Образ маленькогочеловека у Пушкина, Достоевского и ГоголяНапротяжении XIX века писателей волновала проблема маленького человека , и ониписали об этом в своих произведениях. Маленький че ловек в литературе полторадесятка лет претерпел некоторые изменения. Рассмотрим динамику этих измененийна примере трех произведений Медный всадник , Шинель и Бедные люди . Медный всадник это одно изпервых произведений, где автор пы
тается описать маленького человека . Пушкинначинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, величие Петербурга, восхища ется столицей России. По моему мнению, автор делает это длятого, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем авторначинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, он обедневший дворянин,не имеет ни высокого чина, ни знатного имени
Ночным светом и молвой оно имя забыто . Евгений живет спокойной, размеренной Жиз нью, Дичится знатных ,обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, оннуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение егожизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений,осознавая, что он бесси лен перед стихией, все же пытается найти виноватых втом, что рухнула
его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет в своихбедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю госу дарственнуюмашину, тем самым вступает в неравную схватку и Пушкин показывает это черезоживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек,терпит поражение. Вследствие огром ного горя и неспособности бороться сгосударством главный герой гибнет.
Пушкин очень ярко описал маленького человека , этот человек не только имел свое собственное мнение, нои попытался доказать его.Герой Шинели Акакий Акакиевичуже не дворянин, он чиновник само го низшего класса титулярный советник,человек, над которым постоянно издеваются и подшучивают, тем самым унижая его.Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его сталанеполноценной он не мог до конца договорить фразы и вместо этого использовалместоиме ния, междометия, предлоги и т. д.
Такой стиль речи сам по себе делалчело века униженным перед всеми остальными, даже равными ему по сословномупризнаку. Акакий Акакиевич не только не противостоит государству как попыталсясделать Евгений , он даже не может защитить себя перед равными ему людьми.Когда у Башмачкина украли шинель, это было горе для него, равноценное потереПараши у Евгения. Но что же он предпринял? Башмачкин обращается в разныеинстанции, но отказать ему не составляет
труда, потому что он ничтожен посвоему положению, а главное, по своей душе. Это доказывается тем, что Башмачкинни о чем не мечтал, не мог за себя постоять, не защищал свое человеческоедостоинство.Акакий Акакиевич умирает, ноГоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Мне кажется, что Гоголь оживилгероя, чтобы еще сильнее показать ничтожность души маленького человека , ведьдаже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по-прежнему остался лишь малень ким человеком
по крайней мере, мне кажется, что это именно так .В произведении Бедные люди главным героем также является мел кий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Онтоже подвергался изде вательствам на работе, но по своей натуре это уже совсемдругой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемычеловечес кого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в об ществе.Прочтя Шинель ,
Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большойточностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущентем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам онспособен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством,а личностью, хотя и поставлен ной обществом на низкую ступень.Таким образом, мы видим, что сразвитием литературы
развивался и образ маленького человека . Сначала он моглюбить, уважать себя но был бессилен перед государственной машиной. Затем он немог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог.Затем ма ленький человек приобретает чувство собственного достоинства, способ ностьлюбить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное он уже не ничтожен в душе!