Статус судебного пристава

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОФСОЮЗОВ
Красноярский филиал
Специальность 021100 «юриспруденция»
Дисциплина: Исполнительное производство
Контрольная работа
Тема: Статус судебного пристава
Выполнил: студент5-ЮСО
Проверил: ВолгаеваИ.Ю.
Красноярск 2008

ПЛАН Введение 1 Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве 2 Правовой статус судебного пристава-исполнителя 3 Принципы осуществления государственной службы судебными приставами-исполнителями 4 Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего 5 Основные обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего 6 Ограничения, связанные с государственной службой 7 Порядок прохождения судебным приставом-исполнителем государственной службы 8 Специальный статус судебного пристава-исполнителя 9 Обязанности судебного пристава-исполнителя 10 Функции старшего судебного пристава Заключение Список использованной литературы
/>Введение
За последние годы принято множество интересных ипрогрессивных законодательных актов, создающих правовую основу для новыхэкономических отношений в России. Однако само по себе число законов не являетсясамоцелью, поскольку право, не обеспеченное возможностью принудительногоисполнения, превращается в фикцию. Исполнение – важнейший участок правовойпрактики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования испособность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, нереализованное в действиях его субъектов, хотя и подтверждённое судебным илииным актом органа гражданской юрисдикции, является, по сути дела,несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться нормальной.
Данный участок правовой действительности, связанный спринудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включаясудебные органы) регулируется нормами исполнительного производства. Не разработанностьили незавершённость исполнительных процедур крайне дорого обходится какотдельным субъектам, так и обществу в целом. В конечном счёте, оставление безрешения ряда существенных вопросов исполнительного производства приводит кнезащищённости прав собственников, инвесторов, других заинтересованных лиц. Темсамым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем кредитором, ввидуневозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав.Всё это вынуждает взыскателей прибегать к не правовым способам разрешенияконфликтов с должниками, обращаться к нелегальным способам решения проблем, чтоприводит к криминализации сферы частного права.
Проблема исполнения судебных и иных актов гражданскойюрисдикции приобретает особую значимость в связи с вопросом более широкогохарактера – об исполнении законов в целом и как их частного случая –принудительного исполнения судебных актов.
Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнениесоответствующего решения обязанными субъектами через определённую системудействий либо путём воздержания от их совершения. Однако в случае отказа отдобровольного исполнения должен среагировать такой юридический механизм,который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступленияименно такого варианта поведения, который определён в решении. Равным образомсистема норм исполнительного производства должна обеспечивать наступлениенеблагоприятных последствий для обязанного субъекта при неисполнении им актагражданской юрисдикции.
Исходной предпосылкой реформы исполнительного производстваявляется внесение в систему исполнения современных рыночных механизмов цивилистическогохарактера при одновременном сочетании с административными и уголовно-правовымимерами воздействия. Это позволит создать условия для функционированияполноценной и работающей системы защиты собственника, инвестора в сферечастного права и, что особенно важно, изменить мотивацию деятельности всехучастников сферы исполнения, введя её в правовое русло.
6 ноября 1997 года вступил в силу новый федеральный законРоссийской Федерации „Об исполнительном производстве“, регулирующийпорядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов изначительно укрепляющий гарантии защиты прав граждан и организаций висполнительном производстве. Этот закон принят одновременно с федеральнымзаконом „О судебных приставах“.
Закон „О судебных приставах“ определяет правовуюоснову деятельности судебных приставов, требования, предъявляемые к ним приназначении на эту должность, порядок назначения и освобождения их от должности,полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов,обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальнойзащиты, финансирование и материальное обеспечение службы судебных приставов.
По существу созданы новые органы принудительного исполнения,расширены их полномочия, введены новые правила, регламентирующие возбуждениеисполнительного производства, определяющие правовые последствия требований,предъявляемых к исполнительному документу. Рассмотрению этих, а также многихдругих проблем участия судебных приставов-исполнителей исполнительномпроизводстве как стадии гражданского процесса и посвящена данная контрольнаяработа.
1. Принятие Федеральных законов „О судебных приставах“ и „Обисполнительном производстве
Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение ирешающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, былиразработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с ВерховнымСудом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высшихсудов 28.02. 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов вГосударственную Думу РФ.12 мая 1995 г. законопроекты были внесены в Госдуму, виюле приняты в первом чтении и, после значительной доработки, 16.04. 1997 г. принятыво втором чтении, 4 июня 1997 г. – в третьем, одобрены Советом Федерации 03.07.1997 г. и подписаны Президентом РФ 21.07. 1997 г. Оба закона вступили в силу 6ноября 1997 года. Этими законами решены следующие основные вопросыисполнительного производства:
— Создана самостоятельная служба принудительного исполненияисполнительных документов и таким образом осуществлена одна из основных идей,положенных в основу этих законов. Принудительное исполнение судебных актов итем более актов административных и других контролирующих органов исполнительнойвласти не является и не может быть частью гражданского или арбитражногосудопроизводства, а поэтому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК.
— Исполнительное производство – это вполне самостоятельнаяотрасль права, такая же, как уголовно-исполнительное производство, регулируемоев настоящее время Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, и поэтому нормы о нёмдолжны быть сосредоточены в отдельном и специальном правовом акте — федеральномзаконе (законах).
— Законодательно обеспечено равенство защиты всех формсобственности в сфере исполнительного производства. Государственнаясобственность не имеет никаких преимуществ по сравнению с иными формами.
— Созданы нормативные предпосылки улучшения кадровогосостава судебных приставов-исполнителей и подъёма их профессионального уровня.
— Усилена ответственность неисправных должников заневыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан иработников организаций за неисполнение законных требований судебногопристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительномпроизводстве.
— Обеспечен действенный (внутриведомственный, судебный ипрокурорский) контроль над действиями судебного пристава-исполнителя.
2. Правовой статус судебного пристава-исполнителя
 
Судебный пристав-исполнитель как государственный служащий.
Законодательство, определяющее статус судебногопристава-исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругурегулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своемустатуса является государственным служащим.
Под государственной службой понимается профессиональнаядеятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Необходимоотметить, что лишь в свете последних изменений в законодательстве судебныйпристав-исполнитель получил статус государственного служащего. До этого егофункциональное значение явно недооценивалось.
Должность судебного пристава-исполнителя относится к старшейдолжности государственных должностей федеральной государственной службыкатегории “В», учреждаемых для обеспечения деятельноститерриториального органа федерального органа исполнительной власти[1].
Поэтому статус судебного пристава-исполнителя определяетсяне только ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительномпроизводстве», но и законодательством о государственной службы. Основнымактом в этой области является закон «Об основах государственной службы РФ»[2].Он содержит нормы общего характера, которые относятся ко всем государственнымслужащим.
Действие норм законодательства о труде такжераспространяется на судебных приставов-исполнителей, но применяются они сособенностями, установленными ФЗ «Об основах государственной службы».3. Принципы осуществления государственной службы судебнымиприставами-исполнителями
Законодательство закрепляет следующие принципы осуществлениягосударственной службы судебными приставами-исполнителями[3]:
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иныминормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнениигосударственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.
Этот принцип, обусловленный ч.2 ст.4 Конституции РФ,проявляется в первую очередь в том, что подзаконные акты, определяющие права иобязанности государственного служащего, не подлежат применению, если онипротиворечат Конституции РФ и федеральным законам. Если же им противоречатрешения и действия судебного пристава-исполнителя (как и иного государственногослужащего), то такие решения и действия считаются изначально недействительными(юридически безразличными, не влекущими правовых последствий). В то же времяотказ либо уклонение от действий, предусмотренных федеральным законом, влечётответственность виновных лиц.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственноедействие, а также обязанности государственных служащих признавать, соблюдать изащищать права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека, в силу ст.2 Конституции РФ,признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина являются обязанностью государства. Поэтому одно изтребований, предъявляемых к кандидату, претендующему на должность судебногопристава, состоит в способности учитывать и защищать интересы граждан.
Равный доступ граждан к государственной службе всоответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Данный принцип предусмотрен ч.4 ст.32 Конституции РФ. Онозначает, что при прохождении государственной службы и принятии на службы недопускается какое-либо ущемление гражданина по признакам пола, социальной,расовой, национальной, религиозной либо иной принадлежности. От кандидата нагосударственную должность требуется лишь иметь соответствующее образование иобладать необходимой профессиональной подготовкой.
Обязательность для государственным служащих решений,принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах ихполномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Этот принцип обязывает государственных служащих исполнятьуказания руководителей, но учитывать при этом его законность (соответствиетакого указания действующему законодательству) и правомочность (вправе лируководитель давать такое указание).
Ответственность государственных служащих за подготавливаемыеи принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своихдолжностных обязанностей.
Данный принцип, развивая положения законодательства овозмещении потерпевшим (гражданам и юридическим лицам) вреда, причинённогоненадлежащими действиями или бездействием государственных служащих,устанавливает ответственность таких служащих. При этом, ответственностьвозлагается, во-первых, в соответствии с трудовым законодательством России. Аво-вторых, ответственность возлагается не только за неправомерные действие илибездействие, но также за некачественные решения – как подготавливаемые, так ипринимаемые. К числу последних также относятся и ненадлежащие указания,отданные подчинённым.
Внепартийность государственной службы и отделениерелигиозных объединений от государства.
Государственный служащий должен быть свободен от влиянияполитических сил. Поэтому принцип внепартийности позволяет гарантироватьсохранение должностей государственных служащих, несмотря на смену политическогокурса. В силу этого принципа государственный служащий оставить политическуюдеятельность, которую он вёл до поступления на государственную службу. Емутакже запрещается демонстрировать свою приверженность тем или иным политическимпартиям и движениям. 4. Основные права судебного пристава-исполнителя как государственного служащего
Судебный пристав-исполнитель, выступая как государственныйслужащий, имеет следующие права[4]:
Право на ознакомление с документами, определяющими его праваи обязанности по занимаемой государственной должности, критерии оценки качестваработы и условия продвижения по службе, а также организационно-техническиеусловия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей.
Чёткое письменное закрепление функций государственногослужащего исключает возложение на него заданий, выходящих за пределы егополномочий, позволяет в максимальной мере избежать субъективных неточностей воценке качества его работы и в то же время выявить как отличившегося работника,так и виновника служебных упущений, если таковые будут иметь место.
Право на получение в установленном порядке информации иматериалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Указанное право имеет важнейшее значение для судебного пристава-исполнителя,поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации– требовать предоставления различных документов (выписок из них либо копий),сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров,и т.д. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц – государственныхи местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм.
Право на посещение в установленном порядке для исполнениядолжностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций, независимо отформ собственности. Данное право непосредственно связано с вышеназванным правомгосударственного служащего на получение информации. Оно обеспечиваетосуществление судебным приставом-исполнителем всех основных его служебныхфункций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требоватьпропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо дляосуществления его должностных обязанностей; и охрана, в том числе вооружённая,не является препятствием для проникновения пристава в помещение (например,банка) или на территорию.
Право на принятие решений и участие в их подготовке всоответствии с должностными обязанностями.
Указанное право государственного служащего являетсяважнейшей гарантией, способствующей демократичности и выполнимости принимаемыхрешений. При обсуждении вопросов деятельности службы судебных приставов этоправо позволяет вносить предложения и высказывать критические замечания,участвовать в работе различных советов, совещаний, комиссий и другихколлективных органов, создаваемых для обсуждения служебных вопросов.
Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещениевакантной должности государственной службы. Конкурс на замещение вакантныхгосударственных должностей является одной наиболее справедливых форм проявленияпринципа равного доступа граждан к государственной службе, закреплённого ч.4 ст.32Конституции РФ. Государственный служащий вправе участвовать в нём независимо оттого, какую должность занимает этот служащий в данное время. Условия конкурсаустановлены ст.22 ФЗ «Об основах государственной службы РФ».
Право на продвижение по службе, увеличение денежногосодержание с учётом результатов и стажа работы и уровня квалификации.
При наличии соответствующих условий государственный служащийвправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении емуквалификационного разряда (звания), увеличения денежного содержания,продвижении по службе и т.д. Такими условиями являются, например, общая выслугалет, длительность работы по специальности, получение профессиональногообразования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой,чем занимаемая, должности. В случае возникновения спора, связанного, вчастности, с результатами квалификационных экзаменов, с аттестацией, спривлечением к дисциплинарной ответственности и другими вопросамигосударственной службы, судебный пристав-исполнитель, как и любой инойгосударственный служащий, может обратиться в суд.
Право на ознакомление со всеми материалами своего личногодела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения в личноедело, приобщение к личному делу своих объяснений.
Личное дело государственного служащего является важнейшимисточником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомитьсяс ним даёт возможность контролировать объективность заносимых сведений (допомещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать всуд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личногодела, поэтому все перипетии спора получат своё отражение в личном деле. Государственныйслужащий может ознакомиться с материалами дела и снимать с них копии не тольколично, но также через иное доверенное лицо (адвоката и т.п.). Вместе с тем,личное дело государственного служащего без его согласия не может бытьнаправлено в другое ведомство (министерство).
Право на переподготовку (переквалификацию) и повышениеквалификации за счёт средств соответствующего бюджета.
Профессиональная подготовка – важнейший показатель квалификациигосударственного служащего и непременное условие надлежащего качестваисполнения должностных функций. Анализируемое право закрепляет загосударственным служащим возможность получить профессиональную подготовку впроцессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, кучастию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов и т.д.). В силу п.1ст.15 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» государственномуслужащему в период подготовки гарантируется денежное содержание, а принеобходимости ему может быть предоставлен отпуск.
Право на пенсионное обеспечение с учётом стажагосударственной службы. Вопросы назначения государственному служащему пенсии завыслугу лет регулируются федеральным законом. Ст. 19 ФЗ «Об основахгосударственной службы РФ» установлено также, что члены семьигосударственного служащего имеют право на получение пенсии по случаю потерикормильца в случае его смерти, связанной с исполнением государственным служащимдолжностных обязанностей.
Право на проведение по требованию государственного служащегослужебного расследования для опровержения сведений, порочащих его часть идостоинство.
Служебная деятельность многих государственных служащих, втом числе и судебных приставов-исполнителей, связана с разрешением конфликтов,что зачастую вызывает со стороны участников конфликта обвинения, затрагивающиечесть и достоинство государственного служащего. Право требовать проведенияслужебного расследования для их опровержения является важнейшей правовойгарантией, предохраняющей от необоснованных обвинений, и привлечения виновных кответственности. Порядок проведения такого расследования определяется, какправило, непосредственным руководителем. Расследование обычно длится не болеетридцати дней. На любом его этапе государственный служащий имеет правознакомиться с материалами расследования и представлять свои объяснения, а принесогласии с решением, принятым по результатам расследования, обжаловать егосодержание и мотивировку.
Данное расследование не является процедурой наложениядисциплинарного взыскания на государственного служащего за совершениедолжностного проступка, поскольку оно имеет другую цель – опровержениесведений, порочащих честь и достоинство.
Право на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) длязащиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов.
«Каждый, — гласит ст.30 Конституции РФ, — имеет правона объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов». Государственные служащие, как и все граждане, могут создатьпрофсоюз либо вступить или, наоборот, не вступать в него. Профсоюзы не вправе вдеятельность государственных органов, организовывать и проводить забастовки. Однакопрофсоюз может обращаться с рекомендациями по улучшению государственной службы.
Право на внесение предложений по совершенствованиюгосударственной службы в любые инстанции. Это право является залогомпостоянного развития и улучшения государственной службы. Такое развитие должноучитывать изменения в потребностях граждан и во взаимодействии государственныхорганов с обществом. Предложения государственного служащего могут относиться,например, к совершенствованию законов и иных нормативных актов или к улучшениюправоприменительной деятельности. Но до официального изменения актагосударственный служащий обязан руководствоваться действующей редакциейправовых норм. 5. Основные обязанности судебного пристава-исполнителя как государственногослужащего
Основные обязанности государственного служащего и,соответственно, судебного пристава-исполнителя, определены ст.10 ФЗ «Обосновах государственной службы РФ».
Обязанность обеспечивать поддержку конституционного строя исоблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектовРоссийской Федерации.
Обязанность добросовестно исполнять должностные обязанности.Эта обязанность предполагает не только точное знание соответствующих законов ииных нормативных актов, но и неукоснительное следование им в общественнополезных целях. При исполнении обязанностей, государственный служащий не должендопускать действий, которые могут быть квалифицированы, как выход за пределыпредоставленных прав либо как использование предоставленных ему возможностей вовред службе, как превышение или злоупотребление должностными полномочиями.
Обязанность обеспечивать соблюдение прав и законныхинтересов граждан. Данная обязанность государственного служащегонепосредственно вытекает из ст.2 Конституции РФ, установившей обязанностьгосударства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека игражданина.
Применительно к судебному приставу-исполнителю этаобязанность выражена его основными функциями – удовлетворение судебного илииного акта, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, оказаниеим необходимой помощи.
Обязанность исполнять приказы, распоряжения и указаниявышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах ихдолжностных полномочий, за исключением незаконных. Государственная службапредполагает необходимость подчинения вышестоящему должностному лицу,исполнения каждым государственным служащим приказов руководителя. Без этогоневозможно осуществление задач государственного органа.
Вместе с тем имеются определённые ограничения: приказы,которые надлежит выполнять, должны быть законными и соответствовать должностнымполномочиям отдающего их руководителя. Так, если у судебногопристава-исполнителя какое-либо распоряжение вызвало сомнение в егоправомерности, он должен незамедлительно, в письменной форме сообщить о своихсомнениях старшему судебному приставу подразделения. Но если после этого будетполучено письменное подтверждение такого распоряжения, то судебныйпристав-исполнитель обязан его выполнить, кроме случаев, когда его выполнениеявляется административно или уголовно наказуемым деянием. В этом случаеответственность несёт не судебный пристав-исполнитель, добросовестновыполнивший распоряжение, а руководитель, подтвердивший такое распоряжение[5].
В пределах своих должностных обязанностей своевременнорассматривать обращения граждан и общественных объединений, а такжепредприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органовместного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленномфедеральными законами и законами субъектов РФ. Эта обязанность конкретизируетст.33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане имеют право обращатьсялично, а также направлять индивидуальные или коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок и сроки их рассмотрения определены действующимзаконодательством[6].
Обязанность соблюдать установленные в государственном органеправила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядокработы со служебной информацией.
Правила внутреннего трудового распорядка в подразделениисудебных приставов обычно утверждаются руководителем органа юстиции. Ониявляются важнейшим документом, регулирующим служебные отношения в соответствиис трудовым законодательством.
Порядок обращения со служебной информацией, в том числе сосведениями, составляющими служебную и коммерческую тайну, регламентируютсязаконодательством, в частности ФЗ «Об информации, информатизации и защитеинформации».
Обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточныйдля исполнения своих должностных обязанностей. От государственного служащеготребуется иметь необходимую профессиональную подготовку, позволяющую емунадлежащим образом исполнять возложенные на него функции, посколькунедостаточная его квалификация способна дискредитировать государственныеорганы, вызвать социальную напряженность.
Судебный пристав-исполнитель по роду своей деятельностиобязан изучать применяемое им законодательство, которое постоянно обновляется.
Обязанность хранить государственную и иную охраняемуюзаконом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи сисполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь,часть и достоинство граждан.
Данная обязанность обусловлена положениями ст.23, 24 и 29Конституции РФ. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определёнФЗ от 21.06. 1993 г. «О государственной тайне». К работе с такимисведениями допускается государственный служащий, прошедший установленнуюпроцедуру.
Неправомерное разглашение таких сведений, профессиональной,служебной или коммерческой тайны, а также сведений, затрагивающих частнуюжизнь, честь и достоинство граждан, образует состав правонарушения, влекущийдисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовно-правовуюответственность. 6. Ограничения, связанные с государственной службой
Действующим законодательством установлены ограничения,связанные с государственной службой, которые имеют целью обеспечить служебнуюдисциплину и не допустить совмещения государственной службы с другими видамидеятельности. Согласно ст.11 ФЗ«Об основах государственной службы РФ»,государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
Государственный служащий не может также совмещать службу сфункциями депутата законодательного органа Российской Федерации и ей субъектовили местного самоуправления. Поэтому в случае избрания его депутатом на времявыполнения депутатских полномочий деятельность по службе приостанавливается.
Не допускается предпринимательская деятельностьгосударственного служащего, в том числе и через доверенных лиц. Он не вправетакже состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное непредусмотрено федеральным законом. На время прохождения государственной службыгосслужащий — участник коммерческой организации обязан передать принадлежащиеему акции (доли в уставном капитале) такой организации в доверительноеуправление под гарантию государства.
Государственный служащие не может выступать поверенным илипредставителем по делам третьих лиц в органе, в котором проходит его служба. Емузапрещается получать гонорары за публикации и выступления в качествегосударственного служащего, получать от третьих лиц вознаграждения, связанные сисполнением должностных обязанностей (в том числе после выхода на пенсию) либоза их счёт выезжать в служебные командировки.
Государственный служащий не вправе принимать участие взабастовках[7].Ему не позволительно использовать своё служебное положение в интересахполитических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений дляпропаганды отношения к ним. Также не допускается использовать в неслужебныхцелях средства материально-технического, финансового и информационногообеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
В соответствии с федеральным законом государственныйслужащий обязан представлять сведения о полученных доходах (и ином имуществе,принадлежащем ему на праве собственности), являющихся объектами налогообложения.7. Порядок прохождения судебным приставом-исполнителем государственнойслужбы
Согласно п.1 ст.21 ФЗ «Об основах государственнойслужбы РФ» право поступления на государственную службу имеют гражданеРоссийской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком,имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленнымзаконодательством для государственных служащих. Норма законодательства обисполнительном производстве, кроме того, устанавливают, что судебнымприставом-исполнителем может стать гражданин Российской Федерации, достигшийдвадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднеепрофессиональное образование, способный по своим деловым и личным качествам, атакже по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности[8].
При поступлении на службу гражданин сообщает о себесведения, которые необходимы для решения вопроса о соответствии требованиям,предъявляемым к государственному служащему (судебному приставу-исполнителю). Этисведения проверяются в установленном законом порядке.
Гражданин не может быть принят на государственную службу инаходится на государственной службе, а находящийся на государственной службеподлежит увольнению в случаях:
Признания его недееспособным или ограниченно дееспособнымрешением суда, вступившим в законную силу;
Лишения его права занимать государственные должности втечение определённого срока решением суда, вступившим в законную силу;
Наличия подтверждённого заключением медицинского учреждениязаболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
Отказа от прохождения процедуры оформления допуска ксведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, еслиисполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
Близкого родства или свойства (родители, супруги, братья,сёстры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если ихгосударственная служба связана с непосредственной подчинённостью илиподконтрольностью одного из них другому;
Наличия гражданства иностранного государства, за исключениемслучаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основемежгосударственными соглашениями;
Отказа от представления сведений, предусмотренных ст.12 ФЗ «Обосновах государственной службы РФ».
Замещение вакантной государственной должности можетосуществляться по конкурсу.
При поступлении гражданина на государственную службу с нимзаключается трудовой договор на неопределённый срок или на срок не более пятилет. Для гражданина, впервые принятого на государственную должность,устанавливается испытательный срок продолжительностью от трёх до шести месяцев.
Не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четырегода проводится аттестация государственного служащего, что позволяет определитьсоответствие государственного служащего занимаемой им должности или решитьвопрос о присвоении квалификационного разряда.
Государственная служба прекращается при увольнениигосударственного служащего, в том числе с связи с выходом на пенсию. Увольнениепо инициативе руководства возможно по следующим основаниям:
Достижение предельного возраста для замещениягосударственной должности (для должности судебного пристава-исполнителя онсоставляет 60 лет);
Прекращение гражданства Российской Федерации;
Несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных ФЗ «Обосновах государственной службы РФ»;
Разглашение сведений, составляющих государственную и инуюохраняемую законом тайну.  8. Специальный статус судебного пристава-исполнителя. Общие положения
Законодательство, определяющее особенности статуса судебногопристава-исполнителя и отличающие его от других государственных служащих,представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительногопроизводства. Такие нормы содержатся не только в актах, специально посвященныхэтим вопросам, — в первую очередь в Федеральных законах «Об исполнительномпроизводстве» и «О судебных приставах», но и в других актах, вкоторых названные нормы составляют лишь некоторую часть. К таковым относятся, вчастности, ГПК, Закон РСФСР «О судоустройстве», АПК, КоАП,Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов». Отдельные аспекты статусасудебного пристава-исполнителя определяют управленческие акты Министерстваюстиции Российской Федерации.
Государственная служба судебных приставов-исполнителейпроходит в органах юстиции субъектов РФ, точнее, в подразделениях судебныхприставов – районных, межрайонных или иных (соответствующихадминистративно-территориальному делению субъектов РФ). Система такихподразделений образует Службу судебных приставов.
Вышестоящими должностными лицами, осуществляющими контрольнад действиями судебного пристава-исполнителя, являются:
·          старший судебный пристав подразделения, в которомсостоит на службе судебный пристав-исполнитель,
·          главный судебный пристав субъекта РФ каквышестоящий руководитель подразделения судебных приставов,
·          главный пристав РФ, который соответственно своемууровню организует и контролирует работу всей службы судебных приставов.
Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит всвоевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов другихорганов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации ибюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям илив соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению вих пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполненияявляется наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных наисполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересовграждан и организаций.
Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватываетне все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях,предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требованиясудебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняютсяналоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых,названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актовдругих органов могут исполняться также и другими органами, организациями,должностными лицами и гражданами.
Не только Служба судебных приставов является единственнымполномочным органом принудительного исполнения, что является основнойособенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя. Привыполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступаеткак представитель исполнительной власти, требования и указания которогоявляются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций,должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особымправомочием – от имени государства применять меры принуждения к должнику, неисполняющему требование исполнительного листа или требования судебногопристава-исполнителя.
Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуетсяпризнаком территориальности. Исключение предусмотрено ст.11 Федерального закона«Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнительсовершает исполнительные действия на другой территории с согласиясоответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершенияисполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями илисудебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документдолжен быть принят теми, кому он направлен.
С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФдолжны разрешаться вопросы направления исполнительных документов длядальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставоводного субъекта РФ.
При возникновении необходимости перенести исполнение натерриторию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованиюглавных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях– по согласованию с Главным судебным приставом РФ. 9. Обязанности судебного пристава-исполнителя
В соответствии со своими функциями судебныйпристав-исполнитель наделяется следующими обязанностями:
Обязанность принимать на исполнение судебные акты и актыдругих органов, оценивать их законность.
Исполнительный документ от суда (или иного органа, еговыдавшего) либо от взыскателя принимается к исполнительному производству, еслине истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данныйдокумент соответствует требованиям ст.8 Федерального закона «Обисполнительном производстве».
В случае неясности требований, содержащихся в исполнительномдокументе, на основании которого совершаются исполнительные действия, судебныйпристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавшийисполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.
Обязанность возбуждать исполнительное производство.
Возбуждение исполнительного производства, как и большинствоиных действий судебного пристава-исполнителя, оформляется вынесениемсоответствующего постановления.
При вынесении постановления о возбуждении исполнительногопроизводства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направитьзапросы с целью получения необходимой информации об имущественном положениидолжника. Такие запросы направляются в соответствующие органы субъекта РФ, аименно:
·          в налоговые органы – об идентификационном номереналогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании иместе нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета,о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности, атакже в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документеюридическому адресу – о новом его адресе;
·          в Государственную инспекцию безопасности дорожногодвижения – о принадлежащем должнику автотранспорте;
·          в органы государственной регистрации недвижимости исделок с ней – о принадлежащем должнику недвижимом имуществе;
·          в регистрационную палату – для уточненияюридического адреса и организационно-правовой формы должника.
Копии направленных запросов являются материаламиисполнительного производства и в нем хранятся.
В процессе исполнения судебный пристав-исполнительвзаимодействует не только со сторонами исполнительного производства(взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором,осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительногопроизводства.
Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граждан идолжностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документамкак в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к местусовершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебныйпристав-исполнитель выносит постановление о его приводе[9]. Судебныйпристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачисправок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительномпроизводстве, о выполнении конкретных действий.
Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст.29, 31, и33 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обязанпредоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможностьознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Ондолжен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права иобязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебногопристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.
Судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если кэтому имеются основания, предусмотренные законом.
Приняв исполнительный документ и возбудив исполнительноепроизводство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы долженсоставить план дальнейших действий, согласовав его при необходимости со страшимсудебным приставом.
Обязанность совершать предусмотренные законодательствомисполнительные действия.
Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какиеисполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе ихсовершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должникомили ему принадлежащие, проводить их осмотр или их вскрытие, а на основанииопределения суда – совершать аналогичные действия в отношении помещений ихранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащим им.
Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать,передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключениемимущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иныеценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банкахили иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения, находящиеся вмуниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятогоимущества. Он может, с согласия собственника, использовать транспорт взыскателяили должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся насчет должника).
Периодические проверки работодателей на предмет правильностивзыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности ихперечисления взыскателям, а также ведение в этой части финансовой документации– одно из важных полномочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного,полного и правильного исполнения исполнительных документов судебныйпристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим висполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретныхисполнительных действий.
Объявление розыска должника, его имущества или розыскаребенка – одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя,поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориямдел, а объявление розыска имущества должника и ребенка не предусматривалосьвообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультативные видырозыска.
Судебный пристав-исполнитель по инициативе должника или пособственной инициативе может отложить осуществление исполнительных действий, ноне более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаютсясудом. К таким вопросам Федеральным законом «Об исполнительномпроизводстве» отнесены:
·          восстановление пропущенного срока и предъявленияисполнительного документа к исполнению (ст.16);
·          разъяснение судебного акта или акта другого органа,подлежащего толкованию (ст.17);
·          отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов иактов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст.18);
·          отложение исполнительных действий (ст. 19);
·          приостановление и прекращение исполнительногопроизводства (ст. 20-25).
Существенное значение имеет право судебногопристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершениеисполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольногоисполнения судебного решения взыскивать также исполнительский сбор. Взысканныесуммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по учетусредств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов.Однако распоряжение средствами, поступившими на указанный счет, осуществляетсястаршим судебным приставом.
Обязанность применять меры воздействия к недобросовестнымдолжникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическимлицам в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, неисполняющее требования исполнительного документа неимущественного характера.
Штраф может быть наложен также за невыполнение законныхтребований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполненииимеются признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вправевнести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц куголовной ответственности.
Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемыйстоль широкими полномочиями, с одной стороны, позволяет судебномуприставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершениюбольшинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственногоподхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдениязаконности.
В сегодняшнем законодательстве об исполнительномпроизводстве – законодательстве переходного периода в процессе построенияправового государства – самостоятельность судебного пристава-исполнителяограничена, поскольку многие вопросы исполнения разрешаются судом. Однаконакопленный опыт – как в практике исполнения, так и в судебном контроле заосуществлением исполнительных действий – позволяет утверждать, что уже сегоднярешение таких вопросов может быть передано судебным приставам-исполнителям.
10. Функции старшего судебного пристава  Функции старшегосудебного пристава, как следует из ст.10 Закона о судебных приставах,предполагают не только его организующую и контролирующую роль, как руководителяподразделения, но также осуществление им специальных и процессуальныхполномочий, предусмотренных законом.
Старший судебный пристав назначается на должность иосвобождается от должности Главным судебным приставом органа юстиции субъектаРоссийской Федерации. Он является руководителем подразделения судебныхприставов и несет предусмотренную законодательством ответственность задеятельность подчиненного ему подразделения. В случае временного отсутствиястаршего судебного пристава его обязанности, согласно приказу Главногосудебного пристава субъекта Российской Федерации, возлагаются на одного изсудебных приставов-исполнителей.
К организационно-контрольным полномочиям старшего судебногопристава относятся:
— руководство деятельностью подразделения;
— учет нагрузки сотрудников и распределение в связи с этимработы;
— контроль за исполнением подчиненными служебныхобязанностей;
— планирование работы подразделения;
— руководство работой канцелярии подразделения;
— учет и систематизация законодательства практики исполнениясудебных актов;
— организация ведения статистической, финансовой отчетности,материально-технического обеспечения подразделения;
— координация работы подразделения с другимиподразделениями, правоохранительными органами;
— контроль за исполнением сотрудниками правил внутреннеготрудового распорядка;
— прием посетителей, работа по заявлениям и жалобам;
— организация и контроль за повышением профессиональнойподготовки судебных приставов подразделения, подбор и расстановка кадров,создание кадрового резерва подразделения;
— анализ деятельности судебных приставов-исполнителей,сроков исполнения, обоснованности обжалования действий либо бездействиясудебного пристава-исполнителя, возврата исполнительных документов, соблюденияфинансовой дисциплины.
Данный перечень не является исчерпывающим, но охватываетосновные направления деятельности подразделения.
К специальным полномочиям старшего судебного приставаследует отнести организацию и контроль за деятельностью судебных приставовподразделения, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, в части:
• условий и пределов применения ими физической силы,специальных средств и огнестрельного оружия;
• выполнения распоряжений председателя суда (а также судьиили председательствующего в судебном заседании) о применении к физическим лицаммер процессуального принуждения, предусмотренных законом;
• обеспечения охраны зданий судов, находящихся там помещенийи поддержание общественного порядка;
• координации действий судебных приставов подразделения соспециализированными подразделениями органов внутренних дел по обеспечениюбезопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей,судебных приставов-исполнителей, а также с конвойной службой;
• прохождения ими специальной подготовки и периодическойпроверки на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы испециальных средств.
К специальным полномочиям старшего судебного приставаследует также отнести распоряжение текущим счетом по учету средств, поступающихво временное распоряжение подразделения судебных приставов и контроль заправильным расходованием денежных средств, находящихся на нем.
В рамках процессуальных полномочий старший судебный пристав:
• на личном приеме рассматривает и принимает к разрешениюжалобы и заявления, относящиеся к его компетенции;
• контролирует соблюдение сотрудниками подразделения сроков,предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета от 12 апреля 1968 г. (вредакции Указа от 4 марта 1980 г,)«О порядке рассмотрения предложений,заявлений и жалоб граждан».
В соответствии с процессуальными правомочиями,предусмотренными Законом об исполнительном производстве, старший судебныйпристав:
• дает письменное разрешение на совершение исполнительныхдействий судебным приставом-исполнителем в нерабочие дни и в ночное время (п.4ст.12);
• разрешает вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя(п.3 ст.43);
• утверждает направляемое в суд судебнымприставом-исполнителем заявление о взыскании с должника среднего заработкавзыскателя за время вынужденного прогула при невыполнении должником требованияо восстановлении на работе (ст.74).
Кроме того, он в соответствии с п.1 ст.26 названного Законаутверждает составленный судебным приставом-исполнителем акт о невозможностивзыскания в случаях:
• если невозможно установить адрес должника-организации илиместо жительства должника-гражданина, место нахождения должника либо получитьсведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей,находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитныхорганизациях (в тех случаях, когда розыск должника или его имущества непредусмотрен);
• если у должника отсутствуют имущество или доходы, накоторые может быть обращено взыскание, и принятые судебнымприставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имуществаили доходов оказались безрезультатными;
• если взыскатель отказался оставить за собой имуществодолжника, не проданное при исполнении исполнительного документа;
• если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствуетисполнению исполнительного документа.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве»предусматривает восемь случаев, когда постановление, вынесенное судебнымприставом-исполнителем, подлежит утверждению старшим судебным приставом, аименно:
1) о возвращении исполнительного документа взыскателю — еслиневозможно установить адрес должника-организации или место жительствадолжника-гражданина, место нахождение имущества должника либо получить сведенияо наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся насчетах и во вкладах или на хранении в банках либо иных кредитных организациях,за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества (п.3ст.26);
2) об объявлении розыска должника, его имущества или розыскаребенка-в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника поисполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненногоздоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смертикормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка (п.1 ст.28);
3) об отводе переводчика или специалиста — если они являютсяродственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих висполнительном производстве, либо заинтересованы в исходе исполнительногопроизводства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в ихбеспристрастности (п.4 ст.43). Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителяразрешается старшим судебным приставом;
4) о возвращении исполнительного документа в суд или вдругой орган, его выдавший, — в случае невозможности его исполнения (п.4 ст.73);
5) о взыскании расходов по совершению исполнительныхдействий — в случае отнесения их на счет федерального бюджета, а также овозмещении органу или лицу расходов по совершению исполнительных действий (п.4ст.84);
6) о наложении штрафа — в случае неисполнения безуважительных причин исполнительного документа, обязывающего должника совершитьопределенные действия или воздержаться от их совершения в установленныйсудебным приставом-исполнителем срок (п.4 ст.85);
7) о наложении штрафа — в случае невыполнения гражданами идолжностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя инарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве,утраты исполнительного документа либо несвоевременного его отправления,предоставления недостоверных сведений о доходах и об имущественном положениидолжника, несообщения должником об увольнении с работы, о новом месте работыили новом месте жительства (п.1 ст.87);
8) о приводе — в случае уклонения без уважительных причин отявки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершенияисполнительных действий.
Заключение
В заключение нужно отметить, что Федеральные законы «Обисполнительном производстве» и «О судебных приставах» являютсязначительным шагом вперёд в развитии исполнительного законодательства истановлении гражданского исполнительного права. Постепенное ихсовершенствование с учётом юридической практики, прежде всего судебной,позволит разрешить поставленные здесь и многие другие вопросы, более полнозащищать права и интересы участников гражданского оборота, гарантируя ихюридическую безопасность.
Кроме того, необходимо учитывать, что Российское право,включая исполнительское законодательство, бессильно решить проблемы, которыеносят в основном экономический характер и порождены дефектами экономического иполитического механизма власти в государстве. Поэтому, с одной стороны, неследует ожидать, что новые правовые решения дадут какой-либо существенныйрезультат без улучшения общей экономической ситуации, достижения политическойстабильности, до тех пор, пока крупнейший должник в современном гражданскомобороте – само российское государство, не исполнит принятые на себяобязательства либо прекратит брать на себя то, что не в состоянии выполнить. Сдругой стороны, задачи системы исполнения – обеспечивать неотвратимостьимущественной и иной ответственности должника в гражданском обороте, безкоторой невозможно решение значительной части экономических проблем современнойРоссии.
Список использованной литературы
1.        Конституция Российской Федерации 12.12. 1993.
2.        Гражданско-процессуальный кодекс РФ, М., 2003.
3.        Кодекс об административных правонарушениях РФ, М., 1998.
4.        Закон РСФСР от 08.07. 1981 г. N 976 «О судоустройстве».
5.        Закон РФ от 21.07. 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне».
6.        Федеральный закон РФ от 25.01. 1995г. № 24-ФЗ «Об информации,информатизации и защите информации».
7.        Федеральный закон от 20.04. 1995 г. N 45-ФЗ «Огосударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов».
8.        Федеральный закон РФ от 31.07. 1995 г. «Об основах государственнойслужбы Российской Федерации».
9.        Федеральный закон РФ от 21.07. 1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах».
10.     Федеральный закон РФ от 21.07. 1997г. №118-ФЗ «Об исполнительномпроизводстве».
11.     Перечень государственных должностей федеральной государственной службы,утв. Указом Президента РФ от 03.09. 1997 г. (с изменениями от 28.04. 1998 г).
12.     Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04. 1968 г. (в части, непротиворечащей Конституции РФ)