Роль института Президента в системе государственной власти

Введение
Государство испытывает потребность всуществовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок,устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшеепредставительство в международных отношениях. Пост главы государства существуетпри всех формах правления. В монархических государствах это наследственныймонарх, в республиках – выборный Президент. Глава государства обычно наделенширокими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительнойи судебной властями. И выступает, как своеобразный символ государства иофициальный представитель народа. При условии развития в мире демократическихинститутов, актуально особое внимание уделить именно Президентству, какверховной государственной власти.
Президент — выборная должность главыгосударства или территориально-административного образования либо председателяколлегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации,а в некоторых странах (например, в США) — также пожизненный титул лица,занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с Президентской формойправления Президент является главой исполнительной власти, с парламентской —лишь главой государства. В настоящее время Президентами официально именуют себятакже диктаторы.
При различных формах правленияполномочия Президента выглядят неодинаково. В одних странах функции главыгосударства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть.
Цель моей работы состоит в том, чтобыпоказать специфическую роль института Президента в системе государственнойвласти. Для достижения цели моей работы необходимо провести детальныйсравнительно-правовой анализ полномочий Президента. Данный анализ целесообразнопровести на примере таких стран как Россия, США, Франция, ФРГ, как наиболееярких представительств Президентства. Кроме того, рассмотреть государственныемеханизмы каждой из стран, найти функциональные и принципиальные различия. Всвоей курсовой работе более детально рассмотрю место и роль Президента всистеме государственной власти Российской Федерации. При изучении курсаправоведения каждый студент должен совершенно четко представлять механизмгосударства и разбираться в нем. Знать, что центральное место управляющегоэтого механизма занимает глава государства – его Президент.
При работе над курсовой работой мнойбыла использована литература по конституционному праву Российской Федерации изарубежных стран, правоведению, теории государства и права, Конституция РФ,Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», а также словарьисторических терминов.

История возникновения института Президентства
 
На сегодняшний день вмире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент.Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многихавторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемаядолжность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временнымирамками[1]. По сравнению с монархиейинститут Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получилбольшое развитие и теоретическое обоснование.
Термин «Президент» происходит от латинского,что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентаминазывали председательствующих на различных собраниях. От этого первоначальногозначения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как,например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государстватермин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик,ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах.США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента,объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того,именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтовполитической системы.
Впервые вопрос о введении поста Президентаобсуждался в 1787 году на Конституционном конвенте в Филадельфии при разработкеновой Конституции США. До этого существовал монархический способ организацииверховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона,пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия.Однако он оказался неприемлемым для североамериканских штатов, у которыхбританская корона выработала устойчивую неприязнь никем и ничем не ограниченнойвласти монарха.
Первыми же европейскимистранами, где была введена должность Президента как главы государства, стали в1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государстваЕвропы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
Фундаментальные изменения,происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшеераспространение института Президентства. Почти во всех бывших республиках СССР,республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехиии Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия.Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих странЕвропы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая странасама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.
Возникновение тех илииных систем управления в различных странах обусловлено многими факторами.Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности историческогоразвития страны, специфика ее политической культуры, традициигосударственности, соотношение различных политических сил в период разработки ипринятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыгратьсубъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого взначительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти иуправления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная системаправления, при которой функции главы государства исполняет конституционныймонарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в рукахправительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия насоздание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическимиинститутами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебнуювласти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которыевообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает всемногообразие форм государственности.
Общая характеристика института главыгосударства в США
 
Творцы Конституции СШАсоздали не просто сильную, но единоличную Президентскую власть, совместив водном лице полномочия и главы государства, и главы правительства. Так,например, в Конституции США однозначно установлено, что исполнительная властьосуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Однако ни КонституцияСША, ни поправки к ней не дают единой и целостной характеристики института ПрезидентаСША. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. ВКонституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве илихотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он неподотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только переднародом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены вдостаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало ихнеуклонному фактическому возрастанию. Одновременно для того, чтобывоспрепятствовать превращению единой исполнительной власти в режим личнойвласти, чреватой диктатурой и произволом, «отцы-основатели» закрепили принцип разделениязаконодательной, исполнительной и судебной властей, дополнив его системойвзаимных «сдержек» и «противовесов» этих властей в отношении друг друга[2].
Президент США избираетсяна 4 года с возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок.Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет,проживший на территории США не менее 14 лет.
Современные американскиеисследователи единодушно отмечают ведущую роль Президента в системе органовгосударства; по своему влиянию на государственные дела он, безусловно,доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняяполитика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента.
Но это совсем не значит, что Президентспособен осуществлять свои полномочия, ни с кем не считаясь. В демократическойстране, какой являются США, вся деятельность Президента (и в гораздо большейстепени, чем всех других органов власти) находится в фокусе вниманияамериканской и международной общественности, средств массовой информации.Политическая оппозиция использует любые промахи главы государства, касающиеся,в том числе и его личной жизни, для дискредитации Президента и его партии вцелях обеспечения своей победы на следующих Президентских выборах.
 
Общая характеристика института главыгосударства во Франции
 
ПрезидентуРеспублики принадлежит центральное место в системе государственных органовПятой республики. Согласно ст. 5 Конституции Франции он следит за соблюдениемКонституции, обеспечивает нормальное функционирование государственныхинститутов, принимает меры по обеспечению национальной независимости итерриториальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений идоговоров. Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженнымисилами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданскиедолжности. Он представляет страну в международных отношениях, ведетмеждународные переговоры и заключает международные договоры. К числусобственных полномочий Президента относятся такие важные, как: назначениеПремьер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания,использование чрезвычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др. Французскиеисследователи политической жизни страны считают, что в период правлениягенерала де Голля имело место своего рода вертикальное разграничение полномочийПрезидента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлениемвнешней и военной политики Франции. В постголлистский период утвердилось своегорода горизонтальное разделение полномочий и компетенции. Решения наиболееобщего политического характера принимаются Президентом, вся текущая работа поуправлению страной осуществляется Правительством. Однако ни та, ни другая схемапрактически не работают в условиях «сосуществования». При такой ситуации Президентдолжен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачудолжно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственнымиделами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Правительства. Однакобольшая часть единоличных полномочий Президента сохраняется внеприкосновенности.
ПрезидентРеспублики – высшее должностное лицо государства, его верховный представительво всех актах внутриполитической и международной жизни.
ПрезидентРеспублики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.Срок полномочий – 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено.
ПрезидентРеспублики обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства иуправления государственными делами.
Президентупринадлежит право законодательной инициативы в том, что касаетсяконституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равноправо отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом.
Президентупринадлежит право досрочного роспуска Национального собрания.
ПрезидентРеспублики обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Онпредседательствует в высшем совете магистратуры, его актами производитсяназначение и перемещение профессиональных судей,
ПрезидентРеспублики обладает правом помилования.
Важными полномочиями наделен Президент в сфере внешней политики иобороны. Он представляет страну в международных отношениях, назначаетдипломатических представителей Франции, при нем аккредитуются иностранныедипломатические представители. Президент ведет международные переговоры изаключает международные договоры и соглашения.
Общаяхарактеристика главы государства в ФРГ
 
Преждевсего, следует сказать, что федерация — традиционная для Германии формагосударственного устройства. Германия как единое государство существуетсравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории странырасполагались десятки независимых государств. После объединения в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им былисохранены некоторые атрибуты государственности.
Германиясегодня — это конститутивная федерация, т. е. федерация, основанная наконституции, а не на союзном или федеративном договоре между ее субъектами.
СогласноОсновному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный Президент.В ФРГ он занимает более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-Президентв Веймарской республике. Значительная часть полномочий Президента теперь отошлак Федеральному канцлеру.
ПрезидентФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федеральногособрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собраниесостоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагамигерманских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорциональногопредставительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительствомс учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численностинаселения.
Федеральноесобрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения срока полномочий ПрезидентаФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председательБундестага; он же руководит работой собрания.
На пост ПрезидентаФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг идостигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президентаобладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур непроизводится.
ФедеральныйПрезидент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однаконикто не может быть избран Президентом более двух раз подряд.
Вобласти внутренней политики Президент ФРГ наделен следующими полномочиями: онподписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; можетопротестовать принятый парламентом закон как антиконституционный передФедеральным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федеральногоканцлера (считаясь с соотношением партийных фракций в Бундестаге); назначает попредложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает правомназначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров иунтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министрам);осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.
Внешнеполитическиеполномочия Федерального Президента включают в себя: представительство Федерациив международных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранныхгосударствах, прием аккредитуемых при нем полномочных представителейиностранных государств. Президент имеет право заключить от имени ФРГ договоры синостранными государствами (договоры политического характера и договоры,относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификациипарламента).
УФедерального Президента есть также так называемые «резервные»полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президентвправе требовать созыва Бундестага (это требование должно быть выполнено), онможет распустить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютнымбольшинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии неполучил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федеральногоправительства и с согласия Бундесрата Президент может объявить состояниезаконодательной необходимости, во время которого, как отмечалось, федеральныезаконы могут приниматься без участия Бундестага.
К числучрезвычайных относится право Федерального Президента объявлять с согласияКанцлера «состояние обороны», если созыву Бундестага или совместного комитетамешают «непреодолимые препятствия».
Длявступления в действие распоряжений и указаний Федерального Президента необходимаих контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральнымминистром. Это правило не действует в случаях назначения или отставкиФедерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относительнымбольшинством и ходатайства об исполнении Федеральным канцлером или федеральнымминистром своих обязанностей до назначения их преемников.
ФедеральныйПрезидент не несет политической ответственности перед представительнымиорганами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ниперед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает возможностьсмещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос осмещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральнымконституционным судом (который принимает окончательное решение) только в связис обвинением его в умышленном нарушении Основного закона или другогофедерального закона.
Истриястановления института Президента в РФ
 
Особое,специфическое местоположение как в целом с точки зрения социально-экономическогои исторического развития, в особенности состояния и перспектив функционированиягосударственности в целом, так и её отдельных и ведущих институтов и структур,в том числе института Президента, занимает Российская Федерация.
При подготовке проектаКонституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост Президента. Быласоздана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу впроекте Основного закона. Однако вскоре Н.С. Хрущев ушел в отставку, и работаКонституционной комиссии была прервана.
Первые реальные шаги вэтом направлении были сделаны вскоре после прихода М.С. Горбачева к власти. Приподготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходеее (июнь-июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР,однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного СоветаСССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПССМ.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.
С учреждением поста ПрезидентаСССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однакоони не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большимитрудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционированияданного института власти. С распадом СССР институт Президентства на союзномуровне прекратил свое существование. Но введение Президентской власти неограничилось союзным масштабом, были введены посты Президентов в союзныхреспубликах, в том числе пост Президента в Российской Федерации[3].
В Российской Федерацииинститут Президентства был учрежден по результатам всенародного голосования,проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О Президентствев РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затембыли включены в текст Конституции РФ 1993 года[4].
Итак, процесс становленияинститута Президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Этообъясняется причинами как идеологического, так и политического порядка.Во-первых, Президентская власть предполагает признание принципа разделениявластей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так какдекларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности ивозвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативноеотношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.
Конституционно-правовыеосновы статуса Президента Российской Федерации
 
Охарактеризуемв соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами институт ПрезидентаРФ:
Во-первых, ПрезидентРФ – новый, ранее не применявшийся в России государственный институт.
Во-вторых,Конституция РФ в ст. 11 провозглашает и закрепляет статус Президента РФ каксубъекта государственной власти в Российской Федерации. В.М. Малиновская, авторкомментария Конституции РФ, дает объяснение: Государственная власть в РоссийскойФедерации – это власть, которая осуществляется высшими органами государства,распространяется на всю территорию Российского государства и его население,защищается силой принуждения.
Президент РФ находится во главесистемы государственных органов, в целом он независим от других государственныхорганов.[5]
КонституцияРФ в ст. 10 исходит из принципа: государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны.
В-третьих,Конституция РФ содержит специальную четвертую главу, посвященную правовомустатусу Президента РФ. В этой главе особо выделяются следующие положения инормы:
1) Президент РФявляется главой государства.
2) Президент РФявляется гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Вустановленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитетаРоссийской Федерации, её независимости и государственной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти.
Президент являетсягарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов Российской Федерации, нопоскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию ПрезидентаРФ следует принимать как гарантию всей системы конституционной законности встране. Президент не может оставаться безучастным, еслихоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются илинарушаются права и свободыкаких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязанпринять меры вплоть до применения самого широкогопринуждения на законной основе, если на территории государства действуюторганизованные преступные банды илинезаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальнаяугроза территориальной Целостности, безопасности государства и правам человекав мирное время.[6]
3) Президент РФв соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства.
4) Президент РФкак глава государства представляет Российскую Федерацию внутри станы и вмеждународных отношениях.
В-четвертых,в ст. 83 Конституции РФ устанавливаются функции и полномочия Президента РФ.
ПрезидентРоссийской Федерации:
а)назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РоссийскойФедерации;
б)имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РоссийскойФедерации;
в)принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г)представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должностьПредседателя Центрального банка Российской Федерации; ставит передГосударственной Думой вопрос об освобождении от должности ПредседателяЦентрального банка Российской Федерации;
д) попредложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает надолжность и освобождает от должности заместителей Председателя ПравительстваРоссийской Федерации, Федеральных министров;
е)представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судейКонституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РоссийскойФедерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуруГенерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложениеоб освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;назначает судей других федеральных судов;
ж)формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статускоторого определяется федеральным законом;
з)утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и)формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к)назначает и освобождает полномочных представителей Президента РоссийскойФедерации;
л)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РоссийскойФедерации;
м)назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами иликомиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.[7]
В-пятых, в ст. 85 Конституции РФ установлено:
1. ПрезидентРоссийской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешенияразногласий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также междуорганами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижениясогласованного решения, т.е. единого, всеми заинтересованными сторонамиодобряемого решения,[8] он может передатьразрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. ПрезидентРоссийской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актовКонституции Российской Федерации и федеральным законам, международнымобязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека игражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.[9]
Президент может влиять нарешения органов власти субъектов РФ, особенно те, которые затрагивают праваграждан, причем степень такого воздействия Президента в последнее времязначительно увеличена: в тех случаях, когда грубо нарушаются права человека, онвправе распустить законодательное собрание и освободить от должности высшеедолжностное лицо субъекта РФ.[10]
В-шестых,в ст. 86 Конституции РФ установлено:
ПрезидентРоссийской Федерации:
а)осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б)ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в)подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывныеграмоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.[11]
В-седьмых, в военной области, (ст. 87 Конституции РФ): ПрезидентРФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РоссийскойФедерации.
В случае агрессии противРоссии или непосредственной угрозы агрессии Президент России вводит на еетерритории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительнымсообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного положенияопределяется Федеральным конституционным законом.[12]
Целью введения военногоположения является создание условий для отражения или предотвращения агрессиипротив РФ. Период действия военного положения начинается с даты и времениначала действия военного положения, которые устанавливаются указом ПрезидентаРФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены(прекращения действия) военного положения. В период действия военного положениямогут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны ибезопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ,иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций, права ихдолжностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагатьсядополнительные обязанности (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»).[13]
В-восьмых, Президент РФпри обстоятельствах и в порядке предусмотренном федеральным конституционнымзаконом, вводит на территории Российской Федерации или отдельных её местностяхчрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации иГосударственной Думе.[14]
Следует отметить, чтоЧрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которыепредставляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан иликонституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно безприменения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попыткинасильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захватаили присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористическиеакты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей,подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные,религиозные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственнымидействиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан,нормальной деятельности органов государственной власти и органов местногосамоуправления;
б) чрезвычайные ситуацииприродного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в томчисле эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природныхявлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь)человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природнойсреде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностинаселения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и другихнеотложных работ.[15]
Согласно статьи 89Конституции РФ Президент Российской Федерации:
а)решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политическогоубежища;
б)награждает государственными наградами Российской Федерации, присваиваетпочетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальныезвания;
в)осуществляет помилование.[16]
В-девятых,согласно Конституции РФ (ст. 90):
1. ПрезидентРоссийской Федерации издает указы и распоряжения.
2.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполненияна всей территории Российской Федерации.
3.Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречитьКонституции Российской Федерации и федеральным законам.[17]
 
Порядоквыборов Президента РФ
Длятого чтобы разобраться с этим вопросом необходимо обратиться к Конституции РФ иФедеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации».
Итак,согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О выборах Президента РоссийскойФедерации»:
1. ПрезидентРоссийской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерациина основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании.
2. ПрезидентомРоссийской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3.Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерацииболее двух сроков подряд.
4.Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральнымзаконом.[18]
Рассмотримболее подробно действующий Федеральный закон принятый 24 декабря 2002 года,одобрен советом Федерации 27 декабря 2002 г. В указанном законе установлены основные принципы выборов Президента РФ. Общие положения регулируются в ст. 1-11Федерального закона. Хотелось бы привести важнейшие нормы и положения из них.
Президент РоссийскойФедерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Гражданин РоссийскойФедерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать ПрезидентаРоссийской Федерации.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерацииназначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение оназначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднеечем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежитофициальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем черезпять дней со дня его принятия.
Подготовку и проведениевыборов Президента РФ осуществляют:
1. Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации; ЦИК состоит из 15 членов,назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5членов каждым из этих органов).[19]
2. Избирательныекомиссии субъектов Российской Федерации;
3. Территориальные(районные, городские и другие) избирательные комиссии;
4. Участковыеизбирательные комиссии.
Избранным считаетсязарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей,принявших участие в голосовании.
Прекращение обязанностей ПрезидентаРФ наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когдапринесена присяга вновь избранным Президентом.

Полномочия ПрезидентаРоссийской Федерации
Президент РФ обладает широкимиполномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях этиполномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, вдругих — соприкасаются с полномочиями Других органов государственной власти,способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделениявластей. Совокупность Президентских полномочий сбалансирована с полномочиямидругих органов государственной власти, образуя систему сотрудничества ивзаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.
По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органамигосударственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующиеосновные группы.
Президент иФедеральное Собрание
Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функцийглавы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиямипредставительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочийисходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента всфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государствакак непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежитправо назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президентаназначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется наоснове Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента.Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной властипроисходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.
Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектовв Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятыеФедеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, можетбыть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатамиФедерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две третиголосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон втечение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие толькопосле его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От правана отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатамизакона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения законанарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения.Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.
Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями оположении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политикигосударства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означаетобязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказаннымиидеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания взаконотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето,подписания) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ от 4марта 1998 г. Президент назначает референдум в порядке, установленномфедеральным конституционным законом, другие органы принимать решение опроведении общероссийских референдумов не вправе.
Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке,предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать СоветФедерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения еюпредставленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 КонституцииРФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев(ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117Конституции РФ).[20] В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новыевыборы, с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяцапосле роспуска.
Государственная Дума не может быть распущена Президентом:
1)      в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятиясоответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного иличрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами ФедеральногоСобрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждойпалате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думывнесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентомпринятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентомназначаются официальные представители (как правило, из числа членовПравительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсациимеждународных договоров официальным представителем назначается министриностранных дел или один из его заместителей.

Президент иПравительство
Эти отношения основываются на безусловном приоритете Президентскойвласти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним толькоусловием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президентобладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: послетрехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату иназначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно.Пока еще неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, исоответствующее ей представительство в Думе исключают возможность созданияоднопартийного правительства большинства. В результате складываетсяпарадоксальная ситуация, когда в состав Правительства могут входитьпредставители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент,хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связанкакими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно.Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этогоне делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, атолько по предложению Председателя Правительства Президент назначает надолжность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства ифедеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседанияхПравительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении висполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срокапосле назначения Председатель Правительства обязан представить Президентупредложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждениекоторой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.
К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающеговлияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган вструктуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президентединолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру надолжность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об егоосвобождении от должности.
 
Президент и судебная власть
 
В соответствии с принципами разделения властей инезависимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебныхорганов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так,только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначенияСоветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда,Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации.Президент также назначает судей другихфедеральных судов, чтопредусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать отПрезидента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципаразделения властей.
С этими полномочиями тесно связано и правоПрезидента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии сфедеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на этудолжность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генеральногопрокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложеннойПрезидентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, нолишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихсяПрезидентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судейКонституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этихорганов.

Отношения ссубъектами РФ
Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны вКонституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функцийкак гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важноезначение имеют назначение и освобождениеполномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах.
Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместес Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всейтерритории Российской Федерации». Такая формулировка не составляет сомнений втом, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, какорганизованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенныйвыход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований,как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполненияправовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президентаи Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральнойгосударственной власти.
Важное значение имеет право Президентаприостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ вслучае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международнымобязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Приопределенных условиях Президент вправе отрешать от должности высшее должностноелицо, добиваться через Федеральное Собрание роспуска законодательного собраниясубъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальныхобразований и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона ороспуске органа местного самоуправления.
 
Акты Президента РФ
Многогранная деятельность Президента осуществляетсячерез правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы ираспоряжения.
Указ — это правовой акт, относящийся кнеопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства,организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это,следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительныйхарактер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативногозначения издаются, например, о назначении того или иного лица на определеннуюдолжность. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера.Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласияФедерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всейтерритории Российской Федерации, имеют прямое действие.
Указы и распоряжения Президента РФ не называются вКонституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должныпротиворечить как Конституции РФ, так и федеральным законам (ч. 3 ст. 90Конституции РФ).
Указы и распоряжения Президента РФ подлежатобязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных ихположений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, илисведения конфиденциального характера. Если эти акты носят нормативный характер,то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семидней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силусо дня их подписания.
Указы, распоряжения и законы подписываютсясобственноручно Президентом; факсимильная печать используется лишь висключительных случаях и только по личному разрешению главы государства.

Заключение
 
Анализ институтаПрезидентства в приведенных выше странах дает нам основания полагать, чтополномочия Президента, как главы государства, различны. Так, например, США –это президентская республика, в которой исполнительная власть полностьюсосредоточена в руках Президента. Во Франции центральным органом исполнительнойвласти является Президент и Правительство. По форме правления Франции –Президентско-Парламентная республика. ФРГ – парламентская руспублика, исполнительнаявласть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главекоторого стоит бундесканцлер. В России смешанная форма правления Президент РФ обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Вовсех рассмотренных странах существует разный возрастной ценз на выборыПрезидента, срок пребывания в должности Президента и возможность переизбрания.
Каждаястрана сама определяет, какую роль должен играть Президент в её политическойжизни. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенностиисторического развития страны, специфика её политической культуры, традициигосударственности, соотношение различных политических сил в период разработки ипринятия конституции.
В то же самое время, мыможем утверждать о единых принципах, основах института Президента. Так, однимиз важнейший принципов самого статуса Президента во всех странах является еговыборность, то есть статус Президента, в отличие, например, от монарха — этовыборная должность. Так же одним из важных факторов является то, что Президент– это глава своего государства.
При рассмотрении ролиПрезидента РФ в системе государственной власти хотелось бы отметить, что вРоссии сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской»(президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщимголосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагаетсобственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо отправительства; наряду с президентом действует председатель правительство иминистры, образующие правительство, в определенной мере ответственное передпарламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
Президент РФ — этовлиятельная, активная политическая сила, которая может и оказывает значительноевоздействие на всю систему  государственной власти, на внутреннюю и внешнююполитику страны.

Список использованнойлитературы
 
1. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд. изм.и доп. – М.: Норма, 2005.
2. Баглай М.В.,Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник длявузов. – М.: Норма, 2004.
3. Габричидзе Б.Н.,Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России: Учебникдля вузов. – М.: «Дело и Сервис», 2001.
4. Габричидзе Б.Н.,Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России: Учеб. пособ.М -.: «Дашков и Ко», 2004.
5. КонституцияРоссийской Федерации.
6. Малиновская В.М.Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – М.: ТК Велби,2005.
7. Федеральный закон«О выборах Президента Российской Федерации».
8. Червонюк В.И.Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.