Создание народной милиции Временного правительства

Содержание
Введение
1. Создание МВД Временного правительства
2. Создание народной милиции Временного правительства
Заключение
Список использованной литературы14
Введение
Императорская власть вПетрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 года. Для поддержанияпорядка Государственная Дума сформировала в этот день Временный комитетГосударственной Думы, а 1 марта образовала Временное правительство,провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан,равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и началоподготовки к Учредительному собранию. Временное правительство возглавилпредседатель «Всероссийского земского союза» Г.Е. Львов.
За недолгий периодсуществования Временного правительства им был проведен ряд реформ. В даннойработе мы рассмотрим создание МВД Временного правительства, а также созданиенародной милиции Временного правительства.
При подготовке материалапо теме были использованы работы Козлова В.А., Александрова С.В., Исаева И.А.,Рыбникова В.В., Алексушина Г.В., Демина В.А.
1.Создание МВД Временного правительства
Весь период с марта пооктябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственногоаппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Речь идет очистке учреждений от сторонников царского режима.
У власти осталось многобывших царских чиновников. Вот что писал в свое время Н.А. Рожков: “В Министерствевнутренних дел не все благополучно. До сих пор не сменены все, толькопостепенно сменяются, частью числятся на службе, хотя и отстранены от неефактически, губернаторы; кое-где оставлена даже старая полиция, котораяневозбранно черносотенствует; комиссарами Временного правительства на местахназначены председатели земских управ и городские головы, люди непопулярные и поубеждениям большей частью правее кадетов и даже октябристов. Неудивительно, чтотакие господа там, где население политически активно, попали под арест, а гдеоно пассивно — являются центрами черносотенного движения”.
Что дело обстояло именнотак, свидетельствует ответ Министерства внутренних дел на заявление Рожкова, изкоторого видно, что, несмотря на изменение порядка назначения комиссаров, наместах остались многие из прежнего чиновничьего аппарата. Резко увеличиласьчисленность аппаратчиков. В одном только Военном министерстве их числоувеличилось более чем в три раза. Министр финансов Н.В. Некрасов был вынуждензаявить на государственном совещании в Москве, что “ни один период российскойистории, ни одно царское правительство не было столь щедро в своих расходах,как правительство революционной России”.
Из Министерствавнутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали посвоей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г.Е.Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: “Временное правительство призналонеобходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполненияобязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается напредседателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временногоправительства… На председателей уездных земских управ возлагаются обязанностиуездных комиссаров… Полиция подлежит переформированию в милицию”.Характеризуя эти действия правительства, В.Д.Набоков в очень резкой формеотмечал: “В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо,назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишеннойвсякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко нелучшими… Председатель управы был нередко ставленником реакционногобольшинства”. По мнению Набокова, надо было оставить на своих местах старыхчиновников. [1]
20 марта появляется новыйциркуляр: “Временное правительство, признавая подлежащим упразднению институтземских начальников, предлагает деятельность земских начальников немедленноприостановить. Имея в виду, что переустройство местного управления исамоуправления требует времени, а оказание правосудия населению должнопротекать безостановочно, правительство уполномочивает губернских комиссароввпредь до преобразования местного суда не прерывать производство судебных дели, отстранив земских начальников от исполнения их обязанностей, возложитьпроизводство судебных дел на временных судей, каковых назначить по соглашению суездными комиссарами”.
Временное правительствоприняло постановления об упразднении охранных отделений (6 марта), Департаментаполиции (10 марта), ОКЖ (19 марта) и железнодорожной полиции. Имущество ОКЖпередали военному ведомству, архивы – главному штабу, а дела губернскихуправлений – комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временногоправительства. Так узаконили ликвидацию старых правоохранительных структур.Бывших полицейских отправляли на фронт.
Вместо них в составе МВДучредили Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечениюличной и имущественной безопасности граждан. Впоследствии его переименовали вГлавное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественнойбезопасности граждан.
15 марта временноеправительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приеме вмилицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временноеправительство предложило передать сыскные отделения МЮ, возложив на губернскихкомиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили своюдеятельность как можно скорее». При МЮ создали Бюро уголовного розыска,политическую разведку при МВД, контрразведку при Генштабе и осведомительныйотдел при Петроградском градоначальстве.[2]2.Создание народной милиции Временного правительства
26-28 февраля 1917 года входе государственного переворота в Петрограде громили «охранки», полицейскиеучастки и тюрьмы, жгли документы, разоружали полицейских. Так российскаядействительность опровергла прогнозы ряда политиков о том, что после падениясамодержавного строя резко возрастет сознательное отношение российских гражданк соблюдению правопорядка.
Сами служащиеДепартамента полиции, боясь разглашения секретной информации, пыталисьуничтожить картотеку. Но пострадали только некоторые формуляры на букву «А».Картотека находится в Государственном архиве РФ.
Бюро ЦК РСДРП (б) внеслона 1-ом заседании исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатскихдепутатов в ночь на 28 февраля предложение организовать рабочую милицию (РМ) нафабриках и заводах из расчета 100 человек на 1000 рабочих. РМ должна была насборных пунктах ждать указаний Совета. 28 февраля и в первые числа марта намногих предприятиях Петрограда на общих собраниях рабочих выбирали в РМ. Еезадачей была охрана правопорядка, так как «…теперь самому народу нужно вестиохрану местности». РМ должна была быть вооруженной опорой создаваемых Советоврабочих и солдатских депутатов. Одновременно она стала выполнять и функцииохраны правопорядка на территории заводских районов. В дни февраля в Петроградераздали более 10 000 документов сотрудников милиции. [3]
Временный комитет Государственнойдумы 28 февраля издал постановление о немедленном аресте всех чинов наружной итайной полиции и ОКЖ. Резко возросла преступность. Для многих бывших работавшихсотрудников ОВД события февраля — марта стали ударом. Так, С.В. Зубатовзастрелился в марте из-за отречения государя. Честным и ответственнымсотрудникам стало гораздо сложнее служить. При двоевластии они теряли жизненныеценности и ориентиры.
Временное правительствоопубликовало 3 марта Декларацию, провозгласив замену полиции народной милицией(НМ) с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления, иполную и немедленную амнистию по свеем политическим и религиозным делам,свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек. Руководство милиции быловыборным, формировали ее из добровольцев.
По амнистии Временногоправительства 3 марта «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовныепреступления» из тюрем выпустили политических заключенных и ряд уголовников. 6марта Временное правительство объявило о повторной амнистии (состоялось 17марта), проведение которой значительно ухудшило криминальную обстановку встране. Во главе ГТУ встал профессор А.А. Жижиленко, который в 1917 годувоплощал в жизнь идею превращения заключения в систему перевоспитаниянаказуемых трудом.[4]
В ряде случаев с помощьютаких документов представители преступного мира совершали незаконные обыски играбежи. Начальники райотделов милиции Москвы (большей часть бывшие поверенные)нередко узнавали в сотрудниках милиции бывших подзащитных. Появились итерриториальные подразделения милиции Временного правительства: уже в первыедни марта их организовали в 23 городах.
4 марта ПредседательВременного правительства и одновременно министр внутренних дел князь ГеоргийЕвгеньевич Львов отдал распоряжение о повсеместном отстранении от должностигубернаторов и их ближайшего окружения с заменой их временно представителямигубернских и уездных земских управ, на которых возложили соответственно обязанностигубернских и уездных комиссаров Временного правительства и задачиреформирования полиции в милицию.
22 марта губернскимкомиссарам поручили «…организовать временную милицию, не стесняясь законами,относившимися к бывшей полиции». Временное правительство рассчитывало на то,что организация новой милиции станет заботой комиссаров, именно им иадресовывали все распоряжения МВД по этим вопросам. Начальникам милиции велелиисполнять распоряжения комиссаров.
В дополнение камнистированным из ряда тюрем совершили побеги. Эти попустительства на фонедвоевластия вызвали рост преступности. В марте-апреле в крупных городах Россииграбежей стало в 8 раз больше, убийств – в 5 раз.
17 апреля Временноеправительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовыеосновы ее деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции вгуберниях и уездах. Принципом управления милиции стало единоначалие. Начальникмилиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русскихподданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определялразмеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать вспомогательные кадры.Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовнойпреступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти.Финансирование милиции предполагали за счет средств бывшей полиции. Это неудалось, т.к. МВД запретило расходовать более 50 % от сумм на содержаниеполиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объеме денежногосодержания чинам бывшей полиции. Изыскивать средства на содержание милициипредлагали местным городским и земским самоуправлениям, финансирование милицииоставили в прежних размерах, без учета инфляции (в условиях войны Временноеправительство основные усилия направляло на удовлетворение потребностей армии,а обеспечение потребностей органов охраны правопорядка отходило на второйплан). Города делили на районы, районы на уезды – на участки. Местные органысамоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковоймилиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили накомиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (ихназначало и увольняло МВД). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительстваи отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии длярассмотрения дел всех задержанных не долее суток и проверки правомерностиарестов. До полного формирования и перехода под городские самоуправления,милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти.Общее руководство милицией страны возложили на МВД. Ст. 14 Положения запрещалапринимать на службу в милицию лиц, состоящих под судом и следствием илиограниченных по суду в правах. Ст. 15 устанавливала для начальников милиции изаместителей образовательный ценз в объеме гимназии. Эти 2 статьи дели поводреволюционно настроенным пропагандистам писать об ущемлении прав населения,из-за низкого уровня образования и пребывавшего на учете в полиции, не способногопретендовать на эти служебные должности в «общественной» милиции. Пореволюционной доктрине всеобщего обязательного вооружения народа и созданиямилиционной системы, «народная» милиция Временного правительстварассматривалась явлением преходящим, буржуазным пережитком. Правительствостремилось комплектовать кадры милиции профессионалами: в нее допустили бывшихработников полиции; преимущественно «благонадежных» с точки зрения городскойдумы людей (потом она выступила активной силой против большевиков).[5]
По постановлению 17апреля на местах решили распустить рабочую милицию.
В двоевластии привлечениеармии к охране правопорядка в стране ожидаемо. Но Временное правительство доосени 1917 года не поддержало шагов местных органов власти по привлечению армиив обеспечении безопасности страны. Потому с апреля по инициативе большевиковсначала в Петрограде, а затем и в других регионах стали формировать отрядыКрасной гвардии, которые большевики рассматривали как «ударную волнуреволюционной армии пролетариата». Часто Красную гвардию использовали дляохраны правопорядка.
26 апреля ГлавноеТюремное Управление (ГТУ) преобразовали в Главное Управление по делам МестЗаключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам – в Совет по делам мест заключения(при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачейпенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника.Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение.Губернская тюремная инспекция продолжала фактически управлять тюрьмами.Наследием от 1-й мировой войны для тюремной системы стало содержаниенемцев-военнопленных.[6]
В начале мая приМосковском Совете рабочих депутатов образовали Центральный штаб Краснойгвардии. К середине 1917 года Красную гвардию создали в большинстве районовстраны.
Движение комитетовсамоохраны возникло в мае-начале июня.
К концу августа Временноеправительство при поддержке эсеро-меньшевистских лидеров Петросоветалокализовало независимые отряды Красной гвардии и добилось слияния рабочей инародной милиции, подчинив ее МВД.
Но выступление противправительства Верховного главнокомандующего русской армией генерала Л.Г.Корнилова привело к тому, что в Центральном исполкоме Петросовета под напоромбольшевиков приняли «Положение о рабочей милиции». Потому еще в периодподготовки Октябрьского государственного переворота в Петроградском ВРК(Военно-Революционный Комитет) существовал отдел рабочей милиции, ведавшийраскрытием преступлений и тайной торговли оружием и спиртными напитками,хулиганством, арестами спекулянтов и т.д.
Только 11 октября 1917года приказ военного министра А.И. Верховского признал, что «… одна из задач,возложенных в переживаемое время на армию, есть задача обеспечить внутри страныбезопасность жизни от насилия и охранить свободу личности… Растущая в странеанархия побуждает выполнить эту задачу срочно, не откладывая ни на один день».Министр указал: «… в виду срочности дела первые шаги по комплектованию милициивозлагаю на запасные части, имея в виду вместе с тем немедленно же привлечьдействующую армию к обеспечению порядка внутри страны». Основные формы участиявоенных в поддержании правопорядка свели к несению караульной и патрульнойслужбы по городу и на железнодорожных станциях; формированию подразделений дляоказания помощи милиции в экстренных случаях; участию отдельных частей всовместных с милицией массовых мероприятиях, направленных против преступности.Но было уже поздно.
Меньшевистская газета«День» 19 октября в статье о петроградской милиции написала, что «… дело охраныстолицы от темных сил не стоит на высоте».
Большевики, как нистарались, в 1917 году так и не смогли не только создать, но и разработать идеюработоспособной полицейской или милицейской системы. Красная гвардия (армейскаяструктура) не в счет.
Заключение
Временное правительствосразу осуществило ряд крупных мероприятий. Оно провело смену чиновников – сторонников царского режима в Министерствевнутренних дел, были упразднены охранные отделения, Департамент полиции, ОКЖ ижелезнодорожная полиция, предоставило амнистию по всем политическим ирелигиозным делам, в том числе осужденным за террористические акты, военныевосстания и аграрные преступления. В составе МВД учредили Временное управлениепо делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасностиграждан. Впоследствии его переименовали в Главное управление по делам милиции ипо обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Общее руководствомилицией страны было возложено на МВД.
Однако наряду с этимипозитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна изних состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон вотношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовалорадикализации общественного настроения.
«Народная» милиция незаменила полностью царскую полицию и жандармерию с ее сложным, широкоразветвленным механизмом, так и не достигла профессионального уровня имперскойполиции и жандармерии.
Списокиспользованной литературы
1.     Александров С.В.История государства и права России. – М., 2004.
2.     Демин В.А. Очеркиистории органов внутренних дел Российского государства. — Екатеринбург:Уральский юридический институт МВД России, 2001.
3.     Исаев И. А.История государства и права России: Учебное пособие. – М., Юрист, 1996.
4.     Козлов В.А.Очерки истории Советского государства. – М., 1991.
5.     Рыбников В.В.,Алексушин Г.В. История правоохранительных органов отечества. – М.: Изд-во«Щит», 2007.