Министерство просвящения УкраиныИнститут государства и права им В.М.Корецького Высшая школа праваРЕФЕРАТпо логике на тему Суждение и его виды Виконав студент групи Д-12юридичного факультетупершого курсу Хоменко К.М. 1998Общая характеристика суждений 2Суждение как утверждение или отрицание чего либо о чем-либо. Истолкование суждения как сочетания слов .
2Истолкование суждения как сочетания представлений или понятий 3 Атрибутный характер простого суждения 4Простое суждение, как отображение существования или не существования предмета суждения в действительности 5Деление суждений на виды по характеру связки 6Деление суждений на виды по характеру предмета суждения . 6Общая характеристика суждений Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в нихконкретного содержания.
Логику интересует не конкретное содержание данногопонятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия,суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой формемышления вообще.Суждение как утверждение или отрицание чего-либо очем-либо. Истолкование суждения как сочетание словПредставители номиналистической логики рассматриваютлогику как науку о языке. Логика говорит английский номиналист
Р. Уэтли, -имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил,составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством дляумозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики,номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение этосочетание слов или имен. Предложение, -говорит номиналист Гоббс есть словесное выражение, состоящее из двух,связанных между собой связкой имен Таким образом, согласно номиналистам, то очем мы, что либо утверждаем или отрицаем в суждении, есть определенная связьэтих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякоесуждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковаяоболочка суждения, а не само суждение.Истолкование суждения как сочетания представлений илипонятий .
Значительная часть логиков-идеалистов считает, что тоо чем мы нечто утверждаем или отрицаем всуждении, есть представления или понятия , а то, что мы утверждаем илиотрицаем в суждении, является определенным отношением между этимипредставлениями или понятиями . Наиболее рельефно эта точка зрения на суждениевыражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение спредложением, то
Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, -говорит Кант я уже должен судить . По мнению Канта, суждение есть соединениепредставлений в сознании Это представление сознаний лишь тогда имеетнеобходимый характер, когда данные представления подводятся под априорные чисторассудочные понятия. Если разложить говорит Кант все нашисинтетические суждения, насколько они объективны, то окажется, что они никогдане состоят
из одних созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждениитолько через простое сравнение они были бы невозможны, если бы к отвлеченнымот созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, подкоторое те понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение,имеющее объективное значение. Таким образом, у Канта истолкование суждения какустановления связи или отношений между представлениями или понятиями необходимосвязано с идеалистическим истолкованием всей действительности.То, о чем нечто утверждается в суждении, есть,следовательно, представления.То, что утверждается в отношении этих представлений,есть определенное отношение т.е. априорная чисто рассудочная категория .Отличие неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообщеотказываются от признания существования материальной действительности, хотя быи в виде непознаваемых вещей в себе .Простым суждениемназывается такое суждение, которое состоит только из двух понятий в одном изэтих понятий
выражается то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в другом из этих понятийвыражается то, что утверждается или отрицается.Пример простого суждения Лилия – растение .Атрибутныйхарактер простого суждения.Вещи не существуют в действительности без признаков,т.е. без качеств, свойств, состояний отношений и т.п. . Вещь утверждаетК.Маркс есть совокупность многих свойств В равной мере не существуют в действительности ипризнаки оторвано
от вещей. Существуют говорит Ф.Энгельс не качества, атолько вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. Поэтому и в мышлении предмет вещь отображаетсявсегда в единстве с его признаками. Возможно ли же спрашивает по этомуповоду Н.А.Добролюбов отделять предмет от его признаков, и что остается отпредмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим? Объективно существующее взаимоотношение междупризнаком и предметом отражается формой простого суждения.
Следует иметь в виду, что под предметом в логикепонимается не только конкретная единичная вещь например эта роза, книга, лежащаяна моем столе , а вообще все то, что является объектом познания.Поэтому предметами суждения могут быть и совокупностипредметов , т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства иотношения вещей. признаком предмета или группы предметов является иотношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классыпредметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет. Например,признаком этой розы является не только то, что она красная что она пахнет ит.п но также и то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы,которая растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, чтоона принадлежит к чайным розам .Простое суждение, как отображение существования или несуществования предмета суждения в действительности.Утверждая или отрицая принадлежность признакапредмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование
или несуществование предмета суждения в действительности. Так, например, в такихпростых суждениях, как существуют космические луги , Русалки не существуют вдействительности и т.п мы непосредственно утверждаем или отрицаем существование предмета суждения в действительности. В прочих простых сужденияхсуществование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно.Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержитсязнание
о существовании или не существовании этого суждения в действительности.Деление суждений на виды по характеру связкиСвязка суждения может быть либо утвердительной, либоотрицательной. Соответственно это суждению по характеру связки или покачеству делятся на утвердительные и отрицательные.Утвердительные суждения отображают наличие какого-либо признака, т.е. черты,стороны, свойства, состояния и т.п. в предмете суждения.Отрицательные суждения отображают отсутствие какого-либо признака в предметесуждения.
Например, в суждении Язык не является классовым речь идет оботсутствии у языка признака классовости.Деление суждений на виды по характеру предметасуждения. По характеру предмета суждения или по количеству суждения делятся на единичные, частные иобщие.Некоторые логики называют единичные сужденияиндивидуальным суждением. Такое название является неудачным ибо оно ведет ксмешиванию единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом делевсякое индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякоеединичное суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждениемследует называть лишь такое единичное суждение в котором указываетсяотличительный признак отдельного предмета.Частноесуждение высказывается нами тогда, когда мы, установив, что некоторые предметыкакого-либо класса предметов обладают или не обладают известным признаком,еще не установили ни того, что этим признаком
обладают не обладают также и всепрочие предметы данного класса предметов, ни того, что этим признаком необладают обладают некоторые другие предметы данного класса предметов. Если мыв процессе дальнейшего познания предметов данного класса установили, чтоуказанным в частном суждении признаком обладают только некоторые или всепредметы данного класса, но в этом случае частное суждение переходит или вчастно-выделяющее, или в общее суждение.
Общим суждениемв традиционной логике называется такое суждение, в котором сказуемое относитсяко всему объему подлежащего. Неудовлетворительность такого определения общегосуждения уже видна из того, что это определение не дает возможности отличитьобщее суждение от единичного суждения, в котором ведь тоже сказуемое относитсяко всему объему подлежащего. В самом деле, как, например, надлежит пониматьутверждение о том, что в общем суждении сказуемое относится ко всему объемуподлежащего?
Значит ли это, что содержание, утверждаемое в предикате общегосуждения, относится только к совокупности предметов или же у каждому отдельномупредмету, охватываемому субъектом суждения?Все эти и некоторые другие вопросы не получат своегоразрешения в традиционном учении о количестве суждения. А между тем без правильногорешения этих вопросов невозможно дать правильное истолкование природы общегосуждения.Списокиспользованной литературы 1. Таванец П.В. Суждение и его виды 2. Введенский А.И. Логика как часть теории 3. Копнин П.В. О логических воззрениях .
Суждение и его виды.
Министерство просвящения УкраиныИнститут государства и права им В.М.Корецького Высшая школа праваРЕФЕРАТпо логике на тему Суждение и его виды Виконав студент групи Д-12юридичного факультетупершого курсу Хоменко К.М. 1998Общая характеристика суждений 2Суждение как утверждение или отрицание чего либо о чем-либо. Истолкование суждения как сочетания слов .
2Истолкование суждения как сочетания представлений или понятий 3 Атрибутный характер простого суждения 4Простое суждение, как отображение существования или не существования предмета суждения в действительности 5Деление суждений на виды по характеру связки 6Деление суждений на виды по характеру предмета суждения . 6Общая характеристика суждений Логика изучает формы мышления, абстрагируясь от заключенного в нихконкретного содержания.
Логику интересует не конкретное содержание данногопонятия, суждения, умозаключения, а то общее, что присуще всякому виду понятия,суждения или умозаключения и, наконец, то общее, что присуще всякой формемышления вообще.Суждение как утверждение или отрицание чего-либо очем-либо. Истолкование суждения как сочетание словПредставители номиналистической логики рассматриваютлогику как науку о языке. Логика говорит английский номиналист
Р. Уэтли, -имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил,составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством дляумозаключения, составляет предмет логики. Исходя из такого понимания предмета логики,номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение этосочетание слов или имен. Предложение, -говорит номиналист Гоббс есть словесное выражение, состоящее из двух,связанных между собой связкой имен Таким образом, согласно номиналистам, то очем мы, что либо утверждаем или отрицаем в суждении, есть определенная связьэтих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякоесуждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковаяоболочка суждения, а не само суждение.Истолкование суждения как сочетания представлений илипонятий .
Значительная часть логиков-идеалистов считает, что тоо чем мы нечто утверждаем или отрицаем всуждении, есть представления или понятия , а то, что мы утверждаем илиотрицаем в суждении, является определенным отношением между этимипредставлениями или понятиями . Наиболее рельефно эта точка зрения на суждениевыражена у Канта и неокантианцев. Если номиналисты отождествляли суждение спредложением, то
Кант и неокантианцы отрывают суждение от предложения, -говорит Кант я уже должен судить . По мнению Канта, суждение есть соединениепредставлений в сознании Это представление сознаний лишь тогда имеетнеобходимый характер, когда данные представления подводятся под априорные чисторассудочные понятия. Если разложить говорит Кант все нашисинтетические суждения, насколько они объективны, то окажется, что они никогдане состоят
из одних созерцаний, связанных, как обыкновенно полагают, в суждениитолько через простое сравнение они были бы невозможны, если бы к отвлеченнымот созерцания понятиям не было присоединено еще чисто рассудочное понятие, подкоторое те понятия подводятся и только таким образом связываются в суждение,имеющее объективное значение. Таким образом, у Канта истолкование суждения какустановления связи или отношений между представлениями или понятиями необходимосвязано с идеалистическим истолкованием всей действительности.То, о чем нечто утверждается в суждении, есть,следовательно, представления.То, что утверждается в отношении этих представлений,есть определенное отношение т.е. априорная чисто рассудочная категория .Отличие неокантианцев от Канта выражается лишь в том, что они вообщеотказываются от признания существования материальной действительности, хотя быи в виде непознаваемых вещей в себе .Простым суждениемназывается такое суждение, которое состоит только из двух понятий в одном изэтих понятий
выражается то, о чем мы нечто утверждаем или отрицаем в другом из этих понятийвыражается то, что утверждается или отрицается.Пример простого суждения Лилия – растение .Атрибутныйхарактер простого суждения.Вещи не существуют в действительности без признаков,т.е. без качеств, свойств, состояний отношений и т.п. . Вещь утверждаетК.Маркс есть совокупность многих свойств В равной мере не существуют в действительности ипризнаки оторвано
от вещей. Существуют говорит Ф.Энгельс не качества, атолько вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами. Поэтому и в мышлении предмет вещь отображаетсявсегда в единстве с его признаками. Возможно ли же спрашивает по этомуповоду Н.А.Добролюбов отделять предмет от его признаков, и что остается отпредмета, если мы представление всех его признаков и свойств уничтожим? Объективно существующее взаимоотношение междупризнаком и предметом отражается формой простого суждения.
Следует иметь в виду, что под предметом в логикепонимается не только конкретная единичная вещь например эта роза, книга, лежащаяна моем столе , а вообще все то, что является объектом познания.Поэтому предметами суждения могут быть и совокупностипредметов , т.е. классы, и агрегаты предметов, а также отдельные свойства иотношения вещей. признаком предмета или группы предметов является иотношение предмета к другим предметам и принадлежности предмета к классыпредметов, так как все это характеризирует познаваемый предмет. Например,признаком этой розы является не только то, что она красная что она пахнет ит.п но также и то, что она растет у меня под окном, что она краснее той розы,которая растет у входа в сад, что она расцвела раньше всех роз в моем саду, чтоона принадлежит к чайным розам .Простое суждение, как отображение существования или несуществования предмета суждения в действительности.Утверждая или отрицая принадлежность признакапредмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование
или несуществование предмета суждения в действительности. Так, например, в такихпростых суждениях, как существуют космические луги , Русалки не существуют вдействительности и т.п мы непосредственно утверждаем или отрицаем существование предмета суждения в действительности. В прочих простых сужденияхсуществование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно.Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержитсязнание
о существовании или не существовании этого суждения в действительности.Деление суждений на виды по характеру связкиСвязка суждения может быть либо утвердительной, либоотрицательной. Соответственно это суждению по характеру связки или покачеству делятся на утвердительные и отрицательные.Утвердительные суждения отображают наличие какого-либо признака, т.е. черты,стороны, свойства, состояния и т.п. в предмете суждения.Отрицательные суждения отображают отсутствие какого-либо признака в предметесуждения.
Например, в суждении Язык не является классовым речь идет оботсутствии у языка признака классовости.Деление суждений на виды по характеру предметасуждения. По характеру предмета суждения или по количеству суждения делятся на единичные, частные иобщие.Некоторые логики называют единичные сужденияиндивидуальным суждением. Такое название является неудачным ибо оно ведет ксмешиванию единичных суждений с индивидуальными суждениями. На самом делевсякое индивидуальное суждение является единичным суждением, но не всякоеединичное суждение является индивидуальным суждением. Индивидуальным суждениемследует называть лишь такое единичное суждение в котором указываетсяотличительный признак отдельного предмета.Частноесуждение высказывается нами тогда, когда мы, установив, что некоторые предметыкакого-либо класса предметов обладают или не обладают известным признаком,еще не установили ни того, что этим признаком
обладают не обладают также и всепрочие предметы данного класса предметов, ни того, что этим признаком необладают обладают некоторые другие предметы данного класса предметов. Если мыв процессе дальнейшего познания предметов данного класса установили, чтоуказанным в частном суждении признаком обладают только некоторые или всепредметы данного класса, но в этом случае частное суждение переходит или вчастно-выделяющее, или в общее суждение.
Общим суждениемв традиционной логике называется такое суждение, в котором сказуемое относитсяко всему объему подлежащего. Неудовлетворительность такого определения общегосуждения уже видна из того, что это определение не дает возможности отличитьобщее суждение от единичного суждения, в котором ведь тоже сказуемое относитсяко всему объему подлежащего. В самом деле, как, например, надлежит пониматьутверждение о том, что в общем суждении сказуемое относится ко всему объемуподлежащего?
Значит ли это, что содержание, утверждаемое в предикате общегосуждения, относится только к совокупности предметов или же у каждому отдельномупредмету, охватываемому субъектом суждения?Все эти и некоторые другие вопросы не получат своегоразрешения в традиционном учении о количестве суждения. А между тем без правильногорешения этих вопросов невозможно дать правильное истолкование природы общегосуждения.Списокиспользованной литературы 1. Таванец П.В. Суждение и его виды 2. Введенский А.И. Логика как часть теории 3. Копнин П.В. О логических воззрениях .