Роль свободных экономических зон в территориальном развитии

–PAGE_BREAK–1.2  Размещение свободных экономических зон

Главные признаки СЭЗ – тесная интеграция в мировое хозяй­ство и ак­тивное привлечение иностранного капитала. Свободные экономические зоны, как правило, создаются с использованием вы­годного экономико-географиче­ского положения территории – на пе­ресечении важных транспортных магист­ралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов. В СЭЗ устанавливается особый административно-правовой режим. В целях привлече­ния иностранного капитала импорт сырья и оборудования и экспорт го­товой продукции освобождается от налогов, таможенный контроль минимизируется, иностранные инвесторы получают налоговые “ка­никулы”, ограничения на права собственности снимаются.

Выделяют следующие характерные черты свободных экономи­ческих зон:

Применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

·внешнеторговых, предусматри­вающих введение особого таможенно — тарифного режима – снижение или отмену экс­портно-импортных по­шлин, в т.ч. сборов на ввозимые в зону машины и оборудование, сырье и компо­ненты для организа­ции производства; а также упрощенный порядок осу­ществле­ния внешнеторговых операций;

·фискальных, связанных с налоговым стимулированием кон­кретных видов деятельности предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налого­вую систему (прибыль или доход предприятий, стоимость имущества, амортизационные отчис­ления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения;

·финансовых, включающих различные формы субсидий, пре­доставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных го­сударственных кредитов, так и кос­венно – в виде установления низких цен на коммунальные ус­луги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, аренда транспорта по льготным тарифам и т.п.;

·административных, предоставляемых администрацией зоны с целью уп­рощения процедур регистрации предприятий и ре­жима въезда и выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг; гарантии сво­бодного предпринимательства.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ состав­ляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные кор­порации получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращается (в 2-3 раза) сроки окупаемости капиталь­ных вложений (считается нормальным для СЭЗ, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года)[9,c.44].

Система предоставляемых льгот должна служить инструментом реали­зации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов разви­тия.

Налоговые льготы далеко не главный стимул для прироста в зоне ино­странного капитала. Более существенным в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, ин­вестиционные гарантии, ка­чество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение администра­тивных процедур, а также по­лучение на внутреннем рынке относительно деше­вых предметов.

Вместе с тем, все названные преимущества срабатывают в соче­тании с базовыми преференциями, представляющими типовую спе­цифику данной зоны.

Наличие особого режима, регулирующего использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты трудящихся, запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановле­ние действий трудового законо­дательства в части, фиксирования минимальной заработной платы и макси­мальной продолжитель­ностью рабочего дня, освобождение предпринимате­лей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой ре­жим обеспечивает получение иностранными предпринимателями до­полни­тельной прибыли:

1.                Благоприятный инвестиционный климат предполагает наличие сравни­тельно дешёвых и доступных факторов производства, бли­зость ёмкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесто­ров;

2.                Наличие локальной, относительно обособленной системы управ­ления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком эконо­мическом спектре;

3.                Всесторонняя поддержка со стороны центральной государствен­ной власти.

В мировой практике существует множество (до 30) разновидно­стей СЭЗ, каждая из которых наряду с обязательным наличием от­меченных выше общих черт имеет свою специфику. Вместе с тем общепринятой типологии свободных экономических зон в настоя­щее время не существует. Это обусловлено множе­ством факторов и их сочетанием в каждом конкретном случае. Их возможная классификация приведена на рисунке 1, а типовые размеры, состав льгот и регионы распространения – в приложении 1. В частности, специфика СЭЗ определяется:

·                   месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;

·                   наличием и качеством производственных ресурсов;

·                   особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;

·                   задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее созда­нии;

·                   функции, которые оно ему делегировало для решения поставлен­ных задач и достижения намеченных целей;

·                   вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;

·                   национальная принадлежность территории и т.д. [5,c.158]

Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно класси­фицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.
Мировое “семейство” СЭЗ

в соответствии с хозяйственной специализацией

Рис. 1 Мировое семейство СЭЗ [5, стр.29]

Процессу создания свободных экономических зон должна предшество­вать разработка глубокого технико-экономического обоснования необходимо­сти её создания, включая проект её разви­тия. Необходимость создания СЭЗ, прежде всего, должна опреде­ляться на основе оценки эффективности её функ­ционирования.

Технико-экономическое обоснование создания СЭЗвключает в себя следующие разделы. [5,c.69]

1.                      Постановка проблемы и цели создания СЭЗ. [5,c.69]

Здесь должны быть:

·даны комментарии о проблеме создания конкретной СЭЗ;

·определены предполагаемые основные направления ее развития;

·сформирована основная цель созда­ния СЭЗ, с конкретизацией за­дач, свя­зан­ных с реализацией основных направлений развития СЭЗ.

Как основная цель, так и конкретные задачи должны быть увя­заны с традиционными целями создания СЭЗ: повышением на­учно-технического потенциала, использованием хозяйственного зарубежного опыта, созданием новых рабочих мест, повышением квалификации местных кадров и т.п.

2.                      Предпосылки для создания СЭЗ. [5,c.70]

Здесь должна быть представлена информация, необходимая и достаточная для того, чтобы показать наличие в регионе (об­ласти, республике, городе и т.п.), на территории которого пред­полагается создание СЭЗ, условий для реализации указанных выше задач.

Наибольший акцент следует сделать на экономических харак­теристиках, которые могут рассматриваться как положительные предпосылки для созда­ния свободной экономической зоны в ре­гионе:

·наличие в регионе значительного экспортного потенциала;

·наличие и уровень освоения природных богатств;

·благоприятное географическое положение для внешнеэкономи­ческой дея­тельности;

·уровень развития транспортной сети (железнодорожные и авто­транспортные магистрали, аэропорты, трубопроводы и т.п.);

·опыт работы на международном уровне;

·обеспеченность квалифицированными кадрами и достаточное их количе­ство;

В качестве дополнительных предпосылок для создания СЭЗ в разделе должны быть представлены оценки социальной и эконо­мической ситуации региона, его геополитическое значение, исто­рические традиции, особенно­сти географического положения и т.п. Также необходимо отразить те нега­тивные тенденции разви­тия экономики региона, преодоление которых может способство­вать введение социально-экономического (и/или таможенного) режима на территории предполагаемой СЭЗ.

3.                      Обоснование отвода земель под СЭЗ и характеристика выделен­ной террито­рии. [5,c.71]

Здесь должны быть представлены:

·данные о размерах и границах территории, выделенной под СЭЗ;

·характеристика территории, выделенной под СЭЗ:

  — географические характеристики;

  — экономические характеристики;

  — характеристики социального развития и инфраструктуры.

·обоснование выбора данной территории.

4.                      Перспективы и программа развития СЭЗ должны прогнозиро­ваться и оцени­ваться с учетом тех преимуществ социально-эко­номического развития пред­приятий, которые возникают в связи с введением особых экономических ус­ловий функционирования СЭЗ, и, прежде всего, льготных таможенного и налогового режи­мов, предоставления налоговых и иных льготных кредитов. Ос­новой формирования данного раздела должен служить перечень предпо­лагаемых резидентов СЭЗ с указанием даты возможной регистра­ции рези­дентов и основного профиля их деятельности. [5,c.71]

5.                      Ресурсы, необходимые для создания СЭЗ. [5,c.71]

В качестве источников покрытия потребности в финансовых ресурсах должны рассмат­риваться:

·средства налогового кредита;

·иностранные инвестиции;

·инвестиции российских юридических лиц;

·средства государственной поддержки;

·средства, получаемые от привлечения в зону новых резидентов;

·средства, получаемые в результате создания свободных таможен­ных и иных функциональных субзон;

·привлечение средств населения за счет выпуска ценных бумаг;

·другие возможные средства.

6.                      Механизм функционирования СЭЗ. [5,c.71]

В этом разделе должны быть опреде­лены экономические, социальные, экологические и иные условия функцио­нирования СЭЗ, которые делают ее привлека­тельной для инвесторов, это, прежде всего, формирование льгот­ного налогового и таможенного режимов. Данные о размерах на­логового кредита и льгот должны быть согласованы с результа­тами баланса финансовых ресурсов, выполненных при подго­товке раздела 5.

7.                      Организационные мероприятия по созданию и функционирова­нию СЭЗ. [5,c.72]

На­чальными организационными мероприятиями должны служить меры по подготовке соответствующей норма­тивно-правовой базы, включающей раз­работку и утверждение следующих документов:

·Положение о СЭЗ;

·Положение о предприятии-резиденте СЭЗ;

·Положение о Комитете по развитию СЭЗ;

·Положение о фонде развития СЭЗ;

·Временное Положение о налогообложении СЭЗ;

·Положение о налоговом кредите;

·Положение о порядке создания на территории СЭЗ свободных таможенных и иных функциональных зон.

8.                      Оценка эффективности создания СЭЗ, которая определяется ис­ходя из соот­ношения между затратами (ресурсами), направлен­ными на становление и развитие СЭЗ, и результатами её функ­ционирования. При этом специально оценивается соотношение между затратами, возникшими вследствие введе­ния особых усло­вий функционирования зоны, и выгодами, получаемыми от ее создания на федеральном, региональном, муниципальном уров­нях с уче­том условий и порядка компенсации этих затрат. [5,c.72]

Общая оценка эффективности создания СЭЗ должна сопрово­ждаться данными об отдельных видах эффектов, полученных в результате ее созда­ния, таких как:

·решение социальных задач (рост заработной платы, улучшение медицин­ского обслуживания, новые виды услуг и т.п.);

·создание дополнительных рабочий мест;

·повышение квалификации специа­листов, работающих в зоне и т.д.

Помимо этого должны быть представлены данные о сроках окупае­мости инвестиций, а также сроках погашения налогового и других кредитов, используемых для развития СЭЗ.

Существуют два подхода к образованию СЭЗ: [6,c.35]

1. Территориальная концепция образования СЭЗ подразумевает часть тер­ритории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных на ней предприятий.

2. Режимная, или точечная концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который предоставляется оп­ределенному виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахожде­ние субъекта хозяйственных отноше­ний не имеет значения. При режимном подходе образования СЭЗ в режиме зоны могут действовать отдельные кон­кретные предпри­ятия, подпадающие под преференциальный режим, предостав­ляе­мый определенному виду зон.

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные эко­номиче­ские образования, требуют формулирования принципов их создания и функцио­нирования. К ним относятся:

1.                      Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различ­ных аспектов бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей сути содержат ситуацию неопределенности и риска и уси­ливают её.

2.                      Принцип конкурентных преимуществ – создание таких пред­почтений ак­тивизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые обладают обусловленными организа­ционными, финансовыми, конкретными экономическими приви­легиями по отношению к другим территориям. Дан­ный принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в ме­ха­низме СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоре­чий, отсутствие стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е. ситуация активного соперниче­ства предпринимателей между со­бой за новые технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность цено­вой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

3.                      Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы ру­ководящих правил ведения бизнеса.

4.                      Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует пове­дение хозяйственных субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима пре­жде, чем сделать капиталовло­жения и сформировать законы, портфель цен­ных бумаг и т.д.

5.                      Принцип информативной доста­точности. Динамически изме­няю­щаяся рыночная среда СЭЗ порождает особую необходи­мость в анализе ин­форма­ционных потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зо­ной в целом.

6.                      Принцип согласования по целям. Основываясь на информации о внешней рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и меха­низмах, определяющих её стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

7.                      Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную целевую функцию управления данной обособленной территорией, основы­ваясь на тенденциях реализации закона спроса и предложения.

Важный момент в создании и функционировании СЭЗ – прида­ние ей со­ответствующей управленческой, организационной и эко­номической формы. Здесь выделяются три принципиально важных направления:

1. Модель СЭЗ должна быть адекватна современным и мирохозяй­ственным ат­рибутам по набору субъектов общения и их органи­зационно-экономической структуре. Надежный критерий при этом – соответствие организационной формы и формы товара. Только это позволяет отсечь мертвые организаци­онные и управ­ленческие звенья и получить на мировом рынке соответствую­щий эффект.

2. Необходимо обеспечить масштабность включения страны в меж­дународное разделение труда через свободные экономические зоны, но постепенно, по­этапно задействую все больше и больше звеньев хозяйственного механизма. В каждом звене должен при­сутствовать широкий круг производственных и инфраструктур­ных субъектов свободной экономической зоны, включая биржи, банки и т.п. Любые соглашения должны иметь в основе чёткую нор­мативную базу, правовые гарантии для деятельности ино­странных и отечест­венных партнеров. При этом государство должно сохранить своё руководя­щее воздействие с использова­нием отработанных мировой практикой прие­мов и средств.

3. В сложившейся системе мирохозяйственных связей действуют свой кодекс поведения, правила экономической игры, которые свободная экономическая зона должна воспринять. Это касается и средств конкурентной борьбы за иностранный капитал и за сбыт товаров, произведенных в зоне, а также ме­тодов достижения эф­фекта. Весьма важно, чтобы в СЭЗ не преобладали по­средниче­ская, чисто торговая деятельность. Практика показывает, что функ­ционирование практически всех СЭЗ расходятся с теми зада­чами, которые провозглашались при их создании.

Отсутствие комплексного подхода к процессам организации СЭЗ приводит к стихийности в их образовании, превалированию ме­стного творче­ства в их функционировании. В таких условиях созда­ние СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получе­нии существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий.

Функционирование таких зон не дает региону прироста рабо­чих мест или увеличения налоговой базы, а выгоды, получаемые регио­нальным бюдже­том от регистрационных сборов, достигаются за счет соседних регионов, кото­рые теряют своих налогоплательщиков, т.е. как доказывает мировой опыт, до­биться сколько-нибудь значи­тельных положительных результатов вряд ли воз­можно.

Цели создания свободных экономических зон варьируются в широких пределах в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В развитых ка­питалистических странах СЭЗ соз­даются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с недо­развитой инфраструкту­рой. Придавая таким районам, статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а ста­раются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечения до­полнительных рабочих мест. В новых индуст­риальных странах Азии зональ­ная политика является элементом промышленной и направлена на создание от­раслевых анклавов эко­номического роста (преимущественно экспортных и на­учно-техни­ческих). В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании СЭЗ ставятся задачи при­влечения ино­странного капитала, передовой технологии и управлен­ческого опыта, стимули­рования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подго­товки квалифицированных кадров, по­лучения дополнительной валютной при­были от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

В обобщенном виде создание СЭЗ направлено на достижение та­ких целей как:

·Привлечение передовых по отношению к национальным техно­логиям;

·Активизация экономики путём привлечения иностранного капи­тала;

·Поступление валютных активов и таким образом увеличение ва­лютных за­пасов;

·Насыщение внутреннего потребительского рынка;

·Повышение уровня занятости населения и квалификации рабочей силы;

·Создание современной рыночной инфраструктуры;

·Ускоренное развитие депрессивных районов;

·Приобретение мирового опыта в области управления экономикой междуна­родного предпринимательства. [6,c.51]

Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант “сверху” означает, что образование зоны происходит  по инициативе централь­ных властей и в рамках государственной про­граммы (как, например, в Южной Корее). Вариант “снизу”, — созда­ние СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская рес­публика, Польша). Более динамично развивается второй вариант, в т.ч. при смешанном частно — государственном финансировании. Предложения об учреждении СЭЗ направляются в специально уполномоченный госу­дарственный федеральный или региональный орган, который после принятия решения об учреждении зоны включа­ется в работу по формированию усло­вий ее создания. Особое внимание при учреждении зон обычно уделяется таким критериям, как выбор места, формирование социальной и производственной инфраструк­туры, отраслевая структура экономики региона.[5,c.2]

Рассмотрев характерные черты, возможную классификацию, процесс технико – экономического обоснования и цели создания СЭЗ, для дальнейшего изучения свободных экономических зон, необходимо рассмотреть существующие разновидности  СЭЗ и особенности их функционирования.
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.3 Виды СЭЗ и особенности их функционирования

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной эконо­мической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

1. Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностран­ного проис­хождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных та­моженных пошлин. Это – беспошлинная тор­гово-складская зона. Для этих зон характерны три основных при­знака:

— во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;

— во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможен­ные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);

— в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свобод­ными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэконо­мических связей. [5, c.135]

Первая зона такого рода в Ев­ропе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развиваю­щихся стра­нах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструмен­тов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экс­портному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развиваю­щихся стран с экспортной ориентацией экономики во­шел в разряд новых индустриальных стран.

В составе свободных торгово-складских зон специалисты выде­ляют зоны внешней торговли (США), свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Бол­гария) и свободные порты (Германия). Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения (как правило, на срок до 1 года), обработки товаров с последующей их куплей и продажей, но и для осуществления операций, улучшающих потребительские свой­ства этих товаров. На их территории предприятия могут заниматься об­ширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость в результате улучшения потребительских свойств то­вара. В их число входит также “дьюти-фри”, в которых осуществляется беспо­шлинная роз­ничная продажа товаров в крупных и международных аэро- и мор­ских портах. Поэтому они нередко обеспечивают дополнительные валютные поступления за счет консигнационных складов, сдачи по­мещений в аренду для выставок, переделки и подработки транзит­ных грузов и т.п. [5, c.135]

Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских и речных портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. Они всегда отде­лены от экономического про­странства страны таможенной и даже государственной границей.

Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме на­званных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку това­ров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и об­служивание судов.

В своем развитии торговые зоны приобретают дополнительно к функ­ции облегчения транзитной торговли функцию производства товаров, ориенти­рованных на внутренний рынок. Это наиболее ярко можно проследить на при­мере зон внешней торговли США, которые от традиционно игравших роль “торговых центров” постепенно пе­реходили к производству товаров, большая часть которых импорти­ровалась на внутренний рынок. [5, c.135]

2. Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них соз­даются промышленные предприятия, в том числе и “отвер­точного” типа, кото­рые на базе импортных полуфабрикатов и ком­понентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, ко­гда конечная экспортная продукция произво­дится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производ­ства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Велико­бри­тании, США. [5, c.136]

Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных рай­онов стимулирует экспортное промышленное производство, привле­кая для этого иностранную валюту или инвестиции от ме­стных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эф­фек­тивного использования местного сырья, полуфабрикатов, вне­дрения современ­ных методов управления производством, подго­товки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому раз­витию других районов и страны в целом.

Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только ино­странного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной на­правленности ограждают местных производителей от прямой кон­куренции с иностранными фирмами.

В общей совокупности экспортно-производственных зон выде­ляют зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венг­рия, Болгария), зоны свободного предпринимательства (США), предпринимательские зоны (Великобритания), специальные эко­номические зоны (КНР). К ним могут быть отнесены также отдель­ные иностранные предприятия, пользующиеся осо­быми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки. [5, c.136]

3. Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных ин­весторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою дея­тельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.

В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от по­шлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезен­ные для организа­ции производства.

Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоход­ного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех ос­тальных прямых и кос­венных налогов и сборов. Им предоставля­ются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспорт­ные услуги по льгот­ным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложен­ного капи­тала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконст­рукцию предприятий; упрощается процедура создания пред­приятий.

В зонах создаются необходимая инфраструктура, жилые дома, торговые, лечебные и прочие заведения, обеспечивающие нужды иностранных предпри­нимателей и жителей зоны.

4. Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их назы­вают технологические парки, технополисы, на­учные парки, технологические центры, деловые центры.

Отличительная этих зон заклю­чается в том, что на их террито­рии объе­диняется научная и производственно-технологическая дея­тельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточен­ных округ крупного на­учно-ис­следовательского центра или универ­ситета. Цель создания таких зон – мобили­зовать все доступные ма­териальные и трудовые ресурсы для ускорения пере­дачи новых вы­соких технологий в промышленность, обеспечить новые ра­бочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. [5, c.136]

В зависимости от того, что преобладает в экономической струк­туре на­учно-технологической зоны, различают три их типа.

1) Инновационный центр. Это экономическая струк­тура, раз­мещенная в пределах небольшого участка и предназначен­ная преимущественно для маленькой, только что созданной компа­нии.

2) Собственно научный парк. Это достаточно большая террито­рия, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе на­учно-технических разработок местного исследовательского центра (универси­тета).

3) Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только для стадии техниче­ского прототипа. В таких парках объединяются про­мышленные компании, на­учно-исследовательские и опытно-конст­рукторские учреждения, с приоритет­ным развитием последних. [5,c.39]

По виду деятельности различают еще туристические, страхо­вые, бан­ковские, оффшорные и другие зоны.

5. Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно оз­начает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда назы­вают, стали органи­зовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают кли­ентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секрет­ности, лояльностью го­сударственного регулирования. Их главное отличие от других сво­бодных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять никакую производ­ственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрис­дикции является льгот­ных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие та­моженных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлека­тельности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантиро­ван от небла­гоприятных для него изменений.

По мнению экспертов, на сегодняшний день реально сущест­вуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.

6. Комплексные СЭЗ. В реальной жизни, как правило, зон “чис­того типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распро­страненные зоны, в которых сочетаются торго­вые, таможенные, производст­венные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинирован­ные) зоны.  Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функ­ций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. По­этому при их создании важно определить приоритеты функций и последо­ва­тельность создания конкретных секторов в зонах.

В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замк­нутые) и интеграционные.

Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей произво­димой на её территории продукции с целью получения вы­ручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень не­зависимости этих зон от ос­тальной страны обеспечивается специ­альным режимом пропуска товаров и лю­дей через их границу, а эко­номическая самостоятельность СЭЗ от внезональ­ного внутреннего механизма – административными и экономическими мето­дами, соз­дающими в них особый экономический климат.

Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, ес­тествен­ным образом отделенных от неё (острова, полуострова, мор­ские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В лю­бом случае создание анклава не предполагает установления юриди­ческой экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определя­ется дей­ствующим экономическим, правовым и таможенным регла­ментами. Это свя­зано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвести­ций и стимулирования нацио­нального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклав­ных зон прибегают страны с низким уровнем экономического разви­тия и материального благосостояния населения.

Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и ми­ровой экономикой, имеют более свободный режим их функциониро­вания. Они наибо­лее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включен­ных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны эконо­мический и правовой режим. [4,c.40]

    продолжение
–PAGE_BREAK–