Хозяйственная деятельность торгового предприятия

–PAGE_BREAK–Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики составления финансовых планов, можно сделать вывод, что финансовый план является неотъемлемой частью  внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.
Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для инвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.
В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование. Стратегическое планирование позволяет предприятию так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.
Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Применение планирования создает следующие важные преимущества:
1.                делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
2.                улучшает координацию действий в организации;
3.                увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
4.                способствует более рациональному распределению ресурсов;
5.                улучшает контроль в организации.
Общество с ограниченной ответственностью «Термилс-плюс» использует общую традиционную систему налогообложения. При данной системе предприятие платит налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на рекламу, единый социальный налог со своих доходов, а также налог с сумм выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров гражданско-правового характера, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, государственную таможенную пошлину, лицензионные и регистрационные сборы и другие необходимые налоги, сборы, платежи.
Налог на имущество организаций выплачивается по ставке, установленной законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 2,2 %. Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Основная доля недвижимого имущества предприятия находится в аренде и числиться на балансе арендодателя, который уплачивает налог на имущество организаций.
Объектом налога на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученные доходы от реализации товаров (услуг), уменьшенные на величину произведенных расходов. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров, ранее приобретенных у производителя. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах.
Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходы подразделяются на:
–                               расходы, связанные с производством и реализацией (хранение, доставка, расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества;
–                               материальные расходы (приобретение товаров; приобретение топлива и энергии, расходуемых на технологические цели и т.д.);
–                               расходы на оплату труда;
–                               расходы на амортизацию;
–                               прочие расходы.
Налог на прибыль организаций выплачивается по ставке 24%. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Объектом единого социального налога признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Не подлежат налогообложению компенсационные выплаты; возмещение ущерба; оплата оборудования, снаряжения и формы, суммы страховых платежей.
Согласно статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» для выступающих в качестве работодателей страхователей применяются следующие тарифы страховых взносов:
— база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280000 рублей:
1) для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 14,0%
2) для лиц 1967 года рождения и моложе в течение 2005 — 2007 годов применяются ставки страховых взносов, установленные пунктом 1 части 1 статьи 33:
— на страховую часть трудовой пенсии 10,0%
— на накопительную часть трудовой пенсии 4,0%.
Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода, который предполагает наличие определенной последовательности действий с целью всестороннего охвата взаимосвязанных показателей.
Комплексный экономический анализ проводится в несколько этапов:
1) уточняются объекты исследования, цели и задачи анализа, составляется план работы,
2) разрабатывается система синтетических и аналитических показателей,
3) определяются источники информации, осуществляется её сбор и проверка,
4) анализ показателей,
5) оценка полученных результатов.
Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа, делят на 3 группы:
1)                показатели, характеризующие ресурсы:
1.1) финансовые ресурсы
1.2) трудовые ресурсы
1.3) материальные ресурсы
2) показатели, характеризующие затраты:
2.1) издержки обращения
2.2) затраты, не учтенные в издержках обращения
3) показатели, характеризующие результаты:
3.1) объем и структура товарооборота
3.2) доходы
3.3) прибыль и рентабельность.
Комплексный экономический анализ деятельности торгового предприятия может включать различное сочетание используемых показателей в зависимости от поставленных перед исследователем целей.
Анализ оптового товарооборота – важное звено процесса управления потребительским рынком и деятельностью торгового предприятия.
Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий- выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа дается оценка выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучение их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить недостатки в торгово-коммерческой деятельности и разработать меры по их устранению и предупреждению, планирование товарооборота. Анализ показывает, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру поступления товаров из других регионов.
Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем, объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов.
Одна из целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма оптового товарооборота по структурным единицам, по отдельным товарам и товарным группам, которые можно использовать в процессе текущей торговой деятельности или в предстоящем периоде (учесть при обосновании прогнозов и планов на предстоящий период).
Материалами для анализа хозяйственной деятельности ООО «Термилс-плюс» служат: бухгалтерский баланс предприятия (Приложение З), отчет о прибылях и убытках (Приложение Ж), материалы текущей статистическая и оперативная отчетности. Основные данные для анализа представлены в таблице 1.
Показатели
Конец отчетного периода
Начало отчетного года
1. Розничный товарооборот, в тыс. руб.
1151000

2. Прибыль, в % к РТО

3. Среднегодовая стоимость основных фондов, в тыс. руб.
2300

4. Среднегодовая стоимость оборотных средств, в тыс. руб.
236000
45000
5. Издержки обращения, в тыс. руб.
144000

6. Среднесписочная численность работников, чел.
80
10
7. Среднегодовая зарплата, руб. на чел.
80
75
8. Складская площадь, кв. м.
2000
2000
9. Общая площадь, кв. м.
2500
2500
Таблица 1 – Исходные  данные
Показатели
Конец отчетного периода
Начало отчетного года
Отчетный в % к базисному
1. Оптовый товарооборот, в тыс. руб.
1151000


2. Дневной товарооборот, ты сруб (9 месяцев)
4262


3.Валовая Прибыль, А) в % к ОТО
11,38


                      Б) в тыс. руб.
131000

113,04
4. Среднегодовая стоимость основных фондов, в тыс. руб.
23000


5. Среднегодовая стоимость оборотных средств, в тыс. руб.
236000
45000
524
6. Издержки обращения, в тыс. руб.
144000


7. В том числе расходы на оплату труда, в тыс. руб.
8. Среднесписочная численность работников, чел.
30
20
150
9. Среднегодовая зарплата, руб. на чел.
80000
75000
106,67
10. Оборачиваемость оборотных средств, дней
55,4


11. Фондоотдача, руб./руб.
50,04


12. Затратоотдача, руб./руб.
7,8


13. Показатель эффективности использования трудового потенциала



Продолжение таблицы 2
14. Показатель эффективности финансовой деятельности
0,38
0,35
108,57
15. Показатель эффективности трудовой деятельности
0,48


Таблица 2 – Показатели деятельности торгового предприятия
Прибыль = (Прибыль в % к РТО)*(РТО)/100
По=11,38*1151000/100=131000 руб.
Расходы на оплату труда = (Среднегодовая зарплата на чел.) * *(среднесписочная численность работников)
Ро=80000*30=2 400 000 тыс. руб.
Рб=75000*20=1 500 00 руб.
Производительность труда = ОТО/Среднесписочная численность работников
ПРо=1151000/80=38 367  руб. на чел.
Фондоотдача = ОТО/среднегодовая стоимость основных фондов
ФОо=1151000/23000=50,04 руб./руб.
Затратоотдача = ОТО/∑ИО
ЗОо=1151000/144000=7,8 руб./руб.
Оборачиваемость оборотных средств = среднегодовая сумма оборотных средств/однодневный ОТО
ОБо=236000*270/1151000=55,4 дней (для расчета берется не полный календарный год, а 9 месяцев).
Показатель эффективности трудовой деятельности = ОТО/ФЗП
Этдо=1151000/2400000=0,48
План товарооборота ООО «Термилс-плюс» для текущего периода выполнен на 100 %. Так как предприятие только начало свою деятельность, сложно делать выводы по ее результатам. Тем не менее заметно, что предприятие активно развивается, увеличивается товарооборот, осваиваются новые рынки сбыта. Если в начале своей деятельности фирма работала в убыток, то к концу отчетного периода чистая прибыль выросла более чем в 3 раза (41 000 р.). Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.
Товарные запасы по сравнению с началом отчетного года увеличились на 158 %, это объясняется тем, что с расширением клиентской базы и увеличением товарооборота складская площадь начала использоваться в полном объеме. Увеличение объема продаж способствовало снижению кредиторской задолженности на 9 %. В то же время увеличение штата сотрудников на 150% повлияло на рост задолженности перед персоналом организации на 200%.
Соотношение между отдельными элементами оборотных средств составляют структуру. Структура  оборотных  средств  ООО  «Термилс-плюс» характеризуется  таблицей 3.
Оборотные средства
На начало года
На конец отчетного периода
Темп роста
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Запасы
45
100
71
17,8
1,57
Готовая продукция и товары для перепродажи


29
12,3

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты)


71
30,1
Денежные средства


94
39,8

Итого:
45
100
236
100
1,57
Таблица 3 – Состав и структура оборотных средств ООО «Термилс-плюс»
Из таблицы 3 видно, что основную долю оборотных средств в ООО «Термилс-плюс» занимает  дебиторская задолженность (30,1 %) и наличные денежные средства (39,8%). С начала года до конца года запасы увеличились на 57 %.
Для нормальной производственной деятельности  предприятие  вынуждено привлекать заемные средства за счет краткосрочных кредитов банков, но т. к. с переходом на рыночную экономику практически все банки  стали  коммерческим, то процентная ставка по кредитам оказалась велика, а срок  погашения кредита коротким.  Структура источников оборотных  средств ООО «Термилс-плюс» характеризуется  таблицей 4.           
    продолжение
–PAGE_BREAK–                                            
Источники формирования оборотных средств
На начало года
На конец года
Темп роста
Тыс.руб.
%
Тыс.руб.
%
Краткосрочные заемные средства


177
73,1

Кредиторская задолженность
70
100
65
26,9
-0,8
Итого источников
70
100
242
100
0
Таблица 4 -Анализ структуры источников оборотных средств ООО«Термилс-плюс»
Как видно из таблицы 4, основными источниками формирования оборотных средств ООО «Термилс-плюс» являются  краткосрочные заемные средства. Доля кредиторской задолженности снизилась со 100 % до 26,9 %.
Общая сумма активов предприятия увеличилась на 23 000 руб. или на 100%. увеличение произошло за счет создания основных средств. Сумма оборотных средств  возросла на 191 000 руб. или на 524,4 %. Увеличение произошло за счет запасов (на 58%), готовой продукции (на 100%), появлению  дебиторской задолженности и денежных средств.     
ООО «Термилс-плюс» является дистрибьюторской компанией, поэтому в вопросах ценовой политики, руководство компании строго соблюдает требования производителей. Помимо этого, при ценообразовании, ООО «Термилс-плюс»  руководствуется традиционной формулой рынка – соотношение спроса и предложения, а также позицией конкурентов на рынке.
Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Оценка рентабельности предприятия ООО «Термилс-плюс» представлена в таблице 5.
Показатели
На начало года
На конец отчетного периода
1. Чистая прибыль
-19000
42000
2. Рентабельность продукции

0,041
3. Период окупаемости собственного капитала
35,96
4,38
4. Общий коэффициент оборачиваемости средств

4,88
Таблица 5 – Оценка рентабельности ООО  «Термилс-плюс»
Рентабельность реализованной продукции это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости. Данный коэффициент рентабельности является очень низким (средний коэффициент рентабельности на торговых предприятиях составляет 0,05 – 0,07), что предположительно говорит о неверной ценовой политике.
Общий коэффициент оборачиваемости средств определяется как отношение объема реализации предприятия за отчетный период к средней величине оборотных средств компании за данный период (средней арифметической между оборотными средствами на начало и конец периода). Этот коэффициент для ООО «Термилс-плюс» означает, что на 1 рубль оборотных средств приходится 4,88 рубля реализованной продукции.
Коэффициент рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Коэффициент рентабельности в ООО «Термилс-плюс» очень низок, что свидетельствует о малом спросе. Нужно расширить сеть своих торговых точек, увеличив объем продаж или просмотреть ценовую политику. 
3. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-9001) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.
Качество продукции выступает важнейшим составляющим элементом ее конкурентоспособности.
Одним из основных подтверждений качества произведенного товара является наличие сертификата качества (Приложение И). Однако в условиях рынка основным оценочным критерием является субъективные предпочтения и оценки потребителя. Рассматривая качество продукции, как составляющий элемент ее конкурентоспособности, необходимо принимать во внимание те свойства продукции и уровень параметров их определяющий, которые представля­ют интерес для  потребителя и обеспечивают удовлетворение его потребностей.
  В условиях конкуренции качество продукции должно исследовать­ся, прежде всего, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продукции, и в этой связи производителя должны интересовать, прежде всего, те свойства продукции и уровень параметров, их определяющий, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовле­творение его потребностей.
В маркетинговых исследованиях находят применение термин «при­цельное качество», который обозначает тот уровень качественных параметров, который в наибольшей степени соответствует потребностям и
возможностям потребителей соответствующего сегмента рынка.
Для предприятия ООО «Термилс-плюс» качество реализуемой продукции является одним и главных аспектов. Кондитерские изделия — это товар массового спроса и качество играет первостепенную роль.  ООО «Термилс-плюс» участвует в конкурсах государственного заказа на поставку продукции в муниципальные учреждения (Приложения К, Л). Основным критерием отбора поставщиков является соотношение цены и качества продукции. Это доказывает уверенную позицию компании на саратовском рынке.
Конкурентоспособность предложения товара на рынке характеризует организационно-коммерческие условия его реализации на рынке, к которым можно отнести способы продвижения продукции на рынке, ус­ловия контракта, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д. Значи­тельная часть организационно-коммерческих условий фиксируется дого­вором или контрактом купли-продажи товара. В этих документах указываются также обязанности продавца и покупателя по доставке т.д.; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; форс-мажорные обстоятель­ства; судебные разбирательства споров и т.д. Так, в контрактах обычно содержится подробное изложение условий платежей.    
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления
2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

4. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ТОРГОВОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
В настоящее время в управленческой мысли широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов — функций управления. Все функции управления взаимосвязаны; каждая функция также представляет собой процесс, т.к. состоит из серии взаимосвязанных действий.
Повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. В социально- экономических системах понятие “функция” также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.
Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели.
Функции управляющей системы, т.е. менеджмента как такового, определяет всего несколько основных видов функций:
 а) Планирование;
 б) Организация;
 в) Стимулирование /мотивация/;
 г) Контроль.
Планирование — процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса:
–                                                    где организация находится в настоящее время;
–                                                    куда она хочет двигаться;
–                                                    как организация собирается сделать это.
 Организация.
Этапы:
 1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций;
 2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве).
 Мотивация — максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу.
 Этапы:
 1. определение потребности работников;
 2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу.
Контроль — процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.
Этапы:
 1. установление стандартов;
 2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами;
 3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.
 Концепция управленческого процесса применима ко всем типам организаций, поскольку процессный подход определяет лишь основные общие шаги при управлении и предоставляет возможность их использования и выбора содержания в зависимости от условий каждой конкретной фирмы.
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
 Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
 Слово «метод» — греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
 В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.
 Направленность методов управления всегда одна и та же — они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
 В системе методов управления организации выделяют:
–                                        Административные методы;
–                                        Экономические методы;
–                                        Социально-психологические методы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
 Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
 Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
 Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
 Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
 Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
 Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.
 Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
  Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда.
    продолжение
–PAGE_BREAK–