Крымский альбом В. А. Жуковского

Крымский альбом В. А. Жуковского

А. Коробочко

В
1838 году в библиотеку Зимнего дворца поступил альбом рисунков с видами Крыма.

Со
временем о нем забыли, и лишь недавно рука исследователя впервые прикоснулась к
этим уникальным листам. Автором альбома был Василий Андреевич Жуковский —
выдающийся русский поэт, учитель и друг А. С. Пушкина. Но мало кому известен
Жуковский-художник, большой знаток и страстный почитатель изобразительного
искусства. Увлекшись рисованием и офортом, он отдавался этому занятию с такими
пылом и энергией, что его друзья А. И. Тургенев и П. А. Плетнев даже опасались,
как бы это не повредило его поэтической деятельности. Плетнев признавал, что
рисование Жуковский “столько же почти любит, как и поэзию”. Дай сам Василий
Андреевич говорил, что для него “живопись и поэзия — родные сестры”.

Во
время учебы в Московском университетском пансионе он учился рисовать
карандашом, тушью и сухими красками, упражнялся в копировании произведений
старых мастеров, писал самостоятельные композиции, овладевал правилами
живописи.

С
начала 1820-х годов Жуковский начинает заниматься пейзажным рисунком.
Пробуждение интереса к пейзажу он связывал с путешествием 1821 года по Европе,
когда побывал в Германии, обошел пешком Швейцарию, через Сен-Готард прошел в
Италию. В одном из писем читаем, что путешествие открыло ему “великолепие и
прелесть природы” и сделало “рисовщиком”. Неустанным трудом добивался Жуковский
успехов в “графических искусствах”, стал тонким ценителем русской пейзажной
живописи, оказывал постоянную поддержку многим художникам.

Его
излюбленным приемом работы стал контурный рисунок. Увлечение это было связано с
занятием офортом, где основное внимание обращается на чистоту линии. Жуковский
овладел искусством передавать объем одним лишь абрисом, а последовательность
планов — штрихом, различной степенью нажима пера или карандаша. Так сложилась
особая графическая манера Жуковского. Наряду с этим он много писал акварелью и
маслом.

Пейзажные
рисунки Жуковского, как правило натурные, правдивы и выразительны. При всей
декоративности они свидетельствуют о пристальном наблюдении и глубоком
понимании природы. Выступая против требования классицистов изображать только ту
природу, “которая вдохновляла древних”, Жуковский утверждал, что природа разных
стран и, в частности русская природа, не менее достойна кисти художника. П. А.
Плетнев отмечал, что “знатоки всегда удивлялись верности его (Жуковского)
взгляда, умению выбирать точки, с которых он представляет предметы, и мастерству
схватывать вещи характеристически в самых легких очерках”.

Жуковский
как поэт владел, по словам В. Г. Белинского, дивным искусством “живописать
картины природы и влагать в них романтическую жизнь”. Однако это характерно не
только для поэзии, но и для графики Жуковского. Уметь выразить свою душу в
“душе природы” было одним из основных его эстетических принципов. “Главный
живописец — душа”, — записывает поэт в 1821 году в дневник. А в письме своему
другу художнику Г. Р. Рейтерну говорит, что живописец прибавляет к тому, что
дает природа, “еще то, что есть в его собственной душе!”.

В
начале сентября 1837 года Жуковский впервые увидел Крым, который манил поэта
еще четверть века назад, когда он думал написать поэму о князе киевском
Владимире Святославиче и собирался посетить Херсонес. Он обстоятельно
познакомился с Южным Крымом — нагорным и приморским, проехал по недавно
законченной, извивающейся меж скал дороге через перевал к побережью, посетил
владения новороссийского генерал-губернатора Воронцова, побывал в городах,
быстро выраставших в то время на южном берегу, любовался садами и
виноградниками, присматривался к быту местных жителей. Путешествуя то верхом,
то в экипажах, Жуковский рисует на всех стоянках и составляет своеобразный
“дневник в картинах”, последовательно, день за днем фиксируя увиденные красоты
природы, исторические и архитектурные памятники, встреченных людей.

Большое
место в крымских рисунках занимают изображения спутников по поездке, местных
жителей, животных — волов, верблюдов, собак. Каждый лист альбома говорит с
наблюдательности Жуковского, о поисках эмоциональной выразительности в рисунке.
Часто изображаются характерные для Крыма далекие перспективы: высокие горы и
сливающиеся с горизонтом равнины и заливы. В море и горах он видел наиболее
яркое выражение величия и красоты природы. Он прекрасно зарисовывает Аю-Даг и
на фоне горы — пустынное тогда местечко Артек. В Ореанде с разных точек
изображает отвесные скалы и горы, а на одном из рисунков запечатлевает себя,
рассматривающего со скалы далекую живописную панораму южного берега.

В
Массандре Жуковский рисует утесы Яйлы, виноградники, залив и окруженную
огромными деревьями грецкого ореха церковь Иоанна Крестителя с портиком
дорического стиля.

Церковь
не имеет колокольни: колокола просто подвешены к сучьям столетнего дуба. С
большой любовью Жуковским сделаны зарисовки мест, связанных с именем А. С.
Пушкина, — Бахчисарая, мыса Феолент, Георгиевского монастыря, Гурзуфа.

13
сентября поэт осматривал Севастополь, любовался панорамой города с башни оптического
телеграфа. Основанный сразу после включения Крыма в состав России в 1784 году,
город стремительно рос вместе с черноморским флотом. На рисунке Жуковского
показан вид севастопольского рейда с многочисленными боевыми кораблями,
принимавшими участие в маневрах. Выразительна фигура моряка, рассматривающего в
подзорную трубу бухту и далекий берег. В подписи под рисунком сказано: “Адмирал
Гей”. Это адмирал Логин Петрович Гейден (1772—1850), соратник прославленного
русского флотоводца Д. Н. Сенявина, участник знаменитого Наваринского сражения.

На
многих рисунках Жуковского — изображения руин, с которыми связаны предания и
легенды. В Балаклаве он делает зарисовки развалин Генуэзской крепости на
высокой скале, живописного вида на море и залив между мысами Феолент и Айя.

25
сентября в Шумах Жуковский рисует Кутузовский ключ — фонтан, установленный во
время прокладки дороги Симферополь — Алушта вблизи того места, где в 1774 году
Кутузов в сражении с турками был ранен в голову и лишился глаза.

В
обширном графическом наследии В. А. Жуковского Крымский альбом занимает особое
место. Он создан отличным рисовальщиком, имеющим многолетний опыт пейзажного,
жанрового и портретного рисунка. Реалистический характер графики Жуковского
придает исторический интерес этому альбому, в котором Крым изображен таким,
каким увидел его внимательный путешественник почти полтора века назад.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat2000.chat.ru/