Совершенствование организационно-правового статуса главы администрации муниципального образования

Содержание
Введение
1. Глава местнойадминистрации: правовой статус
1.1 Правовой статус главыадминистрации муниципального образования
1.2 Нормативно-правовоерегулирование деятельности главы администрации муниципального образования
2. Организационныймеханизм приобретения и утраты правового статуса главы администрациимуниципального образования (на примере Новоивановского муниципальногообразования)
3. Предложения посовершенствованию организационно-правового статуса главы администрациимуниципального образования
Заключение
Библиографический список

Введение
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционногостроя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всейтерритории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществлениянародом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленныхфедеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельноеи под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органыместного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересовнаселения с учетом исторических и иных местных традиций[1].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесзначительные изменения в статус главы местной администрации.
Систему органов местного самоуправления составляетпредставительный орган муниципального образования, местная администрация, главамуниципального образования, контрольный орган муниципального образования.Уставом муниципального образования может быть предусмотрено формирование иныхорганов местного самоуправления.
Одним из несомненных плюсов Федерального закона от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» является введение в федеральную правовую лексику понятияисполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местнойадминистрации).
Наличие исполнительных органов местного самоуправления в периодпроведения реформ в любом государстве, в том числе в России, приобретаетважнейшее значение. В системе местного самоуправления, равно как и вгосударстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать ихисполнение. Исполнительные органы как раз и являются тем звеном цепи, накоторое возложена задача по обеспечению выполнения принятых решений.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,закрепляя обязательность создания исполнительно-распорядительных органовместного самоуправления «местных администраций» наряду с представительнымиорганами местного самоуправления и главой муниципального образования[2].
Местная администрация создается в муниципальном образовании в томили ином виде обязательно. В самом названии данного органа заложена егофункциональная направленность, делающая затруднительным определение объема егополномочий, поскольку к ним должны быть отнесены все полномочия, связанные сполнокровным развитием муниципального образования как социального организма.
Важнейшим элементом в структуре местной администрации являетсяруководящее звено: глава местной администрации.
В этой связи, целью выпускной работы является анализорганизационно-правового статуса главы местной администрации. Для достиженияданной цели были поставлены следующие задачи:
1) исследование понятия правового статуса главы местнойадминистрации;
2) анализ нормативно-правового регулирования деятельности главыместной администрации;
3) выделение и анализ прав и обязанностей главы местной администрации;
4) внесение предложений по совершенствованиюорганизационно-правового статуса главы местной администрации.
При написании данной работы использовались следующие нормативныеакты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Устав Новоивановского муниципального образования Калининского района, Положениеоб администрации Новоивановского муниципального образования, Регламент Советадепутатов.

1. Глава местной администрации: правовой статус
 
1.1 Правовой статус главы администрации муниципального образования
Глава местной администрации – глава муниципального образованиялибо лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатамконкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемыйуставом муниципального образования.[3]
Ключевая роль в построении системы стратегического управлениямуниципальным образованием, а также в самом процессе стратегическогоуправления, несомненно, должна принадлежать администрации муниципальногообразования. Ею должны быть реализованы функции координации и методическогосопровождения процесса управления развитием территории (стратегическогоуправления муниципальным образованием). Однако большинство современныхмуниципальных администраций не могут осуществлять указанные функции: нет ниспециальных подразделений, ни людей, способных выполнять соответствующуюработу. Поэтому построение системы стратегического управления предполагаетвнесение изменений в структуру и систему управления администрации. Это являетсяследствием расширения осуществляемых ею функций и необходимости по-новомуорганизовывать работу в современных условиях.
Структура местной администрации представляет собой сложноеорганизационно-функциональное единство, поскольку деятельность местнойадминистрации связана с непосредственным выполнением вопросов местногозначения, для чего требуется привлечение значительного числа служащих,работников, обладающих специальными познаниями, опытом и навыками, поэтомуструктура местной администрации должна способствовать наиболее эффективномуосуществлению местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Структура местной администрации утверждается представительныморганом муниципального образования по представлению главы местнойадминистрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые,функциональные, территориальные, вспомогательные органы местной администрации,они наделяются специальными полномочиями в определенной отрасли или сферемуниципального хозяйства.
Местная администрация является исполнительно-распорядительныморганом муниципального образования и наделяется уставом муниципальногообразования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиямидля осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органамместного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РоссийскойФедерации[4].
Слова «исполнительно-распорядительный орган» означают, чтоадминистрация является исполнительным органом при выполнении решений населения,представительного органа местного самоуправления, а также при осуществленииотдельных государственных полномочий и решений, принятых органамигосударственной власти в пределах их компетенции.
Распорядительным в пределах своей компетенции органом администрацияявляется в отношениях с нижестоящими органами местного самоуправленияпредприятиями, учреждениями, организациями и гражданами муниципальногообразования глава местной администрации не вправе заниматьсяпредпринимательской деятельностью, за исключением педагогической, научной идругой творческой деятельности.
Закон 2003 года устанавливает, что возглавлять исполнительныйорган – местную администрацию будет: глава муниципального образования(избранный населением непосредственно); глава администрации муниципальногообразования (должностное лицо, назначаемое на должность по контракту).
Деятельность на основе контракта представляет собой так называемуюмоноцентристскую (или моносубъектную) модель управления на муниципальном уровне.Эта модель предусматривает, что глава администрации муниципального образования –муниципальное должностное лицо, назначаемое на должность по контракту на основерезультатов конкурса и обладающее:
а) исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросовместного значения;
б) возможность (при условии наделения его федеральным законом илизаконом субъекта РФ) осуществлять администрацию городского округа илимуниципального района.
Глава местной администрации самостоятельно решает следующиевопросы:
а) непосредственно руководит органами и структурнымиподразделениями местной администрации;
б) издаёт распоряжения по вопросам организации работы местнойадминистрации;
в) определяет структуру местной администрации;
г) определяет штаты и численность местной администрации;
д) несёт персональную ответственность за деятельность местной администрации.[5]
Глава администрации обладает следующими полномочиями:
1) формирует местную администрацию и руководит ее деятельностью;
2) от имени администрации поселения приобретает и осуществляетимущественные и иные права и обязанности, заключает договоры в пределах своейкомпетенции, выступает в суде без доверенности;
3) издает в пределах своих полномочии постановления ираспоряжения;
4) разрабатывает и представляет на утверждение Совета структуруместной администрации, формирует штат администрации в пределах, утвержденных вбюджете поселения средств на содержание администрации;
5) вносит на утверждение Совета проект местного бюджета, измененияв него и отчет о его исполнении;
6) организует составление проекта местного бюджета и исполнениеместного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
7) вносит на рассмотрение Совета проекты решений Совета о введенииили отмене местных налогов и сборов, а также иных правовых актов,предусматривающих расходы за счет средств местного бюджета;
8) представляет на утверждение Совета планы и программысоциально-экономического развития поселения, отчеты об их исполнении;
9) организует и обеспечивает исполнение полномочий местнойадминистрации по решению вопросов местного значения, а также отдельныхгосударственных полномочий, переданных федеральными законами, законамиСаратовской области;
10) вправе вносить предложения о созыве внеочередных заседанииСовета, предлагать вопросы в повестку дня заседаний Совета;
11) организует выполнение правовых актов Совета в рамках своихполномочий;
12) утверждает положение о структурных подразделениях администрации,не обладающими правами юридического лица;
13) назначает на должность и освобождает от должности работниковадминистрации, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения идисциплинарных взысканий;
14) иными полномочиями в соответствии с федеральными законами, законамиСаратовской области, настоящим Уставом и решениями Совета[6].
Глава администрации поселения ежегодно отчитывается перед жителямипоселения и Советом о своей работе. Глава администрации обладает всем объёмомправ по реализации возложенных на администрацию функций, в том числеполномочий, которыми наделены заместитель и специалисты администрации, являетсяпредставитель нанимателя, осуществляющим полномочия нанимателя от именимуниципального образования.
В соответствии с Законом 2003 года полномочия главы администрациипоселения, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:
а) смерти;
б) отставки по собственному желанию;
в) расторжения контракта в соответствии с Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
г) отрешения от должности в соответствии с Федеральным Законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
д)       признания судом недееспособным или ограниченнодееспособным;
е)  признания судом безвестно отсутствующим или объявленияумершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительногоприговора суда;
з) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное местожительства;
и) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращениягражданства иностранного государства участника международного договораРоссийской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеетправо быть избранным в органы местного самоуправления;
к)       призыва на военную службу или направления на заменяющуюее альтернативную гражданскую службу.
В соответствии с действующим законодательством с главойадминистрации поселения может быть расторгнут по соглашению сторон или всудебном порядке на основании заявления:
– Совета или главы поселения в связи с нарушением условийконтракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;
– Губернатора Саратовской области – в связи с нарушениемусловий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственныхполномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами изаконами Саратовской области;
– главы администрации поселения – в связи с нарушениемусловий контракта органами местного самоуправления и (или) органамигосударственной власти Саратовской области.
В случае временного отсутствия главы администрации поселения (всвязи с болезнью или отпуском), а также досрочного прекращения полномочий главыместной администрации его полномочия осуществляет заместитель главыадминистрации поселения.
Более подробно остановимся на правах и обязанностях главыадминистрации муниципального образования, как организационный механизмприобретения правового статуса главы администрации муниципального образования,которые регламентированы действующим законодательством, Уставом муниципальногообразования и контрактом.
Глава администрации имеет право:
1) самостоятельно решать все вопросы деятельности администрациимуниципального образования (далее по тексту Администрация), отнесенные к егокомпетенции Уставом муниципального образования, действующим законодательством;
2) действовать от имени администрации без доверенности ипредставлять ее интересы в органах государственной власти, органах местногосамоуправления, судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, а такжево всех других органах и организациях в рамках своей компетенции;
3) заключать договоры, в том числе трудовые в пределахустановленных действующим законодательством и Уставом муниципальногообразования, выдавать доверенности и совершать иные юридические и фактическиедействия, связанные с исполнением своих должностных обязанностей;
4) издавать постановления и распоряжения в пределах своих полномочий;
5) от имени администрации вести переписку по вопросам своейкомпетенции;
6) самостоятельно решать вопросы организации деятельностиструктурных подразделений администрации и ее органов в пределах компетенции,осуществляет общее руководство деятельностью структурных подразделенийадминистрации и ее органов, муниципальных учреждений, частично или полностьюфинансируемых из средств муниципального бюджета;
7) требовать от подчиненных ему сотрудников безусловногособлюдения требований трудовой и производственной дисциплины и при наличии втом оснований и необходимости применять меры поощрения и наказания;
8) открывать в банках расчетные и иные счета;
9) разрабатывать и утверждать штатное расписание администрации иее органов;
10) в соответствии с трудовым законодательством осуществлять приеми увольнение сотрудников администрации;
11) распределять обязанности между работниками администрации.Утверждать положения о структурных подразделениях администрации;
12) проходить за счет средств муниципального бюджета профессиональнуюпереподготовку;
13) выполнять иные исполнительно-распорядительные функции, непротиворечащие законодательству и Уставу муниципального образования[7].
Глава администрации обязан:
1. Осуществлять надлежащее руководство Администрацией, соблюдаяпри исполнении своих должностных обязанностей Конституцию Российской Федерации,законодательство Российской Федерации и Саратовской области, Устав Калининскогомуниципального района, Устав Новоивановского муниципального образования,муниципальные правовые акты Калининского муниципального района, Новоивановскогомуниципального образования, настоящий контракт;
2. Организовывать и обеспечивать исполнение законодательстваРоссийской Федерации, Саратовской области, муниципальных правовых актов впределах своих полномочий;
3. Организовывать эффективное взаимодействие органов и структурныхподразделений администрации;
4. Обеспечивать надлежащее и эффективное использованиемуниципального имущества и его сохранность в пределах своей компетенции;
5. Обеспечивать рациональное расходование муниципальных средств, врамках своей компетенции, в том числе фонда оплаты труда администрации;
6. В установленном порядке отчитываться перед населением и Советоммуниципального образования;
7. Организовывать проведение мероприятий по мобилизационнойподготовке в соответствии с действующим законодательством;
8. Добросовестно исполнять свои полномочия и исполнять другиеобязанности, предусмотренные действующим законодательством.
Глава администрации не вправе:
1. Заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемойдеятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческойдеятельностью;
2. Использовать в неслужебных целях средстваматериально-технического, финансового и информационного обеспечения, другоемуниципальное имущество и служебную информацию;
3. Получать гонорары за публикацию и выступления в качестве главыадминистрации;
4. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения(подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением имдолжностных обязанностей;
5. Выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц,за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе подоговоренности органов местного самоуправления с органами местногосамоуправления других муниципальных образований, а также с органамигосударственной власти и органами местного самоуправления иностранныхгосударств, международными и иностранными организациями;
6. Принимать участие в забастовках;
7. Использовать свое служебное положение в интересах политическихпартий, общественных, в том числе религиозных объединений.
Таким образом, статус главы администрации представляет собойкомплекс прав и обязанностей, закрепленных за должностью главы администрации. Организационно-правовойстатус подразумевает такие процедуры, как получение и прекращение полномочийглавы администрации

1.2Нормативно-правовое регулирование деятельности главы администрациимуниципального образования
Федеральнымзаконом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» определена система муниципальныхактов:
1) Уставмуниципального образования;
2) Правовыеакты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иныеправовые акты представительного органа муниципального образования;
3) Правовыеакты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главыместной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования[8].
Нормативно-правовыеакты, издаваемые администрацией не должны противоречить действующемузаконодательству.
Глава администрации поселения в пределах своих полномочий,установленных федеральными законами, законами области и настоящим Уставом инормативными правовыми актами Совета, издает постановления по вопросам местногозначения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственныхполномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами изаконами Саратовской области, а также распоряжения по вопросам организацииработы местной администрации.
Правовые акты главы администрации поселения нормативного характераоформляются постановлениями, ненормативного характера распоряжениями. Нормативныеправовые акты главы администрации поселения, принятые в пределах егокомпетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территориипоселения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ихорганизационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатамиСовета, главой поселения, главой администрации поселения, органамитерриториального общественного самоуправления, инициативными группами граждан впорядке правотворческой инициативы.
Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень иформа прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актоморгана местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления,на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке,установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативныхправовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах исборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действиеможет быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими(издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части,регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельныхгосударственных полномочий, переданных им федеральными законами и законамисубъектов РФ, – уполномоченными органом государственной власти РФ.
Правовой акт главы администрации поселения утрачивает силу вслучаях:
а) истечения срока его действия;
б) отмены его главой администрации поселения;
в) признания его в судебном порядке не соответствующем законодательству;
г) отмены правового акта в части, регулирующей осуществлениеотдельных государственных полномочий, уполномоченным органом государственнойвласти.[9]
Глава администрации муниципального образования распределяетобязанности между специалистами администрации и предоставляет им своим приказомсоответствующие полномочия, возглавляет соответствующими приказами назаместителя главы муниципального образования исполнение обязанностей главымуниципального образования на период его временного отсутствия, в связи сболезнью, отпуском или командировкой.
Глава администрации муниципального образования предоставляет внеобходимых случаях специалистам полномочия предоставлять администрацию вотношения с государственными органами, органами местного самоуправления, сдругими организациями и гражданами, а также выдает доверенности на подписаниеот имени администрации договоров и других гражданско-правовых документов.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»органы местного самоуправления выступают как юридические лица. В этой связи от именимуниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иныеправа и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местнойадминистрации, другие лица местного самоуправления в соответствии с уставоммуниципального образования, а также органы местного самоуправления, которые в соответствиис настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяютсяправами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемымидля осуществления управленческих функций, и подлежат государственнойрегистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом[10].
Представительный орган муниципального образования и местнаяадминистрация как юридические лица действуют на основании общих для организацийданного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии сФедеральным законом от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях»применительно к учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местногосамоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципальногообразования и решение о создании соответствующего органа местногосамоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниямидля государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридическихлиц являются:
а) для представительного органа муниципального образования – протоколзаседания представительного органа муниципального образования, содержащийрешение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
б) для иных органов местного самоуправления – решение представительногооргана муниципального образования об учреждении соответствующего органаместного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрациив качестве юридических лиц являются решение представительного органамуниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждениеположения о нем этим представительным органом муниципального образования.
Таким образом правовой статус главы администрации муниципальногообразования впервые закрепляет на федеральном уровне, впоследствии ондетализируется и конкретизирует деятельность главы в соответствии снормативными правовыми актами.

2. Организационный механизм приобретения и утраты правовогостатуса главы администрации муниципального образования (на примере Новоивановскогомуниципального образования)
Свои функции местная администрация осуществляет двумя основнымиспособами: правовым и организационным.
Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актовпо вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа местногосамоуправления.
Организационный способ предполагает организацию работы по выполнениюрешений представительного органа местного самоуправления собственных решений идругих нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов[11].
Местной администрацией руководит на принципах единоначалия главаместной администрации, которым является глава муниципального образования, либолицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту,заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срокполномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаютсяпредставительным органом поселения в части, касающейся осуществления полномочийпо решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации вчасти, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий,переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местнойадминистрации устанавливается представительным органом муниципальногообразования и предусматривает:
1) претендентов на должность;
2) конкурсную комиссию, численность которой устанавливаетсяпредставительным органом муниципального образования состоящую:
а)       2/3 членов, назначаемых представительным органом муниципальногообразования;
б)      1/3 членов, назначаемых представительным (законодательным)органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностноголица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта РФ)[12].
Теоретически представительные органы и органы государственнойвласти субъектов РФ могут назначать кандидатуры, не входящие в состав этихорганов, такое правило не устанавливается Федеральным законом от 6 октября 2003 г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»
3) представительный орган муниципального образования;
4) представительный (законодательный) орган государственной властисубъекта РФ;
5) главу муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования в процессеформирования местной администрации и назначения главы администрации вправе:
1) утверждать условия контракта для главы администрациимуниципального образования в части, касающейся осуществления полномочий порешению вопросов местного значения;
2) вносить в устав муниципального образования положения,устанавливающие дополнительные требования к кандидатам на должность главыадминистрации;
3) устанавливать порядок проведения конкурса на замещение указаннойдолжности, содержащий публикуемые в средствах массовой информации условияконкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения, проект контракта.Опубликование условий происходит не позднее 20 дней до дня проведения конкурса;
4) назначать 2/3 членов конкурсной комиссии;
5) назначать главу администрации из числа кандидатов,представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
6) утверждать по представлению главы администрации структуруместной администрации.
Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляетв конкурсную комиссию, в сроки, указанные в объявлении конкурсной комиссии,следующие документы:
а) личное заявление;
б) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документпредъявляется лично по прибытии на конкурс);
в) документы, подтверждающие профессиональное образование, стаж работыи квалификацию:
–   копиютрудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную)деятельность гражданина;
–   копиюдокументов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина – одополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени,ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы(службы);
г) собственноручно заполненную и подписанную анкету, фотографию;
д) медицинскую справку формы №86.[13]
Представленные гражданином сведения подлежат проверке. Несвоевременноеили неполное представление документов является основанием для отказа гражданинув приеме документов для участия в конкурсе.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципальногообразования, осуществляющим руководство представительным органом местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»упорядочил общие принципы процедуры заключения контракта с главой администрации[14].
Представительный орган муниципального образования в процессеназначения главы администрации утверждает условия контракта для главыадминистрации муниципального образования в части, касающейся осуществленияполномочий по решению вопросов местного значения.
В контракте прописаны основные права и обязанности главыадминистрации, работодателя, оплата труда и социальные гарантии, рабочее времяи время отдыха, срок действия контракта, прекращение действий контракта,заключительные положения.
Кроме прав, обязанностей и ограничений по службе Федеральным закономот 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» предусмотрена ответственность главыместной администрации перед государством:
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главымуниципального образования или главы местной администрации в случае:
а) издания указанным должностным лицом местного самоуправлениянормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации,федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу),законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, еслитакие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо втечение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иногопредусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мерпо исполнению решения суда;
б) совершения указанным должностным лицом местного самоуправлениядействий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативногохарактера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозуединству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасностиРоссийской Федерации и ее обороноспособности, единству правового иэкономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходованиесубвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации,если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо неприняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
2. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъектаРоссийской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении отдолжности главы муниципального образования или главы местной администрации, неможет быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решениясуда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шестьмесяцев со дня вступления в силу этого решения суда.
3. Глава муниципального образования или глава местнойадминистрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РоссийскойФедерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной властисубъекта Российской Федерации) был издан правовой акт об отрешении отдолжности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение10 дней со дня его официального опубликования[15].
Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чемчерез 10 дней со дня ее подачи.
Таким образом, в настоящее время механизм отрешения от должностиглавы местной администрации сложен с точки зрения проведения самой процедуры,так и сроков её исполнения.

3. Предложения по совершенствованию организационно-правового статусаглавы администрации муниципального образования
Главная цель Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»приблизить власть к населению, упростить механизм предоставления емумуниципальных услуг, сделать их максимально доступными для людей, а этовозможно только в том случае, если за каждым уровнем власти закрепляется строгоопределенный перечень полномочий и достаточные для их исполнения доходные источники.
Многие граждане продолжают относиться к местной власти как к«исполкому». Муниципалитет – это место, где, по мнению обывателей, должнырешаться все их основные вопросы: выдача справок, рассмотрение жалоб по любойпроблеме, регистрация документов и т.д. Таким образом, людьми не всегдавоспринимается разграничение полномочий между уровнями публичной власти, ониполагают, что каждый уровень власти должен заниматься всем и решать все подконтролем вышестоящего, только применительно к разному масштабу территории инаселения.
Традиционными особенностями российского общественного сознанияявляются противопоставление власти и населения, недооценка возможности иограниченность стремления влиять на власть и участвовать в принятии ею решений,высокий уровень иждивенческих настроений. Особенно сильны подобныемировоззренческие установки в провинции – малых городах, рабочих поселках,сельской местности, т.е. именно в тех территориях, которые оказались охваченымуниципальной реформой последних лет.
Как показывает практика, местный уровень власти это самый короткийи прямой путь к решению насущных, жизненно важных для современного человекапроблем. Эффективность власти люди оценивают по элементарным, понятным длякаждого, критериям тепло в домах, освещенность улиц, качество дорог,транспортное обеспечение и т.п. Эти вопросы рациональнее решать с учетом мнениянаселения в местах непосредственного проживания граждан в городах, поселках,селах, хуторах. Именно поэтому одним из приоритетных направленийгосударственной политики России является развитие местного самоуправления,налаживание постоянного и всестороннего взаимодействия муниципальных органов инаселения.
Во всех своих проблемах и трудностях население винит местнуювласть и, в первую очередь, главу администрации.
Важнейшим фактором развития местного самоуправления становитсямаксимальное включение в процесс управления территорий непосредственнонаселения муниципальных образований. Прослеживается четкая связь между степеньюмуниципальной активности жителей и ресурсными возможностями местной власти.Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит вплоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов.Действия в этом направлении – первое и главное условие повышения уровня и качестванародного представительства во власти.
Для того чтобы цели нового этапа муниципальной реформы былидостигнуты, всем уровням власти необходимо приложить серьезные усилия внаправлении укрепления организационно-правовых и экономических основ местногосамоуправления, а именно местной администрации сельского населения.
Для того чтобы конституционное право населения на осуществлениеместного самоуправления получило свое реальное воплощение необходимо:
1. Донесение до людей объективных сведений о возможностях местногосамоуправления в самых разных рамках – от образовательных учреждений до средствмассовой информации.
2. Наличие организационных структур, создаваемых населением длярешения местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции,сходы) и реальной зависимости от населения создаваемых им органов(необходимость создания территориальных органов местного самоуправления).
3. Проведение собрания актива, в поселениях, не реже 1 раза вквартал.
4. Наличие экономических основ для обеспечения реальнойсамостоятельности населения и создаваемых им органов.
5. Повышение политической культуры населения муниципальногообразования, приобщение людей к процессу управления местными делами.
В организациях местного самоуправления работает много специалистовс большим опытом работы в своих сферах, но воспитанных в старых традицияхадминистративно-командной системы. Они не воспринимают собственную деятельностьи используют в своей работе подходы, характерные для управления хозяйственнымиструктурами или структурами государственного управления. Причины такогоположения дел – это, прежде всего недолгая история муниципального управления вРоссии и несовершенная система подготовки, переподготовки и повышенияквалификации муниципальных кадров. Требования к уровню знаний, умений и навыковмуниципальной службы – зависит от занимаемой должности и выполняемых функций.Найти подходящих кандидатов, соответствующих всем квалификационным требованиямв сельской местности, проблематично. В целом текучесть кадров минимальна,преобладают работники зрелого возраста. Заработная плата небольшая и поэтомуостро ощущается нехватка высококвалифицированных молодых специалистов в областимуниципального управления.
В этой связи имеется ряд предложений по совершенствованию организационногостатуса органов местного самоуправления – главы местной администрациинепосредственно, путем:
1. Кардинального повышения квалификации муниципальных служащих, вэтом плане продолжить тесное сотрудничество с ПАГС имени П.А. Столыпина повопросам непрерывного обучения сотрудников администрации Новоивановскогомуниципального образования, Калининского муниципального района, с цельюпостоянного профессионального совершенствования в вопросах управлениямуниципальным образованием.
2. Самостоятельного решения вопросов повышения мотивациисотрудников администрации посредством как материального вознаграждения, так и созданияморального климата для эффективной работы. Для достижения этой цели повыситьуровень экономической самостоятельности муниципального образования,стимулировать малый бизнес и инвестиционную деятельность органов местногосамоуправления.
3. Обратиться с инициативой о внесении поправки в Федеральныйзакон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РоссийскойФедерации» о смягчения квалификационных требований, необходимых для замещениядолжности главы администрации, для достижения позитивного эффекта решениякадровой проблемы. Если будут внесены поправки, то можно будет проводитьполноценный конкурс.
Однако до сих пор существуют проблемы в сфере правовогообеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальныеобразования страдают недостатком финансовых средств, не завершен процессформирования муниципальной собственности, не решен вопрос с муниципальнымиземлями.
Местную власть критикуют за то, что в решении вопросовжизнеобеспечения, органы местного самоуправления проявляют пассивность, однаково многом это происходит не по вине администрации поселения, а из-за сложнойнеэффективной системы управления, в которой они вынуждены работать. У главыадминистрации нет финансовой возможности для решения этих проблемных вопросов. Углавы администрации нет прав – только обязанности, нет административных рычаговвоздействия (не может составлять административные протоколы).
Глава местной администрации не в праве заниматься предпринимательской,а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научнойи иной творческой деятельностью. При применении данной нормы следует иметь ввиду, что в соответствии с действующим законодательством педагогическаядеятельность может осуществляться:
1) в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
2) в виде сотрудничества с образовательными учреждениями наконтрактной основе в формах, предусмотренных уставами данных учреждений.
Поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельностьрассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственнойрегистрации, глава местной администрации может заниматься преподавательскойдеятельностью только в виде сотрудничества с образовательными учреждениями.
Но в данной статье закона не говорится в какой временнойпромежуток глава местной администрации имеет право вести такого родадеятельность. Возможно ли это делать во время рабочего дня, или данный вид деятельностидолжен быть выведен за рамки рабочего времени. Глава местной администрации, ведущийпедагогическую деятельность в основное рабочее время не имеет возможностивыполнять возложенные полномочия качественно и в полном объеме.
Несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги и тенденции в развитииместного самоуправления, потребуется еще немало усилий, чтобы окончательноурегулировать остающиеся противоречия. Для этого необходимо:
1. Формирование эффективной структуры муниципальных органов всоответствии с перечнем полномочий, возлагаемых на каждый уровень местногосамоуправления.
2. Исполнение местного бюджета в необходимом размере, дающимвозможность исполнения переданных полномочий.
3. Внести дополнение в статью 37 Федерального закона от 6 октября2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» №131-ФЗ с указанием временного промежутка для ведения индивидуальнойпедагогической деятельности.
4. Четкое определение местных полномочий и исполнениегосударственных полномочий, требующих отдельного государственногофинансирования и пределов вмешательства государства в сферы деятельностиорганов местного самоуправления.
5. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях для наделения главы местной администрацииполномочиями по составлению протоколов.
В целях эффективного управления процессами экономического исоциального развития муниципального образования принцип приоритетапредставительного органа в системе местного самоуправления должен дополнятьсяпринципом взаимодействия представительного органа с исполнительным органоммуниципального образования. Основы такого взаимодействия могут включать право:
1) главы местной администрации обратиться в представительный органс предложением о внесении изменений и (или) дополнений в принятые ими правовыеакты, либо об их отмене;
2) присутствовать на заседаниях представительного органа и егоорганов с правом совещательного голоса руководителей органов местнойадминистрации или лиц, уполномоченных указанными руководителями.
Механизмом воздействия на противоправные или иные ошибочныерешения и действия представительных органов могла бы стать система сдерживанияи противовесов со стороны главы местной администрации. Например, глава местнойадминистрации был бы в праве опротестовать решение представительного органа, адресованноеместной администрации, если это решение было недостаточно обеспеченофинансовыми, материально-техническими и организационными средствами. Такоевзаимодействие двух ветвей власти послужило бы эффективному развитиюмуниципального образования в интересах его населения.
Для сельских поселений (как правило, малочисленных) Федеральныйзакон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможностьсовмещения функций главы муниципального образования, главыисполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органамуниципального образования, что позволяет сэкономить средства местного бюджета.
Практика показывает, что такое совмещение – повышает престиж главымуниципального образования. Депутаты представительных органов не желаютработать на безвозмездной основе. Он влияет на принятие решений напрямую.Контакт с депутатами повышается.

Заключение
Органы местного самоуправления на территории Новоивановского сельскогопоселения созданы для решения вопросов местного значения, организационно – правовойстатус местной администрации, главы местной администрации определены вмуниципальных правовых актах.
Местная администрация сельского поселения – это низшее звеноорганов местного самоуправления, которое непосредственно взаимодействует иконтактирует с жителями проживающих на территории поселения и напрямую связаныс проблемными вопросами, касающиеся жизнеобеспечения граждан.
Администрация поселения ежегодно отчитывается перед населениемпоселения о проделанной работе за год и, к сожалению, активность населения насобрания очень низкая. Ежегодно прослеживаются одни и те же вопросы: это ремонтвнутри поселковых дорог и очистка их от снега в зимний период, ремонтводопроводных сетей и надлежащее водоснабжение жителей питьевой водой и другиежизненно важные вопросы.
Администрация не в состоянии решать эти вопросы из-за отсутствияденежных средств, так как своего бюджета в настоящее время не имеется. Причёмвопросы не решаются длительное время, отсюда недоверие жителей к органамвласти, падение авторитета органов местного самоуправления, непосредственносельской администрации, перед населением.
Закон передает представительному органу большие полномочия, в томчисле право определять главу администрации на конкурсной основе, заключать сним договор, контролировать его деятельность и в случае необходимостирасторгать контракт. Но приоритет представительного органа в системе местногосамоуправления должен дополняться принципом взаимодействия представительногооргана с исполнительным органом муниципального образования в целях эффективногоуправления процессами экономического и социального развития муниципального образованияи в интересах его населения.
Новая модель местного самоуправления при всем многообразиитерриториальных и организационных форм осуществления местного самоуправленияпредставляет единую систему местной власти и составляет одну из основконституционного строя Российской Федерации.
Проводимые в стране преобразования дадут российскому обществудополнительные стимулы и новые возможности для того, чтобы максимальноприблизится к этой цели.

Библиографический список
1.   КонституцияРоссийской Федерации М., 1993.
2.   Федеральныйзакон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местногосамоуправления» Российская газета 8 октября 2003.
3.   УставНовоивановского муниципального образования Калининского муниципального районаСаратовской области.
4.   Положениеоб администрации Новоивановского муниципального образования Калининскогомуниципального района Саратовской области.
5.   Регламентработы администрации Новоивановского муниципального образования Калининскогомуниципального района Саратовской области.
6.   Барышкова К.В.,Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципальногосамоуправления России Учебное пособие М., 2008.
7.   Дмитриев Ю.А.,Комарова В.В., Пылин В.В. Муниципальное право Ростов н/Д, 2007.
8.   Игнатов В.Г.,Бутов В.И. Местное самоуправление Российская практика и зарубежныйопыт Ростов н/Д., 2007.
9.   Кокотов А.Н. Муниципальноеправо России М., 2006.
10. Муниципальная кадроваяполитика М., 2003.
11. Назаров И.В. Муниципальноеправо Ростов н/Д, 2007.
12. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основыорганизации муниципального управления М., 2009.
13. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарийк Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в РоссийскойФедерации» М., 2008.
14. Подсумкова А.А. Муниципальноеуправление: словарь-справочник С., 2009.
15. Прусаков Ю.М., Нифанов А.Н. Местноесамоуправление России Ростов н/Д., 2003.