Прокатное производство. План и транспорт прокатных цехов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА УКРАИНЫ
Днепропетровскийгосударственный технический университет железнодорожного транспорта
реферат
«Прокатное производство. План и транспорт прокатныхцехов»
выполнил:
студент 447 группы
АстраханцевДмитрий
проверил:
Березовый Н. И.
Днепропетровск 2001План
1. Вступление. Основы производства.
2. Описание технологического процесса прокатки напримере алюминиевых сплавов.
3. Устройство цехов.
4. План и транспорт прокатных цехов.
5. Краткий обзор прокатного производства ОАО “НОСТА” (ОХМК)
6. Прокатное производство – отрасль с долгосрочнымиинвестициями. Выводы.
1. Вступление
Прокатное производство – это третий переделметаллургического производства, где слитки или литую заготовку перерабатывают вготовые изделия, т.е. прокат различных форм и размеров. Сущность процессапрокатки состоит в обработке металла давлением для придания ему требуемой формыи размеров, для чего слиток или заготовку пропускают нужное количество размежду вращающимися валками определенного профиля.
Все прокатные изделия можно разделить на рядосновных видов: сортовые профили, лист, трубы и специальные виды проката. Ксортовым типам профиля относятся квадрат, круг, уголок, рельсы, двутавры, швеллеры и др. К специальным видам прокатаотносятся шпунты, шары, оси и др.
Длительный период в развитии металлургии прокатныйпередел считался завершающим в процессе производства. В последнее время всебольшее распространение получает строительство цехов так называемого четвертогопередела: термических, метизных, калибровочных, холодной прокатки, гнутыхпрофилей и других, где совершенствуется форма и физико-химические свойствапрокатных изделий, что обеспечивает значительный экономический эффект употребителей проката.
Прокатные станы отличаются боль­шим разнообразиемконструкций и технологических особенностей. Разли­чают станы обжимные(блюминги, слябинги), заготовочные, рельсобалочные, крупно-, средне- имелкосортные, толстолистовые, тонколистовые, го­рячей и холодной прокатки, идр. По характеру движения металла в про­цессе прокатки различают станы ре­версивные,полунепрерывные и непре­рывные. В последнее время отдается предпочтениенепрерывным станам, внедряется новый способ непрерывной прокатки —бесконечная    прокатка, когда заготовкисваривают встык в потоке производства и ведут прокатку без перерывов.
Соответственно двум способам раз­ливки стали (визложницы и непре­рывная) существуют две технологические схемы производстваметалла. По первой схеме слитки в горячем виде подают в отделениенагревательных колодцев блюминга или слябинга. После нагрева их прокатывают вза­готовку для последующих станов. По второй схеме литая заготовка с МНЛЗ без прокатки на обжимных станах передаетсянепосредственно на станы горячей прокатки.

Мощность нового металлургического завода или блокаранее определялась единичной мощностью слябинга или блюминга, в соответствии скоторой определяли состав других основных цехов и общезаводского хозяйства. Свнедрением непрерывной разливки стали однозначного решения по мощ­ностиметаллургического завода, в за­висимости от мощности одного из ос­новныхагрегатов, не может быть. В со­временных условиях в каждом кон­кретном случаестроительства нового завода требуется экономическое обос­нование его мощностина основе выбо­ра оптимального состава агрегатов и цехов основных производств.
2. Описаниетехнологического процесса прокатки на примере алюминиевых сплавов.
Теорию прокатного производства полезно рассмотретьна «металле 20 века» – алюминии и его сплавах. Сейчас известно большоеколичество сплавов, позволяющих прокатывать их в листы и полосы для различныхнужд народного хозяйства.
К алюминиевому прокату особенно тонколистовомупредъявляются особые требования, как по геометрическим размерам, так и помеханическим свойствам.
В зависимости от сплавов, технических условий наготовую продукцию и т. д. технологические процессы изготовления листов могутбыть различными. Типичную схему производства листов из алюминиевых сплавовможно разбить на следующие стадии: отливкаслитков, подготовительные операции, горячая прокатка, холодная прокатка,термическая обработка, отделочные операции.
Для прокатки листов и плит применяют слиткиразличной массы от 3 до 8 тонн. Масса слитка и его размеры определяютсятехнологическими свойствами данного металла или сплава при прокатке, размерамии назначением готовых листов, мощностью и размерами основного оборудования и т.д.
Технология получения полос из слитков алюминия и егосплавов состоит из следующих операций:
гомогенизирующий отжиг слитков, обеспечивающийснятие внутренних напряжений и уменьшение неоднородности слитка по структуре и химсоставу. Данная операция обеспечивает резкое возрастаниепластических характеристик металла. Гомогенизация представляет собой нагревслитка до температуры на 20-40 град. Ниже температуры плавления низкоплавкихэвтектик и выдержку при этом в течение нескольких часов. В данный периодрастворимые составляющие переходят в твердый раствор и, благодаря диффузиивыравнивается содержание легирующих составляющих. Для гомогенизации применяютэлектрические шахтные печи. Слитки устанавливают вертикально на некоторомрасстоянии друг от друга или укладывают в стопы с прокладками между слитками.
Фрезерование поверхностей слитков с целью удаления ликвационных наплывов, включений, плен, шлака, трещин, атакже получения сляба с параллельными гранями. Съем металла составляет 5-6 ммна сторону.
Обезжиривание поверхностей с целью удалениямеханических загрязнений и наложение алюминиевых планшет.
Нагрев перед прокаткой со строгим температурнымконтролем, необходимым вследствие высокой чувствительности сплавов к пережогу,заключающемуся в оплавлении низкоплавких эвтектик,расположенных по границам зерен, и вызывающему образование трещин и падениемеханических свойств.
Горячая прокатка слябов: в первых проходах прокаткисплавов производится плакировка слябов листами из чистого алюминия. Благодарябольшому давлению происходит приварка этих листов (планшет), создающаявысокопрочную связь алюминиевого слоя с основным металлом. Эта операцияпредохраняет основной сплав от коррозии.
Прокатка листов и плит осуществляется нацилиндрических валках с гладкой поверхностью. Заготовкой является слитокопределенного размера. Прокат, который используется вторично, называетсяподкат. Валки расположены горизонтально, и приводятся принудительно к вращениюролики, которые приводят слиток к движению называются рольганг.
Металл заготовки захватываются  вращающимися валками за счет сил трения,возникающих на контактной поверхности между валком и заготовкой. В очагедеформации  осуществляется уменьшениетолщины заготовки. Толщина проката определяется зазором между валками, напросвет (распор валков). При уменьшении толщины проката незначительноувеличивается его ширина и интенсивно увеличивается его длина по направлениюпрокатки. Это происходит по закону наименьшего сопротивления, т.к. длина очагадеформации значительно меньше, чем длина валка. Прокатка обычно с толщинызаготовки  до конечной толщины полосы производитсяза несколько переходов проката.
Различают горячую и холодную листовые прокатки.
Горячей прокаткой называют прокатку, котораяпроисходит при температуре  вышетемпературы рекристаллизации:
Тпр= 0,4 Тпл;  
Тпр= (0,7-0,9) Тпл.
Любая пластическая деформация металла сопровождаетсяупрочнением (деформация упрочнения – нагартовка).Однако если нагреть предварительно заготовку до температуры выше температурырекристаллизации, то в процессе пластической деформации такой заготовкиупрочнение ощущаться практически  небудет, т. к. в процессе упрочнения одновременно протекают процессыразупрочнения. Для горячей прокатки температура нагрева заготовки определяется- из диаграммы состояния материала определяют максимально допустимуютемпературу нагрева Тmax  = 0,9 Тs, издиаграммы пластичности определяют интервал температур, который соответствуетмаксимальной пластичности для данного сплава (рис.1).

Рис. 1. Диаграмма пластичности.
Сочетание степени деформации и температуры могутпривести к интенсивному росту зерна. Необходимо установить правильныесоотношения между степенью деформации в последнем проходе горячей прокатке итемпературой для обеспечения мелкозернистой структуры прокатки. Существуетдиаграмма рекристаллизации (рис.2).

Рис.2. Диаграммарекристаллизации.
Горячая прокатка имеет существенное преимуществоперед холодной — меньшая энергоемкость, большие суммарные деформации,  не требуется промежуточных отжигов. Однакогорячая прокатка ограничена толщиной проката. Минимальная толщина горячихкатаных листов ~ 3 – 3,5 мм.  Меньшую толщину  горячего проката получить нельзя, т.к. из-заинтенсивного и неравномерного охлаждения полосы на рольганге  невозможно  обеспечить равномерное распределение механических свойств по всемуобъему металла и как следствие заданную разнотолщенностьпо длине и ширине полосы. Поэтому, алюминиевый прокат меньше 3 мм получаютметодом холодной прокатки (т.е. от 20-50 градусов). 
После обрезки концов полосы и смотки ее в рулонпоследний подвергается отжигу. Предварительная правка и резка рулонов, гдеразмотанная полоса подвергается правке, обрезки боковых кромок и резке налисты. Сложенные в стопы листы проходят дальнейшие операции в линии отделки(закаленные листы): термическая обработка, сушка, правка, прогладка,растяжка на растяжной машине, обрезка в размер по длине и окончательная правка.После этого листы проходят контроль, маркировку, смазку и упаковку в ящики.Листы являются основным видом полуфабрикатов из алюминия и его сплавов.Благодаря ценному сочетанию механических, физических и технологических свойствалюминий в виде листов из высоколегированных сплавов Амг2являются в настоящее время основными материалами для сварных силовыхконструкций в судостроении,  транспортноми вагоностроительном машиностроении, химической промышленности.
Для сохранения высокой коррозионной стойкости неотожженные сварные конструкции из сплавов Амг2 не должны нагреваться выше 100° С ( при 100° С – неболее 100 ч). Высоколегированные Al-Mg сплавы находятприменение в новых композиционных материалах, например, в производствемногослойных металлов.
3. Устройствоцехов.
В условиях современного и планиру­емого на ближайшуюперспективу уровня техники в зависимости от сорт­амента продукции определилисьсле­дующие оптимальные решения по прокатным цехам: непрерывные широко­полосныестаны горячей прокатки производительностью 6—8 млн. т, толстолистовые станыпроизводительностью 2—2,5 млн. т, крупносортные и среднесортные станыпроизводительностью 1,5—2 млн. т.
Развитие важнейших отраслей — химической, нефтеперерабатывающейпромышленности, машиностроения и других во многом зависит от качества исортамента труб. По способам изготовления трубы из чер­ных металлов могут бытьразделены на четыре класса: горячекатаные бес­шовные стальные, сварныестальные, холоднодеформированные стальные и чугунные литые.
Из общего объема производства труб в СССР на долюбесшовных труб приходится около 40%.Производство  бесшовных  горячекатаных труб характеризуется большимразно­образием способов их изготовления, например с использованиемавтоматов-станов, непрерывных трубопрокатных станов, станов пилигримовойпрокат­ки, а также процесса прессования. Но­вые трубные заводы по производствубесшовных труб предполагается про­ектировать в основном как передель­ные,работающие на скрапе по схеме: электроплавка —непрерывное   литье сплошной заготовки споследующим обжатием или литье полой заготовки.
Основными методами про­изводства сварных трубявляется элек­тросварка и непрерывная печная свар­ка. Заводы по производствусварных труб намечается проектировать с ис­пользованием привозного рулонногоили листового металла.
Широкое применение в различныхотраслях народного хозяйства, осо­бенно в машиностроении, находят из­делияметизной промышленности (метизы), которые являются продукцией четвертогопередела черной металлур­гии. К ним относятся: проволока, стальные канаты, металлокорд, витая арматура для железобетона, металли­ческиесетки, лента, сварочные элект­роды, порошковая проволока, мелкие пружины,крепежные изделия (болты, шпильки, винты, шурупы, гайки, же­лезнодорожныекостыли и др.), противоугоны для рельсов и пр. Внастоя­щее время отечественные предприя­тия черной металлургии выпускают около90 тыс. типоразмеров продук­ции. Заготовкой для производства метизов являютсямелкосортный прокат, калиброванная сталь, катанка и про­волока.

Рис 3. Схематичный планпрокатного цеха с сортовым производствам. Стрелками показа­ны автомобильныеподъезды.
1— склад огнеупоров; 2 — отделение нагревательных колодцев, 3 — кольцевая слиткоподача;4 — блюминг 1300 снепрерывно-заготовочным станом 900/700/500, 5 — склад заготовки. 6 — мелкосортный стан 250; 7 — проволоч­ныйстан 250, 8 — отделение трубнойзаготовки, 9 — среднесортный стан350, 10 — склад готовой продукции,железнодорожные пути, 11—подачиогнеупоров, 12—движения слитковоэных составов, 13—погрузкизаготовки (слябов), 14—погрузки обрези
На рис. 3. приведен схематиче­ский план прокатногоцеха в составе блюминга с непрерывно-заготовочным станом, мелкосортными и проволоч­нымистанами. Горячие слитки на те­лежках из отделения раздевания слитков поступаютв отделение нагре­вательных колодцев, где их снимают специальными кранами ипомещают в колодцы для нагрева до требуемой температуры. После нагрева слиткитеми же кранами кладут на слитковоз, которыйтранспортирует их к клети блюминга. Современные блюминги оборудуются, какправило, кольцевой слиткоподачей, что обеспечивает бо­леевысокую производительность и на­дежность работы на этом участке.
Транспортировка заготовки с блю­минга нанепрерывно-заготовочный стан и оттуда на склад заготовки осу­ществляетсярольгангами. На складе заготовки, который решен в виде пя­типролетногоздания, оборудованного мостовыми кранами, кроме транспорт­ных операцийвыполняется выбороч­ная зачистка и сортировка заготовки. После этого с помощьюкранов и рольгангов заготовка попадает в на­гревательные печи, а оттуда на соот­ветствующийстан для последующей прокатки. В ряде случаев предусмат­ривается отгрузказаготовки со скла­да в вагоны для последующей отправ­ки на внешнюю сеть.
Готовая продукция прокатных ста­нов складируется наскладе, откуда отгружается потребителям.
4. План итранспорт прокатных цехов.
Краткое ознакомление с основами прокатногопроизводства позволяет определить следующие основные участки работы транспорта:
1) перевозка слитков при разлив­ке стали в изложницыили литой заго­товки при разливке на МНЛЗ.
2) транспортировка заготовки;
3) перевозка готовой продукции;
4) перевозка скрапа, окалины, огнеупоров,оборудования, валков и дру­гих грузов, которая выполняется обычножелезнодорожным или авто­мобильным транспортом. В последние годы для этихперевозок все более ис­пользуется автомобильный транспорт.
Объем перевозок основных грузовв прокатных цехах в значительной сте­пени зависит от вида производства и типастана. Объем работы транспорта прокат­ных цехов по перевозке заготовки иотходов производства (скрап, окалина, недокат и др.)определяется коэффициентом расхода металла в прокат­ных цехах. Среднийкоэффициент расходов металла приведен в таблице 1 (расходные коэффициентыприведены на один передел).
Таблица 1.
Средние расходныекоэффициенты металла в прокатных цехах на 1 т проката.Наименование станов и цехов Расходный коэффициент
Блюминги и слябинги (при разливке стали в изложни­цы)
1,15—1,20
Рельсобалочные и балочные
1,08—1,10
Крупносортные
1,07
Мелкосортные и проволочные
1,04
Толстолистовые
1,13—1,25
Широкополосные
1,02—1,07
Цехи холодной прокатки
1,04—1,33
При последователь­ной прокатке на двух и болеестанах общее количество заготовки должно определяться с учетом потерь на каж­домстане в отдельности.
Масса металлосодержащих отходовпроизводства в расчете на 1 т проката определяется в зависимости от разни­цымежду массой заготовки и готово­го проката. Так, например, при рас­ходномкоэффициенте 1,2 на 1 т про­ката отходы производства составят 0,2 т, из которых80—85% составят обрезь искрап и около 15—20% — окалина (в пересчете наметалл). Фактическая масса окалины, подле­жащей транспортировке, должна бытьувеличена примерно на 40% за счет присоединениякислорода из воздуха.
Транспортировка заготовки дляпоследующей прокатки, например с непрерывно-заготовочного стана на мел­косортный,с непрерывного листового стана горячей прокатки в цех холод­ной прокатки и др.,преимущественно осуществляется средствами внутрице­хового специальноготранспорта (конвейеры рулонов, рольганги, тележки и др.).

К внутрицеховому транспорту предъявляются наиболеевысокие требования: в первую очередь безопасность, широкий температурный диапазонработы (например, наличие магнитной траверсы позволяет транспортировать краном,показанным на рисунке, груз с температурой до 500 градусов), удобство дляперсонала и легкость управления, быстро осуществляемый монтаж, надежность идолговечность, скорость и производительность.
В ряде случаев, когда по условиям технологии игенерального плана заготовка подается на станы, расположенные на значительномрасстоя­нии от заготовительных, и использова­ние средств специальноготранспорта неэффективно, заготовку транспорти­руют железнодорожным транспортом.В последние годы для этой перевозки намечается использовать автомобильныйтранспорт.
Готовую продукцию перевозят в ос­новномжелезнодорожным транспор­том. Этот процесс включает операции по обеспечениюпорожними вагонами, подготовке вагонов к грузовым опе­рациям, упаковке ипогрузке проката и отправлению на внешнюю сеть. Дей­ствующие ГОСТы определяютоснов­ные требования к упаковке готовой продукции. Сортовая горячекатанаяпродукция, блюмы и рельсы отправляются без упаковки.Некоторую осо­бенность имеет транспортировка гото­вой продукции трубногопроизводст­ва, так как загрузка вагонов трубами при отправке их на сеть МПСсуще­ственно зависит от диаметра и толщи­ны стенок труб, составляя от 30 до 100% номинальной грузоподъемности вагонов, что требуетпередачи заводу значительного числа порожних ваго­нов ежесуточно.
Путевое развитие района прокатных цехов (прокатногорайона) является важным участком общей схемы железнодорожных путей предприятия,обес­печивающим транспортное обслужи­вание прокатных цехов и отгрузку го­товойпродукции завода. При форми­ровании схемы путей этого района на­до учитыватьпроизводительность и состав цехов, планировочные решения по цехам, видтранспортирования за­готовки (железнодорожный, автомо­бильный, специальныеконвейеры) и способ отгрузки и упаковки готового проката, отправляемого навнешнюю сеть.
Основа схемы путевого развития прокатного района —станция «Про­кат», определяющая формирование схемы района в целом. По своему на­значениюстанция «Прокат» является грузовой станцией, в ряде случаев вы­полняющей такжеработу по распреде­лению вагонопотоков между станция­ми,а также пропуск транзитных по­ездов.
В практике проектирования путево­горазвития района прокатных цехов встречается в основном три вариантарасположения станции  «Прокат»: подуглом, перпендикулярно и на про­должении прокатных цехов (рис. 4).

Рис. 4. Схема взаимного размещения станции «Про­кат»   относи­тельно прокат­ных цехов.
а—под   углом, б — перпендику­лярно: в — после­довательно:   1— прокатный   цех, 2 — станция «Про­кат»
Выбор варианта расположения стан­ции«Прокат» относительно прокат­ных цехов определяется на основетехнико-экономического    сравнениявариантов в комплексе с решениями по генеральному плану завода. Срав­нениеведется по капитальным затра­там и эксплуатационным расходам с учетомперспективы развития и дру­гих факторов.
Схема путевого развития прокатно­го районаметаллургического завода с сортовым и листовым производством общим объемомоколо 2 млн.т. в год представлена на рис. 5.

Рис. 5. Схема    путевогоразвитияпро­катного района.
1 —мелкосортный стан 350; 2 — мелкосортно-проволочный стан 250; 3 —  полосовой стан1700;  4— склад заготовок; 5 —станционное здание; 6 — пункттехнического осмотра вагонов и гараж путевых машин; 7 — вагон­ные весы; 8, 9, 10 — пути погруз­ки товарной заго­товки;11, 12, 13— пути хозяйствен­ного назначения; 14-19 — пути погрузки готового проката.
Станция «Прокат» на этом заводе запроектирована кактупиковая грузовая стан­ция, расположенная на продолжении прокатных цехов. Кстанции примыка­ют перегоны на станциях «Восточная» и «Стальная». По условиямгенераль­ного плана станция расположена на значительном удалении от прокатныхцехов, в связи с чем вблизи некоторых погрузочных путей   предусмотрены сквозные выставочные пути (такна­зываемые «рыбки»). Наличие выста­вочных путей позволяет выполнять маневровуюработу по уборке груже­ных и подаче порожних вагонов без дополнительного заездана станцию «Прокат».
Недостатком такого расположениястанции «Прокат» является высокая загрузка горловины станции со сторо­ныпрокатных цехов, поскольку в этом месте сосредоточена вся поездная изначительная часть маневровой рабо­ты. В связи с этим схема с последова­тельным   расположением   станции «Прокат» по отношению прокатных цеховможет применяться на заводах с объемом производства проката до 2—2,5 млн.т. в год.
Другим примером путевого разви­тия прокатного районаможет быть схема, приведенная на рис. 6.

Рис. 6. Схематический генеральныйплан района прокатных цехов.
1 —конверторный цех; 2— отделение непрерывной разливки стали;3 — склад литой заготовки; 4 — стан горячей прокатки листа; 5 — цепной конвейер рулонов; 6 — цех горячей прокатки; 7 —цехихолодной прокатки; 8 — склад огнеупорови ферросплавов; 9 — скрапоразделочныйцех; 10 — склад смазочных материа­лов;11—станция «Прокат»; 12—станция «Скрапная»: 13—вагонныевесы; 14—станционные здания.
Стан­ция «Прокат» здесь запроектирована как грузоваястанция с транзитным движением, расположенным под углом к прокатным цехам.Передача заго­товки от цехов горячего проката в це­хи холодного проката решенаспеци­альными конвейерами в подземных транспортных тоннелях. Общий объемпроизводства проката на этом заводе составляет около 5 млн. т в год.
Преимущество этой схемы по срав­нению с предыдущей(рис. 5.) — разделение поездной и маневровой работы и ее равномерное распределе­ниевдоль крайнего пути станции, что позволяет применять эту схему на крупныхметаллургических заводах. В состав прокатного района на этом заводе кроместанции «Прокат» вклю­чена также станция «Скрапная»,обес­печивающая подачу скрапа в скрапное отделениеконверторного цеха.
Путевое развитие и планировочные решения при трубномпроизводстве рассмотрим на примере схемы гене­рального планаспециализированного трубного завода с электросталепла­вильным производством (рис.7).

Рис. 7. Схема генеральногоплана трубного завода с электросталеплавильным производством.
I—электросталеплавильный цехс непрерывной разливкой стали; 2 — цехнепрерывной прокатки труб;  3—цех производства подшипниковых труб; 4 — цех производства труб методомпрессования; 5 — цехи холоднодеформированных труб; 6 — скрапоразделочный цех; 7 — известковообжигательныйцех; 8 — шлакоперерабатывающий цех; 9 — ремонтные цехи; 10 — складское хозяйство; 11— склад сыпучих; 12 — кислороднаястан­ция; 13 — водное хозяйство; 14 — транспортное хозяйство; 15 — транспортные тоннели для передачилитой за­готовки; 16 — конвейеры длясыпучих материалов; 17 —административный центр.
Вся выплавляемая сталь разливается непрерывнымспособом. Литая заго­товка средствами специального транс­порта (рольганги,конвейеры, тележ­ки) по специальным транспортным тоннелям передается в тритрубных цеха: непрерывной прокатки, прессо­вания и производства подшипниковыхтруб. Завод занимает площадь около 300 га. Общий объем перевозок на заводесоставит около 6 млн.т. в год. Все межцеховыеперевозки выполняются конвейерным, автомобильным и специ­альным транспортом.Железнодорож­ный транспорт используется только на внешних перевозках. На заводезапро­ектировано 15 км железнодорожных путей и 13 км автомобильных дорог.
Дальнейшее совершенствование планировочных итехнических решений по транспорту прокатного производст­ва должно идти внаправлении обес­печения поточности транспортно-технологического процесса путемисполь­зования средств непрерывного и спе­циального транспорта для передачизаготовки и применения автомобиль­ного транспорта для перевозки окали­ны,скрапа, огнеупоров, ремонтного металла, отходов производства и дру­гих грузов.Перевозка готовой продук­ции будет осуществляться в основном железнодорожнымтранспортом. Ука­занные направления развития в соче­тании с использованиемнепрерывной разливки стали и строительством не­прерывных прокатных станов боль­шоймощности обеспечат компактную планировку и экономичные технические решения потранспорту.
5. Краткийобзор прокатного производства ОАО “НОСТА” (ОХМК).
ОАО”НОСТА”(ОХМК) — единственное предприятие (Россия 1999),освоившее производство башмачной полосы и готовых траков для тяжелых гусеничныхпромышленных тракторов мощностью 330, 500 и 800 л.с., работающих вэкстремальных условиях при температуре от +50 до -50oC.Траки для гусениц промышленных тракторов изготавливаются из стали легированнойхромом, ванадием, титаном и бором. Содержание вредных примесей серы и фосфоране более 0,025% каждого, это в два раза нижеаналогичных марок отечественных и зарубежных стандартов. Траки поставляются в термообработанном состоянии, их механические свойства неуступают требованиям международных стандартов.
На базе прокатного производства комбинатом освоеноизготовление спецпрофиля и универсальной полосы, изкоторых изготовляют коробчатые сварные лонжероны для производства рам тележектяжелых промышленных тракторов. Моторесурс этихлонжеронов по сравнению с лонжеронами других конструкций выше в 1,5 раза.
Передовые методы, внедренные в производство:
* технология контролируемой прокатки;
* изоляция глиссажных трубметодических печей для уменьшения неравномерности нагрева заготовок и повышенияточности прокатки;
* автоматизация системы замера температуры концапрокатки;
* реконструкция дисковых пил.
На складе готовой продукции имеются две трехзонные термические печи, в которых производитсятермообработка сортового проката.
Прокатноепроизводство включает:
— обжимной цех
* 16 групп нагревательных колодцев с емкостью ячейки80-100 т.;
* блюминг-слябинг для прокатки слитков массой 6-13т.;
* машина огневой зачистки;
* 13 неотапливаемых и 4отапливаемых колодца для замедленного охлаждения блюмови слябов.
Для удаления поверхностных дефектов в потоке станаустановлена машина огневой зачистки. В пролетах адъюстажаразмещены неотапливаемые и отапливаемые колодцы длязамедленного охлаждения блюмов и слябов легированныхи высоколегированных марок сталей. В зависимости от легированностиметалл после прокатки подвергают замедленному охлаждению в неотапливаемыхколодцах или специальной термической обработке в отапливаемых колодцах дляснижения флокеночувствительности стали.

— Листопрокатный цех №1, 2(с термотравидьнымотделением).
* 4 методические печи с инжекционными горелками инижним подогревом;
* вертикально-реверсивная клеть «1000»
* горизонтально-реверсивная клеть «ДУО»2800;
* реверсивная клеть “КВАТРО”2800;
* две листоправильныемашины, листоукладчики, гильотинные и дисковыеножницы;
* 4 печи с роликовой подачей для нагрева листов подзакалку, нормализацию и отпуск;
* 8 колпаковых печей дляотжига и замедленного охлаждения.
— Сортопрокатный цех
* 4 методические 5-зонные печи с торцевым посадом ивыдачей блюмов;
* обжимная дуо-реверсивнаяклеть 950;
* две нереверсивные клети 800;
* чистовая нереверсивная клеть 850;
* возвратный поток с участком пил горячей резки,ножницами и клеймовочной машиной;
* 2 трехзонные термическиепечи с шагающими балками для термообработки сортового проката.
— Цехштампованных изделий
В цехе производят заготовки для изделий глубокойвытяжки и чистовой вырубки, заготовки лонжеронов рам тележек и траки длягусеничных промышленных тракторов. Используются следующие виды технологическихпроцессов: вырубка на прессах, закалка в проходных толкательных печах, отжиг в колпаковых печах, травление сернистыми растворами вструйных агрегатах непрерывного действия. В цехе разработана и освоенатехнология проведения низкотемпературного отжига полосового прокатакачественных углеродистых марок стали, предназначенных для чистовой вырубкидеталей.
6. Прокатноепроизводство – отрасль с долгосрочными инвестициями. Выводы.
Без преувеличения можно сказать,что прокатная промышленность имеет огромное значение. Стоит признать, чтометаллургическая промышленность является одной из самых важных составляющихтехнологической эры двадцатого, а теперь уже и двадцать первого века. Это капиталоемкаяи долгосрочная отрасль мировой индустрии, с впечатляющим масштабом. Например,рассчитанный срок окупаемости инвестиций, вложенных в строительство стана“2000” (ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”)холодной прокатки, — 6,4 года. Именно поэтому поддержание конкуренции,основанной на наличие системы правового и нормативно-технического обеспечения,важно для производства. Действующие нормативные правовые документы малоотвечают условиям функционирования индустрии нашей страны в рыночной экономике.История мирового развития показала, что как только появляется конкуренция,технологии, внедряемые в производство, и продукция этого производствастановятся доступней, «ближе» становятся потребитель и производитель.Конкуренция порождает продукцию с более низкой ценой и более высоким качеством.Здесь стоит подчеркнуть – слово «конкуренция» означает «здравая конкуренция»,подкрепленная правовой базой и соответствующими соглашениями. Хорошо известнареакция мировых производителей прокатной продукции (Россия, США) на попыткиотечественного производителя выйти на мировой рынок, такой заманчивый и богатый(богатый – в смысле, много реальных покупателей, мало бартерных схем, совсемнет взаимозачетов).
Казалось бы — демпинговые цены и удовлетворительноекачество продукции должны склонить нефтяных и газовых магнатов, как главныхпотребителей труб,  к правильному выбору«купуй українське». О