штамп эмоциональных реакций,стиля мышления, которые сложились в процессе социализации, и зафиксированная впривычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.[3]
Научное определениехарактера было впервые дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологическойосновой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей,приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельностичеловека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процесседеятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий жизни идеятельности.[4]   
Карл Юнг еще в 1928 годуподчеркивал, что «характер – это устойчивая форма человеческого бытия, причемформа как физического, так и душевного рода…».[5]
Гиппенрейтор Ю. Б. пишет,что «характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивыхсвойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способыэмоционального реагирования».[6]
Главная особенностьхарактера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется вдеятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер являетсяприжизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни.Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениямичеловека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизничеловека, формируется и его характер.
Зная характер человека,можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, аследовательно, направлять поведение человека.
Характер человеческойжизни всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты илистороны, которые являются связанными вместе, образуя целую структуру характера.
В рамкахкультурно-антропологического направления разрабатываются понятия социального ииндивидуального характера. Первым, кто попытался разграничить эти понятия междусобой, был Эрих Фромм.
Как писал Фромм,«индивидуальный характер – это то, благодаря чему люди, принадлежащие одной итой же культуре, отличаются друг от друга». Для чего нужен человеку характер?Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм подчеркивает, что сообразно своему характеручеловек, во-первых, достигает определенного уровня соответствия междувнутренней и внешней ситуациями, во-вторых, характер выполняет функцию отбораидей и ценностей, в-третьих, характер составляет основу для приспособлениячеловека к обществу.
Рубинштейн С.Л. отмечал,что «характер выражается в направленности личности, ее установках и значимыхотношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека».[7]
«Социальный характер, помнению Кунициной В.Н., это совокупность существенных признаков, свойственныхопределенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития». Этисущественные признаки различаются между собой применительно к каждомуконкретному индивиду в силу тех отношений, которые вырабатываются изакрепляются в его поведении между ним и окружающей действительностью.[8]
1.2 Структура исвойства характера
Характер представляетсобой целостное образование, единство психических свойств личности. Но этоцелое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделеныотдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Ониявляются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихсяв таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонности,интересы и многое другое. 
Можно выделить основные иведущие черты характера. Они задают общую направленность развития всегокомплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в однихслучаях определяются основными, а в других могут не гармонировать с ними. Вжизни же встречаются более цельные и более противоречивые характеры.
Толстой А.Н. в статье «Потакому образу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком:«Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца онотносился непримиримо, сурово, страстно.
Слушая какого-нибудьначинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-застола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».
Но если ты сфальшивил,слукавил, — а он это чувствовал шестым чувством, — унизился до компромиссика,рука его начинает барабанить пальцами по столу, он отводил в сторонусветло-голубые глаза… в нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем,доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта, наконец, расступалась, оннаговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»[9]
Характер человекапроявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Онне может быть раскрыт и понят вне коллектива, вне общества. При живом общении слюдьми ясно выступают такие черты характера, как неуживчивость илипокладистость, миролюбие или склонность к спорам. У некоторых людей выражаетсяэгоцентризм, у других – самоотдача в борьбе за общее дело. Так же проявляютсядобросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, аккуратность илинебрежность.

Глава 2. Проявление характера
 
2.1 Характер итемперамент
Характер, как итемперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека,и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свойотпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности ихвозникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характераобразуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека,интегральную характеристику его индивидуальности. Французский писательСтендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышеннаявпечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые истоль же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатлениеотличается большой силой, оно приобретает теперь более властный характер.Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влеченияболее самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает емупочти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувстводушевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только всамой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность илитрудность требуют от него его сил, когда он в каждый миг вполне и целикомсознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждатьсясуществование».[10]
А что такое темперамент?От латинского temperamentum – соразмерность, надлежащеесоотношение частей. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальныхособенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектамидеятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят отприродных способностей человека. Это индивидная характеристика субъекта состороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности,скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.[11]
Одним из признаковтемперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетикарасполагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.[12]
Одним из наиболееизвестных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента,выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в19857 году. Целью данного исследования было проследить динамику особенностейтемперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическуюстабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияниесвойств темперамента на особенности адаптации.
По мнению Б.М, Теплова,темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональнуювозбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент – формально-динамическаясоставляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психическихреакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональномотношении к его процессу и результату.[13] 
Еще Гиппократ делилтемперамент на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
И.П. Павлов, определяяоблик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скорораздражающийся».[14]
Сангвиника онхарактеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишьтогда, когда много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда жетакого дела нет, он становится скучливым, вялым…»
Про флегматика отмечал«спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».
А про меланхолика Павловговорил, «попадая в новые условия жизни, очень теряется».
2.2 Формированиехарактера
Как отмечают многиеавторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируетсяпосле рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки егопроявления следует искать в самом начале жизни.
Формирование характерапроисходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Этосемья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, какгруппа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает этагруппа, у человека развивается соответствующие черты характера.
В одной из глав книгиВыготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка подназванием «эндогенные и экзогенные черты характера».
Здесь говориться о том,что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденносоматическому моменту и самые сложные формы характера ставить внепосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами»[15].И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическиммоментам конституции»[16].
Из этого следует, чтонаследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом рольвоспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.
Социальные же психологииного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается подповелительным воздействием окружающей среды. 
Но рассматривать ипринимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимосоединить воедино.
Ведь когда ребенок еще вутробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несетему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того какребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда впоследующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткудапоявиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле»[17].
Если бы ребенок рождалсякак растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущейжизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность ввоспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, неесть то, что надо».[18]