Приведите примеры иерархической организации

Приведите примеры иерархической организации данных
Иерархия – это модель организации данных в виде древовидного графа, состоящего из ряда типов записей (типов данных) и связей между ними (отношений или характеристик отношений), причем один из типов записей определяется как корневой или входной, а остальные связаны с ними или друг с другом отношениями «один-ко-многим» или (реже) «один-к-одному». При этом запись, идентифицируемая элементом «один», рассматривается как исходная, а соответствующая элементу «много», как порожденная. Каждая запись может быть порожденной только в одной связи, следовательно ей соответствует только одна исходная запись. Однако каждая запись может быть исходной во многих связях. Корневая запись может быть только исходной.
Например, иерархическая структура организации каталогов:

Либо иерархическая структура организации

Б2В4 Дайте определение логической модели
Результат корректного воспроизведения каким-либо способом или средствами различных объектов (в том числе – процессов и явлений реального мира или мыслительной деятельности человека). Модели являются, с одной стороны, продуктом изучения свойств соответствующих объектов, процессов и явлений предметной обла­сти, с другой -+ служат инструментом для углубления знаний о них, а также решения разнородных прикладных задач. В зависимости от характера средств, исполь­зуемых для построения (создания) «моделей» последние подразде­ляются на описательные, математические, физические и комбини­рованные (например, физико-математические модели). Различают также статические и динамические модели (в том числе киберне­тические модели) и др.
Модель данных: Представление данных и их взаимосвязей (отношений), опи­сывающих понятия проблемной среды. Модели данных используются для представлений структур данных на концептуальном и внешнем уровнях, но не физическом. Понятие модель данных связано с их логи­ческой структурой.
Логическая) модель – модель предметной области, определяющая совокупность информационных объектов, их атрибутов и отношений между ними, динамику изменений пред­метной области и изменений информационных потребностей поль­зователей. Создается на основе предпроектного обследования предметной области с целью технико-экономического обоснования банка данных и составления технического задания на его проекти­рование.
Предметная (прикладная) область – совокупность объектов, представляющих часть реального мира от­носящихся к ним понятий, а также связей между ними, сведения о которых обрабатываются и хранятся в базе данных автоматизиро­ванной системы.
Б3В0 Что означает понятие «модель» в научном познании?
Основой базы данных является модель данных. Информационно-логическая (мифологическая) модель предметной области отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их структурных связей.
Информационный объект – это описание некоторой сущности (явления, реального объекта, процесса) в виде совокупности логически связанных реквизитов. Например, информационный объект Студент описывает некоторую сущность – студент. Реквизитный состав этого информационного объекта, т. е. его структура, следующий: № группы, ФИО, № зачетной книжки, дата рождения. Информационный объект имеет множество реализаций – экземпляров.
Базы данных также могут быть иерархическими, сетевыми и реляционными. Иерархическая (древовидная) модель данных представляет собой иерархию элементов, называемых узлами. Узел – это совокупность атрибутов данных, описывающих информационный объект. На самом верхнем уровне имеется только один узел – корень. Каждый узел кроме корня связан только с одним узлом на более высоком уровне, называемом исходным узлом для данного узла. Каждый узел может быть связан с одним или несколькими узлами более низкого уровня, называемыми порожденными (подчиненными). Узлы, не имеющие порожденных, называются листьями. Количество деревьев в базе данных определяется числом корневых записей. К каждой записи базы данных существует только один путь.
Сетевая модель также основывается на понятиях узел, уровень, связь. Сетевая модель данных – это модель, в которой порожденный узел может иметь более одного исходного узла. В сетевой структуре любой элемент любого уровня может быть связан с любым другим элементом.
Реляционная модель базы данных состоит из одного или нескольких файлов, каждый из которых соответствует одной таблице.
Основная цель проектирования базы данных – это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции обновления избыточных копий и устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте. При создании баз данных следует придерживаться методологии нормализации отношений.
Процесс проектирования информационных систем является достаточно сложной задачей. Он начинается с построения инфологической модели данных, т. е. идентификации сущностей. Затем необходимо выполнить следующие шаги процедуры проектирования даталогической модели, т. е. мифологическая модель должна быть: отображена в компьютероориентированную даталогическую модель, «понятную» СУБД.
Представить предметную область в виде совокупности отдельных независимых друг от друга объектов, каждый из которых будет описываться своей таблицей.
Для каждой таблицы определить ключевые поля; установить связи между таблицами; для каждой связи определить тип.
Разработать структуру каждой таблицы: перечень полей, их типы и свойства.
Заполнить таблицы данными.
Разработать необходимые запросы к БД, входные и выходные формы и отчеты.
Предусмотреть возможность автоматизации часто выполняемых действий путем создания макросов и программных модулей.
Б4В0 Дайте определение алгоритма. Какова роль алгоритма и области его использования?
Под алгоритмом понимают описание последовательности действий, четкое выполнение которых приводит к выполнению поставленной задачи.
Для разработки алгоритма необходимо иметь исходную информацию (данные) и представлять конечный результат (цель).
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, алгоритмический язык.
Наибольшее распространение благодаря своей наглядности получил графический (блок-схемный) способ записи алгоритмов.
Алгоритм может быть ориентирован на исполнение его человеком или автоматическим устройством. Алгоритмы, предназначенные для выполнения компьютерами, обычно называют компьютерными программами.
При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить основные виды вычислительных процессов: адаптивный; линейный; логический; ветвящийся; циклический; алгоритм маршрутизации; параллельный; последовательный; циклический.
Адаптивным называется алгоритм, обладающий свойством настраиваться на условия применения.
Линейным называется такой вычислительный процесс, при котором все этапы решения задачи выполняются в естественном порядке следования записи этих этапов.
Логический алгоритм – алгоритм решения логической задачи.
Ветвящимся называется такой вычислительный процесс, в котором выбор направления обработки информации зависит от исходных или промежуточных данных (от результатов проверки выполнения какого-либо логического условия).
Циклом называется многократно повторяемый участок вычислений. Вычислительный процесс, содержащий один или несколько циклов, называется циклическим. По количеству выполнения циклы делятся на циклы с определенным (заранее заданным) числом повторений и циклы с неопределенным числом повторений. Количество повторений последних зависит от соблюдения некоторого условия, задающего необходимость выполнения цикла. При этом условие может проверяться в начале цикла – тогда речь идет о цикле с предусловием, или в конце – тогда это цикл с постусловием.
Алгоритм маршрутизации – алгоритм решения задачи определения оптимального пути, по которому будут передаваться данные в коммуникационной сети.
Параллельный алгоритм – алгоритм, в котором часть или все операции независимы и могут выполняться одновременно (параллельно).
Последовательный алгоритм – алгоритм, все действия которого выполняются последовательно. А так же алгоритм обслуживания, реализующий принцип очереди «первый на входе – первый на выходе» (FIFO) – используется в бухгалтерской отчетности и СУБД 1С.
Циклический алгоритм – алгоритм обслуживания в системах с разделением времени, при котором задача, использовавшая выделенный ей ресурс времени центрального процессора, прерывается и помещается в конец очереди.
Алгоритмы применяют практически во всех областях знаний. Не только в компьютерной области. Алгоритмами пользуются бухгалтера, юристы, некоторое время назад введены алгоритмы действий младшего медицинского персонала для оказания первой доврачебной помощи, алгоритмы медицинских манипуляций. Это упрощает обучение и позволяет максимально снизить риски связанные с ошибочными действиями медика. Алгоритмы применяются спасателями МЧС, т.к. от слаженных, последовательных действий зависит жизнь пострадавшего.
С помощью алгоритмов можно решать сложные алгебраические задачи, сравнивать данные.
Б5В3 Из каких основных узлов состоит ЭВМ?
Архитектура компьютера определяет принцип действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера, к которым относятся:
центральный процессор;
основная память;
внешняя память;
периферийные устройства.
Конструктивно персональные компьютеры выполнены в виде центрального системного блока, к которому через специальные разъемы присоединяются другие устройства. В состав системного блока входят все основные узлы компьютера: системная плата; блок питания; накопитель на жестком магнитном диске; накопитель на гибком магнитном диске; накопитель на оптическом диске; разъемы для дополнительных устройств.
На системной (материнской) плате в свою очередь размещаются:
микропроцессор;
математический сопроцессор;
генератор тактовых импульсов;
микросхемы памяти;
контроллеры внешних устройств;
звуковая и видеокарты;
таймер.
Архитектура современных персональных компьютеров основана на магистрально-модульном принципе. Модульный принцип позволяет пользователю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Модульная организация системы опирается на магистральный принцип обмена информацией. Все контроллеры устройств взаимодействуют с микропроцессором и оперативной памятью через системную магистраль передачи данных, называемую системной шиной. Системная шина выполняется в виде печатного мостика на материнской плате.
Микропроцессор – это центральный блок персонального компьютера, предназначенный для управления работой всех блоков машины и для выполнения арифметических и логических операций над информацией.
Системная шина является основной интерфейсной системой компьютера, обеспечивающей сопряжение и связь всех его устройств между собой. Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:
между микропроцессором и основной памятью;
между микропроцессором и портами ввода-вывода внешних устройств;
между основной памятью и портами ввода-вывода внешних устройств.
Порты ввода-вывода всех устройств через соответствующие разъемы (слоты) подключаются к шине либо непосредственно, либо через специальные контроллеры (адаптеры).
Основная память предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с прочими блоками компьютера.
Внешняя память используется для долговременного хранения информации, которая может быть в дальнейшем использована для решения задач. Генератор тактовых импульсов генерирует последовательность электрических символов, частота которых задает тактовую частоту компьютера. Промежуток времени между соседними импульсами определяет такт работы машины.
Источник питания – это блок, содержащий системы автономного и сетевого питания компьютера.
Внешние устройства компьютера обеспечивают взаимодействие машины с окружающей средой: пользователями, объектами управления и другими компьютерами.
Б6В9 Дайте определение понятий «технология» и «информационная технология»
Информационная технология – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров.
В настоящее время термин «информационная технология» употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, – бытовую электронику, телевидение и радиовещание.
Они находят применение в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, сельском хозяйстве, системе социального обеспечения, служат подспорьем людям различных профессий и домохозяйкам.
Народы развитых стран осознают, что совершенствование информационных технологий представляет самую важную, хотя дорогостоящую и трудную задачу.
В настоящее время создание крупномасштабных информационно-технологических систем является экономически возможным, и это обусловливает появление национальных исследовательских и образовательных программ, призванных стимулировать их разработку.
Б7В0 Что означает понятие «сложная программа» и «проектирование»?
Сложная программа – это комплекс технических средств, имеющих иерархию:

М–мышь;
Вт–видетерминал;
СК–сканер;
Кл–клавиатура;
ГП–графопостроитель;
П–принтер;
ПС–подсистемный сбор;
ПУ–пультовое управление оператора.
На 1 уровне производится сбор, регистрация, преобразование информации, реализация управляющих воздействий.
На 2 уровне производится оперативная обработка информации с 1 уровня.
На 3 уровне производится планирование экспериментов, обработка статистики за длительный период и ее анализ, расчет обработанных характеристик.
Проектирование алгоритмов и программ – наиболее ответственный этап жизненного цикла программных продуктов, определяющий, насколько создаваемая программа соответствует спецификациям и требованиям со стороны конечных пользователей. Затраты на создание, сопровождение и эксплуатацию программных продуктов, научно-технический уровень раз­работки, время морального устаревания и многое другое – все это также зависит от про­ектных решений,
Методы проектирования алгоритмов и программ очень разнообразны, их можно клас­сифицировать по различным признакам, важнейшими из которых являются: степень автоматизации проектных работ; принятая методология процесса разработки.
По степени автоматизации проектирования алгоритмов и программ можно выделить: методы традиционного (неавтоматизированного) проектирования; методы автоматизированного проектирования (CASE-технология и ее элементы). Неавтоматизированное проектирование алгоритмов и программ преимущественно используется при разработке небольших по трудоемкости и структурной сложности про­граммных продуктов, не требующих участия большого числа разработчиков. Трудоемкость разрабатываемых программных продуктов, как правило, небольшая, а сами программные продукты имеют преимущественно прикладной характер.
При нарушении этих ограничений заметно снижается производительность труда раз­работчиков, падает качество разработки, и, как ни парадоксально, увеличиваются трудозат­раты и стоимость программного продукта в целом.
Автоматизированное проектирование алгоритмов и программ возникло с необходи­мостью уменьшить затраты на проектные работы, сократить сроки их выполнения, создать типовые “заготовки” алгоритмов и программ, многократно тиражируемых для различных разработок, координации работ большого коллектива разработчиков, стандартизации алго­ритмов и программ.
Автоматизация проектирования может охватывать все или отдельные этапы жизнен­ного цикла программного продукта, при этом работы этапов могут быть изолированы друг от друга либо составлять единый комплекс, выполняемый последовательно во времени. Как правило, автоматизированный подход требует технического и программного «перевооруже­ния» труда самих разработчиков (мощных компьютеров, дорогостоящего программного ин­струментария, а также повышения квалификации разработчиков и т.п.).
Автоматизированное проектирование алгоритмов и программ под силу лишь крупным фирмам, специализирующимся на разработке определенного класса программных продук­тов, занимающих устойчивое положение на рынке программных средств.
Проектирование алгоритмов и программ может основываться на различных подходах, среди которых наиболее распространены: структурное проектирование программных продуктов; информационное моделирование предметной области и связанных с ней приложений; объектно-ориентированное проектирование программных продуктов.
Типичными методами структурного проектирования являются: нисходящее проектирование, кодирование и тестирование программ; модульное программирование; структурное проектирование (программирование) и др. В зависимости от объекта сгруктурирования различают: функционально-ориентированные методы – последовательное разложение задачи или целостной проблемы на отдельные, достаточно простые составляющие, обладаю­щие функциональной определенностью; методы структурирования данных.
Для функционально-ориентированных методов в первую очередь учитываются задан­ные функции обработки данных, в соответствии с которыми определяется состав и логика работы (алгоритмы) отдельных компонентов программного продукта. С изменением содер­жания функций обработки, их состава, соответствующего им информационного входа и вы­хода требуется перепроектирование программного продукта. Основной упор в структурном подходе делается на моделирование процессов обработки данных.
Для методов структурирования данных осуществляется анализ, структурирование и создание моделей данных, применительно к которым устанавливается необходимый состав функций и процедур обработки, Программные продукты тесно связаны со структурой обра­батываемых данных, изменение которой отражается на логике обработки (алгоритмах) и обязательно требует перепроектирования программного продукта. Структурный подход использует: диаграммы потоков данных (информационно-технологические схемы) – показывают процессы и информационные потоки между ними с учетом “событий”, инициирующих процессы обработки; интегрированную структуру данных предметной области (инфологическая модель, ER-диаграммы); диаграммы декомпозиции – структура и декомпозиция целей, функций управления, приложений; структурные схемы – архитектура программного продукта в виде иерархии взаимо­связанных программных модулей с идентификацией связей между ними, детальная логика обработки данных программных модулей (блок-схемы).
Б8В0 Расскажите об информационных революциях в истории цивилизации
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций – преобразования общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации, информационных технологий.
Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция
связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.
Вторая революция середина XVI в
вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общество, культуру.
Третья революция конец XIX в
обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон и радио, позволяющие оперативно передавать информацию.
Четвертая революция 70 годы XX в
связана с изобретением персонального компьютера.
Начиная с последней трети ХХ века стали говорить об информационном взрыве, называя так бурный рост объемов и потоков информации. Он произошел на фоне традиционных методов обработки информации, фактически с помощью бумаги и ручки, что привело к информационному кризису. Возникло противоречие между быстро возрастающими объемами и потоками информации, потребностями общества в ее обработке для повышения уровня производства и жизни и ограниченными возможностями человека, использующего при работе с информацией традиционные технологии. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах экономического развития и научно-технического прогресса. Начинался постепенный переход к информационному обществу, в котором на основе овладения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Возможно, что в информационном обществе повышается качество не только потребления, но и производства.
Человек, использующий новее информационные технологии, работает в лучших условиях, труд становится творческим, интеллектуальным. Важное место в этом процессе заняла новая научная дисциплина – кибернетика- наука об управлении связи в живом организме, машине, обществе, наука, центральным понятием которой является информация. Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу.
Таким образом, вещество, энергия, информация – это три стороны с точки зрения которых наука сумела посмотреть на бесконечно сложный и разнообразный мир. И степень его познания, практического овладения знанием о веществе, энергии, информации не в последнюю очередь определили достигнутый уровень развития и дальнейшие перспективы научно-технического и экономического прогресса человеческого общества.
В качестве средства для хранения, переработки передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу компьютер (электронно-вычислительную машину-ЭВМ). А в качестве меры развитости информационного общества можно взять три критерия: наличие компьютеров, существование развитого рынка программного обеспечения, функционирование компьютерных информационных сетей.
Причем важно не количество компьютеров само по себе, необходимо, чтобы они были надежными, недорогими, с богатыми аппаратными и программными возможностями. Именно к таким компьютерам наиболее приблизились последние модели четвертого поколения.
Но вычислительная техника не сразу достигла такого уровня. В ее развитии отмечают предысторию и четыре поколения ЭВМ.
Предыстория начинается в глубокой древности с различных приспособлений для счета (абак, счеты), а первая счетная машина появилась лишь в 1642 году. Ее изобрел французский математик Паскаль. Построена на основе зубчатых колес, она могла суммировать десятичные числа.
Все четыре арифметических действия выполняла машина, созданная в 1673 г. немецким математиком Лейбницем. Она стала прототипом арифмометров, использовавшихся с 1820 г. до 60 гг. ХХ века.
Впервые идея программного управляемой счетной машины, имеющие арифметическое устройство, устройства управления, ввода и печати (хотя и использующей десятичную систему счисления), была выдвинута в 1822 году английским математиком Бэббиджем. Проект опережал технические возможности своего времени и не был реализован.
Лишь в 40 гг. ХХ века удалось создать программируемую счетную машину, причем на основе электромеханических реле, которые могут пребывать в одном из устойчивых состояний, «включено» и «выключено». Это технически проще, чем пытаться реализовать десять различных состояний, опирающихся на обработку информации на основе десятичной, а не двоичной базой которых были электронные лампы.
С каждым новым поколением ЭВМ увеличивались быстродействие и надежность их работы, при уменьшении стоимости и размеров, совершенствовались устройства ввода и вывода информации. В соответствии с трактовкой компьютера как технической модели информационной функции человека-устройства ввода приближаются к естественному для человека восприятию информации (зрительному, звуковому) и, следовательно, операция по ее вводу в компьютер становится все более удобным для человека.
Современный компьютер – это универсальное, многофункциональное, электронное автоматическое устройство для работы с информацией.
Компьютеры в современном обществе взяли на себя значительную часть работ, связанных с информацией. По историческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые, докомпьютерные технологии обработки информации. Текущей этап завершится построением в индустриально развитых странах глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией. Надо только помнить, что компьютерам следует поручать то, что они могут делать лучше человека, и не употреблять во вред человеку, обществу.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Б9В0 Расскажите об информатике как о науке
Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».
Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – «Сomputer science», что означает буквально «компьютерная наука».
Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием “информатика” области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации – массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.
Информатика – комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления: pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения; теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации; математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний; методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.); системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера; биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах; социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества; методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа; телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество; разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.
Российский академик А.А. Дородницин выделяет в информатике три неразрывно и существенно связанные части – технические средства, программные и алгоритмические.
Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как “твердые изделия”.
Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально – “мягкие изделия”), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.
Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain – интеллект).
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.
Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.
Список литературы
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.- Л.: Наука, 1989 г.
2. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных компьютеров. М., Наука, 1987 г.
3. Вычислительная техника и программирование. Под ред. А.В. Ретрова. – М.: Высшая школа, 1990.
4. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998.
5. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М., 1987 г.
6. Грибунов В.И., Кирдан В.С., Козубовский С.Ф. Справочник по ЭВМ.- Киев Наукова Думка 1989.
7. Дейтин Г. Введение в операционные системы. Перевод с английского. В 2-х томах, М., Мир, 1987 г.
8. Иноземцева Н.В. Оператор ПК, начальный курс. Омск, ОмГУ, Центр Интернет, 2004
9. Каймин В. А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1989
10. Кузнецова Н.А. Установка и переустановка Windows.Наука и техника. С.-Пб, 2005.
11. Персональные компьютеры. Под редакцией В.А. Комарницко го- М.Машиностроение 1989.
12. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. 6-е изд., перераб. и доп. М.:Финансы и статистика, КомпьютерПресс 1995.
Дата выполнения: 04.02.2006
Выполнил: Халяпин Максим Сергеевич
Подпись: