«Жизнь и творчество Анны Ахматовой»

Заключительный урок по творчеству поэта «Серебряного века» 11 классВикторина по теме«Жизнь и творчество Анны Ахматовой»Тип урока: контрольная работаЦель урока: Закрепить знания по теме «Жизнь и творчество Анны Ахматовой».Задачи: 1.Привить любовь и уважение к творчеству поэта «Серебряного века»2.Развивать эрудицию, любознательность учащихся3.Научить пользоваться электронной библиотекойна СD .4.Развивать скорость печатания (создание ответов на вопросы викторины в программе WORD5.Развитие поэтического вкуса и письменной монологической речи.6.Обобщение и систематизация знаний по теме «Поэзия Серебряного века»,подготовка к сочинениюОборудование: Персональные компьютеры ( у каждого учащегося),или один компьютер для учителя и проектор, на котором изображены вопросы .В первом случае ученики работают в автономном режиме :Отвечают на вопросы викторины в программе WORD , оставляют на рабочем столе в своих папках, для последующей проверки результатов учителем(во внеурочное время).Если такой возможности нет, то учащиеся отвечают на вопросы письменно на отдельных листах.Ход урока:1.Оргмомент.Приветствие,настрой на работу, оглашение цели и задач урока (5 минут).Здравствуйте, друзья! Сегодня мы проводим урок в компьютерном классе .Цель нашего урока- повторить и закрепить полученные знания по творчеству А.А.Ахматовой, а также проверить свои знания. ^ 2.Оглашение вопросов викторины ,пояснение ,рекомендации к выполнению контрольной работы.Вопросы викториныНазовите настоящую фамилию Ахматовой. Каково происхождение псевдонима? Как относилась Ахматова к своему имени Анна? Что связывало А. Ахматову с Царским Селом? Как царскосельские впечатления отразились в ее творчестве? Каков биографический подтекст стихотворения “В ремешках пенал и книги были…” (1911), цикла стихотворений “Реквием” (1935-1940)? “…А тот, кого учителем считаю,Как тень прошел и тени не оставил,Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье — И задохнулся…”                      (“Учитель”, 1945) О ком эти строки? С каким литературным направлением связано раннее творчество А. Ахматовой? Встречалась ли А. Ахматова с А. Блоком? Какова биографическая основа стихотворных строк: “Я не искала прибыли,/ И славы не ждала,/ Я под крылом у гибели/ Все тридцать лет жила” (“Не с лирою влюбленного…”, 1959)? Приведите 4—5 стихотворений Ахматовой, где в основе композиции — какое-то событие. В чем своеобразие сюжетов в лирике Ахматовой? Какие цветы упоминала в стихотворениях Ахматова? Что они означают? Приведите примеры символики цветов, растений в контексте ее лирики. ^ Из каких стихотворений взяты эти четверостишия? Определите особенности стиха в каждом из них. а) Мне от бабушки-татарки Были редкостью подарки; И зачем я крещена, Горько гневалась она. б) Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: “Нет на земле твоего короля…” в) Перо задело о верх экипажа. Я поглядела в глаза его. Томилось сердце, не зная даже Причины горя своего. г) Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки.Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Писала ли Ахматова прозу? Какие стихотворения посвятили друг другу А. Ахматова и М. Цветаева? Назовите стихотворения, посвященные О.Э. Мандельштамом А. Ахматовой. Как относилась А. Ахматова к С. Есенину? В. Маяковскому? Б. Пастернаку? Ответы на вопросы викторины(для учителя)( ученики знакомятся с ними после того, как учитель проверит контрольные работы).Уже первый сборник поэтессы “Вечер” (1912) был подписан псевдонимом — А. Ахматова, хотя ее фамилия по отцу была Горенко. Своим псевдонимом Ахматова избрала девичью фамилию прабабки по материнской линии — Прасковьи Федосеевны Ахматовой. По рассказу Ахматовой, ее род восходил к хану Золотой Орды Ахмату (или Ахмету), убитому приближенными после неудачного похода на Москву в 1481 г. при Иване III’. П.Ф. Ахматова вышла замуж за симбирского помещика Егора Мотовилова. В честь их дочери — Анны Егоровны, Ахматова была названа Анной. Семантика имени Анна — благодать (евр.)2. В разные периоды жизни Ахматова относилась к своему имени и псевдониму по-разному: “В то время я гостила на земле./ Мне дали имя при крещенье — Анна,/ Сладчайшее для губ людских и слуха…” (“Эпические мотивы”, 1913); “Татарское, дремучее / Пришло из никуда, / К любой беде липучее, /Само оно-беда” (“Имя”, 1958). Ахматова родилась под Одессой (Большой Фонтан), но “годовалым ребенком… была перевезена на север — в Царское Село” (Т. 2. С. 266). Здесь она прожила до 16 лет, проводя летние месяцы под Севастополем, где “подружилась с морем” (Там же). В 1905 г. родители Ахматовой расстались, и мать с детьми переселяются на юг. Впоследствии Ахматова много раз бывала в Царском Селе, оставшемся ее любимым местом, с которым связаны первые воспоминания: “…зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царскосельскую оду” (Там же). Царскосельские мотивы звучат во многих стихотворениях Ахматовой, можно говорить о ее царскосельском тексте. “Здесь не Темник, не Шуя — Город парков и зал,/ Но тебя опишу я,/ Как свой Витебск — Шагал…”, — писала Ахматова в 1961 г. (“Царскосельская ода”). Царскому Селу посвящены неоконченная царскосельская поэма “Русский Трианон” (1925—1940), “Первое возвращение” (1910), стихотворения из цикла “В Царском Селе” (1911), “Царскосельская статуя” (1916), “Городу Пушкину” (1957) и др. Это одновременно и пушкинская тема: “Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов. / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов” (“Смуглый отрок бродил по аллеям…” (1911); “…Внимательные северные звезды/ (Совсем не те, что будут через год) / Прищурившись, глядят в окно Лицея. / Где тень Его над томом Апулея” (“Русский Трианон”,1925-1940). Стихотворение “В ремешках пенал и книги были…” (1911) посвящено первой встрече Ахматовой с Николаем Гумилевым (в 1903 г.) в Царском Селе. В 1910 г. она выходит за него замуж. Анне Андреевне Горенко посвящена вторая книга стихов Н. Гумилева “Романтические цветы” (1908 г.). Первый сборник стихотворений Ахматовой “Вечер” (1912) вышел в свет с благословения Гумилева: “Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся из Аддис- Абебы, и я прочла ему то, что впоследствии стало называться “Вечер”, он сразу сказал: “Ты — поэт, надо делать книгу” (Т. 1. С. 402). В 1912г. у Ахматовой и Гумилева родился сын: “Загорелись иглы венчика/ Вкруг безоблачного лба. / Ах! улыбчивого птенчика/ Подарила мне судьба (“Загорелись иглы венчика”,1912). Судьбы и мужа и сына Ахматовой трагичны. Н. Гумилев расстрелян в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре, сын — Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) — известный ученый-историк, дважды был арестован. Когда Ахматова писала “Реквием” (1935-1940), это был реквием по “моему народу”, участь которого разделили ее близкие. Она вспоминала о страшной очереди у ленинградской тюрьмы Кресты: Показать бы тебе. насмешницеИ любимице всех друзей, Царскосельской веселой грешнице, Что случится с жизнью твоей — Как трехсотая, с передачею, Пол Крестами будешь стоять И своей слезою горячею Новогодний лед прожигать. Своим учителем Ахматова считала Иннокентия Анненского. “Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной цельностью…”, — писала Ахматова в статье “Иннокентий Анненский” (Т. 2. С. 235). Прочитав в 1910 г. корректуру его книги “Кипарисовый ларец” (Т. 1. С. 235.), она. по ее словам, “что-то поняла в поэзии” (Т. 1. С. 402). По мнению Ахматовой, Анненский был не только ее учителем. но учителем и Пастернака, и Мандельштама. и Гумилева. Не потому, “что они ему подражали, — нет…, но названные поэты уже “содержались” в Анненском” (Т. 2. С. 236). С акмеизмом. “В 1910 году, — писала Ахматова, — явно обозначился кризис символизма, и начинающие поэты уже не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм. другие — в акмеизм. Вместе с моими товарищами по первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой” (Т. 2. С. 267). Оформление акмеизма как литературного направления относится к 1911 г. (группа “Цех поэтов”, где Ахматова некоторое время была секретарем). Рупором идей акмеистов были журналы “Аполлон” (1909-1917) и “Гиперборей” (1912-1913). Гумилев, один из вождей этой школы, считал акмеизм реакцией на символизм: “На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова акте — высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме”, — писал Гумилев в программной статье “Наследие символизма и акмеизм” (1913)3. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному”, от туманности, неясности смысла и усложненной метафоричности. “Борьба между акмеизмом и символизмом. — писал другой “синдик” акмеизма С. Городецкий в статье “Некоторые течения в современной русской поэзии” (1913 г.) — есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю… После всяких неприятии мир бесповоротно принят акмеизмом во всей совокупности своих красот и безобразий”. Установка на “вещность” изображаемого мира была характерна и для раннего творчеcтва.